Одна из самых ожидаемых премьер сентября - американский фильм «Чудо на Гудзоне», снятый режиссёром Клином Иствудом. Сценарий Тодда Комарники основан на реальных событиях 15.01.2009, когда пилотами авиарейса Нью-Йорк - Шарлотт была совершена аварийная посадка на Гудзон воздушного судна компании US Airways спустя 308 секунд после взлёта. Статья посвящена одному из немногих авиационных инцидентов, обошедшихся без человеческих жертв благодаря безупречным действиям экипажа.

Авиационное происшествие

Рейс 1549 вылетел из аэропорта Ла-Гуардия с опозданием. Из-за плохой погоды сто пятьдесят пассажиров и пять членов экипажа ожидали разрешения на взлёт до 15:24. Небо расчистилось, но ожидался шторм, поэтому люди мечтали добраться к пункту назначения как можно быстрей. французского производства находился в эксплуатации всего 10 лет и слыл довольно надёжным воздушным судном, поэтому ничто не предвещало беды. Для опытного экипажа завершался четвёртый день полётов, после которого должен был последовать отдых.

На 91-й секунде боковым зрением второй пилот увидел стаю птиц, после чего возникло ощущение, что лайнер резко остановился, натолкнувшись на бетонную стену. Оба двигателя заглохли, при этом в левом начался пожар. Передав сигнал о бедствии, экипаж начал сверять свои действия с процедур. Перезапуск двигателей оказался невозможным из-за малой высоты, а предлагаемые диспетчером аэропорта посадочные полосы не гарантировали успех. Аварийная посадка A320 на Гудзон казалась единственным выходом в сложной ситуации. У капитана авиалайнера были лишь секунды, чтобы принять решение, от верности которого зависела жизнь 155 человек.

Экипаж

Волею судьбы лайнер оказался в руках опытного экипажа.

Капитан Чесли Салленбергер, 1951 года рождения, через несколько дней должен был отметить свой пятьдесят восьмой день рождения. За его плечами годы военной службы и налёт в размере 19663 часа. Двадцать девять лет пилот высшего класса отдал гражданской авиации, он был экспертом по безопасности полётов.

Для сорокадевятилетнего Джеффри Скайлза это был один из первых полётов на Airbus A320. Но он был отлично подготовлен теоретически, ибо только закончил переобучение на данный класс самолётов, имея общий налёт в 15643 часа.

Посадка А320 на Гудзон казалась обоим единственно возможным способом избежать катастрофы. Расшифровка переговоров в кабине лайнера покажет, насколько точны и хладнокровны были их действия, что позволит мэру Нью-Йорка назвать Чесли Салленбергера «Капитаном Спокойствие». Опытными были и стюардессы, предотвратившие панику на борту. Каждая из них отдала авиации более 25 лет.

Экстренная посадка

Когда по салону разнёсся запах и угас звук двигателей, пассажиров охватил страх. Услышав характерный признак включения микрофона, каждый надеялся на сообщение, что самолёт вернётся в аэропорт и всё будет хорошо. Но капитан лайнера объявил о готовности к жёсткой посадке. Чесли Салленбергер развернул А320 на юг в сторону реки, хотя по маршруту он двигался в северо-восточном направлении. Второй пилот обеспечивал герметичность, необходимую при приводнении. Посадка на Гудзон требовала филигранной точности маневра, в ином случае катастрофа становилась неизбежной. Электронный мозг продолжал работать. Командиру экипажа удалось выровнять баланс, не задев и на минимальной скорости посадить самолёт напротив Манхэттена.

Казалось, лайнер сразу же устремился на дно. От него обрывало какие-то части, людей швыряло по салону, но, спустя непродолжительное время, он всплыл на поверхность, словно поплавок. Где-то образовалась течь, салон стал наполняться ледяной водой. Экипаж организовал эвакуацию пассажиров. Захватив плавсредства, люди стали выбираться через аварийные выходы на крылья. Никто не знал, возможен ли взрыв авиалайнера, но низкая температура воды не позволяла плыть самостоятельно. Только через 10 минут прибыли первые спасательные паромы, началась эвакуация пострадавших, 78 из которых получили различные травмы. Но, главное, все были живы.

