Город Мертвых (Qarafa) - один из самых больших некрополей в мире. Он расположен на окраине Каира у подножья гор Мокаттам. Кладбища существуют тут с XII в. и начали расширяться с XV в., самые древние гробницы относятся к этому пери­оду. Формы гробниц очень разные: одни представляют собой простые камен­ные надгробия, другие - настоящие мавзолеи, воздвигнутые для того, чтобы приютить останки эмиров и султанов. Но это исключения. Большинство же со­ставляют маленькие одно- или двухкомнатные домики с садиками. Лет 50 назад на кладбище стали селиться малоимущие жители Каира и близлежащих регионов. Сейчас в Городе Мертвых проживает от 50 до 500 тысяч человек. Точная цифра не известна даже властям.

На переднем плане (см. две фотографии ниже) находятся могилы бедных людей. А домиках-усыпальницах похоронены люди более состоятельные. Именно в таких домиках проживает население Города Мертвых.

Вид на Город Мертвых с Цитадели Салах-ад-Дина:

В первые сорок минут прогулки о жизни людей, кроме мусора, который в Каире повсюду, ничто не напоминало:

Потом начали появляться признаки жизни:

Довольно часто встречаются агитационные плакаты местных кандидатов в депутаты.

Дети гуляют рядом с могилами:

Кто-то заботливо сделал ограждение вокруг деревьев, но мусор не убирается:

В Городе Мертвых есть такси:

Когда власти поняли, что кладбище заселено огромным количеством людей, был проведен водопровод, электричество, построены школы. Расселять людей никто не собирается. Жилищная проблема в Каире стоит куда острее, чем в Москве.

Роскошные усыпальницы эмиров и султанов постепенно разрушаются:

Собираясь в поездку и рассматривая фото Каира в интернете, еще в Москве я увидел и захотел посетить полуразрушенную мечеть прямо посередине крутого склона горы. Менеджеры отеля, весьма скептически, кстати, относившиеся к моим вояжам по плохим районам, никакой информации мне не дали. Пришлось искать эту мечеть самостоятельно.
Поиски не заняли много времени – я увидел мечеть с высоких стен Цитадели, сел в такси и через 10 минут езды по трассе King Khaled через Город Мертвых оказался неподалеку от цели.

Дальше на машине было ехать нельзя, а как приблизиться к мечети, которая, как выяснилось, называется Мечеть Амира Эль-Гиюша (Mosque Amir Al-Guyush, 1085 год), я не знал. Меня вызвался сопровождать за умеренную плату местный подросток лет пятнадцати. Дорога снова шла через кладбище.

И вот мы у подножия горы. До мечети всего каких-то метров 200 по довольно крутому склону. Я сказал моему проводнику, что хочу попытаться вскарабкаться по горе. Он не заставил себя ждать. Налегке, будучи обутым в простые шлепанцы, он быстро преодолел метров 50 крутого подъема. С сумкой через плечо, в которой лежали два фотоаппарата, бутылка воды и всякая ерунда, я начал свое неуклюжее восхождение. В результате минут через 15 я безнадежно застрял. Отсмеявшись, проводник помог мне спуститься, и я решил оставить покорение горы до следующей поездки.

Вид с Цитадели. Справа на заднем плане - мечеть Амира Эль-Гиюша. На переднем плане еще один колоритный район Каира - Город Мусорщиков . Про него будет следующий пост.

P.S.
Если кому-то удавалось забраться на гору и побывать внутри мечети Амира Эль-Гиюша, пожалуйста, выложите фотки и пришлите ссылку. Заранее благодарю!


Во время моей самостоятельной поездки в Каир осенью 2008 года мне довелось посетить "Город мертвых", гигантское мусульманское кладбище в центре Каира, точнее его небольшую часть, расположенную недалеко от стен Цитадели.

Однако, этот сравнительно небольшой участок между громадами Южного и Северного кладбища дает полное представление о самобытности древних каирских кладбищ.

Здесь, среди гробниц простых египтян, также можно увидеть множество мамлюкских мавзолеев.

Это огромный некрополь, может быть, самый большой в мире. Кладбища существуют тут с XII в. и начали расширяться с XV в., самые древние гробницы относятся к этому периоду.

И не смотря на это город мертвых редко посещают туристы. Существуют множество страхов и фобий «белых людей» связанных с эти местом, тут и вездесущие попрошайки и бомжи живущие в могилах и вообще страх перед любым некрополем.

