Ватиканские дворцы – самый величественный памятник архитектуры в мире. В него входят: , музеи, часовни, католические правительственные учреждения. Ватиканские дворцы – это не единое строение, а комплекс зданий и сооружений, представляющих собой фигуру неправильного четырехугольника.

Историки по сей день не пришли к однозначному выводу о дате начала строительства Апостольского дворца. Так, некоторые историки считают временной точкой отсчета дни правления Константина Великого, другие проводят параллель с апостольской резиденцией времен Симмаха (6 век н.э.). Установлено, что некоторое время Апостольский дворец пустовал, но после Авиньонского пленения пап вновь стал «домом» пап.

В XV веке Римский папа Николай V предложил построить новый дворец. Архитекторы и строители взялись за реконструкцию северного крыла, не разрушая старых стен. В это здание позже вошли и апартаменты Борджиа.

Под капеллу переделали 2 этажа военной башни, позднее получившей название «Никколина», т.к. некоторое время капелла была личной молельней Николая V. Украшали капеллу доминиканский монах, художник Фра Беато Анжелико с учеником Б.Гоцоцоли. Три стены капеллы повествуют об историях из жизней святых Лоренцо и Стефана, четвертая стена позднее стала алтарем.

Ближе к концу 15 века папа Александр VI Борджиа пригласил художника Пинтуриккио расписать свои покои, занимавшие шесть залов. Залы соответствуют сюжетам росписей - Зал таинств веры, Зал сивилл, Зал наук и искусств, Зал жития святых, Зал мистерий и Зал римских пап. При папе Юлие II посредством строительства галерей были соединены Ватиканский и Бельведерский дворцы, над росписью которых работали великий Микеланджело Буонаротти и гениальный Рафаэль Санти, архитектором проекта был Донато Браманте.

В Бельведерском дворце расположился , хранящий множество экспонатов древнегреческого и римского искусства. В музей ведут два вестибюля: круглый с панорамным видом на Рим и четырехугольный, в котором красуется торс Геркулеса. У круглого вестибюля находится Зала Мелеагра, представленная статуей этого охотника. Отсюда можно попасть во внутренний двор. Во дворе Бельведерского дворца папа Юлий II установил группу скульптур «Лаокоон» и статую Аполлона, а очень скоро к ним добавились и другие археологические находки, образовав Ватиканские музеи.

Сикстинская капелла

Сикстинская капелла – пожалуй, самая известная капелла в мире – жемчужина Ватикана. Архитектура здания не вызовет особого интереса, но внутреннее убранство поразит красотой фресок гениальных художников эпохи ренессанса. Капелла названа в честь папы Римского Сикста IV, под покровительством которого велись работы по реконструкции и декорированию здания в период с 1477 по 1482 год. По сей день здесь проходит конклав (собрание кардиналов для выбора нового папы).

Сикстинская капелла состоит из трех этажей, накрытых цилиндрическим сводом. На две части капеллу разделяет стена из мрамора с барельефами, над которой работали Джованни Долмато, Мино да Фьезоле и Андреа Бреньо.

Боковые стены поделены на три яруса: нижний ярус украшают драпировки с гербом папы Римского, выполненные золотом и серебром; над средним ярусом работали художники: Боттичелли, Козимо Россели, Гирландайо, Перуджино, познакомившие нас со сценами из жизней Христа и Моисея. Но все же самыми великими произведениями искусства считаются росписи потолка и стен, выполненные живописцем Микеланджело. На фресках потолка изображены 9 сцен Ветхого Завета - от сотворения мира до грехопадения. На стене над алтарем капеллы изображена сцена Страшного суда, которую во время важных церемоний украшают гобелены, выполненные по эскизам Рафаэля.

Ватиканская апостольская библиотека

Ватиканская библиотека славится богатым собранием рукописей разных эпох. Библиотека была основана папой Николаем V в XV веке. Коллекция библиотеки постоянно пополняется, сейчас в её фонд входят около 150 тыс. манускриптов, 1,6 млн. печатных книг, 8,3 тыс. инкунабул, более 100 тыс. гравюр и географических карт, 300 тыс. монет и медалей.

Как добраться?