В четверг, 15 января, аэробус A-320 авиакомпании US Airways вылетел из нью-йоркского аэропорта "Ла Гуардиа" рейсом в Шарлотт, штат Северная Каролина. Однако уже через несколько минут после взлета из-за повреждения обоих двигателей ему пришлось в экстренном порядке совершить посадку – прямо в воды Гудзона, недалеко от Манхэттена, среди небоскребов. 150 пассажиров и 5 членов экипажа чудесным образом спаслись, а Америка вместо нового 11 сентября обрела нового героя.

Официальных сведений о причинах ЧП еще не поступало, однако можно не сомневаться, что эксперты подтвердят слова пилота. Сидевший за штурвалом Чесли Б. Салленбергер III (Chesley B. Sullenberger III) буквально через несколько минут после вылета сообщил авиадиспетчерам, что самолет попал в стаю птиц – по разным данным, гусей или чаек, две из которых повредили двигатели A-320.

Первоначально пилот хотел вернуться в нью-йоркский аэропорт, и диспетчеры дали на это свое разрешение. Затем он сообщил, что посадит самолет в аэропорту Тетерборо, штат Нью-Джерси, который оказался ближе. После этого связь с ним прервалась.

Пассажиры рейса 1549 рассказали, что в момент столкновения со стаей аэробус затрясся, а они услышали громкий хлопок и почувствовали запах дыма, некоторым через стекла иллюминаторов был виден огонь. Спустя несколько секунд пилот по громкой связи объявил: "Приготовьтесь к удару! Мы садимся на воду".

Люди, находившиеся в высотных домах неподалеку от Гудзона, могли наблюдать удивительную картину: самолет, успевший подняться на высоту около километра, стал снижаться прямо над мостом Джорджа Вашингтона и опустился на поверхность реки. Один из свидетелей рассказал, что когда аэробус приводнился, раздался такой громкий всплеск и в стороны полетело так много воды, что он сперва не понял, что произошло, и подумал, что это судно потерпело аварию. Другой из окон своего офиса увидел снижающийся самолет и решил, что повторяются события 11 сентября 2001 года.

Многие из очевидцев происшествия подумали, что самолет мгновенно потонет в ледяных водах Гудзона – однако, напротив, он удержался на плаву и, вращаясь против часовой стрелки, стал дрейфовать на юг, повинуясь мощному течению. После открытия аварийных выходов на борт судна стала просачиваться вода – кто-то из пассажиров стал забираться с ногами на сиденья, другие надели спасательные жилеты и оказались по пояс в воде.

Когда люди, находившиеся в самолете, осознали, что приводнение прошло успешно, они стали выбираться на крылья и крышу авиалайнера, который, набирая воду, стал постепенно тонуть. К ним на помощь немедленно направились лодки спасателей и полицейских, а также береговая охрана и частные паромы, которые курсируют по Гудзону. На вертолетах к месту происшествия были доставлены водолазы в специальных костюмах, которые защищают от холода.

В течение следующего часа Америка, затаив дыхание, следила за телевизионными репортажами о спасательной операции. Ее надо было закончить быстро – с наступлением сумерек начинало заметно холодать. Специальные службы сработали безукоризненно – в скором времени все пассажиры, среди которых был как минимум один ребенок, а также два пилота и три бортпроводника были эвакуированы с самолета. Командир экипажа покинул самолет последним – перед этим он дважды обошел салон, чтобы убедиться, что в нем никого не осталось.

