Границы Каппадокии в различные периоды времени постоянно менялись. Сегодня этим именем принято называть ее основное ядро, которое находится в центральной части полуострова Малая Азия, в стороне, не имеющей выхода к морю. Оно представляет собой пустынное плоскогорье с континентальным климатом, расположившееся на высоте 1000 м над уровнем моря. На юге его окаймляют горы Эрджияс и Хасан, на север оно простирается рядами долин к соленому озеру Туз Гёлю и к реке Кызыл-Ирмак. В древности эти территории назывались Каппадокия Великая или Средиземноморская. Регулярно в склад Каппадокии включались земли, которые выходили к Черному морю: Каппадокия Малая, Верхняя или Понтийская (хотя в истории они чаще всего указываются под самостоятельным именем Понт, периодически являвшимся независимым государством).

Каппадокия славится своей уникальной геологией - она была сформирована вследствие интенсивной вулканической активности. Таким своеобразным строением она обязана двум периодам, встрече двух противоположных сил природы около 65-62 млн. лет назад: периоду извержения вулканов, в результате чего здешние земли были покрыты туфами и другими геологическими породами, и периоду эрозии и выветривания. В период, когда здесь начали образовываться горы, в частности хребет Тавр, в средней Анатолии образовались глубокие трещины в земле. Вследствие чего магма, извергающаяся на поверхность, образовала гряду вулканов, таким образом параллельно хребту Тавру выстроилась линия новых вулканов (Девели, Эрджиес, Хасан, Кейчибойдуран, Гюллюдаг и Мелендиз).

Следующий этап характеризируется эрозией и выветриванием. Благодаря континентальному климату со значительными и резкими перепадами температуры, в горных породах начали образовываться трещины. Деятельность льда и воды способствовала разрушению скал, вместе с воздействием рек и проливных дождей. Вот так образовались прославленные «каменные столбы» перибаджалары («камины фей») – останцы в форме каменных столбов и каменных грибов самых причудливых форм и очертаний.

Название «Каппадокия» происходит от языка древних хеттов, что в переводе означает «страна чистокровных лошадей». История Каппадокии берет свое начало с 5 тысячелетия до нашей эры. Весь долгий период своего существования эта местность находился на перекрестке цивилизаций, поочередно входя в состав Хеттской, Персидской, Римской и Османской империй и других государственных образований, и служа полем боя для многочисленных войн.

Властвование Хеттской империи продолжалось на этой территории с XVIII по XII столетие до нашей эры. Пала она под натиском агрессивных племен и «народов моря», которые двинулись на Армянское нагорье.

Несколько столетий Каппадокия принадлежала персам. Отсюда в Персию регулярно транспортировали золото, мулов, баранов и лошадей. Непобедимая конница Дария и его сына Ксеркса имела в своем распоряжении 1500 замечательных каппадокийских скакунов, являющихся гордостью империи.

Александр Македонский отвоевал Каппадокию у персов. После того, как его империя распалась, страна некоторое время наслаждалась независимостью, но уже через 350 лет она стала римской провинцией. Римляне довольно странно повели себя в этой ситуации - они не стали переделывать здесь все на свой лад, а обошлись лишь строительством новых дорог. С давних времен через эту местность проходили торговые пути из Европы в Малую Азию – начиная с II тысячелетия до нашей эры, ассирийские купцы имели здесь представительства - «карумы».

Долина Земи:

Зерно христианства в этой стране гор и тенистых ущелий было посеяно апостолом Павлом в I столетии нашего тысячелетия, а первым епископом Каппадокии стал Василий Великий – именно на здешних землях после долгих лет странствований по Палестине и Египту он обрел гармонию и умиротворение.