Комплекс зданий в ; официальная резиденция Папы Римского. Иногда его называют Папским дворцом или дворцом Сикста V. Это древнейшая и самая важная постройка на Ватиканском холме. Начиная с XIV века, она служит папской резиденцией, хотя построена ориентировочно во второй половине IV века. Апостольский дворец входит в по версии нашего сайта.

Во дворах этого культового сооружения очень легко потеряться. Оно включает в себя множество залов, галерей, переходов, дворцовых ансамблей и капелл. Одой из главных достопримечательностей дворца является Сикстинская Капелла, потолок которой расписывал сам Микеланджело. Свое название часовня получила в честь Папы Сикста IV. В Пинакотеке дворцового комплекса можно увидеть и другие работы выдающегося Микеланджело.

Во дворце тысячи помещений. Одним из красивейших залов считается Климентинский зал, созданный в XVI веке. Это целая галерея, наполненная фресками и прочими произведениями искусств. Большая часть Апартаментов Борджиа сегодня занята библиотекой и музеем.

Особое место в комплексе занимают - ряд комнат, расписанных в XVI веке Рафаэлем и его учениками. Примечательно то, что во дворце можно увидеть не только христианские реликвии, но и обширные музейные собрания древнеегипетских, сирийских и прочих античных скульптур.

Резиденция Папы Римского расположена на верхнем этаже дворца. Из своего окна он каждое воскресенье обращается к верующим гражданам, собравшимся на площади. Для посещения дворца достаточно купить единый билет в музеи Ватикана. Ближайшие станции метро Ottaviano, Cipro или S. Pietro, от которых нужно пройтись 10 минут пешком в сторону достопримечательности.

Фото достопримечательности: Апостольский дворец

Залы для аудиенций располагаются на третьем этаже дворца, среди них Климентинский зал , Зал консисторий, Большой и Малый тронные залы, папская библиотека (кабинет Папы и помещение для частных аудиенций). На четвертом этаже находятся помещения папского секретариата. Во дворце более 1000 помещений, имеющих мировую известность благодаря находящимся в них величайшим произведениям искусства: Сикстинская капелла и её знаменитые фрески потолка, выполненные Микеланджело (восстановленные в 1980-1990 гг.) и Станцы Рафаэля .

До переноса столицы Италии в Рим в г. летней резиденцией папы служил Квиринальский дворец . Другая папская резиденция находится в Латеранском дворце , а в городке Кастель-Гандольфо располагается загородная летняя резиденция.

История постройки

О начале постройки Ватиканского дворца нет точных сведений: одни приписывают её Константину Великому , другие относят первоначальную постройку ко времени папы Симмаха (VI в.). Достоверно только то, что во время приезда Карла Великого в Рим для коронования, резиденциею папы Льва III служил дворец на Ватиканском холме; но затем дворец был запущен, и резиденция папы перенесена в Латеранский дворец . Только со времени возвращения пап из Авиньона (1377) Ватикан становится постоянной папской резиденцией и расширяется целым рядом грандиозных пристроек.

Южная (старейшая) часть дворца

Главный вход находится со стороны правого крыла колоннады св. Петра , близ конной статуи Константина Великого. Главная лестница (scala Regia) с великолепной ионической колоннадой (построена при Урбане VIII), ведет в Царскую залу (Sala Regia), служащую вестибюлем для Сикстинской и Паулинской капелл. Sala Regia украшена прекрасными фресками Вазари , Саммакини , братьев Цуккеро , Сальвиати и Сиккиоланте .

Паулинская капелла замечательна двумя фресками Микеланджело: «Обращение апостола Павла» и «Распятие ап. Петра», значительно пострадавшими от копоти восковых свечей. Во время Пасхи здесь совершается богослужение. Во втором этаже находятся знаменитые ложи Рафаэля и 4 залы, так называемые Станцы Рафаэля , которые Рафаэль с своими учениками расписал по поручению пап Юлия II и Льва Χ (1508-20). Зала Константина ведет в Sala de Chiroscuri (зало светотеней), откуда выходят с одной стороны в капеллу San Lorenzo, с фресками Фра Ангелико , а с другой - в галерею Лож. Но главный путь в Ложи идет из двора св. Дамаза по великолепной лестнице из 118 ступеней, построенной при папе Пие IX.

