Начиная с 2005 года, более тысячи человек приняли участие в проекте Валаамского монастыря - «Волонтером на Валаам» . Идея и организация уже не просто труднической или паломнической, а именно волонтерской программы с участием иностранцев (вне зависимости от их вероисповедания, пола и возраста) принадлежит Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю и его насельникам. Руководит работами добровольцев, силами которых восстанавливается уникальное сельское хозяйство, существующее в условиях зоны рискованного земледелия, эконом обители - отец Ефрем. В роли волонтера побывала наш корреспондент Мария Миронова .


Утро

Желание побывать на Валааме зрело во мне давно. Поэтому когда узнала, что возможно не просто попасть в далекий и недоступный мужской монастырь, но еще и потрудиться там, не преминула этим воспользоваться. Оказалось, Валаам ближе, чем кажется и дальше, чем думалось.

Сухая осень. Карелия. Утро в работном доме. В окно маленькой женской кельи виден Спасо-Преображенский собор - сердце Валаамского монастыря. Звонят колокола. Умываюсь холодной водой на чердачке, завешанном выстиранной одеждой, возвращаюсь в келью. Соседки - Лена, Аня, Ксения и Маша уже готовы. Наряд у нас простой: юбки поверх брюк, косынки, резиновые сапоги и у каждой по две пары перчаток. Идем в трапезную, где на завтрак всегда пшенная каша, печенье и чай; а после - собираемся у входа в работный дом, чтобы на грузовике поехать на послушание.

Николай Ильич, руководитель сельскохозяйственных работ на острове, отправляет нас на ферму. Ферма - это целый сельскохозяйственный комплекс, принадлежащий монастырю, включающий в себя возделываемые поля, животноводческую ферму, птичник, хозяйственные строения, и жилое здание для монашеской братии и трудников. Ехать от нашей Усадьбы, где стоит работный дом, не больше десяти километров. Работы на ферме немало: и сено убрать, и поколоть дрова, собрать поленницу, подготовить к покраске коровник. Кто-то из женщин остается помогать в трапезной, кто-то отправится заниматься заготовками. Благо, в Валаамских лесах нет недостатка ни в грибах, ни в ягодах. А мы едем.

По дороге грузовик останавливается на причале Монастырской бухты, где к тому времени уже собрались трудники, которые вместе с мужчинами-волонтерами из нашего грузовика сталкивают на воду большую десятиметровую рамку понтона. Стоящая здесь же баржа оттащит ее в Малую Никоновскую бухту, где находится монастырское форелевое хозяйство.

«Оставайтесь у нас! - в это время призывает всех Николай Ильич. - Пока во всем мире экономический кризис, лучше места переждать все равно не найдете».

Он все-таки прав, - думаю я. - На острове, удаленном и от комфорта, и от городской суеты, открываешь самую суть себя, да и людей рядом начинаешь понимать лучше. Видишь больше, слышишь дальше и чувствуешь как будто тоньше. И не сравнить все это ни с походом, ни с путешествием в деревню, ни даже с паломничеством. Трудясь на Валааме, погружаешься в здешнюю атмосферу, атмосферу места с тысячелетней историей, полной боли, скорби и утрат, освещенного радостью веры и молитвенным подвигом братии. Мы привыкли, что река жизни течет из прошлого в будущее, здесь она будто движется еще и в третью сторону - в вечность.


Без подрясников

Сев в кружок, режем яблоки на сушку в сенях на фермерской трапезной. Шесть ножей мелькают в кругу над огромной кастрюлей. К нам входят послушник Александр с монахом Агапием:

А здесь у нас офис, - делает он красноречивый жест в нашу сторону. И добавляет, - когда закончите кастрюлю, будем пить кофе с коврижками.

Вы знаете, как мотивировать сотрудников! - смеемся мы.

Позже, высыпав яблоки на сушилки, действительно пьем кофе на остекленной веранде. За окнами вода Ладоги, Московский пролив и желто-зеленые сентябрьские берега в скалах. У сарая на веревке сушится чей-то подрясник. Тихо, тепло и пасмурно.

В городе я не так часто улыбалась, а здесь все чаще ловлю себя на улыбке, - говорит Аня и смотрит на воду.

Ладогу жители острова называют морем, а большую землю - миром. И отсюда тот мир кажется очень далеким, а собственная жизнь на острове - простой, но потусторонней, вне времени, в потоке Божьей воли, где каждое движение души имеет значение.

Приближается звук мотора. Из катера выходит старушка. Поддерживая под руки, ее уводят куда-то вглубь фермы. «Это Мария, - заметил ее отец Агапий с веранды. - Она однажды приехала сюда ненадолго поработать, но серьезно заболела. Уже умирала. И перед смертью ей предложили принять постриг. Мария согласилась, а как постриглась, выздоровела и так и осталась жить на острове».

Удивительный феномен острова именно в том и состоит, что сюда приезжают на день-другой, а остаются на годы. Не для того даже, чтобы вступить в братию, а потому, видимо, что и мирская жизнь здесь окрашена иным, чем на большой земле, светом.

У нас с трудниками в кельях по две кровати, а посередине - стол. Все это напоминает купе, - рассказывает Сергей. Он работает на острове водителем - самый нужный человек в любое время, так как протяженность Валаама около десяти километров, а скиты расположены в разных его концах.

Я и остальным эту идею закинул, что мы как будто в поезде живем, - продолжает он. - Так и шутим: ну что, у тебя до какой станции билетик?

А как насчет зайцев?

Не-ет, зайцем тут не проскочить. Зайцев нет. Здесь другое: главное не сойти раньше времени.

Андрей, как и многие здесь, приехал на Валаам на день, и живет на острове уже почти два года. Некогда журналист и телевизионщик из Останкина, теперь он переменил свою жизнь, трудится кормящим на ферме и не собирается возвращаться в столицу. Расспрашиваю его об особенностях жизни трудников, и Андрей охотно рассказывает:

Мы живем так же, как и братия, по уставу монастыря. Разве что подрясник не носим. Ну, и я курю еще.

И как тебе, мирскому человеку, живется в совершенно другом укладе?

Бывает непросто. Пойдешь к отцу Вениамину: «Что же так тяжело, отец?». Он в ответ: «А ты запомни: без скорбей день прожит зря». И как-то легче становится, и уже в другой раз отец сам спросит: «Ну что, как день прошел?» «Не зря», - отвечаю.


Встреча с самим собой

Летом волонтерами приезжают множество студентов, в основном из Петербурга и Москвы, осенью - публика постарше из самых разных городов России. Иностранцы (из Словении, Франции, Бельгии, Сербии, Англии, Швеции, Чехии, Германии, Польши и США) едут на остров в поисках настоящей России. Впрочем, то же самое движет и жителями мегаполисов - желание прикоснуться к святыням, к истории. Для многих Валаам становится встречей с самим собой.

