Прямо в центре Москвы, недалеко от шумного Курского вокзала, находится одно из наиболее интересных зданий Москвы, некогда великолепный и богатый дворец городской усадьбы графа Алексея Кирилловича Разумовского. Известный государственный деятель, попечитель Московского университета, один из основателей Царскосельского лицея, министр народного просвещения с 1810 по 1816 год, прожил в своей московской резиденции два года после отставки с государственной службы. Именно в это время в его подмосковном имении, селе Горенки, расцвел уникальный Ботанический сад, считавшийся одни из чудес Москвы.
Усадьба Разумовского была построена в 1801-1803 гг. архитектором А.А. Менеласом, а затем в 1842 году существенно перестроена и расширена архитектором А.Г. Григорьевым. Это типичная богатая городская усадьба екатирининской эпохи, с обширным парком с прудами, парадным подъездым двором и центральным, главным усадебным дворцом.

Главный дом представляет собой двухэтажное строение, с прямоугольной центральной частью, выделенной мезонинным этажом с большим арочным окном, сдвоенными колоннами и львами на выдвинутых портиках, и полукруглыми крыльями, заканчивающимися павильонами кубической формы.
Парадные залы, гостиные и картинная галерея располагались в центральной части здания, а жилые комнаты находились в крыльях. Прислуга обитала в нижнем цокольном этаже.


Усадьба была типичной по планировке, однако не совсем типичной по «содержанию». Достаточно сказать, что на ее обустройство было затрачено более 4 млн. рублей, сумма по тем временам фантастическая! Залы были отделаны бронзой и дорогими гобеленами, украшены специально заказанными для нового дома саксонскими и севрскими сервизами. Библиотека графа, известного масона и мистика, поражала воображение обилием средневековых книг.
Парк при усадьбе не уступал в великолепии дому — оранжереи с экзотическими растениями, роща апельсиновых деревьев, четыре пруда с карпами, многочисленные цветники и аллеи услаждали взор графа.


Однако содержание столь богатой усадьбы влетало в копеечку. Известно, что граф пытался продать имение в казну, чтобы расплатится с долгами, однако получил отказ. После смерти Алексея Кирилловича усадьбу унаследовал старший сын, Петр, однако от отца он перенял лишь тягу к великолепию и расточительность, но не государственный ум. И успел наделать к моменту получения наследства столько долгов, что усадьбу пришлось немдленно продать за бесценок. В 1828 году ее владельцем стал одесский купец Юрков, постепенно распродавший уникальную бесценную обстановку по московским антикварным салонам.
Славный род Разумовских пришел в упадок так же быстро, как и взлетел к вершинам богатства и могущества. Петр Алексеевич скончался в бедности в Одессе, а блистательная усадьба его отца пошла, что называется, по рукам.


Сначала ее выкупил Опекунский совет для устройства сиротского приюта, затем там располагались школа фельдшеров, богадельня, семинария, а с 1901 дом престарелых, или точнее «убежище государыни императрицы Марии Федоровны для заслуженных воспитательниц учреждений Императрицы Марии».
Несмотря на многочисленных хозяев, революцию дворец и парк встретили во вполне сносном состоянии. Но с приходом советской власти начались злоключения усадьбы, пережившей даже захват Москвы Наполеоном. Во времена СССР здесь разместился институт физкультуры и его общежития, в результате чего с территории парка изчезли пруды, засыпанные под спортплощадки. В 1970-х во дворце поселился НИИ физической культуры, общежитий и шумных студентов не стало, зато в центральной части была сооружена сауна. Можно представить, какой эффект это оказало на состояние дворца!

К Московской Олимпиаде началась спешная реставрация, однако закончить ее в срок не успели, и в результате дворец оказался на долгие годы (собственно по нынешний день) брошенным на произвол судьбы. Началось разграбление здания, элементов декора, сопровождаемое обычным вандализмом наших граждан…
В 1990-х годах власти вспомнили о существовании уникального памятника архитектуры, и…передали его в 1999-м году Академии художеств Церетели! «Художества» не заставили себя ждать, вскоре после этого случился пожар, нанесший огромный ущерб строению, а от нового владельца здания не удалось до сих пор добится не то что масштабной реставрации, но хотя бы консервации и возведения временной крыши взамен окончательно разрушенной. Зато в более-менее сохранившихся каменных флигелях в левой части здания усадьбы не замедлили поселиться различные арендаторы.

