На каждом судне присутствует комплект корабельных снастей, используемых для подъема и спуска трапов, шлюпок и различных грузов, а также для фиксации и поддерживания рангоута. Такелажные цепи обеспечивают крепление транспортируемых грузов и помогают удерживать надстройки в правильном положении. От состояния надпалубных конструкций во многом зависит пригодность судна к эксплуатации.

Компания «Шахтинские механические мастерские» поставляет судовой такелаж собственного производства в города: Ростов-на-Дону, Калининград, Выборг, Екатеринбург, Краснодар, Нижний Новгород, Тюмень, Симферополь, Новосибирск, Красноярск, Воронеж, Мурманск, Архангельск, Свердловск, Нижний Тагил, Казань. Мы занимаемся выпуском широкого ассортимента продукции, используемой в судостроении и в ремонте кораблей. У нас Вы можете приобрести такую оснастку, как:

  • Сварные кнехты
  • Корабельные коуши
  • Обухи и скобы
  • Треугольные планки
  • Талрепы и многое другое

Предлагаемая оснастка такелажа судового изготавливается из качественных материалов, устойчивых к коррозии, к воздействию морской воды и негативных атмосферных факторов. Наши такелажные изделия проходят сертификационные испытания, подтверждающие их соответствие требованиям ГОСТ.

Сфера применения изделий

Коуш представляет собой изделие из металла, выполненное в форме овала, треугольника либо замкнутого кольца. Данная снасть предназначается для предотвращения перетирания канатов при креплении к конструктивным элементам, присутствующим на палубе корабля. Запрещено применять на судне коуши, которые имеют отслоения, трещины и прочие видимые повреждения.

Такелажные скобы состоят из нескольких компонентов – проушин, лапок, спинки и штыря. Скругленные скобы подходят для фиксации канатов искусственного и природного происхождения, а прямые – для крепления всех тросов без исключения.

§ 5. РАНГОУТ И ТАКЕЛАЖ СУДНА С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ

На транспортных судах с механическим двигателем рангоут (рис. 4) служит для крепления грузовых стрел, установки антенн и различных средств сигнализации. В общем случае рангоут такого судна состоит из грузовых мачт и полумачт (так называемых грузовых колонок) с прикрепленными к ним гру-

Рис. 4. Рангоут и такелаж судна с механическим двигателем:
1 - грот-стеньга; 2 - грота-ванты; 3 - грот-мачта; 4 - грузовые стрелы; 5 - флаг-шток; 6 - грот-стень-контр-штаг; 7 - грот-стень-фордун; 8 - гафель; 9 - грот-стень-штаг; 10 - полумачта; И-труб-штаги; 12 - сигнальный леер; 13 - антенна; 14 - сигнальные-фалы; 15 - фор-стень-фордун; 16 - фор-стеньга; 17 - фор-стень-штаг; 18 - фока-штаг; 19 - фока-ванты; 20 - фок-мачта

Рис. 5. Сигнальные мачты:

а - 1 - мачта; 2 - антенна РП; 3 - сигнальные огни; 4 - гафель; 5 - контрштаг; 6 - радио-антенна; 7 -клотикоеый огонь; 8-стеньга; 9 - антенны РЛС; 10 - штаг; И - фалы; б - 1 - мачта; 2 - штаг; 3 - топенанты сигнального рея; 4 - топенанты антенного рейка; 5 - клотиковый огонь;
6 - антенный реек; 7 - стеньга; 8 - сигнальный рей; 9 - ванты; 10 - сигнальные фалы

зовыми стрелами, легких сигнальных мачт, сигнальных и антенных реев, кормового флагштока и небольшого гафеля, на котором на ходу поднимается государственный флаг.

I На таких судах, как пассажирские, танкеры, рудовозы и другие, не имеющих развитого грузового устройства в виде огрел, рангоут либо вовсе отсутствует, либо имеется лишь в виде легких сигнальных мачт (рис. 5).

] Наибольшее развитие рангоут имеет на судах, предназначенных для перевозки штучных грузов.

