Приветствую, друзья!

Все ценные архитектурные объекты имеют свою непростую историю, многие тайны и подробности всплывают уже в наше время. Не исключение Воронцовский дворец в Крыму.

Вот вам удивительный факт № 1 – как музей «Дворец графа Воронцова» мог функционировать даже во время немецкой оккупации? А кто из вас знает о «железной комнате» и как получилось, что этот дворец был дороже, чем у самого императора?

Я постараюсь в статье зацепить и эти вопросы. Приступаем к чтению!

Одно то, что на строительство дворца было потрачено 20 лет и 20 млн. серебром, говорит о далеко не простом имении, а настоящем шедевре архитектурного искусства. А если еще добавить к этому имена архитекторов и мастеров, что трудились над его созданием .

Судите сами, руководили проектом и строительством английские и итальянские мастера – Томас Харрисон и Франческо Боффо, а затем и Эдвард Блор, знаменитый архитектор, которому принадлежит ряд таких работ, как Букингемский дворец, шотландский замок Вальтера Скотта, реконструкция лондонских дворцов.

Причем, Блор не приезжал в Алупку, М. Воронцов сам наведывался к нему в Англию с рисунками местного ландшафта, рельефа и пейзажей.

Строительство и все связанные работы с оформлением дворца осуществлялись крепостными, среди которых были великолепные мастера, а впрочем, вы в этом убедитесь при личном посещении имения.

Воронцовский дворец: описание

Не мудрено, что строительство продолжалось так долго, ведь материалом служил местный вулканический камень диабаз, который сначала надо было добыть (взорвать), а потом обточить до нужного размера на блоки. Зато он является очень крепким материалом.

Воронцовский дворец состоит из пяти, соединенных между собой корпусов, в которых насчитывается более 150 помещений. Стоит дворец в окружении роскошного парка, о котором я расскажу в следующей статье.

Изначально, дворец планировалось возводить в стиле неоклассицизма , но после постройки фундамента и смерти одного из архитекторов, Воронцов поменял решение . Сейчас мы видим удивительный дворец-средневековый замок, в архитектурных стилях которого присутствует – английский стиль Тюдор (северная сторона), а также восточный индо-мавританский (южная сторона).

Воронцовский замок из темного камня, с его башенками, шпилями, арками, зубчатыми стенами, ажурными переходами, куполами и тонкими резными узорами прекрасно вписывается в горный и морской пейзажи. А если смотреть снизу, то утопающий в парковой зелени, дворец похож на декорацию к старинному английскому роману.

Немного истории

Граф, князь, а затем губернатор Новороссийского края М. С. Воронцов полюбил крымскую землю и старался по возможности благоустроить каждый клочок – строил дороги, промышленные предприятия, занимался пароходством, развивал сельское хозяйство.

Так случилось и с Алупкой, где он решил возвести имение. Строительство дворца происходило в период с 1828 по 1848 год.

До самой октябрьской революции замок благополучно служил резиденцией семьи Воронцовых. В 1921 году был национализирован и (удивительно, как это не стал очередным санаторием) использовался, как музей.

Крым чуть не потерял это удивительное строение во время ВОВ, первый раз перед самым приходом немецких захватчиков, когда надежды не оставалось, от главнокомандующего поступил приказ уничтожить дворец, дабы тот не стал добычей фашистов.

И второй – перед отступлением немецких войск, на этот раз уже сами оккупанты «на прощание» планировали поднять в воздух весь дворец.

Сохранению этого уникального архитектурного комплекса мы обязаны старшему научному сотруднику музея Степану Щеколдину, который не дал исполнить приказ, продолжал служить в музее при захвате фашистами, сохраняя ценные экспонаты в потайной «железной комнате».

Под страхом смерти он продолжал свое дело, до самого освобождения. В результате получил 10 лет лагерей за «службу» немцам.

В 1945 году здесь располагалась английская делегация, во главе с У. Черчиллем, которая прибыла на Ялтинскую конференцию.

До 1965 года Ворнцовский дворец служил государственной дачей. Затем вновь был открыт, как музей. С 1990 года является Алупкинским дворцово-парковым заповедником.

Что вы увидите при посещении дворцового комплекса

Прежде всего, ваше внимание займет сама архитектура дворцового комплекса, ведь с какой стороны не зайди, всюду уникальная картина. С западной стороны это будут сторожевые башни, чуть правее Шуваловский корпус и воротный проезд.

Затем тенистый хозяйственный двор с великаном-платаном и хозпостройки.

С северной стороны дворец увенчан аккуратными башенками и крупными окнами, а перед фасадом разместились мраморные фонтаны, один из которых копия бахчисарайского «фонтана слез».

