С момента страшной катастрофы прошел век

Ровно 100 лет назад, 21 ноября 1916 года, произошло крупнейшее кораблекрушение – в море снова затонул... «Титаник».

Впрочем, правильнее будет сформулировать иначе: затонул корабль внешне, как две капли воды, похожий на «Титаник».

Такое сходство вполне понятно: ведь в осенней катастрофе 1916-го погиб брат-близнец знаменитого океанского лайнера – «Британик». О судьбе этого исполинского судна знают немногие. А между тем гибель его во многом «скопирована» с крушения «Титаника» и тоже окружена тайнами и сопровождалась странными обстоятельствами.

"Британик"

Их было три. – Три однотипных трансатлантических лайнера-исполина, построенных на английских верфях по заказу крупнейшей транспортной компании «White Star Line».

«Старший брат» – «Олимпик», благополучно проплававший по морям-океанам четверть века и «умерший естественной смертью» (то есть разрезанный на металлолом).

«Средний брат» – тот самый печально знаменитый «Титаник».

И, наконец, «младший братишка». С именем его не все однозначно. В первоначальном варианте руководители WSL утвердили название «Гигантик». То есть эта серия супер-кораблей посвящена была героям греческой мифологии: олимпийцам, титанам и гигантам. Однако после гибели «Титаника» спохватились, что в таком варианте заложена «логическая мина». Ведь, согласно античным легендам, в результате сражений титаны и гиганты оказались повержены. Причем повержены олимпийцами! Чтобы не «накаркать» печальную судьбу третьему из своих лайнеров (который тогда еще только начали собирать на стапеле), господа-директора решили сменить ему имя. В итоге «Гигантик» превратился в «Британика», – тоже звучно и кроме того патриотично!

Узнать некоторые подробности короткой, но непростой биографии этого уникального пассажирского судна корреспонденту «МК» помогли материалы, собранные энтузиастом – историком Дмитрием Мазуром.

Изделие №433

«Британик» был заложен на верфи в Белфасте под кодовым обозначением «изделие №433» 30 ноября 1911 года и спущен на воду 26 февраля 1914-го. Уже через несколько месяцев, сразу после гибели «Титаника», его строительство было на некоторое время приостановлено: потребовалось время, чтобы в конструкцию этого гигантского парохода инженеры внесли изменения, учитывавшие печальный опыт апрельской морской трагедии 1912 года. На «Британике» увеличили число водонепроницаемых переборок в корпусе (причем они проходили теперь и через пассажирские отделения, достигая уровня верхней палубы), сконструировали двойные борта, дополнительно защищающие отсеки на случай встречи с айсбергом... Возросло количество спасательных средств. Каждый из пяти установленных на пароходе мощных кранов-шлюпбалок мог даже при большом крене судна благополучно спустить на воду разом пять спасательных шлюпок. Для большей оперативности передачи получаемых радиограмм о навигационной обстановке по маршруту на капитанский мостик его соединили пневмопочтой с рубкой радиста...


"Титаник"

В итоге всех усовершенствований лайнер должен был стать самым безопасным и, главное, «самым непотопляемым» судном в мире. Специалисты-проектировщики утверждали, что «Британик» сможет удержаться на плаву даже с шестью затопленными водой носовыми отсеками по одному борту. («Титанику» «позволялось» затопить лишь четыре отсека, так что, окажись в роковую ночь 14 апреля на «рандеву» с айсбергом не он, а «Британик», страшной трагедии на море не было бы).

«Младший» стал самым крупным из трех «братьев»-лайнеров. Он был на несколько метров длиннее «Титаника», чуть шире него и имел водоизмещение без малого на 2000 тонн больше (48158 тонн против 46328). Каюты трех классов рассчитаны на 2575 пассажиров, а экипаж корабля составлял 950 человек.

«Британик» хотели сделать также самым комфортабельным и роскошным из всей троицы супер-лайнеров WSL. Например, для удобства пассажиров расширены были ресторан и курительный салон 1-го класса. Кроме того проектом предполагалось оборудовать на судне игровую комнату для детей, еще одну парикмахерскую, гимнастический зал для путешествующих 2-м классом, 4 электрических лифта... На парадной лестнице даже собирались орган установить для устройства концертов!

Однако осуществлению этих планов помешала начавшаяся мировая война. В новых условиях было уже не до скоростных трансатлантических рейсов. Достройка «Британика» значительно замедлилась, а осенью 1915-го в судьбе его произошли коренные перемены. 13 ноября английское Адмиралтейство реквизировало огромный пароход, чтобы переоборудовать его для военных нужд в госпитальное судно.

На такой шаг морское руководство Великобритании подтолкнула непростая обстановка, складывавшаяся на средиземноморском театре военных действий. В самом разгаре была Дарданелльская операция, затеянная Францией и Англией против Германии и Турции. Войска союзников по Антанте высадились в районе Галлполи и активно пытались расширить плацдарм, чтобы взять под контроль важнейший на пути из Черного моря в Средиземное пролив Дарданеллы. При этом французы и англичане несли серьезные потери. Британцам, необходимо было эвакуировать морем многочисленных раненных, заболевших «солдат Его Величества». Именно для этой цели в помощь уже имеющимся госпитальным судам и понадобился огромный «Британик».

