Чудеса Флоренции: скульптура Давида.

Микеланджело – итальянский архитектор, живописец, поэт и скульптор, известный на весь мир благодаря своим уникальным творениям. Самой яркой и узнаваемой работой мастера стала статуя Давида во Флоренции. Об истории и описании этого шедевра, а также интересных фактах и других впечатляющих работах мастера, вы прочтете в представленной статье.

История статуи Микеланджело

В XV веке во Флоренции шли строительные работы по возведению собора Санта-Мария-дель-Фьоре. В годы завершения строительства встал вопрос об украшении внутренних интерьеров здания. Этим делом занималась успешная и предприимчивая гильдия торговцев шерстью. Они являлись и заказчиком, и спонсором строительства храма, а также его внутреннего оформления. Члены общества сошлись во мнении, что для придания зданию особой красоты и изысканности необходимо украсить его 12 статуями пророков из Ветхого Завета.

В 1464 году скульптором Донателло и его учеником Агостино ди Дуччо были созданы 2 статуи. Гильдии понравились работы мастеров, и они заказали у них еще одну статую – Давида. Для этого во Флоренцию был доставлен большой кусок мрамора, добытый в Карраре. После смерти Донателло в 1466 году его подмастерье отказался от выполнения контракта. Создание Давида перешло в руки Антонио Росселино, однако и он не смог выполнить данный ему заказ.

Глыбу, находящуюся под открытым небом, местные жители прозвали «Гигантом». Из-за смены погоды и температуры мрамор уменьшался в размерах, на нем появлялись трещины и сколы. В начале XVI века служители собора проконсультировались с Леонардо да Винчи, который признал камень годным к созданию скульптуры.

Следующим мастером, которому доверили выполнение статуи Давида, стал 26-летний Микеланджело Буонарроти. В августе 1501 года он подписал контракт, и через месяц приступил к обработке бесформенного мрамора в шедевр идеального тела человека. Скульптор трудился в одиночку дни напролет. Глыба стояла под открытым небом, поэтому в процессе создания своего творения Микеланджело стойко переносил и проливные дожди, и зимнюю стужу, и летний зной.

В январе 1504 года был запланирован «показ» готовой статуи Давида. К собору пришли такие флорентийские мастера как Андреа дела Роббиа, Боттичелли, Джулиано и Антонио Сангалло, Перуджино, Андреа Совино и др. Им предстояло оценить творение молодого и амбициозного итальянца. После устранения ограды, защищающей скульптуру от посторонних взглядов, взору собравшихся критиков предстал идеальный Давид Микеланджело. Все пришедшие мастера восхищались его творением, а присутствовавшая Синьория предложила сделать скульптуру символом новой республиканской Флоренции.

Давид был размещен на площади Синьории в мае 1504 года, на месте статуи «Юдифи», выполненной Донателло. В 1527 году правление Флоренцией вновь оказалось в руках рода Медичи. В результате обороны одной из построек города рука Давида была разбита вдребезги. Осколки собрал скульптор Вазари, и через 16 лет (1543 год) восстановил шедевр по велению Козимо I Медичи.

Несколько веков простоял Давид под открытым небом. Из-за непостоянства погоды материал приходил в негодность. В XIX веке скульптура подверглась 2 реставрациям, однако они были проведены крайне неудачно. В 1873 году Давид был перемещен в Галерею Академии, где занял специально отведенное для него место – крупную трибуну. Место на площади Синьории также не осталось в запустении. В 1910 году здесь установили отличную копию ветхозаветного персонажа.

В 2003-2004 годах статуя Микеланджело была очищена от накопившихся слоев пыли и грязи. Работы проводились профессиональными реставраторами. К сожалению, некоторые гости флорентийского музея наносят вред величественной скульптуре. В 1991 году один из посетителей умудрился отколоть от пальцев левой ноги Давида несколько кусочков мрамора.

Описание статуи Давида

Скульптура Давида, созданная Микеланджело, считается лучшим произведением искусства итальянского Возрождения. Мраморный юноша из сказаний Ветхого Завета признан совершенным творением и идеалом мужской красоты.

Оригинал статуи Давида имеет высоту 5 м 17 см. Она изображает обнаженного молодого юношу, который готовится к предстоящей схватке с Голиафом. Статуя Микеланджело является своеобразным новшеством, т.к. предшественники мастера создавали скульптуры героя, торжествующего над павшим великаном. В позе Давида можно заметить сосредоточенность и спокойствие. Выражение лица говорит о том, что юноша не боится Голиафа. Мышцы Давида напряжены: левая рука держит пращу, перекинутую через плечо. Снизу оружие подхватывает правая рука, в ней же герой держит камень. Фигура Давида говорит о том, что он готов к бою с сильным врагом и подготовил для него смертоносный удар.

Сегодня оригинальная статуя Давида находится в Академии Изящных Искусств Флоренции.

