Первые камни крепости были заложены в середине 18-го столетия - в 1748 году. Основной причиной строительства стала необходимость укрепления границы с в условиях недавно завершившейся очередной войны. В силу того, что в тот период находилась под влиянием шведского государства, постройка и была названа «шведская крепость» или Свеаборг. Некоторое время спустя, в 1756 году, форт начали использовать не только в качестве сооружения для обороны, но также и в качестве базы военных кораблей. Позднее, в 1808 году, русская армия захватила более 100 военных судов, а также несколько тысяч орудий и пленных, войдя в сдавшийся после осады форт.

В 1809 году Свеаборг вместе с Финляндией переходит Российской Империи, что начинает новую страницу её истории. В середине столетия урон сооружению нанесла Крымская война, однако после все разрушения были устранены в ходе реставрации. В Свеаборге появились новые орудия и укрепления. К началу 20-го века население этих островов насчитывало около 1 500 жителей, не считая стоявшего здесь гарнизона.

В годы Первой мировой ведётся строительство новых защитных укреплений, которые помогли бы отрезать врагу путь к . Однако в 1917 году в связи с революционными событиями в стране строительство замедляется, а после и вовсе прекращается. В получившей в это же время независимость Финляндии сооружение переименовали в «финскую крепость» или Суоменлинна. Часть укреплений Свеаборга была заброшена, а часть пострадала от налётов в годы Второй мировой войны.

В 1973 году Свеаборг окончательно перестал играть роль защитного укрепления. Гарнизон был отозван, а территория этих островов стала относиться к . Знаковым стал 1991 год - Свеаборг как особенный пример укреплений прошлых столетий внесли в перечень памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

На современном этапе Свеаборг относится к известным достопримечательностям столицы, а также продолжает оставаться и жилым районом, население которого составляют несколько сотен человек.

Как добраться

Крепость Свеаборг разместилась на группе островов прямо в водах Финского залива в 3 километрах к юго-востоку от Хельсинки. Добраться до неё можно на пароме, который отходит от причала Kauppatori, находящегося на Рыночной площади столицы. В тёплые месяцы, с мая по сентябрь, до крепости также ходят водные автобусы. Найти их можно на этом же причале. Время в пути на любом из видов водного транспорта составляет около 15-20 минут. Билеты можно приобрести в автоматах на пристани, а в водных автобусах также и на борту.

Доехать до причала поможет 17-й автобусный маршрут, который останавливается в нескольких минутах ходьбы.

Свеаборг на карте

Достопримечательности вокруг замка

К территории Свеаборга относятся несколько островов. Пять из них соединены мостами и переходами, что позволяет без труда перемещаться между ними для осмотра всех объектов. Так, на полуострове под названием Кустаанмиекка можно осмотреть бастионы, возведённые как шведами, так и русскими войсками. Интересны будут пушки конца 19-го века.

Другое особенное место - один из самых старинных сухих доков в мире. Ещё в середине 18-го столетия в нём строились шведские корабли, а сегодня на его территории проводится ремонт деревянных судов прошлых веков.

У берега несложно заметить ещё один интересный объект, который нередко попадает на фото - подводную лодку «Весикко». Построенная чуть меньше ста лет назад, она прошла Вторую мировую. В летние месяцы подлодка играет роль музея, в котором можно ознакомиться с её внутренним устройством и особенностями работы в условиях погружения.


В тёплое время года на островах вокруг крепости также можно отыскать пляжи. Они позволят отдохнуть от долгих экскурсий и окунуться в воды Финского залива.

Что внутри замка

Для посетителей открыт доступ в один из старейших бастионов города - Зандер, а также в тоннели крепости. Исследовать их удобнее в тёплый сезон, вооружившись фонариком - искусственного освещения в тоннелях нет.

Примечательным элементом Свеаборга являются центральные ворота - Королевские. Они появились здесь в 1753–1754 годах в том самом месте, на котором сошёл со своего корабля шведский король, годом ранее пожелавший лично проследить, как идёт возведение Свеаборга.