В XIX веке в 5-и залах третьего этажа, позади лож Рафаэля, была расположена Ватиканская картинная галерея, которая заключала небольшое число картин, являющихся лучшими произведениями великих мастеров. Затем 19 марта 1908 года в одном из крыльев Бельведерского дворца была открыта Ватиканская пинакотека , для которой в 1932 году было построено новое здание по заказу папы Пия XI.

Собственные апартаменты папы и зала аудиенций расположены вокруг двора св. Дамаза, со стороны храма св. Петра.

Бельведерский дворец

Бельведерский дворец занят Музеем Пия-Климента . В музей ведут два вестибюля: четырехугольный, со знаменитым бельведерским торсом Геркулеса, и круглый, откуда открывается вид на панораму города Рима. Рядом с круглым вестибюлем - зала Мелеагра, где выставлена статуя этого мифического охотника. Из круглого вестибюля входят в восьмиугольный внутренний двор, окруженный портиком, поддерживаемым 16 гранитными колоннами. Под портиком расставлены саркофаги, алтари, купели, барельефы - все почти замечательной античной работы. В четырехугольных нишах красуются всемирно известные статуи: Аполлон Бельведерский , Лаокоон и его сыновья , Гермес Бельведерский и Персей Кановы .

Из этого двора вступают в галерею Статуй, где между другими произведениями находятся Аполлон Савроктонский и Купидон Праксителя, Спящая Ариадна. Отсюда через залу Зверей (т. назв. по коллекции замечательно исполненных скульптурных фигур животных) вступают в залу Муз, восьмиугольную, поддерживаемую 16 колоннами из каррарского мрамора, с античными статуями Аполлона Массагетского и муз, найденных в Тиволи. Зала Муз ведет в Круглую залу, с куполом на 10 мраморных колоннах, с полом из античной мозаики, найденной в Отриколи. В этой зале находятся бассейн из красного порфира, единственный в своем роде по величине и красоте, статуи Антиноя, Цереры, Юноны, Геркулеса и др. К югу от этой залы расположена зала Греческого креста, так называемая по своей форме; здесь находятся саркофаги из красного порфира св. Елены и Констанции.

Отсюда выходят на внутреннюю главную лестницу музея, построенную Симонети и украшенную 30 колоннами из красного гранита и двумя из черного порфира. Эта же лестница ведет в Египетский музей , основанный Пием VII, и во 2-й этаж, где находится галерея Канделябр и Этрусский музей , основанный Григорием XVI и занимающий 13 зал, с богатейшим собранием древнеиталийских древностей.

Лестница музея выводит в сад della Pigna. В торцовой стене дворца устроена полукруглая ниша (архитектор Пирро Лигорио , 1560 г.) с бронзовым римским фонтана в форме шишки (итал. Pigna ) I в., давшем название всему саду.

Галереи Браманте и Браччо-Нуово

Северный конец восточной галереи Браманте и галерею Браччо-Нуово занимает музей Кьярамонти . Каждая сторона первой галереи разделена на 30 отделений, обставленных замечательным собранием статуй, бюстов и барельефов (Тиберий, Юлий Цезарь, Сон, Силен и др.; бюсты: Цицерона, Мария, Сципиона Африканского и др.). В галерее Браччио-Нуово статуи: Августа, Клавдия, Тита, Еврипида, Демосфена, Минервы и др.; бюсты: Марка Антония, Лепида, Адриана, Траяна и др. От галереи Киарамонте на юг, отделяясь одной решеткой, расположен музей Надписей (более 3000 памятников), основанный папой Пием VII.

В западной галерее Браманте помещаются следующие музеи и залы: 1) Музей светских предметов - собрание античной утвари из разных металлов, бронзовых статуэток идолов, драгоценных камней и резьбы на слоновой кости. 2) Музей священных предметов - собрание древней церковной утвари, найденной в катакомбах и др. 3) Кабинет папирусов. 4) Зала альдобрандинской свадьбы. 5) Зала византийских художников, в которой Григорий XVI поместил собрание картин от XIII и XIV вв. 6) Нумизматический кабинет.