В результате происшествия никто не погиб – и это стало главной сенсацией. Сообщалось, что из 155 человек пострадали 78, однако большинство из них получили не травмы, а обморожение: стоял морозный день, температура воздуха в Нью-Йорке опустилась до минус восьми градусов по Цельсию, а температура воды, в которой некоторые пассажиры провели достаточно времени, была немногим выше ноля. Пострадавших доставили в больницы Манхеттена и Нью-Джерси, однако большинству из них продолжительное лечение не понадобилось. Тем временем полузатонувший аэробус отбуксировали вниз по Гудзону и пришвартовали в Нью-Йоркской гавани у Бэттери-парка.

57-летний пилот стал главным героем события, которое многие, в том числе губернатор Нью-Йорка Дэвид Паттерсон, окрестили "чудом на Гудзоне". Члены экипажа потом рассказывали, что Чесли Салленбергер оставался абсолютно спокойным, когда сажал самолет на воду. Эксперты, опрошенные американскими СМИ, рассказывают, что приводнение – чрезвычайно сложный маневр. Если бы пилот неправильно рассчитал угол снижения, у аэробуса сломались бы крылья и он бы опрокинулся набок. Кроме того, летчиков не учат сажать на воду пассажирские самолеты. Однако у свидетелей происшествия создалось впечатление, что самолет был полностью под контролем пилота, как будто поверхность Гудзона была ровной посадочной площадкой.

Когда СМИ раскопали биографию пилота A-320, оказалось, что Чесли Салленбергер полностью подходит на роль нового героя нации. Он выпускник Академии ВВС США и еще двух университетов, семь лет служил в американских военно-воздушных силах и летал на истребителях F-4. После этого он работал в службе, занимавшейся изучением обстоятельств авиакатастроф, и участвовал в нескольких расследованиях, проведенных Национальным советом по безопасности транспорта. На службу в авиакомпанию US Airways он перешел в 1980 году, а общий летный стаж Салленбергера составляет более 40 лет.

Кроме того, пилот оказался еще и бизнесменом – он основал компанию Safety Reliability Methods , которая оказывает консультации по технике безопасности на авиатранспорте. Также "Салли" (этим дружеским прозвищем летчика в порыве восторга стала называть вся американская пресса) преподавал курс правил поведения в экстремальных ситуациях сотням своих коллег и помогал ученым из NASA работать над докладом об условиях возникновения ЧП в авиации. Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг заявил, что пилот мастерски справился с посадкой самолета на воду, на сайте Facebook в считанные часы после катастрофы открылось сообщество фанатов"Салли", а пассажиры аэробуса в своих интервью не переставали благодарить его за свое спасение.

Подвиг пилота выглядит еще более убедительным, если вспомнить, что совсем немного вынужденных приводнений заканчивались благополучно для всех авиапассажиров. Некоторые американские СМИ по контрасту вспомнили историю самолета "Боинга-737"
авиакомпании Air Florida. В январе 1982 года он попал в снежный буран и из-за обледенения и ошибки пилота врезался в мост над рекой Потомак. Тогда погибли 74 из 79 человек, находившихся на его борту, а также четверо человек, ехавших в своих машинах по мосту.

Однако "Лента.ру" предлагает вспомнить куда более подходящее случаю событие – посадку Ту-124 на Неву в августе 1963 года. Экипаж самолета, следовавшего из Таллина в Москву, обнаружил, что у авиалайнера заклинило переднюю опору шасси. Было принято решение посадить его в аэропорту "Пулково". Самолет начал облетать Ленинград, вырабатывая топливо, и когда из-за нехватки горючего у него отказал один из двигателей, экипажу разрешили совершить сквозной пролет через город. Однако когда Ту-124 пролетал над самым центром Питера, перестал работать и второй двигатель, и экипажу во главе с Виктором Мостовым не оставалось ничего другого, кроме как приводниться на Неву – в районе Финляндского железнодорожного моста. Все 52 человека, находившиеся на борту самолета, выжили.

В четверг вечером у самолета Airbus A320 рейса 1549, вылетевшего из нью-йоркского аэропорта La Guardia в Северную Каролину, сразу же после взлета отказали оба двигателя . Через 6 минут полета он был вынужден совершить экстренную посадку на воду Гудзонского залива.

