История Иоанновского моста началась вместе с историей Санкт-Петербурга, в 1703 году, когда была заложена Петропавловская крепость – первое строение молодого города. Иоанновскому мосту было суждено стать первым мостовым сооружением Северной Столицы. Тогда, в те далекие времена, он был наплавным, деревянным мостом, ставшим переправой через Кронверкскую протоку и соединившим собой крепость со строениями на Городовом (ныне Петроградском) острове. Первоначально этот мост именовался Петровым, и долгое время являлся первой постоянной и старейшей переправой в Петербурге. Его деревянный настил был разделен на проезжую и пешеходные части. К концу 1760-х годов практически вся поверхность Петровского моста была выложена булыжником, за исключением его разводной части, которая по-прежнему оставалась деревянной.

Петровский мост был перестоен в 1887 году, и одновременно переименован в Иоанновский, исходя из названия восточного равелина – предкрепостного сооружения Петропавловской крепости, наименование которому, в свою очередь было дано в честь отца царствовавшей в то время Анны Иоанновны и имени брата Петра I - Иоанна.

В следующий раз, Иоанновский мост реконструировали в 1953 году, под руководством архитектора-реставратора А.Л. Рогача и инженера П.В. Баженова. Тогда на мосту были установлены новые фонари, аналогичные фонарям, оставшимся от Суворовского наплавного моста, существовавшего в 1824–1897 годах, а так же обновлены составляющие части решетки, сделанные металлическими.
Интересно, что декоративное оформление одной части Иоанновского моста имеет некоторые сходства с оформлением решеток набережных Кронверкского пролива. Другая же часть этого мостового строения имеет решетку, по нижней и верхней кромке которой проходят затейливо витые растительные орнаменты, ограничиваемые полуокружностями. Сама решетка представляет собой ромбы, образуемые пересекающимися стержнями, в точках сообщения которых имеются розетки, овальной формы. Сделанные в виде ликторских свитков, стойки моста, венчают двусторонние боевые топоры.

Последний капитальный реставрационный ремонт Иоанновского моста был произведен в 2001-2003 годах, который коснулся в первую очередь аркады моста, когда произошла замена мостового полотна и устройства гидроизоляции, облицовки аркады, а так же был произведен ремонт облицовки устоев. Тогда же был усилен свод мостового сооружения, с помощью использования технологии инъектирования - укрепления кладки. Кроме того, открытый внутренний свод Иоанновского моста обработали специальным химическим составом, способным предохранить камень от губительного воздействия влаги, и который гарантированно защитит известняковую кладку свода на срок до 30 лет. Отреставрированы были и установленные на мосту торшеры-фонари, на которых вновь появились воссозданные позолоченные фигурки орлов, а лампы и плафоны заменены новыми. Чугунная решетка Иоанновского моста так же была обновлена и отреставрирована. Длина русловой части моста составила 74 метра, общая его длина – 152 метра, а ширина – 10 метров. Всего, на ремонтные работы по восстановлению Иоанновского моста, было израсходовано около 75-ти миллионов рублей, выделенных из городского бюджета.

В мае 2003 года, возле одной из свай моста была установлена бронзовая скульптура Зайчика, спасшегося от наводнения, высотой в 58 сантиметров, выполненная скульптором С. Петченко. Эта фигурка ушастого обитателя Заячьего острова стала своеобразным талисманом Иоанновского моста, а так же излюбленной достопримечательностью туристов, щедро осыпающих Зайчика монетами.

Текст подготовила Анжелика Лихачева

Все экскурсии в Петропавловскую крепость начинаются именно с прохода по Иоанновскому мосту, дорога к которому проходит или через Александровский парк (от метро), или, через Каменноостровский проспект от Троицкой площади, где обычно останавливаются туристические экскурсионные автобусы.

Если провести воображаемую линию, продолжив Иоанновский мост в обратном направлении, то он упрется в Мечеть.

У одного у устоев моста сидит знаменитый Питерский заяц , куда любой проходящий турист обязательно пытается забросить монетку.

Если, перейдя мост, повернуть налево, то выходишь сперва на лужайку, а затем по узкой вымощенной вдоль внешних стен крепости отмостке к пляжу Петропавловской крепости.