В течение считанных недель супер-лайнер переоборудовали под плавучий госпиталь. Обеденный зал и гостиная 1-го класса, расположенные в центральной зоне палубных надстроек, были превращены соответственно в операционную и главную палату. В близлежащих каютах на палубе «В» решено было разместить медицинский персонал – врачей, фельдшеров, медсестер. Другие пассажирские каюты приспособили под палаты для раненых. Несколько трюмных помещений превратились теперь в склады медоборудования и препаратов, а одно из них – даже в морг... Для постороннего наблюдателя самым заметным стало изменение внешнего вида «Британика». Его окрасили в принятые по международному соглашению цвета госпитального судна, которые должны гарантировать его неприкосновенность для военных кораблей любой страны: белые борта, на каждом из которых нанесена вдоль всего корпуса зеленая полоса и изображены три больших красных креста.


"Британик"

В декабре 1915 года несостоявшийся трансатлантический лайнер, который именовался теперь «Госпитальное судно Его Величества Британик», официально включили в состав английского флота. Он мог перевозить свыше 3000 больных и раненых, медицинский и обслуживающий персонал состоял из почти 450 человек, а судовая команда – из 675 человек. Капитаном «Британика» назначили Чарльза Бартлетта.

23 декабря полностью укомплектовавшись на рейде Саутгемтона персоналом и погрузив все необходимые припасы пароход-госпиталь отправиться в свой первый рейс. Он взял курс на Средиземное море. Конечным пунктом маршрута была перевалочная госпитальная база англичан, созданная ими на греческом острове Лемнос. Корабль прибыл туда через 8 дней, погрузил очередную партию раненых и отправился назад к британским берегам.

В общей сложности до весны 1916-го «Британик» совершил три рейса по эвакуации раненых в Дарданелльской операции. Каждый из этих походов был отнюдь не безопасным, ведь в Средиземном море активно действовали немецкие подводные лодки.

Потом на средиземноморских полях сражений наступило затишье, в связи с чем плавучий госпиталь поставили на прикол за ненадобностью. Военно-морское командование собиралось даже, ради экономии денег на обслуживание огромного судна, вернуть его назад прежнему владельцу – компании WSL. К началу лета официально успели исключить этот пароход из списков Британского флота, однако вслед за тем пришлось отыгрывать назад. Ситуация в Средиземноморье вновь изменилась, там начался очередной всплеск активности военных действий: союзники вновь перешли в наступление.

4 сентября на капитанский мостик «Британика» вновь поднялся его прежний капитан – Чарльз Бартлетт. А через несколько дней огромное судно в четвертый раз отправилось к греческим островам забирать раненых. Еще один такой рейс был выполнен в конце октября – начале ноября 1916-го. Лайнер-госпиталь отшвартовался у родных английских берегов 6 ноября. После этого ему полагался «тайм-аут» для проведения профилактики паровых котлов, машин... Однако обстоятельства этому помешали: английские войска на средиземноморском театре военных действий несли неожиданно большие потери, госпитальная перевалочная база на острове Лемнос переполнялись, поэтому нужно было срочно вывозить оттуда раненых. Так что стоянка «Британика» в Саутгемтонском порту продлилась всего 5 суток. Уже в воскресенье, 12 ноября огромный пароход вновь вышел в море, отправившись к греческим островам.

Этот шестой рейс – «вне расписания» – оказался для судна роковым.

Как тонул «непотопляемый»

9 дней спустя «Британик» благополучно достиг греческого архипелага. 21 ноября 1916 года судно шло по проливу между материковой частью Греции и островом Кеа со скоростью 20 узлов (около 36 км/час). Внезапно в носовой части по правому борту раздался взрыв, заметно тряхнувший огромный пароход, вслед за ним – еще один.

Корабельный хронометр показывал в этот момент 8.12 утра, – время завтрака медицинского персонала. Встревожившихся было медсестер успокоили: ничего серьезного, можно продолжать трапезу. Однако капитан Бартлетт уже понимал, что ситуация становится все более опасной. Корабль стал крениться на правый борт, оседая носом в море. Приказ немедленно задраить все водонепроницаемые переборки не помог: потоки воды почему-то продолжали распространяться по отсекам. Трюмные доложили на мостик, что в результате сильного взрыва не только разрушена переборка в носовой части, но еще повреждена шахта главной пожарной магистрали, по которой вода теперь проникает в другие отсеки, – в том числе даже в котельные. При этом герметичные двери в переборках оказались почему-то в момент взрыва открыты, а теперь их никак не удавается задраить под напором прибывающей воды.

Свою лепту в агонию «самого непотопляемого» корабля внесли иллюминаторы в его бортах. Большинство из них было открыто: медицинский персонал устроил утреннее проветривание кают. Теперь, когда «Британик» заметно сел носом, через эти круглые «окошки» море стало легко захлестывать помещения на нижних палубах правого борта.

На лайнере находилось 1134 человека – администрация плавучего госпиталя, медицинский и обслуживающий персонал, команда. Понимая, что его корабль тонет, капитан Бартлетт распорядился давать в радиоэфир сигнал SOS, а до прибытия помощи начать эвакуацию.

В целом она проходила достаточно спокойно и четко, однако, по воспоминаниям очевидцев, несколько случаев паники все-таки было. Например, группа корабельных пожарных стала спускать шлюпку, не получив разрешения офицеров, распоряжавшихся спасательной операцией. В это время «Британик» еще двигался вперед с весьма приличной скоростью и суденышко это, захлестываемое волнами, почти сразу опрокинулось. К счастью никто из паникеров-пожарных не погиб.