Первые христиане начали строить здесь подземные города, чтобы защититься от набегов сарацинов – так тогда называли мусульман. Многоярусные лабиринты, созданные в те далекие времена, до сих пор сохранились в отличном виде. Небольшой отрезок времени Каппадокией владели византийцы, затем она надолго попала во владение турок-сельджуков. Они активно занимались строительством – на территории Турции сохранилось большое количество возведенных ими мечетей, крепостей и медресе – духовных училищ. Они строили мощные «дворцы для путников» - так называемые караван-сараи.

Султан-Хан – это караван-сарай, который находится на границе Каппадокии. Он являлся прекрасной защитой от превратностей кочевой жизни. Купцы могли здесь отдохнуть, пополнить запасы, переждать страшную жару или непогоду. Также странникам предлагались услуги врача, конюшни, бани-хамам и мечети. Туристическим центром Каппадокии считается городок Гёреме. На въезде в город располагается прекрасный музей под открытым небом, он представляет собой некую долину, где собраны древние скальные церкви с фресками на разнообразные сюжеты из Нового Завета.

Городок Гёреме:

Национальный парк Гёреме:

Каппадокия знаменита своими подземными городами, вырубленными в скалах первыми христианами, которые спасались в пустынных уголках Малой Азии в период правления императора Диоклетиана. Много веков в этих пещерах проживали люди. Около полвека назад неподалеку от каппадокийской деревушки Деринкую археологи обнаружили подземные города, уходившие вглубь земли более чем на десятки метров, представленные километровыми лабиринтами галерей, жилых и хозяйственных помещений. На семи ярусах подземелья находятся амбары, колодцы, трапезные, вентиляционные шахты, конюшни, винные погреба, тюрьма, церковь и школа. Дверью, закрывавшей ходы в пещерные города, служили огромные каменные валуны.

Сохранить секреты подземелья – было главной целью жителей города, от которой зависела их жизнь. В дни, когда в город наведывались арабы или даже монголы жители уходили под землю. В переходах и штольнях хранились запасы провизии. У всех городов были потайные выходы. Многоярусность, вентиляция и потайные выходы делали такой город безопасным и неприступным.

В узком коридоре кое-где есть ступеньки, вырубленные прямо в породе. Внутри царит полумрак и приятная прохлада – здесь особенно приятно побывать после уличной жары. Посетив это место, следует обратить внимание на цвета стрелок, изображенных на стенах, синие ведут к выходу, а красные – вниз, вглубь подземного города. С двух сторон от этого прохода располагаются просторные помещения – это и есть квартиры обитателей древнего города.

В центральной части Каппадокии находится одно из самых густонаселенных поселений данного района - Учхисар:

Учхисар известен также своей крепостью, вырубленной в скале:

Крепость стоит на вершине холма, поднявшись на который, можно охватить взглядом почти всю Каппадокию, в том числе Долину Любви, о которой сложено немало легенд и сказаний:

Внимательные читатели заметят на этом фото собаку:

Каппадокия славится своими мастерами: гончарами, виноделами, ткачами и резчиками по камню. Через эту местность протекает самая длинная река Турции - Кызыл-Ирмак - Красная река. Свое название она получила благодаря красному окрасу воды, что связано с составом глины, окрашенной солями железа. Еще задолго до нашей эры на ее глинистых берегах вырос город, который сегодня называется Аванос. Гончарное искусство в этой местности было распространено еще в период властвования хеттов – их технику до сегодняшних дней используют ремесленники Аваноса. Каждое изделие сушат на солнце в течение трех дней, затем отправляют на обжиг. В печку, в которой обжигают посуду, добавляют не только дрова, но и пучки овечьей шерсти, солому и изюм. Благодаря такому особенному методу обработки, посуда, изготовленная местными гончарами, звенит словно колокольчик, если по ней стукнуть пальцем.