В сердце сооружения располагается так называемый Крепостной двор. Он играл роль центральной площади с 60-х годов 18-го века. Здесь же покоится основатель форта - шведский военный деятель Августин Эренсверд.

Комплекс крепости включает в себя и небольшую церковь. Она была возведена здесь в середине 19-го века, в период правления Российской Империи, и предназначалась для солдат служившего здесь гарнизона. Позже из православной её переделали в лютеранскую.


На территории Свеаборга можно посетить сразу несколько музеев. Некоторые из них работают только летом, в некоторые можно попасть и зимой. Одной из основных является экспозиция музея «Суоменлинна». Здесь круглый год можно познакомиться с историей крепости и посмотреть тематические короткометражные фильмы.


В помещениях, ранее отведённых для проживания коменданта, сегодня располагается музей Эренсверда. Он назван в честь шведского фельдмаршала и демонстрирует обстановку того времени, когда крепость находилась под влиянием . Эта экспозиция функционирует только летом.

Также к летним относятся экспозиции Музея таможни, военного музея «Манеж» и Музея игрушек. Выставка, посвящённая таможенному делу, сегодня занимает помещения, ранее используемые в качестве тюремных камер.


Экскурсии

В крепости проводятся систематические экскурсии с гидом, предварительно бронировать которые не нужно. С их расписанием можно ознакомиться на . Длятся такие прогулки около часа и включают в себя исторические места островов Сусисаари и Кустаанмиекка. В летние месяцы экскурсионное сопровождение ведётся на нескольких языках: шведском, финском, английском и русском. В период с сентября по май можно принять участие только в англоязычных экскурсиях.

Персональные экскурсии для организованных групп проводятся круглый год по предварительному согласованию. В этом случае можно обговорить также и язык экскурсионного сопровождения. Заказать такую экскурсию также можно на .


Свеаборг представляет собой не просто историческую постройку, а целый комплекс интересных сооружений и объектов, каждый из которых может рассказать о чём-то своём. Они хранят на себе последствия правления трёх разных стран: Швеции, Российской Империи и Финляндии. Кроме того, на этих островах оставили отпечаток многие конфликты и события, имеющие особое значение в истории: Крымская война, Первая и Вторая мировые войны, российские революции. Все эти отпечатки, накопленные Свеаборгом, складываются в разнообразные экспозиции и особую атмосферу, в которой былое сталкивается с настоящим.

Суоменлинна – одна из самых любопытных достопримечательностей Хельсинки, отличное место, чтобы погулять, пообедать и даже провести ночь. Этот музей под открытым небом занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Суоменлинна, то есть «финская крепость» (или, на втором государственном языке Финляндии – Свеаборг) – морской бастион, построенный на нескольких островах, дабы защищать вход в гавань финской столицы. Первую крепость возвели во времена шведского владычества – в 1748-1772 годах. Однако против русских войск она не устояла – пала в 1808 году, а вслед за ней и вся Финляндия перешла под власть Российской Империи. А гораздо позднее, в 1855 году – во время Крымской войны – она смогла дать отпор англо-французской эскадре. Потом стены достраивали и перестраивали, так что сейчас мы видим уже «русский вариант» «финской крепости».

Зачем ехать на остров в Суоменлинну

Во-первых, экскурсия на остров – это приятная прогулка по морю, и она, кстати, обойдется дешевле, чем 1-2 часовые экскурсии, которые предлагают на набережной. С воды видно (в необычном ракурсе!) большинство городских достопримечательностей.

Во-вторых, Суоменлинна – это прекрасное место для прогулок и пикника в хорошую погоду. На территории крепости работают десяток заведений, среди которых есть даже ресторан-пивоварня.

В-третьих, чтобы поселиться недорого – на одном из островов открыт хостел Hostel Suomenlinna.

