Слово «бермудский» относится к конструкции парусов и способов крепления их к рангоуту на судне . Характерными признаками бермудских парусов является:

  • вид сбоку близкий к треугольному;
  • крепление к судну и его мачте по передней шкаторине паруса;
  • для управления парусом используется один угол - шкотовый и (или) нижняя шкаторина.

Слово «шлюп » означает, что судно одномачтовое, но с двумя парусами:

  • гротом (закрепляемом на мачте по всей передней шкаторине)
  • стакселем, соединенным верхним т. е. фаловым углом с мачтой, нижним (называющимся галсовым) углом к носовой части палубы, и всей передней шкаториной либо к тросу (это может быть трос вшитый в переднюю шкаторину паруса, или штаг - трос удерживающий мачту спереди, или штаг-пирс, т. е. жесткая снасть вместо троса в виде трубы или штока).

Штаг-пирс, несомненно, лучший вариант, но применяется реже из-за дороговизны и (или) большой массы.

Бермудский шлюп выглядит как показано на рисунке 4.1.

На рисунке вместо размеров указаны буквенные обозначения:

s п - площадь плавника.
s р - площадь руля.
s к - площадь подводной части корпуса.
B maх - максимальная ширина корпуса яхты.
B квл - ширина по КВЛ.
B кормы - ширина кормы.
V - водоизмещение яхты.
m пл - масса плавника.

Объяснения

  1. Круто к ветру - когда яхта движется навстречу к ветру под некоторым острым углом. У современных круизных яхт этот угол порядка 45°, но у самых быстроходных больших яхт может быть и 30°!
  2. Лавировка - способ (технология) движения яхты навстречу к ветру, состоящий в попеременном движении: то левым, то правым галсами (Галс - положение яхты относительно направления ветра. Правый галс - ветер дует в правый борт, с правой половины яхты, левый галс - в левый борт, с левой половины.
  3. Выбираться на ветер - двигаться навстречу к ветру;
  4. Бермудские паруса имеют три угла и три шкаторины , каждый со своим именем:
    - верхний угол, за который парус поднимается вверх по мачте с помощью фала (т. е. троса, веревки) называется фаловым углом;
    - нижний угол паруса, обращенный к встречному ветру, называется галсовым углом;
    - задний угол паруса, обращенный в направлении по ветру, называется шкотовым углом и служит для управления парусом с помощью шкота (веревки);
    - шкаторины - это края паруса;
    - передняя шкаторина в рабочем положении обращена к ветру и в нее вшит трос (называется он ликтрос);
    - задняя шкаторина - сзади. С нее стекает отработанный поток ветра;
    - нижняя шкаторина обращена к палубе.
  5. Мореходность - свойство яхты успешно противостоять стихии ветра и волн определенной силы. Чем сильнее ветер и волны тем должна быть мореходнее яхта. Более прочная и более приспособленная к неожиданностям погоды яхта считается более мореходной.
  6. Генуя - широкий стаксель, заходящий своим шкотовым углом за мачту в сторону кормы.

Пропорции круизного бермудского шлюпа

Пропорции современных круизных яхт можно выразить через главный размер L квл. Собственно L квл лежит обычно в пределах 2,5 ÷ 20 м.

L mах ≥ L квл. L max может достигать 1,3L квл однако имеется тенденция к L mах = L квл.
Н = (1 ÷ 1,5)Lквл, чаще всего H ≈ 1,3L квл.
h cт = (0,75 ÷ 1)H; лучше когда h cт = H, однако возникают проблемы прочности мачты.
h б = (0,07 ÷ 0,2)L квл; чем больше h б, тем мореходнее яхта.
∆ ≈ 0,1L квл - смещение ЦП в нос от ЦБС. Очень важная величина, влияющая на управляемость яхты.
Т общ = (0,2 ÷ 0,3)L квл; Т к ≈ 0,05L квл.
Плавник, как и перо руля - подводные крылья. Они действуют как крыло планера, только расположены вертикально.
s к ≈ 0,6L квл × Т к;
s п ≈ 0,6Sк = 0,036L квл × T к.
Многое зависит от формы подводного крыла, т. е. от t, 1, b.
В поперечном сечении плавник и перо руля имеют форму капли с тупым концом вперед. t ≈ (1,8 ÷ 2,5)l = (0,18 ÷ 0,25)L квл, где l ≈ 0,1L квл; b ≈ (0,012 ÷ 0,015)L квл.
Для пера руля соотношение между t, 1 и b - аналогичны, но для руля s р ≈ 0,25s п.
m пл ≤ (0,2 ÷ 0,4)V для крейсерских и килевых яхт;
m пл ≈ 0 для легких лодок, швертботов, парусных досок и катамаранов (вообще для многокорпусных яхт),
V = (0,0046 ÷ 0,007)L 3 квл; S = (0,5 ÷ 0,75)L 2 квл;
S ст ≈ S гр, лучше когда S ст = 1,25S гр.
B max ≈ (0,3 ÷ 0,45)L квл. В квл ≈ (0,27 ÷ 0,4)L квл.
B к ≈ В квл.