  1. Давид является персонажем Библии. Согласно библейскому сказанию, юноша поверг Голиафа при помощи камня и пращи, хотя обнаженное тело героя противоречит устоям религиозной книги.
  2. Давид во Флоренции превышает рост человека почти в 3 раза.
  3. Правая рука юноши является ассиметричной, и не подходит к пропорциям остальных частей тела. Многие эксперты считают, что эта «оплошность» была сделана специально, чтобы подчеркнуть прозвище Давида – сильная рука.
  4. Из-за того, что праща находится в левой руке Давида, героя считают левшой. Однако положение тела скульптуры говорит об обратном.
  5. Первоначально статую Микеланджело планировали разместить на куполе собора. Увидев созданный мастером шедевр, его решили разместить на более видное место – площадь Синьории.
  6. До создания знаменитого Давида Микеланджело успел заявить о себе как о талантливом скульпторе. Известность мастеру принесла работа «Римская Пьета». Позже итальянец создал фрески Сикстинской капеллы, и был признан выдающимся живописцем того времени.
  7. Поза Давида имеет явные сходства со скульптурами Геракла.
  8. Давид имеет множество копий. Самые известные из них находятся на площади Синьории и Микеланджело во Флоренции, в лондонском музее Альберта и Виктории, а также в московском Пушкинском музее.
  9. В 1857 году английской королеве Виктории была подарена копия Давида. Королеве не понравилась нагота героя, и она приказала прикрыть его половой орган фиговым листочком, выполненным из гипса.
  10. В XX веке власти Флоренции хотели подарить слепок скульптуры ветхозаветного персонажа Иерусалиму. Власти израильского города отказались от подарка, обосновав это тем, что Давид изображен в образе итальянца, а не иудея. Согласно религии страны, у мужчин-иудеев должна быть обрезана крайняя плоть полового члена.

Другие работы Микеланджело

За свою жизнь Микеланджело создал немало ценных произведений искусств. Кроме Давида, Римской Пьеты и фресок Сикстинской капеллы, мастер создал следующие шедевры:

Скульптуры и барельефы:

  • Мадонна у лестницы;
  • Битва кентавров;
  • Распятие;
  • Святой Прокл;
  • Святой Петр;
  • Ангел;
  • Святой Павел;
  • Бахус (первое творение Микеланджело);
  • Святой Пий I;
  • Святой Георгий I;
  • Венера и Амур;
  • Святой Матфей;
  • Моисей и др.

Живопись:

  • Положение во гроб;
  • Мадонна Донни;
  • Мадонна с младенцем;
  • Страшный суд;
  • Титий;
  • Клеопатра;
  • Распятие святого Петра;
  • Богоявление и др.

Архитектура:

  • надгробие Джулиано Медичи;
  • вестибюль, лестница и читальный зал библиотеки Лауренциана;
  • дворец консерваторов в Риме;
  • гробница Юлия II;
  • Палаццо Фарнезе в Риме;
  • Ворота Пия в Риме;
  • Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири в Риме и др.

Некоторые работы итальянского мастера со временем были утрачены. Кроме того, несколько творений не имеют доказательств авторства Микеланджело.

Знаменитый Давид, статуя которого находится во Флоренции, признан выдающимся шедевром не только Микеланджело Буонарроти, но и всей эпохи итальянского Возрождения. Если вы будете в этом регионе Италии, то обязательно посетите Академию Изящных Искусств, и посмотрите на известную 5-метровую скульптуру своими глазами.

И, прежде, чем перейти к рассказу об обзорной (смотровой) площадке во Флоренции: Piazzale Michelangelo, отмечу, что если вы ни разу не были во Флоренции - настоятельно рекомендую хоть разок посетить этот волшебный город!

Здесь, в колыбели эпохи Возрождения, некогда творили, а также любили прекрасных леди Данте, Леонардо Да Винчи и Микеланджело и другие известные личности.

Здесь царит невероятная атмосфера уюта и умиротворения. В Флоренции есть множество потрясающих достопримечательностей, начиная от Кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо), Площади Синьориии и заканчивая бронзовым фонтаном-хрюшкой .

Однако визитной карточкой любого города, как это не удивительно, считается его смотровая площадка.

Обзорных площадок во Флоренции несколько (на одну из них вы сможете попасть, посетив галерею Уффицы , на другую - поднявшись на колокольню Джотто, которая находится возле Дуомо). Но чтобы подняться на эти площадки, вам придётся раскошелиться на пару евриков (от 6 евро).

Что?! За то, дабы полюбоваться панорамой ночного города в обществе прелестной девушки нужно ещё и деньги платить? - негодующе воскликнут многие туристы. Особенно, если этих самых девушек у тебя за месяц несколько.

Спокойно, ребята! Ваши романтические шуры-муры будут спасены!