На сухогрузных судах большой грузоподъемности бывает до 20 грузовых стрел и более. Для их крепления на судне устанавливают специальные грузовые мачты и колонки. В этом случае сигнальные огни, радиоантенны и т. п. располагаются на стеньгах грузовых мачт.

Поскольку с навигационной точки зрения для этой цели достаточно всего двух мачт, то на большинстве судов, независимо от их размеров, устанавливается, как правило, не более двух грузовых мачт, к которым крепится по две, четыре или пять стрел. Для крепления остальных стрел устанавливают парные грузовые колонны-полумачты. Мачты именуются так же, как и на парусных судах: фок-мачта, грот-мачта и т. д. Грузовые колонны называют просто носовые, кормовые или по шпангоутам, в районе которых они установлены.

В настоящее время наибольшее распространение имеют следующие конструкции грузовых мачт: одиночные и П-образные.

Оба указанных типа мачт имеют соответствующий стоячий такелаж. В связи с тем, что проводка снастей стоячего такелажа часто мешает работе грузовых стрел, на судах последних лет постройки встречаются мачты без стоячего такелажа, которые выполняются в виде:

Одиночных мачт увеличенного диаметра; треногих мачт; двуногих JI-образных мачт.

Одиночные мачты с вантами (рис. 6) для увеличения выноса стрел за борт обычно имеют в нижней части траверсу, а в верхней - прочный удлиненный салинг. Концы траверсы присоединяют к небольшим грузовым колонкам, одновременно служащим вентиляторами, или укрепляют на специальных стойках. На траверсе укрепляют башмаки шпоров легких стрел. На самой мачте эти башмаки устанавливают только в том случае, если мачта вооружается одной стрелой. На салинге крепят отводные блоки топенантов стрел и ходовые концы стень-вант. Стеньга с мачтой, как правило, изготовляется как одно целое.

Иногда на судах, которым часто приходится проходить под мостами, стеньги делают спускными. В этом случае их устанавливают над мачтой и убирают внутрь ее (так называемые телескопические мачты) или устанавливают около мачты.
как на парусных судах. Спуск и выстреливание стеньги осуществляется при помощи специальной снасти - стень-вынтрепа (рис. 7). В поднятом положении стеньга удерживается одним или двумя шлагтовами.

П-образные, или портальные, мачты (рис. 8) состоят из двух полумачт, топы которых соединены траверсой, образующей салинг. В середине салинга устанавливается стень-

га, которая, как и в одиночной мачте, может быть спускной. П-образные мачты применяются в тех случаях, когда необходимо установить стрелы с большим выносом за борт.

Башмаки для шпоров стрел устанавливаются непосредственно на полумачтах. У топов полумачт крепятся и блоки топенантов стрел.


Одиночные безвантовые мачты по своему внешнему виду напоминают одиночные мачты с "вантами и отличаются от них большей массивностью и формой сечения. Сечение у таких мачт может быть не только круглым, но и овальным или
даже квадратным. Стеньга с мачтой изготавливается как одно целое и имеет стень-такелаж.

Треногие мачты на судах устанавливаются очень редко, так как подкосы, заменяющие ванты, загромождают палубу около мачты. Такие мачты применяются только при установке тяжеловесных стрел грузоподъемностью более 100 т либо на судах, имеющих всего одну-две стрелы и не перевозящих палубные грузы, например ледоколах, буксирах и т. п.

Большое распространение на современных судах получают двуногие Jl-образные мачты (рис. 9), имеющие в сечении форму эллипса и связанные в верхней части салингом. Башмаки шпоров стрел крепятся непосредственно на мачте, а блоки топенантов стрел - на салинге. Jl-образные мачты без-такелажа могут нести до четырех стрел грузоподъемностью по 3-5 т.

При вооружении тяжеловесными стрелами мачту на время работы подкрепляют съемным стоячим такелажем.

Преимуществом мачт этого типа является их меньший вес по сравнению с одиночными мачтами и возможность получения большого выноса стрел.

Все грузовые мачты на транспортных судах в болыпинстве

случаев устанавливают так, чтобы обух шпора стрелы и отводного блока топенанта у мачты были примерно в одной вертикальной плоскости. Этим создаются наиболее благоприятные условия для работы стрел.