Галерея Арацци во втором этаже западной галереи Браманте заключает в себе драгоценное собрание ковров, исполненных по картонам Рафаэля и изображающих деяния святых апостолов.

См. также

Напишите отзыв о статье "Апостольский дворец"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Владимир Седов. , 2006.

Отрывок, характеризующий Апостольский дворец

– Вот, покушайте, барин, – сказал он, опять возвращаясь к прежнему почтительному тону и развертывая и подавая Пьеру несколько печеных картошек. – В обеде похлебка была. А картошки важнеющие!
Пьер не ел целый день, и запах картофеля показался ему необыкновенно приятным. Он поблагодарил солдата и стал есть.
– Что ж, так то? – улыбаясь, сказал солдат и взял одну из картошек. – А ты вот как. – Он достал опять складной ножик, разрезал на своей ладони картошку на равные две половины, посыпал соли из тряпки и поднес Пьеру.
– Картошки важнеющие, – повторил он. – Ты покушай вот так то.
Пьеру казалось, что он никогда не ел кушанья вкуснее этого.
– Нет, мне все ничего, – сказал Пьер, – но за что они расстреляли этих несчастных!.. Последний лет двадцати.
– Тц, тц… – сказал маленький человек. – Греха то, греха то… – быстро прибавил он, и, как будто слова его всегда были готовы во рту его и нечаянно вылетали из него, он продолжал: – Что ж это, барин, вы так в Москве то остались?
– Я не думал, что они так скоро придут. Я нечаянно остался, – сказал Пьер.
– Да как же они взяли тебя, соколик, из дома твоего?
– Нет, я пошел на пожар, и тут они схватили меня, судили за поджигателя.
– Где суд, там и неправда, – вставил маленький человек.
– А ты давно здесь? – спросил Пьер, дожевывая последнюю картошку.
– Я то? В то воскресенье меня взяли из гошпиталя в Москве.
– Ты кто же, солдат?
– Солдаты Апшеронского полка. От лихорадки умирал. Нам и не сказали ничего. Наших человек двадцать лежало. И не думали, не гадали.
– Что ж, тебе скучно здесь? – спросил Пьер.
– Как не скучно, соколик. Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, – прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. – Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так то старички говаривали, – прибавил он быстро.
– Как, как это ты сказал? – спросил Пьер.
– Я то? – спросил Каратаев. – Я говорю: не нашим умом, а божьим судом, – сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: – Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? – спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери.
– Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! – сказал он. – Ну, а детки есть? – продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: – Что ж, люди молодые, еще даст бог, будут. Только бы в совете жить…
– Да теперь все равно, – невольно сказал Пьер.
– Эх, милый человек ты, – возразил Платон. – От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. – Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. – Так то, друг мой любезный, жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе богу. Сам сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось… – И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали ь солдаты. – Что ж соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу – лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех – веришь – поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету. Так то. – И Платон пересел на своей соломе.
Помолчав несколько времени, Платон встал.
– Что ж, я чай, спать хочешь? – сказал он и быстро начал креститься, приговаривая:
– Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
– Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
– Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
– Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
– А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
Наружи слышались где то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.
Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.

  • Адрес: 00120, Vatican
  • Телефон: +39 06 6988 3860
  • Назначение: Палаццо
  • Сайт музеев Ватикана: http://www.museivaticani.va

Апостольский дворец в Ватикане – это официальное «место проживания» Римского папы. Также он называется Папским дворцом, а официальное его название – Дворец Сикста V. На самом деле это не одно здание, а целое «собрание» дворцов, капелл, часовен, музеев и галерей, построенных в разное время, в разном стиле. Все они расположены вокруг Кортиле ди Систо V.

Находится Апостольский дворец северо-восточнее . Рядом с ним находятся еще две известные – дворец Грегорио XIII и Бастион Николая V.

Немного истории

Когда именно был построен Апостольский дворец, точно неизвестно, данные разнятся достаточно серьезно: одни историки считают, что некоторые части южной, наиболее старой его части, были возведены в конце III - начале IV веков во времена правления Константина Великого, другие – что она намного «моложе» и была построена уже в VI веке. Колоннада датируется VIII веком, а в 1447 году при папе Николае V старые постройки были преимущественно снесены, и на их месте (с «участием» некоторых старых элементов) был возведен новый дворец. Достраивался и перестраивался он многократно, до конца XVI века – достаточно активно, но и в XX веке он подвергался достройке (например при папе Пие XI был возведен отдельный монументальный вход в музей).