И наконец-то самый удивительный и романтичный – южный фасад в индо-мавританском стиле с великолепными арками, восточным орнаментом, балкончиками и ажурными решетками. Кстати, над дверью, ведущую в Голубую гостиную выведена надпись на арабском языке. Как узнаете и увидите своими глазами, что там написано, пишите в комментариях!

Место фотосессий и селфи – Львиная терраса. Широкая лестница с тремя парами мраморных львов спускается к нижнему парку и Чайному домику у моря.

Мраморные львы – работа итальянского скульптора Джованни Бонанни. Хищники изображены мирно спящими, просыпающимися и воинственно настроенными охранниками.

Ах, да! Еще вы загляните в зимний сад с белоснежными ангельскими скульптурами и редкими южными растениями. Далее вы отправитесь на экскурсию по внутренним покоям с гидом, который и поведает вам обо всем подробнее.

Как проходят экскурсии

К большому сожалению, экскурсии проходят только по первому этажу и захватывают всего 10 залов, где вас ждут пять основных экспозиций.

Надо сказать, что интерьер любой из комнат приведет вас в полный восторг. Вот где можно увидеть идеальное сочетание вкуса и роскоши. И это при всем том, что Воронцовский дворец все же подвергся разграблению и варварству во время немецкой оккупации.

Также на территории дворца проходят различные тематические и сезонные выставки, осуществляется экскурсионное обслуживание по парку, в том числе и на электромобилях.

М. С. Воронцов был ценителем искусства, литературы, и стремился к наукам и знаниям. В имении была создана библиотека, которая собиралась не один десяток лет, и сейчас там насчитывается более 27 000 книжных экземпляров.

Также Воронцовы могли похвастаться большой коллекцией картин – семейных портретов и работ известных зарубежных мастеров. Их вы заметите в каждом зале.

Ну и традиционно – Воронцовский дворец много раз использовался как площадка для киносъемок. Здесь снимали «Гамлет», «Печки-лавочки», «Асса», «Обыкновенное чудо» и другие фильмы.

Отзывы туристов

Восхищение присутствует в каждом отзыве посетителей. О чем все же сетовали экскурсанты?

  • иногда приходится ждать своей экскурсии, но можно пока погулять по парку;
  • хочется задержаться подольше в каждом зале, а то вместе с группой толком ничего не рассмотришь;
  • далеко идти от стоянки;
  • одного дня мало, чтобы насладиться осмотром дворца и окрестностей, поэтому бронируйте жилье и задержитесь в Алупке подольше. Она того стоит!
  • цены на билеты высоковаты.

Информация о посещении

Где находиться это чудо? Дворец графа Воронцова расположился в городе Алупка, в 17 км от Ялты. Над стенами дворца возвышаются зубцы Ай-Петри.

Точный адрес: г. Алупка, улица Дворцовое шоссе, 18.

Воронцовский дворец принимает посетителей без выходных, с 9.00 до 17.00 в зимнее время, с 9.00 до 18.00 в весеннее и с 8.00 до 20.00 — летом. Кассы закрываются раньше, в 16.15, 17.15 и 19.15 в зависимости от сезона!

Стоимость посещения:

  • посещение Основной экспозиции «Парадные залы Главного корпуса Воронцовского дворца» – 400 рублей;
  • единый билет на все экспозиции и выставки – 1050 рублей;
  • единый билет «Интерьеры Воронцовского дворца» – 600 рублей;
  • единый билет «Парадные залы» и временные выставки – 650 рублей;
  • отдельные экспозиции – от 50 до 350 рублей;
  • экскурсия по парку – 100 рублей;
  • на электромобиле – 800 рублей;
  • дети от 7 до 16 лет, студенты до 18 лет – отдельное обслуживание, скидки, льготы.

Официальный сайт: worontsovpalace.org

Как добраться к Воронцовскому дворцу

Из Симферополя, Ялты, Севастополя и многих других населенных пунктов ходит прямой автобусный рейс в Алупку. Как выбраться из аэропорта Симферополь я писал .

От автовокзала Алупки до дворца пешком около 20 минут, есть информационные щиты и указатели.

Из Ялты к Воронцовскому дворцу вас доставят некоторые маршрутки, например, № 32 отправляется из центра, а № 102 от автовокзала.

Также можно из Ялты отправиться в Алупку по морю на катере. Подробнее о морских прогулках в этой .

Еще один вариант – приобрести экскурсионный тур. В составе групп и с гидом вам не придется переживать о том, как найти пункт назначения и как вернуться обратно.

Полезно знать

Если планируете прогулку по парку – ходить придется много, а рельеф все-таки горный. Поэтому, девушки, одевайте удобную обувь без каблуков – многие потом жалуются!