И, наконец, тем, кто интересуется историей, будет любопытно прогуляться по выдающемуся фортификационному сооружению, осмотреть сохранившиеся форты и бастионы, побывать в военном и таможенном музеях, а также на подводной лодке.

А еще на главном острове Суоменлинны работает мужская тюрьма «открытого типа», готовящая заключенных к жизни на свободе. Арестанты работают на острове или ездят на «большую землю», получают зарплату и оплачивают с ее помощью свое содержание.

Как добраться до Суоменлинны

Очень просто! От Рыночной площади (Kauppatori) до крепости с 6 утра и до 2 часов ночи ходят паромы – от 2 до 4 раз с час, в зависимости от дня недели и времени года. Время в пути – примерно 20 минут. На этих паромах действуют обычные билеты городского транспорта. То есть, если вы купили абонемент на день, то можете съездить на остров по нему.

  • Забыли это сделать заранее? Не беда! В информационном центре крепости (он находится в первом же здании, которое вы увидите с причала) есть бесплатный wi-fi.

Суоменлинна (Свеаборг) на карте

Задать вопросы и прокомментировать вы можете в нашем фейсбуке

На Свеаборге я побывала еще весной. Это остров недалеко от Хельсинки, который пользуется популярностью у туристов.

Морская крепость Суоменлинна (по-шведски - Свеаборг), находится на территории группы островов в акватории Финского залива. Это фактически часть города, и добраться сюда можно круглый год.

1. Как добраться

Мы ехали из финского города Турку до Хельсинки. Добираемся поездом или автобусом. Первый вариант занимает 2 часа, второй - на полчаса больше (но зато чуть ли не вдвое дешевле).

Из Хельсинки на остров ходит паром, который является одним из видов общественного транспорта HSL. Отправляется с рыночной площади Хельсинки Kaupatori.

Кроме паромов HSL, которые ходят весь год (летом - каждые 15-20 минут), на пристани Хельсинки, у рыночной площади, летом можно найти водные автобусы JT Line, там билет будет стоить 7 евро, и суда разных туристических фирм, которые на острове причаливают ближе к крепости и основным достопримечательностям, плюс проводят экскурсии.


2. Стоимость билетов

Билет на паром стоит столько же, сколько автобус - 2,90 евро. Действует чуть больше часа с момента покупки. Их покупают или в кассе на рыночной площади, или в специальных автоматах (их адреса можно загуглить "hsl ticket machine map"), или же самый простой способ - купить билет в автобусе (стоит 3,20 евро), но это при условии, что вы будете им ехать (в автобусе водители продают разовые билеты, в трамваях этого сделать не удастся).

Мы купили билеты в автомате на целый день. Каждый билет обошелся нам в 9 евро. Но мы еще помимо этого катались туда-сюда обратно несколько раз, поэтому нам дневной билет было выгоднее брать. А если вы будете плыть сугубо на пароме до острова и обратно, то лучше купить разовый билет за 2,90, а на острове в кассе купить обратный билет перед отплытием.

Еще как вариант купить билет в мобильном приложении HSL, тогда он обойдется в 5 евро и продействует 12 часов с момента оплаты, но он действителен только на пароме, другим транспортом вы не проедите.


За безбилетный проезд грозит штраф 80 евро + стоимость билета.


3. Подготовка к отплытию, поездка на пароме

Мы не знали будут ли на острове кафе, поэтому запаслись едой еще в Хельсинки. Благо, в центре города есть супермаркеты, где можно купить салаты и другие перекусы. Во-вторых, я даже настоятельно рекомендую так делать, поскольку цены в финских кафе далеко не дешевые. Если магазинный салат стоит 4 евро, то в кафе он обойдется вам как минимум 10.

К назначенному времени мы подошли к рыночной площади, нашли пристань, откуда отправляется нужный нам паром (там не одна пристань, HSL отплывает от той, которая ближе к чертовому колесу).