Станцы Рафаэля

4 небольших комнаты, расписанные Рафаэлем и его учениками, получили название Stanze di Rafaello – (слово «станца» переводится как комната). Эти комнаты были оформлены по указанию папы Юлия II – он избрал их в качестве личных покоев, не желая жить в комнатах, в которых до него обитал Александр VI. Существует легенда, что некие росписи на стенах уже существовали, но Юлий, пораженный мастерством Рафаэля, приказал сбить все остальные росписи и поручил художнику полностью оформить помещение – хотя Рафаэлю на тот момент исполнилось всего 25 лет.

Первая комната называется Станца дела Сеньятура; она единственная из четырех сохранила первоначальное название – остальные сейчас называются по основной тематике украшающих их фресок. Signature в переводе означает «подписывать», «ставить печать» - комната служила кабинетом, в нем папа читал присланные ему бумаги, подписывал их и скреплял свою подпись печатью.

Роспись комнаты художник выполнил в период с 1508 по 1511 годы, она посвящена человеческому самоусовершенствованию, а 4 фрески отображают 4 направления такой деятельности: философию, правосудие, теологию и поэзию.

Роспись Станца д"Элиодоро была выполнена с 1511 по 1514 годы; тематикой росписей является божественное покровительство, оказываемое Церкви и ее служителям.

Третья станца носит имя Инчендио ди Борго – по одной из фресок, на которой изображен пожар в квартале Борго, примыкающем к папскому дворцу. Все фрески здесь посвящены деяниям пап (в том числе и фреска, посвященная пожару – по преданию, папе Льву удалось остановить крестным знамением не только панику, но и огонь). Работа по ее росписи велась с 1514 по 1517 годы.

Последняя станца – Sala di Konstantino – была окончена уже учениками Рафаэля, поскольку в 1520 году художник умер. Композиция посвящена борьбе первого римского императора-христианина Константина с язычниками.


Бельведерский дворец

Назван так по имени хранящейся в нем скульптуры Аполлона Бельведерского. Сегодня во дворце находится . Кроме всемирно известной статуи Аполлона, здесь находится и множество других шедевров, в числе которых – статуя Лаокоона, Афродиты Книдской, Антиноя Бельведерского, Персея работы Антонио Кановы, Геракла, и другие не менее знаменитые скульптуры.

Всего музей содержит более 8 сотен экспонатов: в Зале животных содержится около 150 статуй, изображающих различные сценки с животными (некоторые из них являются копиями известных античных статуй, некоторые – подлинниками, отреставрированными итальянским скульптором Франческо Францони); здесь находится в числе прочих и оригинальная греческая статуя, изображающая торс Минотавра. В Зале муз находятся статуи, изображающие Аполлона и 9 муз. Статуи являются копиями древнегреческих оригиналов, датированных III веком до нашей эры. Здесь же находится слепок с Бельведерского торса и статуи знаменитых древнегреческих деятелей, в том числе Перикла. Зал Муз имеет восьмиугольную форму, окружен колоннами с коринфским ордером. Не меньшее внимание, чем сами скульптуры, привлекает роспись потолка кисти Томаззо Конка, она продолжает сюжетную тему, созданную скульптурами, и изображает муз и Аполлона, а также знаменитых поэтов древности – греческих и римских.

Роспись стен галереи статуй выполнена Пинтуриккио и его учениками. Здесь находятся статуи богов и богинь, римских императоров (Августа, Марка Аврелия, Нероны, Каракаллы и др.), патрициев и простых граждан, а также копии древнегреческих скульптур. Противоположные концы галереи украшают две знаменитых скульптуры: Юпитер на троне и спящая Ариадна, а кроме них здесь можно увидеть такие статуи, как Пьяный Сатир, Плач Пенелопы и другие. В Зале бюстов находятся бюсты известных римских граждан и античных богов, в том числе погребальный горельеф Катона и Порции. Всего в зале находятся около 100 бюстов и фрески эпохи Возрождения.