Хотите узнать, где остановиться в Алупке, где перекусить, на какой пляж отправиться семьей – читайте вот .

И еще кое-что

Вы можете стать членом «Клуба друзей Воронцовского дворца» . Что это такое?

Многочисленные экспонаты дворца являются уникальными и бесценными свидетельствами истории. К сожалению, они не вечны и со временем требуют дорогостоящих реставрационных работ, иначе дворцовые коллекции могут значительно поредеть.

Кроме того, содержание дворца и парка, организация выставок, научные и исследовательские работы, образовательная программа и обслуживание посетителей – все это требует огромных затрат.

«Клуб друзей Воронцовского парка» – это проект финансовой поддержки от организаций и частных лиц, другим словом, меценатство. Условия членства и подробная информация размещена на официальном сайте музея:

worontsovpalace.org/?page_id=7766

И напоследок я спрошу

п.с. Вы знаете, я считаю этот дворец не только самым великолепным и достойным посещения (из разряда «шары на лоб»), но и самым загадочным. Если внимательно приглядеться к внутреннему убранству, то возникает какое-то неуютное чувство. Конечно, экскурсоводы будут проносить вас по комнатам со скоростью движения потока воды в водопаде Учан-су, но вы все-таки постарайтесь оглядеться и ответить мне на вопрос. Что это за чертовщина вокруг!!?? Или это только мне кажется не уместным среди такой красоты?

Жду ваших вариантов ответа…

Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, также известный как Воронцовский дворец, был построен в период 1828-1848 гг. по проекту английского архитектора Эдварда Блора как крымская резиденция графа Михаила Семеновича Воронцова. При его создании использовался местный ландшафт, а главная черта дворца - это смесь нескольких диаметрально противоположных архитектурных стилей.

Вход на территорию дворца больше напоминает замок европейского средневековья.

Дворец выстроен из особо твердого камня долерита, природные запасы которого находились на месте будущего сооружения. Это застывшая магма, который раньше назывался диабаз. Для долерита характерны высокая твёрдость 6-7 единиц по шкале Мооса . Это значит, что данный материал настолько тверд, что используется для мощения дорог, а поддается обработке только алмазом.

Еще удивительнее это звучит, когда узнаешь, что строили дворец оброчные крепостные из Владимирской и Московской губерний, работая вручную самыми примитивными инструментами.

Этот узкий коридор между двух похожих на крепостные стены называется Шуваловский проезд. Графы Шуваловы приходились родственниками Воронцовых. И где-то здесь располагались апартаменты Софьи - дочери Михаила Семеновича.

Через проезд попадаем во внутренний двор. Здесь применена фактурная обработка стен «рваным» камнем. Музейные экспозиции мы не осматривали, ограничившись наружным осмотром.

Северный фасад дворца. Тут уже видны черты не средневековой крепости, а загородного английского дворца 16 века, для которого типичны большие оконные проемы и высокие дымовые трубы.

Западная же часть дворца выполнена в неоготическом стиле.

При Воронцовском дворце находится парк, заложенный около 200 лет назад, который насчитывает более 200 видов деревьев и кустарников из различных стран мира. Для его создания был специально приглашен известный немецкий садовод-архитектор Карл Кебах.

На особо интересных и редких экземплярах установлены таблички с названием, родиной и примерным возрастом. Например, это платан восточный с западного средиземноморья возрастом 190 лет.

Парковый ансамбль состоит из верхнего и нижнего парков. Верхний парк представляет собой массивы природного диабаза, его еще называют «алупкинский хаос». Через все эти камни и растения гармонично проложены тропинки.

Через парк подходим к восточному фасаду.

На южной террасе к фасаду ведет широченная лестница из того же диорита, по бокам которой стоят скульптуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Бонанни. Сам южный фасад выполнен в арабском стиле и с восточной пышностью. Это самое красивое место дворца.

Подковообразная арка, двухъярусный свод, резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса. На фреске ниши шестикратно повторенная надпись с изречением из Корана: «И нет бога, кроме Аллаха».

Дворец расположен прямо у подножия горы Ай-Петри, на неё мы также поднимемся, но немного позже.

А какой вид открывается на море от южного фасада...

Местность в районе Алупки богата водой, что позволило создать в Воронцовском парке более десятка разнообразных фонтанов. Большинство из них спроектировано В. Гунтом.

Нижний парк тоже разнообразен и начинается пологим рельефом. Он окаймляет Воронцовский дворец и оформлен в классическом парковом стиле.

А справа находится большой розарий.

Воронцовский дворец после революции был национализирован, оставшееся имущество дополнено коллекциями из других южнобережных дворцов, и в 1921 году здесь был открыт историко-бытовой музей.