Богатая история здешних мест вдохновила знаменитого поэта Иосифа Бродского на написание стихотворения “Каппадокия”, в котором рассказывается о войнах Митридата. Есть предположение, что необычными ландшафтами Каппадокии и ее подземными домами вдохновлялся Джордж Лукас при создании фантастических ландшафтов Татуина в фильме «Звёздные войны. Эпизод IV. Новая надежда». Более того, жители могут показать места, где якобы происходили съемки фильма. Те, кто имел счастье побывать в Каппадокии, постоянно рассказывают о том, что когда над этими местами сгущаются сумерки, а люди погружаются в царство Морфея, из своих подземных тайников на вершину одной из скал вылетают добрые феи. Но увидеть их могут лишь те, кто имеет чистое, доброе сердце, и кто не утратил способности верить в волшебство и сказки.

Когда в яркую солнечную погоду летишь на воздушном шаре над Каппадокией, перед глазами открываются до того причудливые и сюрреалистические картины, что создаётся впечатление, будто внезапно оказался над просторами другой планеты, или как минимум в параллельной реальности – настолько необычно и невероятно выглядят достопримечательности этой местности, совместный труд природы и человека.

Интересно, что Каппадокия (в переводе означает «Страна прекрасных лошадей») – это не наименование какого-нибудь города или поселения, а историческое название местности, что находится в Центральной Анатолии в Турции. Примечательна она тем, что на её территории расположено огромное количество интересных достопримечательностей – созданные природой каменные столбы, выбитые в скалах жилища и храмы монахов, а также огромные подземные города с соединяющими их друг с другом туннелями.

От столицы Турции этот регион находится довольно далеко: если воспользоваться автобусом «Стамбул Каппадокия», то добраться можно за 10-11 часов (при этом рейс обойдётся около тридцати долларов). В состав этого региона входит пять областей, а расположена Каппадокия на карте между четырьмя городами:

  • Кыршехир – находится на севере, добраться до него можно автобусом, преодолев расстояние от Стамбула в 638 км;
  • Нигде – город на юге, чтобы добраться сюда от столицы Турции, необходимо проехать 795 км;
  • Кайсери – чтобы добраться до этого восточного города со Стамбула, нужно преодолеть 772 км;
  • Аксарай – от западного города столицу Турции отделяет 674 км.

Формирование

Каппадокия представляет собой практически ровное почти лишённое растительности маловодное плоскогорье, расположенное на высоте 1 тыс. м. над у. м., ограниченное на юге горами Эрджияс и Мелидз. Каппадокия имеет настолько уникальную геологию, что подобной ей местности на нашей планете просто не существует: чтобы сформировалась Каппадокия, более 50 млн. лет назад были почти сразу задействованы две абсолютно противоположные по своей природе силы.

Извержения вулканов сформировали горы, а вместе с ними и разломы, после чего лава, изливаясь, заполняла все низменности местности, выравнивая, долины и формируя плато. Поскольку для Каппадокии характерна погода с резкими и сильными перепадами температур, в скалах в результате эрозии и выветривания появились трещины, а оказавшаяся в них вода, постоянно замерзая и разморажваясь, что способствовало разрушению скал.

Каменные столбы

Благодаря эрозии и выветриванию (переменчивая погода в этом процессе сыграла не последнюю роль) в этой местности и появилась одна из наиболее интересных природных достопримечательностей – каменные столбы или как турки их называют «камины фей» (причём этот феномен присущий только Каппадокии и больше нигде не встречается).

Расположены конусы обычно или сплошной стеной, или отдельными группами, при этом некоторые образования довольно высоки (около сорока метров).

Столбы эти имеют в основном грибообразную форму: сверху состоят из базальтов и андезитов (они и формируют «шляпку»), снизу – из туфов. Если раньше туфовой основы под другими породами вовсе не было видно, то теперь благодаря эрозии заметна очень чёткая граница, отделяющая его от других пород. При этом та часть туфа, что соединяется со «шляпкой», постепенно утончается – и через какое-то время вершина столба полностью обрушится вниз.