Но без жертв, увы, все-таки не обошлось. Огромный корабль погружался в море носом, все больше кренясь на правый борт (по странному капризу госпожи Фортуны все происходило точно так же, как с «Титаником!»). В какой-то момент корма задралась так высоко, что из воды показались гребные винты. Они вращались, поскольку машины лайнера продолжали работать. И вот под эти «вентиляторы» стало вдруг затягивать две большие шлюпки со спасающимися людьми, только что спущенные кормовыми шлюп-балками. Оба спасательных суденышка раздробило в щепки, а находившихся в них неудачников стало перемалывать, словно в гигантской мясорубке, – под лопастями погибло более 20 человек, другие были ранены... Еще несколько человек так и не смогли выбраться из внутренних отсеков гибнущего корабля.

В 9.07 «младший брат» «Титаника» опрокинулся на правый борт (при этом внутри его корпуса раздался страшный грохот рушащихся механизмов) и вслед за тем быстро пошел на дно. «Самый непотопляемый» корабль исчез в морской пучине всего через 55 минут после взрыва (а ведь тот же «Титаник» продержался на плаву почти 2 часа 40 минут!). Капитан Бартлетт, соблюдая морскую традицию, до последнего мгновения находился на своем гибнущем корабле. Оказавшись в воде, он сумел, благодаря надетому спасательному поясу, удержаться на поверхности и доплыл до ближайшей шлюпки.

Сигналы бедствия, подаваемые радистом «Британика», были услышаны на нескольких английских кораблях, которые поспешили на помощь. Уже к 10 часам утра к месту кораблекрушения первыми прибыли «Скоурж» и вспомогательный крейсер «Героик», потом еще несколько кораблей... На них поднимали из шлюпок людей с «Британика».

В общей сложности удалось спасти 1104 человека. Число жертв катастрофы «Британика» составило 30 человек. Этот плавучий госпиталь стал самым крупным судном, погибшим во время Первой мировой войны. А операция по спасению с него людей была признана едва ли не самой успешной.

Причина трагедии «Титаника» всем известна: столкновение с огромным айсбергом. В случае с гибелью его близнеца абсолютной ясности до сих пор нет.

Согласно официально существующей версии, «Британик» оказался жертвой немецкой подводной лодки. Еще за несколько дней до трагедии германская субмарина U-73, которой командовал капитан Густав Зисс, поставила мины в проливе между островом Keа и материком. На одну из таких мин и наткнулся супер-лайнер.

Долгое время затонувший в 1916-м гигантский корабль оставался «невидимкой». Лишь в 1975 году точное место его гибели установила экспедиция знаменитого французского исследователя Жака Ива Кусто. На следующий год водолазам удалось обследовать лайнер, лежащий на глубине около 120 метров. Увиденное ими с одной стороны подтверждает официальную версию: в носовой части судна, лежащего на правом борту, есть пробоина от взрыва. Но помимо этого подводные разведчики обнаружили и другие повреждения корпуса «Британика».

Впоследствии члены экспедиции выдвинули иную версию гибели огромного парохода. Именно эта версия дает объяснение парадоксальному факту: почему же «непотопляемый» «Британик» затонул гораздо быстрее своего не столь совершенного «среднего брата». Согласно этой версии на борту госпитального (а потому неприкосновенного для германских кораблей) «Британика» англичане нелегально перевозили оружие в Египет. Выполняя свой шестой (оказавшийся гибельным) рейс, лайнер должен был зайти в порт Александрии для разгрузки военной контрабанды. Однако об этой секретной операции сумела узнать немецкая разведка. Во время промежуточной стоянки «Британика» в Неаполе на его борт германским агентам удалось протащить и спрятать в одном из угольных бункеров хитроумное взрывное устройство. Некоторое время спустя, в проливе Кеа адская машина сработала, вызвав еще и вторичный взрыв угольной пыли, скопившейся в полупустых уже к тому моменту бункерах огромного корабля (этот «запоздавший» взрыв слышали многие из тех, кто находился на борту «Британика»). Детонация взрывоопасной угольно-воздушной смеси привела к серьезным повреждениям соседних с бункерами водонепроницаемых переборок и других систем в трюмах корабля, нарушила герметичность отсеков, что и привело к их быстрому затоплению.

Выглядит слишком фантастично? – Но даже некоторые из тех специалистов. которые отвергают данную конспирологическую версию, соглашаются с тем, что вторичный «угольный» взрыв все-таки мог произойти под влиянием взрыва мины, на которую наткнулся «Британик».

Более тщательно исследовать лежащий на дне «Британик» экспедиции Кусто не позволило отсутствие в те годы соответствующего оборудования для глубоководных работ. Уже в наши дни группе дайверов удалось проникнуть внутрь корпуса затонувшего лайнера и обследовать некоторые из отсеков. Увиденное лишь подтвердило существовавшую прежде информацию: герметичные двери в водонепроницаемых переборках почему-то не задраены.

х х х

«Посмертная» судьба «Титаника №2» до сих пор не определена. Власти Греции, в территориальных водах которой лежит это затонувшее судно, ратуют за то, чтобы включить «Британик» в списки объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Находятся энтузиасты, предлагающие поднять лайнер и восстановить его в первоначальном виде. Есть и более реальный план: создать виртуальный музей этого погибшего исполина, установив в разных местах его видеокамеры. Транслируемые виды различных частей лежащего на дне корабля при помощи компьютера будут объединяться в единую панорамную «картинку», которой смогут любоваться пришедшие в музей посетители.