По счастливому стечению обстоятельств и благодаря выдающимся способностям экипажа все 150 пассажиров остались живы. Они покинули судно через аварийные выходы, причем некоторым из них пришлось дожидаться помощи спасателей, находясь на крыльях самолета. Командира экипажа Чесли Салленбергер спасательный жилет надеть отказался и покинул самолет последним.

Герой дня

Командир экипажа стал героем дня. "У нас было "чудо на 34-й улице", - сказал губернатор штата Дэвид Паттерсон. - Теперь у нас "чудо на Гудзоне". Мэр Нью-Йорка Майкл Блумбер официально объявил Салленбергеру благодарность, а в интернете появился сайт фанатов Салленбергера.

Салленбергер, помимо пилотирования самолетов, руководит компанией, оказывающей консалтинговые услуги в области безопасности. Он участвовал в нескольких расследованиях Национального комитета безопасности перевозок США и изучал психологию поведения в случае кризиса.

Столкновение с птицами

По предварительной версии, причиной поломки двигателей стали случайно залетевшие туда птицы. По словам пассажиров, сражу же после взлета судно столкнулось со стаей птиц, после чего они услышали звук, похожий на взрыв. "Двигатель вспыхнул. Повсюду был огонь и запах бензина", - говорит Джефф Колоджей, один из пассажиров. Возможность теракта власти исключают.

Пилот самолета сообщил о поломке в контрольно-диспетчерский пункт, попросив разрешения снова сесть в LaGuardia. Диспетчер, согласно записи последних переговоров между пилотом и диспетчерской, направил его для аварийной посадки на взлетно-посадочную полосу в Нью-Джерси. В этот момент связь с самолетом прервалась. Как известно теперь, в этот момент на борту судна пассажиры молились и отправляли родным sms-сообщения: "Мой самолет терпит крушение".

По невыясненным пока причинам, пилот решил направить самолет не в сторону Нью-Джерси, а к Гудзонскому заливу. Капитан корабля по громкой связи велел пассажирам приготовиться к экстренной посадке на воду, после чего самолет плавно опустился на воду. Как говорит один из пассажиров Джо Харт, толчок при посадке "был не сильнее, чем при столкновении с движущимся сзади автомобилем".

К тому моменту, как к месту посадки прибыли спасатели береговой охраны, самолет погрузился в воду до иллюминаторов. Некоторые пассажиры стояли на крыльях, а другие были в воде. Стоит отметить, что вчера температура воздуха в Нью-Йорке была -6 градусов, что довольно холодно для нью-йоркской зимы.

Счастливое спасение

Оперативные действия пожарной службы, береговой охраны и полицейских, которые быстро явились на место происшествия, стали еще одной причиной спасения 150 пассажиров и 5 членов экипажа самолета. Как сообщает пожарная служба, 78 человек нуждались в помощи парамедиков. Спасатели береговой охраны вытащили из воды и доставили на берег 35 человек. Два полицейских рассказывают, что вытащили из надувной лодки женщину, которая была "перепугана насмерть" и впала в летаргию из-за переохлаждения.

В настоящее время перевозками людей занимаются несколько сфер: автомобильная, железнодорожная и, конечно же, авиационная. Последняя, кстати, считается самой безопасной, так как количество аварийных ситуаций гораздо меньше. Полет в самолете один из самых комфортных и быстрых, поэтому большинство склоняется все-таки к этому виду перемещения из пункта А в пункт В . Но не всегда все бывает так, как задумывается изначально.

Без вариантов
Бывают такие случаи, что самолету необходимо сделать вынужденную посадку. К примеру, отказал или загорелся двигатель. Садиться приходится абсолютно в любое место. Так в конце 60-х годов русский летчик по фамилии Мостовой сделал вынужденную посадку на Неву , когда у самолета Ту-124 отказал правый двигатель.