Каирские кладбища обитаемы - здесь проживают более 10000 беженцев из Палестины и тех, кому не по карману жилье среди живых. Зачастую бездомные живут в склепах с согласия родственников умерших, заодно присматривая за порядком. Некоторые гробницы снабжены электричеством, гаражами и лавками. Таким образом, это целый город в городе.

Формы гробниц очень разные: одни представляют собой простые каменные надгробия, другие - настоящие мавзолеи, воздвигнутые для того, чтобы приютить останки эмиров и султанов. Но это исключения. Большинство же составляют маленькие одно- или двухкомнатные домики с садиками - пережиток погребальных традиций эпохи фараонов, которые сохраняются в наши дни в коптской общине. Такие площади и столь приятные "жилища" начали быстро привлекать нищих, которые постепенно оккупировали эти места. Ситуация обострилась еще больше, когда в 1967 г. сюда проникли беженцы из района Суэцкого канала. В самовольном заселении бездомными не было в принципе ничего нового, но это неожиданное вторжение по крайней мере 300 тыс. человек создало огромные проблемы и грозило привести к самым тяжелым последствиям. Однако очень скоро положение удалось исправить. Правительство смогло предоставить жилье части этих людей. Египту удалось разрешить эту проблему, и кладбища не превратились в ужасающие гетто. Большая часть Города мертвых поддерживается в хорошем состоянии.

Попав сюда, словно оказываещься в толще веков

Например, конкретно в этом месте, похоже ничего не менялось уже лет 500

Улицы в большинстве случаев совершенно безлюдны. Здесь царит совершенно непривычная для Каира тишина.

Надо заметить, что кладбище действительно довольно ухоженное. Здесь меньше мусора, чем на мгих центральных улицах Каира

На фото внизу - Юнус Аль-Давадар (1382 год) - один из самых ранних «черкесских» мавзолеев, Аль-Давадар был управляющим у султана Баркука, он погиб в сражении в Сирии и не был захоронен в своем мавзолее.

Город мертвых плавно перетекает в город живых

Здесь кипит уже обычная каирская уличная жизнь

Столица Египта Каир сочетает в себе черты современного мегаполиса и старинного города, где повсеместно встречаются «оазисы» древней культуры и истории. В качестве яркого примера подобного «оазиса» можно привести город мертвых или, как его называют местные жители, al Qarafa («кладбище»). Это древнее место захоронения растянулось на 6 км с юга на север Каира и огибает столицу Египта с восточной стороны.

Туристам на заметку

Холм Цитадели делит древнее кладбище Каира на южную и северную части. Здесь можно найти немало памятников мамлюкского периода египетской истории. Каирский город мертвых – одно из древнейших известных человеку кладбищ на планете. Его возраст насчитывает более 2000 лет. Тут похоронены как простые граждане, так и знать, вплоть до султанов. Одиночные могилы и множество семейных мавзолеев «уживаются» вместе на этом некрополе вот уже много лет. Достаточно интересен город мертвых в Каире и своей архитектурой. Тем не менее, по городу мертвых не слишком часто путешествуют обладатели туров в Египет, особенно из европейских стран.
Обзорную экскурсию по городу мертвых в Каире можно начать, откуда угодно, но наметить маршрут стоит, взобравшись на возвышенность, поскольку ориентироваться, находясь непосредственно на некрополе, достаточно сложно. Северная часть старинного кладбища Каира хранит на своей земле такие памятники истории, как мавзолей, мечеть и ханаку султана Инала, мавзолей и мечеть Фараджа Баркука, комплексы Барсбея и султана Каитбея. В южной части расположены в основном мавзолеи «речных» бахри мамлюков, а иногда можно даже встретить постройки времен фатимидов. Нужно отметить, что здесь, как правило, возраст памятников старше, чем на севере некрополя.

Интересная информация

Главной чертой каирского некрополя является то, что здесь, как это ни странно звучит, во всю кипит жизнь, и это не преувеличение. В некрополе построены лавки и дома, здесь работают и живут люди, ездят автомобили и автобусы. Некоторые жители города мертвых обосновались здесь, чтобы быть поближе к своим умершим предкам, близким людям. Для кого-то же проживание в некрополе обусловлено невозможностью обеспечить себя жильем в другой части города.
Сложно в это поверить, но многие люди живут прямо в склепах. По некоторым данным здесь проживает более 10 тысяч человек, образуя своеобразный «город в городе». Очень часто бездомные обитают в склепах, получив на это согласие родственников усопших, и при этом следят за порядком в захоронениях. Значительная часть некрополя поддерживается в хорошем состоянии, наверное, во многом благодаря тому, что здесь живут люди. Кстати говоря, мусора здесь меньше, чем на некоторых центральных улицах в Каире.
Тенденция к заселению кладбища возникла в 60-х годах 20 века – сюда селились нищие, а также беженцы из района Суэцкого канала. В скором времени масштабы заселения стали принимать угрожающий характер, но египетскому правительству удалось справиться с ситуацией, и части людей было предоставлено жилье за самым древним кладбищем Каира. По мере роста количества жителей возросло и число захоронений – поселенцы со временем заполнили собой гробницы, чему способствует среди прочих факторов высокий уровень смертности в Египте. Такой вывод напрашивается из-за того, что на старых фотографиях мавзолеи расположены достаточно свободно.