Ведь во Флоренции есть и бесплатная смотровая площадка, которая лично мне понравилась больше всего, и о которой и пойдёт речь в этой статье.

Я говорю об обзорной площадке, которая находится на площади Микеланджело (Piazzale Michelangelo).

Давайте покажу и расскажу о ней подробнее.

Обзорная площадка на площади Микеланджело (Флоренция, Италия)

Смотровая площадка, как вы уже догадались по названию, находится на площади Микеланджело. Чтобы до неё добраться вам придётся отправиться на противоположный берег Арно, прошествовав по знаменитому мосту Понте Веккьо (с которого, замечу, тоже открывается хороший вид), разделяющий два района, и преодолеть нехиленький подъем.

Ну, или просто подъехать на площадь на автобусах № 12 и № 13, которые отходят от центра города.

Я бы на вашем месте так и поступил, так как если вы будете идти пешком, вам предстоит трудный подъем вверх (который для некоторых людей может быть тяжеловат).

Ориентиром того, что вы приехали (или пришли) по адресу, будет служить величественная статуя Давида в неглиже.

А также причудливые фонари на ножках в полуприсяде.

Естественно, с площади Микеланджело вам откроется офигительный вид на Флоренцию.


Вы просто не сможете отвести взгляда от панорамы города.

А если вы почувствуете, что эмоции от увиденного вас настолько переполнили, что без винца тут никак не обойтись, тут же, на площадке, работает кафешка. Цены в ней довольно-таки демократичные.


Когда же одеяло ночи нежно укрывает Флоренцию, вид с обзорной площадки становится ещё более потрясным!


Он просто очаровывает.

В ночное время, откуда ни возьмись, на ступенях появляется молодёжь. Мальчишки и девчонки сидят, обнявшись, пьют вино (или чего похлеще), строят совместные планы, любуются видом на ночную Флоренцию и с оптимизмом смотрят в будущее!

Знаете, эта обзорная площадка - лучшая, что есть во Флоренции. Там неимоверно уютно и красиво.

Лучшее время для посещения: ближе к закату либо рассвету.

Будете во Флоренции - обязательно посетите площадь Микеланджело!

Дополнительная информация:

Как дойти пешком до площади Микеланджело

Переходите мост Понте Веккьо (Ponte Vecchio) от Галереи Уффици на другую строну, идёте по Via de"Bardi, потом по Via di San Niccolo до Piazza Poggi. А затем уже поднимаетесь по Viale G.Poggi до Piazza di Michelangelo

Как добраться до площади Микеланджело на автобусе

От центрального автовокзала на автобусах № 12 и № 13.

Что посмотреть помимо самой площади

По соседству расположены "Сад роз" и "Сад ирисов". Вход бесплатный. Когда мы посещали Флоренцию (август 2017 года), практически все цветы в садах погибли от жары. Так что смотреть там особо было нечего.

Быть может весной ситуация выглядит несколько получше.

Во Флоренцию меня привел Микеланджело. Это была долгая дорога: в первый раз книгу о гении Возрождения я прочитала, когда мне было семнадцать. С тех пор и мечтала побывать в его родном городе, походить по улицам, которые помнят его шаги, и увидеть «Давида» (это ведь, пожалуй, самая знаменитая скульптура в мире, правда?). Улицы исторического центра Флоренции вымощены плитами, которые, возможно, обрабатывал и совсем юный Микеланджело, долго живший в семье каменотесов Тополино. Камень — материал на века: истирается неохотно, пятьсот лет для него не срок. Как и для настоящего произведения искусства, конечно.

В первый же день - «Давид». Вернее, два: один на площади Синьории (это установленная в 1910 году копия) и другой - оригинал, вывезенный в Галерею Академии в 1873 году. На площади Синьории рядом с изумительным «Давидом» «Геракл и Какус» Баччо Бандинелли ужасает непропорциональной горой мускулов. Впрочем, по слухам (хорошо это звучит о Ренессансе - «по слухам»), Леонардо да Винчи именно это ставил в упрек гениальному Микеланджело: что он начал и закончил целую эпоху в искусстве. Мол, о красоте человеческого тела он уже все сказал своим «Давидом» и росписью плафона Сикстинской капеллы. Что смогут художники, которые придут после? Только надувать мускулы, чтобы хоть чем-то отличиться от Микеланджело. У Бандинелли вроде есть работы и получше, но вряд ли вы ими заинтересуетесь, если ваше первое знакомство (как и мое) состоится на площади Синьории во Флоренции. А ведь художник надеялся, что превзошел Микеланджело! Время рассудило иначе.