И монастырь, оставаясь строгим и закрытым с одной стороны (Скит Всех Святых закрыт для женщин, а для плавания на Предтеченский скит даже мужчинам нужно особое благословение), с другой стороны весьма демократичен и гостеприимен. По средам волонтеры встречаются в воскресной школе, где монахи монастыря рассказывают о православии и отвечают на вопросы. В выходные отец Ефрем проводит экскурсии по центральной усадьбе монастыря (основной и главной части обители), организует поездки к недавно построенному Владимирскому скиту и на острова Лембос и Святой, где расположены Ильинский скит и пещера преподобного Александра Свирского. Воскресная литургия традиционно заканчивается совместной трапезой братии и прихожан (разумеется, мужчин). И главное, волонтеров приобщают к участию в богослужениях в скитах монастыря, ведь почти все дороги Валаама ведут к храму.


Не чирикать

Трапезная на ферме полна грибов: сыроежки, опята, лисички, грузди, - в ведрах, кастрюлях, коробах и даже в небольшой неизвестно откуда взявшейся ванне. Вооружившись ножами, склоняемся над коробами, а заодно делимся рецептами и впечатлениями от жизни на острове.

Странное дело, ведь здесь исполняются желания.

Причем мгновенно! Захотел - получил.

Про желания я тоже слышала, это вроде легенды местной. Поэтому десять раз подумаешь, прежде чем пожелать чего-то. А то тут же на тебя и свалится.

О, ну это тоже искушение!

А день здесь идет за три, и все радости и горести сильнее в три раза, - добавляет Ирина, флорист из Санкт-Петербурга, помощница Александра на трапезной. Уже даже не удивляет, что она «приехала на остров ненадолго и вовсе не собиралась задерживаться».

Вы здесь потише! - строго заглядывает на веранду Александр, - Будете чирикать - живо отправлю в сарай картошку перебирать.

Мы смолкаем.


Осенью волонтеры будут убирать с мокрых осенних полей картофель и кормовую свеклу, потрошить скользкие тушки форели, перебирать душный картофель, грузить мешки, полоть, колоть, сеять, укладывать - одним словом, помогать. И в труде найдется место и молитве, и интересному разговору, и веселью, и смирению, и радости созерцания прекрасного устройства Божьего мира.

Помимо фермы, на острове есть пекарня, электростанция, пожарная служба, кузница, иконописная мастерская, школа, библиотека и даже своя монастырская фотолаборатория. Валаам - это государство в государстве, воплощенная утопия. Сперва удивляло, что нигде на острове нет нищих и попрошаек, ни на пристани, ни на усадьбе, ни у храмов. Впрочем, откуда им взяться: любого сразу накормят, напоят, а захочет трудиться - и оставят при монастыре.


Вечер с вареньем

Вечером Антоний принес брусничного варенья, приготовленного из ягод, собранных здесь же, на острове. Но после ужина в келье никто не сидит. Катя с Дариной попросили у дяди Славы удочки и ушли к одному из внутренних озер. Сам дядя Слава бренчит на гитаре. Маша готовится к причастию у себя. Иван решил впервые исповедоваться и тоже читает в келье, не обращая внимания на работающее радио.

Аня и Ксения, художницы из Петербурга, в свободное время отправляются на этюды. Поэтому, набив рюкзаки красками, прихватив планшеты и бумагу, они уходят ко Скиту Всех Святых, удаленному от банальных туристических троп и маршрутов. Очертаниями причудливых башенок Всесвятский скит напоминает сказочный замок, затерянный в лесу. Между тем, это один из самых строгих скитов на Валааме. Здесь не пользуются электричеством, нет горячей воды, только баня раз в неделю, на территорию обители нельзя заходить женщинам, а богослужения идут не только утром, днем и вечером, но даже ночью. После этюдов они вернутся, и мы увидимся уже в храме.

На поздней Всенощной накануне дня усекновения главы Иоанна Предтечи нижний храм полон и тих. Темно, жёлтым горят свечи, и в их свете двигаются монахи: в богослужении участвует вся братия. Торжественная и таинственная служба. Сердце на мгновение замирает - вдруг тишину прорывает знаменитый мужской хор Валаамского монастыря, поющий Нагорную проповедь.

Закончился еще один день на Валааме - тот, что один за три. В большой женской келье уже погасили свет. У нас еще шуршат, пьют чай, нанизывают на нитку грибные сувениры из лесу, читают Лескова. Через чердачное окно я вылезаю на покатую крышу работного дома. Свежо, в объемной космической черноте будто нарисован собор. Стрекочут сверчки. Купола голубыми зефиринами выделяются в контрастном свете маяка-колокольни. Наверху в ясном небе мерцают миллиарды звезд, больших и маленьких. Как у Бога на ладони.


Послесловие

Моя поездка на Валаам состоялась прошлой осенью. С тех пор в судьбе героев репортажа многое изменилось. Наталья устроилась работать почтальоном и осталась жить на острове. Художница Маша - пошла стажироваться к иконописцам Владимирского скита. Александра выучилась на экскурсовода и нынешним летом начала водить по Валааму туристов. Алексей ушел в армию и служит в военной части здесь же, на острове. Александр крестился. Аня и Ксения вновь вернулись на остров волонтерами. Влад остался трудиться на ферме на зиму, а в этом году сам встречал новый заезд в волонтерский лагерь. И все вместе они встретились в Рождественские каникулы, которые монастырь дарит тем, кто трудился здесь летом или осенью.

Сей чудный архипелаг находится в Карелии на Ладожском озере. А на нем уже несколько сотен лет стоит и процветает православный мужской ставропигиальный монастырь. Но прежде, чем начать рассказ, приведу небольшое вступление, как я, человек неверующий, узнал об острове и попал туда. Хочу сразу огласить, что автор ни в коем случае не оскорбляет чувства как верующих, так и неверующих. Все написанное здесь сугубо мое субъективное мнение.
Было это в начале 20..-го года. Январь, морозы, неожиданный отпуск. Куда-бы отправиться? Выбор пал на Санкт-Петербург. С собой только рюкзак, спальник, коврик и 100$. Но где бы я мог хотя бы ночевать, я не знал. Повезло на второй попутке доехать до самого Санкт-Петербурга. Водитель когда-то жил и работал в Валаамском монастыре, поэтому привез меня к подворью(это как филиал) в Питере, и сказал:"Попробуй попроситься на ночлег. Удачи."
Меня пустили. Провел там три ночи. В Рождество всю ночь мыл посуду(так как конец поста, готовяться всевозможные кушанья), а днями бродил по городу. В келье люди с затаенным дыханием говорили об острове, как о сакральном и таинственном месте, о котором вслух и сказать-то нельзя. Естественно я заинтересовался. Что за дивный остров, чудесное место посреди огромного озера? А еще доброта людей, их неожиданная помощь пробудили желание воцерковиться.
Сентябрь того же года.
- Говорят корабль отменят - погода плохая.
Наша волонтерская группа из сорока человек пребывала в неведении. Из Приозерска мы должны отправиться на двух стареньких катерах на Валаам. Дождливо и туманно. Но капитаны принимают решение, и мы отплываем, прежде выслушав отменный мат моряков (или озерников?) за медленное передвижение наших тел и неправильное погружение сумок в трюм.