Излишне наверное говорить, что согласно спискам Москомнаследия, усадьба графа Разумовского, как и прилегающий к ней парк — это объект культурного наследия (ОКН) федерального значения. То, что этот уникальный объект буквально гниет заживо, никого, конечно, не волнует…


В своем рассказе я неоднократно подчеркивал «уникальность» дворца Разумовского. Пора наконец объяснить, в чем же именно она состоит. Дело в том, что центральная часть главного здания на самом деле деревянная, обработанная штукатуркой под камень. Деревянных строений, переживших пожар Москвы 1812 года, в столице практически не осталось. Во время захвата Москвы Наполеоном во дворце расположился маршал Мюрат, благодаря чему дворец ничуть не пострадал. Однако пережить головотяпство чиновников и «художников» различных мастей сложнее, чем пожар…
В последние годы ходит много разговоров о «реконструкции» и «воссоздании» усадьбы, появились признаки какой-то строительной работы, рабочие, тачки и таблички. Однако каких-то существенных изменений пока не заметно, чему, зная умение наших градостроителей под видом реконструкции сносить исторические объекты, возможно стоит даже порадоваться.

На берегу Мойки, рядом с барочным Строгановским дворцом, расположен яркий образец раннего классицизма — дворец графа Разумовского. Это красивое здание можно и не заметить, прогуливаясь по набережной на отдыхе в СПб, ведь оно стоит в глубине парадного двора с памятником К. Д. Ушинскому и скрыто за деревьями и монументальными каменными воротами с колоннами и полукруглым фронтоном.


Резиденция К. Г. Разумовского, последнего гетмана Войска Запорожского, возведена зодчими А. Ф. Кокориновым и Ж. Б. Валлен-Деламотом в 1762-1766 годах. Ранее на этом месте находился деревянный особняк, созданный Ф. Б. Растрелли в 1739-м для графа Фридриха фон Лёвенвольде. После воцарения Елизаветы граф впал в немилость, его осудили и отправили в ссылку, а имущество конфисковали.



Дворец Разумовского получил традиционный для городской усадьбы вид здания, расположенного в глубине садового участка. От набережной дворец был отделен каменной оградой с большими воротами, а на получившемся пространстве был обустроен сад. Симметричный фасад дворца украшен шестью колоннами коринфского ордера и выступающим ризалитом по центру здания, которые увенчаны антаблементом и ступенчатым аттиком, окна обрамлены лепниной и фигурными наличниками, а свободное пространство декорировано барельефами.

Дворец К. Г. Разумовского - одно из лучших достижений русского зодчества 1760-х гг. По плановой и объемной композиции, частично искаженной в результате перестроек, произведенных в XIX столетии, он близок к подобным сооружениям в загородных царских резиденциях.


Парадный двор отделяла от проезжей части набережной высокая каменная ограда с монументальными воротами в центре по проекту архитектора Д. Квадри. Архитектурное решение ворот весьма своеобразно. Фасады ограды и ворот членятся ионическими колоннами. Над средней более широкой проезжей частью антаблемент лишен архитрава и изогнут в полуциркульную дугу.

Решетка со стооны Казанского собора.

Парадные ворота, сооружённые в 1760-х годах, были сохранены. Но их дополнили упомянутым выше изображением пеликана, т.к. Здесь был сиротский приют.

В скульптурно-орнаментальном оформлении фасада широко использованы тонко прорисованные барельефы.

Не менее интересно задуман садовый фасад с сильно выступающими боковыми ризалитами, колоннадой из четырех коринфских колонн в центре и лепными деталями, повторяющими мотивы, использованные в декоративном оформлении главного фасада.

Фасад со стороны внутреннего сада выполнен в сходном стиле и украшен изящными барельефами и лепниной


В XVIII веке на территории усадьбы был разбит сад, протянувшийся до Казанской улицы, от которой его отделяет ажурная ограда работы А. Н. Воронихина.

Архитекторы и владельцы усадьбы.

Ф. Б. Растрелли построил деревянный дворец для графа Рейнгольда-Густава Левенвольде, приближённого императрицы Анны Иоанновны. Рядом находилась усадьба его любовницы Н. Ф. Лопухиной, потому Левенвольде и выбрал этот участок.

Рейнгольд Густав Лёвенвольде.