Кстати, о горе мускулов и анатомических подробностях. Когда–то моя преподавательница физкультуры в университете говорила, что женщины бывают обнаженными и голыми, а мужчины - только голыми. Может быть, она не знала о существовании «Давида»? Микеланджело, кстати, женское тело в качестве предмета для изображения не интересовало: он считал совершенным лишь мужское. Или, может, все дело в том, что трупы ему довелось вскрывать только мужские (смелость для своего времени невероятная, тогда за «осквернение тела» полагалась смертная казнь), а потому и анатомию досконально знал только мужскую? Спросить уже не у кого, а спекулировать можно сколько угодно.

...Флоренция прекрасна. Следы Микеланджело повсюду. Их можно найти у Дуомо (кафедрального собора), чьим куполом работы Брунеллески восхищался мой гений. И, конечно, внимательно изучал: в эпоху Возрождения этот огромный купол, увенчавший самый большой тогда в мире христианский собор, считался непревзойденным архитектурным решением. Пришло время - и Микеланджело его превзошел, создав купол собора Св. Петра в Риме, это и сегодня самый большой собор в мире. Как же его можно не любить и не восхищаться?

Недалеко от Дуомо - дом семейства Буонарроти. Обожаю эти средневековые жилища, которые снаружи выглядят небольшими и скромными, а внутри можно затеряться среди хитросплетений комнат, лестниц, лестничек и коридорчиков. Наряду с коллекцией рисунков (она не слишком велика - 250 листов, будучи перфекционистом, художник уничтожал свои многочисленные наброски, скрывая творческие муки) здесь хранятся две самые первые его работы - «Богоматерь у лестницы» и «Битва кентавров». Автору не было и 20 лет. Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, по этим двум скульптурным работам угадал будущего гения. Годы спустя для семейства Медичи Микеланджело создал великолепную усыпальницу с одними из лучших своих скульптур. Я и там была, конечно.

Буквально выкраденный после смерти из Рима, где его хотели похоронить в соборе Св. Петра, Микеланджело вернулся на родину - таково было его желание. Он похоронен в церкви Санта–Кроче, в пяти минутах ходьбы от дома. Рядом с ним - Данте, Макиавелли, Галилей, Россини и другие знаменитые итальянцы. Им не дают скучать: чтобы зайти в Санта–Кроче, нужно выстоять серьезную очередь. Я прощаюсь со своим гением, но хочу еще больше Микеланджело. Пора в Рим?

Флоренция.

В 1421-1428 году Брунеллески построил капеллу сбоку от храма Сан-Лоренцо (капелла Медичи) во Флоренции. Она должна была стать склепом для дома Медичи. Почти через сто лет папа Лев Х предложил Микеланджело достроить ее фасад. Из-за нехватки денег работы были прекращены.

Флоренция, церковь Сан-Лоренцо

Самая древняя церковь во Флоренции - это храм Сан-Лоренцо. В 339 году этот кафедральный собор освятил св. Амвросий, епископ Милана. В романский период он был перестроен и вновь освящен в 1059 году. В 1418 году Медичи решили полностью его перестроить и поручили это Филиппу Брунеллески. Храм внутри украшен работами Донателло. Капелла принцев стала усыпальницей для всех герцогов Медичи второй линии семьи, начиная с Козимо I. В ней напоказ выставлены богатство и власть Медичи.

Ее заполняют все гербы городов герцогства Тосканского и герб Медичи на потолке. Пышный интерьер из выполнялся в течение почти двухсот лет. Работа сделана очень тщательно. Там должны были быть захоронения шести герцогов. В действительности же огромные саркофаги пусты и служат только в качестве погребальных памятников. На самом деле Медичи похоронены в склепе. За каждым саркофагом В них должны были расположиться скульптуры герцогов. Однако существует только два памятника - статуя Фердинанда I и Козимо II. Купол повторяет купол Брунеллески и украшен сценами из Писания.

Склеп с захоронениями. Капелла принцев

Место для прохода в капеллу Медичи приведет прямо в склеп. Именно отсюда можно пройти в капеллу принцев и Новую Сакристию. Склеп темный и мрачный, что естественно для усыпальницы, где фактически похоронено большинство членов семьи Медичи, в том числе и те, которые должны были упокоиться в капелле принцев.

На картине в величественном кресле сидит высокородная дама. Это Анна Мария Луиза де Медичи, последняя наследница этой семьи, которая скончалась в 1743 году. Она оставила огромное художественное наследство родной Флоренции.

Для любителей Микеланджело

В 1520 году потребовалось соорудить часовню с надгробиями для Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано, а также для двух других сыновей семейства Медичи: Джулиано, герцога Немурского, и Лоренцо, герцога Урбинского. Кроме того, кардинал Джулио, двоюродный брат папы Льва Х, хочет поручить Микеланджело строительство библиотеки. В ней должны разместиться книги, принадлежащие всей семье, а также полученные от разных придворных и других известных книголюбов. Капелла Медичи и Новая Сакристия в ней и библиотека - два ответственных поручения для 45-летнего мастера, которому впервые придется иметь дело с архитектурой.

