), необходимо подумать о тактике, которой стоит придерживаться, чтобы осуществить задуманное путешествие, по прошествии которого у вас и у ваших детей, должны остаться только хорошие впечатления.

Прежде всего, необходимо уточнить, что включает в себя понятие "тактика похода с детьми".
В теории спортивного туризма, тактика похода - это весь комплекс задач, решений, методов и средств их достижения, направленных на успешное и безопасное прохождение маршрута .

Проще говоря, и применительно к походам с детьми, это:

  • выбор правильного порядка и графика движения на маршруте;
Порядок и график движения в походе.

В пешем или горном походе перед началом движения группы назначаются из взрослых ведущий и замыкающий, дети идут всегда между взрослых или вместе со взрослыми.
Нельзя позволять детям идти впереди - ребенок с нетяжелым рюкзаком (или вообще без рюкзака) иногда может легко уйти вперед от медленно (и скучно) идущей основной группы и вы не сможете уследить, где он свернул и куда пошел.
Ведущий должен точно знать, когда или где он должен остановиться для очередного отдыха или выбора места стоянки. При возможности ведущий должен оглядываться, что бы видеть, как идет вся группа и при необходимости останавливаться, чтобы дождаться отстающих. Замыкающий ни при каких обстоятельствах не должен оставлять за собой отстающих (или свернувших за куст) детей и взрослых, а при сильном отставании должен подать знак - крикнуть или свистнуть (свисток надо взять из дома), чтобы впередиидущие остановились и подождали.

Т.к. в пешем походе в большей степени детей утомляет не сам процесс передвижения, а монотонность и однообразие этого передвижения, необходимо планировать недлительные переходы по 25-30 минут с последующими остановками на 10-15 минут для коротких перекусов (перекусы надо заложить в раскладку), осмотров интересных мест и наблюдений природы.

В велопоходе.

Если дети едут на велосипедах сами, порядок движения - как и в пешем походе.

Если маршрут частично проходит вдоль федеральных или областных дорог, передвигаться надо только по обочинам дорог, это немного тяжелее, но значительно безопасней.

На дороге, по которой редко ездят машины, обязательно следить, что бы дети никогда не выезжали на середину дороги и объяснять, что можно ехать только по правой стороне.

Перекусы в велопоходе можно устраивать реже - через 30-40 минут движения - детям сам процесс езды на велосипеде обычно нравится, и они утомляются в меньшей степени.

В водном походе экипаж первой байдарки (или другого судна) должен четко знать, когда и где он должен остановиться для того, чтобы дождаться всю группу. Об этом лучше договариваться перед выходом, т.к из-за шума воды при движении судна бывает сложно докричаться до впереди идущей байдарки, даже если она находится в видимой близости.

Если на реке встречаются несложные препятствия , на которых теоретически может произойти авария, перед ними или (если экипаж уверен в успешном прохождении) за ними, необходимо остановиться и подстраховать прохождение следующего судна.

Перед сложными препятствиями должна собираться вся группа для совместного осмотра препятствия, организации прохождения, страховки или обноса. Если принимается решение, что дети препятствие обходят по берегу, необходимо провести разведку прохода вдоль берега до места встречи и назначить взрослых которые пойдут по берегу с детьми.

При прохождении озер и водохранилищ группа не должна растягиваться, суда должны идти в непосредственной близости, чтобы в случае необходимости оказать помощь. В ветреную погоду, когда на открытых водоемах может подняться большая волна, лучше совсем отказаться от движения или продвигаться в непосредственной близости от береговой линии.

Не забывайте, что ребенок сидит в байдарке обычно без дела и ему это может быстро надоесть. Постарайтесь делать переходы не более 30-40 минут, делая остановки, чтобы дети могли на берегу размяться и перекусить, чистое ходовое время за день не должно превышать 4 часов. Не забывайте во время движения развлекать ребенка интересными историями, сказками и рассказами.

Дневной режим.

Режим каждого дня похода зависит от вида похода (водный, пеший и т.д.), возраста детей, района путешествия, погодных условий и других факторов.
В любом случае, режим дня (подъем, завтрак, обед, ужин, сон) не должен сильно отличаться от того, к которому дети привыкли дома.
Как правило, наибольшие потери времени в походе с детьми происходят во время утренних сборов. Постарайтесь заранее продумать порядок ваших действий утром во время сборов. Привлекайте детей в помощники при сборе лагеря, упаковке рюкзаков и подготовке байдарки. Время, сэкономленное утром, гораздо плодотворнее можно использовать потом для игр и других развлечений.

Если у вас намечен полный ходовой день (не полудневка), место остановки на обед лучше планировать заранее, но если вы по каким либо причинам отстаете от графика, не стоит стремиться попасть на плановое место обеда, останавливайтесь в любом подходящем месте. Иначе уставшие и голодные дети могут вам испортить настроение до конца дня.

В пеших и велопоходах, для приготовления обеда необходимо иметь при себе пластиковые бутылки для воды, из расчета 1 литр на человека. Запас воды можно пополнить по ходу движения, если вы уверены, что будете гарантированно проходить мимо источника воды, пригодного для приготовления пищи.

В зависимости от вида похода, состава группы, возраста и количества детей на горячий обед может уходить от 1,5 до 2,5 часов - если больше, стоит задуматься об организованности участников похода.

Безопасность в походе с детьми.

Этот элемент тактики походов описан в отдельной статье "Безопасность детей в походе"

Познавательные элементы в походе.

Готовясь к походу, изучите район, в котором будет проходить ваш маршрут:
- его геологическое строение - как образовывались горы, реки, ледниковые озера и т.п.;
- историю района - какие исторические события происходили на этих землях;
- флору и фауну - какие птицы, животные и насекомые обитают в лесах (горах), какие рыбы водятся в реках, какие растения произрастают.
Все это можно наглядно рассказать и показать во время похода, и это будет намного интересней и познавательней чем чтение энциклопедии.

Активные игры в походе. Организация детского досуга.

Во время движения по маршруту, когда дети заняты, а взрослые бдительны, обычно не случается никаких ЧП.

Опыт показывает, что основное число происшествий происходит на дневках, перекусах, перекурах и т.п. Одним словом, когда детям нечем заняться, и их естественное стремление к познанию окружающего мира может обернуться неприятностями.

Если в походе найдется человек (достаточно ответственный), который проявит инициативу и будет выступать для детей в роли организатора всяких игр, вылазок по окрестностям и других развлечений, это сильно (но не полностью) облегчит присмотр за детьми. На самом деле такие люди встречаются нечасто, поэтому еще на стадии подготовки к походу следует продумать, какие игры, развлечения можно будет организовать для детей на привалах и дневках.
Старайтесь чаше привлекать их в помощь при установке лагеря, сборе хвороста для костра, организовывать рыбалку, сбор ягод, грибов и других полезных дел.

Из дома желательно взять маленькие игрушки, сувениры, подарки, которые можно будет вручить в качестве призов за участие в играх и конкурсах. Важно, чтобы их хватило на всех, ведь главное не победа, а участие.


Вот некоторые игры и занятия , которые можно проводить в походе:

  • Поиск клада (необходимо из дома взять то, что будет кладом, а так же бумагу и фломастеры для рисования карты поиска клада);
  • Постройка шалаша;
  • Городки - напилить палочек для постройки фигур и разбивать их кидая мяч или палку;
  • С мячом - футбол, поймай мяч, попади в цель и т.п.;
  • С веревкой - вязание узлов, веревочные перила, перетягивание каната, качели, "тарзанка" (в безопасном месте);
  • С картой и компасом - изучение карты, определение сторон света, начальные навыки ориентирования.

Дети в походе всегда придумывают какие-то свои новые (или вам незнакомые) игры, и если эти игры потенциально опасны для них, важно не запрещать играть, а взять инициативу в свои руки и перевести игру в более безопасном направлении.