Там же рядом находится и билетная касса. Народу собралось уже предостаточно, было много русскоговорящих. Нас от парома отделял лишь шлагбаум, который подняли как только в парома вышли все вернувшиеся с острова.

Мы заходили в числе первых, поэтому нам повезло занять сидячие места. Билеты никто не проверял ни туда, ни обратно (к слову, сколько ездили в хельсинских трамваях, билеты там тоже никто не проверяет).

Помимо множества людей, паром перевозил одну или две автомашины, часть пассажиров имела с собой велосипеды и детские коляски.


По пути с Хельсинки до Свеаборга видим несколько небольших островков. Море спокойное, ветра нет, паром идет тихо, в небе летают чайки. Весь путь занят 15 минут.


4. Экскурсия по острову, достопримечательности

Итак, городской паром HSL доставил нас к северной гавани, расположена она на Большом Черном острове, или Mustasaari. Всего островов здесь пять, они соединены мостами - мы побывали на трех наибольших. Малый Черный остров, где находится Военно-Морская академия, и Западный черный остров лежат в стороне от туристического маршрута.

Крепость начиная с 1991 года включена в состав Всемирного наследия Юнеско - и тем не менее, остров до наших дней является жилым. Здесь проживает около 800 человек, дома в основном одно- и двухэтажные.


Около трети жителей работают здесь же, остальным ездить на работу и тем более за покупками приходится в Хельсинки - кроме музеев, кафе и сувенирных магазинов, как таковой инфраструктуры на острове практически нет.

Выйдя на берег, мы увидели перед собой длинное старое здание:


Раньше здесь были береговые бараки, а сейчас находится местный инфоцентр. В его холле можно бесплатно взять карту острова на одном из восьми языков, включая русский, здесь же есть туалет. Все туалеты, включая доступные для инвалидов, отмечены на карте, что очень удобно.


Точно такую же карту, на английском языке, можно скачать и на сайте крепости в формате PDF - как и в печатной версии, там указан “основной маршрут” - линия, следуя которой, можно обойти главные местные памятники. Протяженность маршрута около 1,5 км и он вполне по силам детям и пенсионерам - и тех, и других мы по пути встретили немало.

Карта острова:


Выйдя из инфоцентра, через арку идем на юг - и буквально через 200 метров перед нами первый объект, заметный издалека, еще по пути на остров.



Это Церковь Суоменлинны, построенная в XIX веке - тогда крепость находилась под властью России, и церковь была православной, предназначенной для размещавшегося здесь военного гарнизона. После обретения Финляндией независимости, церковь превратили в лютеранскую.


Церковь стоит на холме, и видна издалека не случайно - помимо прямого назначения, она была и до сих пор остается маяком для судов.



На двери мы видели табличку с указанием времени службы и просьбой туристам воздержаться от посещения в эти часы. Окружает церковь массивная ограда из якорных цепей и артиллерийских орудий образца XVIII века.


От церкви мы продолжили путь по дороге вглубь острова, мимо жилых кварталов и здания библиотеки. Немного отклонившись от маршрута, вышли к восточному берегу острова - там находится еще одна пристань для лодок, неподалеку от нее - Музей игрушек. Оттуда мы вернулись на тропу, и она привела нас к мосту на Волчий остров, Susisaari.



Прямо перед мостом - здание Музей Суоменлинны, где можно заказать экскурсию по острову и приобрести сувениры.


Между двух островов - узкая гавань, которая носит название Артиллерийской - именно сюда прибывают некоторые из туристических судов.


На другой стороне - летний киоск, где продают кофе, сладости и неплохое мороженое.


Сразу за мостом на Волчий остров начинается центральная часть крепости.



Повернув на развилке с указателем направо, вверх по тропе мы поднялись к крепостной стене и прошли через арку бастиона Хопкена.

Здесь можно задержаться и осмотреть помещения казематов - узкий коридор, идущий внутри крепостной стены, с узкими оборонительными окнами. На стенах то и дело встречаются надписи, в том числе и на русском языке.