За пестротой обозначений, терминов и численных соотношений не легко угадать прелесть классической круизной яхты. Поэтому сформулируем ее преимущества в кратком словесном виде.

Во-первых , и это главное, круизный бермудский шлюп доброй пропорции хороший лавировщик. «Мертвая зона», куда рулевой не может сразу и непосредственно (разве что под мотором) привести яхту, составляет всего лишь около 90° из 360° (по 45° на правую и левую стороны от направления навстречу ветру). При парусах высокого аэродинамического качества и высоких аналогичных характеристиках плавника и в целом подводной части яхты эту цифру можно снизить до 80°.

Гоночные большие супер-яхты достигают даже 60°. Однако, каждый градус навстречу ветру обходится все дороже и дороже, что требует сверх дорогую парусную ткань и тем более готовые паруса. Самые современные мачты, такелаж, устройства управления и оборудование тоже стоят дороже обычных. Не менее дорого обходятся и гидродинамические качества подводной части яхты: сложные формы плавника, сверхчистые поверхности, не допускающие малейших прилипаний водорослей и другой грязи, «узкие» ворота режимов плавания: строгое выдерживание углов атаки парусов по отношению к переменному ветру, сверхточный учет дестабилизирующих факторов (волны, течения и др. и т. д. и т. п.) требуют применения дорогостоящих приборов и компьютеров в процессе плавания.

Во-вторых , круизный бермудский шлюп доброй пропорции удобен в управлении и не требует многочисленной команды вследствие хорошо организованной проводки шкотов и механизации органов управления: лебедки, блоки, стопора, рулевое устройство - предельно просты.

В-третьих , на попутных курсах, где треугольные (бермудские) паруса не являются самыми эффективными, имеется возможность ставить дополнительный парус из легкой ткани - спинакер или генакер (генакер - несимметричный спинакер, спинакер же напоминает парашют и сравним по площади с суммарной площадью лавировочных парусов). Это дает заметный прирост скорости и достигается максимум возможного. Применение спинакера или генакера требуют хорошей слаженности от экипажа в управлении. Справедливость требует сказать, что на бермудском шлюпе паруса поставленные «бабочкой» на курсе фордевинд позволяют без хлопот идти в турпоход.

В-четвертых , широкое и плоское днище кормы в сочетании с высокой энерговооруженностью (т. е. S/V = 24 ÷ 30 м2/на тонну водоизмещения) позволяет яхте выходить из водоизмещающего режима плавания в режим серфинга и достигать скорости хода выше, чем ее ограничивает закон Фруда в водоизмещающем режиме (по Фруду или с учетом 1 узел = 1853 м/час, или 0,514 м/с, 1 фут = 0,3048 м. ). Надежную круизную яхту типа бермудский шлюп можно создать относительно дешево.

На прямой вопрос: «Какова скорость яхты?» Ответ таков: «Она всегда разная».

При скорости ветра равной нулю (полный штиль) яхта будет стоять или сплавляться по течению или грести парусами за счет набегающих волн и чуть двигаться. В этом случае выручает мотор или весла. Но, это редкая ситуация, когда совсем не дует.

При невысокой волне (для каждого размера яхты это своя величина) при ветре 3 ÷ 4 балла (3,4 ÷ 7,9 м/с) яхта средних размеров (≈ 6 ÷ 7 м по КВЛ) развивает скорость согласно формуле Фруда около 10 ÷ 13 км/ч. Для этой же яхты при скорости ветра 12 м/с можно достичь скорости 25 км/ч. Яхты больших размеров ходят быстрее, меньших размеров - медленнее.

В условиях крепкого ветра и шторма (свыше 20 м/с) самый быстрый ход бывает курсом галфвинд вдоль волны или чуть наискосок. Встречные к волне курсы под острым углом к ветру ход сильно замедляют, а малые яхты уже не могут бороться со стихией и дрейфуют по ветру или останавливаются на якорях.

Ход на попутной волне выводит яхту на режим серфинга и глиссирование. Скорость увеличивается до скорости ветра и более!

У рулевого (капитана) яхты большой выбор различных вариантов: пытаться двигаться в выбранном направлении, скрыться в убежище, встать на якорь, попробовать использовать мотор, несмотря на то, что круизная яхта - само-выпрямляющаяся яхта, если даже окажется мачтой вниз - это за счет массы плавника.

При чрезмерной для вашей яхты силе ветра, когда возникают опасный (большой и рывками) крен и сильный дрейф, уменьшают площадь парусности, на морском языке: «берут рифы». Эта операция значительно облегчается и ускоряется, если на яхте сделаны устройства для скручивания парусов: закрутка стакселя вокруг передней шкаторины, патент-риф грота для скручивания его по нижней шкаторине с одновременным потравливанием фала.