Между тем при попытке реализовать любой из этих проектов следует учитывать, что на данный момент у затонувшего «Британика» имеется полноценный владелец, без согласия с которым даже спускаться под воду для «рандеву» с «младшим братом» «Титаника» нельзя. Зовут этого господина Саймон Миллз. Хозяином легендарного корабля он стал в 1996 году. Тогда высокие военные чины в Великобритании вдруг спохватились, что на балансе у их ведомства до сих пор еще остаются некоторые корабли, участвовавшие в Первой мировой (среди них – гигантский плавучий госпиталь), и решили устроить необычную распродажу этих раритетов. Миллз, к тому времени уже давно интересовавшийся историей «Титаника», узнав о столь эксклюзивной торговой акции, подал заявку и приобрел «Британик» задешево. Сам «судовладелец» конкретизировать понесенные им расходы на эту сделку не торопится, но в печати упоминалась сумма 25 тысяч долларов.

Справка «МК»

Англичанке Вайолетт Джессоп «повезло» стать участницей аварий на всех трех супер-кораблях компании WSL. В сентябре 1911 года она находилась на борту «Олимпика», исполняя обязанности одной из стюардесс лайнера, когда он, столкнулся в Саутгемптонском заливе с крейсером «Хок», получил большую пробоину и вынужден был срочно возвращаться в порт. В апреле 1912-го Вайолетт, тоже будучи зачислена в штат стюардессой, плыла на «Титанике» и оказалась в числе спасшихся после катастрофы. А 21 ноября 1916 года при эвакуации людей с тонущего «Британика» медсестру Джессоп погрузили в одну из тех двух злополучных шлюпок, которые затянуло под вращающиеся винты лайнера. Однако и на сей раз англичанка избежала гибели.


Вайолетт Джессоп

С тех пор как человечество построило свои первые лодки и стало покорять моря и океаны, прошло много веков. Все это время людей сопровождали кораблекрушения. Со временем размеры судов увеличивались, как и количество жертв в катастрофах.

Все рекорды по кораблекрушениям побил 20 век, когда, казалось бы, уже научились строить надежные и крепкие лайнеры, крейсеры и пароходы, а не только подвластные всем ветрам парусные деревянные суда. Лайнер «Британик» - одна из жертв кораблекрушения.

История трех кораблей-братьев

Ускорившийся темп жизни в начале 20 века требовал более быстрых перемещений в пространстве, чем это было ранее. Стремительно развивающаяся торговля между странами и массовая эмиграция в США из Европы и других частей света создала потребность в мощных и скоростных трансатлантических судах.

В 1902 году началось осуществление проекта «Лузитания», в рамках которого в Америке были созданы 2 небывалых по размеру и скорости корабля. Лайнеры-сестры «Лузитания» и «Мавритания» взяли на себя трансатлантические перевозки, что поставило процветание Британского торгового флота под угрозу.

В ответ на вызов США на верфях «Харланд энд Вольф» в Белфасте было решено построить 3 лайнера, превосходящие по своей мощности и надежности американские. Заказчиком стал один из директоров корабельной компании «Уайт Стар Лайн».

Так в 1907 году началось осуществление проекта Британского адмиралтейства, благодаря чему свет увидел появление трех кораблей-братьев - «Олимпика», «Титаника» и «Британика». Корабль пассажирский как категория судов, таким образом, преобразился, стал намного быстрее существующих на то время военных линкоров, благодаря оснащенности по последнему слову техники.

Характеристики «Британика»

Что любопытно в отношении трех однотипных лайнеров-близнецов британской компании, так это то, что каждый последующий корабль строился с учетом недостатков предыдущих, но лучшая судьба была все же у первого судна - «Олимпика». В отличие от своих «младших братьев», он более 500 раз пересекал Атлантику, тогда как у «Титаника» был всего 1 рейс, а у «Британика» - 5.

После гибели «Титаника» судостроители учли все недостатки, которые привели к крушению этого судна, при строительстве «Британика». Корабль был внешне очень похож на своих «братьев», но оказался значительно более мощным и совершенным. Он был лучше оснащен шлюпками, а перегородки между переборками должны были предотвратить затопление корабля в случае аварии. Эта деталь стала значительным преимуществом «Британика». Корабль имел 17 водонепроницаемых перегородок, что делало его непотопляемым при заполнении 6 открытых для воды отсеков.

Также были изменены характеристики шлюпочной палубы. Переделка шлюпбалок и установка их не только по бортам, но и на корме, позволяла эвакуировать пассажиров при любом крене лайнера.

  • длина корпуса - 269 м;
  • ширина - более 28 м;
  • высота от ватерлинии до шлюпочной палубы составляла 18,4 м;
  • для работы двигателя использовались 29 паровых котлов для двух четырехцилиндровых паровых машин, связанных с наружными винтами (по 16 000 л. с.);
  • общая мощность двигателя составляла 50 000 л. с.;
  • скорость судна была до 25 узлов.

В феврале 1914 года был спущен на воду «Британик». Корабль, фото которого было в газетах всех стран, поражал своим размером и величием.

Спуск на воду

День 26 февраля 1914 года стал знаменательным для строителей верфи «Харланд энд Вольф» (Белфаст). Спуск корабля проходил без обычного разбивания бутылки шампанского о борт, так как такой традиции на верфи не было.