В годы Отечественной войны Крым был оккупирован немецкими фашистами. При отступлении немцы хотели взорвать дворец, но взрыв осуществить не удалось, этому помешали музейные работники.

В феврале 1945 года, в период Крымской конференции, Алупкинский дворец был предоставлен английской делегации во главе с У. Черчиллем, который даже хотел купить его.

С 1945 по 1955 здесь была госдача, именуемая в документах «спец.объект №3».

Как музей дворец был вновь открыт для посетителей уже в 1956 году.

Воронцовский дворец в Алупке (Крым) по праву считается одной из жемчужин полуострова. Изящное и, в то же время, величественное строение расположено у подножия горы Ай-Петри. Его окружает уникальный парковый комплекс, а с парадной лестницы открывается удивительный вид на Черное море.

Дворцовый комплекс органично вписывается в окружающий ландшафт благодаря тому, что его расположение соответствует горному рельефу. Именно поэтому дворец имеет такой оригинальный образ. Воронцовский дворец в Крыму и прилегающий к нему парк часто становились съемочной площадкой. Как минимум 17 кинофильмов получили признание широкой публики.

Цены на билеты в Воронцовском дворце в 2020 году

Стоимость билетов указана на официальном сайте комплекса. Они зависят от выбранных экспозиций и экскурсий.

  • Отдельные экспозиции и выставки: взрослые — от 50 до 350 руб., студенты, пенсионеры и подростки 16-18 лет — от 25 до 200 руб.
  • Экскурсии по парку пешие: взрослые — 100 руб., студенты, пенсионеры и подростки 16-18 лет — 70 руб.
  • Экскурсии по парку на электромобиле: 800 руб. с группы 4-20 человек.
  • Для льготной и бесплатной категории посетителей, а также для детей от 7 до 16 лет: взимается плата 70 руб. за использование аудиогидов.
  • «Единый билет» (все экспозиции и выставки): взрослые — 900 руб., студенты, пенсионеры и подростки 16-18 лет — 500 руб.

Режим работы Воронцовского дворца

Посещать экспозиции, временные и постоянные выставки можно ежедневно с 09:00 до 17:00. При этом Парадные залы и Южные террасы по субботам открыты до 20:00. По дворцовому парку проводятся экскурсии, но только в том случае, если соберется группа от 15 до 20 человек. Есть варианты пеших прогулок и поездки на электромобиле. «Единый билет» можно приобрести в любой день, кроме понедельника и среды.

История Воронцовского дворца

Первым владельцем дворца был светлейший князь Михаил Семенович Воронцов, потомок древнего рода, известного с 14 века, герой-орденоносец, участвовавший во многих военных кампаниях и вышедший в отставку в звании генерала-фельдмаршала, новороссийский и бессарабский генерал-губернатор, почетный член Петербургской Академии наук. После его смерти в 1856 году, дворцом поочередно владели близкие родственники князя. После свершения революции объект был национализирован.

Период строительства Воронцовского дворца в Крыму относится к периоду 1828—1848 гг. К тяжелым работам были привлечены оброчные крепостные, а рельефную отделку выполняли потомственные каменотёсы, причем вручную. Вначале возвели Столовый корпус, затем Центральный. Уже в сороковые годы 19 столетия появилась бильярдная, флигели, башни, гостевой и хозяйственные корпуса, а также библиотека. Над уступами Южной террасы усердно трудились сапёры. Благодаря им, Воронцовский дворец в Алупке обзавелся шикарной парадной лестницей, на постаменты которой в 1948 году были водружены львы, изготовленные итальянским мастером Джованни Боннани. Это явилось завершающим аккордом оформления общего ансамбля дворцового комплекса.

Уже в 1921 году Воронцовский дворец в Крыму, так и не поменявший своего нарицательного имени, превратился в музей. В годы Второй мировой войны экспонаты спрятать не успели, поэтому многие из них были вывезли оккупанты. Суммы похищенного оказались колоссальными. Во время Ялтинской конференции (февраль 1945-го) дворец на время превратился в резиденцию У.Черчилля и его свиты. Вплоть до 1956-го здесь располагалась правительственная дача. Впоследствии было вынесено решение вновь открыть музей, который функционирует до сих пор, но уже в новом статусе. В 90 годах прошлого столетия комплекс стал именоваться дворцово-парковым музеем-заповедником.

Архитектура

В облике строения просматриваются элементы различных эпох и удачное сочетание архитектурных стилей — строгого английского, с направлением к неоготике, и пышного восточного, неомавританского. Интересен тот факт, что дворец начал строиться по одному проекту (итальянца Франческо Боффо и англичанина Томаса Харрисона), а заканчивался — по другому (известного британского архитектора-эклектика Эдварда Блора). Кстати, последний, работая над проектом, Алупку не посещал, так как был слишком загружен заказами королевской семьи у себя на родине.