Хорошо подготовившись к походу дома, и вы, и ваши дети получите удовольствие от проведенного вместе времени, невзирая на возможные капризы природы и сложности в пути.

Важнейшим элементом организации похода является разработка его плана. Собственно говоря, планирование необходимо в любом виде деятельности, если мы хотим достигнуть нужного результата. Не исключение и туристская деятельность в целом, и организация похода в частности. Грамотно составленный план похода - залог эффективного достижения походных целей и решения поставленных задач. Следовательно, мы можем говорить о том, что составление плана похода является важным элементом походной тактики, реализуемым в подготовительный период. Понятие плана похода мы рассмотрим на примере рекреационно-оздоровительного похода (его сущность принципиально не отличается и в случае иных по целям походов).

Что же представляет собою план похода? Фактически этот документ призван ответить на следующие вопросы: что, как и когда надо сделать, чтобы выполнить поставленные перед походом цели и задачи? В рекреационном походе следует решить задачи по эффективному оздоровлению, отдыху его участников и познавательные (образовательные) задачи. Следовательно, план похода должен ясно указать способ выполнения данных задач средствами туризма. План похода это понятие комплексное; он обычно включает в себя следующие разделы: график движения по маршруту, план-график экскурсионно-познавательных и рекреационных мероприятий на маршруте (эти два графика объединяются понятием плана-графика похода ), режим движения и питания на маршруте, план распределения весовых нагрузок на участников похода. Рассмотрим указанные компоненты плана по отдельности.

Рис. 2

Что представляет собою календарный план график похода и как он составляется? График движения по маршруту или, как его часто называют календарный план-график - это график движения по маршруту и график осуществления запланированных походных мероприятий . График движения основан на разработанном маршруте (соответствует дневным переходам). Он определяет дату и время прибытия к началу маршруту и отъезда от конечной точки маршрута; количество дневных переходов и даты ночевок в намеченных пунктах; даты и пункты организации дневок и полудневок на маршруте. Кроме того, походный план-график определяет сроки посещения и время осмотра рекреационных объектов; проведения экскурсий и рекреационных мероприятий (состязаний, игр, пляжно-купального отдыха и пр.).

План-график движения по маршруту - это один из компонентов эффективного достижения намеченных целей. Грамотно составленный план-график должен учитывать конкретные особенности группы (возрастной состав, физические возможности участников, их увлечения и интересы и пр.). В частности график движения должен планироваться с учетом необходимых и достаточных оздоровительных физических нагрузок на участников похода. Так, мы уже упоминали выше о том, что в оздоровительных пеших походах выходного дня обычные дневные переходы не превышают 20км (в среднем 15км), с учетом, что средняя скорость движения группы составит 3-5 км/час. Целесообразно планировать первый-второй переход многодневного похода не более 15км, следует планировать сокращенные по протяженности переходы на сложных участках маршрута, в дни намеченных экскурсионных, развлекательных мероприятий.

План-график движения по маршруту является непременным атрибутом походной документации: содержится в маршрутном листе похода выходного дня, маршрутной книжке многодневного похода. Пример плана графика движения по маршруту учебного лыжного похода со студентами БГУФК представлен в таблице 2. План проведения рекреационно-познавательных мероприятий и общественно-полезной работы в походе так же вносится в маршрутный лист рекреационного похода с указанием места и сроков проведения каждого мероприятия.

Таблица 2

План график движения по маршруту

День и дата похода

Участок маршрута

Протяженность (км)

Способ передвижения

Минск - г Логойск

г Логойск - д. Алешники - в. 315

в. 315 - м/к Хатынь - лесной массив вблизи д. Ячное.

д. Ячное - м/к Дальва - оз. Домашковское

оз. Домашковское; учебные занятия

оз. Домашковское - д. Заборье - р. Ночвиха

р. Ночвиха - пос. Октябрьский - р. Илия

р. Илия (кв. 12).- пос. Хоруженцы - г. Лысая (высота 340)

г. Лысая - пос. Беларучи - г. Острошицкий городок.

г. Острошицкий городок. - г. Минск

Итого активными способами передвижения - 135км.

Что означает понятие «режим движения» туристской группы? План похода определяет так же режим движения группы по маршруту похода. Режим движения туристов на маршруте обуславливает следующие количественные показатели: время начала и окончания движения в каждый ходовой день; количество запланированных в день переходов; продолжительность отдельных переходов (в минутах); продолжительность малых и больших привалов. Режим движения не должен быть излишне напряженным для участников рекреационных походов и должен позволить выполнить необходимые рекреационно-познавательные задачи. Режим движения естественно, как и иные компоненты плана строится в зависимости от состава туристской группы, протяженности светового дня в период похода, сезона похода и плана мероприятий каждого конкретного дня похода. В летний период до обеденного большого привала группа в оздоровительном походе осуществляет 4-5 переходов, продолжительностью от 30 до 50 мин, после обеденного привала 3-4 перехода. На малые привалы отводится 10-15 минут. Большой привал занимает 1.5-2 часа. В зимний и осенний период количество переходов в день в целом сокращается и может сокращаться время, отведенное на обеденный привал. Количество и продолжительность переходов изменяется в соответствие с планом рекреационно-познавательных мероприятий. В случае проведения экскурсий, развлекательных оздоровительных мероприятий количество переходов в конкретный день похода может существенно сокращаться или же группа может остаться на месте развернутого лагеря на дневку.

Что означает понятие «нагрузочный режим»? Нагрузочный походный режим нельзя просто определить временем движения по маршруту - он определяется объемом и интенсивностью физической и иной работы, выполняемой туристами в данный день похода, или в данный дневной переход . Участки маршрута не равноценны по своей технической, физической, психологической сложности и, соответственно, по затрачиваемой энергии на единицу времени (нагрузке) для их преодоления. Оптимальная тактическая схема для рекреационного похода может предусматривать как равномерный, оздоровительный нагрузочный режим на протяжении всего похода, так и некоторую вариацию нагрузочного режима (уменьшенные нагрузки в первый день (дни) похода с постепенным их возрастанием в середине похода и убыванием к концу похода). В любом случае планирование походного нагрузочного режима должно вести к выполнению оздоровительной цели похода, т.е. нагрузки не должны выходить за рамки физической рекреации для данного контингента туристов. Разрабатываемый маршрут является основой для регулирования нагрузочного режима в конкретные походные дни. Величина физической нагрузки может измеряться в виде энергетических затрат организма туриста для выполнения определенной работы на маршруте (в ккал), а ее контроль на маршруте может осуществляться по простым физиологическим показателям (например, по частоте сердечных сокращений).

Что означает понятие «режим питания»? Режима питания в походе определяет дневной распорядок приема пищи . В рекреационном походе, в зависимости от его продолжительности, сезона похода и ряда других обстоятельств обычно применяется трехразовый режим горячего питания (завтрак, обед, ужин) в совокупности с «карманным» холодным питанием во время дневных переходов или четырехразовый режим питания (три раза горячее питание и перекус холодным питанием) в совокупности с карманным питанием. В сезон с коротким световым днем режим питания может трансформироваться в двухразовое усиленное горячее питание (завтрак и ужин) и большой обеденный перекус с горячим чаем в совокупности с карманным питанием.

Что мы определяем понятием «динамика весовых нагрузок»? Целесообразно бывает планировать и динамику весовых нагрузок , приходящихся на участников рекреационных походов. Естественно, что масса рюкзака на маршруте изменяется с течением времени. Расходным содержимым рюкзака туриста являются продукты питания, и, если поход проходит по безлесному району, топливо для туристских нагревательных и осветительных приборов. Перед началом похода устанавливается стартовая масса группового снаряжения и питания (общественный груз) в расчете на одного участника (участницу). В рекреационном походе весовая нагрузка на участницу на старте похода обычно планируют в расчете 50-75 % от нагрузки на участника. Абсолютная стартовая масса группового снаряжения и питания, приходящегося на взрослого (18 лет и более) участника, в многодневном оздоровительном походе не превышает обычно 10-12кг.