Для того времени размер «Британика» и его оснащенность не знали себе равных - он вмещал 790 пассажиров 1 класса, второго - 835, третьего - 950. Членов экипажа было также много - 950 человек.

Все планы, связанные у владельцев транспортной компании с трансатлантическими рейсами судна, были нарушены в августе 1914 года. Начавшаяся Первая мировая война уготовила «Британику» судьбу плавучего госпиталя. На его борту разместились 437 членов медперсонала, 675 человек из команды корабля и 3300 раненых пациентов.

Перестройка «Британика» в госпиталь

Чтобы перевести пассажирский лайнер в категорию госпиталя, потребовалось несколько изменить внешний и внутренний вид «Британика». Корабль был «украшен» зеленой полосой и шестью красными крестами - опознавательными знаками, указывающими, что это мирный госпиталь, а не военное судно.

Внутренние переделки были более значительными. Каюты были переоборудованы в операционные, палаты с тяжелоранеными и общежитие для персонала. На лайнере поместились 2034 простых и 1035 складных коек. Прогулочную палубу переоборудовали в отделение для солдат с легкими ранениями.

Командиром обновленного судна стал Чарльз А. Бартлетт.

Первое путешествие «Британика»

История «Британика» как военно-морского госпиталя началась 23.12.1915 года, когда он вышел из Ливерпуля, готовый вывезти раненых бойцов, и взял курс на Неаполь и греческий порт Мудрос на острове Лемнос.

Совместно с двумя другими переоборудованными лайнерами - «Аквитанией» и «Мавританией», он курсировал в

Капитаном «Британика» был введен строгий режим, которому подчинялись не только персонал, но и пациенты:

  • подъем в 6.00 + уборка койки;
  • завтрак в 7.30 с последующей уборкой столовой;
  • капитанский обход в 11.00;
  • ланч в 12.30 с уборкой столовой;
  • чай в 16.30;
  • ужин в 20.30;
  • обход капитана в 21.00.

Строгая дисциплина позволяла содержать госпиталь в порядке. Для дозаправки судна необходимо было зайти в Неаполь, что 28 декабря 1915 года и сделал «Британик». Корабль, фото которого в новом его облике стало узнаваемым на просторах Средиземноморья, добрал угля и воды и отправился в Мудрос, где его ожидали раненые.

Погрузка длилась 4 дня, а уже 09.01.1916 г. судно выгружало пациентов в Саутгемптоне. Сделав еще 2 «ходки» за ранеными бойцами, «Британик» вернулся в коммерческий флот из-за затишья на Средиземном море.

Возвращение «Британика» на войну

В сентябре 1916 года на Средиземном море вновь активизировались военные действия, которые потребовали присутствия большого лайнера для вывоза пострадавших на поле боя.

Немецкие подводные лодки, курсировавшие в тех водах, для уничтожения врага ставили ловушки из рядов плавучих мин в узкой части Средиземного моря. На подступах к военной базе на Лемносе корабли союзников часто попадали в эти ловушки.

21 ноября 1916 г. в проливе между островами Кея и Китнос произошло крушение «Британика», когда он напоролся на одну из подводных мин. Взрыв произошел в 8 часов 7 минут, утром, когда часть пациентов и персонал еще находились в столовой на завтраке.

Последние минуты «Британика»

Капитан, оценив ситуацию, решил, что ему удастся подвести судно к находящемуся неподалеку берегу и посадить на мель. Этот маневр только усилил затопление корабля, так как перегородки между отсеками оказались открытыми.

Свидетели кораблекрушения смогли описать, как тонул «Британик». Два взрыва - первый с правого борта и спустя несколько минут второй с левого, накренили судно. Вода стала быстро заполнять трюмы и каюты, в которых были открыты для проветривания помещений иллюминаторы.

Эвакуация в лодках проводилась в строгом порядке, так как все хорошо помнили, что сделала паника с пассажирами «Титаника». Первые 2 спасательных шлюпки, спущенные на воду до отдачи на это приказа помощника капитана, попали с находящимися там людьми под поднявшиеся из воды, но еще работающие винты «Британика».

Спустя 55 минут нос лайнера достиг дна, и от удара судно содрогнулось и опрокинулось. Благодаря дисциплине и четкому руководству капитана и его помощников, из присутствующих на борту 1066 пассажиров погибло 30 человек.

Экспедиция Кусто

Гибель «Британика» породила много слухов и обвинений. Одни говорили, что английское правительство само затопило судно, другие обвиняли в этом торпеды, выпущенные с немецкой подводной лодки по безоружному госпиталю.

Созданный как трансатлантический пассажирский лайнер, «Британик» не совершил ни одного перехода через Атлантику и не перевез ни одного пассажира. Он вошел в историю как самое крупное судно, принявшее участие в Первой мировой войне.

Чтобы разобраться с тем, что именно потопило этот лайнер, в 1975 году команда под руководством знаменитого Жака Ива Кусто вышла в Эгейское море на судне «Калипсо». Опираясь на данные, указанные в картах Британским адмиралтейством, команда не нашла судна и стала искать его с помощью радара. После трехдневных поисков экипаж «Калипсо» обнаружил место гибели лайнера совершенно под другими координатами.