Если повернуть направо, дорога через другое поле приведет к вертолетной площадке, откуда совершаются воздушные экскурсии над Санкт-Петербургом.

Если пойти прямо… Но, это совсем другая история.

Иоанновский известен тем, что он стал самым первым постоянным мостом в городе.

Построен он был в год основания Санкт-Петербурга, в 1703 году, вместе с началом возведения Петропавловской крепости.

Тогда через Кронверкскую протоку перекинули наплавной деревянный мост. В его обязанности входило соединять собой строящуюся крепость и Городовой остров, носящий теперь наименование Петроградский.

Название тогда он имел иное – Петровский, и он долгое время был единственной постоянной переправой Санкт-Петербурга.

Петровский мост был деревянным, разводным, поверхность его была разделена на две части – пешеходную и проезжую.

В середине 18 века почти всю его площадь, за исключением его разводной части, выложили булыжником.

В конце 19 века обветшавший к тому времени, Петровский мост, перестроили. Одновременно, он получил и новое имя.

Теперь, по названию предкрепостного сооружения Петропавловской крепости, мост стал называться Иоанновским.

Новой реконструкции Иоанновский мост подвергли в середине 20 века. Тогда обновили элементы декора – обновили решетку, установили новые фонари.

Две части Иоанновского моста имеют разные декоративные решетки. На одной его части установлены ограждения, повторяющие своим рисунком решетки набережной Кронверкского канала. Вторая же часть украшена ограждением с затейливым растительным узором.

Стойки украшены изображениями боевых топоров.

Последний раз конструкцию реставрировали к 300-летию города. Тогда было заменено мостовое полотно и гидроизоляция, а также, заново облицованы устои моста.

С помощью новых технологий, укрепили своды и защитили от разрушения, с помощью химического состава, камни, из которых они сделаны.

Теперь мост гарантировано защищен от разрушения на ближайшие 30 лет.

Кроме укрепления конструкции, были выполнены и работы по восстановлению утерянных элементов декора. На въездах вновь появились отреставрированные фонари, а на них - восстановленные по сохранившимся рисункам позолоченные фигурки орлов.

Отремонтировали и декоративную решетку.

Длина Иоанновского моста теперь составляет 152 метра, а ширина – 10 метров.

07.2013.

Кронверкский пролив

Петровский мост
наплавной
1703-1705 -
свайный, разводной
1705-1706 -
1738 - перестроен

1788 - перестройка

1801 - перестройка
1848 - полная перестройка деревянной части

Иоанновский мост

Пам. арх. (федеральн.)

1887 -
1950-1951 - инж. Баженов П. В. - перестройка
1953 - арх. Ротач Александр Лукич - перила, фонари
2001-2003 - капитальный ремонт


2003 -

Длина Иоанновского моста составляет 74,7 м, ширина - 10,5 м. Соединяет Заячий остров и Троицкую пл.
Первый мост в Санкт-Петербурге возник в связи со строительсвом Петропавловской крепости на Заячьем острове в 1703 г. Длительное время он оставался единственным в городе.

Первоначальный мост был наплавной и находился несколько ниже по течению, у Меншикова бастиона. Наплавной плашкоутный мост имел два разводных пролёта и размещался на деревянных барках. Он наводился летом, зимой сооружение убирали и переправлялись по льду. Впервые обозначен на плане Петербурга 1705 г.
В 1706 г. построен постоянный свайный "в двух местах подъемный деревянный мост".
В 1738 г. мост был? перенесен против Ианновских ворот и перестроен в арочный деревянный на каменных устоях. Его береговые дамбы выполнили в виде каменных известняковых арок, средняя часть - деревянная. Мост стал 16-пролетный: 3-пролетная каменная аркада из известняка, 8-пролетная деревянная русловая часть с разводным пролетом посередине и каменная 5-пролетная аркада со стороны Иоанновских ворот. На протяжении XVII-XIX вв. деревянные части моста подновлялись без существенных изменений, а прибрежные арочные проемы постепенно закладывались.

[*] - Санкт-Петербург Петроград Ленинград. Эциклопедический справочник.