Основной материал строительства Воронцовского дворца в Алупке — диабаз, превосходящий по прочности гранитные камни. Музей-заповедник включает в себя пять отдельных зданий, внутренние дворики, террасу, парадную и дополнительные лестницы, а также парковую зону.

Дворец внутри

Официальный сайт Воронцовского дворца предлагает к посещению несколько интереснейших экспозиций. Основной экспозицией комплекса являются Парадные залы, расположенные в Главном корпусе комплекса. Их отделка сохранилась практически в первоначальном виде. Оформление и убранство Парадного кабинета выполнены по всем правилам английского стиля. Здесь присутствуют портреты первого владельца, а также его соратников, участвовавших в Бородинском сражении. Китайский кабинет способен удивить посетителей искусно декорированной мебелью и циновками из рисовой соломки, занимающими бо́льшую часть поверхности стен. Вестибюль с деревянными профилированными потолками, строгой мебелью и каминами, украшенными диабазовыми порталами, соседствует с тамбуром, в котором имеется вышитое изображение персидского шаха. Голубая гостиная поражает своей утонченностью и изумительным лепным орнаментом, выполненным когда-то крепостным мастером.

В Зимнем саду можно увидеть вьющийся фикус, сохранившийся с 1838 года, и редкие экзотические растения. Здесь находятся любопытные скульптуры и фонтан. Парадная столовая Воронцовского дворца в Алупке (Крым) напоминает рыцарский замок. В ней привлекает внимание оригинальный балкончик для музыкантов и фонтан, по форме напоминающий камин. Завершает Парадные залы Бильярдная с художественными полотнами, размещенными на стенах.

К следующей экспозиции относится одноэтажный Шуваловский флигель, в который имели доступ лишь близкие к семье дочери М. С. Воронцова люди. Уютный домик имеет несколько комнат, каждая из которых интересна по-своему. Далее можно пройти в квартиру дворецкого, расположенную Хозяйственном корпусе, и посмотреть, как жил обслуживающий персонал князя, получая полный пансион, да еще и зарплату. Здесь же можно заглянуть в Воронцовскую кухню. И, наконец, еще одна экспозиция «Южных террас» включает саму парадную лестницу, скульптуры львов, цветущие клумбы и каскадные фонтаны.

Кроме основных объектов Воронцовского дворца в Алупке, на его территории размещаются временные и постоянные выставки. Среди них — русский и западноевропейский фарфор-фаяс, живопись художников разных периодов, включая вторую половину 20 века, скульптуры, графика и пр.

Парк Воронцовского дворца

Итальянским регулярным стилем характеризуется нижняя часть парка. Вокруг дворцового комплекса растут преимущественно хвойные деревья — ели, пихты, кедры, сосны и кипарисы, поэтому территория всегда остается в зелени. Весной и летом в парке цветут магнолии, экзотические кустарники и удивительный церцис, стволы которого в апреле густо облепливаются фиолетово-багряными цветками, напоминающими мотыльков. Парк Воронцовского дворца невероятно красив, а прогулки по нему доставляют невероятное удовольствие.

Воронцовский дворец — как добраться

Вариантов посещения дворцово-паркового комплекса в Алупке несколько. Через город проходят две трассы — верхняя и нижняя, поэтому попасть сюда можно с разных населенных пунктов полуострова, связанных между собой Южнобережным и Севастопольским шоссе.

Из Ялты

По маршруту Ялта — Воронцовский дворец регулярно ходит два автобуса — № 132 из центра. Он останавливается в пешей доступности от достопримечательности — всего в 10 минутах ходьбы. Остановка маршрутных такси, курсирующих между Ялтой и Алупкой (№ № 107 и 115), находится чуть дальше от комплекса — в 15 минутах ходьбы.

Из Севастополя

В Воронцовский дворец можно доехать прямым автобусным рейсом «Севастополь — Алупка» до остановки «Питомник» и пройтись пешком.

Из Алушты

Путь Алушта — Воронцовский дворец состоит из двух этапов. Вначале нужно добраться на крымском троллейбусе № 52 до Ялты, а затем пересесть на автобус или маршрутное такси (описание выше).

Из Симферополя

Из Симферополя до троллейбусной станции Ялты, расположенной поблизости от «Автовокзала» можно доехать от остановки «Площадь Ленина» на маршрутном такси № 54 или 63 до отсановки «Площадь Куйбышева» и пересесть на троллейбус № 52 до Ялты. Далее путь в Воронцовский дворец — как добраться, описано выше. Быстрее до Ялты можно доехать междугородним автотранспортом.