Увлечение яхтами - выжимателями скорости всеми возможными способами, уже на этапе конструирования приводит к ухудшению их обитаемости (т. е. бытовых условий) и, главное, к снижению надежности, поскольку сверх-облегченные яхты часто попадают в условия на грани их прочности. Управление такими яхтами требует высочайшей квалификации экипажа.

Друзья, мы продолжаем цикл статей на тему «яхтинг для новичков». В этой рубрике мы постоянно делимся с вами информацией, которая без сомнения поможет приблизиться к вашей заветной мечте – стать настоящим яхтсменом, ну а если таких амбициозных задач вы перед собой пока не ставите, то наверняка вам будет просто интересно расширить свой кругозор. Сегодня мы хотели бы раскрыть такую важную тему, как элементы основного парусного вооружения судна. Не так давно мы уже рассказывали , а также поверхностно коснулись вопроса его элементов, сегодня же мы готовы осветить этот момент немного подробнее. Итак, рассмотрим устройство парусного вооружения, а начнем мы, конечно же, с паруса:

Парус

Определение парусам мы уже давали в аналогичной статье, однако, поговорка гласит - «повторение – мать учения».Поэтому давайте еще раз вспомним, что парус – это специальная ткань или пластина, которая крепится к корпусу яхты с целью преобразовать энергию воздушных потоков в энергию поступательного движения судна. С точки зрения своего устройства, парус представляет довольно сложную конструкцию. Ниже вы сможете ознакомиться с названиями основных элементов паруса яхты:

А теперь давайте более предметно познакомимся с такими элементами, как «Мачта» «Гик», «Ванты», «Грот», «Спинакер», «Штаг», «Стаксель»и другие.

Мачта

Мачта - это вертикально стоящая конструкция на судне, которая обеспечивает парус формой, стабильностью и гибкостью. Обычно, когда речь идет о парусных одномачтовых яхтах («шлюп», «тендер»)- подразумевают именно грот мачту.
Гик

Гик – это устройство, служащие для растягивания нижней части (шкаторина) косых парусов на яхте. Представлено оно в виде горизонтального ронгаутного дерева и может быть закреплено по отношению к мачте, как подвижно так и не подвижным образом. Ниже схематично показано вооружение гика:


Вооружение гика
1 − гик; 2 − мачта; 3 − пятка с ползуном; 4 − парус; 5 − топенант; 6 − нок; 7 − гика-шкот; 8 оттяжка гика; 9 − оттяжка пятки гика

Ванты

Ванты - это специальные снасти (как правило, оцинкованные или стальные тросы) стоячего такелажа яхты, с помощью, которых укрепляется мачта. Число вант напрямую зависит от толщины самой мачты и площади парусов.

Грот (парус)

Как правило, гротом на одномачтовых яхтах называют задний парус. Собственно, именно грот является одной из самых важных составных частей паруса яхты, оттого насколько правильно настроен грот по отношению к ветру и состоянию поверхности воды, зависит, как будет вести себя судно в тех или иных погодных условиях.

Спинакер

Спинакер - это дополнительный «гоночный» парус, который является отличным помощником гроту на полных курсах, . Как правило, в качестве материала для спинакера используется легкая ткань, он имеет выпуклую форму и его принцип действия очень схож с парашютом.

Генакер - это альтернативный спинакеру гоночный парус, работающий в диапазоне курсов от галфвинда до фордевинда. В отличии от спинакера имеет меньшую площадь, кроме того, генакер может использоваться не только в гонках, но и в круизных плаваниях с небольшим экипажем на борту.


Штаг

Штаг - это жесткий стальной трос стоячего такелажа судна, удерживающий от падения мачту назад

Стаксель

Стаксель представляет собой парус треугольной формы, который ставится на штаг для поддержания мачты спереди.

Шкот

Шкот - это снасть, которая закреплена за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна.


Типы парусного вооружения довольно разнообразны и зависят в основном от условий, в которых предстоит плавать судну, и от его размеров. Вооружение парусных судов различается главным образом по форме основных парусов.

Большие парусные суда носили (да и сейчас носят) так называемые прямые паруса. Они имеют форму трапеции и поднимаются на горизонтальных реях, располагаясь симметрично мачте и перед ней. Под такими парусами судно идет хорошо только с попутным ветром; к ветру оно может идти только под большим углом - порядка 60-70 . На спортивных яхтах прямые паруса не применяются в качестве основных, но на крупных крейсерах иногда на попутных курсах ставят прямой дополнительный парус, называемый брифоком.

Спортивные парусные яхты вооружают исключительно косыми парусами, которые располагаются по одну (заднюю) сторону мачты и передней кромкой крепятся к ней. Косые паруса обеспечивают значительно лучше тяговые характеристики при плавании против ветра, чем прямые паруса.

Различают несколько видов косых парусов.

Четырехугольный гафельный парус (рис. 12, в и 13, а) имеет гафель-наклонное рангоутное дерево, одним концом упирающееся в мачту. К гафелю крепится верхняя шкаторина (кромка) паруса. Передняя шкаторина паруса крепится к мачте, а нижняя - к гику, горизонтальному рангоутному дереву, которое при помощи вертлюга (шарнира) . соединено с мачтой. Разновидностью гафельного паруса является парус гуари с очень длинным гафелем (часто длиннее гика и даже мачты), стоящим почти вертикально.

