Кавказские Минеральные Воды, далее просто КМВ - безусловно, одно из интереснейших мест, что я видел. Даже не по количеству достопримечательностей (хотя и с этим тут всё хорошо), а по своему устройству: россыпь одиноких гор (если точнее, 17) высотой от 700 до 1400 метров, сочащихся минералкой, и на равнине между ними - 6 городов (курортные Пятигорск, Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, промышленный Лермонтов и транспортные Минеральные Воды), несколько ПГТ (важнейшие - Иноземцево и Горячеводск), десятки сёл и хуторов, в том числе греческих и карачаевских. У городов здесь общий символ - Орёл, терзающий змею, то есть победа здоровья над хворями. Агломерация с миллионным населением, при этом неразрывно связанная с природой - настоящий центр Северного Кавказа, не случайно администрация федерального округа разместилась не в Ставрополе (о котором ), а в Пятигорске.

Пяти дней на КМВ оказалось мало, поэтому рассказ мой будет не совсем полным - однако из 15-17 частей. В первой осмотрим "ворота" агломерации город Минеральные Воды (76 тыс. жителей) и начало связующей её воедино железной дороги до посёлка Иноземцево, во второй - проедем по станциям от Железноводска до Кисловодска.

Одним из европейских веяний, "привезённых" в Россию Петром I, стали курорты: стоило было разобраться с первоочерёдными проблемами - создать промышленность, навалять шведами и выйти к морю, как во все пределы империи Российской разъехались медики и учёные искать целебные воды - первой из таких находок стали в Карелии. По некоторым данным, тогда же, в 1717 году, петровский медик Готлиб Шобер побывал в Предкавказье и открыл источники у нынешнего Пятигорска. Более достоверны исследования Иоганна Гюльденштедта, Петра Палласа и Фёдора Гааза на рубеже 18-19 веков, когда через будущие КМВ прошла Азово-Моздокская укреплённая линия и Россия взялась обустраивать регион всерьёз и надолго. Официально курорт был учреждён в 1802 году, и спрос на него появился с первых лет - первоначально отдыхающие жили в кибитках (калмыцких юртах), ставившихся у источников в летний сезон. В 1820-30-е оформились 4 курортных города, и во времена Лермонтова (1837-41), как можно узнать из того же "Героя Нашего Времени", тут уже был популярный у петербургского света курорт, достойный какого-нибудь Карлсбада.
Наконец, в 1875 году рядом прошла Владикавказская железная дорога, вблизи КавМинВод оказалась станция Султановкая, почти сразу переименованная в Минеральные Воды: от неё начиналась дорога к курортам, а в 1893 году пустили железнодорожную ветку на Кисловодск. Пристанционный посёлок начал быстро расти, в 1898 году получив название Илларионовский, в 1922 году - став городом Минеральные Воды . Вот таким был его вокзал:

Ныне на его месте роскошный вокзал 1950-х годов, встречающий гостей круглой колоннадой с орлом, запечатлённой на вводном кадре. Вокзал стоит непривычно далеко от путей, по сути с этой стороны ещё одна площадь:

Вид со стороны города. В целях борьбы с терроризмом войти в вокзал можно только с этой стороны, а выйти - только к орлу:

Башенка наверху у меня вызывает ассоциации с ВДНХ:

Но больше всего меня впечатлил центральный зал под куполом с обилием лепнины, витражей и мозаик:

Основная тема оформления - кавказские пейзажи, что подчёркивает роль "ворот региона":

Так как терроризм - угроза обществу, а Кавказ - его главный очаг (здешние электрички взрывали неоднократно), я предполагал, что по фотопаранойе КМВ превзойдёт всё, что я видел раньше. Ну правда: вот заходит молодой мужчина нетрадиционной для данных мест внешности в вокзал, фотографирует его, и не покупая билета уходит - в любой точке России сторож бы насторожился. Но вопреки ожиданиям, несмотря на огромное количество охраны я фотографировал совершенно беспрепятственно на всех станциях. Не знаю, с чем это связано - то ли с обилием курортников ("кефирников", как их тут называют), которые тоже непрочь запечатлеться на фоне вокзала, то ли реальностью террористической угрозы, а стало быть лучшим пониманием, что не фотоаппарат есть признак злоумышленника.