Новая ризница - это один из архитектурных проектов, который мастер довел до конца. В ней имеется не менее семи скульптур гения эпохи Возрождения.

Начало работы

Кардинал Джулио из рода Медичи, избранный папой под именем Климент VII, призвал Микеланджело в Рим и дал твердые указания о том, что капелла Медичи должна быть незамедлительно достроена. Он желает быть прославленным в веках не менее, чем папа Лев Х и его предшественники, оставившие о себе память как о покровителях архитектуры, скульптуры и живописи. Следовало увековечить образы не бывших в давние времена знаменитых Медичи, а тех, кто установил во Флоренции монархию. Это были два молодых, ничем не прославивших себя герцога. Новая Сакристия в церкви Сан-Лоренцо (капелла Медичи) должна составлять единый комплекс со Старой, которую построил Брунеллески.

Микеланджело задумал и потом сделал ее с более сложными ордерами, карнизами, капителями, дверями, нишами и гробницами. Он отступил от принятых ранее правил и обычаев. Капелла Медичи по желанию папы уже не должна включать в себя гробницы Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано. На почетные места должны встать усыпальницы папы Льва Х и его собственная. Желая, чтобы более никто не пользовался гением Микеланджело, Климент VII предложил зодчему стать монахом и постричься в орден св. Франциска. Когда художник отказался, папа подарил ему дом. Рядом с ним стояла капелла Медичи. Жалованье превысило в 3 раза сумму, которую просил Микеланджело.

Микеланджело во Флоренции

Что предстояло сделать Микеланджело Буонарроти? Капелла Медичи требовала пристройки часовни. Следовало возвести потолочный свод, соорудить световой фонарь и выполнить ряд не менее трудоемких работ. А потом уже можно думать о скульптурах, которыми ваятель намеревался украсить надгробия Джулиано и Лоренцо Медичи. Для этого потребуются рабочие, а значит, и деньги от Климента VII.

Замыслы скульптур герцогов

Какие чувства вызовет капелла Медичи? Микеланджело, не обманывая себя, предполагал, что когда скульптуры будут готовы, они разочаруют тех, кто хочет увидеть изображение двух потомков семьи. В них не будет портретного сходства. Он хотел создать новых людей, порожденных не только их временем, но и собственными новыми художественными задачами. В статуях движение должно передаваться уравновешенностью позы, которая будто застыла в воздухе. Это будут два сильных молодых человека, преисполненных величавого спокойствия.

Капелла Медичи: описание

В гробнице Медичи человек попадает в совсем иной мир, не тот, что был на улице. Вас охватывает чувство тоски и впечатление, что вы находитесь на площади. Вокруг находятся необработанные фасады домов, потому что темные пилястры, наличники на редких окнах, сами окна, светлые стены этого ансамбля дают тревожное ощущение средневековой улицы и площади. Именно такое пространство, которое включает человека в быстро текущий поток времени, создал Микеланджело. Гробница мастера - это размышление о мере изменчивости, длительности и краткости существования, запечатленное в слиянии архитектуры и скульптуры.

Мадонна

В церкви Сан-Лоренцо (капелла Медичи) Новая Сакристия выглядит как свободный куб, который увенчан сводом. Зодчий разместил в стенах ниши с пристенными, значительно увеличенными гробницами. Для них он воспользовался скульптурными фигурами в натуральную величину. Напротив алтаря он поместил скульптурную группу «Мадонна с младенцем» и окружил ее статуями св. Космы и Дамиана (покровители Медичи).

Их по его глиняным эскизам выполняли ученики. Мадонна - ключ ко всей капелле. Она прекрасна и внутренне сосредоточенна. Лицо Мадонны склонено к ребенку. Она исполнена печали и скорби. Мадонна погружена в глубокое тяжелое раздумье. Складки ее одежды создают напряженное ритмическое действие и связывают ее со всей архитектурной формой. Младенец тянется к ней. Он также наполнен внутренней динамикой и напряженностью, которая согласована со всей капеллой. В композиции капеллы Мадонна играет очень важную роль. Именно к ней обращены фигуры Джулиано и Лоренцо.

Статуи в нишах

Без намека на портретное сходство в доспехах древних римлян сидят две аллегорические фигуры. Мужественный, энергичный Джулиано с непокрытой головой опирается на жезл командира.

Он символизирует мир, который пришел после войны. жизни действенной. Тогда как его брат Лоренцо находится в глубочайшем раздумье и символизирует жизнь созерцательную.

Его голова, покрытая античным шлемом, опирается на руку, а локтем - на шкатулку, звериная морда которой символична. Она означает мудрость и деловые качества. Обе фигуры усталы и меланхоличны. Ниши их стиснули, что вызывает у зрителя чувство тревоги и беспокойства. Они переживают тяжкую годину войн и смут и вспоминают Лоренцо Великолепного, благодетеля Италии, при котором царил мир.