фаворит Екатерины I, влиятельный придворный в правление Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны, обер-гофмаршал (1730)

Н. Г. Чернецов. Вид дачи П. В. Лопухиной 1823 г.

Современный вид.

После прихода к власти императрицы Елизаветы Петровны Левенвольде был отправлен в ссылку, а дворец перешёл в казну. В 1743 году она подарила усадьбу своему бывшему фавориту А. Я. Шубину. Однако Шубин, как бывший фаворит, посчитал для себя небезопасным находиться в Санкт-Петербурге, потому уехал из столицы

В 1749 году участок перешёл во владение гетмана Украины и президента Академии наук Кирилла Григорьевича Разумовского. В 1760 году деревянное строение из-за ветхости было разобрано.


В газете "Санкт-Петербургские ведомости" находилось следующее объявление: "Графа К. Г. Разумовского деревянный дом на каменном фундаменте желающим разобрать, перевезти и поставить на Крестовском острову... явиться могут в домовой канцелярии". В 1762 году архитектор А. Ф. Кокоринов начал строить новое каменное здание. К 1766 году работу закончил Ж. Б. Валлен-Деламот

Хозяин дома устраивал для знати балы и маскарады на которые собралось до 2000 человек гостей, но в тоже время не обделял вниманием бедноту. По большим праздникам вокруг дворца собиралась толпа людей и их оделяли милостыней.

Александр Филиппович Кокоринов 1769 Портрет работы Д. Г. Левицкого

10 июля (29 июня - ст. ст.) 1726 года родился Александр Филиппович Кокоринов - выдающийся русский зодчий XVIII века, первый директор императорской Академии Художеств,

впоследствии - ректор Академии, директор и организатор воспитательного училища, талантливый педагог, заложивший традиции русского классицизма в архитектуре XIX века, автор современного здания Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

С 1740 года учился в Тобольске, затем, приехав в Москву вместе с семьёй архитектора И. Я. Бланка, продолжил обучение в архитектурной школе Д. В. Ухтомского. С 1754 года жил в Санкт-Петербурге. С 1761 года директор, с 1765 — профессор, а с 1769 — ректор Императорской Академии художеств.

Работы Кокоринова знаменуют переход от барокко к классицизму. Участвовал в проектировании и строительстве здания Императорской Академии художеств в Петербурге (1764—1788, совместно с Ж. Б. М. Валлен-Деламотом).

Скончался от «водяной болезни» неустановленного происхождения, исповедан в Симеоновской церкви и похоронен на Сампсониевском кладбище.

По другим данным — вследствие необоснованных обвинений в хищении финансовых средств, покончил жизнь самоубийством на чердаке здания Академии художеств и погребён на Смоленском кладбище.

Существует также легенда, ставшая частью современного петербургского фольклора, о том, что Кокоринов покончил с собой от переживаний в связи с выговором, который ему сделала Екатерина II, когда, посетив новооткрытую Академию Художеств, случайно запачкала своё платье, задев свежевыкрашенную стену.

Жена — Пульхерия Григорьевна Демидова, дочь Г. А. Демидова; на её сестре Наталье был женат архитектор И. Е. Старов.

Валлен-Деламот Жан-Батист Мишель (1729-1800) - французский архитектор.

В 1759 году по приглашению графа И. И. Шувалова прибыл в Россию и стал первым профессором зодчества петербургской Академии трех знатнейших художеств. Постройки Валлен-Деламота — характерные образцы раннего русского классицизма, так называемый стиль Людовика XVI, ставший эмблемой первых лет царствования Екатерины II.

Помимо здания Академии художеств (Университетская наб.,17), выстроенного в совместно с Кокориновым, к его творениям принадлежат также Гостиный Двор (Невский пр., 35), дворец графа Чернышева (на месте Мариинского дворца), Малый Эрмитаж (Дворцовая наб., 36), католическая церковь Св. Екатерины (Невский пр., 32),

дворец графа Чернышева (на месте Мариинского дворца), Малый Эрмитаж (Дворцовая наб., 36), католическая церковь Св. Екатерины (Невский пр., 32), дворец графа К. Г. Разумовского (наб. р. Мойки, 48, совместно с Кокориновым), проект фасадов Новой Голландии и ее арки (совместно с Чевакинским). Много работал в Зимнем дворце (Дворцовая наб., 34). Среди учеников Валлен-Деламота были русские архитекторы В. И. Баженов, И. Е. Старов. В 1775 году архитектор вернулся во Францию.