Подземные города

Каппадокия интересна ещё одной своей достопримечательностью – на её территории расположено огромное количество подземных городов, которые были созданы на заре христианства, в первом веке нашей эры (а по некоторым данным, ещё и раньше).

Об их существовании не знали довольно долго, пока в XIX веке один из французских священников не наткнулся на непонятную дыру посреди горного плато. Интересная находка не могла его не заинтересовать: он спустился вниз, и неожиданно для себя обнаружил огромный подземный город, состоящий из нескольких уровней и довольно неплохо сконструированном.


Древние архитекторы предусмотрели в нём наличие вентиляционных шахт, колодцев, амбаров, загонов для животных, были найдены также прессы для приготовления вина и храмы. Оказалось, что жители подземного города проводили под землёй не все время: было обнаружено немало ведущих наверх ходов.

Учёные считают, что эти подземные убежища появились ещё во втором тысячелетии до нашей эры во времена Хеттского царства, а затем были обнаружены христианами, которые их расширили, превратив в крупные города-убежища, многие из которых были соединены между собой подземными туннелями. Поселения были настолько велики, что население некоторых из них превышало 10 тыс. человек.

Одним из наиболее известных подземных городов Каппадокии считается Деринкую, что находится возле одноимённого поселка (добраться до него можно автобусом из Невшехирана, расположенного на расстоянии 30 км, или из Аксарая).

Этот город насчитывает одиннадцать этажей, а его самый нижний ярус расположен на глубине 85 метров (археологические раскопки ещё ведутся, и он может быть значительно глубже). Учёные предполагают, что город этот вполне мог приютить около 20 тыс. человек и немалое количество домашнего скота.

Древние мастера при строительстве Деринкую сделали всё, чтобы его было трудно захватить: при приближении опасности входы перекрывались древними валунами, а если врагу и удавалось их отодвинуть, то он оказывался в запутанном лабиринте – город строился, таким образом, чтобы в нём ориентироваться могли лишь его обитатели.

Каймаклы

Ещё одной подземной достопримечательностью Каппадокии в Турции является восьмиярусный город Каймаклы, расположенный в 18 км от Невшехира (интересно, что жители этого города имели возможность добраться до Деринкую по подземному туннелю протяжённостью в девять километров). На территории этого города вполне могло проживать около 15 тыс. человек.

Другие подземелья

Сколько именно подземных городов имеет Каппадокия, учёные до сих пор не определили: в настоящий момент только между Невшехиром и Кайсери было обнаружено более двухсот подобных достопримечательностей, сорок из которых имеют три этажа, остальные – по два.


Пещерные монастыри

Одной из достопримечательностей Каппадокии, на которую туристы всегда обращают внимание при полёте на воздушных шарах, являются вырубленные в скалах келии, храмы и другие постройки: в скалах Каппадокии в своё время поселилось немало монахов – о том, насколько плотно были заселены пещеры, свидетельствует огромное количество «окон» и «дверей» (забраться в жилища можно было лишь с помощью верёвочных лестниц).

Строительство келий и храмов в скалах происходило настолько активно, что мест на всех не хватало, и, в конце концов, подобное строительство было запрещено – в противном случае скалы могли попросту развалиться и рухнуть.

Особенно много скальных монастырских комплексов расположено на территории Национального парка Гёреме, площадь которого составляет около 300 кв. км (добраться до одноимённого города лучше всего автобусом из Невшехира, что ходит каждые полчаса). Музей расположен в двух километрах от Гёреме и на сегодняшний момент считается самым большим монастырским комплексом этой местности: здесь находится около тридцати скальных храмов IX-XI ст., большинство из которых очень хорошо сохранились.

Время для путешествия

Лучшими месяцами для посещения Каппадокии в Турции считаются октябрь и апрель – погода в это время уже нежаркая, но ещё и нехолодная (кроме того, в это время значительно уменьшается количество туристов, а значит, возможность всё спокойно и беспрепятственно осмотреть, увеличится).