В настоящее время двухшвертовики применяются очень редко.

На маленьких яхтах, преимущественно на открытых парусных тузиках- динги, иногда ставят рейковые или шпринтовые паруса. У них гафель заменяется рейком, к которому привязывается верхняя шкаторина паруса, а его передний конец свободно выходит вперед за мачту (рис. 12, а), или шпринтом - шестом, который растягивает парус, упираясь нижним концом в мачту, а верхним - в угол паруса по диагонали, как на детском швертботе «Оптимист» (рис. 12, б).

Лет 40-50 назад почти все яхты вооружались гафельными парусами. Сейчас применяют более простые в обращении и обеспечивающие лучшие тяговые качества треугольные бермудские, паруса.

Бермудский парус (рис. 12, г) не имеет гафеля, что облегчает его постановку. Передняя шкаторина его крепится к мачте, а нижняя, как и у гафельного паруса. - к гику.

По числу мачт яхты подразделяют на одномачтовые и двухмачтовые. Суда с одномачтовым вооружением - это кэт, шлюп и тендер; с двухмачтовым-иол, кэч и шхуна. Спортивные яхты редко имеют больше двух мачт. Исключительным в практике гонок было участие в гонках одиночников через Атлантику в 1972 г. трехмачтовой стаксельной яхты-шхуны «Вандреди 13» длиной 39м и парусностью около 100 м2.

Кэт имеет одну мачту и один парус, называемый гротом. Мачта у кэта помещена сравнительно близко к носу. Кэт - очень простое вооружение, но применяется оно только на небольших яхтах- парусностью до 8-10 м2. При большей парусности оно неудобно-парус получается высоким, поэтому и сила давления ветра на Паруса приложена сравнительно высоко. Яхту приходится делать широкой, с повышенной остойчивостью.

В СССР и в большинстве европейских стран кэт (рис. 12)-господствующее вооружение гоночных швертботов-одиночек, управляет которым один человек (например, швертботы классов «ОК», «Оптимист» и «Финн»).

Для снижения высоты парусности и повышения остойчивости яхты малого и среднего размера (парусностью до 60м2) чаще всего вооружают шлюпом (рис. 13).

Шлюп - это вооружение, при котором яхта кроме грота несет еще один передний парус, называемый стакселем. Шлюп может быть гафельный или бермудский.

Бермудский шлюп сейчас самое распространенное вооружение для яхт малого и среднего размера. Среди бермудских шлюпов можно выделить две разновидности: нормальный бермудский шлюп (или, как его часто называют, «три четверти», так как стаксель обычно достигает 75-80% высоты мачты) и бермудский шлюп с топовым стакселем (стаксель поднимается по штагу, идущему на самый топ мачты). Первая разновидность характерна для гоночных, а вторая - для крейсерско-гоночных яхт (рис. 13, б и в). Промежуток между мачтой и стаксель-штагом называется передним треугольником.


Рис. 14 Тендеры"
А - гафельный, Б - бермудский

Когда парусность больше 60-80м2, ее делят между большим числом парусов. Тогда применяют тип вооружения, называемый тендером. Тендер (рис. 14) несет в переднем треугольнике два или больше передних парусов, чем и отличается от шлюпа. Эти паруса называются: стаксель (ближний к мачте внизу), кливер (впереди стакселя) и кливер-топсель (или летучка) который ставится у самого топа мачты.

Тендеры, как и шлюпы, могут быть гафельными и бермудскими. Гафельные тендеры чаще всего имеют мачту не цельную, а состоящую из двух частей: мачты и стеньги (надставка к мачте сверху, которую можно опускать).

Двухмачтовые вооружения (рис. 15) применяют на крупных крейсерских яхтах, где для уменьшения крена важно иметь еще более низкую парусность, чем у тендеров. Кроме того, распределение общей парусности на несколько парусов облегчает работу экипажа с ними, что особенно важно на яхтах, совершающих дальние плавания. Чисто морские преимущества двухмачтовых яхт весьма велики: уборкой тех или иных парусов можно сразу уменьшить парусность, а комбинируя эти паруса, можно приспособиться к большому диапазону сил ветра без взятия рифов.

Не очень крупные крейсерские яхты (50-100 м2) в большинстве случаев вооружают иолом или кэчем. Иол имеет короткую заднюю мачту (бизань-мачту), которая установлена позади головки руля. Парус на этой мачте называется бизанью. Иолы могут быть как гафель" ные, так и бермудские. Заметим, что для всех двухмачтовых яхт с косыми парусами вид вооружения определяется формой грота. Так, если иол имеет гафель-ный грот, он называется гафельным, независимо от того, какая на нем бизань - гафельная или бермудская. Площадь бизани на иоле обычно составляет 8- 10% общей площади парусности яхты.