История дворца

В 1781 году Разумовский продал свой дворец польскому графу К. П. Браницкому и уехал из Санкт-Петербурга. Граф Браницкий прожил здесь до 1798 года, после чего уехал из России. Дворец Разумовского был продан в казну за 450 000 рублей. Только что выкупленный дворец был передан Воспитательному дому, созданному по указу Павла I от 2 мая 1797 года.

Альбом. Изд. фот. К. Буллы

После того, как граф Разумовский покидает Санкт-Петербург, в 1798 году дворец был выкуплен в казну и на его территории открыли Воспитательный Дом, куда стали брать на попечение безродных младенцев, подкидышей и детей-инвалидов до достижения ими 9-летнего возраста.


Фасад со стороны сада.

За домом был посажен прекрасный сад, в котором росли яблони, липы, а также декоративные растения. Кстати, часть сада сохранилась и до наших времен.

Двор-курдонер со стороны Мойки был засажен деревьями и кустарниками в 1862 году. В 1865 году садовый мастер И. Альвардт и архитектор Г. Х. Штегеман реконструировали сад, примыкающий к Воронихинской ограде .

Только что выкупленный дворец был передан Воспитательному дому, созданному по указу Павла I от 2 мая 1797 года. Покровительствовала ему жена императора Мария Фёдоровна, первым руководителем стал И. И. Бецкой.

Воспитательный дом предназначался прежде всего для обездоленных детей: сирот-подкидышей, инвалидов. На фасадах зданий и на арке у входа можно видеть скульптурное изображение пеликана. Это символ, отражающий предназначение находящегося здесь учреждения. В 1797 году Воспитательному дому был передано соседнее здание - дом №50 на набережной Мойки. В 1798 году для Воспитательного дома помещения дворца Разумовского были перепланированы.

В Воспитательный дом принимали детей-подкидышей в возрасте до 10 месяцев. В год сюда поступало сирот до 8 000 душ, кормилиц нанимали свыше 9 000 человек. По достижении девяти месяцев, ребёнок отдавался в добропорядочную семью, на чьём доме помещалась табличка "П.В.Д".


За воспитанием ребёнка продолжали следить вплоть до вступления его в брак, или до того, как он сам станет родителем. Деньги на организацию такой работы брали из доходов от продажи игральных карт. Также императором Павлом I был издан указ, по которому в фонд Воспитательного дома поступало 10% от доходов императорских театров.


Приемный зал Императорского воспитательного дома. Прием прошений от женщин, желающих отдать детей. Санкт-Петербург. 1913. Фотоателье К. К. Буллы

Грудное отделение Императорского воспитательного дома. Санкт-Петербург. 1913. Фотоателье К. К. Буллы

Воспитательницы Воспитательного дома с детьми младшего возраста. 1913.

Воспитательный дом. Занятия в школе нянь. 1913. Фотоателье К.К. Буллы.


Позже учреждение было преобразовано в Николаевский женский сиротский институт, а с 1903 года — в Императорский Женский педагогический институт. Такая направленность дворца сохранилась и поныне — сегодня в нем размещается педагогический университет имени А. И. Герцена.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Николаевского сиротского института

Год постройки: Между 1829 и 1834

Домовая церковь усадьбы графа К.Г. Разумовского

Проект здания храма разработал в 1829 г. арх. Д. Кварди. После его смерти в 1832 г. строительство возглавил П. С. Плавов, который изменил первоначальный проект и разработал отделку двусветного зала. Работы закончены в начале 1834г. В феврале 1834 г. храм освятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы.


Внутри красивую церковь украшали мощные композитные колонны и пилястры белого искусственного мрамора, сделанного известным мастером Г. Т. Трубниковым. С мрамором хорошо сочеталась золоченая бронза, из которой были изготовлены изящные подсвечники и богатое паникадило. Образцом ампирной вышивки являлась великолепная плащаница. В храме хранилось парадное платье Императрицы Марии Феодоровны, много содействовавшей призрению сирот в стране. Переделка в 1887 арх. Н. Н. Ковригиным интерьеров, похоже, не коснулась церковных помещений.

Трехэтажное отдельностоящее здание церкви соединялось с главным корпусом переходом. Зал украшен колоннами и пилястрами коринфского ордера, облицован искусственным мрамором.