Строительство Санкт-Петербургской (Петропавловской крепости) требовало огромного количества леса и земли. Сначала с Березового (Петербургского) острова 14 (25) мая 1703 г. через протоку была наведена переправа, состоявщая из соединенных плотов. Возможно эта переправа изображена на одном из проектных чертежей крепости 1703 г. Она находилась между бастионами Меншикова и Головкина ниже современного Иоанновского моста. Тогда же начали строить более устойчивое сооружение - наплавной мост из плашкоутов (деревянных барок). Этот мост есть на плане крепости 1705 г. Мост состоял из двух частей: длинная тянулась от Березового острова к северному фасаду земляного равелина, далее вдоль его западной оконечности, вторая короткая часть, расположенная под углом, вела к воротам в Петровской куртине. В начале XVIII в. крепость была изрезана рвами, через которые было перкинуто около десятка мостов. Эта конструкция сохранялась до 1730-х гг., до постройки каменного равелина. В Летописи Петропавловской крепости зафиксировано, что плашкоутный мост в целях обороны имел в двух местах подъемные части. Но в архивных документах подтверждения этому не обнаружено.
Позже на месте переправы на плашкоутах был возведен первый в городе деревянный постоянный мост. В ведомости о строениях в Санкт-Петербургской крепости сказано "мост Красный (вероятно, говорит о цвете) через реку к крепости начат делать в 706-м году, а достроен в 707 году". Мост имел деревянный поперечный настил, перила (горизонтальный поручень на балясинах), подъемное устройство посредине длинного крыла. Мост был многопролетный, балочной системы на свайном основании. Перильные ограждения были горизонтальные на балясинах. Чертежа моста первой половины XVIII в. не найдено. Часть моста изображена на гравюре Зубова А. Ф. "Торжественный ввод четырех шведских фрегатов в Неву после победы при Гренгаме 8 сентября 1720 г.". В течение 1720-х гг. мост неоднократно ремонтировался.

В середине 1730-х гг. появилась необходимость заменить конструкции моста каменными. Видимо, к этому времени относится разделение переправы на два отдельных моста. Мост от площади до Иоанновского равелина позднее стали именовать Петровским, а от равелина до крепости - Иоанновским. Мост от равелина до берега через реку Невского протока, каменный с перилами, по середине подъемный построен в 1738 г. Мост состоял из 4-х частей: двух каменных, двух деревянных. От площади шла каменная дамба, далее деревянное пролетное строение с подъемным устройством, затем снова дамба, завершавшаяся у Иоанновских ворот деревянным участком.

В 1763 г. был выполнен чертеж Петровского моста, где изображен мост длиной 173 м, шириной 10,5 м. Со стороны Петербургского острова каменная дамба состояла их 3-х арочных пролетов, сложенных из бутовой плиты. Центральная деревянная часть моста - около 73 м, состояла из трех пролетов. В ее среднем пролете находилась подъемная часть, по обеим сторонам которой были сооружены портальные ворота с коромыслом и противовесами на цепях. С их помощью симметричные крылья подъемной части поднимались для пропуска небольших судов. Далее тянулась каменная дамба из пяти арочных пролетов. Мост имел деревянный настил, который был разделен на проезжую и пешеходные части. К конце 1760-х гг. почти вся поверхность моста была выложена булыжником, деревянные покрытия оставались лишь на разводной части. В 1777 булыжное покрытие было только на участке от Иоанновских ворот до каменной дамбы.
В 1788 г. инж. капитаном Я. Мейснером был подписан проект существенной перестройки Петровского моста, связанной с усилением его конструкций. Согласно чертежу полностью была переделана его центтральная часть. Она стала восьмипролетной на деревянном свайном основании подкосной системы. Опоры были обиты досками, построено новое подъемное устройство - установлен лишь один подъемный портал с коромыслом. Конструкции боковых дам остались без изменений, сохранились каменные быки на деревянных сваях и каменные арочные пролеты. Булыжная мостовая была переложена "в конверт". Новые перила из профилированного бруса были украшены резными шишечками.
До конца XVIII в. существенных изменений не было.