Выйдя из каземата, попадаем во внутренний двор. Здесь - еще один местный памятник, могила Августина Эренсвярда, основателя крепости, под руководством которого велось ее строительство.



Надгробие украшает скульптура с изображением лодки. Рядом находится и музей его памяти, вокруг - уютный тенистый сквер со старыми раскидистыми деревьями.




В нескольких минутах ходьбы от внутреннего двора - смотровая площадка, откуда открывается вид на один из старейших в мире сухой док, основанный шведами вскоре после начала строительства крепости в XVIII веке. Он работает и сейчас, корабли заходят на ремонт - спустя двести лет остров сохраняет верность своим флотским традициям.




Вскоре перед нами оказался несколько неожиданный пейзаж - пруд, поросший по краям камышом, со стайкой уток. На карте этот участок обозначен как парк Piper, неподалеку есть и одноименное кафе.




Еще дальше за парком Волчий остров заканчивается, и тропа ведет через перешеек на следующий за ним, и самый крайний остров под названием Густав Меч, Kustaanmiekka. Здесь, пожалуй, самая интересная часть укреплений Суоменлинны: очень хорошо сохранившиеся крепостные валы, на которых расставлены пушки времен XIX века.



Кольцо валов и пушек защищает остров с запада и юга. Кстати, пушки стоит осмотреть внимательнее - на некоторых можно увидеть надписи на русском языке. Эта часть острова была под обстрелом в годы Крымской войны, в 1855 году - тогда Россия вела войну не только на Черном море, но и здесь, на Балтике. Есть пушки и постарше, еще шведские.


Наконец, в юго-восточной части острова - основные укрепления: здесь сохранилось кольцо бастионов, основанных шведами в середине XVIII века. Некоторые из них между собой соединены отмеченными на карте тоннелями, где даже в теплые майские дни сыро и холодно. Пройдя внутрь кольца бастионов, оказываемся в конечной точке маршрута.


Остров оставил очень приятные воспоминания - не только своей красотой, но и тем, как все продумано для туристов. Кроме понятной карты из инфоцентра, есть многочисленные указатели, где отдельным цветом, тем же, что и на карте, выделен основной маршрут. Много туалетов, в том числе бесплатных, достаточно и мест, где можно отдохнуть.

Стоит добавить, что у крепости отличный сайт - основная информация дублирует буклет с картой и доступна на тех же 8 языках, а на английском (и финском) можно найти целый 3D тур по всей крепости. Доступны объемные фото, как с земли, так и с воздуха - больше 20 панорам, сделанных дронами, благодаря чему можно увидеть Суоменлинну с высоты.

Что сразу приходит нам в голову, когда мы говорим о Финляндии? Конечно, Хельсинки! А что в первую очередь ассоциируется с городом Хельсинки? Безусловно, крепость Свеаборг, или, как ее еще называют, Суомелинна.

Древнейшая крепость, построенная еще в те времена, когда Финляндия была частью Швеции, является неотъемлемым символом страны. Она отмечена ЮНЕСКО как часть архитектурного и культурного наследия и неизменно привлекает тысячи туристов ежемесячно.

История крепости начинается в середине 18 столетия, в 1748 году. Построенная на Волчьих шхерах – близлежащих островах – она должна была защищать город от вторжений вражеских войск. С этой задачей сооружение великолепно справлялось вплоть до 1808 года, когда оно было захвачена русскими войсками после продолжительного сражения. С тех пор и на последующие 110 лет Свеаборг оказался под контролем России. Во времена Крымской войны крепость сдерживала нашествие англо-французских войск.

В 1918 году Финляндия стала самостоятельным государством и Свеаборг получил новое имя – Суомелинна, что в переводе со шведского означает «финская крепость». В течение примерно полувека здание принадлежало военным, служило базой для артиллерии, пока в 1973 не приобрело статус музея.