Нынешний вид. Автор фотографии: Виктор Мудров Снято: 27 ноября 2011


Автор фотографии: Андрей Агафонов Снято: 1 апреля 1997

Церковь закрыта в 1918; ликвидирована в 1922; утварь взята в Музей отжившего культа и Музейный фонд; иконостас оставлен на месте. В 1937-1938 здание переделано под клуб нынешнего Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.


В 1839-1842 годах для института был построен новый корпус (наб. р. Мойки, 50). В 1868 году перед ним был установлен памятник И. И. Бецкому работы А. Лаверецкого, копия работы датского скульптора Я. Замельгака.

Ива́н Ива́нович Бецко́й (3 февраля 1704, Стокгольм — 31 августа 1795, Санкт-Петербург) — видный деятель русского Просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II (1762—1779), президент Императорской Академии искусств (1763—1795), инициатор создания Смольного института и Воспитательного дома. Возглавлял комиссию по каменному строению в Санкт-Петербурге и Москве.

. В 1903 году на здесь было образовано первое в России педагогическое учреждение - Императорский Женский педагогический институт.

В 1918 году институт переименовали в Первый Педагогический. Затем здесь же возникли Второй и Третий институты, другие самостоятельные учебные заведения. В 1922-1925 годах на их базе был создан Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена.

Внешний вид дворца почти полностью соответствует годам постройки, а вот внутренние помещения неоднократно переделывались под нужды часто менявшихся владельцев, поэтому оригинальная отделка интерьеров до наших дней не сохранилась.

(Россия, г. Москва, ул. Казакова, 18-20)

Несколько лет назад я работала в издательском отделе школы Акварели народного художника РФ С.Н. Андрияки, что в Гороховском переулке. Само собой разумеется, что кварталы, прилегающие к месту службы, попали в поле моего зрения. В этом районе столицы ещё сохраняется историческая застройка. На тихих, утопающих в зелени улочках встречаются интересные в архитектурном отношении особняки и городские усадьбы. На улице Казакова, можно сказать по соседству, приятным открытием оказалось городское имение Разумовского.
«Усадьба на этом месте известна с XVII в., когда она принадлежала датскому купцу Давиду Бахарту. В 30-е годы XVIII века при графах Г.И. и М.Г. Головкиных здесь был регулярный парк. Елизавета Петровна подарила усадьбу А.Г. Разумовскому. В 1799—1802 гг. для его племянника, графа А.К. Разумовского, создается новый комплекс с парковым массивом на обоих берегах Яузы (проект арх. Н.А. Львова (?), руководство А.А. Менеласа).

На левом берегу пейзажный парк разместился на месте, где в 1720—1730-е гг. находился террасированный парк усадьбы В.Ф. Салтыкова, позже Головкиных.
С 1830-х гг. усадьба используется различными учреждениями. В 1842 г. перестраивается архитектором А.Г. Григорьевым для Воспитательного дома. В 1920-е гг. её занял Институт физической культуры. Нижнее спортивное поле института разместилось на месте огромного пруда, спущенного ещё в XIX столетии. Левобережная часть усадьбы с 1930-х гг. использовалась как детский парк.
Архитектурный ансамбль расположен на высоком правом берегу Яузы. От него к реке спускается территория парка. На верхней и нижней террасах сохранились участки со старыми деревьями. В левобережной части усадьбы читается планировка и искусственный рельеф первой трети XVIII в.
Главный дом – один из великолепных образцов классицистического зодчества Москвы».
Эту краткую информацию я почерпнула из чудесной книги И.К. Бахтиной и Е.Н. Чернявской «Загородные усадьбы в Москве» (иллюстрированный каталог).





От себя замечу, что дворец Разумовских долгое время находившийся в аварийном состоянии наконец отремонтирован, и вновь радует москвичей и гостей столицы своей красотой.
Привожу цитату из «Истории русского искусства» И.Э. Грабаря: «Самым большим архитектором Москвы в 18-м веке, a вместе с тем и величайшим в России, был современник Баженова и сотрудник его по кремлевскому дворцу - Казаков. Этот загадочный человек, получивший все свое образование в Москве y кн. Ухтомского и его преемника Никитина и никогда не бывавший за границей, обладал таким архитектурным гением, что сравнивать его можно только с исполинами Ренессанса. Начав свою деятельность в царствование Елисаветы, в эпоху самого разнузданного барокко, он постепенно прошел все ступени классицизма до александровского включительно, но при этом остался в высшей степени индивидуальным, был всегда и во всем прежде всего самим собою и создал свой собственный „казаковский стиль“, который определил все дальнейшее направление московской архитектуры.