Снижение весовых нагрузок поддается в определенных пределах планированию. Общим принципом является в целом равномерное снижение массы рюкзака (расход переносимых продуктов) у участников похода. Однако, «расходные» грузы в первую очередь должны изыматься у наименее физически подготовленных участников и у участников, несущих наиболее тяжелое не расходное групповое снаряжение по всему маршруту (например, у участников, несущих палатки). Как указывалось выше, снижение весовых нагрузок можно планировать за счет удачно подобранной тактики: пополнения запасов продуктов на маршруте (и, соответственно, снижения стартового веса рюкзака, использование радиальных выходов (без тяжелых рюкзаков) на маршруте, организацию одной или нескольких продуктовых «забросок» по ходу маршрута).

Как оформить маршрутный лист туристской группы? Из лекции, посвященной организации похода, Вы знаете, что основным маршрутным и заявочным документом группы в спортивном тризме является маршрутная книжка. В принципе, самодеятельный оздоровительный поход по «родному краю» (поход выходного дня) может проводиться без всякой специальной документации. Однако если поход организует и осуществляет туристская организация (т.н. «проводящая поход» организация), то маршрутным документом туристской группы служит «маршрутный лист» порядок оформления которого и его содержание мы рассмотрим в этом разделе занятия. Маршрутный лист служит формальным подтверждением того, что в поход отправляется организованная туристская группа.

В маршрутный лист (первая страница) заносится состав группы, ее маршрут, сроки проведения похода. Это - своеобразный паспорт группы на маршруте: все сведения в нем должны быть заверены подписью ответственного лица и печатью «проводящей» поход организации.

Выглядит первая страница следующим образом (Рис. 3)

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №______________

на поход выходного дня

Группа туристов__________________________________________________

(наименование организации)

в составе _____ человек следует по маршруту:

__________________________________________

(указываются основные пункты следования)

в сроки с ______________________________по _____________________ 20__ г..

Руководитель группы: _____________________________________________

(подпись, фамилия, имя, отчество)

Маршрутный лист выдан ___________________________________________

(наименование проводящей организации)

М. п. Подпись ответственного лица

20___ г.

Рис. 3 Форма первой страницы маршрутного листа туристской группы.

На второй страничке листа указывается список туристской группы по обычной форме: таблица с колонками № п/п; ФИО; Домашний адрес, телефон. На третьей странице листа приводится план-график похода с указанием представленной нами выше информации: дата походного дня; участок маршрута (дневной переход); расстояние в километрах; способ передвижения. Эти данные можно вносить в форме таблицы (см. таблицу 2). Кроме того, в маршрутный лист записывают основные экскурсионные объекты, вид планируемой общественно полезной работы. Наконец, на четвертой, последней странице маршрутного листа следует от руки нарисовать схему маршрута, чтобы лучше себе представить нитку маршрута и трассу движения на дневных переходах. Масштаб выдерживать необязательно, но основные пропорции в расстояниях необходимо сохранить. Нитка маршрута обозначается на схеме красной линией; места ночевок - красными треугольниками с порядковым номером бивака.

Режим и распорядок дня определяют еще при разработке маршрута и графика похода, он является одним из решающих условий выполнения намеченных целей и активного отдыха учащихся.

Движение рекомендуется начинать как можно раньше. Через 10-12 минут после выхода из лагеря с целью проверки и подгонки снаряжения, обуви и одежды необходимо сделать первый привал (остановку). Последующие малые привалы (10 мин.) делают через каждые 50 минут движения, проходя около 4 км пути. Через 3-4 часа движения туристы останавливаются на дневной отдых и обед. Согласно распределению обязанностей, учащиеся приступают к разбивке временного лагеря и приготовления обеда. Быстро установив палатки и разложив вещи, учащиеся организованно под руководством инструктора приходят на водоем. Проверив место для купания, инструктор проводит с ребятами инструктаж по правилам поведения на воде, пересчитав их и разбивает на пары (это дает возможность учащимся контролировать друг друга).

После обеда учащиеся готовятся к проведению соревнований по туризму между бригадами.

Примерная программа соревнований

1. Теоретические вопросы по туризму.

2. Установка палатки.

3. Разведение костра.

4. Оказание первой медицинской помощи.

5. Соревнование в преодолении туристической полосы препятствий.

Описание этапов и их оборудование

1. Старт и финиш - совмещены и оборудованы тремя флажками высотой 150 см и транспарантами «старт» и «финиш».

2. «Установка палатки» - ровная площадка (5×7), желательно с мягким грунтом и травяным покровом.

3. «Метание гранаты» - от рубежа, отмеченного двумя флажками на расстоянии 15-17 м, оборудуется «окно» размером 150×250 см глубиной 20-25 см. Если нет возможности вырыть окно, его можно обозначить четырьмя флажками.

4. «Маятник». На толстую ветку дерева на высоте 3-5 м привязывается веревка диаметром 15-40 мм, свободный конец веревки должен не доставать до земли 25-30 см. На земле (если нет естественного препятствия), двумя параллельными линиями обозначается расстояние, которое нужно преодолеть.

5. «Кочки». В зоне этапа «кочки» (3х10 м) закапывается в беспорядке 15-20 чурок длиной 15 см так, чтобы они выступали над поверхностью земли на 3-4 см.

6. «Бревно». На расстоянии 5-6 метров закапываются два небольших бревна так, чтобы над землей их высота была 50-60 см. На них сверху крепится третье бревно диаметром 25-30 см. Для безопасности рядом натягивается канат или толстая веревка.

7. «Мышеловка». На расстоянии 5 м забивается 8-10 кольев соединяются веревкой, образуя редкую сетку.

8. «Переноска пострадавшего». Переносят пострадавшего вдвоем.

Правила расстояния между этапами

Принимают участие 11 человек (7 юношей и 4 девушки).

I этап - 4 человека (2 юноши и 2 девушки).

II-VII этап по одному человеку. Этап «кочка» преодолевает девушка.

VIII этап - 3 человека (2 юноши и 1 девушка).

Расстояние: старт - I этап (6 м).

I-II этап (10 м), II-III этап (10 м)

III-IV этап (10 м), IV-V этап (5 м)

V-VI этап (10 м), VI-VII этапы (15 м)

VII-VIII этапы (10 м), VIII этап - финиш (10 м)

После проведения итогов соревнований учащиеся полудничают, приводят в порядок свое туристское снаряжение и снимают палаточный лагерь. Проверив наличие учащихся и исправность туристского оборудования, туристы выступают в обратный путь.

При проведении двухдневного похода с ночевкой режим и распорядок меняются. Больше времени отводится на небольшие экскурсии, на товарищеские встречи по спортивным играм с соседними лагерями или с местными школьниками, на встречи с ветеранами войны и труда. Особое внимание следует обратить на выбор места для ночевки: удобство расположения, наличие топлива, хорошее состояние места и т. д. Обязательно организовывается ночное дежурство. Дежурят по одному часу 1 взрослый и 3 учащихся. Соревнования, игры и аттракционы проводятся между завтраком и обедом. После небольшого послеобеденного отдыха учащиеся отправляются в обратный путь.

После возвращения желательно организовать выставку, на которой экспонировались бы карты, маршруты похода, фотокарточки, собранные коллекции и т. д.

Раннее утро. Редкие, как бы несмелые трели птиц, капельки росы на траве и палатках. Низко над землей стелется туман; над горизонтом медленно поднимается огненный шар солнца...