Целью экспедиции Кусто было определение причин крушения и описание того, как утонул «Британик». На дне исследователи обнаружили почти целый корпус судна, у которого был четко виден только один разлом от удара носа о дно. Более серьезные исследования не велись из-за ограниченности оборудования того времени. Это был поверхностный осмотр, благодаря которому на первой полосе во всех газетах появился лежащий на правом боку «Британик». Фото на дне также породило множество слухов, учитывая, что корабль обнаружился почти на 7 дальше от того места, которое указывали карты.

Обнаружение правды

В 2003 году экспедиция дайверов решила проверить слова немецкого правительства о том, что «Британик» подорвался на мине. Ими было обнаружено и даже остатки снаряда, на котором подорвалось судно. Они так и остались на цепи, прикрепленной якорем ко дну.

Современное дайверское оборудование позволило проникнуть внутрь корабля и проверить, что действительно в момент взрыва все водонепроницаемые переборки были открыты, что указывает на чью-то халатность.

«Олимпик» (RMS Olympic) - трансатлантический лайнер компании «Уайт Стар Лайн», первый из серии трёх лайнеров класса «Олимпик», двумя другими кораблями были «Титаник» и «Британник». Все три судна задумывались как конкуренты «Лузитании» и «Мавритании», принадлежавшим компании "Кунард Лайн".

«Олимпик» был первым судном Уайт Стар Лайн класса «Олимпик». Вторым судном был «Титаник», а третье судно должно было быть названо «Гигантик». Все три лайнера были много больше и роскошнее «гончих» Кунарда - Лузитании и Мавритании, но медленнее. Компания Уайт Стар Лайн решила обойти конкурентов не с помощью скорости, а уровня комфорта. Хотя все три корабля вошли в историю как четырёхтрубные, изначально они должны были быть оснащены тремя трубами, но для придания судну более надёжного вида была установлена четвёртая, фальшивая, труба.
Киль «Олимпика» был заложен в декабре 1908 года, а 10 октября 1910 «Олимпик» был спущен на воду. Корпус лайнера был выкрашен в белый цвет, чтобы лучше получаться на фотографиях, ведь «Олимпик» был главным элементом в рекламной компании. Корпус был перекрашен в чёрный цвет после спуска на воду.

Монтаж двойного дна "Олимпика"


"Олимпик" и "Титаник" на верфи «Харланд энд Вольф»





Обзор кормовой части лайнера


"Олимпик" в сухом доке "Харланд энд Вольф"


Палуба лайнера ближе к завершению строительства


"Олимпик" на морских испытаниях

Первое плавание «Олимпика» состоялось 14 июня 1911 года. Путешествие прошло без инцидентов и было очень даже успешным. Корабль шёл со средней скоростью в 21,7 узлов при расходе угля в 650 тонн в сутки (для сравнения: «гончие» Кунарда тратили 1000 тонн в сутки).
Со временем пассажиры стали жаловаться на непогоду, так как променад на палубе А был полностью открыт, из-за чего пассажиров забрызгивало в шторм. Было решено остеклить переднюю часть палубы А на «Титанике». Это и есть основное различие между судами.


Отправление из Саутгемптона


"Олимпик"

20 сентября 1911 года произошел инцидент с крейсером "Хоук". На выходе из Саутгемптона 2 корабля столкнулись, в результате которого "Олимпик" получил 14-метровую пробоину в кормовой части, оба корабля отправились на ремонт. Жертв, к счастью, не было. «Олимпик» и «Хоук» довольно скоро вышли в море, но инцидент на этом не кончился, а превратился в скандальное судебное дело. Примечательно, что "Олимпиком" в то время управлял капитан Эдвард Смит - будущий капитан "Титаника".


Результат столкновения с крейсером "Хоук"


"Олимпик" на ремонте после столкновения с "Хоуком". Справа - почти достроенный "Титаник"

Мир был потрясён гибелью «непотопляемого» «Титаника», а если утонул один «непотопляемый», утонет и другой. Моряки начали бастовать: они не хотели выходить в рейс на небезопасном судне с недостаточным количеством шлюпок. Поэтому водонепроницаемые переборки были подняты до палубы Б, а так же увеличено число спасательных шлюпок: с 20 до 42. Только после этих изменений моряки вновь согласились выходить на «Олимпике» в море.


"Олимпик" в сухом доке на перестройке после гибели "Титаника"

В годы Первой мировой войны «Олимпик» служил войсковым транспортом. Он участвовал в операции по спасению HMS Audacious. 12 мая 1918 года «Олимпик», идя в сопровождении 4 эсминцев, встретился с немецкой подводной лодкой U-103. U-103, находясь в подводном положении, выпустила по кораблю 3 торпеды, но от двух корабль уклонился, а третья утонула не доплыв до цели. Не удержавшись под водой, немецкая подлодка всплыла на поверхность (сказалось несовершенство системы погружения тех времён). Тогда «Олимпик», не имея на борту серьёзного вооружения, поплыл на подлодку и потопил её таранным ударом.
Младший Брат «Олимпика» «Британник» (переименованный «Гигантик») был утерян 21 ноября 1916 года, когда подорвался на мине у острова Кеа в Эгейском море.

Олимпик — серия трёх трансатлантических лайнеров — «Олимпика», «Титаника» и «Британника». Все трое на момент ввода в эксплуатацию являлись самыми большими судами в мире. Лайнер «Олимпик» — единственный из трёх лайнеров-близнецов этого класса, который проработал много лет и был списан по причине устаревания, тогда как «Титаник» затонул вследствие столкновения с айсбергом в первом же плавании, а «Британник» подорвался на мине, выставленной немецкой подлодкой U-73 в ходе Первой мировой войны.