В начале XIX в. началась новая капитальная переделка моста. 13 января 1801 г. генерал от артиллерии Кормаков подписал проект о перестройке деревянных мостов в крепости. Восьмипролетная подкосная конструкция деревянной части Петровского моста была переделана в шпрегельную. Деревянные опоры моста состояли из 4-х рядов свай, каждый ряд по 12 бревен. Под подъемным устройством несущие балки укрепили подкосами. Полностью переделали перила. Настил сделали с уклоном от центра к краям. Три каменных пролета со стороны крепости предполагалось заложить и превратить в глухую дамбу. Булыжник на проезжей части обеих дамб уложен "сеткой", тротуары покрыты плитным камнем. Над каменными участками моста были установлены каменные парапеты. Но наводнения продолжали наносить ущерб мосту, что требовало постоянного ремонта.
В 1826 г. с моста было снято устаревшее подъемное устройство с портальными воротами, сильно пострадавшими во время наводнения 1824 г. Чертеж крепостного моста, составленный 7 января 1844 г. подписанный инж. полдковником Дуровым. В 1844 произведена окраска перил и перестилка булыжной мостовой.

5 июня 1848 г. был высочайше утвержден проект полной перестройки деревянной части моста. При этом шпренгельная конструкция заменена ригельной. Основные узлы соединений деревянных элементов усиливались металлическими болтами-стяжками. Работы были закончены к концу 1848 г. На время проведения работ был построенный временный деревянный мост. В 1857 г. были обнаружены разрушения северной дамбы. Работы по исправлению закончены в 1859 г.
17 ноября 1866 г. составлено предложение о капитальной перестройки Петровского моста. Деревянная часть стала шестипролетной. Подъемная рама с зубчатым механизмом смещена. Завершено в 1867 г.
К 1890 (1887?) г. мост был переименова в Иоанновский (по Иоанновским воротам крепости) (прежний Иоанновский мост был разобран).

В 1937 г. проведены существенные ремонтные работы. К тому времени деревянная часть моста была 6-пролетной, подкосно-ригельной системы (соответствовала схеме 1867 г.). Северная дамба имела одну каменную арку, южная - три и глухую дамбу на первоначальных каменных пролетах. В дальнейшем все арочные пролеты были засыпаны и заделаны с фасадов бутовой кладкой. С этого времени мостом стала считаться только деревянная часть, а каменные дамбы - береговыми устоями.
Вскоре после снятия блокады специалистами Лентрансмостпроекта был разработан проект полной перестройки моста. Не был реализован.

В 1950 г. создан проект капитального ремонта Иоанновского моста. Все это время центральная конструкция моста оставалась полностью деревянной. Автор проекта зам. начальника проектной конторы Дормоста П. В. Баженов. Работы проводились в 1950-1951 гг. Мост стал семипролетным, на свайном основании. Опоры имели деревянную рустованную обшивку. Несушие продольные балки были заменены на металлические, расмещенные в 7 рядов. Поверх балок уложен двойной продольный настил из досок и установлены деревянные перила простого рисунка. Одновременно отремонтированы каменные устои. На обоих устоях проезжую часть заасфальтировали, а тратуары покрыли гранитными плитами.
Приблизительно в это же время был подписан акт Инспекции по охране памятников, предписывавший восстановление моста с бусчаткой. Акт подписал старший арх. СНРПМ Управления по делам архитектуры Ленгорисполкома А. Л. Ротач (с техником Г. Ф. Перлиной). Арх.-реставратор А. Л. Ротач (1893-1990) в 1952 г. стал и автором проекта нового архитектурного оформления моста. Проект был выполнен по заданию Треста эксплуатации мостов и набережных Дормост на основе решения Ленгорисполкома от 1 декабря 1951 г. Было решенно на всем протяжении деревянного моста и его каменных устоев поставить металлическое ограждение и фонари по типу оставшихся от Суворовского наплавного моста (1824-1897 гг.). Проект предусматривал сохранение чугунного ограждения на правобережном въезде на мост и установку аналогичного над второй дамбой. На каменных устоях поставлены торшеры в виде обелисков с касками (по образцу стоявших на въезде на Каменноостровский пр.). На мосту - торшеры в виде ликторных связок. Проект был утвержден Научно-экспертным советом при Гос. инспекции по охране памятников. Работы произведены в 1953 г. специалистами СНРПМ под руководством Н. И. Медынцева.
В 1955-1956 гг. на берегу Кронвекского пролива между Иоанновским мостом и левым фасадом Иоанновского рвелина располагалась городская снежная свалка.
В 1960-1980-х гг. проведены комплексные ремонтные работы.