Ээх, красота! Дождь, туман, волны недоброго темно-металлического цвета. Стою, качаюсь на палубе и ощущаю себя викингом. Правда, это чувство сменилось скукой, ведь идти четыре часа, а без топора и бороды какой я викинг? В тесной кабине неуютно. Качка вызывает рвоту, на палубе легче, но очень холодно. Кое-как примостившись пытаешься спать, так и не рвешь и время коротаешь.
Перед отправкой на остров я представлял деревянные срубы, отсутсвие электричества и автомобилей, чтение при свечах... Надежды рухнули. Дизельная электротсанция плюс проложенный электрокабель по дну Ладоги, автомобили, снегоходы, мобильная связь и остальные блага цивилизации.
Размещают волонтеров на чердачном этаже большого дома, построенного в девятнадцатом веке из красного кирпича. До сих пор он носит старое имя: Работный дом. Две кельи для женщин налево от лестницы, две кельи для мужчин направо. На втором и первом этаже находятся коммуналки для жителей, в подъезде мрачно и кошачьи экскременты. Но это неважно, мы же приехали сюда ради того, чтобы безвозмездно помочь нуждающемуся монастырю и зарядиться духовно.
Девять утра, всеобщий сбор, агроном Николай Ильич распределяет кого куда. В основном волонтеры занимаются совершенно разной работой. Но могут использовать и пофессиональные навыки. Например оборудование сантехникой, рисование фресок, вождение грузовика и тд. Но есть большие всеобщие занятия. Летом - сбор сена, осенью - кормовой свеклы, капусты или картофеля. Вот на него мы и попали. Около двух недель собирали и отвозили на ферму. Образовалась огромная куча на 80 тонн. Даже мне, бульбашу, такое в диковинку. Там же сортировали, затем отвозили в подвалы для хранения. Работа шла весело. Группа собралась отличная. Но раз на раз не приходится. Заезд длиться три недели, и основная масса людей меняется. Бывают откровенные фанатики, зацикленные, замкнутые, ну чего говорить, все мы разные. Но первый раз, первая группа были просто замечательными. Тут были актеры, музыканты, журналисты, интересные люди непопулярных профессий, и даже иностранцы. После трудового дня мы гуляли по острову, отмечали дни рождения, жгли большие костры, где пели песни. Человечество! Из больших городов едьте сюда, окунайтесь в атмосферу работы в коллективе, похожем на старинную общину. Весьма интересно, для некоторых полезно. Разнообразие жизни - фактор существования.
В сентябре есть необычное дежурство для мужчин. По ночам сторожить капустное или свекольное поле от лосей. На островах их много живет. Это заповедник, и охота запрещена. Бродя по лесам иногда встречаешь их, но лоси боятся и уходят. А поздней осенью, когда народу на острове остается мало, только местрые жители, рабочие, да монахи, лоси не боятся выходить на поля группами и пастись у всех на виду.
На архипелаге есть чего посмотреть. Скалистый берег, красивейшие бухты, внутренние озера, скиты, старая сосна, которую изобразил на своем полотне И. И. Шишкин, остатки финских военных укреплений и многое другое. По воскресеньям проводят экскурсии на островные скиты и колокольню, откуда открывается замечательный вид. А по средам "воскресная школа". Проходит в форме беседы с богословом. Каждый может задать вопрос. Бывают очень комичные, но для кого-то важные вопросы. Например, одну женщину беспокоило, что она ест в пост сдобную выпечку, не может себя остановить, и чувствует сильно виноватой перед богом. Какой молитвой загладить вину?
Некоторым выпадает работенка на скитах, где волонтеры используют возможность пообщаться с иноками. Монахи - тоже люди, я бы сказал, ни чем не отличающиеся от нас. Разговорчивые, угрюмые, веселые, хмурые, корыстные, сварливые, замкнутые, открытые, карьеристы, альтруисты... Бывает увидишь такую картину: идет монах в черном облачении с длинной черной бородой в компании щебечущих девушек в платочках, и улыбается во все 32. О чем он думает сейчас? Видимо, разум с телом усмиряет. Кстати, девушкам запрещено здесь носить короткие юбки, но среди туристов бывают и такие. Представьте молодого инока, который и так гонит свои мысли прочь, усердно молится, отвлекая позывы природы. А тут она... Гормоны ведь по голове бьют не хуже молота.
Частенько ездим на ферму. Там есть возможность пообедать вместе с монахами и послушниками. Прием пищи начинается с молитвы, все садятся, а один продолжает читать евангелие. При этом атмосфера складывается загадочная, мистическая. Вообще, мужчины могут обедать с монахами каждое воскресенье на главной усадьбе. Кормят монахов очень хорошо. Даже если сравнить трапезу в Великий пост, не каждая семья в стране может позволить себе такую разнообразную и здоровую пищу. А про праздничный стол уж лучше промолчу.
Ферма занимает особое значение на острове. Она не только обеспечивает молоком, мясом и яйцами, но и принимает на перевоспитание людей, зависимых от наркотиков и алкоголя. Наверно, специально так сделано, потому что работа здесь не из приятных. В православии один из главных принципов веры - смирение. Вот и убирают ребята коровьи лепешки в дневных и ночных дежурствах. А в курятнике дышать невозможно из-за комбикорма и куриного помета. Не все могут усмирить гордыню, уходят. Кто-то живет месяцы, а кто-то годы.
Вот, к примеру, отец Агапий. Приехал сюда совсем молодым, с наставленным ирокезом. Ему даже коровью лепешку настоятель по лицу размазал за плохо почищенную корову перед приездом монастырского начальства. Ничего, смирился. Теперь и он занимает место в бюррократической православной лестнице. А когда разнарядки дает, получает истинное удовольствие. По глазам видно.
Впрочем люди с нелегкой судьбой не только на ферме. У кого-то смерть родственника, у кого-то несчастная любовь, кто-то после тюрьмы, но основная причина - алкоголизм. Очень многие так и живут: приедут в надежде, что особая атмосфера, молитва и запах ладана помогут избавиться от зеленого змия. Могут прожить здесь не один год. Уезжают на "большую землю", и снова начинают. Потом опять сюда. Такой вот круговорот обывателей России.
Волонтерский заезд длится три недели. Но если захочешь, можешь остаться на... сколько желаешь. При заселении нас встретил в келье отец Андрей с сигаретой в зубах. Точнее просто Андрей. Отцом он был в белом монашестве, на службе в городской церкви. На Валааме жил уже давно, и если другие приезжие уходят в разные сферы монастырской жизни (кто в послушники, кто рабочим за зарплату), то он так и остался волонтером. Этому есть причина. Андрей закладывает за воротник. Но это не отражается на его характере. Очень добрый, отзывчивый человек. И советом поможет, и не только. :Андрей играет на гитаре. А волонтерский командир Николай Ильич тоже огромная душа. Он всегда прощает. Пить на острове нельзя - выгонят. Но, конечно, это все условности. Ведь стоит магазин возле главного храма. А барыг, думаете, нет? Магазин закрывается, можешь купить у спикулянта втридорога. Да чего тут таить, и гашиш вы можете приобрести без проблем! Ведь на острове живут не только монахи, но и обычные местные жители, которые являются занозой для монастырского начальства. Правдами и неправдами оно постепенно выселяет их, хочет всю земелюшку себе. А теперь немного истории. Откуда же здесь люди, не имеющие отношение к монашеству?
У историков нет единого взгляда на дату основания Валаамского монастыря. Одни связывают ее со временем Крещения Руси, другие относят к XII-XIV векам. Не раз во времена нашествий шведов монастырь переживал опустошение на долгие десятилетия. Посещали чума и болезни.
В XV веке подвизался в обители Александр Свирский. Жил он отшельником на острове Святом в маленькой пещере. Туда тоже водят экскурсии.
В 1588 году царь Иоанн Васильевич, чувствуя приближение кончины и сокрушаясь о невинных жертвах своего гнева, прислал на Валаам синодик для вечного поминовения лиц, пострадавших в годы его правления. Как великодушно...
По легенде в 1371 году валаамские иноки спасли шведского короля Магнуса II , выброшенного ладожскими водами на берег острова. Сильная буря в щепки разбила его корабль. Он принял православие и стал монахом, но вскоре скончался. Сейчас о его захоронении свидетельствует маленький камушек.
К 1811 году в Валаамской обители деревянных зданий уже не было, строительство велось из кирпича. Кирпич производили на острове. До сих пор вы можете найти целый и битый кирпич с надписью "В.М." и годом производства. Многие разбирают домой на сувениры.