Дворец Разумовского на Гороховом поле (архивные фото) из книги Ю. Проскуровская «Дворец на Гороховом поле», М., 2015:
1. Дворец Разумовского на Гороховом поле. План бельэтажа главного корпуса. Копия 1830 г.
2. Генеральный план дворца графа А.К. Разумовского. Проект 1800—1801 гг.
3. Усадьба А.К. Разумовского в Москве, план, 1805 г.
4. Гостиная в главном доме
5. Гостиная с плафоном на потолке
6. Жилые апартаменты дворца на Гороховом поле
7.
8. Оранжерея во дворце Разумовского
9.
10.
11. Церковь Вознесения Господня на Гороховом поле. Фото из альбома Н.А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви», 1882 г.
12. Дворец Разумовского на Гороховом поле, фасад, ~ 1917 г.
13. Восточное крыло дворца Разумовского в Москве. Фото 1960-х гг.
14.
15. Фрагмент паркового фасада с лестницей дворца Разумовского на Гороховом поле
16.

Если сравнивать петербургские здания той же эпохи с московскими, то нельзя не заметить в последних некоторой интимности, теплоты и как будто даже добродушия, тогда как первые производят впечатление чопорных, официальных, холодных, иногда хмурых и словно сердитых. Эта черта московской архитектуры особенно сильно выражена в творчестве Казакова, умевшего даже в такие торжественно-парадные дворцы, как „Пашков дом“, ныне Румянцевский музей, вносить неотразимое обаяние своей собственной души и личного, интимного, теплого чувства. У всякого другого автора такой замысел неминуемо подернулся бы холодом и не очаровывал бы такой ласковостью, как это истинное чудо архитектуры, этот единственный в своем роде дом Европы. Мало кому известен даже среди старожилов Москвы другой созданный им архитектурный шедевр, дворец графа Разумовского, в котором ныне помещается отделение Николаевского Сиротского института.
M. Ф. Казаков. Дворец графа Разумовского на Гороховом поле в Москве. (Ныне отделение Николаевского Сиротского института). - Около 1790 г.

Его средняя часть, единственная оставшаяся почти в неиспорченном виде, с изумительным по своей неожиданности подъездом, устроенным в огромной нише, прямо бесподобна по богатству изобретательности и полету фантазии. В течение всего царствования Екатерины и Павла, a также в первое десятилетие 19-го века в Москве не было построено ни одного значительного здания без участия Казакова, который либо строил его сам, либо делал чертежи, по которым строили другие, либо, наконец, ограничивался советами, очень ценившимися его современниками. И изучая все построенные им здания, не можешь не удивляться бесконечному разнообразию и гибкости его стихийного дарования. Он создал школу многочисленных учеников, застроивших всю Москву и значительную часть России зданиями казаковского стиля, вдохновлявшего архитекторов на протяжении почти целого столетия.»