12 мая 1918 года «Олимпик», идя в сопровождении 4 эсминцев, встретился с немецкой подводной лодкой U-103. U-103, находясь в подводном положении, выпустила по кораблю 3 торпеды, но от двух корабль уклонился, а третья утонула не доплыв до цели. Не удержавшись под водой, немецкая подлодка всплыла на поверхность. Тогда «Олимпик», не имея на борту серьёзного вооружения, поплыл на подлодку и потопил её таранным ударом.

Раз история «Титаника» у всех на слуху, сегодня мы представляем вам небольшую фототеку и некоторые интересные факты об остальных кораблях знаменитой серии.

«Олимпик»

«Олимпик» (слева) и «Титаник» — первые два парохода из серии

Из всех трёх лайнеров этой серии у Олимпика была наиболее счастливая судьба — он совершил 257 рейсов из Саутгемптона в Нью-Йорк и обратно и был списан в 1935 году.

Хотя все три корабля вошли в историю как четырёхтрубные, изначально они должны были быть оснащены тремя трубами, но для придания судну более надёжного вида была установлена четвёртая, фальшивая, труба.

Корпус Олимпика был выкрашен в белый цвет, чтобы лучше получаться на фотографиях, поскольку он был главным элементом в рекламной компании. Корпус был перекрашен в чёрный цвет после спуска на воду.

Первое плавание «Олимпика» прошло без инцидентов и очень успешно. Однако со временем пассажиры стали жаловаться на непогоду, так как променад на палубе «А» был полностью открыт, из-за чего пассажиров забрызгивало в шторм. Было решено остеклить переднюю часть палубы «А» на «Титанике». Это и есть основное различие между судами.


Убранство Олимпика

Несмотря на то, что Олимпик — единственный выживший, череда неудач была и у него. Во время спуска на воду корабль врезался в дамбу. После этого мелкие и крупные аварии сыпались на него одна за другой, а судно даже не было застраховано. Есть предположения, что после ряда аварий владельцы и рады были бы застраховать свой корабль, только вот страховые компании не желали иметь дело с лайнером-неудачником. Самой серьезной аварией стало столкновение с английским военным крейсером «Хоук», что привело компанию «Уайт Стар Лайн» к ощутимым финансовым проблемам: необходим был дорогостоящий ремонт, а финансовое положение компании было весьма печально, так что «Олимпик» был поставлен в белфастские доки ожидать решения о своей дальнейшей судьбе.

В апреле 1917 года Олимпик был включен в состав военно-морского флота. За время своей военной службы знаменитый лайнер перевез через Атлантику 119 000 военных и гражданских лиц, четыре раза подвергался атакам подводных лодок, но всегда оставался невредим.


Мир был потрясён гибелью «непотопляемого» «Титаника», а если утонул один «непотопляемый», утонет и другой. Моряки начали бастовать: они не хотели выходить в рейс на небезопасном судне с недостаточным количеством шлюпок. Поэтому водонепроницаемые переборки были подняты до палубы Б, а так же увеличено число спасательных шлюпок: с 20 до 42. Только после этих изменений моряки вновь согласились выходить на «Олимпике» в море.

После списания в 1935 году многие из элементов отделки «Олимпика» были использованы в отеле «Белый Лебедь». Их брали за образец кинематографисты при воссоздании декораций для съёмок фильма «Титаник», а в сентябре того же года он был продан для разделки на металлолом.

«Британник»


«Британник» — третье и последнее судно класса «Олимпик». Первоначально строился под именем «Гигантик». Он должен был стать одним из величественных лайнеров, но тут грянула Первая Мировая Война.

13 ноября 1915 года он реквизирован Адмиралтейством как госпитальное судно. Работа по преобразованию незаконченного лайнера шла полным ходом: каюты на верхних палубах превращены в палаты, а обеденный зал и гостиная первого класса были переоборудованы в операционные и главную палату.

Судно было окрашено в интернациональные цвета госпитального судна: белый борт, зеленая полоса вдоль корпуса с красными крестами. Эти цвета гарантировали статус неприкосновенного для всех военных судов, согласно Женевскому соглашению, но 21 ноября 1916 года «Британник» подорвался на немецкой мине между островом Kea и материковой Грецией. Судно опрокинулось на правый борт и затонуло через 55 минут.


Тонущий Британник

На борту «Британника» была медсестра Вайлет Джессоп — одна из спасшихся при катастрофе «Титаника». Она была в шлюпке, которую затянуло под винт тонущего судна, и выжила. Что еще более удивительно, так это то, что Джессоп была стюардессой на «Олимпике» (старшем брате обоих лайнеров), когда тот в порту Саутгемптона столкнулся с крейсером «Хоук».

Корабли класса "Олимпик" - "Олимпик", "Титаник" и "Британик" создавали инженеры британской судостроительной компании "Харланд энд Вольф" по заказу "Уайт Стар Лайн". Судна задумывались как конкуренты "Лузитании" и "Мавритании", принадлежавшим конкурирующей компании Кунард Лайн.

На фото: "Олимпик" и "Титаник" (справа) в Белфасте. Начало XX-го века ознаменовалось катастрофой, которая до сих пор будоражит умы людей со всего света, – гибелью корабля "Титаник".
14 апреля 1912 года во время своего первого рейса этот роскошный гигантский круизный лайнер столкнулся в Северной Атлантике с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. Из 2208 находившихся на борту людей выжили лишь 704 человека. Мир был в шоке.