Старые дома в окрестностях привокзальной площади - она и служит историческим центром города:

Бурая сталинка на заднем плане - напротив вокзала:

Но в общем, Минеральные Воды - это классический "город железнодорожников", разросшийся в позднесоветское время (когда курорты были особенно загружены) и потому весьма унылый внешне. По-южному ухоженные перпендикулярные железной дороге главные улицы с пятиэтажками:

И редкими сталинками типа почтамта:

А между ними - сплошной частный сектор на фоне горы Змейка (992м), или Жлактау - 3-й по высоте из 17 гор КМВ после Бештау и Джуцы.

Почти в геометрическом центре города, недалеко от стадиона на перекрёстке Ставропольской и Пятигорской улиц - Никольская Старая церковь (1957), до 1997 года называвшаяся Покровской, тогда же видимо пристроили колоколенку. По храмам советского времени мне пора уже делать отдельный пост - столько об этом феномене накопилось материала, и на КМВ таких церквей я нашёл минимум две.

А в дальнем конце Ставропольской, на противоположной вокзалу оконечности "пятиэтажечного" центра - собственно, нынешний Покровский собор (1992-97), вроде бы имевший дореволюционного предшественника, фотографий которого я не нашёл.

Впрочем, он сам по себе интересен - едва ли не ярчайший образец этой грубой, доморощенной, низкобюджетной, но такой искренней архитектуры церквей Перестройки.

Странные пропорции, какая-то общая раздельность всех элементов:

Особенно хороша апсида, похожая на водонапорную башню:

Кроме вокзала, в МинВодах есть основанный в 1925 году, а ныне крупнейший в Северо-Кавказском ФО аэропорт - уступающий аэропортам Ростова, Краснодара и Сочи, но далеко превосходящий Ставрополь, а из-за сложного рельефа (рядом горы) он наряду с московскими аэропортами имел самое современное в СССР навигационное оборудование. Ещё в окрестностях Минеральных Вод есть небольшие и остающиеся в тени "великолепной четвёрки" курорты Кумагорск и Нагуты, а также совсем не курортный Георгиевск - старый городок, выросший у ярмарки и крепости, где в 1783 году был подписан трактат о русском протекторате над Грузией. Пожалуй, Георгиевск - мой главный пробел на КМВ, но оттуда родом эконом-географ mingitau , в журнал которого и отсылаю. Я же из примечательных мест в окрестностях Минеральных Вод запомнил лишь ногайское село Канглы, которое проезжает маршрутка по дороге из Ставрополя - о ногайцах, чьи сёла точечно раскиданы от казахской границы до Кавказа, я уже писал . Но по крайней мере при беглом взгляде Канглы ничем не выделяются среди других сёл Ставрополья, а их главная достопримечательность - Кинжал-гора (506м) в 1970-е годы была полностью уничтожена карьером - горы здешние слагает редкий и ценный технический камень бештаунит :

Так что вернёмся на вокзал - помимо сквозных путей дальних поездов, тут есть и тупиковые пригородные. У входа на крытую платформу - турникеты, в кассе продают билет со штрих-кодом, как на подмосковных электричках - вот только турникеты все нараспашку, и по вагонам довольно часто ходят контроллёры. Линия на Кисловодск длиной 64 километра была построена, как уже говорилось, в 1893 году, а нынешний облик приняла в 1936, когда её электрифицировали (причём магистраль такой честь удостоилась лишь в 1960-е), снабдили высокими платформами и вероятно построили часть вокзалов на маленьких станциях. Ныне это что-то среднее между городским и пригородным транспортом - она связует МинВоды, Пятигорск, Ессентуки и Кисловодск, электрички ходят в среднем каждые час-полтора, время в пути - также около полутора часов. У местных они популярны, и среди окружающего маршруточного безобразия смотрятся как оазис в пустыне - удобный и понятный транспорт, которым я пользовался все 5 дней своего пребывания на КМВ. Что особенно приятно - у всех поездов пока ещё исторический дизайн:

Навес над первой пригородной платформой, судя по заклёпкам - то ли дореволюционный, то ли грамотная стилизация. Рядом паровоз-памятник:

А из окна электрички видны редкие дореволюционные постройки путейского ведомства:

Первая остановка - платформа 3-й километр , невзрачная подстать названию. Таких на линии всего две.