Рис. 15. Двухмачтовые яхты.
А - бермудский иол; б - стаксельный кэч. В - гафельная шхуна; Г - бермудская стаксельная шхуна

Кэч отличается от иола большей бизанью, имеющей площадь 15-25% от общей парусности, и тем, что бизань-мачта стоит впереди головки руля.

Как и иол, кэч может быть бермудским или гафельным. Иногда кэч имеет грот без гика, со шкотовым углом, находящимся у верхушки бизань-мачты. Нижний промежуток заполняется тогда большим бизань-стакселем. Такие кэчи называют стаксельными (рис. 15, б). Бизань-стаксель может быть и у обычного кэча или иола, только в этом случае его надо убирать при перекладывании грота с одного борта на другой.

На иолах бизань скорее воздушный руль, чем парус, кроме того, в ряде случаев иол удобнее с точки зрения работы экипажа на палубе и обзора для рулевого.

Шхуна имеет заднюю мачту выше или равную передней. Передняя мачта двухмачтовой шхуны называется фок-мачтой, а задняя - грот-мачтой. Паруса называются соответственно фок и грот. Шхуны, как и прочие яхты, могут быть гафельными и бермудскими. Бермудские шхуны часто вооружены гафельным фоком (при равной с бермудским фоком высоте он может иметь большую площадь парусности, чем последний). Существует разновидность бермудской шхуны-стаксельная шхуна (рис. 15, г). Эта шхуна не имеет фока. Промежуток между фок- и грот-мачтами (междумачтовый четырехугольник) заполняется одним или несколькими косыми треугольными парусами. Шхунами, как правило, вооружают самые крупные яхты - парусностью более 150-200 м 2 .

Когда говорят о парусном оснащении судов и кораблей, это называют "парусное вооружение". Не имеет никакого отношения к оружию в обычном понимании этого слова. Человек давно сообразил что можно использовать силу ветра как движитель по воде - есть свидетельства что еще в эпоху неолита (около 8—3 тысячелетий до н. э.) уже начали использовать паруса. Именно этот возраст приписывают челну, найденному в заливе Фев-оф-Форт в Шотландии.

Представляет собой трапециевидное полотнище, верхней шкаториной закрепленное на рее, т. е. (условно) поперек диаметральной плоскости судна. Шкаторины: верхняя, нижняя, правая, левая. Углы верхней шкаторины: нок-бензельные (правый и левый), на нижней шкаторине - шкотовые. Сторона, обращенная в корму - лицевая, в нос - изнанка. Верхняя шкаторина имеет люверсы для крепления к рею. Остальные шкаторины свободные. Шкоты на нижних парусах заводятся на корпус судна, шкоты верхних парусов (марселей и брамселей) - на ноки (концы) нижних реев. При движении курсом бейдевинд наветренный шкотовый угол нижнего паруса оттягивается в нос снастью, именуемой галсом. Прямые паруса кроятся из полотнищ ткани, расположенных перпендикулярно реям (верхней шкаторине). Крой чаще всего плоский, нижняя шкаторина иногда выполняется вогнутой вверх. Несколько позже появился косой парус, разновидностей которого существует множество.

Он так называется потому, что использовался в европейских странах еще во времена древнего Рима, где говорили, как известно, на латинском языке. Но следует сказать, что еще раньше такие паруса были известны на Востоке, например, в Египте. Их там и сейчас используют. Передний край треугольного паруса пришнурован к рейку, а задний и нижний свободны. Латинский парус иногда бывает и четырехугольным, смотрите на втором рисунке. Этот парус относится к рейковым.

Можно подумать что это гафельное вооружение, однако это не так. На самом деле это не гафель, а реек, потому что его один конец выдается за мачту. А передний край паруса к мачте не пришнурован, он тоже выходит за нее. Это также рейковый парус. Так же, как бывает стоячий гафель - гуари , в люгерной системе встречается - стоячий люгер

Это тоже рейковый парус. Еще один вид рейкового вооружения: разрезной фок . Его можно встретить на современных шлюпках.

Почему "разрезной"? Потому что кажется, будто парус, пришнурованный к рейку, разрезали вдоль мачты. Фактически это два паруса. Передний называют кливер , а задний - фок. Гика фоку не полагается, но иногда моряки делают его сами. А порой просто привязывают нижний край фока к веслу. С гиком управлять парусом легче. Этот парус относится к рейковым.

Гафельное вооружение

Парус четырехугольный. Верхний край его шнуруется к гафелю, нижний край бермудского паруса прикрепляется к гику, а передний - к мачте. Этот тип паруса относится к простым. Бывает гафель особой формы. Он - тонкий, длинный и ставится почти вертикально, обычно - на невысокой прочной мачте. У паруса четырехугольная форма, но верхний задний угол поднят так высоко, что издалека парус можно принять за треугольный, бермудский. Называется такой стоячий гафель гуари . Потому у этого типа парусного вооружения такое же название. Это тоже простой парус.