Граф А.К. РАЗУМОВСКИЙ , 1748-1822, старший сын графа Кирилла Григорьевича от брака с Екатериной Ивановной Нарышкиной, родился 12 Сентября 1748 г.; гетман старался дать сыновьям солидное и разностороннее образование, при чем образование графа А. К. Разумовского было закончено продолжительным заграничным путешествием, во время которого он слушал лекции в Страсбурге и посетил Италию и Англию. Записанный при рождении в военную службу, он был произведен Петром III в ротмистры и переименован в камер-юнкеры; в 1775 г. Разумовский был пожалован в действительные камергеры, но уже в 1778 г. вышел в отставку и жил частным человеком в своей великолепной подмосковной с. Горенках. 28 июня 1786 г. он был произведен в тайные советники и назначен сенатором, но самолюбие, оскорбленное отказом Екатерины назначить его президентом Коммерц-коллегии, снова побудило его в 1795 г. удалиться в частную жизнь. Александр I назначил Разумовского 2 Ноября 1807 г. попечителем Московского университета, с производством в действительные тайные советники, а 11 Апреля 1810 г. министром Народного Просвещения. Разумовский, однако, вскоре утомился новой деятельностью и 26 Мая 1812 г. испросил отпуск, к большому неудовольствие Александра I. Охлаждение Государя и болезнь глаз побудили Разумовского в 1814 г. просить об отставке, на которую Император согласился «сверх воли». Последние годы жизни Разумовский провел в Малороссии, в Почепе, где и умер 5 Апреля 1822 года. Останки его, после продажи Почепа графу Клейнмихелю, были перенесены в Спасский Новгород-Северский монастырь; над могилой графа А.К. Разумовского возвышается гробница с надписью, в которой ему присвоено название «бедным помощника, наукам покровителя». От брака с графиней В.П. Шереметевой, Разумовский имел 2 сыновей и 2 дочерей, да от дочери своего берейтора, М. М. Соболевской, имел 5 «воспитанников» и 5 «воспитанниц», получивших Фамилию «Перовских».
Граф А.К. Разумовский был человек тяжелого характера, суровый, мрачный и нелюдимый. К этим качествам присоединялись еще и другие, обусловленные аристократической обстановкой, в которую поставила Разумовских игра счастья. Этот, по выражению Вигеля, «начиненный французскою литературою» внук пастуха считал себя „русским «Монморанси» и с непомерною гордостью смотрел на простых смертных, не взысканных «припадками счастья». Он не доверял людям, прямо не любил видеть их, предпочитая сидеть в своем кабинете, впрочем, при недоверии к людям, он всегда находился под чьим-нибудь влиянием: он был и вольтерианцем, и масоном, и другом иезуитов. Разумовский не был нечувствителен к «чести и похвале» в 25 лет он не прочь был занять какой-нибудь соответствовавший его достоинствам пост, в роде президента Камер — или Мануфактур -коллегии и выходил из себя, когда встречал лишь «постоянные у Двора огорчения», утешая себя тем, что в высших сферах „поставляют в достоинство одни преимущества телесные. Но в то же время ему была свойственна, по выражению его отца, «проклятая леность» и ему скоро надоедали служебные занятия. Его считали знатоком ботаники, и его сад в Горенках и оранжереи были признаны «чудом Poccии». Но этот капризный дилетант разводил свои сады лишь для того, чтобы убить незанятое время, и не был способен к серьёзной научной работе, как брат его, минеролог гр. Григорий. По выражению Вигеля, Разумовский «из познания своих делал то же употребление, что из богатства, наслаждался ими без всякой пользы для других». Кроме того, он был также одержим страстью производить дорогие и ненужные постройки. Продав за 400.000 руб. благоустроенный дом на Воздвиженке, он истратил миллион рублей на постройку дворца на Гороховом поле. Безумная расточительность в соединении с откупными аферами расстроили его громадное состояние, и в последние годы жизни он осаждал Александра I просьбами купить в казну его дом на Гороховом поле. Как министр, он не оставил по себе, по выражению Вигеля, „никакой памяти». При нем был открыт Царскосельский Лицей, было издано много циркуляров, но лично министру принадлежали только написанные им собственноручно-церемониал открытия Царскосельского Лицея да правила для наблюдения за температурой в помещениях этого заведения...

(С портрета Гуттенбрунна, 1801 г.; находится в Музее Императора Александра III)

После Отечественной войны А.К. Разумовский вышел в отставку, но в 1818 году весь двор посетил его дом на Гороховом поле. Он просил императора купить этот дом для уплаты своих многочисленных долгов, но ему вышел отказ. Еще через шесть лет хозяин умер, и по рассказам дочери, он – масон и вольтерьянец – покаялся перед смертью и поцеловал крест. Он оставил многочисленных побочных детей, рожденных вне его законного, но неудачного брака с графиней Варварой Шереметевой (сестрой графа Николая Петровича, женившегося на Прасковье Жемчуговой). Внебрачные дети получили фамилию Перовских по подмосковному имению Перово, где когда-то обвенчались граф Разумовский и Елизавета Петровна. Из этого рода происходили народоволка Софья Перовская, мать писателя Алексея Константиновича Толстого Анна Перовская, Алексей Перовский (Погорельский), автор сказки «Черная курица, или Подземные жители», и Василий Перовский, один из многочисленных претендентов на прототип Пьера Безухова.

После смерти А.К. Разумовского усадьба на Гороховом поле перешла к законному старшему сыну Петру, известному своей расточительностью. Великолепный дворец быстро пришел в запустение, но к счастью храм от него уже не зависел. В 1827 году в одном из усадебных флигелей жил Адам Мицкевич, сосланный в Россию за вольнодумные идеи об освобождении Польши. Здесь его навещал Пушкин, который часто бывал в этих краях, ибо на Старой Басманной жил его любимый дядюшка Василий Львович Пушкин. Всего за год до того поэт вернулся из Михайловской ссылки и приехал к дяде сразу же после знаменитой встречи с Николаем I в Кремле 8 сентября 1826 года.