На 5-м километре вокзал поинтереснее - видимо, времён электрификации линии:

Как и на следующей станции Змейка - сталинские вокзальчики тут похожи друг на друга, но чуть-чуть разные:

Где-то здесь город заканчивается, и над сёлами и полями довлеет собственно Жлактау, в скалах которой правда есть что-то змеиное. Часть склона изуродована карьером, где добывался всё тот же бештаунит:

Жалко, день выдался пасмурным - каждый из 5 дней на МинВодах (да всех 10 дней поездки) меня сопровождала разная погода:

Но вот за горой начинается новый посёлок Иноземцево (28 тыс. жителей), через который железная дорога проходит тремя станциями:

Здесь же подходит ветка на Железноводск всего из одного перегона... этой весной, увы, фактически убитая - поезда по ней больше не ходят. Хотя это закрытие не первое, в лучшее время на линии было 19 пар поездов (то есть один состав ходил туда-сюда почти непрерывно), а накануне последней отмены - 6 пар.

Здесь зона влияния другой горы - Бештау (1401м), вокруг которой и группируются КМВ. До станции Бештау и ходят электрички из Железноводска - туда-сюда, не дальше по главному ходу!

Тут уже дореволюционный вокзальчик, за которым РЖДшный санаторий "Восход":

Иноземцево ныне числится ПГТ в подчинении Железноводска, который при этом слегка превосходит по размеру. Оно всегда было в тени других городов КМВ, но между тем история его весьма интересная: в 1801 году здесь обосновались шотландцы - миссионеры из Эдинбургского Библейского общества, пытавшиеся крестить горцев - как я понимаю, "библейские общества" не принадлежат ни одной конфессии и просто распространяют Библию в миру. Впрочем, миссия оказалась не очень успешной, шотландцы тут продержались до 1835 года, а затем их окончательно вытеснили немцы, переселившиеся сюда в 1809 году и взявшиеся за садоводство.

Название "Иноземцево" же - отнюдь не в честь здешних иноземцев: изначально шотландская колония называлась Каррас, немецкая - Николаевская, а под нынешним названием их объединили в 1959 году (когда местные немцы по воле Сталина уже 18 лет как обживали Казахстан) вокруг станционного посёлка, получившего название в свою очередь в честь Ивана Иноземцева - начальника Владикавказской железной дороги, построившего эту линию и особняк близ станции имени себя:

Ещё за путями - остатки домовой церкви Иноземцева, переделанной в жилой дом. Кадр снят прямо с платформы:

Станция Иноземцево :

Маленький старый вокзал:

Здесь я оставил электричку и отправился на поиски осколков бывшей немецкой колонии. Посёлок стоит на склоне Бештау, улицы уходят вниз под весьма ощутимым углом:

В центре - проспект Свободы с бульваром, вполне возможно насаженном ещё немцами, по разные стороны которого два домика очень почтенного возраста:

Белый слева, в три окна, принадлежал старшине немецких колонистов Готлибу Рошке, который тут устроил кофейню, и в кофейне этой бывали Пушкин, Глинка, Толстой, Белинский, но в первую очередь - Лермонтов, который здесь завтракал последний раз в своей жизни, утром перед дуэлью с Мартыновым. Что тут сейчас - не знаю: домик и не открыт, и не заброшен.

Наискось от которой - серое здание кинотеатра "Луч", скрывающий внутри кирху колонии Каррас (1837), фотографий которой я, увы, так и не нашёл:

Есть тут и ещё одна бывшая кирха Николаевской колонии (1904), адрес которой я не знал, и лишь по возвращении обнаружил, что ныне это ДК "Машук" на Колхозной улице. Каким образом я упустил это при подготовке - ума не приложу, поэтому фотография кирхи чужая (