После октябрьского переворота в 1917 году Финляндия получила независимость, и Валаам оказался на ее территории. Военное командование рассматривало Валаамский архипелаг как приграничный форпост государства на Ладожском озере, на островах велись интенсивные фортификационные работы.
В 1939 году 30 ноября началась советско-финская война. Валаамский архипелаг не был местом военных действий, но монастырь не раз подвергался бомбардировкам.
В марте 1940 года был подписан мирный договор, по которому Карелия отходила к СССР. По договору жителям давалось несколько дней для отъезда с передаваемой территории в Финляндию. В этом же году в Финляндии основан Ново-Валаамский монастырь.
В течение тридцати двух лет (1952–1984 гг.) здесь находился дом-интеpнат для инвалидов войны и престарелых. Дело в том, что после войны советские города были заполнены калеками-фронтовиками, оставшимися без родственников и жилья. "Великой" компартией было принято решение переселить всех инвалидов подальше от глаз людских. Возможно, эти люди мешали создавать впечатление "процветающего социализма". А остров изолирован и жилые здания есть. Вот здесь закончили жизнь великие воины Жукова, сломившие фашистскую машину. Есть кладбище в плачевном состоянии, где они похоронены. Люди, которые еще живут здесь, это дети и внуки инвалидов и обслуживающего персонала. Советские художники даже запечатлели поселенцев на картинах.
Конец 80-х годов стал первым этапом в восстановлении обители. В начале XX века при Валаамском монастыре существовало 13 скитов, а в настоящее время восстановлено одиннадцать. Среди них есть скит Владимирский. Он тщательно охраняется. Будете по лесу гулять рядом - вас дядьки с автоматами прогонят. Это резиденция В. В. Путина и патриарха. Прилетают иногда на вертолетах. Встречают их и других VIP персон на джипах.
Но тесно господам на даче. Довелось мне разгружать бревна для постройки новой резиденции для патриарха на отдельном острове. Пришел корабль-плашка. Привезли нас, рабов. Божьих. Выгрузка происходила так. Группа из десяти человек вытаскивала бревно с помощью веревки. При этом им приходилось бежать. Я с ужасом наблюдал за пятками последнего, которые находились в метре от несущегося пятисоткиллограмового бревнышка. Небольшая заминка, и они могли бы быть раскрошенны. Дальше дерево закатывали на кучу с помощью ломов. Очень тяжелый, каторжный труд. Но во славу божию...
Зима - особый период в жизни острова. Она длинна и сурова. Нет летней туристической суеты. Монахам легче посещать друг друга, идя напрямки, а некоторые гоняют на снегоходах. Запах дымящихся печей... В марте, когда толстеный наст промерзает, появляется возможность посетить близлежащие островки пешком. Вот там-то мы и наблюдали финскую артиллерийскую вышку и казармы. И еще один приятный момент - на острове ничем не посыпают заснеженные дороги. Поэтому нету грязи и слякоти, все гармонирует между собой. Лес, домики, купола, дороги и люди.
Иногда колем дрова. Это, и еще поездки на ферму являются отдушиной для нас. Потому что основное занятие волонтеров зимой - перебирать картошку в подвале. Нас осталось четверо: я, тридцатилетний парень Николай, отец Андрей и Илья. Новые волонтеры не приезжают, потому что навигация заканчивается в ноябре-декабре. Их время с мая по октябрь. Келью я делил с парнем из Киева Ильей. Дома он употребляет все, что льется, горит и колется. Мать его послала сюда на год, в надежде, что он поменяется. Думаю, бесполезно. Следующий август он ждал как конец срока, как желаемый дембель. И постоянно находился в поиске понятно чего. И находил! О чем говорилось выше.
Иногда задания для нашей волонтерской бригады напоминали прямо-таки издевательский характер. После уборки капусты в конце октября корни пришлось выковыривать из мерзлой земли. Финский экскаватор стоял около двух недель никому не нужный(финны на острове делают мелиорацию). Но как только градусник показал минус, мы должны были очистить его гусеницы от замерзшей грязи ломами и лопатами. В самом начале зимы вырубали кустарник из канавы, барахтаясь по колено в снегу. Смиряйтесь, братья, смиряйтесь.
Тракторист Виталий, простой русский парень невысокого роста с грубым командным голосом искал напарника на весла. "Сетку ставить, рыбу ловить," - улыбался он. Так мы и начали ходить через каждые два дня до самой весны. Для меня было интересно поплавать по Ладоге. Опыта не было, поэтому пришлось узнать, как Виталий смачно ругается и поразительно ловко удерживает равновесие. Мне необходимо было держать лодку параллельно сети на волнах и идти вдоль нее, в это время Веталь, стоя, доставал рыбу. Со временем я наловчился, и после перевода часов мы выходили уже в темноте. Когда пришла зима, нужно было лодку забрать с берега на главную усадьбу. На колеса трактора были надеты цепи, взят прицеп. Вода еще не замерзла, но каменистый берег заледенел. Виталий загоняет прицеп в воду, я завожу лодку в прицеп, немедленно выскакиваю, чтобы ее удержать, валенки намокают и тут же покрываются ледяной коркой, а он пытается выехать. Рев мотора, искры, вперед-назад, вперед-назад, но в конце концов выезжаем. Лодка на зимовку, сети переставлены на внутреннем озере и протянуты подо льдом.
Последний корабль пришел 31 декабря. Лед уже был, но слабый. Нам и рабочей бригаде прозванной "Спецназовцы"(потому что кидают их везде, на любую работу, впрочем как и нас) пришлось разгружать его до одиннадцати вечера. Новый год - праздник светский, для верующих незначителен.
В остальное время связь с материком происходит на катерах на воздушной подушке и больших вездеходах Трэкол. Пересекая замерзшую Ладогу, подушка застревает в торосах. В таком случае ее надо раскачивать влево-вправо. А ледяной ветерок продувает до костей. В вездеходе пришлось ехать на мешках с цементом. От тряски отбил голову, плечи и локти. Вроде идет наезженная колея и тут бац, начинается черт знает что. Вода, лед и снег вперемешку, двигатель напрягается, водитель вертит руль, но выезжаем. Боятся нечего, машина не тонет, и даже в воде может передвигаться, крутя колеса.
Был и такой случай. С новой группой волонтеров приехал парень. Первый день не вышел, второй, и ночью нет. Потом узнаем, он возле храма провел двое суток, чего хотел не знаем. Его и выгнали сразу здоровые парни из секьюрити. Посадили на корабль: убирайся восвояси. Ну не то с головой, ну псих. А как же человеколюбие, отцы? Ведь иногда священник может быть эффективней любого психотерапевта.
В конце мая я окончательно собрался уезжать. Спросил у начальства, могу ли остановиться на пару ночей на подворье. Ответили, что мест нет. А между слов вразумлялось:"А кто ты такой?!" Но я все равно поехал, спросить с глазу на глаз. И пока я ждал своего отказа на пропускном пункте подворья, слышал разговор нового начальника охраны. Он давал распоряжения, что купить, каким образом строить охрану территории. Чувствовалось, что профессионал. Подворье превратится в неприступную крепость. Зачем? Что хочет срыть современное монашество? От кого закрыться?
Существует особая ступень иночества: схимники, отшельники. Живут изолированно, иногда посещают службу в главном храме по большим праздникам. В глазах у них читается великая мудрость, сила, пустота. Их жизнь - настоящий подвиг. "Других побеждать легко. А попробуй победить себя." Это слова монаха, которому пришлось повоевать в Афганистане. Сейчас он ведет отшельнический образ жизни.
Природа человека неисправима. Слово и действие могут выглядеть привлекательно и идеально. Но на основе их создается система. И как мы можем видеть, любая система является алчной, деструктивной и пожирающей самих же создателей и участников.
Приехал за одним, увидел другое. Бесценный опыт получен, кругозор расширен, стереотипы разрушены.
В наши дни идет идеологическая работа с русским населением, которая восхваляет последнего царя Николая II и православную веру. Современное государство навязывает людям, что автократия - это хорошо. Поэтому, в завершение хочется привести четверостишие, автором которого был, возможно, А. С. Пушкин. Только для размышления и спора, в котором родится истина.
Мы добрых граждан позабавим,
И у позорного столпа
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим.