Поскольку именно в эти месяцы погода переходит от зимней к летней, в своём гардеробе желательно иметь одежду, рассчитанную на разную пору года – в начале апреля, например, температурные показатели могут составлять около +10°C, а уже в середине месяца +25°C.

Естественно, посетить эту местность можно и в другое время года. Нужно учитывать, что поскольку климат здесь умеренно континентальный, то летом погода здесь очень жаркая (около + 30°C), а дождей очень мало – в августе, который считается самым засушливым месяцем, бывает не более трёх дождей.

А вот Каппадокия зимой хоть и красива, но погода морозна: столбик термометра ночью вполне может опуститься до минус 15°C. Погода такая тут царит далеко не всегда, поэтому днём температурные показатели обычно колеблются от +1 до +5°C. Поэтому особых сложностей при посещении этой местности зимой нет – транспорт ходит хорошо, а в наиболее посещаемых местах снег убирают.

А вот от поездки в дальние и малопосещаемые долины лучше отказаться – мало того, что туда трудно добраться, так ещё и можно увязнуть в снегу, а в особо холодную погоду сюда нередко приходят волки.

История Каппадокии, уходит в глубь веков. В течение многих столетий люди устремлялись в Малую Азию, а отсюда рассеивались по всему свету. Европейские и азиатские завоеватели пересекали эту землю из конца в конец, оставляя после себя уникальные культурные памятники, многие из которых дошли до наших дней. Правда, нередко лишь в виде развалин. Но и последние способны заговорить и немного рассказать, например, о древнем могущественном государстве на территории современной Каппадокии - царстве хеттов. Именно с Хеттов и начинается история Каппадокии.

Каппадокия в составе Хеттской и Персидской империй

В XVII веке до н. э. его властитель Хаттусили I сделал своей столицей город Хаттушаш , который потомки его украсили храмами и скальным святилищем Язылыкая . Держава скотоводов, писцов и солдат просуществовала около тысячи лет. Шесть веков боевые колесницы хеттов ужасали народы Малой Азии. Их стремительный бег едва смогли остановить Вавилон и Древний Египет. Но царства не вечны - около 1200 г. до н. э. империя хеттов пала под натиском “морских народов” и фригийцев, оставив нам лишь развалины циклопических стен и бесценную коллекцию клинописи.

Пришедшая им на смену персидская эпоха , растянувшаяся до вторжения Александра Македонского в 336 г. до н. э., также небогата историческими памятниками. Персы больше известны своими разрушениями, а не строительством. Хотя в Каппадокии , где селилась знать, их культура просуществовала на несколько столетий дольше, чем на остальной части древней Анатолии . И кстати, само название восходит к персидскому “катпатука” , что значит “Страна прекрасных лошадей” .

Греко-Римский период в Каппадокии

Александр Великий промелькнул в истории подобно метеору. За невероятно короткое время - одиннадцать лет со дня вторжения и до своей смерти - он сумел не только освободить Анатолию от персов, но и способствовал стремительному распространению греческой культуры. Не избежали этой участи и государства Каппадокии - греческий язык и литература стали постепенно вытеснять анатолийские языки. Сначала зажиточные классы, а затем и крестьяне начали пользоваться греческим в качестве основного средства общения. Конец непрерывным междоусобным войнам, начавшимся после смерти Александра Македонского , положил Рим , который со 190 г. до н. э. медленно, но верно присоединял Анатолию к своей огромной империи.

В 17 году н. э. Тиберий сделал всю область Тогда же центральный город Мацака стал называться Цезарией или Кесарией. Сегодня это город Кайсери . Говоря о Каппадокии , невозможно оставить в стороне . Зародившись в римской Палестине, оно удивительно быстро закрепилось в этих местах, что в значительной степени было результатом миссионерской деятельности Святых Петра и Павла, живших и проповедовавших в то время на землях Анатолии.