Заслуживают упоминания также Зал греческого креста (названный так по фигуре, которую он представляет собой в плане), Кабинет Масок, Ротонда с установленной в ней гигантской монолитной чашей из порфира, Кабинет Апоксимена.

Перед Бельведерским дворцом расположен фонтан в виде шишки - работа Пирро Лигорио, а место, где он находится, называется . До начала XVII века шишка украшала Марсово поле в Париже, но в 1608 году ее перевезли в Ватикан и установили перед входом в Бельведерский дворец. Она являет собой аллегорию сотворения мира.

Кроме шишки, площадь украшает абсолютно современная скульптура Sfera con Sfera – «Сфера в сфере» работы Арнальдо Помодоро, установленная в начале 90-х годов прошлого века. Четырехметровая внешняя бронзовая сфера содержит в себе внутреннюю вращающуюся сферу, на которой нанесен рисунок, видный через «прорехи» и «дырки» во внешней сфере. Она олицетворяет Землю во Вселенной и призывает задуматься над той истиной, что все, что все разрушения, которые причиняют своей планете, находит отклик во внешнем мире.

Построена во время правления папы Сикста IV (строительство началось в 1473 и было завершено в 1481 году) и названа в его честь, а в день Вознесения девы Марии 15 августа 1483 года она была освящена. До нее на этом месте стояла другая капелла, в которой собирался папский двор. Идея создания новой капеллы, более укрепленной и способной в случае необходимости выдержать осаду, возникла у Сикста IV в связи с постоянными угрозами нападения на восточное побережье Италии со стороны османского султана Мехмеда II, а также в связи с наличием военной угрозы со стороны Синьории Медичи.

Однако укрепление укреплением, а об украшении капеллы тоже не забыли: настенные фрески выполнены Сандро Ботичелли, Пентуриккио и другими знаменитыми художниками того времени. Позже, уже при папе Юлии II, Микеланджело выполнил роспись свода (на нем изображено сотворение мира), люнетов и распалубков. На четырех распалубках изображены библейские сюжеты «Медный змий», «Давид и Голиаф», «Кара Амана» и «Юдифь и Олоферн». Микеланджело выполнил работу в достаточно короткие сроки несмотря на то, что сам позиционировал себя как скульптор, а не как живописец, к тому же во время работы возникали различные трудности (некоторые фрески пришлось сбивать из-за того, что они покрылись плесенью – сырая штукатурка, на которую они наносились, оказалась подвержена образованию плесени, позже был использован другой раствор, а фрески написаны заново).

По завершении работ по росписи свода 31 октября 1512 года в новой капелле отслужили торжественную вечерню (в тот же самый день и в тот же самый час спустя 500 лет, в 2012 году, вечерня была повторена папой Бенедиктом XVI). Неудивительно, что именно Микеланджело была поручена и роспись алтарной стены. Работы производились мастером с 1536 по 1541 годы; на стене изображена сцена Страшного суда.

Начиная с 1492 года – с конклава, на котором папой был избран Родриго Борджиа, ставший папой Александром VI, - в Сикстинской капелле регулярно проводятся Конклавы.

Папские апартаменты

Апартаменты, в котором живет и работает римский папа, находятся на самом верху; некоторые из окон выходят на . Они состоят из нескольких комнат – кабинета, комнаты секретаря, приемной, спальни, гостиной, столовой, кухни. Также здесь расположена большая библиотека, часовня и медицинский кабинет, что немаловажно с учетом того, в каком возрасте кардиналы обычно избираются папами. Впрочем, понтифик Франциск отказался от папских покоев и обитает в резиденции Санта-Марта, в двухкомнатных апартаментах.

В Апостольском дворце есть еще одни «папские покои» - апартаменты, принадлежавшие скандально известному папе Александру VI – Борджиа. Сегодня они являются частью , открыты для посещения туристами, в них привлекают особое внимание росписи, выполненные Пинтуриккио.

Как посетить Апостольский дворец?

Побывать в Апостольском дворце можно в будние дни и субботу с 9-00 до 18-00. Взрослый билет стоит 16 евро, купить его можно в кассе до 16-00. В последнее воскресенье месяца музей можно посетить с 9-00 до 12-30 абсолютно бесплатно.