Нижние концы мачт в большинстве случаев закрепляются в пяртнерсе на верхней палубе и в степсе, установленном на

Палубе твиндека, или в трюме на двойном дне. Если мачта проходит через рубки, имеющие прочную конструкцию, то пяртнерс может быть установлен на крыше рубки, а степс - на верхней палубе (рис. 10).

На небольших судах при вооружении мачт стрелами малой грузоподъемности шпоры мачт могут крепиться непосредственно на верхней палубе при помощи трех-четырех книц, приваренных к палубе, настил которой в этом месте подкрепляется и делается утолщенным.

Так как грузовые мачты никогда не устанавливают рядом с ходовым мостиком, то для удобства осуществления флажной сигнализации на стень-штаг-карнаке либо на фор-стень-контр-штаге над мостиком закрепляют несколько небольших блоков. Через эти блоки проводят сигнальные фалы, ходовые концы которых крепят на верхнем мостике или на крыльях ходового мостика.

Способы проводки снастей бегучего такелажа и их количество зависят от расположения мачт на судне, их конструкции и грузового вооружения. Так, например, на мачтах, имеющих тяжеловесные стрелы, некоторые снасти делают съемными и заводят только при работах с тяжеловесной стрелой. У П-образных мачт, если при них нет тяжеловесных стрел, установленных посередине, для крепления полумачт очень часто применяется крестовая проводка вант.

При такой проводке вантина от левой по-лумачты крепится на правом борту, а от правой - на левом.

Рис. 11 Крепление ходовых концов стоячего такелажа: а -к обуху; б-к вант-путенсу; 1 - обух; 2 - талреп; 3 - вант-путенс

Чтобы стоячий такелаж не мешал при выполнении грузовых операций, стремятся уменьшить количество снастей за счет увеличения их толщины. На мачтах, вооруженных тяжеловесными стрелами, снасти стоячего такелажа иногда делают двойными или тросы заменяют звеньями стального прутка.

Коренные концы снастей крепят при помощи скоб к специально приваренным обухам на стеньгах и мачтах. Ходовые концы присоединяют к талрепам, которые крепят к обухам, установленным непосредственно на верхней палубе или шир-стреке, или же к вант-путенсам (рис. 11). Вант-путенсы желательно устанавливать на низкопалубных судах, чтобы предохранить талреп от преждевременного износа вследствие попадания морской воды.

Для подъема на салинги с целью осмотра и смазки блоков топенантов и прочих деталей вооружения грузовых стрел на мачтах устанавливают скоб-трапы из пруткового железа.

Подробное описание вооружения и крепления грузовых стрел, приведено в гл. IX «Грузовое устройство».


Раздел первый
МОРСКИЕ УЗЛЫ
1. Прямой узел
2. Рифовый узел
3. Двойной прямой узел
4. Плоский узел
5. Простой штык
6. Штык со шлагом
7. Штык с обносом
8. Рыбацкий штык
9. Связывание тросов штыками
10. Выбленочный узел
11. Задвижной штык
12. Буйрепный узел
13. Беседочный узел
14. Двойной беседочный узел
15. Калмыцкий узел
16. Боцманский узел
17. Сваечный узел
18. Шкотовый узел
19. Брамшкотовый узел
20. Гинцевый узел
21. Удавка
22. Затягивающаяся удавка
23. Гачный узел
24. Гачный узел со шлагом
25. Двойной гачный узел
26. Буксирный узел
27. Узел «кошачьи лапки»
28. Узел для уменьшения длины стропа
29. Узел для уменьшения длины троса (первый вариант)
30. Узел для уменьшения длины троса (второй вариант)
31. Узел для уменьшения длины троса (третий вариант)
32. Узел «восьмерка» (первый вариант)
33. Узел «восьмерка» (второй вариант)
34. Стопорный узел
35. Крепление троса на кнехтах
36. Крепление нескольких швартовов на пале
37. Крепление троса на утке
38. Крепление троса на нагеле
39. Крепление троса за рым
40. Шлюпочный узел
41. Рыбацкий узел
42. Рыбацкий огон
43. Фаловый узел
44. Затягивающийся огон
45. Бочечный узел первый вариант)
46. Бочечный узел (второй вариант)
47. Привязывание бросательного
49. Топовый узел (первый вариант)
50. Топовый узел (второй вариант)
51. Узел для ввязывания риф-штертов в парус