Зазвенел будильник в одной из палаток, там зашевелились. Тихонько, стараясь не разбудить остальных, вылезают наружу дежурные. Да, не хочется просыпаться, когда нет еще и пяти часов. Но ведь позже встанешь - позже выйдешь. Лучше подняться пораньше и двигаться «по холодку»... В 5.30, когда завтрак почти готов, пришло время общего подъема. За «столом» командир напоминает о том, что ждет сегодня путешественников, советует, как одеться. В 7.00 рюкзаки уже упакованы, место привала убрано. Руководитель спросил всех о самочувствии, определил порядок движения. И туристы двинулись по маршруту...

Но вскоре, минут через 15-20, командир устроил привал - «подгоночный». Один тут же переложил натирающий спину рюкзак, другой перешнуровал жмущие ботинки, третий снял свитер - словом, каждый устранил то, что мешало идти. (Опытные туристы такую остановку часто не делают.)

Замечу: продолжительность любого привала в туристическом походе считают «по последнему», иначе отставшие отдохнуть не успеют. За 1-2 мин до его окончания (через 10- 15 мин отдыха) стоит об этом предупредить: «Осталась минута!» Туристы приводят себя в порядок, снимают лишнюю одежду, которой «утеплялись» на привале, чтобы не продуло, убирают вещи в рюкзаки. Их надевают лишь по команде, когда все уже готовы. Иначе кому-то придется стоять с грузом, ожидая, пока соберутся остальные.

Следующие после «подгоночного» привалы - через 45-50 мин движения. Но на трудном пути (в частности, на крутых затяжных подъемах) или при слабой физподготовке путешественников могут быть и через 30 мин. А вот значительно увеличивать время перехода, более часа, нежелательно. Именно правильное чередование отдыха и нагрузки позволяет идти весь день без большой усталости. Не обязательно с точностью до минуты выдерживать время перехода, особенно если чуть раньше встретилось подходящее для привала место. Отдых на солнцепеке силы не восстановит.

Время близится к часу дня, большая часть дневного пути позади. Пора останавливаться на обед. Удобнее вон там, в тени деревьев, неподалеку от ручейка. Туристы подкрепились, отдохнули, переждали самое жаркое время (на все от 1,5 до 3 ч), и в четвертом часу дня - снова вперед! Еще два-три перехода, а затем, не позднее 19 ч, остановка на ночлег.

Такой режим дня имеет и научное обоснование . Ученый-медик Л. Я. Глыбин установил, что человеческий организм переживает в течение суток пять физиологических «подъемов» - около 1, 6, 12, 17, 21 ч (по «летнему» времени) и столько же «спадов» - около 3, 10, 15, 19, 23 ч. На 6 ч приходится самый значительный физиологический подъем, который мы обычно просыпаем. Наиболее работоспособен человек до 14 ч, а лучшее время для сна - с 23 до 6 ч. Конечно, желательно использовать «подъемы» активности для движения, а «спады» для отдыха. Однако точно соблюсти все рекомендации не удается - и по жаре ходить не хочется, да и питание все же трех-, а не четырехразовое, как советует Л. Я. Глыбин. Однако приведенный выше режим наиболее близок к оптимальному.

И пусть не смущает вас столь непривычно ранний подъем. Именно такого распорядка люди придерживались с древних времен (да и сейчас придерживаются в деревнях). Только урбанизация, резко изменившая образ жизни, привела к тому, что горожане стали жить вопреки своему естественному биоритму. Каждый может проверить, что если лечь спать между 22-23 ч, то встать в 5-6 ч утра совсем несложно. Даже легче, чем в 9-10 ч. Ранний же подъем способствует более высокой работоспособности, лучшему самочувствию на протяжении всего дня.

Но вот провозились со сборами утром (долго ждали, покуда дежурные вымоют ведра), и шли потом по жаре. Поэтому двигались медленнее и до намеченного места обеденного привала добрались с опозданием. Поскольку отстали от графика, отдых пришлось сократить, хотя и сильно устали... Так поздний выход на маршрут, как и другие нарушения распорядка (еще и засиделись у костра до глубокой ночи!), ведут к дополнительному утомлению, которое может перейти в переутомление. Тогда и дневка не всегда выручит.

Сон в любом случае должен быть не менее 7-8 ч. Только у дежурных он короче. Но ведь каждый дежурит в походе не часто. (Приходится признать, что любители песен у костра часто мешают отдыху своих спутников. Это не по-товарищески!)

Даже на дневке не затягивайте с подъемом и завтраком. Иначе пройдет она бездарно - и запланированные дела не сделаете, и толком не отдохнете.

Сергей Менделевич

ГЛАВА 3. РЕЖИМ И РАСПОРЯДОК ПОХОДНОГО ДНЯ

Режим походного дня

В походах с ночлегом следует соблюдать режим многодневных походов. Он должен обеспечивать необходимую ритмич­ность в чередовании нагрузок и отдыха. Режим переходов обычно состоит из 40-50 минут движения и 5-10 минут отдыха на малых привалах.

Хотя режим движения существенно зависит от района путеше­ствия, сезона и других факторов, на первую половину дня обычно приходится до двух третей дневного перехода, на что затрачивается от 3 до 5 ходовых часов. Рекомендуется раньше выходить на марш­рут и раньше останавливаться на ночлег. В середине дня туристам необходим продолжительный отдых и горячий обед. В холодную или дождливую погоду обеденный привал можно заменить коротким перекусом, но с теплым чаем из термоса.

Распорядок дня туриста

Распорядок дня туриста предусматривает такое чередование видов деятельности туристов в походе, которое обеспечивает достижение поставленной цели.

Примерный распорядок дня:

7.00-8.00 – подъем, зарядка, умывание, купание, уборка места ночлега.

8.00- 8.30 – завтрак, подготовка к переходу.

8.30-12.30 – переход по маршруту,

12.30-16.00 – большой привал (обед, отдых, общественно полезная работа, игры на местности).

16.00-18.00 – переход по маршруту.

18.00-20.00 – подготовка к ночлегу, ужин.

20.00-22.00 – свободное время.

22.00-7.00 – сон.

Отбой - сигнал, после которого все участники должны лежать в палатках и прекратить разговоры, должен даваться не позже 22 часов.

Если лагерь расположен вблизи от дороги или населенного пункта, на ночь можно назначить сменное дежурство по 1,5-2 часа для наблюдения за порядком. Последовательность дежурства следует определить с вечера, чтобы каждый дежурный знал часы своего дежурства и место, где спит следующий, которого он должен будить. При большой группе дежурить можно двоим. Дежурные должны иметь часы и электрический фонарик.

Последний дежурный утром будит дежурных по кухне, которые, чтобы не задерживать с завтраком товарищей, должны встать за час до общего подъема.

Завтрак туриста должен быть сытным - после завтрака основной дневной переход.

Движение в походе

Сразу после завтрака начинать движение нельзя, минут 40-45 следует отдохнуть. За это время, можно не торопясь снять просохшие, проветренные палатки, убрать территорию лагеря. Оставшиеся дрова, колышки от палаток надо аккуратно сложить в одно место - они могут пригодиться другим туристам. Костер надо залить водой.

В дорогу лучше отправляться на рассвете. Утром легче идти, организм меньше утомляется. В жаркую погоду большая часть пути будет пройдена по утренней прохладе.
Зимой или в межсезонье нужно также выходить пораньше, когда снег еще не начал подтаивать, меньше лавинная опасность.

Перед выходом, построив группу, руководитель проверяет укладку рюкзаков, а дежурный территорию лагеря. До начала движения можно коротко напомнить участникам похода маршрут и примерное расстояние, которое предстоит пройти.