Мне всегда было интересно — кто такие «волонтеры», чем они занимаются, почему им это нравится… И действительно ли можно бесплатно посещать интересные места, остается ли время для отдыха. Оказалось, одна моя знакомая — Анна Лоскутова — уже несколько лет ездит бесплатно на остров Валаам волонтером, и она согласилась рассказать о своей работе и о Валааме:


Волонтёром в сказку


«Волшебная страна», «Дивный остров», «Жемчужина Ладоги» — всё это об одном
необыкновенном месте, находящемся в сердце Ладожского озера. И имя этому месту — Валаам. Для
кого-то это всего лишь географическое название, для кого-то — это место паломничества, для кого-то
– живая история, а для тех, кому довелось пожить там хотя бы несколько дней – это сказка наяву.


Остров действительно необычен, сколько про него написано, сколько сказано, и все, пожалуй, сходятся в одном: Поездка на Валаам может изменить жизнь человека. Говорят, что у острова есть три особенности. Первое: здесь исполняются все желания, которые угодны Богу. Второе: люди остаются здесь на тот срок, который им нужен. И третье: если вам посчастливилось здесь оказаться, знайте, это произошло не просто так.


Что же это за остров, и почему он так притягивает людей?

Валаам – это архипелаг, состоящий почти из 50 островов. С давних времён этот остров считался местом силы. В древности на нём устраивали капища, а с 14 века он стал обителью православия. Во все времена там совершалось множество чудес, продолжают они происходить и сейчас. Возможно, это связано с тем, что остров находится на необычном месте – почти 2 млрд лет назад здесь произошёл раскол земной коры, в результате образовалась котловина, которая впоследствии заполнилась водой и стала Ладожским озером. После столкновения тектонических плит возникла возвышенность, ставшая островом. После прохождения по нему ледника, Валаам окончательно сформировал свои неповторимые резные очертания.



Здесь столкнулась природа севера и юга, оттого такое разнообразие ландшафтов: можно увидеть скалы и равнины, поля и луга, болота и озёра, хвойные и лиственные леса, растения и животных, характерных для разных широт. Красоты невероятные! Особенно потрясающи закаты…

На Валааме практически всегда солнце, дожди бывают крайне редко, это от того, что камень габбро-диабаз, из которого состоит остров, нагревается и разгоняет тёплыми потоками воздуха облака, говорят, что порой парашютисты зависают над островом и не могут приземлиться, приходится садиться поодаль от острова в воду.