Фигуры на крышках саркофагов

Соскальзывая с покатых крышек гробниц, еле удерживаясь на них, лежат скульптурные аллегории утра и вечера у ног Лоренцо и дня и ночи - у Джулиано. Символам бегущего времени мучительно неудобно. Их мощные с идеальными пропорциями тела - овеществленная истома и скорбь. «Утро» медленно и неохотно просыпается, «День» бодрствует безрадостно и тревожно, «Вечер», цепенея, засыпает, «Ночь» погружена в тяжелый беспокойный сон. Что за птица на капелле Медичи? «Ночь» стопой упирается в сову, которая, если вспорхнет, то разбудит ее.

Камень, который она держит в руке, может выпасть в любой момент и тоже разбудить. Нет покоя «Ночи». Об этом говорит и полная страданий маска в ее руке.

Фигура «Дня» заслуживает внимания, потому что удивляет несогласованность ваяния прекрасного тела и с трудом поворачивающейся к зрителю головы. Тело прекрасно и отполировано, а лицо слегка проступает, образ едва намечен. «День» хранит следы инструментов и художественно недооформлен. Недоработаны фигуры «Утра» и «Вечера». Это создает дополнительную выразительность, тревогу и угрозу. Ваятель не побоялся пойти дальше своего времени, заставляя зрителя додумывать и трактовать скульптуры как угодно. Вот перед вами лицо «Вечера» (капелла Медичи). Фотография подтверждает сказанное выше.

Фигуры не хотят ни жить, ни чувствовать. Все вместе времена суток подтверждают девиз Медичи «Всегда» (Semper), означающий постоянное несение службы. Вместе с фигурами молодых людей аллегории заключены в устойчивую треугольную композицию.

«Скорчившийся мальчик»

Капелла Медичи и тяжкое безвременье, которое охватывает в ней человека, обладала еще одной скульптурой, которая сейчас находится в Эрмитаже.

Ее еще называют «Мальчик, вынимающий занозу». Если мысленно вернуть его в капеллу, то окажется, что бесконечность времени соединяется с сиюминутностью. Это маленькая статуя, которая свободно входит в куб. Она, как и «День», не вполне закончена: у нее не доработан низ, а спина не отполирована. Ребенок весь согнулся к больной ноге, такая необычная и неожиданная у него поза. Скульптор стремился удалить из мрамора только предельно необходимое, чтобы, если он упадет с пьедестала, то ничего бы не откололось. Мальчик важен в общем замысле, ибо он - мгновение внутри времени. Если Мадонна - время историческое, христианское, которое объединяло людей той эпохи, то мальчик - его кратковременность. Он и ситуация, и мгновение. Фигуры под нишами находятся в этом же цикле перемен времен, а не сами по себе, выделяясь в нечто особенное. Все у гения существует как в жизни - одновременно и многообразно.

Библиотека Лауренциана

Одновременно с работой в Новой Сакристии, которую он превратил в величественную капеллу, Микеланджело строил библиотеку. Пройдя через уютный дворик, через левый неф можно попасть в нее. Она предназначена только для посвященных.

В ней собраны древние манускрипты, иллюстрированные кодексы, текст унии, которая была заключена на Флорентийском соборе в 1439 году. Сначала появился вестибюль, затем зал для рукописей, где их можно было хранить и читать. У этого длинного помещения из серого камня светлые стены. Вестибюль высокий. Далее, чем в него, туристов не пускают. В нем нет статуй, но имеются сдвоенные колонны, которые углублены в стены. Особое внимание было уделено необычной которая напоминает течение расплавленной лавы. У нее полукруглые крутые ступени и очень низкие перила. Она начинается у порога вестибюля и расширяется, образуя три части. Сам мастер был уже в Риме, когда по его глиняной модели строили лестницу - главную достопримечательность вестибюля.

На этом мы заканчиваем описание творения гениального Микеланджело. В этой грандиозной работе он воплотил свои новаторские замыслы. Они настолько универсальны, что приобрели значение для всего человечества. Так изменилась капелла Медичи. Флоренция получила памятник Медичи, который стал памятником самому городу.

Где находится площадь Микеланджело во Флоренции и как до нее добраться. Пешком, на городском автобусе (прямом или с пересадкой), на машине.

Площадь Микеланджело расположена на холме между садами Боболи и парком Бардини. А потому это одна из лучших смотровых площадок Флоренции - весь город с нее, как на ладони. Единственный минус в том, что лежит она в стороне от исторического центра. Ехать туда лучше сразу, до первого знакомства со столицей Тосканы. Или оставить ошеломляющий вид на десерт. После того как улицы, музеи и набережные города будут исхожены вдоль и поперек, закат на фоне панорамы Флоренции и реки Арно станет завершающим аккордом.