Византийский период в Каппадокии

Как “страна церквей”, как духовный центр всей Анатолии просуществовала вплоть до XI века. Византийская империя дряхлела. Бесчисленные набеги тюркских племен подрывали ее могущество. При императоре Романе IV Диогене в 1071 г. произошло решающее сражение с армией турок-сельджуков Несмотря на огромное численное превосходство над нерегулярной турецкой конницей, византийские войска были разгромлены. Сам Диоген попал в плен и купил жизнь за счет части своих земель. К их числу принадлежала … Надо отдать справедливость - сельджуки были довольно терпимы к христианам и христианству, и монастыри вполне могли продолжать существование. Однако связи с греческим миром были разорваны, коммуны стали распадаться, и большая часть их обитателей занялась земледелием.

История Каппадокии во времена Сельджуков и Османов

Сельджуки исповедовали ислам, и с их появлением на территорию Каппадокии пришла новая религия. Именно с этого момента последователи Магомета начали победное шествие по всей Анатолии, сделав временной столицей город Конью , входивший тогда в состав каппадокийских земель. Султан Аладдин Кейкубат собрал в нем выдающихся художников, ученых и теологов своего времени. А чуть позже в городе возвели первые мечети и медресе. Но культурный подъем закончился внезапно и несчастливо: в поисках “последнего моря” в Анатолию забрели неразборчивые орды Чингисхана. В те времена, когда монголы хозяйничали в Анатолии, отряд отступавших сельджуков, под командованием султана Аладдина, неожиданно был атакован ими и полностью окружен. На выручку изумленному Аладдину пришли не известные никому ранее воины. Монголы отступили, а благодарный султан немедленно поинтересовался именем командира храбрых всадников. “Эртогрул, отец Османа”, - ответил воин. Так описывает легенда появление Эртогрула с четырьмястами сорока четырьмя всадниками и собственно, всей Османской империи… В конце XIII века османы стали последними завоевателями Анатолии. Великая Османская империя просуществовала до 1923 г. (до основания ), а Каппадокия в ее составе неспешно и неотвратимо превращалась из арены бурных исторических событий в мирную и тихую провинцию. Но изумлять мир не перестала…

. Жители Каппадокии, вместе с другими, присутствовали в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Деян. 2, 9). Вместе с другими областями, Каппадокия упоминается an. Петром в первом соборном послании (1 Пет. 1, 1).

В -III веках Каппадокия превращается в центр Христианства , когда гонимые по всей Империи христиане получили возможность укрыться в подземных и скальных жилищах этой отдаленной области (см., например, житие мч. Маманта). Расцвет Христианства в регионе связан и с монашеством, важную роль в формировании которого сыграла деятельность свт. Василия Великого , епископа Кесарии Каппадокийской.

Вторая волна христианской иммиграции связана с эпохой иконоборчества . Прокатившееся в основном по крупным городам Империи, оно привело в каппадокийские скалы тысячи иконопочитателей. Укрывшиеся здесь мастера-иконописцы положили начало каппадокийской иконописной школе, расцвет которой, как и каппадокийского христианства в целом, приходится на - в.в. Тогда в «Стране церквей» монастыри и храмы обустраивались в многочисленных подземных и скальных городах (например, знаменитый комплекс скальных церквей Корама (тур. Гёреме) расположен на площади 200 кв. км). В случае опасности их обитатели не только прятались в многочисленных скальных лабиринтах, но и закладывали камнями умышлено вырубленные на большой высоте окна и входы.

Кроме того, увеличение православного населения Каппадокии было обусловлено и созданием фем – административно-военных округов с особыми формами пограничных армейских подразделений из акритов (аналог русских богатырей и российского казачества), стражей границ Византийской империи, которым на праве собственности (без права перепродажи) передавались императорские земели на условиях несения наследственной военной службы. Кроме того, акриты полностью освобождались от налогообложения. Указанные меры способствовали притоку православного населения на границы, демографическому росту и формированию множества военных поселений на восточной границе империи. В настоящее время все многочисленные населенные пункты Каппадокии, Ликаонии, Понта, Киликии, названия которых включают слова hisar, kale, kermen «крепость», находятся вблизи разрушенных акритских крепостей.