Помимо природных красот, остров славится своими архитектурными жемчужинами. На Валааме построено несколько скитов, и каменных и деревянных, которые являются рукотворным украшением острова. Во все времена Валаам воспевали поэты и писатели, художники вдохновенно писали пейзажи. Особо любим Валаам был царскими особами. Наш действующий президент не является в этом смысле исключением и регулярно посещает остров с частными визитами, отдохнуть и помолиться.


А как же попасть в эту сказочную страну простым людям? Есть множество путей: на метеоре с экскурсией, самостоятельно с палаткой (стоянка оплачивается отдельно), можно также приехать в качестве трудника (свободного времени почти не будет) или паломника (дороговато). Можно пройти бесплатные курсы и поработать на Валааме месяц экскурсоводом. Все эти способы имеют свои плюсы и минусы. Мне ближе всего оказался другой путь – путь волонтёра.


Волонтёры – это добровольные помощники монастыря. В отличие от трудников, волонтёром может стать каждый в возрасте от 18 лет, независимо от вероисповедания. Существует два направления волонтёров. Одни занимаются сельским трудом: прополка полей, заготовка сена и т.д. Другие трудятся в основном в цветниках. Условия жизни и работы разные, поэтому в первую группу идут «подвижники», а во вторую те, кто привык к более комфортным условиям. Рабочий день волонтёра с 9.00 до 12.00, затем перерыв и с 14.00-17.00. В субботу работаем полдня, в воскресенье и в церковные праздники – отдыхаем. Работа без оплаты, в благодарность за труд монастырь предоставляет бесплатно питание, проживание, переправу на корабле из Приозерска, экскурсии по центральной усадьбе и отдалённым островам. В свободное время можно посещать монастырские службы, гулять по острову, купаться в специально отведённых местах. По особым случаям разрешается совместный костёр. Особое благословение для волонтёров – побывать на Валааме на Рождество и на Пасху. В эти периоды мало кому из обычных людей удаётся попасть на сказочный остров.


Волонтёрское движение на Валааме очень популярно, запись на летнее-осенний сезон начинается ещё в феврале. Осенью на Валаам приглашаются иностранцы, образуются смешанные волонтёрские группы. Все подробности можно узнать на сайте монастыря и в группах в контакте: http://vk.com/volonter.valaam, http://vk.com/pearlofladoga.


Мой волонтёрский путь на Валаам начался в 2009 году. С тех пор я каждое лето отправляюсь в сказку. Столько необычных встреч, событий, историй произошло там за это время! Я побыла на отдалённых островах, в том числе и на Святом острове, где в пещерке жил Александр Свирский, нетленное тело которого до сих пор находится в Александро Свирском монастыре в Ладейном поле. Поработала на Светлом острове, где живут павлины и отдыхают «высокие гости», побывала на яхте, плывущей через Валаам на Северный полюс, присутствовала несколько раз на богослужении, проводимом патриархом, а в прошлом году гуляя по лесной дороге мы с подругой встретили картеж, который возглавлял В.В. Путин. Он был за рулём и приветливо нам улыбнулся. Было неожиданно;)

Вот уже восьмой год на Валаам приезжают волонтеры - возрождать святую обитель. Некоторые из них по окончании заезда остаются жить и трудиться на острове. Что побуждает этих молодых людей оставить работу, друзей, родных и полностью изменить свою жизнь? Чтобы это узнать, я поехала в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь в качестве волонтера.

На Финляндском вокзале в Петербурге, возле первой кассы понемногу собираются волонтеры. Здесь и женщина пенсионного возраста, и подтянутый мужчина в костюме хаки, по виду военный, и несколько студенток, и молодая пара.

Волонтеры стали приезжать в монастырь, начиная с 2005 года. Чтобы возродить сельское хозяйство, отреставрировать постройки, помочь в устройстве быта. Пятьдесят лет Северный Афон - так еще называют Валаамский монастырь - находился в запустении. Во времена советской власти в монастырских зданиях в разное время находились школа боцманов, рыбный комбинат, дом инвалидов войны, труда и детства, природно-архитектурный музей-заповедник, поселок Валаам (по-прежнему располагается в стенах Валаамской обители). Здесь не звонили колокола, не звучала иноческая молитва, пришло в упадок сельское хозяйство. Монахи вернулись на остров только 1989 году. По мере восстановления монастыря, работы не убавлялось, а становилось все больше. Нужны были рабочие руки. И на приглашение монастыря откликнулись добровольцы из России, Украины, Белоруссии, Европы, США. Первые волонтеры жили не в лучших условиях. Помещения плохо отапливались, не было горячей воды, электричества. Но многие из волонтеров оставались на несколько заездов и вновь приезжали на следующий год.

Ольга

Ольга приехала на Валаам в 2007 году. После этого возвращалась каждое лето, а по возможности и в другое время года, сейчас она два года живет на Валааме, ведет экскурсии для паломников и участвует в организации движения «Волонтером на остров Валаам» (www.volonter.valaam.ru). Благодаря нашей переписке, я полюбила Валаам еще до своего приезда на этот остров. «На причале нас встречал монах Георгий, - инициатор волонтерского движения, - писала мне Ольга о своем первом волонтерском опыте, - Встречал как родных. Со следующего дня началась волонтерская жизнь - прополка на полях, сбор сена, мужчины кололи дрова, женщины собирали поленницы, мы собирали смородину, варили варенье, заготавливали веники для бани. За три недели нам удалось побывать и на дальних скитах, куда паломников приглашают только по праздникам, и на тихих, уединенных сенокосах, окруженных лесом. Мы близко познакомились с трудовой жизнью обители, с той жизнью, которую не успевают увидеть туристы и богомольцы, приезжающие на праздники. Благодаря искренности и вере монаха Георгия многие из нас стали ходить в храм, исповедоваться, причащаться. Жизнь очень многих переменилась. В то лето отец Георгий трагически погиб, но его молитва и его любовь до сих пор с нами. И дело его живо. С каждым годом все больше людей узнает о волонтерском движении, приезжают люди со всех концов России, из ближнего и дальнего зарубежья. Часто едут просто за впечатлениями, а уезжают духовно обогащенными.

На первый взгляд монастырь может показаться слишком строгим - нужно ходить в юбке и платке, того нельзя делать, этого нельзя. Но пожив здесь некоторое время, понимаешь, как много здесь любви. Валаам всех примиряет, независимо от возраста, пола, вероисповедания. Люди становятся терпимее друг к другу, добрее». Забегая наперед, скажу, что мне так и не удалось послушать экскурсию, которую ведет Ольга. Возможно, в следующий раз.