Через несколько десятилетий история повторяется. В этот раз обязан был спасти пассажиров, сделав вынужденную посадку на Гудзон . Очередное героическое спасение людей нельзя оставлять без внимания.

«Top flyer»
– молодой и амбициозный юноша, увлекшийся авиатехникой еще в далеком детстве. В тот год, когда советский летчик совершил вынужденную посадку, Чесли уже был членом общества IQ Менса . На тот момент ему было всего-навсего двенадцать лет от роду.

Через несколько лет он вступает в один известный аэроклуб. Там же приходит осознание того, что быть летчиком – вот мечта всей его жизни. Ради этого он был готов на все. Чуть позже, когда Чесли стал совершеннолетним, он поступил в летную академию Соединенных Штатов Америки . Понравившись всем преподавателям и доказав, что молодой юноша заслуживает быть летчиком, он заканчивает учебное заведения с самой высокой квалификацией – Top Flyer , что переводится на русский язык как «летчик высшего класса».

Семь долгих лет Салленбергер работал летчиком военной авиации, выполняя различные боевые задания. Со временем он понимает, что это не совсем то, чем он хотел заниматься всю жизнь. И затем он совершает одно из важнейших решений в своей жизни – переходит в гражданскую авиацию. Тут у него карьера пошла в гору. Даже открыта своя небольшая фирма, которая консультирует людей по авиабезопасности.

Но большую часть времени и сил летчик тратил именно на то, что ему нравилось – управление воздушным судном. Более тридцати лет он был одним из лучших пилотов известной авиалинии США – US Airways , где за всю практику не было ни одного несчастного случая.

Ох уж эти птицы
Реальная история чуда на Гудзоне начинается в январе 2009 года. Пилот как обычно приходит на работу, где ему предстояло перевезти пассажиров из Нью-Йорка в Сиэтл с посадкой в Шарлотт . Пассажирский авиалайнер должен был взлететь в 15:20.

Интересный факт: пилот всю жизнь проработал только в US Airways, даже не подумав сменить авиакомпанию.

Полет должен был выполняться на Airbus A320 , который выпустили в 1999 году. За все время эксплуатации лайнер ни разу не вызывал нареканий, так как плановое техническое обслуживание проходило вовремя. Второй пилот – Джеффри Скайлз , который около двух десятков лет проработал в этой компании, но на А320 сел второй раз в жизни.

Всего на борту самолета находилось чуть больше 150 человек, включая летчиков и стюардесс. Но сразу же после поднятия в небо, примерно через полторы минуты, случилось ужасное – навстречу лайнеру попалась большая стая гусей. Если бы птицы попали в один двигатель, что повлекло бы за собой его отказ, то самолет долетел бы до пункта назначения, используя другой. А в этом случае гуси оказались в обоих двигателях, которые, как ни странно, отказали.

Пассажиры в салоне самолета слышали сильные удары. Запах дыма проникал вовнутрь, а некоторые люди через окно иллюминатора видели горящие двигатели, что, конечно же, навело огромную панику внутри салона.

Искупаемся?
Чесли сообщил диспетчерам, находящимся на земле, о том, что он обязан совершить вынужденную посадку. Так как самолет был в воздухе полторы минуты и не сумел подняться на нужную высоту, вывод был сделан сразу – возвращаться бесполезно, потому что лайнер попросту не долетит. Была также мысль о том, чтобы посадить воздушное судно в соседнем городе – Тетерборо . Но ситуация повторяется: запаса высоты не хватит долететь до места назначения. На этом моменте связь с землей прерывается. Пилоты принимают решение повернуть А320 в сторону юга, где протекает река Гудзон . Увидев перед собой огромный мост имени Вашингтона, Чесли с напарником смогли его облететь, приземлившись на воду. В этот момент в салоне авиалайнера была уже серьезная паника, но пилот успокоил людей словами: «Внимание, вынужденная посадка на воду. Всем сохранять спокойствие» .