Раздел второй
МАРКИ И БЕНЗЕЛИ
52. Простая марка
53. Самозатяжная марка
54. Марка со змейкой
55. Марка с пробивкой
56. Полубенэель
57. Бензель с крыжом
58. Прямой (круглый) бензель

Раздел третий
СПЛЕСНИ И ОГОНЫ
59. Коротким сплесень
60. Комбинированный сплесень на растительном тросе
62. Короткий сплесень на стальном тросе
63. Длинный (разгонный) сплесень на стальном тросе
64. Простой огон
65. Огон с коушем
66. Простой огон на стальном тросе
67. Огон с коушем на стальном тросе
68. Комбинированный способ пробивки
69. Концевые обоймы для стальных тросов
70. Разрубной огон
71. Подкововидный огон

Раздел четвертый
КНОПЫ И МУСИНГИ
73. Крест
74. Простой кноп
75. Кноп без пробивки
76. Талрепный кноп
77. Стопорный кноп
78. Сдвижной кноп
79. Мусинг
80. Оплетение мусингов

Раздел пятый
РАЗЛИЧНЫЕ ТАКЕЛАЖНЫЕ РАБОТЫ
81. Распускание бухты троса
82. Приспособление для очистки стального троса от смазки
83. Тренцеванне тросов
84. Клетневание тросов
85. Укрепление концов тросов
86. Плетение сезней
87. Оплетка штыками
88. Горизонтальная оплетка
89. Диагональная оплетка
90. Плетеный мат
91. Шпигованный мат
92. Фигурный мат
93. Бросательный конец
94. Овальные в круглые мягкие кранцы
95. Цилиндрический кранец для шлюпок
96. Кранец для буксирных и ледокольных судов
97. Кранец из троса
98. Деревянный кранец
99. Беседка для работ на мачтах и трубах
100. Беседка для забортных работ
101. Шторм-трап
102. Шторм-трап
103. Грузовые стропы из растительного троса
104. Бочечный строп
105. Простой грузовой строп из стального троса
106. Грузовой строп с огонами
107. Грузовой строп с огонами для
108. Строп для скота
109. Грузовые сетки
110. Предохранительные сетки
111. Предохранительные сетки на грузовые люки
112. Кренгельс-строп
113. Шкентель с мусингами
114. Штерт для ведра
115. Штерт для кранца
116. Якорный канат для якорей-кошек
117. Кренгельс рулевого весла спасательных шлюпок
118. Гак для удаления с якоря посторонней якорной цепи или троса
119. Палубная швабра

Раздел шестой
ТАЛИ
120. Остропливание блоков
121. Гордень
122. Тали, основанные между двумя
123. Тали, основанные между двухблоками
124. Тали, основанные между двумя двухшкинными блоками
125. Гини
126. Тросовый талреп

Раздел седьмой
ПЛАСТЫРИ
127. Учебный пластырь
128. Шпигованный пластырь
129. Пластырь облегченного типа
130. Кольчужный пластырь
131. Деревянный пластырь с мягкими бортами

Раздел восьмой
ПАРУСА, ЧЕХЛЫ И ДРУГИЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПАРУСИНЫ
132. Виды швов
133. Люверсы
134. Кренгельсы
135. Углы парусов
136. Паруса парусных и парусно-моторных судов
137. Паруса спасательных шлюпок морских транспортных судов
138. Пришнуровывание паруса к рейку
139. Чехол на рабочую шлюпку
140. Чехол на спасательную шлюпку
141. Способ шнуровки чехла шлюпки
142. Чехол на парусное вооружение
143. Чехол на магнитный компас УКПМ
144. Чехлы на гирокомпасы типа «Курс»
145. Чехол на пелорус гирокомпаса типа «Курс»
146. Чехол на вьюшку для троса
147. Чехлы на вентиляторы
148. Чехол для пластыря
149. Зонт для грузового люка
150. Палубный тент
151. Брезенты
152. Мешок для масла
153. Ведро парусиновое
154. Плавучий якорь для шлюпок