[*] - Краеведческие записки. Исследования и материалв. Вып. 6. (Пакрашкина Н.И. Мосты Петропавловской крепости. С. 137-149)

В 2001-2003 гг. (r 300-летию города) мост капитально отремонтирован. Был укреплен свод, облицованы устои и арки, заменено пешеходное полотно моста, осуществлены работы по гидроизоляции сооружения. На фонарях воссозданы фигуры орлов.
После реконструкции общая длина реконструированного моста - 152 м, русловой части - 74 м, ширина - 10 м.
Современный мост предназначен для пешеходного движения, по мосту идет основной туристический поток в Петропавловку.

Памятник зайчику, спасшемуся от наводнения
Необычный памятник расположен возле моста. На одной из деревянных свай сидит небольшой бронзовый заяц. Это «Памятник зайчику, спасшемуся от наводнения». Фигура зайца была установлена в 2003 г.
Скульптор С. Петченко. Высота фигурки - 58 см. Согласно легенде, испуганное животное запрыгнуло прямо на царский сапог Петра I, чтобы не погибнуть от разъяренной водной стихии. Памятник очень любят туристы и гости города - если забросить монетку на площадку у ног зайца, жди удачи.

В 1950-1951 гг. по проекту инж. П. В. Баженова мост перестроен в дереве и усилен металлическими балками (7 русловых пролетов). Серединную часть моста выложили брусчаткой, а тротуары оставили деревянными.Декоративное оформление 1820 х гг. (декоративные фонари в виде обелисков или пучков копий с двуглавыми орлами, узорная решётка) частично восстановлено в 1951-1952 (арх-ры Н. Н. Белехов, А. Л. Ротач, инж. П. П. Степнов) во время капитального ремонта. (Большая Российская Энциклопедия. 1992)

Охраняется государством. Объект культурного наследия РФ.

Мост включён в «Перечень объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга…» как объект федерального значения на основании Постановления Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.

Одной из самых посещаемых достопримечательностей города на Неве является Петропавловская крепость. Она, как известно, расположена на острове. И попасть к ней можно лишь одним путем - через Иоанновский мост. Чем интересен этот памятник городской архитектуры? И когда он был построен?

Как добраться до Иоанновского моста?

Петропавловская крепость (ценнейший памятник оборонительной архитектуры XVIII века) находится на С «большой землей» (Петроградским островом) его соединяют лишь два моста. Это Кронверкский (в западной части) и Иоанновский мост (в восточной части).

Добраться до него несложно. Это можно сделать на метро, выйдя на станции «Горьковская» и пройдя пешком около 5 минут, на трамвае (№ 6 или № 40) или же на городском автобусе (№ 46 или № 134). На трамваях №№ 2, 53 и 63 можно также доехать до Троицкой площади. А оттуда до Иоанновского моста - рукой подать.

Мост - не только важная архитектурная достопримечательность города. В любое время года здесь очень много диких уток, чаек и голубей, которых с радостью кормят туристы. Да и виды, открывающиеся с моста - просто великолепны!

Иоанновский мост в Санкт-Петербурге: фото и описание

Рождение города напрямую связано с основанием Петропавловской крепости в 1703 году. Именно тогда и появился этот мост. Правда, изначально он назывался Петровским.

Иоанновский мост в Санкт-Петербурге соединяет одноименные ворота крепости с Петроградским островом. При этом он пересекает Кронверкский пролив - одну из городских проток Невы. Мост является объектом культурного наследия России и охраняется государством.

Сегодня мост полностью пешеходный. Его ширина составляет 10 метров, а протяженность - 152 метра. С обеих сторон он украшен красивыми фонарями (с фигурами двуглавых орлов и колоритными шапочками) и узорчатыми железными решетками.

Иоанновский мост и история его создания

Герою нашей статьи было суждено стать самым первым мостом «северной столицы». Он был открыт в далеком 1703 году. Тогда мост опирался на деревянные балки и состоял из двух разводных частей, которые тоже были сделаны из дерева. Эта конструкционная особенность не была случайностью. Мост проектировался с таким расчетом, чтобы его в любой момент можно было сжечь (в случае наступления противника).