В выходные дни на площади Микеланджело можно встретить не только туристов, но и самих флорентийцев. Горожане любят это место за красивый вид и расположенные поблизости сады Бардини. В этом парке есть укромные места для пикника и огромное количество розовых кустов - с середины весны до поздней осени.

Экскурсии во Флоренции

Площадь Микеланджело входит не во все . Но это и не проблема: дойти туда можно и самостоятельно, достаточно немного сориентироваться в городе. К тому же рано или поздно у всех возникает желание перебраться на другую сторону Арно. И вот там интересно отправиться по тематическому маршруту . За два часа гид откроет все тайны шедевра паркового искусства и семейства Медичи .

Площадь Микеланджело - как добраться

1. Как дойти пешком

Из центра Флоренции до Пьяццале Микеланджело можно дойти пешком. Но будьте готовы, что прогулка туда и обратно растянется на целый день. Много интересного ждет по пути: сады, парки и роскошные панорамы. Какое-то время займет обед в ресторанчике на площади или импровизированный пикник в Саду Роз.

Красивый, познавательный, но длинный маршрут:

  • От Ponte Vecchio до Piazza Poggi. Начать прогулку можно из любой точки Флоренции. Но для примера возьмем ближайшую к стороне реки Арно точку - переполненный сувенирными лавками . От него нужно повернуть налево, на Via de’ Bardi. Это улица плавно переходит в Via di S. Niccolò. Пройдя по ней около полукилометра, вы выйдете к площади Piazza Giuseppe Poggi.
  • От Piazza Poggi до Piazzale Michelangelo. От площади Poggi достаточно придерживаться Viale Giuseppe Poggi, и она постепенно (через две крутых лестницы) выведет вас к Пьяццале. Можно сделать крюк и пройти через благоухающий Сад Роз (итал. Giardino delle Rose) - место, где флорентийцы устраивают пикники с сыром, хрустящим хлебом, помидорами и вином.

Как быстрее дойти до площади Микеланджело пешком:

  • От Ponte alle Grazie до Piazza dè Mozzi. Через мост, расположенный чуть ближе к Пьяццале, чем Понте Веккьо, нужно двигаться в сторону Piazza dè Mozzi.
  • От Piazza dè Mozzi до Giardino delle Rose. Этот маршрут проведет вас через сам Сад Роз, если от Piazza dè Mozzi вы будете идти по Via di S. Niccolò (300 м), Via S. Miniato (70 м), а затем Scalea del Monte alle Croci/Scalinata del Monte alle Croci до лестнице. Она-то и выведет вас на вершину холма.

2. Как добраться на автобусе

Тут все еще проще. Если вам не нравится долго ходить пешком, можно доехать до площади Микеланджело на автобусе: № 12 (от садов Боболи), 13 (от Понте Никколо), C2 + 13 (от Пьяцца Дуомо с пересадкой на Piazza Cesare Beccaria).

Или на красном экскурсионном автобусе. Площадь Микеланджело, как и добрая половина , входят в его маршрут.

3. Как доехать на авто (+ парковки)

Добраться на машине до Пьяццале Микеланджело тоже просто. Около трех километров от Ponte alle Grazie через Viale Michelangiolo. Достаточно следовать указателям - а их немало - или забить маршрут в навигатор. Правда, последний иногда творит чудеса и ведет себя не хуже Сусанина, но можно ведь и дорогу спросить в крайнем случае. Труднее на площади Микеланджело обстоят дела с парковками.

  • Выделенная парковка на самой Пьяццале, рассчитанная на 72 места, платная . За первый час пребывания берут 1 €, за каждый последующий - 2 €. Оплата взимается ежедневно, без перерывов и праздничных дней. Только в субботу и воскресенье можно припарковаться бесплатно с 0:00 до 8:00 утра.
  • Можно припарковаться у дороги, ведущей на холм . Viale Michelangiolo идет вдоль Сада Ирисов (итал. Garden of Iris). В начале ее бывают свободные парковочные места, бесплатные. Но тогда и взбираться вверх придется пешком.
  • На Via Delle Porte Sante есть платная автостоянка . Если, помимо площади, планируете посетить базилику Сан-Миниато, можно парковаться.

Где остановиться в районе площади

Жить в районе Пьяццале - не лучшая идея, потому что находится она далековато от исторического центра. А вот поселиться на полпути к ней от моста Веккьо - идея гораздо лучше. Во-первых, многие объекты, представляющие интерес, в шаговой доступности. Во-вторых, рядом лучшие парки Флоренции: Боболи и Бардини, Сад Роз и ботанический сад Ирисов. Ну и, в-третьих, цены на этом берегу Арно ниже, чем на противоположном. При этом вид на город - несравнимо лучше.