Город мертвых или Эль-Арафа (по-арабски кладбище ), как называют этот некрополь египтяне, находится на юго-востоке Каира. На 6 квадратных километров находятся гробницы и мавзолеи. Город мертвых достаточно любопытное место, ведь на этом кладбище живут и работают люди.

Первые захоронения в Мертвом городе были произведены во времена Арабского завоевания Египта. А это, ни много ни мало, 642 год до Новой эры.

Период Арабского завоевания Египта

Арабский главнокомандующий Амр ибн аль-Ас основал здесь первое фамильное кладбище. Его примеру последовали другие арабские полководцы, и вскоре у холма под названием Мокаттам образовалась настоящая сеть арабских кладбищ. Примерно в это время здесь были созданы особые усыпальницы, в которых захоранивались, например, дальние родственники самого Пророка Мохаммеда. Эти усыпальницы привлекали к себе внимание многочисленных мусульманских паломников, которые разносили новость о новом кладбище по всему Египту и далеко за его пределы.

Во времена Фатимидского халифата развитие некрополя получило новый виток. Четыре наиболее крупных кладбища были объединены в единый комплекс, окруженный капитальной стеной.

Создание первых мавзолеев

Египет XIV-XV веков, мамлюкский период. Страна разделена на многочисленные мелкие феоды, во главе которых стоят султаны-мамлюки, во все времена отличавшиеся кровожадностью и агрессией. Феодальные войны разгораются одна за одной, унося в могилу как простых воинов, так и известных военачальников. Одним из таких царьков был некий Бадр аль-Гамали, мавзолей которому был построен в Эль-Арафе первым из всех, примерно в XIII веке.

Каждый из других султанов также стремился к тому, чтобы оставить после себя след в истории и архитектуре Каира. Сделать это было можно в виде памятника или мавзолея. К XV веку подобных сооружений было построено более всего. Естественно, строительство требовало как материалов, так и настоящую армию рабочих, которые расселялись вокруг в собственных домах, но чаще в общежитиях, которые султаны возводили за свой счет.

Усыпальницы, формировавшие некрополь в конце XV века, получили новую форму: из приземистых строений они превращались в настоящие произведения монументального искусства, поражавшие как формой, так и высотой. Кладбище расширялось, поглощая районы проживания рабочих. Создавалась местная инфраструктура, развивалась собственная торговля, и за последующие пять веков некрополь создал вокруг себя особый городской район.

Из наиболее известных усыпальниц Мертвого города стоит упомянуть следующие:

  • Гробница Эль Хуссейна - правнука Пророка Мохаммеда
  • Зайида Зайнаб - святая покровительница Каира, сестра мученика Эль Хуссейна
  • Шейх Али, прославившийся при жизни чудесами
  • Аль Салих Айиб - последний из династии султанов Айиб
  • Шагар Аль Дурр - вдова Аль Салиха Айиба, правительница времен начала мамлюкской эры
  • Святые покровительницы Нафиса, Руккайя, Атика и Сукайна

Город мертвых: наше время

В 40-е года XX века в мертвый город переехало большое количество обедневших сельских жителей, которые начали расселяться по склепам и усыпальницам в обмен на благоустройство могил и уход за ними. Этот своеобразный бизнес сохранился и до наших дней.

В настоящее время Город мертвых представляет собой одну из достопримечательностей Каира. Количество проживающих в нем людей - жителей с крайне низким достатком - уже превышает количество захоронений.

Каждый из примерно пятидесяти мавзолеев Мертвого города, взятый в отдельности, не может «похвастаться» привлекательным внешним видом. Виной тому не столько архитектурный стиль, сколько их почтенный возраст. Тем не менее, вместе они создают неповторимый исторический ансамбль, привлекающий своим колоритом и неповторимостью.