Посадка прошла успешно – пострадали всего несколько человек, но не погиб никто. Самолет на несколько секунд погрузился под воду, а затем «вынырнул» наружу. Прыжком за борт из лайнера было не выбраться, так как это могло повлечь за собой смерть. Все потому, что за окном морозный январь, а вода, естественно, ледяная.

Тогда пассажиры начинали выбираться на крылья и корпус самолета. Сотрудники береговой охраны и добровольцы, располагающие плавательными средствами, двинулись на помощь. Все люди были спасены. А капитан, как полагается, покидает борт последним, убедившись в том, что на нем никого не осталось.

Честь и слава
Лайнер был отбуксирован к ближайшему берегу и передан в музей. После реальной истории самолета, получившей название «Чудо на Гудзоне», в небо он больше ни разу не поднимался.

Летчик получил мировую славу, героически спасши людей. Многие телевизионные шоу начали приглашать Чесли в гости, чтобы вновь услышать эту страшную историю из первых уст.

Спустя несколько лет на телеэкраны выходит фильм с одноименным названием «», главную роль в которой играет известный актер Том Хэнкс.

Сегодня у Америки и всего мира появился новый герой. 57-летний пилот авиакомпании «Ю-эс Эйрвэйз» (US Airways), бывший военный Чесли Салленбергер (Chesley Sullenberger) буквально за несколько секунд спас полторы сотни жизней и навсегда вписал свое имя в историю авиации.

То, что удалось Салленбергеру, звучит почти как фантастика. После отказа обоих двигателей он принял единственно верное решение и большой пассажирский А-320 на воду реки Гудзон фактически посреди Нью-Йорка. Посадил так, что все пассажиры и члены экипажа остались живы. Кадры с места аварии, благодаря пилоту не ставшей катастрофой, сегодня показывают все мировые телеканалы.

Собкор НТВ в Нью-Йорке Алексей Веселовский восстановил хронологию событий.

Настоящим чудом назвали в Америке спасение пассажиров рейса №1549 авиакомпании «Ю-эс Эйрвэйз», который пилоты посадили в Гудзон. Случай действительно уникальный. Лайнер с неработающими двигателями посадили на воду так, что не погиб ни один человек.

Аэробус А-320 со 150 пассажирами и пятью членами экипажа на борту вылетел из Нью-Йоркского аэропорта Ла Гуардия в Северную Каролину. Он еще набирал высоту и находился над Манхэттеном, когда внезапно врезался в стаю птиц. Оба двигателя самолета в считанные секунды вышли из строя.

Карл Базариан, пассажир самолета: « Когда раздались хлопки, мы подумали, что невозможно, чтобы сразу два двигателя вышли из строя. И мы решили, что разворачиваемся, чтобы вернуться в Ла Гуардию. И тут кто-то произнес: „Господи, этот парень в реку падает!“ И тут же мы начали резко снижаться, пилот сказал: „Приготовьтесь к удару“».

Командир корабля принимает единственно верное решение — садиться на воду. Под аэробусом лентой тянется Гудзон. Самолет теряет скорость, внизу густонаселенные районы, в аэропорт не дотянуть. На любительских фотографиях, сделанных за секунды до падения самолета в воду, видно, что аэробус садится с большим углом атаки. Это значит, летчики сбросили скорость до максимально возможной.

Джефф Колоджей, пассажир: «Было очень страшно. Потом был сильнейший удар, люди в крови. Там, откуда я выбирался, женщина здорово порезала ногу. Все разбили головы, но летчик, конечно, нас спас».

А-320 сел на воду в районе 46-й улицы рядом с паромной переправой, которая связывает Нью-Йорк и штат Нью-Джерси. Неизвестно, намеренно выбрал командир корабля эту точку или нет, но благодаря близости переправы пассажиры в считанные минуты после падения, пока самолет как-то держался на плаву, были спасены. Туристические суда и лодки спасателей окружили аэробус практически моментально.