Рангоут и такелаж судна - это совокупность надпалубных конструкций и деталей оборудования судна, предназначенных для выполнения определенных функций на судне, например, крепление парусов на парусном судне или грузовых устройств на грузовом судне. Рангоут изготавливают из дерева, стальных труб и балок, армированного стеклопластика или алюминиево-магниевых сплавов. Различают рангоут неподвижный и подвижной . Неподвижный рангоут жестко соединен с корпусом судна, палубами и надстройками, подвижной установлен так, что его можно устанавливать в нужное рабочее положение.
Основной неподвижный рангоут парусного судна - это мачты со стеньгами и бушприт. Мачты устанавливают в диаметральной плоскости (ДП) судна вертикально или с небольшим наклоном к корме.
На крупных парусных судах мачта состоит из собственно мачты, или нижней мачты, и прикрепленных к ней последовательно вверх стеньг, брам-стеньги и бом-брам-стеньги. Нижние концы мачт и стеньг называются шпорами, верхние - топами. Верхняя часть последней стеньги называется флагштоком. Он заканчивается точеным кружком - клотиком. Принадлежность стеньги к той или иной мачте указывается добавлением к названию стеньги слова "фор", "грот" или "крюйс", например, фор-брам-стеньга. грот-бом-брам-стеньга, крюйс-стеньга.
Шпор мачты закреплен в степсе - специальном гнезде, расположенном на прочной конструкции судна. В местах прохождения через палубу мачта закреплена посредством рамы - пяртнерса. Топ мачты со шпором стеньги и стеньги одна с другой соединены сдвоенными бугелями - эзельгофтами. В верхней части мачты имеется огражденная площадка - марс - для наблюдения за морем и работы с парусами. На топах стеньг установлены салинги - рамы-площадки для отвода и крепления снастей.
Рей - горизонтальная балка, закрепленная посередине мачты или стеньги специальным приспособлением - бейфутом, - позволяющим рею разворачиваться в горизонтальной плоскости. Рей, закрепленный на стеньге, может также перемещаться вдоль нее. На реях, закреплены металлические леера, к которым пришнуровывают прямые паруса. Реи, установленные на топах мачт, называются фока-реи, грота-реи, бегин-реи; на стеньгах - марса-реи; на брам-стеньгах - брам-реи; на бом-брам-стеньгах - бом-брам-реи.
Гафель - наклонная балка, к которой крепят верхнюю шкаторину триселя. Вертлюжное соединение пятки гафеля с бейфутом на мачте позволяет разворачивать гафель в горизонтальной плоскости и перемещать его вдоль мачты. Подъем гафеля за пятку осуществляется гафель-гарделью. Нок гафеля поднимается и удерживается в вертикальной плоскости дирик-фалом. Разворот гафеля в горизонтальной плоскости и удержание его в нужном положении обеспечивается эрнс-бакштагами.
Гик - горизонтальная балка, к которой прикреплена нижняя шкаторина триселя. Гик прикреплен пяткой к нижней части мачты посредством бейфута таким образом, что может разворачиваться. Разворот гика осуществляется гика-шкотами и завал-талями, в вертикальной плоскости он удерживается гика-топенантом. Бушприт - деревянная или металлическая балка, выступающая наклонно вверх впереди форштевня.
Неподвижный рангоут поддерживается в фиксированном положении снастями стоячего такелажа - вантами, штагами, бакштагами и фордунами. Такелаж - совокупность снастей, предназначенных для раскрепления неподвижного рангоута и управления подвижным, для постановки и уборки парусов, подъема флагов, сигнальных огней, знаков и т.д. Такелаж подразделяют на стоячий и бегучий. К стоячему такелажу относят снасти, которыми раскреплен неподвижный рангоут. Их изготавливают в основном из жестких стальных тросов и цепей, и они включают в себя:
Ванты - снасти, поддерживающие мачты и стеньги с бортов. Ванты, поддерживающие стеньги, называются стень-вантами. Нижними концами они крепятся у шпора стеньги. На вантах и стень-вантах закрепляются выбленки, которые служат для подъема людей а мачты и стеньги.