Этот тип паруса самый легкий в управлении, а также хорошо работает на острых курсах против ветра (т.е. когда судно идет почти против ветра) Иногда у них форма обычного треугольника, а иногда задний край слегка округлый - чтобы увеличить площадь паруса. В этом случае к парусине пришивают специальные узкие карманы (лат-карманы) и в них вставляют гибкие длинные пластины - латы. Это чтобы на парусе не появлялись складки. Нижний край бермудского паруса прикрепляется к гику, а передний к мачте. Этот тип паруса относится к простым.

Паруса бывают двух главных видов: ПРЯМЫЕ и КОСЫЕ

У прямых парусов разновидностей нет.

А косые делятся прежде всего на ПРОСТЫЕ и РЕЙКОВЫЕ

Среди простых косых мы знаем: 1) бермудский 2) гафельный 3) гуари 4) шпринтовый

Среди косых рейковых: 1) латинский 2) люгерный 3) стоячий люгер 4) разрезной фок

Тепепь можно перейти к комбинациям парусного вооружения на одной и двух мачтах.

Одномачтовое парусное вооружение С одной мачтой чаще всего ставят два паруса, реже - три. Бывает одномачтовое вооружение только из одного паруса. Мачта у таких судов называется Грот-мачта. Один парус ставят на парусном вооружение типа кэт

Кэт — тип косого парусного вооружения, при котором судно (обычно яхта) имеет только один парус, установленный на самой мачте. Мачта у кэта сильно смещена в нос. Обычно стоячий такелаж при вооружении «кэт» отсутствует. Парус может быть жёстким — в виде крыла. Кэт — древнейшее, простейшее и очень эффективное вооружение. Когда работе грота не мешают другие паруса, он дает необычайно высокую тягу на единицу площади. Кроме того, кэт очень прост в управлении. В прошлом кэт имел ограниченное распространение в Европе, но зато был очень популярен в США и Канаде. Здесь им вооружались в основном швертботы, причем исключительно широкие. Американский кэт 30-футовой длины имел ширину, равную 12 футам. В наше время это вооружение также применяется, как правило, на швертботах, хотя иногда им оснащают и небольшие килевые яхты.

Тендер (англ. tender, от tend — обслуживать) — тип парусного судна с косым парусным вооружением, имеющего одну мачту и бушприт, на которые ставятся грот, стаксель и один-два кливера.


Гафельный тендер 1. грот (грот-трисель) 2. топсель 3. стаксель 4. кливер

Парусное вооружение гафельного тендера состоит из четырёхугольного паруса грота (грота-триселя), стакселя, одного или более кливеров и верхнего треугольного (топселя). В начале XX века тендер описывали как судно с двумя-тремя передними парусами. Второстепенным признаком, зависящим от количества передних парусов, служило расположение мачты: в районе 1/3 — 1/2 длины по конструктивной ватерлинии (КВЛ) от носа. Расположение мачты и количество передних парусов определяли тип используемого бушприта. Тендеры часто имели выдвигаемый бушприт, шлюпы — только постоянный. Далее и эти несущественные отличия между тендером и шлюпом стали исчезать. Сначала вышел из моды выдвигаемый бушприт, а к 30-м годам XX века бушприты на одномачтовых яхтах вообще находили применение всё реже. Распространение клееного рангоута привело к росту высоты мачт, и необходимость компенсировать недостаточную высоту мачты большим количеством развитых передних парусов на бушприте отпала. Тендеры с тремя передними парусами с тех пор стали почти музейной редкостью. Тендер является, прежде всего, одним из видов именно гафельного вооружения. Бермудские тендеры существовали очень недолго, и появились они по причине сохранения традиционных передних парусов при переходе от гафельного вооружения к бермудскому. Лавировочные качества тендера несколько ниже, чем у шлюпа. Когда же при совершенствовании рангоута и стоячего такелажа обнаружилась возможность надежно удерживать мачту в продольном направлении всего одним штагом с носа, бермудские тендеры практически исчезли. В эпоху парусного флота тендером называлось одномачтовое судно вспомогательного назначения, водоизмещением в 50−60 т, вооружённое 10−12 пушками небольшого калибра. Современные тендеры чаще имеют бермудское парусное вооружение: вместо грота-триселя и топселя используется один большой треугольный парус — бермудский грот.


Бермудский тендер 1. грот 2. стаксель 3. кливер

Шлюп - двухпарусное одномачтовое вооружение.