Его предшественнику - кораблю "Олимпик" тоже удача не сопутствовала, хоть и трагедия была не столь масштабной. В одном из своих первых плаваний, лайнер столкнулся с крейсером "Хоук". В результате происшествия никто не пострадал, но "Олимпик" целый год простоял на ремонте, а его капитана обвинили в неосторожности и пренебрежении правилами судовождения.

Проектируя, третий пассажирский лайнер из этой серии под первоначальным названием "Гигантик", инженеры попытались учесть все выявленные трагедиями слабые стороны его предшественников – "Олимпика" и "Титаника". Создатели нового корабля сделали так, что "Гигантик" мог оставаться на плаву при повреждениях, которые стали роковыми для "Титаника".

Помимо новых конструктивных особенностей "Гигантика", ему добавили еще пять спасательных шлюпок. Причем, даже если судно опасно накренялось и возникала угроза потопления, ничто не должно было помешать посадке людей в шлюпки.

Захотелось улучшить и отделку корабля: приемную первого класса "Гигантика" сделать гораздо больше, чем на "Олимпике" и "Титанике". Ресторан и курительный салон также расширили и даже планировали установить орган на парадной лестнице.

26 февраля 1914 года этот огромный трехвинтовой корабль спустили на воду. Но ему так и не удалось оказаться на линии Саутгемптон - Нью-Йорк, для которой его и строили: началась Первая мировая война. Роскошный лайнер был сразу реквизирован Британским Адмиралтейством, которое распорядилось переименовать его в "Британник" и переоборудовать в госпитальное судно.

Великолепные дорогие интерьеры круизного корабля стали общежитиями и операционными. Приемная первого класса и обеденный салон служили отделением интенсивной терапии. Остальные помещения стали больничными палатами для раненых солдат и матросов, до трех тысяч которых судно могло взять на борт. Наиболее роскошные каюты "Британника" стали персональными кабинетами докторов. Для защиты от вероятных атак на корпус лайнера нанесли зеленую полосу и шесть красных крестов, подчеркивающих медицинское и гуманитарное предназначение судна.
В ноябре 1915 года гигантский 275-метровый плавучий госпиталь зачислили в состав флота, и "Британник" отправился в Средиземное море. За время войны лайнер совершил пять успешных рейсов в Эгейское море и к Балканам, откуда вывез 15 тысяч солдат Британской империи. Но шестой рейс оказался роковым.

12 ноября 1916 года "Британник" в очередной раз отправился в Средиземное море к острову Мудрос, чтобы принять на борт новую партию раненых британских солдат. Утром 17 ноября зашел в порт Неаполя и продолжил курс на восток.

Катастрофа случилась 21 ноября 1916 года в 8:12 утра. "Британник" уже был в Эгейском море, когда его сотряс взрыв огромной силы, за которым последовал еще один, более мощный. Он буквально разорвал левый борт корабля в нескольких местах. Медсестры и обслуживающий персонал выбежали на палубу, прервав свой завтрак. Оказывается, лайнер наскочил на мину, поставленную немецкой подводной лодкой U-73. Из-за полученных пробоин судно накренилось, и ситуация ухудшалась с каждой минутой.

Капитан Чарльз Альфред Бартлет сразу понял серьезность положения и приказал закрыть герметичные двери переборок и подготовить к спуску все шлюпки.
Четыре отсека корабля стремительно заполнялись водой; котельные были подтоплены. Положение усугубляли открытые при взрыве иллюминаторы нижних палуб: через них вода проникала внутрь "Британника". Капитан до последнего верил, что лайнер сможет дойти до острова Кеа и сядет на мель. Это было бы спасением. Но нос "Британника" стремительно погружался все глубже, одновременно корабль накренился на правый борт. Стало ясно, что чудо не произойдет. Приняв сигналы бедствия, на помощь лайнеру отправились сразу четыре судна.

На самом же "Британнике" полным ходом шла эвакуация. Через некоторое время из воды показались продолжавшие свое вращение огромные винты корабля – и тут произошла новая бедая. Две шлюпки затянуло в водоворот и разрубило винтом на части. Увидев это, капитан приказал немедленно остановить ходовые винты.
Вскоре морская драма достигла своего апогея: гигантский корабль пошатнулся и начал стремительно заваливаться на правый борт. Рухнули огромные дымовые трубы. Еще минута - и лайнер навсегда исчез в черной бездне Эгейского моря. Спустя час на место катастрофы подошли четыре судна. Спаслись 1036 из 1066 находившихся на борту "Британника" людей. Вопрос о том, где же точно он покоится, долгое время интересовал многих людей. В 1975 году ответ на загадку дал легендарный исследователь морских глубин Жак Ив Кусто. После трехдневных поисков подводный радар на его судне "Калипсо" обнаружил корпус "Британника" на глубине 120 метров.

После экспедиции знаменитого французского океанографа туда еще 68 раз спускались водолазы. Они подняли на поверхность сотни артефактов, которые теперь выставлены во многих музеях мира.

Капитан же, благодаря правильным действиям которого было спасено множество жизней, продолжил карьеру, закончил войну, вышел в отставку и скончался 15-го февраля 1945 года в возрасте 76 лет.

Максим Кондратьев


Close