В конце XIX века Иоанновский мост был существенно перестроен. Сквозные арки под ним заложили камнем. Именно тогда мост и получил свое современное название.

Следующая серьезная реконструкция моста состоялась уже в 1952 году. Тогда же его украсили металлические фонари и решетчатая декоративная ограда. В начале 2000-х годов мост пережил капитальный ремонт. В частности, был укреплен свод, облицованы аркады и заменено пешеходное полотно моста. Также были осуществлены сооружения. После всех этих работ реставраторы с уверенностью заявили, что мост защищен от разрушения на ближайшие тридцать лет.

Трогательный памятник у моста…

Проходя по Иоанновскому мосту, любой турист непременно заметит необычный памятник, расположенный возле него. На одной из деревянных свай сидит небольшой заяц. Высота фигурки - всего 58 сантиметров.

У скульптуры есть свое название. Это «Памятник зайчику, спасшемуся от наводнения». Согласно легенде, испуганное животное запрыгнуло прямо на царский сапог Петра Первого, чтобы не погибнуть от разъяренной водной стихии.

Фигура зайца была установлена в водах канала в 2003 году. Особой архитектурной или исторической ценности памятник не имеет, однако его очень любят туристы и гости города. Каждый из них обязательно попытается забросить монетку на крохотную площадку у ног зайца. Невероятная удача ожидает тех, кому удастся это сделать!

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

В своё время, не такое уж и далёкое, эта диковинная летающая машина была совершенно секретной, знали о ней лишь немногие. Создал её авиаконструктор тоже во всех отношениях необычный, начиная с его биографии и заканчивая сконструированными им самолётами. Речь идёт о Роберте Людвиговиче Бартини и «Змее Горыныче», как прозвали одну из его удивительных машин. Примечательно то, что Бартини был не только выдающимся конструктором и учёным, но и тайным вдохновителем советской космической программы. Сергей Павлович Королёв называл его своим учителем.

Лучший художник среди бизнесменов, лучший бизнесмен среди художников, настоящий миллионер, завзятый тусовщик, экстремальный путешественник, страстный игрок в казино, современный Казанова, портретист Путина, Медведева и ещё множества президентов, кинозвёзд и прочих знаменитостей… Короче говоря - Никас Сафронов.

Эта информация заинтересует прежде всего тех, кто занимается археологией и кладоискательством. Оказывается, по-настоящему уникальные находки можно сделать там, где вскоре пролягут трубы газо- и нефтепроводов, и находки эти через пару десятилетий будут цениться на вес золота. Ведь трубы похоронят под собой те культурные слои, в которых нынче обнаруживаются всякие «пустяки», и доступ к ним прекратится навечно. Так что каждый найденный здесь костяной гребень со временем неизбежно превратится в бесценный раритет.

После того, что сделал Энрико Ферми, которого нередко называли Прометеем XX века, мир стал совершенно другим, ибо он обрёл новый, небывалый по мощи источник энергии. Люди, знававшие Энрико в раннем детстве, никогда бы не сказали, что этого тихого мальчугана ждёт великое будущее. Семья его была самой обыкновенной, какой могла быть у скромного железнодорожного чиновника.

Дарвиновская теория естественного отбора стала одной из самых противоречивых и скандальных страниц в истории естествознания. Она так и не признана многими учёными и отрицается большинством людей, далёких от науки. Так было при жизни Дарвина, и за прошедшие полтора века мало что изменилось.

ЭПРОН. Эта аббревиатура расшифровывается как «Экспедиция подводных работ особого назначения». Организация была создана при ОГПУ в 1923 году для выполнения особого задания - поиска сокровищ, якобы лежащих у берегов Балаклавы, в Крыму.

Он стал воплощением материальной успешности английского шпиона, получив за свою деятельность пенсию в 1000 фунтов стерлингов в год, патенты на ввоз дорогой древесины и производство красителя.

Есть на земле немало мест, где происходят чудеса, объяснить которые невозможно. И одним из таких мест можно назвать Старцев Угол, что на границе Мордовии и Нижегородской области. Вот уже несколько веков о нём ходят легенды. Впрочем, и в наши дни Старцев Угол продолжает удивлять своими чудесами.


Close