Поскольку эль-Арафа перестала быть действующим кладбищем несколько веков назад, населяющие его люди являются по большей части мелкими ремесленниками и торговцами, живущими за чертой бедности. Лишь некоторые из них действительно живут на могилах своих предков. Большая же часть современного населения Мертвого города переехала сюда в результате массовой застройки центра города и сноса ветхого жилья в Каире, которые начались в 50-е годы, во времена президентства Абдель Нассра. Также сюда переселилось множество сельских жителей, переехавших в Каир в поисках лучшей жизни.

В 1992 году, после разрушительного каирского землетрясения Город мертвых пополнился новыми жителями. В настоящее время его население составляет примерно полмиллиона жителей.


Город мертвых в настоящее время,
развалины древних мавзолеев взяты под охрану государства

Несмотря на то, что посещение эль-Арафы не входит в список наиболее популярных туристических маршрутов, это место определенно стоит посетить для того, чтобы почувствовать дух и увидеть уклад настоящей арабской жизни. Мы рекомендуем отправляться в подобную поездку только в компании местного сопровождающего или опытного гида.

Кладбища Каира или «город мертвых», интереснейшее место старого города. Там сохранилось огромное количество памятников мамлюкского периода истории Египта. И не смотря на это, город мертвых редко посещают туристы. Существуют множество страхов и фобий, связанных с эти местом, тут и вездесущие попрошайки, и бомжи, живущие в могилах, и вообще страх перед любым некрополем. Кладбища Каира действительно заселены людьми, а это плохо укладывается в голове туриста из цивилизованного мира. Я решил развеять для себя эти мифы и убил на «город мертвых» целый день, оказалось, что за это время можно только бегло осмотреть основные достопримечательности, многое так и осталось за «бортом»…

Кладбища Каира огибают старый исламский город с восточной стороны, прерываясь холмом Цитадели, которая делит «город мертвых» на Северную и Южный части. Они так и называются Северное кладбище и соответственно Южное. Попасть туда можно на такси, я же пришел на Северное кладбище пешком от Площади Хусейна, расстояние там где-то полкилометра.

Раньше мамлюкские мавзолеи стояли свободно за крепостной стеной, сейчас они зажаты со всех сторон жилыми массивами, и оказались почти в центре города. На старых фото и картинах 19 века это хорошо видно.

Активно заселять кладбища стали в 60 годах прошлого века, сюда селили беженцев из района Суэцкого канала. По началу, здесь начались проблемы с инфраструктурой - людей было очень много, но судя по всему, правительство с этим справилось. Сейчас, по моему субъективному мнению, кладбища заселены в лучшем случае наполовину, улицы днем абсолютно безлюдны, если взрослые еще могут уезжать на заработки, то дети должны бегать в огромных количествах - но ничего этого не заметно.

Это тихий спокойный район, похожий на наши дачные участки. Есть магазины, ходят автобусы, заборы и дома для Египта очень добротны - видно много подновлений, есть и современная застройка. На Южном кладбище дела обстоят несколько хуже, но все же, мне кажется, что лучше жить здесь, чем в кустарных многоэтажках на окраине, которые еще немного и обвалятся на головы жителей.

Безусловно, представление о том, что людей якобы засунули на кладбища жить в склепах неверно изначально. Здесь были пустыри, которые впоследствии были освоены местным населением. Думается, что сначала сюда пришли люди в году этак 1967, построили дома, а затем заполнили собой кладбища - смертность в Египте очень большая, иначе я не могу объяснить такую плотность захоронений, ведь на старых фото мавзолеи стоят абсолютно свободно.

Начать осмотр «города» можно откуда угодно, но для начала стоит оценить местность с какой-нибудь возвышенности и проложить примерный маршрут - ориентироваться «на земле» очень тяжело, даже имея карту. Основная масса памятников Северного кладбища растянута с севера на юг по линии, проходящей примерно через центр. Мавзолеи Южного кладбища сгруппированы большей частью на севере, возле Цитадели

Наиболее значимые памятники Северного кладбиша - мечеть, ханака и мавзолей султана Инала, мечеть и мавзолей Фараджа Баркука, комплекс Барсбея и комплекс султана Каитбея, ну и многочисленные мавзолеи, разбросанные по всей площади «мертвого города».

Комплекс Султана Инала, построенный 1451-1456 году находится на самом севере кладбища.Он состоит из руин мечети, медресе, суфийской ханаки, по сути, это целый исламский монастырь.

Султан Ал-Инал, будучи чистокровным черкесским мамлюком, до конца своих дней так и не освоил арабский язык - не умел, ни читать, ни писать. Он пользовался только своим кавказским наречием, зато настроил множество религиозных сооружений, таким образом проявляя свое рвение в исламе.