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСЕЛКА ИНОЗЕМЦЕВО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ.Поселок Иноземцево - это уникальное место КМВ. Именно здесь в 1801-1835 годах находилось первое и старейшее поселение выходцев из Западной Европы - шотландских миссионеров Эдинбургского библейского общества. Миссионеры были направлены на Кавказскую линию по велению императора Александра I «с целью распространения трудолюбия, ремесла и христианства среди горских народов магометанского и языческого исповедания». Осенью 1801 года было выбрано место для миссии на восточном склоне горы Бештау, в старинном татарском поселении Каррас, принадлежавшем потомкам крымского султана Гирея. В 1805 году миссионеры получили 7 тысяч десятин казенной земли. Члены миссии активно распространяли христианство, издавали религиозную литературу, выкупали на деньги библейского общества невольников, обращали их в христианскую веру и возвращали им свободу. Кроме того, миссионеры занимались плотницким, столярным, кузнечным, гончарным, типографским, хлебопекарным, портновским и ткацким ремёслами, а также торговали продуктами сельского хозяйства на рынках КМВ. В помощь шотландцам для обработки земли летом 1809 года в Каррас переселились первые немецкие семьи из Саратовской губернии. Среди них мастеровые люди: слесарь Иоганн Мартин, кожевник Христиан Конради, сапожник Иоганн Либих, бумажный фабрикант Людвиг Либих, кузнец Иоганн Георг Энгельгарт. В 1819 году рядом с Каррасом была учреждена немецкая Николаевская колония, которой было отмежевано из старого надела 4,5 тысячи десятин (в 1831 году - Константиновская, между которыми выросли обширные виноградники). Новые колонисты, отказавшись от нерентабельного землепашества, занялись садоводством, огородничеством, виноградарством, производством мяса и молока. Они стали регулярными поставщиками на рынки КМВ цветов, фруктов, овощей, мяса, молока, кефира и великолепных немецких сыров. Немцы привезли на КМВ культуру возделывания табака и успешно торговали им на рынках. С первых лет поселения они единственные выпекали хлеб на продажу, доставляя его в столовые и рестораны курорта. В середине XIX века в обеих колониях работали: маслобойня, кожевенный, кирпичный, известковый заводики. Широко известны были имена мебельщиков и каретников (Андрей Конради). Чистота, благоустроенность, обилие зелени, цветов и фруктов, вкусная и недорогая еда привлекали сюда курортную публику. До августа 1941 года население колоний Каррас и Николаевская до 90 % составляли немцы. Однако по приказу И. В. Сталина, который опасался пособничества фашистской армии в случае оккупации, почти все немецкое население в течение месяца было вывезено в Северный Казахстан, Узбекистан, на Урал и в Сибирь. В сентябре 1941 года бывшие колонии Каррас и Николаевская получили статус поселков. В 1959 году поселки Каррас и Николаевское были объединены в курортный посёлок Иноземцево. Название это было получено по одноименной железнодорожной станции. А станция Иноземцево, в свою очередь, была названа в честь управляющего Владикавказской железной дороги Ивана Дмитриевича Иноземцева, особняк которого располагается рядом со станцией. С января 1983 года Иноземцево получил статус посёлка городского типа в составе города Железноводска.

Иноземцево - курортный посёлок в городском округе город-курорт Железноводск Ставропольского края. Один из крупнейших посёлков городского типа в России.

Расположен у восточных склонов горы Бештау. Расстояние до краевого центра: 180 км.

История

Именно здесь в 1801-1835 годах находилось первое и старейшее поселение выходцев из Западной Европы - шотландских миссионеров Эдинбургского библейского общества. Шотландская колония была основана у горского аула Каррас. Позже к составу колонии присоединились немцы, основавшие по соседству Николаевскую колонию. Сами шотландцы покинули колонию в 1821 году. Миссионеры были направлены на Кавказскую линию по велению императора Александра I «с целью распространения трудолюбия, ремесла и христианства среди горских народов магометанского и языческого исповедания».

Осенью 1801 года было выбрано место для миссии на восточном склоне горы Бештау, в старинном татарском поселении Каррас, принадлежавшем потомкам крымского султана Гирея. В 1805 году миссионеры получили 7 тысяч десятин казенной земли.

25.12.1806 Александр I издал грамоту жителям колонии. 29.9.1817 Комитет министров принял решение о переселении из К. нем. колонистов (не реализовано). Комитет министров принял решения о переустройстве колонии, утверждённые Николаем I(15.12.1828, 26.6.1835).