В дальнейшем, под турецким господством подавляющее большинство христианских церквей было превращено в мечети. Православные христиане Каппадокии на столетия попали в невыносимые условия и многие переходили в ислам, чтобы выжить. Христианам запрещалось использовать греческий язык, они обязаны были селиться в бедных районах и бедно одеваться, не ездить на лошадях, отходить в сторону и склонять голову при встрече с турками, платить обычные налоги по повышенным по сравнению с мусульманами ставкам, а также ряд дополнительных, и т.п. Наказания для нарушителей были ужасны.

Но несмотря на все это Каппадокия оставалась преимущественно православным регионом вплоть до в., когда при принудительном обмене населением христиане покинули Каппадокию.

Епархиальное деление

Со в. митрополит Кесарийский носил титул экзарха.

В г., в связи с разделением Каппадокии, создается митрополия Тианская (Христопольская) в Каппадокии Второй, в которую входят епископии Доарсая (Δοάρων), Колонийская (Kολωνείας), Кивистрская (Kυβίστρων), Назианзийсая, Парнасская (Παρνασσού), Фаустинопольская (Φαουστινοπόλεως) и Сасимская, с в. Лулская (Λούλου), и в XII в. - Валвиссийская (Bαλβίσσης).

Кесарийская митрополия остается в Каппадокии Первой, к ней относятся епископии Василико-Фермийская (Bασιλικών Θερμών), Камулианская (Kαμουλιανών), Кискисская (Kισκισού), Нисская (Nύσσης) и Феодосиопольская (Θεοδοσιουπόλεως). В начале в. добавляются Эполийская (Aιπολίων), Арагенская (Aραγένης), Ариарафейская (Aριαραθείας), Дасмендрская (Δασμένδρου), Евайсская (Eυαϊσσης), Свято-Прокопийская (Aγίου Προκοπίου), Севериадская (Σεβηριάδος), Сирихаская (Σιριχάς), Совесская (Σοβέσου), Трифилийская (Tριφυλίου) и Дзамандская (Tζαμανδού), а в XIV в. епископия Тамисская (Tαμίσου).

В г. на период существования провинция Каппадокия Третья в Мокиссусе (Юстинианополис) создается отдельная митрополия , к котрой отходят епископии Доарская (Δοάρων), Колонийская (Kολωνείας), Назианзийская, Парнасская (Παρνασσού), а позднее Матианская (Mατιανής) и Сумандрская (Σουμάνδρου).

География

Из городов византийской Каппадокии немногие уцелели, поскольку арабы уничтожали не только население, но и срывали города. Аналогичным образом поступали поначалу и турки - кочевники отдавали предпочтение проживанию в открытой степи. Лишь в XX в. большинство географических названий с более чем тысячелетней историей изменены на новые турецкие. Из городов (в том числе подземных и скальных) на территории Каппадокии наиболее известны:

  • Каппадокия Вторая:
    • Тиана (Τύανα, иначе Χριστούπολις, совр. Кемерхисар, Kemerhisar) - разрушена арабами в 931 г.,
    • Назианз (Ναζιανζός, между совр. дер. Берклар, Berkalar (бывш. Nenizi) и Гюлагач, Gülagaç) - уничтожен, известен деятельностью свт.

Берет свое начало из глубины веков. Название «каппадокия» имеет спорный вопрос своего происхождения. Считается, что такое название местности дали хетты. «Катпатука» означает «Страна красивых лошадей» или «Страна, где разводились хорошие лошади». В принципе, у этой идеи есть почва. Когда хетты пришли сюда, местное население уже вело оседлый образ жизни, занимаясь помимо прочего и разведением лошадей. Лошади, как и еще далекие их предки хиппарионы, водились тут с незапамятных времен. Поэтому местное население, конечно же, освоило эту отрасль животноводства.