Помощь пришла так быстро, что некоторые пассажиры вышли буквально сухими из воды. Многие даже не успели замерзнуть, хотя температура в Нью-Йорке была минус шесть градусов, да еще с ветром. Почти у всех небольшие ушибы и ссадины. Несколько переломов. В больницы из 150 пассажиров отправились единицы, и все благодарили пилота за чудесное спасение.

Брэд Вентзелл, пассажир самолет: « Этот летчик, этот человек, ему надо отдать должное. Из-за него у моей дочки по-прежнему будет папа, а у моей жены — муж».

Командира корабля, который спас рейс №1549, зовут Чесли Салленбергер. В прошлом военный летчик, его летный опыт насчитывает 40 лет. 28 из них он работает в компании «Ю-эс Эйрвэйз». И только благодаря ему и целой цепочке уникальных совпадений стало возможным чудо на Гудзоне.

С 1998-го по 2004-й год только в Соединенных Штатах было зафиксировано 56 тысяч случаев столкновений самолета с птицами. На испытаниях двигатели специально забрасывают тушками куриц и уток, и они продолжают работать. Очевидно, что на этот раз аэробус столкнулся с более крупными особями, говорят о стае диких гусей. Причем так же уникально, что птицы вывели из строя сразу два двигателя самолета.

Повезло, что все происходило днем, а погода стояла ясная. Ночью посадить лайнер на воду было бы практически невозможно. И самое главное — работа пилотов, которые подошли к воде с очень малой скоростью и без крена. Только благодаря этому фюзеляж аэробуса не развалился при ударе, и все люди остались живы. Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг назвал командира корабля героем.

Майкл Блумберг, мэр Нью-Йорка. «Я долго говорил с командиром. Он дважды прошел по самолету после того, как все эвакуировались, чтобы лишний раз убедиться в том, что на борту никого не осталось. По-моему, пилот сделал невероятное».

Сейчас Федеральная авиационная комиссия готовит официальный доклад о причинах аварии. Инспекторы осматривают двигатели аэробуса, который после того как его протащило течением несколько миль, привязали тросами к набережной в Нижнем Манхэттене.

Опытные российские пилоты подтверждают — американский летчик действительно проявил чудеса профессионализма. Посадка на воду — крайне сложный маневр, особенно для самолетов, у которых двигатели расположены под крылом.

Игорь Чалик, командир отряда А-320 авиакомпании «Аэрофлот»: «При посадке на воду, если сделать ее неаккуратно, нижние кромки двигателя цепляются за воду первыми, возникает большой пикирующий момент, и самолет может уйти под воду. Задача летчика в этой нестандартной ситуации в том, чтобы погасить скорость до минимальной и сесть сначала на заднюю часть фюзеляжа, а потом медленно опустить нос, компенсируя этот пикирующий момент.

Это очень редкий случай, и за всю историю гражданской авиации могу вспомнить 3–4 случая, когда посадки так производились. Должен быть очень серьезный отказ, чтобы у пилотов не было возможности сесть либо на аэродроме, либо на земле».

Самый известный произошел в 68-м в Ленинграде. Тогда у пассажирского Ту-124 , летевшего из Таллина, заклинило шасси, а затем и закончилось топливо. Пилотам ничего не оставалось, кроме как посадить лайнер на Неву. Никто не пострадал. Командира экипажа сначала уволили, но потом наградили орденом.

В тот же год подобное случилось и в Америке. Пилот самолёта Ди-си-8 (DC-8) «Японских авиалиний» сбился с курса и успешно сел на водную гладь недалеко от аэропорта Сан-Франциско.

Единственный случай, когда приводнение пассажирского лайнера удалось снять на видео, — это 1996 год, Коморские острова. «Боинг» «Эфиопских авиалиний» был захвачен террористами. Когда в баках кончилось топливо, пилоты попытались посадить самолет на воду. Закончилось это неудачей — погибли 127 человек.


Close