С 1991 года Суомелинна внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО как ценный архитектурный и культурный памятник.

Свеаборг сегодня: что посмотреть и чем заняться

Сегодня Свеаборг является музеем и визитной карточкой Финляндии. Развлечение здесь себе найдут и взрослые, и дети; и любители архитектуры, и ценители разнообразной военной техники, которая здесь имеется в изобилии. Туристы также отметят красивейшую природу, а гурманы найдут себе местечко с вкуснейшей национальной кухней в старинном средневековом антураже. В этой крепости есть все, даже действующая тюрьма, так что имеет смысл приезжать к открытию, чтобы в вашем распоряжении был целый день.

Перечислим кратко основные музеи Суомелинны:

  • собственно, музей Суомелинна. Все, что осталось сохранным за долгие годы существования крепости, вы можете внимательно рассмотреть в этом музее
  • военный музей «Манеж», где можно во всех подробностях изучить финскую военную технику
  • музей Ehrensvärd, в котором, среди прочего, хранятся картины художника, проживавшего и творившего непосредственно в крепости
  • подводная лодка Vesikko обязательна к посещению – это редкая возможность увидеть изнутри реальную лодку времен Второй мировой войны
  • таможенный музей, название которого говорит само за себя
  • и на десерт – музей игрушек, собравший коллекцию мишек, кукол и прочих детских игр за период порядка двух сотен лет. Если вы приехали в Свеаборг с детьми – обязательно оставьте час-полтора на этот музей, тем более что при музее есть очень милое кафе.

Небольшой нюанс: если вы заранее позаботитесь о приобретении Helsinki Card, посещение музеев обойдется вам… Бесплатно!

Помимо музеев, сама крепость тоже достойна внимания. Форты, казармы, бастионы и древние крепостные стены не оставят вас равнодушными.

  • Отдельное внимание нужно обратить на Большой двор с характерной искаженной перспективой зданий.
  • Интересны Королевские ворота, поставленные еще в 1754 году на месте, где, по легенде, король Швеции стоял и наблюдал за строительством крепости.
  • Бастион Зандер поразит выставкой древнего оружия и массивностью.
  • Доки Суомеллины — самые старые из сохранившихся на территории Европы.
  • Кронверк Эренсвярд просто красив сам по себе.

А на случай, если крепость вы осмотрели, музеи посетили и у вас осталось свободное время (что вряд ли), или вы приезжаете в Суомелинну не первый раз – крепость предлагает своим гостям множество интересных мероприятий. Ежегодно, вне зависимости от сезона, здесь проводятся выставки, концерты, спектакли под открытым небом, а также оперные постановки и даже парусные регаты.

Адрес на карте

Адрес крепости Свеаборг очень прост:

  • Suomenlinna C74, Helsinki

Как добраться

Крепость Свеаборг расположена на острове, поэтому, если у вас нет личного вертолета, способ добраться только один – по воде.

Самый простой способ – общественный транспорт, паромы НКL, которые с интервалом 40-60 минут ходят от рыночной площади Хельсинки, начиная с 6 утра и до 6 вечера.

Если паром вам не нравится – воспользуйтесь речным трамваем JT-line. Стоимость что одного, что другого вида транспорта порядка 5 евро. Билеты можно купить как в предварительных кассах, так и непосредственно на борту.

Расстояние до крепости Свеаборг от столицы примерно два километра, так что дорога будет недолгой, не больше пятнадцати минут.

Время работы

Музей Суомелинна открывается в 9.45 утра и работает до 18 часов вечера. Примерно до этого же времени открыты для посетителей и другие музеи, находящиеся на территории крепости – музей игрушек, Манеж и другие. Часть из них закрывается в 17.00 или в 17.30.

К счастью, кафе и рестораны работают дольше, поэтому после посещения музеев вы сможете с аппетитом поужинать. Последнее заведение общепита на острове закрывается в 23.00.