Шлюп (англ. sloop) — устоявшийся к середине XIX века тип косого парусного вооружения — одна мачта и два основных паруса, передний (стаксель) и задний — (соответственно, грот). Различаются по типу грота: бермудские, гафельные, шпринтовые, рейковые и т. д. Дополнительные паруса варьируются в зависимости от времени и места постройки: прямые марсели (XIX в), кливера (нач. XX в), спинакеры (с середины XX в). В начале XX века шлюпу в Европе допускалось иметь только один стаксель, а в Америке — один или два стакселя. Второстепенным признаком, зависящим от количества передних парусов, служило расположение мачты в районе 1/4 длины по конструктивной ватерлинии (КВЛ) от носа у шлюпа. Шлюпы в отличие от тендеров могли иметь только постоянный бушприт. Лавировочные качества шлюпа несколько выше, чем у тендера. Поэтому по мере всеобщего признания преимущества удлиненных парусов тендеры строить почти перестали. С тех пор бермудский шлюп повсеместно становится господствующим видом вооружения. В его развитии за последние пятьдесят лет нужно отметить тенденцию увеличения высоты стакселя. Теперь подавляющее большинство шлюпов имеют топовый стаксель или стаксель высотой 3/4 — 7/8 высоты парусности. Мачта при этом переместилась ближе к середине длины яхты. С XX века подавляющее большинство малых спортивных парусников вооружены бермудскими шлюпами.

Двухмачтовое парусное вооружение бывает трех основных типов:

  1. Иол (йол)
  2. Шхуна

Мачты у малых двухмачтовых судов называются Грот-мачта и Бизань-мачта , если считать от носа - это справедливо для Иола и Кетча . Для Шхуны передняя мачта называется Фок-мачта , задняя Грот-мачта

Йол (иол) — тип косого вооружения двухмачтового судна, у которого бизань-мачта располагается в корму от головки руля. Характерен для маломерных спортивных судов 1950-1970-х годов. Тип иола (нидерл. jol ) зародился в Голландии. Первоначально это был прибрежный бот, приспособленный в основном для рыболовства. Причем это был весельный бот, парус был вспомогательным, и ставился на временной съемной мачте. В случаях, когда мачт было две, бизань устанавливали как можно дальше в корму, чтобы освободить место в иоле для работы с рыболовной снастью. Со временем иол стал использоваться и в военных целях, особенно у побережья, где ценилась его малая осадка. Типичный иол XVIII в. имел размерения: длина 15 м; ширина 4 м; осадка 2 м. Механизация рыболовства и коммерческого флота вообще отодвинула иол в прогулочно-спортивные суда. Особенно он получил развитие в 1950-е годы. Его характерной чертой является малая бизань, установленная далеко в корму, часто прямо на транце. При этом основную тягу обеспечивает грот, а бизань больше придает маневренность при поворотах и позволяет тонкую настройку на постоянных курсах. Типичный иол тех времен имеет бермудское вооружение и длинные носовой и кормовой свесы, что дает ему возможность ходить острыми курсами. Иол стал популярен у яхтсменов за способность балансировать центр парусности относительно центра бокового сопротивления. Настроенная таким образом яхта способна держать курс без помощи руля. Иол предпочитали такие знаменитые яхтсмены-одиночки, как Джошуа Слокам и Фрэнсис Чичестер. С появлением автоматических систем управления (автопилотов, авторулевых) эта способность иола потеряла прежнее значение, и их место во многом заняли более простые в управлении шлюпы.

Шхуна (Schooner) - парусное судно с двумя и более мачтами и преимущественно косыми парусами. Шхуна имеет два вида вооружения: один для транспортных судов, второй - для яхт; и тот и другой имеет две мачты (фок и грот). Транспортная шхуна (марсельная шхуна или топсельная шхуна Topsail schooner) несет марсель, иногда два на фок-мачте, а на грот-мачте - только косые паруса. Шхуна-яхта имеет обычно косое вооружение на обеих мачтах, но иногда на фоке носит марсель.

Одно время шхуны-яхты были весьма распространены и стояли в первых рядах соревнующихся за Американский кубок (America cup), но за последнее время тендер совершенно их вытеснил из гонок. Кроме описанных выше шхун имеются также другие типы транспортных шхун с тремя мачтами и косым вооружением. Такие шхуны называются трехмачтовыми шхунами. Когда они несут на фок-мачте марсели, то такие шхуны носят название джекасс (Jackass). Их не следует смешивать с баркентинами, которые издали похожи на них. Баркентина отличается от шхуны тем, что имеет фок-мачту бриговую.