Еванг. община (1806-66), лют. приход Пятигорск. Церковь (1840). Земли 7000 дес. (1807), 2859 дес. (1883), 3498 дес. (1910). Садоводство, виноградарство и виноделие, цветоводство, пчеловодство. Кожевенные з-ды Р. Педди, К. и Ю. Энгельгардтов, кирп.-черепич. з-д Е. Я. Альфтона, известковый з-д «Якорь», маслозавод, лавки, аптека. Сельсовет, с.-х. коопер. тов-во, нач. школа, изба- читальня (1926), к-з им. К. Либкнехта. Педтехникум (1933). Здесь бывали А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов (он отправился отсюда в 1841 на свою роковую дуэль). Место рожд. лют. пасторов И. Т. Келлера (1842-1918), Э. Е. Деггелера (1868-1956).

Члены миссии активно распространяли христианство, издавали религиозную литературу, выкупали на деньги библейского общества невольников, обращали их в христианскую веру и возвращали им свободу. Кроме того, миссионеры занимались плотницким, столярным, кузнечным, гончарным, типографским, хлебопекарным, портновским и ткацким ремёслами, а также торговали продуктами сельского хозяйства на рынках КМВ.

В помощь шотландцам для обработки земли летом 1809 года в Каррас переселились первые немецкие семьи из Саратовской губернии. Среди них мастеровые люди: слесарь Иоганн Мартин, кожевник Христиан Конради, сапожник Иоганн Либих, бумажный фабрикант Людвиг Либих, кузнец Иоганн Георг Энгельгарт. Шотландцы покинули колонию в 1821 году.

В 1835 году рядом с Каррасом была учреждена немецкая Николаевская колония (также Ново-Николаевская), которой было отмежевано из старого надела 4,5 тысячи десятин (в 1831 году - Константиновская, между которыми выросли обширные виноградники).

До 1917 - Терская обл., Пятигорский (Георгиевский) окр./Новогригорьевский у., Пятигорская/Новогригорьевская вол.; в сов. период - Орджоникидзевский край, Минераловодский/Горячеводский р-н. Лют.-менн. село, осн. в 1835. В 5 км к сев. от Пятигорска. Основатели из Поволжья. Лют. приход Пятигорск. Церковь (1906). Земли 2587 дес. (1883), 3143 дес. Вод. мельница, размещение гостей с близлеж. курортов. Коопер. лавка, нач. школа, сельсовет (1926). К-з «Октобер-Функе». Жит.: 270 (1858), 373 (1874), 546 (1883), 641 (1889), 955/930 нем. (1897), 1046 (1904), 1685 (1914), 1997/1516 нем. (1926).

Новые колонисты, отказавшись от нерентабельного землепашества, занялись садоводством, огородничеством, виноградарством, производством мяса и молока. Они стали регулярными поставщиками на рынки КМВ цветов, фруктов, овощей, мяса, молока, кефира и великолепных немецких сыров. Немцы привезли на КМВ культуру возделывания табака и успешно торговали им на рынках. С первых лет поселения они единственные выпекали хлеб на продажу, доставляя его в столовые и рестораны курорта.

В середине XIX века в обеих колониях работали: маслобойня, кожевенный, кирпичный, известковый заводики. Широко известны были имена мебельщиков и каретников (Андрей Конради). Чистота, благоустроенность, обилие зелени, цветов и фруктов, вкусная и недорогая еда привлекали сюда курортную публику.

До августа 1941 года население колоний Каррас и Николаевская до 90 % составляли немцы. Однако по приказу И. В. Сталина, который опасался пособничества фашистской армии в случае оккупации, почти все немецкое население в течение месяца было вывезено в Северный Казахстан, Узбекистан, на Урал и в Сибирь.

В сентябре 1941 года бывшие колонии Каррас и Николаевская получили статус поселков.

В 1959 году поселки Каррас и Николаевское были объединены в курортный посёлок Иноземцево. Название это было получено по одноимённой железнодорожной станции. А станция Иноземцево, в свою очередь, была названа в честь управляющего Владикавказской железной дороги Ивана Дмитриевича Иноземцева, особняк которого располагается рядом со станцией.