Официальный сайт

Если вам оказалось мало предоставленной в данной статье информации, она вас только раззадорила и вам хочется больше подробностей; или же у вас остались вопросы – исчерпывающие данные можно найти на официальном сайте крепости Свеаборг (Суомелинна) по адресу www.suomenlinna.fi/ru/ . Вся информация на сайте предоставлена, в том числе, на русском языке, так что рекомендуем его к изучению, если вы собираетесь посетить Хельсинки во время ближайшего отпуска.

Карта крепости Свеаборг

В 1703 году Петр Великий основал новую столицу империи – Санкт-Петербург, находящуюся в акватории Финского залива. Охранять морские подступы к новой столице должна была мощная военная база Кронштадт, основанная в том же году на о.Котлин в 27 км к западу от устья Невы.
После выхода к Балтийскому морю в ходе Северной войны 1700-1721 гг., Российская империя стала мощной силой на Балтике, с которой уже приходилось считаться.

Данная ситуация ставила под угрозу безопасность Швеции; российские военно-морские суда могли непосредственно атаковать побережье южной Финляндии, которая входила в состав Шведского королевства. Свои интересы в данном регионе имели и другие европейские державы и особенно Франция, которая заключила со шведской короной военный союз.
После длительных дебатов, в 1747 году шведский парламент принял решение, укрепить российско-шведскую границу и начать возводить морскую крепость для охраны Хельсинки, как противовес Кронштадту. Пограничные укрепления было также решено установить и в Ловиссе (Loviisa).

Швеция начала строительство крепости в январе 1748 года, когда Аугустин Эренсвярд (Augustin Ehrensvärd), молодой полковник шведской армии, приехал к южным пределам королевства, чтобы координировать строительство. Укрепления были спроектированы согласно предписанию фортификационной системы Вобана – передовой военной инженерии того времени. В дополнение к защитным сооружениям на островах добавлялась система укреплений на материковой части, что гарантировало безопасность крепости от создания врагом плацдарма для нападения. В задачи Свеаборга входило и обеспечение боеприпасами, в случае необходимости, финской группировки Шведской Армии и Королевского Флота.
Крепость строилась на французские деньги и должна была стать «Северным Гибралтаром».
Строительство продолжалось вплоть до 1772 года.

После договора между Александром Первым и Наполеоном Бонапартом Россия начала военную кампанию против Швеции, в результате чего в 1809 году Финляндии перешла под власть Российской короны и стала автономным Великим Княжеством Финляндским в составе Российской империи. Шведский период финской истории, который длился более 700 лет, закончился.

Крепость не выполнила возложенные на нее функции и не боролась до победного конца в безнадежной войне. Русские войска легко взяли Хельсинки и начали артиллерийский обстрел Свеаборга. Комендант крепости, Карл Олоф Кронстедт, заключил перемирие с российским военным командованием, но, так и не дождавшись подкрепления к маю, сдал крепость вместе с 7000 ее защитников. Причины этого поступка Кронстедта остаются несколько неясными. Но безнадежная ситуация, психологическая победа русских войск, возможно, некоторые подкупленные советники, опасение за жизнь большого количества гражданского населения, нехватка пороха и всё это, на фоне полной изоляции – вероятные причины для капитуляции.
В течение Наполеоновских войн сдалось большинство крепостей в Германии, после всего нескольких недель осады – эра крепостей подходила к концу.