Одна из форм послушания - ведение экскурсий для туристов.

Волонтеры

Электричкой мы едем до Приозерска, где нас встречает монастырский корабль «Святитель Николай». Сгружаем рюкзаки на палубу, сами располагаемся на кариматах и сидушках. Предстоит пять часов пути, есть время для знакомства.

«Я решила приехать на Валаам волонтером после прочтения книги “Несвятые святые” Архимандрита Тихона, - рассказывает Ольга из Харькова, - Мне захотелось пожить в монастыре, увидеть жизнь обители изнутри».

«А я ищу себя, - делится Наталья из Тюмени, - Недавно я переехала из своего города в Петербург. Мой отъезд никто не понял, говорили, что можно устроить свою жизнь и в Тюмени. А мне хотелось познать этот мир, найти свое место в нем. Возможно, на Валааме я смогу найти ответы на свои вопросы».

Валентину из Подмосковья привела на остров личная трагедия.

«Год назад у меня умер сын. И жизнь утратила смысл. Родные, близкие утешали, но это не помогало. Я чувствовала, что они не могут понять меру моего горя. От их участия становилось еще хуже. Я что-то делала, с кем-то общалась, но внутри была пустота. Из депрессии помогла выйти дочка, которая на тот момент была верующей. Она отправила меня в Иерусалим. Путешествуя по святым местам, я увидела икону Божией Матери с ножом, вонзенным в сердце. Ее сын был распят на кресте, и Она со смирением смогла это принять. И только в сердце осталась незаживающая рана… Я смотрела на икону и рыдала. После этого почувствовала облегчение. На Валаам меня также отправила дочка. Я даже не совсем представляю, куда еду».

Влад

Такое чувство, что мы плывем целую вечность. Солнце, так ласково гревшее вначале пути, прячется за тучи. Ветер пронизывает до костей, но укрыться особо негде. Мы устали и мечтаем поскорее ступить на сушу. И Валаам представляется самым желанным местом на земле. Когда корабль заходит в Монастырскую бухту, мы не можем сдержать возгласов радости и восхищения. Карельская природа поражает своей суровой, северной красотой. Нас окружают скалистые берега, покрытые мхом и вековыми соснами. Впереди виднеются купола Спасо-Преображенского собора.

На причале нас встречает Влад. Он уже третий сезон живет здесь, на острове и работает с волонтерами. До своего приезда на остров он и не подозревал, что будет жить в монастыре.

«В Бога я верил с детства, но в храм не ходил, - делится Влад. - Мне было скучно стоять на службе, я не понимал, зачем это нужно. Волонтером на Валаам приехал вслед за сестрой, а через год, после окончания колледжа, вернулся, чтобы подработать рыбной ловлей. Но Богу было угодно другое - мне предложили стать руководителем волонтеров. До этого я никогда не занимался организаторской работой, даже избегал ее. По натуре я - человек замкнутый, молчаливый. А здесь надо было постоянно общаться с людьми. Но я решил попробовать. Думал, останусь на год, а живу уже три. Каждый раз говорю себе - все, сезон закончится, и уеду. И остаюсь». Влад признается, что за эти годы изменился - стал более открытым, общительным. А еще почувствовал страх Божий: «Страшно не потому, что Он меня покарает, страшно Его обидеть своим поступком».

Ксения

Вечером, после ужина, нас, новеньких, встречает группа волонтеров, среди которых Ксения. Девушка проводит нам краткую экскурсию по монастырю. Рассказывает о каждом здании, о дальних скитах, о том, где можно погулять после рабочего дня. По узкой лестнице мы спускаемся к воде, где находится часовня и живописный вид на Монастырскую бухту. Я узнаю, что Ксения живет на острове с сентября месяца. Она приехала сюда на месяц, участвовать в экопрограмме, и осталась.

«Мне хотелось делать в жизни что-то нужное, а не просто отрабатывать положенные часы на работе и получать за это деньги. Я чувствовала бессмысленность своей работы и уволилась. После чего узнала о Валааме и приехала на остров, - рассказывает Ксения, - Здесь я пошла на свою первую исповедь. Долго не могла решиться, страшно было открыть Богу свои мысли. Сейчас я исповедуюсь и причащаюсь каждую неделю. Таинства помогают быть собранной, сосредоточенной. В городе было легко кого-то обидеть. Не специально, а между делом, не следя за тем, что говоришь. А после исповеди стараешься в каждом человеке видеть образ Божий. Вначале духовного пути Бог дает силы. Мне было легко вставать в пять утра на службу, поститься. На Великий пост мы с друзьями ничего не ели первых два дня. Трижды в день ходили в храм на службы. Я заметила, что после сорока дней поста, когда нет ограничений, легко расслабиться, сосредоточенность уходит. Нужно следить за собой постоянно. Также мой приход к Богу - это не только постоянное соблюдение себя от греха и покаяние, но еще и радость, постоянное ощущение Божьей милости и милосердия.

Очень понравилось здесь на Рождество. В храме стояли живые елки, пахло хвоей, горели свечи. Было, как в сказке. Многие паломники приехали ради этого праздника. Почему я здесь? Мне хочется жить осмысленной жизнью, чтобы каждый день был прожит не зря. Здесь я просыпаюсь с этим ощущением. Не знаю, что будет со мной дальше, но в любом случае время, проведенное на Валааме - это огромный духовный опыт».

Послушания

Утром мы узнаем свои послушания на этот день. Кого-то отправляют перебирать картошку, кого-то на ферму, кого-то в дальний скит. Помимо главного монастырского корпуса и Спасо-Преображенского собора, на острове действуют скиты. Там в особом уединении живут монахи. В некоторые скиты доступ паломников ограничен. Например, скит Всех Святых женщинам можно посетить только один день в году. Скиты находятся в живописных бухтах и на островах Валаамского архипелага. Многие из волонтеров хотят работать в скитах, где можно прикоснуться к той жизни, которой живут монахи, почувствовать благодать намоленного места.

С несколькими девушками мы едем во Владимирский скит высаживать клумбу. Я очень рада такому послушанию. Владимирский скит со всех сторон окружен лесом. Здесь нет паломников и стоит какая-то особенная тишина. Вооружаемся садовыми инструментами и начинаем высаживать цветы. «Легко работать во славу Божию» - говорит кто-то из волонтеров. И правда - время пролетает незаметно. А перед отъездом нас для подкрепления угощают вкусными монастырскими пирожками.

На следующий день меня отправляют сажать капусту. На эту работу брошена половина волонтерского состава. Работа идет бодро, оживленно. К концу дня вся рассада высажена.