Однако языковедческие изыскания приводят еще теории. Например, в 2000 гг. до н.э. в этой местности была распространена вера в богиню Кхепат (Кута-Кхепат, т.е. Священная Кхепат). Возможно, это и есть та основа, которая позже в эллинском языке трансформировалось в «каппадокия». И означает оно «Страна/народ священного Хепата».

Если с происхождением названия ученые никак не придут к общему знаменателю, то с образованием местного неповторимого ландшафта всё более или менее ясно. Давным-давно, еще в 3-ем геологическом периоде миллионы лет назад Среднее Анатолийское плато представляло из себя море, находящееся на равнине и окруженное лесами, где обитали мастадонты, хиппарионы (предки лошадей) и пр. живность того времени. В результате геологических катавасий и поднятия горных гряд Торос на юге, в этом районе образуется вулканическая цепь, в т.ч. ныне здравствующие (но слава тебе, Господи, недействующие) вулканы Эрджияс (3917 м), Хасан (3268 м) и Мелендиз (2935 м). Примерно 10 млн. лет назад эти вулканы были очень активны. В результате их деятельности было выброшено неимоверное количество пепла и вылито лавы. Всё это откладывалось в слои. В результате эта местность поднялась на 200 м от первоначального уровня. С годами пепел превратился в туф, лава в базальт. Под действием ветра, дождей, перепадов температур происходила эрозия. Туф – очень благодатный материал для этого дела. В результате на свет божий появилась эта нереальная сюрреалистическая местность под названием : все эти волшебные трубы фей (по-турецки называется, peribacalar / перибаджалар, или по-английски fairy chimneys) немыслимые каньоны, долины, нереальные фигуры. К сожалению, то, что когда-то создало эту фантастическую местность, оно же ее и погубит. Эрозия продолжается, а значит, когда-нибудь вся эта красота исчезнет.

перибаджалар

Люди жили в этой местности еще с незапамятных времен. Занимались они собирательством, охотой, рыболовством. Селились вдоль основного водного источника реки Кызылырмак, ведя преимущественно кочевой образ жизни. Постепенно люди стали осваивать плодородные местные почвы, что привело к их полной оседлости, и возникновению населенных мест. Благодаря проведенной с 1964 г. Археологическим институтом Анкары работе найдены различные каменные предметы, относящиеся к палеолиту. А так же установлены населенные места, относящиеся к неолиту. Самые крупные из них – Аджигёль, Татларын.

В 4 в. здесь жили 3 Великих каппадокийца: Григорий Нисский, Василий Кесарийский и Григорий Богослов. Они уважаемы как в Православной, так и Римско-Католической церкви.

Церковь периода борьбы с иконописью. Церковь св. Василия. Долина Гомеда

Христианство в Каппадокии цвело полным цветом и при сельджуках, и при османах. Ислам и христианство тут сосуществовали веками в полной любви и согласии. Любовь прекратила свое существование в этих местах лишь в 20-е гг. 20 века с началом печальной страницы в истории Турции, названной очень нейтрально «обменом населением», Т.е. когда фактически местные греки были изгнаны из Турции, а турки из Греции.

Потом снова годы забвения. Монастыри и церкви с их уникальными фресками разрушаются или приспосабливаются местными крестьянами под хранилища, овчарни или голубятни. Туристический бум ударил по Каппадокии лишь в начале 80-х гг. и продолжается по сей день. Здесь начинают строиться гостиницы и прочая туристическая инфраструктура, некоторые монастыри и церкви восстанавливаются. Сегодня Национальный парк Гёреме (это почти 300 кв. км) находится в списке Всемирного наследия человечества ЮНЕСКО.


Close