Крымские таксисты и частные извозчики прекрасно знают, где находится Воронцовский дворец, поэтому пассажиров они доставляют не только из Ялты, но и из Фороса, Гурзуфа, Алушты и даже Симферополя. При самостоятельной поездке на машине придется заранее позаботиться о навигаторе.

Важная информация До октября 2017 года до Воронцовского дворца можно было добраться морским путем. В настоящее время Алупкинский причал закрыт по причине его разрушения

На берегу Черного моря расположен величественный памятник архитектуры XIX века – Воронцовский дворец. Его строительство шло 20 лет и завершилось в 1848 году под руководством придворного британского архитектора именитого Эдварда Блора. Шедевр эпохи романтизма был задуман в качестве резиденции графа Михаила Воронцова, генерал-губернатора Новороссийского края.

Место под строительство дворца граф выбрал сам – на красивом мысу у горы Ай-Петри в Крыму. Автор искусно совместил английский и неомавританский стили с готикой и блестяще вписал здание в существующий ландшафт. Блор никогда там раньше не был, но по зарисовкам «развернул» здание так, что его контур совпадает с очертанием гор.

В строительстве здания применяли диабаз – камень зеленовато-серого цвета. Его добывали в местных краях. Рисунки в оформлении здания были очень сложными, камень мог треснуть при обработке, поэтому проводить каменотесные работы вызвали лучших мастеров, которые строили храмы в Центральной России.

Так в непримечательном и малоизвестном до этого момента татарском селе Алупка появился замок из пяти корпусов с многочисленными переходами, лестницами и двориками. У парадной лестницы расположилась Львиная терраса. Шесть львов «восседают» по обе стороны великолепной лестницы из белого мрамора – один «спит», другой «пробуждается», остальные «бодрствуют» и «рычат».

Воронцовский дворец стал первым в России, в котором построили водопровод с горячей водой и систему канализации.

На строительство дворцового комплекса ушла огромная по тем временам сумма – около 9 миллионов рублей серебром. Но она была по плечу графу Воронцову – богатейшему помещику Российской империи.

История создания

История Воронцовского дворца тесно связана с событиями в стране. Вскоре после заселения графу пришлось покинуть новый дом в связи с назначением на Кавказ. Дворец менял своих хозяев – в разные годы в нем жили дочь графа Софья Михайловна, сын Семен Михайлович, вдова Мария Васильевна. В 1880-х годах здание опустело и было брошено.

В начале 20 века родственники Воронцовых – Дашковы устроили там санатории и пансионы. После революции земли были национализированы. В 20-х годах, как и в некоторых других крупных дворянских усадьбах на южном берегу Крыма, там был создан музей, получивший название Алупкинский. Коллекция музея сильно пострадала в Великую Отечественную войну. Фашисты вывезли более 500 произведений живописи и графики, не многое потом удалось вернуть обратно.

После войны во дворце расположилась государственная дача НКВД. И, наконец, в 1956 открылся Крымский государственный музей изобразительного искусства, который позже вошел в состав Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. Сегодня там размещены коллекции картин, скульптур и прикладного искусства, старинные документы, рассказывающие о строительстве дворца.

Выставки и экспозиции

Выставки и экспозиции размещены во многих помещениях Воронцовского дворца – в залах, Шуваловском флигеле, Гостевом корпусе, Хозяйственном корпусе, конферен-зале.

Так, гости могут посмотреть экспозиции «Парадные залы Главного корпуса», «Дом графа А.П. Шувалова», «Квартира Дворецкого», «Скульптура Южных террас», «Воронцовская кухня», выставки «Под платаном», «Фарфоровая кладовая» и другие.

Приемлемые цены доступны всем категориям посетителей. Стоимость билета для взрослых составляет от 50 до 300 рублей, для студентов, пенсионеров и детей от 16 до 18 лет – от 25 до 150 рублей. «Единый билет» стоит 650 и 325 рублей соответственно.

Например, на постоянной основе в музее работает экспозиция «Парадные залы Главного корпуса Воронцовского дворца». Эти помещения практически не изменились с давних времен. Отделка, мебель, даже портреты на стенах сохранили свой первоначальный вид в традиционной английской манере. Во время экскурсии гости увидят парадные залы главного корпуса, Китайский кабинет, вестибюль, Голубую гостиную, Зимний сад, Парадную столовую, бильярдную.

В кухонном здании Хозяйственного двора расположилась экспозиция «Воронцовская кухня». В этой части дворца прислуга не только работала, но и жила. Посетителям открыты три помещения этого корпуса, в которых можно познакомиться с интерьером дворцовой кухни. Первый зал просторный, расположен на территории в 60 квадратных метров и в высоту двух этажей. В центре стоит чугунная плита, украшенная литым орнаментом. Старинные посуда, раковина, самовары, кулинарные книги, интерьер кладовой создают яркое незабываемой впечатление.