Перед отъездом я работаю на ферме. Там я знакомлюсь с послушником Алексеем, который более десяти лет пасет здесь коров. Он играет животным на флейте и знает их всех по именам. Отзывается о них с такой любовью, словно это не коровы, а родные люди. Пасти коров - целая наука. Стоит на минуту отвлечься, и они разбредаются по окрестностям. Собирай их потом по всему лесу. «Сегодня на Коневском скиту всю клубнику съели», - сокрушается Алексей. Ему помогает шустрый парень по имени Антон. Я узнаю, что Антон - сирота и что его дом - это монастырь. «Мое детство прошло в интернате, - рассказывает он, - К Богу пришел после того, как попал в аварию, и выжил. В 2008 году я впервые приехал на Валаам. Жил здесь почти год. Монастырь изменил меня, я бросил пить, стал к людям относиться по-доброму. У меня нет своего дома, я живу по разным монастырям, тружусь во славу Божию. Заплатят - хорошо. Нет - и на том спасибо. Мечтаю о своем доме и о семье». Коровы сами поворачивают к ферме, и Антон идет за ними вслед. А я возвращаюсь к своему послушанию.


Отец Иосиф

Вечер. Мы, словно школьники, сидим на стульях в классе местной школы. Сегодня наш учитель - отец Иосиф. В течение двух часов он будет отвечать на наши вопросы. Девушка, сидящая передо мной, задает первый вопрос:

Объясните смысл Евангельского отрывка, где прокаженный просит: «Господи, если хочешь, очисти меня».

В Святом Писании мы встречаемся с двумя похожими вопросами, - говорит отец Иосиф. - Один исходит от Спасителя: «Хочешь ли быть очищен?», а другой - от человека: «Очисти меня». Взаимоотношения между человеком и Богом - это диалог. Благодать у Бога нельзя ни купить, ни украсть. Ее можно только вымолить. В свою очередь Бог ничто не может дать человеку насильно. От нас требуется участие в деле нашего исцеления и спасения. Требуется наше согласие. Человек не является неким безвольным объектом, он - активный участник своего исцеления. Но чтобы чудо совершилось, необходимо, чтобы Господь милостиво простер Свою руку и сделал то, что только Ему возможно».

Валентина просит объяснить выражение «Гневайтесь не согрешая».

Переживать те или иные эмоциональные состояния является неотъемлемой частью того, что означает «быть человеком». Наши эмоции, когда они свободны от греховной страстности, это неотъемлемая часть того образа Божия, каким мы были созданы, - отвечает отец Иосиф. - В Священном Писании, преимущественно в Священном Писании Ветхого Завета, мы неоднократно сталкиваемся с ситуацией, когда Бог гневается. Свой гнев Он проявляет через слова, которые открывает пророкам, а также через Свои действия. Но гнев может быть разный. Он может являться свидетельством о вашей вере, защищать вашу веру, или быть направлен на спасение того человека (даже если это выражается в резкой форме), на которого вы гневаетесь. Так вы гневаетесь, не согрешая. Если же ваш гнев вызван уязвленным самолюбием, если к нему примешивается чувство осуждения, то вы присваиваете себе право, принадлежащее одному Богу - судить других. Тогда гнев является грехом.

Звучит следующий вопрос: «Что делать, если после совершения плохого поступка я чувствую уныние?»

Святым отцам принадлежит выражение: «Православная жизнь - это жизнь не от взлета ко взлету, а от падения к падению», - отвечает отец Иосиф. - Совершив тот или иной грех, мы должны понимать, что Божие милосердие, Божия любовь больше этого греха. И это понимание, эта вера позволяет не ощущать себя отверженными от Бога, а стремиться восполнить ту пропасть, которая возникла. Для этого существует покаяние, исповедь. Уныние - показатель гордыни. Это значит, что ваше «я» вы поставили выше милосердия Божия.

Вопросы не иссякают. И вместо двух часов беседа продолжается все три.

Раз в неделю волонтеры собираются на такие духовные беседы, которые вот уже больше года ведет отец Иосиф. Свое служение Богу он видит в служении людям.

«Господь призвал меня служить не только в монашеском чине, но и в сане священника, - говорит монах, - И мой долг - найти тех людей, которые ищут Бога. Рассказать им о Христовой любви, о Божьем милосердии, прощении, такими словами, которые будут для них понятны. Среди волонтеров много ищущих людей. Их вопросы касаются основ христианской жизни. Я надеюсь, что зерно, брошенное во время бесед, прорастет. За время своего служения я понял, что люди намного лучше тех поступков, которые они совершают. Часто их образ жизни обусловлен той средой, в которой они родились и живут. И слушая рассказы о том, как уязвим человек ко греху, исполняешься благодарностью к Богу. За то, что он каждого, в том числе и меня, терпит со всеми немощами и грехами».

Итоги

«Можно ли в городе, среди суеты, ощущать присутствие Бога?» - спрашиваю я у отца Иосифа.

«Бог близок человеческой душе, независимо того, где человек живет. Чтобы почувствовать Бога, не нужно убегать от себя, от своих жизненных обстоятельств. Господа можно найти и в тех условиях, в которых вы живете. Искать нужно не вовне, а внутри себя».

И все же Валаам - то место, где, вдали от городского шума, легче сосредоточиться на своей духовной жизни. Посмотреть на нее со стороны и сделать первый шаг - навстречу Богу.

…Я ехала на остров почувствовать близость Бога, и поняла, насколько я своими мыслями, поступками, образом жизни, нахожусь от Него далеко. На острове дни проходят в труде и молитве. В городе можно оправдать свое желание еще часок поспать утром, невнимательность к ближнему (я же занята важными делами!), элементарную лень, которая маскируется под усталость (я столько сегодня поработала, нужно отдохнуть), а здесь этого сделать не получается. Ты словно стоишь перед Богом, и он не осуждает, не наказывает, а смотрит на тебя с любовью, и ждет, какой выбор ты сделаешь. И от осознания своей греховности хочется прийти в храм и молить: «Господи, помилуй!». Внутренняя борьба требует больших сил. Все те волонтеры, которые остались жить на острове, выбрали эту борьбу с собой.

здравствуйте, потеряла опору и смысл жизни. У детей своя жизнь, меня, я думаю, стыдятся из-за отсутствмя денег. Муж давно умер. Мне 57 лет, но я полна энергии и желания познать себя и посвятить свою жизнь на благо. Образование- авиационный институт, экономический институт, умею хорошо готовить. ПРИМИТЕ меня, хочу быть нужной, не гнушаюсь никакой работы

Здравствуйте. Хотелось бы побывать на Валааме в качестве волонтера. Подскажите пожалуйста, возможно ли это? Специальность матрос, моторист,дизелист. Пригодится ли моя помощь по специальностям.Спасибо.


Close