Если идет группа, темп движения определяет руководитель. Желательно, чтобы самый слабый шел вторым, а замыкающим – один из физически сильных людей. Его основная задача – следить, чтобы никто не потерялся, помогать отстающим, предупреждать об опасности. Желательно каждому иметь свое постоянное место в строю, тогда туристы сразу же заметят, если кто-то из их соседей отсутствует.

Хорошо кому-то вести письменный хронометраж – когда встали утром, вышли на маршрут, прошли какой-то ориентир или препятствие, сколько потратили на это вре­мени, во сколько остановились на привал и пошли дальше. Это позволит определять расстояние и то, на чем группа те­ряет время (обычно на долгих сборах или затянутых прива­лах). Хронометраж, как и дневник с кратким описанием пу­ти, окажет неоценимую услугу позже, когда потребуется рассказать о походе или составить отчет.

Темп, ритм и интенсивность движения в походе

Темп движения пешей группы. Определяется обычно условиями местности и погоды и позволяет проходить 3,5-4,5 км в час. В груп­пе начинающих туристов руководитель похода должен задавать темп исходя из правила : равнение по темпу слабейшего . Если группа неоднородна по своему составу (что в принципе нежелательно), надо стараться уравнять силы туристов различной загрузкой рюкза­ков, а также периодической посылкой более подготовленных участни­ков вперед для ориентировки, разведки или выбора места привала.

Ритмичность движения – одно из главных средств сохранения сил туристов и повышения их работоспособности. На хорошей до­роге ритмичность выражается в постоянной скорости, а в условиях пересеченной местности – в постоянном количестве шагов за оди­наковые отрезки времени (темпом движения). Для сохранения ритмичности работы организма на легких спусках шаг туриста удлиняется, на трудных участках и подъемах – укорачивается. При этом обычная скорость движения пешеходов на спусках будет увеличиваться до 5-6 км в час или уменьшаться на подъемах до 1,5-2 км в час.

Изменять ритм нужно плавно, постепенно набирая скорость в начале движения и сбавляя ее за 3-5 минут до конца. При непред­виденных внезапных остановках полезно минуту-другую «потоптаться» на месте в установившемся темпе, чтобы постепенно снять нагрузку с сердца и дыхательных органов.

Интенсивность движения и связанные с этим за­траты энергии определяются темпом движения, а также определяют общую величину нагрузки на организм туриста. В таблице 11, приведены четыре темпа движения – замедленный, нормальный, ускоренный и форсированный. Этими данными может воспользоваться руководитель группы для того, что­ бы выбрать правильный темп движения и довести группу до заданной цели. Цифры, приведенные в таблице, указы­ваются для пути по тропам или удобным для движения склонам, по ровной поверхности ледников и фирновых по­лей на высотах до 4 000 м и при нормальном весе рюкзаков. Ухудшение качества пути, чрезмерная тяжесть ноши, передвижение на больших высотах, а также недостаточная акклиматизация резко снижают темп движения.

Для расчета скорости передвижения можно воспользоваться следующей формулой: человек проходит в 1 час столько километров, сколько делает шагов в 3 секунды (при ширине шага 0,83 см).

На высоте 2 500-3 500 м над уровнем моря скорость движения уменьшается примерно на 25-30 %, на высоте выше 3 500 м – на 50-60 %.

При движении по лугу с колючками и целине с густым покровом травы – на 25 %, в ливень и метель – на 10-15 %, а при сильном встречном ветре – на 50 %.

В распутицу скорость движения уменьшается на 50 %.

Таблица 11

Темпы движения

Темп Передвижение по горизон тали км/ч Подъем и спуск по вертикали, м/ч Соотношение времени движения и отдыха, Примечание
Замедленный 2-3 200-400 40/20 или 45/15 В начале похода; при сильном утомлении; когда в группе есть больные.
Нормальный 4-5 300-500 50/10 При нормальном состоянии группы.
Ускоренный 400-600 50/10 При отличном состоянии группы; при необходимости выиграть время на спусках.
Форсированный до 8 и больше и больше Отдых на 5-10 мин в случае необхо димости На коротких участках, где скорость требуется по условиям безопасности; при возможном нарушении заданного срока; при спасательных работах.

ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИВАЛОВ И НОЧЛЕГОВ ВЫБОР МЕСТА

Малые привалы

Место для малого привала

Выбирается на достаточно ровных и сухих площадках, на полянах, опушках или на обочине дороги или тропы. Желательно, чтобы рядом находился источник питьевой воды – ключ или чистый ручей. В ветреную погоду место привала должно быть укрыто от порывов ветра полосой леса, зарослями кустарника, пригорком или береговым откосом. Однако там, где имеются комары и мошки, для остановки рекомендуется выбирать наветренные участки рельефа. Зимой привал хорошо делать на освещенных солнцем местах, а летом на юге – в тени.

Подыскав подходящую площадку и остановив туристов, руководитель распределяет обязанности между отдельными участниками группы. Обычно бывает достаточно одному из туристов раздать бутерброды, кислые конфеты или витамины, а другому сходить за питьевой водой. Все остальные, сняв рюкзаки, располагаются на 10-минутный отдых на пнях, поваленных деревьях или сухой земле. Уставшим разрешается прилечь на какую-нибудь подстилку и поднять ноги вверх (например, положить их на рюкзак). Полезно сделать небольшую разминку.

Разведение костров

Техника разведения костра

Овладение техникой разведения костра очень важно для туристов. Часто приходится видеть, как сжигают несколько газет, тратят ни одну коробку спичек, пытаясь разжечь сырые или гнилые сучья. Настоящий турист должен уметь разжечь костер в любую погоду одной спичкой.

Начинать обучение можно во время обеденного привала.

Техника разведения костров состоит из следующих этапов:

1) выбор места;

2) приготовление места для разжигания костра;

3) заготовка дров и растопки;

4) укладка материала для розжига;

5) розжиг;

6) подкладывание горючего материала;

7) выбор типа костра.

Растопку лучше собирать в пути, а не на стоянке (привале), где ее может и не быть.

Непосредственно разведение костра начинается с зажигания растопки.

Растопка какой-то материал, спо­собный на небольшое время дать достаточно крупное пла­мя, чтобы от него занялись совсем тонкие сухие ветви тол­щиной со спичку.

Затем подкладывают сучья по толще, приближающиеся по толщине к карандашу. Когда разго­рятся и эти, кладут следующие, толщиной в палец. Так, по­степенно, кладут в костер все более и более толстые дрова. Понятно, что все дрова должны быть обязательно сухими.

На растопку обычно идет бумага, реже – береста. Надо только помнить, что снимать для растопки бересту с берез, растущих возле бивака, недопустимо. Бересту обычно запасают впрок, когда во время перехода находят гнилое или упавшее дерево. Опытные туристы часто обхо­дятся без бумаги или бересты. В качестве растопки они употребляют либо очень тонкую лучину (почти стружку), которую берут из середины сухого полена, расколотого вдоль, либо то, что туристы называют паутинкой , – мелкие сухие веточки ели . Их почти всегда можно найти на круп­ной ели, если заглянуть под свисающие ветви у ствола.

Растопку обычно укладывают прямо на землю, а сверху на нее кладут веточки или лучинки из первой партии топ­лива, но не всю заготовленную паутинку или лучину, а только часть их, так, чтобы растопка не оказалась зава­ленной ими.

Растопку следует поджигать снизу – тогда она прогорит вся, до конца. Если зажечь растопку сверху, то нередко прогорает только верхняя ее часть, а затем пламя гаснет: огонь вниз распространяется очень плохо. Растопку в виде пучков паутинки или лучинок лучше поджигать, держа на весу. Чем тоньше лучина или прутики, тем легче они загораются, но тем быстрее они и прогорают. Те из них, которые идут на растопку или на первую партию топлива, сопо­ставимы по толщине со спичкой и горят очень часто не дольше, чем спичка. Поэтому первые две-три минуты нужно все время очень быстро подкладывать в огонь новое и новое топливо. При этом нельзя валить его в огонь как по­пало. Надо укладывать топливо в костер таким образом, чтобы между ветками, лучинами или чурками оставались просветы, необходимые для доступа воздуха. Тогда огонь будет хорошо разгораться.