С января 1983 года Иноземцево получил статус посёлка городского типа в составе города Железноводска. По численности населения Иноземцево (27 455) превосходит Железноводск (25 203).

Русская православная церковь

  • Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Освящена 7 июля 1999 года
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Строительство ведется греческой диаспорой

Объекты культурного наследия

Памятники истории
  • Братская могила советских воинов, погибших при освобождении посёлка
  • Здание, где находился дошкольный детский дом, который посетила Н. К. Крупская
  • Здание, с балкона которого выступала К. Цеткин перед жителями посёлка Каррас
  • Дом Рошке, в котором провел последние часы перед дуэлью поэт М. Ю. Лермонтов. Подробнее
  • Могила неизвестного солдата

Достопримечательности

Дом Рошке

В 1824 году была построена колесная (грунтовая) дорога, соединившая через Каррас Горячие воды с Железными (с ответвлением на г. Машук - через территории теперешних станцию Машук, ЦЭС (пос. Энергетик), Перкальский лесопитомник, Лесную дачу (Комсомольскую поляну) и вверх практически напрямую, почти без серпантина). На дороге, в усадьбе немецкого колониста Готлиба Рошке была знаменитая кофейня и небольшая гостиница. По договору с Дирекцией Вод возле этой усадьбы делали обязательную остановку для отдыха экипажи и всадники.

В кафе у Рошке бывали А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский, М. И. Глинка, Л. Н. Толстой. Исследователь КМВ Ф. А. Баталин отмечал в 1856 году, что «лучшее кофе, чем в Кофейне, в доме старшины колонии Рошке, не найти и в Пятигорске». Случилось так, что в последние часы перед роковой дуэлью М. Ю. Лермонтов обедал с друзьями в этом доме.

Памятник клизме

В июне 2008 года на территории местного санатория «Машук Аква-Терм» был установлен первый в мире и пока единственный монумент, посвященный клизме. Он представляет собой бронзовый памятник весом 350 кг и высотой 1,5 метра, изготовленный в виде композиции из троих ангелоподобных детей, несущих, подняв над головами, большую грушевидную клизму. Скульптор проекта Авакова С. И.

«Во многих медицинских учреждениях, в том числе на курортах Кавказских Минеральных Вод клизма - одна из наиболее часто назначаемых процедур при лечении и профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта», - заявил директор санатория «Машук Аква-Терм» Александр Харченко. Поэтому клизме было давно пора поставить памятник. У входа в сам санаторий теперь висит лозунг: «Ударим клизмой по разгильдяйству и заторам!».

Баталинский источник

Баталинский источник - источник горькой, слабительного действия минеральной воды, находится восточнее посёлка на левом берегу речки Джемухи

Баталинская пещера

см. также Баталинская пещера

Курортный поселок Иноземцево , расположенный в Ставропольском крае, является очень интересным населенным пунктом с необычной историей.

История

Первыми поселенцами в этом месте были шотландские миссионеры во главе с Александром Патерсоном. Прибыли они в Россию в аул Каррас в 1802 году для религиозной деятельности среди горцев, населявших округу. Выбрано было именно это место, потому что миссионеры считали кавказских горцев похожими на горцев шотландских. Однако реальность сильно разочаровала приезжих иностранцев. Населявшие аул татары и представители кавказских народов жили фактически в средневековье, у богатых и знатных жителей имелись рабы. Шотландцы старались выкупать из рабства детей, учили их, многие потом стали довольно успешными людьми. Плата за свободу была довольно высока, двести рублей серебром. Средства для выкупа миссионерам переводились из Шотландии . После нескольких лет жизни в Каррасе большинство поселенцев переехали для продолжения своей деятельности в Оренбургскую область, хотя Патерсон остался.

Следом за шотландцами пришли немецкие поселенцы. Они начали активно разрабатывать эти земли, культивируя различные сорта пшеницы, винограда и многих других культур. Развивалось так же и животноводство. Вскоре стало ясно, что выращивание хлебных злаков не принесет много дохода, поэтому поселенцы переключились в основном на садоводство. Благодаря упорному труду появились многочисленные мельницы, маслобойни и прочие машины для переработки полученного сельскохозяйственного сырья. Впервые именно они начали выращивать в округе табак. Благодаря дешевым товарам сюда стали заезжать многочисленные отдыхающие на Кавказских минеральных водах.