Штаги - тросы, которыми раскрепляются мачты и стеньги спереди в ДП судна.
Бакштаги - тросы, раскрепляющие мачты сзади к бортам.
Фордуны - тросы, идущие от стеньг назад к бортам.
Название снастей стоячего такелажа формируется из двух групп слов: сначала называется мачта или стеньга, которая поддерживается данной снастью, затем добавляется название снасти, например, грот-бом-брам-штаг - это штаг, поддерживающий бом-брам-стеньгу грот-мачты. Все снасти стоячего такелажа обтягиваются втугую талрепами.
Бегучий такелаж изготавливают из растительных, синтетических и гибких стальных тросов. Его подразделяют на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов. Бегучий такелаж рангоута служит для управления элементами подвижного рангоута. Посредством его снастей рангоут поднимают, опускают, разворачивают и удерживают в нужном положении. Бегучий такелаж парусов предназначен для постановки, уборки парусов и управления ими.
К снастям бегучего такелажа парусного судна относятся фалы, ниралы, шкоты, галсы, гордени и гитовы. Фалы и ниралы - снасти, посредством которых соответственно поднимаются и спускаются косые паруса - кливеры, стаксели и топсели. Шкоты и галсы служат для постановки парусов - они растягивают прямые и косые паруса по направлению к бортам судна. Гордени и гитовы предназначены для уборки прямых парусов. Горденем подтягивают шкаторины паруса к рею. Гордень, подтягивающий нижнюю шкаторину, называется бык-горденем, боковую шкаторину - нок-горденем. Нижние углы паруса подтягивают к рею гитовыми.
На ноках реев закреплены бугели с обухами, к которым крепят коренные концы снастей бегучего такелажа реев - брасов и топенантов. К середине реев крепят коренные концы фалов. Брасы - снасти, которыми реи разворачивают в горизонтальной плоскости. Топенанты поддерживают реи в вертикальной плоскости. Фалы служат для перемещения реев вдоль стеньги. Названия брасов, топенантов и фалов зависят от названий соответствующих реев: марса-брасы, брам-брасы, бом-брам-брасы; марса-топенанты, бом-брам-топенанты; марса-фал, брам-фал, бом-брам-фал.
Рангоут и такелаж на судах с механическим двигателем зависит от целевого назначения судна. Наиболее развитый рангоут и такелаж имеют суда, предназначенные для перевозки генеральных грузов. Рангоут включает в себя грузовые и сигнальные мачты, гафель, кормовой флагшток, носовой шток, грузовые стрелы, шлюпбалки и трапбалки.
Грузовые мачты предназначены в основном для крепления грузовых стрел. Кроме того, на них устанавливают навигационные и сигнальные огни, антенны и приспособления для подъема флагов и вымпелов. Грузовые мачты бывают цельными и составленными из нескольких частей. Крепление грузовых мачт к корпусу и палубам подобно креплению мачт парусного судна - посредством степсов и пятнерсов. Аналогичны и названия соответствующих мачт, их стеньг и такелажа. Грузовые мачты по своей конструкции могут быть одинарные, П-образные и Л-образные, а грузовые стрелы подразделяются на обычные, грузоподъемностью 3-5 т и тяжеловесные, грузоподъемностью от 10 до 125 т, а иногда и более.
Такелаж судна изготавливается из стальных, растительных тросов и такелажного снаряжения. К такелажному снаряжению относятся: такелажные цепи, обухи, рымы, гаки, талрепы, скобы, коуши и другие дельные вещи.
Такелажные цепи используются для поддержания в фиксированном положении различных судовых конструкций, изготовления стопоров, штуртросов, лееров, крепления палубного груза и т.д. Они состоят из стальных звеньев, соединенных посредством сварки. Применяются также литые и штампованные цепи. По форме звеньев цепи бывают круглыми и овальными (коротко- и длиннозвенными). Толщина, или калибр, такелажной цепи измеряется в миллиметрах диаметра круглой стали, из которой изготовлены звенья.