Когда паутинка разгорелась, надо пустить в ход ос­тальной запас паутинки. На разгоревшуюся паутинку кладут несколько сучьев из следующей партии топлива (скажем, толщиной в карандаш). Разгоревшись, они по­служат запалом для всей партии дров.

Так постепенно увеличивается толщина сучьев и поленьев, закладывае­мых в костер.

Костер можно быстро разжечь, если положить в пустую консервную банку, обложенную ветками в виде пирамиды, бумагу (тряпку), пропитанную жиром или соляркой, и поджечь.

Применять для растопки бензин опасно и неэф­фективно – он воспламеняется мгновенно, подобно взрыву, и быстро сгорает, не успев высушить и поджечь дрова.

Пока пламя не разгорится, укройте его от дождя и вет­ра – пусть, например, кто-то держит сверху тент от палат­ки или плащ, сделайте стенку из камней или палок. Огонь от растопки должен касаться еще не горящих щепок. Затем постепенно подкладывайте дрова потолще. Не спешите класть большое полено – оно не загорится и потушит огонь. Дрова не набрасывайте кучей, а кладите с промежут­ками, чтобы имелся доступ воздуха к пламени.

Наиболее популярные виды костров .

«Шалаш» (рис. 19, а) обычно применяется для растопки, варки еды в одной посуде или в дождь. «Колодец», «та­ежный», «звездный» (рис. 19, б, в, е) дают хороший жар и образуют не мало углей, на них удобно готовить пищу в 2-3 ведрах одновременно. «Нодья» (рис. 20) или «три бревна» горит равным жарким пламенем несколько часов без дополнительного топлива (при диаметре бревен 25-40 см – всю ночь), а также можно использовать «камин» и «полинезийский» (рис. 19, г, д). Служит она чаще всего для обогрева при ночлеге без палаток. Устраивать «нодью» проще всего следующим способом. Сначала на трех прямых, без веток, бревнах делают много­численные зарубки топором. Потом разгребают вдоль уже горящий костер или угли, кладут туда хворост, мелкие поле­нья и, когда они воспламеняются – заготовленные два брев­на под острым углом к направлению ветра на расстоянии примерно половины их диаметра, так, чтобы угли оказались в основном между бревнами. После того, как они разгорятся, сверху кладут третье. Люди располагаются с наветренной стороны. По мере выгорания бревен, их поворачивают (например, с помощью двух топоров, воткнутых с торцов бревна), чтобы они вновь равномерно прилегали друг к другу.

а б в г д е

Рис. 19. Типы костров: а – «шалаш»; б – «колодец»;

в – «таежный»; г – «камин»; д – «полинезийский»;

е – «звездный».

Рис. 20. Костер «нодья» и заслон-отражатель.

Чтобы развести костер на снегу, надо нарубить 6-7 сырых жердочек толщиной 8-10 см и длиной 1,5 м. На нужном месте снег утрамбовывается и на него уклады­вают вплотную одна к другой жердочки. На них и разводят костер. Такой способ можно использовать при кратковре­менных стоянках.

И СБОР

Типы и виды палаток

Палатка, используется туристами для сна, отдыха и укрытия от непогоды.

Палатки могут различаться:

1) По конструкции палатки подразделяются на кар­касные, полукаркасные и бескаркасные:

– в каркасных палатках конструктивной основой является жёсткий каркас, на который натягивают полотно палатки (рис. 22, а-д);

– в полукаркасных – полотно натягивается частично за счёт каркаса, частично при помощи растяжек (рис. 22, е);

– в бескаркасных – полотнище натягивается на центральные стойки (иногда 1 стойку) или между естественными опорами (например, деревь­ями) при помощи растяжек (рис. 22, ж).

Полот­нище палатки обычно изготовляется из прочного водонепроницаемого материала, например из тонкого брезента, каландрированного капрона, перкаля; элементы каркаса делают из алюминиевых сплавов (углепластмасс и из других материалов).

2) По форме свода различают:

– палатки 2-, 3-, 4-скатные (рис. 22, г, д);

– шатровые (рис. 23, а, б);

– куполообразные (рис. 23, в, г).

Вход в палатку может быть с тамбуром или без него, с плоским пологом или с тубусом (так называемый рукавный вход).

Различают палатки стационарные, походные, универсальные (всесезонные), зимние и специальные. Материал, конструкция и форма палаток во многом обусловливаются их назначением и так называемыми потребительскими свойствами, присущими данному типу палаток. К важнейшим потребительским свойствам палатки относятся: удельная масса (масса палатки с учётом инвентарного оборудования, приходящаяся на 1 чел.), вместимость, комфортабельность, влаго- и ветронепроницаемость, паропроницаемость, ветроустойчивость, защищённость от проникновения мошкары и задувания снега, простота установки и демонтажа, удобство транспортировки. Для палаток разных типов важность (значимость) тех или иных потребительских свойств различна. Например, удель­ная масса, имеющая второстепенное значение для стационарных палаток (поскольку они не входят в состав носимого груза), явля­ется важнейшим параметром для поход­ных палаток, определяющим пригодность их использования на маршруте; влагонепроницаемость, не имеющая существенного значе­ния для зимних палаток, становится одной из важнейших характеристик палаток в летних походах; большая площадь пола и высота палатки, обусловливающие комфортабельность стационарных палаток, ограничивают возмож­ность использования таких палаток в походных условиях из-за их большой массы и низкой ветроустойчивости.

Стационарные палатки по условиям применения относятся к универсальным, устанавливаются на турбазах, при прове­дении туристских соревнований, слётов и других массовых мероприятий, при организации туристского лагеря для длительного отдыха на одном месте либо с редким перебазированием. Основными потребительскими свойствами их считаются вме­стимость, комфортабельность, влаго- и ветронепроницаемость . Наиболее рас­пространены стационарные палатки на 4-6 мест; имеются палатки на 10-12 мест (так называемые кемпинговые). Как правило, стационарные палатки делают 2- и 3-скатными, с тамбу­ром, пологом, пристяжным навесом, часто с автономным тентом (рис. 22, г, д).

Рис. 22. Каркасы туристских палаток: а – шатровой с прямыми гранями; б – шатровой с «ломаными» гранями;

в – куполообразной; г – двухскатной с П-образными стойками; д – двухскатной с Л-образными стойками;

е – полукаркасной; ж – бескаркасная; 1 – элементы каркаса;

2 – растяжки; 3 – крепежные колышки; 4 – полотнище палатки.

Походные палатки являются частью переносимого туристами груза, поэтому их основными характеристиками являются удельная мас­са, вместимость, устойчивость к ветровым нагрузкам, удобство транспортировки, простота установки и демонтажа. Для несложных походов оптимальный вариант – 3-4-местная палатка. Большое значение для комфортабельно­сти палатки имеет её высота. Однако чем выше палатка, тем больше её масса и парусность, поэтому в длительных и сложных походах обычно используют палатки не выше 140-150 см. Для повышения комфортабельности палаток на её вертикальные стенки с внутренней стороны нашивают карманы, в которых удобно хра­нить хрупкие предметы (очки, фотоаппа­рат, компас и прочее).

Для просушки снаряже­ния под «коньком» палатки натягивают шнур, закрепляя его к «коньку» через 30-50 см; этот же шнур используется и для подвески фонаря, свечи, нетяжёлого снаряжения.