В конференц-зале дворца открыта выставка «Заповедная Таврида». Она будет работать до 31 марта 2018 года. Посетители смогут увидеть 60 произведений искусства из фондов музея, их авторы – отечественные и зарубежные художники. На картинах изображены нереальной красоты природа Крыма и дворцы, парки, городские улицы, памятники археологии. Работы были созданы в первой половине XIX века, в конце XIX – начале XX века, в советское время. Все они представляют собой наследие крымчан, которое хранится для последующих поколений.

Алупкинский дворец, шедевр архитектуры романтизма, строили почти 20 лет, с 1828 по 1848 год, по заказу могущественного генерал-губернатора Новороссийского края, аристократа и англомана графа Михаила Семеновича Воронцова. Граф самолично выбрал место для своей крымской резиденции на живописном каменном мысу у подножья горы Ай-Петри в малоизвестном татарском селе Алупка. Органично вписать здание дворца в окружающий ландшафт удалось англичанину Эдварду Блору - автору замка Вальтера Скотта в Шотландии, придворному архитектору британской короны. В архитектуре Воронцовского дворца Блор соединил разные стили - английский, неомавританский и готику, отдав должное светской моде того времени на романы Вальтера Скотта и восточные сказки.

История создания

Первоначально возводить резиденцию был назначен знаменитый итальянский архитектор Франческо Боффо, уже построивший графу дворец в Одессе. Помогать ему должен был англичанин Томас Харрисон, инженер, приверженец неоклассики. Начались работы, и к 1828 году фундамент, который для сейсмоустойчивости залили свинцом, а также первая кладка портальной ниши центрального корпуса были готовы. Но в 1829 году умер Харрисон, а два года спустя граф решил приостановить строительство дворца, по всей видимости отказавшись от идеи возведения резиденции в стиле неоклассики.

Воронцов обращается к англичанину Эдварду Блору, блистательному историку архитектуры, графику и модному у себя на родине архитектору. Скорее всего, Воронцову его отрекомендовал граф Пембрук. Новых чертежей пришлось ждать почти год. Но результат Михаилу Семеновичу понравился, и в декабре 1832 года началось возведение корпусов. Блор блистательно решил задачу в исторической перспективе: архитектура дворца демонстрирует развитие средневековой европейской и мавританской архитектуры, начиная от форм раннего Средневековья и кончая XVI веком. Здание дворца развернуто таким образом, что повторяет собой очертания виднеющихся гор. Удивительно, что сам архитектор, так точно вписавший здание в окружающую природу, ни разу не побывал в Крыму, а использовал лишь многочисленные пейзажные наброски и рисунки рельефа, которые были высланы ему в Англию.

Получившийся замок, вполне мог служить иллюстрацией к историческим романам: пять корпусов, укрепленных оборонительными башнями, различными по форме и высоте, объединены между собой множеством открытых и закрытых переходов, лестниц и двориков.

Строительство велось из местного камня зеленовато-серого цвета - диабаза, по прочности не уступающего базальту, который брался из естественных россыпей в Алупке. При его обработке требовались немалые усилия, так как сложные по рисунку украшения экстерьера дома мог испортить один неверный удар долотом. Поэтому для сложнейших каменотесных работ пригласили российских камнерезов, строивших белокаменные храмы в Центральной России.

Основное декоративное украшение Воронцовского дворца - мотив пологой стрельчатой килевидной арки - неоднократно повторяется и в чугунной балюстраде балконов, и в каменной резной решетке, ограждающей крышу, и в декоративном убранстве портала южного входа, выполненного в мавританском стиле дворца Альгамбра.

В оформлении обращенного к морю южного входа переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, которые завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя, кроме Аллаха», так же как это написано в гранадской Альгамбре.

Перед фасадом располагается Львиная терраса и монументальная лестница белого каррарского мрамора работы итальянского скульптора Джованни Бонанни. С обеих сторон ступеней расположены три пары львов: левый снизу - спящий, правый снизу - пробуждающийся, выше - пара бодрствующих, и третья пара - рычащие.

Задний фасад дворца и его западная часть, вариация на тему тюдоровской Англии XVI - начала XVII века, напоминают суровые замки английских аристократов.

Кстати, этот дворец был один из первых в России, который оборудовали водопроводом с горячей водой и канализацией.

Расходы на строительство дворцового комплекса составили около 9 миллионов рублей серебром - астрономическая по тем временам сумма. Но граф Воронцов мог себе это позволить, так как после женитьбы в 1819 году на Елизавете Ксаверьевне Браницкой он удвоил свое состояние и стал богатейшим помещиком Российской империи. Елизавета Ксаверьевна, та самая, в которую, по одной из версий, в одесской ссылке влюбился Александр Пушкин, лично следила за созданием интерьеров здания, заботилась о художественном оформлении парка и нередко оплачивала работы.