Кеч, кэч (англ. ketch) — тип двухмачтового парусного судна с косыми парусами. Появились в середине XVII века в Англии и Северной Америке, как рыболовные и торговые суда. Торговые суда аналогичной конструкции ещё назывались гукорами. Кеч отличается от шхуны тем, что у кеча задняя мачта ниже передней (при этом у кэча передняя мачта называется грот, а задняя бизань, в то время как у двухмачтовой шхуны передняя мачта называется фок, а задняя грот); отличие же кеча от йола состоит в расположении бизань-мачты впереди головки баллера (оси) руля. Площадь парусов кормовой мачты значительна и составляет около 15—20 % всей парусности. Паруса кеча косые, может быть использовано гафельное вооружение. При слабом ветре между бизанью и гротом может устанавливаться апсель. Подобное парусное вооружение и расположение оси руля дает преимущества по управляемости и ходкости в сильный ветер. В XVIII—XX вв кечем в Британии назывался небольшой двухмачтовый парусник, использовавшийся в основном для прибрежных перевозок. Обычно парусное вооружение было смешанным. Пример — т. н. Балтийский кеч (англ. Baltic Ketch), тип, ввозивший лес и пеньку из портов Балтики. Часто кеч путают с иолом, у которого бизань находится в корму от баллера руля. За исключением этого признака, оба типа вооружения внешне похожи, хотя бизань у иола несколько меньше относительно грота. Кеч требует больше рук для управления и обычно несколько больше по размерам. В большинстве случаев площадь бизани кэча приблизительно равна двум третям площади грота. В зависимости от типа корпуса и величины свесов на кэчах возможны различные варианты расположения мачт по длине судна. У кэча топы мачт часто соединяются штагом-карнаком. Бизань-мачта кеча создает большое неудобство рулевому, исключение представляют лишь суда с кокпитом в центре. Иол свободен от такого недостатка и, кроме того, размеры его бизани исключают необходимость рифления, а это является преимуществом иола как крейсерской яхты.

Парусное вооружение используется для создания тяги, чтобы двигать судно используя ветер. Состоит из рангоута и парусов. Парусное вооружение может быть разным. Существуют десятки типов парусного вооружения. Мы не будем рассматривать их сейчас. Большей частью вы будете иметь дело с очень распространенным типом «бермудский шлюп».

Парусное вооружение «бермудский шлюп».
Основные и дополнительные паруса.

  1. Фаловый угол
  2. Колдунчики
  3. Передняя шкаторина
  4. Галсовый угол
  5. Гика шкот
  6. Стаксель шкот
  7. Шкотовый угол
  8. Колдунчики

Основные паруса - грот и стаксель

Стаксель

передний парус в бермудском вооружении. Генуя или генуэзский стаксель, стаксель, штормовой стаксель - все это названия переднего паруса.

Стаксель на закрутке

Один парус для любой силы ветра. При усилении ветра его площадь можно уменьшить, закрутив его частично вокруг форштага с помощью троса и барабана закрутки из кокпита.

Закрутка стакселя - механизм, барабан, позволяющий накручивать стаксель на штаг. Закрутка стакселя позволяет не ставить или снимать парус каждый раз, когда выходите или подходите к стоянке, а просто накручивать его на штаг. Его минус в том, что он не оптимален для всех погодных условий.

Стаксель на карабинах

Сменный стаксель крепится на карабинах (раксах) к форштагу. Такое крепление надежно и не позволит упасть парусу при подъеме или спуске. Его можно быстро поменять на парус меньшего масштаба или большего. Такой парус удобен для длительных путешествий, но не удобен на регатах.

Стаксель на штаг пирсе

Сменный парус, может быть свернут без закрутки стакселя. В переднюю шкаторину вшит лик-трос, который удерживается в лик-пазе штаг-пирса. Штаг-пирс пластиковая или алюминиевая планка на штаге. Такой стаксель обеспечивает лучшие динамические характеристики, но его сложно скручивать на яхтах более 35 футов. Управляют стакселем (переводят его с борта на борт) с помощью стаксель шкотов завязанных на шкотовом угле паруса, и проведенных по разным бортам яхты.

Грот

Парус грот расположен позади мачты.
Классический грот опускается и поднимается фалом через топ мачты. Для небольших яхт иногда используют патент-риф, конструкцию вертлюга, который позволяет накручивать грот на гик.
При усилении ветра площадь грота уменьшают - «берут рифы». Закручивают грот частично в мачту или на гик (при патент-рифе). Если грот классический - парус приспускают на фале и подбирают образовавшийся «карман» риф штертами.

Грот может убираться на закрутку, расположенную внутри мачты.

Гика шкот - снасть, которым управляется гик и соответственно грот.
Каретка гика шкота и гика шкот - снасти для управления гротом.

Части паруса

Фаловый угол - верхний, за него парус подымают.

Шкотовый угол - в люверс шкотового угла привязывают стаксель шкоты, которыми управляют парусом

Галсовый угол - передний, показывает каким галсом идет яхта

Шкаторина - кромка паруса, может быть задней, передней и нижней.

Дополнительные паруса

Спинакер

Спинакер - легкий парус большой площади, шьется из нейлона. Используется для полных курсов - фордевинда и бакштага.

Спинакер несут на специальном рангоуте - спинакер гике

Генакер

Генакер - ассиметричный спинакер, гибрид между генуей и спинакером. Со спинакером он схож тем, что не крепится к штагу, такой же легкий и большой площади. Он как и генуя крепится на носу яхты или на бушприте за галсовый угол. Гик ему не нужен. Управлять им значительно легче, чем спинакером

Штормовые паруса

Трисель и штормовой стаксель


Шьются из очень плотной ткани меньшего размера по сравнению с основными парусами.

Трисель - штормовой грот, небольшой площади из очень плотной ткани. Парус трисель используется вместо грота, но он не крепится к гику, а правляется из кокпита двумя отдельными шкотами.


Close