При использовании печки внутри палатки в скат вшивают жёсткий лист негорючего мате­риала (например, алюминия) с отверстием для трубы. Уменьшение удельной массы походных палаток достигается главным образом за счёт уменьшения числа элементов каркаса и их массы, при­менения полотнищ из прочных, лёгких материалов, среди которых наиболее распространены капроновые ткани, т. к. они прочны, легки, не намокают и не гниют.

Универсальные походные палатки одинаково хорошо защищают как от дождя, так и от снега, применимы во всех видах туризма. Скаты их изготовляют обычно из каландрирован­ного капрона, тонкого брезента, прорезиненного перкаля и других влагонепроницае­мых материалов. Палатка из обычного капрона и других синтетических тканых материалов, как пра­вило, оснащают влагонепроницаемым тен­том (например, из полиэтиленовой плёнки), который хорошо защищает палатку от дождя в летних походах и от холодных пронизыва­ющих ветров и снега зимой. Этот же тент в условиях зимнего похода можно подстелить под палатку для лучшей теплоизоляции от снега.

Наиболее распространены универсаль­ные полукаркасные и бескаркасные 2-скатные палатки (рис. 22, е, ж). Они достаточно просторны, удобны в пользовании, для защиты от дождя имеют тент. Часто палатки снабжают пришивным или пристежным тамбуром, продлевая скаты от входной стенки на 0,5-1,5 м, как правило, без вер­тикальных стенок, опуская полотнище тамбура до земли. Крепление там­бура на завязках (застёжках) предпочти­тельнее, т. к. позволяет во время похода переносить тамбур отдельно от палатки. Тамбур, создаёт дополнительные удобства, например, в нём можно разместить, часть походного груза, в непогоду приготовить на примусе или газовой плитке пищу, сменить одежду или переобуться.

Рис. 23. Шатровые и куполообразные палатки: а – типа «чум»; б – типа «зима»; в – типа «иглу»; г – типа «юрта»;

1 – полотнище палатки; 2 – элементы каркаса; 3 – колышки растяжек; 4 – вход.

Иногда палатки ставят входами друг к другу и соединяют общим тамбуром. Вход в 2-скатную палатку делают с плоским пологом (на застёжках, кнопках, молнии) или с тубусом (последний применяется преимуществе в палатках, предназначенных для зимних походов). Рукавный вход (тубус) надёжно защищает палатку от снега, ветра и мошкары, используется в палатках любого типа. Рукавный вход может быть круглым или овальным с размером по вертикали около 1 м и длиной 120-150 см. Для грузов и снаряжения, размещаемых в палатках, нередко делают специальное багажное отделение в виде апсиды в про­тивоположном от входа торце палатки, заменив вертикальную стенку наклонной с тремя и более гранями.

Однако 2-скатные палатки имеют существенные недостатки, обусловленные их формой: боль­шая парусность и возможность скопления снега на крыше. Для снижения ветрового воздействия на палатку применяют амортизирующие вставки в оттяжки палаток. Вставки закрепляют на оттяжке так, чтобы в отсутствие ветра часть оттяжки, перекрытая встав­кой, слегка провисала. В сильные снегопады накапливающийся на крыше палатки снег приходится постоянно счищать, т. к. стряхнуть его изнутри палатки практически невозможно.

Зимние палатки в отличие от универсальных не нуждаются в защите от дождя и потому изготовляются обычно из водонепрони­цаемых, но лёгких материалов. Кроме того, для зимних палаток характерна увеличен­ная вместимость ; лучше, если в одной палатки может разместиться вся группа и её снаря­жение, включая походную кухню. Увели­чение вместимости палатки неизбежно ведёт к увеличению площади её пола и утяжеле­нию всей палатки, однако её удельная масса при этом снижается.

Иногда для облегчения палатки делают ее без дна, заменяя его полиэтиленовой плёнкой или каким-либо другим влагонепроницаемым материалом. Вход в палатку рукавный (через тубус). Для улучшения теплоизоляции зимние палатки делают двухслойными; внутренний слой повторяет форму палатки, зазор между ним и наружной стенкой составляет 5-10 см. Для удобства пользования внутренний слой обычно делают съёмным на завязках, пуговицах или кнопках.

В несложных зимних походах, в преде­лах лесной зоны используются преимущественно универсальные 2-скатные палатки; в длительных и слож­ных походах (в т. ч. в безлесных районах) применяют чаще всего шатровые и купо­лообразные палатки. Шатровые палатки бывают с пря­мыми гранями (скатами) типа «чум» и ломаными типа «зима» (рис. 23, а, б). Наиболее рациональными считаются 6-10-гранные шатровые палатки с изломом граней на высоте 70-120 см от пола. У таких палаток по сравнению с прямоскатными больше полезный объём нижней части палатки, что позволяет разместить на той же площади больше людей и грузов. Широко распространены палатки типа «зима», у них нет стандартного (инвентарного) каркаса, его заменяют лыжи и палки, что заметно уменьшает походную массу палатки.

Куполообразные палатки по сравнению с шатровыми при одинаковой площади имеют большую вместимость, меньшую удельную массу и более высокую ветроустойчивость (рис. 23, в, г). По форме они напоминают эскимос­ское жилище иглу. Удобной для зимних походов считается двухслойная каркасная палатка в форме юрты. При установке палатки к площадке крепится только её основание. Вместимость палатки 5-7 чел. В горном туризме используются также палатки «памирка» – 2-скатная однослойная бескаркас­ная палатка. Крыша «памирки» изготовляется из однослойного прорезиненного перкаля с алюминиевым покрытием (так например, из серебрян­ки), пол – из такого же материала в 2 слоя, боковые и торцевые стенки – из непрорезиненного перкаля для обеспече­ния необходимой вентиляции. Вместимость такой палатки 2-3 чел. Она отличается компактностью, малой массой и быстротой установки.

Специальные палатки применяются в туризме крайне редко, главным образом во время горных походах, когда приходится ставить бивак на крутом склоне, ограниченной площадке или вертикальной стенке. Они обычно рассчитаны на размещение 1, ино­гда 2 чел. Часто для отдыха на крутом склоне или на вертикальной стенке вместо палатки используют бивачный мешок. Помимо общих для всех палаток потребительских свойств, специальные палатки имеют свои особенности: повышенная прочность материала, исклю­чающая возможность разрыва под тяже­стью тела туриста, и усиленное крепле­ние, надёжно обеспечивающее устойчи­вость палатки при сильном ветре.

Установка и сбор палаток

Прежде, чем обучать юных туристов устанавливать палатку следует познакомить их с её устройством (рис. 24). Рассказать сколько весит палатка, из чего она сделана, как важно уметь быстро и правильно её поставить во время похода.

Для установки одной двухскатной палатки (типа «домик») нужен топор, 10-12 колышков длиной 25-30 см. и два кола до 150 см.

Рис. 24. Основные элементы походной двухскатной палатки:

1 – стенки (торцевые и боковые); 2 – скаты крыши;

3 – «конек» крыши; 4 – коньковая растяжка; 5 – боковые растяжки; 6 – стойки; 7 – вход; 8 – плоский полог; 9 – пол (дно); 10 – колышки растяжек; 11 – окно (мелкоячеистая сетка); 12 – «крылья» крыши.

Показывая последовательность операции, при установке палатки надо обращать внимание ребят на точное и аккуратное выполнение каждой операции.

Для установки палатки необходимо выбрать ровную и сухую площадку. Палатка разворачивается так, чтобы пол её лежал на земле. Четырьмя колышками пол растягивается за угловые растяжки так, чтобы на нем не было складок. После этого, у передней и задней растяжек, идущих от «конька», закрепляются большие колья. Удобнее всех ставить их не внутри палатки в сделанные для этого специальные отверстия, а снаружи, подставляя колья под «конек» палатки у начала оттяжки или обвязывая оттягивающей веревкой на нужной высоте. Большие колья не заостряются и не забиваются. После закрепления кольев передняя и задняя оттяжки туго натягиваются и привязываются к вбитым в землю под углом 50-60 градусов колышкам. При правильной установке передний и задний колышки, веревки оттяжек и «конек» палатки должны находиться на одной линии.