Обитатели дворца

Долго пожить в Алупкинском дворце Михаилу Семеновичу не удалось. Последовало очередное назначение - на этот раз на Кавказ. Зато в Алупке в конце 1840-х годов поселилась с детьми его дочь, графиня Софья Михайловна. Затем, после смерти князя Воронцова (он получил княжеский титул в 1845 году), дворец по праву майората перешел к его единственному сыну - Семену Михайловичу. В 1882 году его вдова, Мария Васильевна Воронцова, уехала за границу и вывезла из дворца многие ценности. Детей у нее не было, дворец оказался брошенным, и к концу XIX века здание, парк и хозяйство пришли в полный упадок.

В 1904 году у замка появились новые хозяева - родственники по линии Воронцовых-Дашковых. Жена наместника царя на Кавказе графиня Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова, урожденная графиня Шувалова, энергично взялась за дело. Она сдала земли под санатории и пансионы и построила на территории имения более 120 дач.

После революции и установления власти Советов в Крыму земли Воронцовых-Дашковых были национализированы. А 22 февраля 1921 года в Крым пришла телеграмма Ленина: «Примите решительные меры к действительной охране художественных ценностей, картин, фарфора, бронзы, мрамора и т. д., находящихся в ялтинских дворцах и частных зданиях, ныне отводимых под санатории Наркомздрава...»

В начале 20-х годов на Южном берегу Крыма, в ряде крупнейших дворянских усадеб были созданы музеи, среди них и Алупкинский музей. Коллекция музея серьезно пострадала во время Великой Отечественной войны: многое было вывезено оккупантами, в том числе 537 произведений живописи и графики. Лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец.

В феврале 1945 года на время Крымской (Ялтинской) конференции Алупкинский дворец стал резиденцией английской делегации. В Парадной столовой дворца состоялись встречи глав союзных держав - Сталина, Черчилля и Рузвельта.

Позже дворец стал госдачей НКВД. В 1952 году там разместили санаторий, и лишь в 1956 году по решению советского правительства здесь открылся Крымский государственный музей изобразительного искусства. С 1990 года дворец входит в состав Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. В его коллекции сегодня представлены произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства, а также документы, старинные рисунки и литографии, знакомящие с историей строительства дворца.

Английский парк

Английский парк дворца - произведение немецкого садовода-ботаника Карла Кебаха, которого Воронцов пригласил в Крым в 1824 году, когда не было и проекта самого дворца. Он с рвением принялся за создание парка, учитывая рельеф, климат и местную флору, сочетая, впрочем, все с новейшими достижениями садово-паркового искусства. Со всего мира сюда были завезены около 200 видов деревьев и кустов. Посылки с семенами и саженцами приходили из Америки, Италии, Кавказа, Карелии, Китая и Японии. Рассказывали, что здесь одновременно цвело более двух тысяч сортов роз. Немецкий садовод настолько прославился в Крыму, что его стали приглашать помещики для создания или улучшения своих парков и садов по всему побережью.

Карл Кебах четко спланировал парк по принципу амфитеатра, сохранив в его структуре связи с главным дворцом и прочими архитектурными объектами. Прибрежное шоссе (Ялта - Симеиз) делит парк на Верхний и Нижний.

Нижний парк оформлен в стиле итальянских садов эпохи Возрождения с фонтанами, мраморными скульптурами, византийскими колоннами, вазами и каменными скамьями. Верхний создан по принципу английских пейзажных парков эпохи романтизма - более естественным и природным: в нем скалистые обломки, тенистые пруды и сохраненные участки крымского леса перемежаются с живописными полянами, уникальной системой озер, водопадов, каскадов и гротов. Кебах создавал Верхний парк как место созерцания моря и горы Ай-Петри, возвышавшейся над парком и дворцом, словно руины замка великанов.

Тщательно продуманная дренажная система и индивидуальный уход за растениями сделали свое дело - многие, даже очень редкие и прихотливые растения хорошо укоренились. Всего на территории парка к концу XIX века произрастало 250 видов деревьев и кустарников. Растения Воронцовского парка пользовались такой популярностью, что саженцы даже продавали на сторону, в другие сады и усадьбы.

Славу Воронцовского парка как шедевра ландшафтной архитектуры упрочили художники, работавшие здесь на этюдах: Исаак Левитан, Василий Суриков, Аристарх Лентулов... А парки, сады и виноградники, принадлежавшие графу Михаилу Воронцову и его родственникам - Нарышкиным и Потоцким, полностью изменили облик побережья от Алушты до Фороса.


Close