С началом Великой Отечественной войны население колоний, состоявшее почти полностью из немцев, было выселено в Казахстан из-за угрозы вероятного сотрудничества с немецкими войсками. Немногие вернулись домой, так как имущество после отмены указа о переселении не возвращалось.

Немецкие колонисты назвали свое поселение Николаевкой, но в просторечье среди окрестных жителей долго ходило название поселка «Шотландка». Только в 1959 году, в результате слияния Николаевки и Карраса появился поселок Иноземцево. Название свое он получил, по иронии судьбы, не от обилия иностранцев в этих местах, а от станции, названной в честь Иноземцева Ивана Дмитриевича, управляющего железной дорогой, имевшего неподалеку особняк.

Инозе́мцево - курортный посёлок в городском округе город-курорт Железноводск Ставропольского края. Один из крупнейших посёлков городского типа в России.

География

Расположен у восточных склонов горы Бештау. Расстояние до краевого центра: 180 км.

Именно здесь в 1801-1835 годах находилось первое и старейшее поселение выходцев из Западной Европы - шотландских миссионеров Эдинбургского библейского общества. Шотландская колония была основана у горского аула Каррас. Позже к составу колонии присоединились немцы, основавшие по соседству Николаевскую колонию. Сами шотландцы покинули колонию в 1821 году. Миссионеры были направлены на Кавказскую линию по велению императора Александра I «с целью распространения трудолюбия, ремесла и христианства среди горских народов магометанского и языческого исповедания». Осенью 1801 года было выбрано место для миссии на восточном склоне горы Бештау, в старинном татарском поселении Каррас, принадлежавшем потомкам крымского султана Гирея. В 1805 году миссионеры получили 7 тысяч десятин казенной земли. 25.12.1806 Александр I издал грамоту жителям колонии. 29.9.1817 Комитет министров принял решение о переселении из К. нем. колонистов (не реализовано). Комитет министров принял решения о переустройстве колонии, утверждённые Николаем I(15.12.1828, 26.6.1835). Еванг. община (1806-66), лют. приход Пятигорск. Церковь (1840). Земли 7000 дес. (1807), 2859 дес. (1883), 3498 дес. (1910). Садоводство, виноградарство и виноделие, цветоводство, пчеловодство. Кожевенные з-ды Р. Педди, К. и Ю. Энгельгардтов, кирп.-черепич. з-д Е. Я. Альфтона, известковый з-д «Якорь», маслозавод, лавки, аптека. Сельсовет, с.-х. коопер. тов-во, нач. школа, изба- читальня (1926), к-з им. К. Либкнехта. Педтехникум (1933). Здесь бывали А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов (он отправился отсюда в 1841 на свою роковую дуэль). Место рожд. лют. пасторов И. Т. Келлера (1842-1918), Э. Е. Деггелера (1868-1956). Члены миссии активно распространяли христианство, издавали религиозную литературу, выкупали на деньги библейского общества невольников, обращали их в христианскую веру и возвращали им свободу. Кроме того, миссионеры занимались плотницким, столярным, кузнечным, гончарным, типографским, хлебопекарным, портновским и ткацким ремёслами, а также торговали продуктами сельского хозяйства на рынках КМВ. В помощь шотландцам для обработки земли летом 1809 года в Каррас переселились первые немецкие семьи из Саратовской губернии. Среди них мастеровые люди: слесарь Иоганн Мартин, кожевник Христиан Конради, сапожник Иоганн Либих, бумажный фабрикант Людвиг Либих, кузнец Иоганн Георг Энгельгарт. Шотландцы покинули колонию в 1821 году. В 1835 году рядом с Каррасом была учреждена немецкая Николаевская колония (также Ново-Николаевская), которой было отмежевано из старого надела 4,5 тысячи десятин (в 1831 году - Константиновская, между которыми выросли обширные виноградники). До 1917 - Терская обл., Пятигорский (Георгиевский) окр./Новогригорьевский у., Пятигорская/Новогригорьевская…


Close