Следующая операция - натягивание боковых оттяжек, передних и задних. Лучше, если они натягиваются одновременно. Оттяжки должны быть направлены по диагонали под углом 45°, и прикрепляться к забитым колышкам. Вход в палатку при установке должен быть застегнут – иначе после растяжки застегнуть его будет трудно. Палатка должна быть натянута туго, без морщин. Однако следует предостеречь туристов от чрезмерных усилий при установке, так как легко можно порвать палатку. Если образовались морщины и палатка несколько перекошена, то, опуская одни оттяжки, и подтягивая другие, этот дефект можно быстро устранить. Колышки, которыми крепятся оттяжки, забиваются в землю под углом, иначе натяжением оттяжки они будут выдернуты из земли.

Во время самостоятельной установки палаток руководитель может помочь советом, еще раз показать, как производятся операции.

Необходимо также обучить – правильно снимать и укладывать палатки.

Чтобы снять палатку, надо отвязать оттяжки, вынуть и сложить в одно место колышки, вытряхнуть из палатки мусор. Двое складывающих палатки, берутся одной рукой за «конек» у передней и задней оттяжек, а другой – за угловые оттяжки крыши с одной стороны. Сложив обе стороны крыши, туристы берутся за угловые оттяжки пола, и складывают их у «конька». Таким образом, снаружи у сложенной палатки оказывается более прочный, не боящийся повреждения пол. Веревки при укладке убираются внутрь палатки вместе с передней и задней стенками. Если палатка носится в чехле, то её раскладывают на земле и тут скатывают.

Обязательно нужно предупредить всех, что нельзя укладывать и долго хранить свернутую мокрую палатку с влажными веревками – это быстро выведет её из строя. При первой возможности влажную палатку следует развернуть и тщательно просушить.

Когда группа прочно овладеет навыками установки палатки, можно провести соревнование на скорость и лучшее качество установки и снятия палатки. Такие соревнования проходят живо и интересно позволяют правильно оценить умения.

УХОД И СУШКА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ

Личная гигиена в походе

Личная гигиена туристов – важнейшее средство профилактики заболеваний, сохранения бодрости и хорошего настроения. Каждый участник похода должен хорошо знать санитарно-гигиенические правила и соблюдать их.

Туристу пешеходу необходимо постоянно заботиться о чистоте ног, чаще мыть их холодной водой, следить, чтобы носки были чистыми и сухими, не сбивались в складки - иначе при ходьбе образуется потертость, и турист будет обузой для коллектива. На привалах осматривайте кожу ног, обрабатывай­те трещины, царапины, потертости йодом или зеленкой, по­вторив процедуру и на следующий день. В этой связи следует обращать серьезное внимание на сушку обуви. Перед походом ноги следует в течение нескольких дней обрабатывать жид­костями, предназначенными для профилактики потливости. К ним относится «формидрон» (смесь формалина со спиртом или одеколоном). Для этой же цели применяйте порошок, со­стоящий из 3 частей салициловой, 10 частей борной кислоты и 8 частей талька. Особенно тщательно нужно обрабатывать ступни и межпальцевые промежутки. После дневного перехода вымойте ноги с мылом и наденьте чистые носки.

Регулярно стригите ногти на руках и ногах. Во из­бежание гнойничковых заболеваний тело на вечернем при­вале обмывайте водой с мылом и надевайте чистое белье.

Если вы обнаружили потертые места на ногах, немедленно наклейте лейкопластырь там, где обувь трет. При по­явлении волдыря осторожно проколите его у основания стерильной иглой и выдавите образовавшуюся жидкость, а затем наложите стерильную повязку.

Если на ногах появились мозоли, следует помнить, что они появляются чаще всего там, где образовались складки на носках и дыры или в местах грубой штопки. По­этому переодевание носков с одной ноги на другую несколь­ко облегчит ваше состояние. Носки более гладкие на на­ружней стороне, чем на внутренней. Поэтому, вывернув их наизнанку, вы тем самым даете ногам возможность соприкасаться с более гладкой поверхностью, а, следовательно, уменьшаете вероятность появления мозолей во время труд­ного и длительного перехода.

Чтобы на руках не появились «водяные пузыри» и мозоли от работы лопатой или другими инструментами с деревянной рукояткой, нужно слегка обжечь на огне рукоятку инструмента (до потемнения).

Чтобы кожа на руках в путешествии была мягкой, не трескалась, многие туристы сами приготавливают специальную мазь для рук. Ее состав: глицерин – 50 %, раствор перекиси водорода – 20 %, этиловый спирт – 20 %, раствор аммиака – 10 %. В приготовленную смесь можно добавить немного одеколона.

Во время похода необходимо соблюдать основные правила личной гигиены - мыть руки перед едой, чистить утром и вечером зубы. Перед походом посетить зубного врача.

Загорать в походе нужно осторожно, чтобы не перегреться на солнце. Следует объяснить, что загорать нужно постепенно и только загорев, можно идти в солнечный день в трусах и в майке. Голову в жаркий день необходимо покрывать светлой панамой или шляпой в избегании солнечного удара.

Во время переходов лямки рюкзака врезаются в плечи, иногда затекают руки, устает спина, ноги. Чтобы мышцы во время привала быстрее, активнее отдохнули, следует по приходе на привал, сняв рюкзаки, сделать нескольких упражнений для мышц рук, плечевого пояса, для мышц туловища - наклоны назад, в стороны, махи руками вверх, в стороны с поворотом туловища. Можно рекомендовать махи ногами, упражнения на расслабление. Упражнения повторяются 3-4 раза и продолжаются не более 2-х минут, иначе, вместо отдыха они могут вызвать утомление.

Руководителю особенно во время летних походов, необходимо тщательно следить за соблюдением санитарных правил - их нарушение может привести к желудочным заболеваниям у ребят.

Не кипячёную воду можно пить только из родников, место забора воды для приготовления питания должно находиться выше лагеря, выше места умывания и купания. Нужно предостеречь всех от употребления немытых фруктов и овощей, а также от неумеренного их употребления. Туристы должны знать, какие грибы и ягоды съедобны - иначе возможны тяжелые отравления. Отравление также возможно при приготовлении и хранении пищи в оцинкованных ведрах, банках и т.п., при употреблении в пищу испортившихся продуктов - колбасы, рыбы, консервов и т.п.

Уход и сушка одежды и обуви

На дневных больших привалах систематически стирайте белье, чистите верхнюю одежду, освобождая ее от пыли. Следите за состоянием обуви и стелек.

Еловая и сосновая смола чрезвычайно трудно смываются с рук. Собирая валежник, обламывая мешаю­щие проходу ветки, строя из них укрытие, легко запачкать смолой руки. Мыло перед ней бессильно. Только скипидар поможет избавить руки и одежду от раздражающей липко­сти. Если нет скипидара, нужно продолжительное время протирать руки мелким песком или землей.

В походных условиях мокрую или отсыревшую одежду (обувь) можно сушить разными способами (рис. 25). Летом в хорошую погоду наиболее эффек­тивна сушка на солнце. Одежду развеши­вают на натянутых верёвках, ветках, оттяжках палатки либо раскладывают на сухих (не покрытых мхом) камнях, перио­дически переворачивая, чтобы обе стороны равномерно освещались солнцем.

Рис. 25. Сушка вещей у костра.

В пасмурную, холодную погоду для сушки вещей приходится разводить костер. Площадь во­круг него обтягивают веревками, или обкладывают жердя­ми, вбивают колышки и на них развешивают мокрые вещи.


Close