Пару дней назад стало известно, что резиденция Папы Римского в небольшом городе Кастель Гандольфо (Castel Gondolfo), что находится на берегу живописного озера недалеко от Рима, откроет свои двери для посетителей.

Вскоре после праздника Богоявления к своим служебным обязанностям приступил новый директор резиденции в Кастель-Гандольфо, Освальдо Джаноли, (Osavaldo Gianoli), который сменил на посту своего предшественника Саверио Петрилло (Saverio Petrillo). Не успел Джаноли освоиться на новом месте, как ему на стол попал его первый проект: высказал пожелание, чтобы его летняя резиденция, в которой он бывает крайне редко, стала открыта для жителей и гостей города.

К слову, в резиденции понтифика есть на что посмотреть. Она принадлежит еще с конца 16 века. В средневековье весь городок Кастель-Гандольфо являлся собственностью графов ди Тусколо (di Tuscolo), а затем находился во владениях семьи Гандольфо.

Позже город снова сменил своего хозяина, который не смог уплатить навалившиеся на него задолженности. По настоянию Папы Римского Климента VII живописное местечко перешло по праву во владения Святого престола. Однако папский дворец здесь был возведен лишь несколько веков спустя. Римский архитектор Карло Мадерна (Carlo Maderna) получил заказ на создание проекта резиденции Папы лишь в 1698 году. Дворец понтификов был построен на том же месте, где ранее располагался замок семьи Тусколо и Гандольфо.

Дорогой читатель, для поиска ответа на любой вопрос по отдыху в Италии, воспользуйтесь . Я отвечаю на все вопросы в комментариях под соответствующими статьями минимум раз в сутки. Ваш гид в Италии Артур Якуцевич.

Папа Урбан VII , во времена которого возводился папский дворец, очень любил этот уединенный городок, окруженный Албанскими горами (Colli Albani) и Албанским озером (Lago Albano).

Будучи истинным ценителем архитектуры, скульптуры и флористики, понтифик приложил свою руку к украшению не только интерьера дворца, но и прилегающих территорий. Позже к папской резиденции была добавлена вилла Барберини (Barberini). С 1870 по 1929 годы дворец, принадлежащий Святому престолу, не пользовался у глав католической церкви особой популярностью, однако сейчас понтифики предпочитают проводить здесь почти все лето, стремясь спрятаться от смога и духоты, которая неизбежно настигает их в Ватикане.

Где находится

Резиденция Папы Римского стоит на западном склоне Албанского озера, откуда открывается удивительной красоты вид, который не может оставить кого-либо равнодушным.

Так, очарование этих мест окутало и русского художника Александра Иванова, написавшего дивную картину «Дерево над водой в Кастель Гандольфо».

Сам городок пропитан многочисленными легендами и поверьями. Так, местные жители с удовольствием откроют вам, что именно здесь родились основатели Рима — братья Ромул и Рем . Эта история вызывает неподдельное чувство гордости у горожан, которые утверждают, что отсюда и пошла земля Латинская.

Вы не пожалеете, если решите уделить один день посещению всех красот этого удивительного города. Ехать сюда стоит не только ради папского летнего дворца. В Кастель Гандольфо есть несколько красивейших церквей, вилл и иных резиденций. Добраться до городка не составит никакого труда.Замки Италии на карте большего размера

  • Если вы путешествуете на машине , вам необходимо выехать на трассу SS 7 Appia Nuova и проехать переезд №23. Многочисленные дорожные указатели не позволят вам заблудиться. Мы искренне рекомендуем пользоваться самым надежным и дешевым сервисом по поиску . Например, арендовать машину на сутки можно всего за 18-30 евро.
  • Вы также можете добраться до Кастель Гандольфо на автобусе из Рима , купив билеты на прямой маршрут с автовокзала Ананьина (Anagnina). Билет стоит 2,6 евро.
  • И, наконец, если вы приверженец поездов , вам следует доехать до (Termini) , сесть на электричку в направлении Альбано Лациале (Albano Laziale) и выйти на станции Кастель Гандольфо (Castel Gandolf). Билет на электричку обойдется вам до 3 евро.

Удачной поездки и приятных впечатлений!

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ


Close