Обух - приспособление для надежного крепления тросов к судовым конструкциям. Он представляет собой проушину в металлической планке, металлическое кольцо или полукольцо, приваренное к какой-либо конструкции судна. Снасть крепят к обуху обычно посредством такелажной скобы, которую закладывают в обух штырем.
Такелажные гаки - стальные кованые крюки. По форме и конструкции различают гаки обыкновенные, вертлюжные, глаголь-гаки и храпцы. Талрепы служат для обтягивания судовых снастей, а также для надежного крепления по-походному различных предметов и грузов.
Талрепы бывают простые и винтовые.
Простые талрепы основывают обычно из растительных или синтетических тросов, которые проводят несколько раз между двумя рымами, коушами треугольной формы или скобами и соединяют между собой ходовым концом того же троса. Такие талрепы используют для обтягивания несильно напряженных тросов и для крепления небольших грузовых мест.
Для крепления снастей, испытывающих большие напряжения, используют винтовые талрепы. На судах применяются в основном двухвинтовые (открытые и закрытые) и вертлюжные талрепы.
Такелажные скобы применяются в качестве элементов оснастки и различных судовых устройств. Скоба состоит из спинки 1, лапок 2 с проушинами 3 и штыря 4. Штырь в скобе удерживается посредством нарезки на конце штыря и в одной из проушин либо шплинтом 6, вставляемым в отверстия 7 в лапке и штыре. При резьбовом соединении головка штыря имеет небольшой обух 5 , в который для завинчивания и отвинчивания штыря закладывают свайку. Резьбовое соединение позволяет быстро закрепить или отдать снасть такелажа, стопор, блок, соединить или разъединить такелажные цепи и тросы.
По форме спинки скобы бывают прямыми и закругленными. Прямые скобы применяют для любых тросов, а закругленные скобы - только для растительных и синтетических. Скобы-зажимы используют для быстрого соединения (сращивания) тросов и изготовления петель на концах тросов.
Коуш - металлическое поковолочное изделие в виде кольца, сердцевидного овала или треугольника с желобком (кипом) для троса. Коуши заделывают в огоны тросов, они служат для предохранения последних от перетирания при креплении к обухам, рымам, скобам и т.д. При соединении тросов с обухами, рымами или между собой скобами номер скобы должен соответствовать номеру коуша. Коуши подбирают по таблицам, приведенным в государственных стандартах, в зависимости от толщины тросов. Не допускается использование коушей, имеющих трещины, расслоения, раковины, заусенцы и другие дефекты.
Нагели - деревянные или металлические стержни, предназначенные для тех же целей, что и утки. Их широко используют на парусных судах для крепления снастей бегучего такелажа.
Раксы - металлические кольца или полукольца, используемые для крепления и растягивания треугольных парусов - кливеров и стакселей.
Бугели - металлические кольца с обухами или без них, цельные или разъемные. Они применяются для крепления блоков и тросов различного назначения.
Утки - деревянные или металлические двурогие планки, жестко укрепленные на фальшборте, мачте, надстройках и других конструкциях. Они служат для крепления ходовых концов тросов, сигнальных фалов и других снастей.
Глаголь-гак состоит из собственно гака с удлиненным откидным носком 1 и обухом 2 в виде проушины, круглого крепежного звена 3, удлиненного звена 4 и соединенных с ним стопорного 5 и соединительного 6 звеньев. Последнее заложено в обух, приваренный к палубе или надстройке. Размеры стопорного звена позволяют надеть его на прижатый к удлиненному звену носок гака после того, как огон троса или звено такелажной цепи заложены на гак. При напряженном состоянии заложенных на гак снастей самопроизвольная отдача их исключается, но если сбить стопорное звено с носка гака, снасти быстро освобождаются.

Литература
1. Бурханов М.В. Справочная книжка штурмана, М.: Транспорт, 1986.
2. Замоткин А.П. Морская практика для матроса, М.: Транспорт, 1998.


Close