1. Hotel Silla

Адрес: Via De’ Renai 5, Флоренция, Италия

Стандартный номер в Hotel Silla

Трехзвездочный отель недалеко от набережной Арно. Из верхних номеров открывается вид на город, на крыше - терраса, где можно завтракать в теплое время. Сама здание (XVI век) и номера оформлены во флорентийском стиле; чистота, уют, бесплатный wi-fi, частная парковка. Минус: завтрак итальянский, без мясных блюд.

2. FuordArno Bed & Breakfast

Адрес: Lungarno Torrigiani 3, Флоренция, Италия

Номер отеля FuordArno Bed & Breakfast

Отель на том же левом берегу, типа «постель и завтрак». Мало того, что уютный и аутентичный, так еще и по флорентийским меркам бюджетный. Номера оформлены в романтичном стиле, из окон открывается вид на реку Арно и Ponte alle Grazie (ближайший к площади Микеланджело мост). Отличные завтраки!

Исторические факты

Не все знают, что площадь Микеланджело - один из «новоделов» Флоренции. И это в городе, где большинство зданий датируются XIV-XVI веками! Настоящего эстета такая новость может повергнуть в шок. Но это их дело, а нам с вами главное знать, что Пьяццале не имеет ничего общего с Микеланджело Буонаротти. Она всего лишь носит его имя, но сам великий мастер не приложил руку ни к одной из ее построек .

Поскольку с Пьяццале открывается один из лучших видов на Флоренцию, все и хотят знать, как проще, а главное быстрее можно добраться до площади Микеланджело из центра города. К примеру, от моста Веккьо или галереи Уффици.

Вид со смотровой площадки площади Микеланджело - та самая «вишенка на торте». Как купол Дуомо в архитектурном ансамбле Флоренции.

Строительство площади Микеланджело (итал. Piazzale Michelangelo ) проходило в годы, когда наряду с другими итальянскими городами, подверглась капитальной реконструкции. Проект принадлежит архитектору Джузеппе Поджи, оказавшему огромное влияние на современный облик города, наряду с Вазари и Буонталенти.

Строительные работы под его руководством были завершены к 1869 г. в рамках масштабной перестройки левого берега реки Арно. Площадь получила название в честь итальянского - великого Микеланджело.

* Даже в пасмурную погоду рассмотреть интересные места Флоренции, шпили церквей и соборов не составит труда. На месте установлена большая карта Флоренции.

Интересно, что через площадь Микеланджело проходил маршрут «трамвая Кьянти», соединявшего город с двумя тосканскими коммунами - Греве-ин-Кьянти (итал. Greve in Chianti ) и Сан-Кашано-ин-Валь-ди-Пеза (итал. San Casciano in Val di Pesa ). Но в 30-х гг линия была закрыта по причине краха управляющей компании. И очень жаль, потому как в городках по-прежнему производят лучшее в Тоскане.

Что посмотреть на площади Микеланджело

  • Смотровая площадка стала ее главным достоянием . Других значимых достопримечательностей / исторических памятников на площади Микеланджело нет. Днем с вершины холма виден Старый город Флоренции: мосты и набережные Арно, колокольню Джотто, огромный и базилику Санта-Кроче. Вечером можно насладиться закатом, а затем ночной подсветкой города.
  • В центре Пьяццале Микеланджело в 1873 г. была установлена копия самого выдающегося творения скульптура - статуя «Давид» . Чуть позднее у подножия беломраморного постамента появились еще четыре копии скульптур легендарного творца - аллегории из мемориальной часовни Медичи в базилике Сан-Лоренцо. «Двойники» стоят там по сей день и, в отличие от оригиналов, изготовлены не из мрамора, а из бронзы.
  • По завершению архитектурно-строительных работ на площади в 1869 г. была завершена и «лоджия», где задумывался музей . Экспозицию планировалось посвятить работам Микеланджело. Однако проект архитектора Джузеппе Поджи так и не воплотился в жизнь. В пустующем долгое время помещении какой-то предприимчивый итальянец открыл ресторан La Loggia .
  • Просторная автомобильная парковка , прилегающая к смотровой площадке, завершает архитектурный ансамбль площади Микеланджело.

Вопрос - Ответ

Стоит ли побывать на площади Микеланджело во Флоренции? Однозначно, да. И неважно, когда вы это сделаете - в начале отдыха или в конце, оставив самое «вкусное» напоследок. Главное, что нет такого человека, влюбленного в путешествия, которого не впечатлил бы закат со смотровой площадки.

Видеоотчет о посещении площади Микеланджело на закате. Что будет, если не полениться и все-таки отправиться полюбоваться видом.


Смотровая площадка расположена в двух километрах от площади Дуомо и Санта-Мария-дель-Фьоре. Можно доехать на автобусе (как с пересадками, так и без), заказать экскурсию или дойти пешком. Пьяццале Микеладжело на карте:

Close