А в 1828 году усадьбу Разумовского продали за бесценок ради уплаты многочисленных долгов нового хозяина. Она перешла какому-то одесскому купцу, который занимался тем, что продавал бесценные книги, фарфор и прочие коллекции Разумовского в антикварных лавках. Лишь в 1833 году усадьбу Разумовских выкупил Опекунский совет под приют для детей, чьи родители умерли в холерную эпидемию.

В 1842 году комплекс усадьбы был расширен А. Г. Григорьевым (см. и ). Тогда же открылось «малолетнее отделение Института обер-офицерских сирот», переименованное в Александринское сиротское малолетнее отделение.
Позже, в 1867 году , там же обосновались фельдшерская школа на 300 питомцев Воспитательного дома и богадельня на 100 престарелых женщин. Также в продолжение десяти лет, с 1876 по 1886, тут находилась учительская семинария, некоторое время отдавали здание внаём.
Летом 1876 года в этот пансион поступил А.И. Куприн, где он пробовал писать свои первые стихи.
В 1882 году - малолетнее отделение Александровского сиротского дома, в 1884 году - малолетнее отделение Николаевского сиротского института.
С 1901 года в здании усадьбы поместилось «убежище государыни императрицы Марии Федоровны для заслуженных воспитательниц учреждений Императрицы Марии».

55.7625 , 37.668611

Снимок сделан из-за решетки усадьбы в 1996 году. В то время она была закрыта для посещения

Городская усадьба Разумовского - усадьба и парк в Москве (Басманный район, улица Казакова , 18). При усадьбе на берегу Яузы разбит парк площадью ок. 40 га (охраняемая территория - 29 га). В советское время на территории парка были устроены спортивные площадки. Ближайшая станция метро - Курская и Бауманская .

История

Усадьба

Граф Алексей Кириллович Разумовский.

Деревянный дворец возведен А. А. Менеласом для графа Алексея Кирилловича Разумовского в - . Центральная часть дома сооружена из дерева, боковые двухэтажные флигели - из кирпича. В них сделаны арки-ворота, ведущие во дворы. Этот замечательный шедевр русского зодчества ярким образцом городского усадебного строительства. Широкое пространство двора отделяет основной корпус от улицы и позволяет видеть этот памятник во всем великолепии. С исключительной художественной выразительностью решена центральная входная часть: полукруглая ниша, переходящая вверху в полукупол, отделена легкими, изящными колоннами, оттеняющими её глубину. Строгого рисунка фронтон выразительно завершает композицию входа.

Дом А. К. Разумовского был некогда окружен грандиозным парком. Этот парк, доходивший до реки Яузы , славился как «место, которое прелестью неискусственной природы заставляло бы его (посетителя) забывать, что он в городе».

Слишком дорогостоящее содержание дворца и огромные долги тяготили графа, и несколько раз просил он императора Александра I купить имение за 850 тысяч рублей, из которых 800 тысяч сразу уходили на оплату долгов.

В годы СССР

Сам институт возобновил свою деятельность в 1946 году : были восстановлены педагогический и спортивный факультеты, возобновила набор школа тренеров, создавались научно-исследовательские кружки при кафедрах.

После арендатором стал ВНИИФК, началось превращение в сооружение, удобное для размещения лабораторий ВНИИФКа, а в центральной части главного дома соорудили баню-сауну для личного пользования руководства. Баня функционировала более 10 лет, за это время с фасада отлетела штукатурка, и начали разрушаться кирпичные стены.

При подготовке Москвы к Олимпиаде 1980 года дворец был включен в список олимпийских объектов и к концу 1979 года помещения были полностью освобождены. Начались строительные работы, которые нельзя было назвать реставрационными. К Олимпиаде не успели и работы были прекращены на долгие годы.

Россия

Современное состояние усадьбы

Приблизительно с середины 1990-х Госкомитет по спорту стали уплотнять в связи с дальнейшим вселением в здание структур Академии Художеств.

Через несколько месяцев, в июле 1999 года, произошёл пожар, значительно повредивший часть главного здания.

С осени 2008 года в здании усадьбы располагается


Close