Русский период

Длительный период мира, последовавший за присоединением Финляндии к России, прервала Крымская война 1854-1856 гг. Союзники, с целью ослабить военное присутствие России на юге, приняли решение открыть второй фронт, направив англо-французский флот в Балтийское море. В течение двух лет объединенный флот обстреливал города и укрепления по всему финскому побережью. В результате 47-часового артобстрела крепость была сильно повреждена. После подписания Парижского мира 1856 года начались обширные работы по восстановлению крепостных сооружений.
Были возведены новые оборонительные укрепления на южных частях гряды островов. Следующая стадия военного наращивания в крепости была продиктована Первой мировой войной; Суоменлинна и ее ближайшие острова стали частью военно-морского укрепления «Петр Великий», призванного защитить столицу империи – Санкт-Петербург.
Незадолго до этого, в 1906 году, в крепости возник бунт. Бунтовщиков возглавили прапорщики Кмельянов и Коханский. Выдвинув политические требования, они ожидали подхода и поддержки русского флота, однако подошедшие корабли подавили возникший в крепостном гарнизоне бунт; бунтовщики были расстреляны. Их могилы на территории крепости стали первыми совместными финско-российскими братскими захоронениями.

Финский период

После обретения Финляндией независимости в декабре 1917 года крепость стала финской и получила новое название — Суоменлинна, что в переводе означает «Финская крепость».
В 1918 году наступили мрачные времена в истории Суоменлинны — она служила концлагерем для взятых в плен красных, многие из которых погибли в ней от голода и болезней.
Много лет Суоменлинна находилась в ведении финской армии, и только в 1973 году управление островами, на которых расположена крепость, было передано гражданской администрации.

Современность

В 1991 году Суоменлинна была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В наши дни Суоменлинна представляет собой огромный музей под открытым небом, раскинувшийся на шести островах: Густав Меч (Kustaanmiekka), Малый Черный остров (Pikku Mustasaari), Большой Черный остров (Iso Mustasaari), Западный Черный остров (Länsi-Mustasaari) и Волчий остров (Susisaari).
Хорошо сохранившиеся форты, бастионы и здания крепости привлекают туристов из Финляндии и других стран. На островах расположено много музеев: Музей Суоменлинна с экспозицией по истории крепости, Музей береговой артиллерии, подводная лодка Весикко, военный музей «Манеж», Музей таможни, Музей игрушки. В галерее Береговой казармы и галерее Августа можно ознакомиться с изделиями художественных мастерских крепости.
На территории крепости Суоменлинна круглый год проводятся различные мероприятия : летом — парусные гонки «Виапорин Туоппи» (Кубок Свеаборга) и джазовый фестиваль «Виапори Джаз» (Viapori Jazz), зимой — рождественские концерты и праздники. На острове Сусисаари (Susisaari) в старинном бастионе обосновался летний театр.
Крепость-музей и в наши дни хранит старые военные традиции. На Малом Черном острове до сих пор размещается Военно-морская академия. Здание академии было построено в 1821-1829 годах по проекту Карла Людвига Энгеля.

Суоменлинна – не только музей под открытым небом, но и район Хельсинки, в котором постоянно проживает около 900 человек, 350 из которых имеют здесь постоянное место работы. Добраться до крепости из Хельсинки можно на паромах , которые с утра до вечера отправляются с восточной стороны Торговой площади (Kauppatori).

Важные даты в истории крепости

  • 1748: Начало возведение крепости под руководством Августина Эренсвялда.
  • 1808: Суоменлинна капитулирует перед русской армии без какого-либо серьезного сопротивления.
  • 1809: По Парижскому миру Финляндия становится частью Российской империи
  • 1855: Крымская война: артиллерийский обстрел Суоменлинны англо-французским флотом, в результате чего, крепость была подвергнута большим разрушения.
  • 1906: Бунт гарнизона крепости.
  • 1914-1917: Укрепление оборонительных сооружений Суменлинны.
  • 1918: Название Suomenlinna становится официальным названием крепости.
  • 1973: Крепость переходит из-под власти военных и становится одним из гражданских районов Хельсинки.
  • 1991: Суоменлинна внесена ЮНЕСКО в список Мирового наследия человечества
  • 1998: 250-ый день рождения Суоменлинны.

Экскурсии по крепости

Для проведения экскурсий по крепости Суоменлинна требуется лицензия. Авторизованными гидами являются только члены Общества Эренсвярда. Экскурсии с гидом проводятся ежедневно с июня по август на финском, шведском, английском и .


Close