К нему примыкает погребальный комплекс эмира Куркумыса (1506год), возглавлявшего мамлюкское воинство при султане Каитбее.

Вместе два комплекса представляют собой огромную археологическую зону.

Комплекс эмира Куркумыса и султана Инала (картина Девида Робертса - начало 19 века)

При осмотре мне помогал, а скорее всего мешал, молодой человек в рубашке и брюках, по армейски энергичный и четкий. Он открывал двери во внутренние помещения, регламентируя мое пребывание на объекте, типа сюда нельзя - а туда можно, и постоянно лез в объектив, сделать снимок без него было очень затруднительно. Таких молодых людей в одинаковых рубашках в «городе мертвых» очень много. Конечно мне импонирует, что правительство Египта беспокоится о моей безопасности, но без них было бы намного удобнее. Если уж без провожатых вообще нельзя обойтись, то мне лично больше нравятся служители культа, они более расслабленные и медитативные, и меньше интересуются ходом событий.

Большая мечеть и мавзолей Фараджа ибн Баркука (1400-1411 год) построена сыном основателя корпорации "башенных" бурджи мамлюков для своего отца.

Известен он еще тем, что смог достаточно легко отделаться от войск великого Тамерлана, отдав ему Аллепо и Дамаск. Мамлюки применили тактику выжженной земли, и до Каира «Железный Хромец» не дошел.

Комплекс султана Барсбея (1433 год) состоит из нескольких мавзолеев и мечети. «Башенный» мамлюк Ал-Ашраф Барсбей известен как покоритель Кипра, при нем Египет имел очень значительный средиземноморский военный флот.

Комплекс султана Каитбея (1472-1474 год) состоит из огромного количества сооружений - мавзолеев, больниц и мечетей.

Правда, в главную мечеть меня не пустили по причине намаза, пришлось ограничиться фотографированием наружной двери, она того стоила.

Мавзолеи «речных» бахри мамлюков - более ранняя эпоха.
Мавзолей Ум Анук принцессы Тугхай (1348 год) - любимой жены султана Ан-Насира Мухаммада, прославившегося обширным строительством в Каире - возведением мечети в Цитадели и строительством Большого Акведука.

Мавзолей Ас-Сааб Банат (15 век) мамлюки Бурджи

Мавзолей Ал-Рифай (16 век), мамлюки Бурджи

Юнус Аль-Давадар (1382 год) - один из самых ранних «черкесских» мавзолеев, Аль-Давадар был управляющим у султана Баркука, он погиб в сражении - в Сирии, и не был захоронен в своем мавзолее.

Начиная от Цитадели и южнее возраст памятников увеличивается, что лишний раз доказывает, что исторический центр города смещен к югу, в сторону Фустата и античного Вавилона, где сейчас находится коптский квартал. На южном кладбище преобладают мавзолеи «речных» бахри мамлюков и даже встречаются постройки времен фатимидов.

Южное кладбище (Девид Робертс - картина начала 19 века)

Южное кладбище конец 19 начало 20 века.

Небольшой мавзолей Раджаб Ал-Ширази (1379 год), зажатый между домами, находится у подножия Цитадели. Возможно это последний представитель «речных» мамлюков.

Южное кладбище

Мавзолей, минарет и ханака комплекса Ал-Султания (1350-1360 год), мамлюки «бахри» - на Южном кладбище. Он выполнен в персидском стиле, и возможно принадлежит матери султана Хасана, построившего самую большую мечеть в городе.

P.S. Безусловно, я хотел создать положительный образ кладбищ и Каира в целом, хотя, конечно, надо признаться, у меня осталась масса фото, которые я не стал выкладывать, дабы не нарушать "гармонию". Про горы мусора, стаи бродячих собак, вездесущую грязь и пыль и так все знают. Хочу только сделать акцент на постоянном присутствии каирской пыли, сия субстанция очень сильно затрудняет фотографирование, на кладбищах ее много больше, чем в городских кварталах, и она намного мельче песка в пустыне. К концу дня у меня там заглохла камера, я решил, что ей пришел "каюк", даже подумалось о всевозможных суевериях, связанных с "городом мертвых" - ведь здесь покоятся миллионы мертвецов, а я уж очень активно лазил по их могилам...Но минут через 30 она протряслась и ожила, Аллах милостив..Короче, берегите технику, ну себя тоже...

Каир - сказочный город "тысячи и одной ночи", в который мне всегда хочеться вернуться...


Close