Каждый турист, посещающий Северную столицы, считает своим долгом побывать здесь. Монументальная, но изысканная, огромная, и при этом уютная, Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге на фото выглядит потрясающе, да и в жизни способна вскружить голову любому.

История появления, застройка

В последние годы ее вид остается неизменным, но так было, конечно, не всегда. Формируя свой облик на века, Питер и Дворцовая площадь застраивались постепенно. В ноябре 1704 года была заложена . Она являлась и крепостью, а вокруг, как полагается, был создан гласис — свободное пространство для маневров артиллерии в случае нападения врага с суши. Позже здесь работал Морской рынок, а оставшаяся территория заросла травой и превратилась в Адмиралтейский луг. Здесь пасли скот, проводили военные учения, а также ярмарки, представления, народные гуляния.
В 1753 году Франческо Растрелли спроектировал новый вид площади и Зимнего дворца, выходящего на нее своим южным фасадом.

Дворцовая площадь и Александровская колонна: вид с высоты птичьего полета.

Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга и одна из красивейших в мире, ее образуют исторические памятники культурного наследия Российской Федерации: Зимний дворец, здания Главного штаба и штаба Гвардейского корпуса, Александровская колонна.

История и общая информация

Предыстория площади отсылает нас к петровским временам строительства Адмиралтейской верфи. На случай нападения неприятеля с суши для обеспечения действия артиллерии перед крепостью было оставлено открытое пространство — так называемый гласис. Его фортификационное значение вскоре было утрачено: участок занимали вначале склады адмиралтейских припасов, потом крупный Морской рынок (заросший травой он превратился в Адмиралтейский луг).

В 1735 году императорский двор Анны Иоанновны переехал из Москвы в Петербург, в перестроенный по проекту Ф. Б. Растрелли Зимний дворец, фасады которого выходили на Неву, и «луговую сторону». Огромная поляна с небольшими прудами, примыкавшая к дворцу, становится местом проведения великосветских развлечений и народных гуляний, размах которых поражает воображение. По высочайшему указу возводились павильоны, устраивались винные фонтаны, громадные туши быков жарились для съедения народом…

Императорская резиденция неоднократно подвергалась реконструкции под руководством незаменимого Растрелли. Ему же принадлежит первый проект организации площади перед южным фасадом дворца, выполненный в 1753 году, согласно которому она рассматривалась в виде круга с колоннадой. Незаконченная при жизни итальянского зодчего площадь неоднократно перепроектировалась и перестраивалась.

В 1762 году завершилось строительство Зимнего дворца. Его торжественному открытию к Пасхе мешали только груды строительного мусора, остававшиеся на большом участке перед дворцом. Благодаря неординарному решению императора Петра III, разрешившего всем желающим совершенно бесплатно забрать все, что находилось там, толпы горожан очистили огромное пространство за считанные часы. Однако благоустройством площади правивший всего несколько месяцев император заняться не успел.

В годы правления свергнувшей его Екатерины II, Комиссией каменного строения Санкт-Петербурга под руководством выдающегося градостроителя А. В. Квасова был разработан Генеральный план, который обозначил дугообразную границу Адмиралтейского луга, в 1763 году получившего официальное название Дворцовой площади. В 1779 году в рамках Генерального плана объявила конкурс на перепланировку площади, его выиграл простой и оригинальный проект Ю. Фельтена.

Фельтеновское оформление дворцовой площади существовало до грандиозного строительства в 1819-1829 годах , связанных в единое целое великолепной — гениальное творение К. И. Росси, дошедшее до наших дней, — одна из главнейших работ знаменитого архитектора, воплотившая мотивы победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года.

Фасад здания Главного штаба со стороны Дворцовой площади.

Акцент сделан на арке, придающей всему ансамблю легкость и торжественность.

Триумфальная арка, соединяющая Невский проспект и Дворцовую площадь.

Она украшена колесницей Славы с шестеркой вставших на дыбы коней, взмывающих в небо над площадью.

«Колесница славы» над Триумфальной аркой Главного штаба.

Соответствуя размерам Зимнего дворца шириной дуги и высотой, а также положением центра, сооружение являлось полной его противоположностью по стилю.

Главный штаб и Триумфальная арка.

По замыслу зодчего строгий величественный фасад нового здания должен был архитектурно уравновесить изящный нарядный вид Зимнего дворца.

Дворцовая площадь после дождя.

Центр тяжести композиции переносился на саму площадь, что подчеркивает возведенная в 1834 году Александровская колонна.

Дворцовая площадь, Александровская колонна и Главный штаб.

Расположенный в центре площади памятник выполнен архитектором О. Монферраном в стиле ампир по заказу Николая I в память о победе его брата Александра I над Наполеоном. Самый высокий гранитный монолит в мире весом 600 тонн удерживается на постаменте только за счет собственной массы. Скульптура работы Б. Орловского — позолоченный ангел с лицом императора Александра I — венчает колонну. Одна рука его воздета к небу, другой рукой ангел держит крест. Общая высота памятника – 47,5 метров. Постамент украшен барельефом, в аллегорической форме прославляющим русских воинов.

Завершило облик площади в 1843 году здание Штаба гвардейских войск, отлично вписанное в уже сложившийся ансамбль знаменитым русским художником и архитектором А. Брюлловым.

По странной, но роковой случайности площадь, окрашенная в светлые тона, к началу века приобретает темно-красный цвет. Именно на этом фоне разворачиваются кровавые события ее дальнейшей истории. В 1905 году здесь расстреляли мирное шествие рабочих с петицией царю, а во время Октябрьской революции состоялся решающий бой с войсками Временного правительства.

В 1918-1944 годы советского периода площадь носила имя М. С. Урицкого, председателя Петроградской ЧК, убитого в здании Главного штаба.
Во время Великой отечественной войны здесь планировали развернуть военный аэродром, но отказались от этой затеи.

Внушительные размеры Дворцовой площади (около 5 га) располагают к проведению масштабных мероприятий: государственных праздников, спортивных состязаний, концертов, красочных шоу-спектаклей. Здесь выступали многие звезды зарубежной эстрады от Пола Маккартни до Мадонны и сэра Элтона Джона, с 2000-х годов ежегодно проходит праздник выпускников школ «Алые паруса».

И все-таки самыми интересными и необычными остаются события начала прошлого века:

Военный спектакль-реконструкция, разыгранный 7 ноября 1920 года при участии 6 тысяч артистов, посвященный Октябрьской революции;

Уникальная шахматная партия, исполняемая моряками и красноармейцами, с настоящими лошадьми состоялась летом 1924 года: площадь расчертили в виде огромной шахматной доски, где солдаты-красноармейцы соответствовали черным фигурам, а моряки — белым. Команды отдавали по телефону знаменитые гроссмейстеры Илья Рабинович и Петр Романовский.

Самое красивое здание на Дворцовой площади — Зимний дворец, занимает 9 гектаров, в нем расположено около полутора тысяч помещений, в настоящее время является главным зданием .

Неповторимая и необъятная, выполненная в стиле русского классицизма, Дворцовая площадь внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и всегда будет являться гордостью петербуржцев, напоминая о доблести и славе города над Невой. Ежедневно это замечательное место посещают тысячи горожан и приезжих.

Панорама Дворцовой площади

Нажав и удерживая нажатой левую кнопку - покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Панорама Дворцовой площади.

2. Эрмитаж и Дворцовая площадь.

Где находится и как добраться

Удобное транспортное сообщение позволяет добраться сюда без затруднений. Станция метро «Адмиралтейская» — ближайшая. Наземный транспорт (автобус № 7, 24, троллейбусные маршруты № 1, 7, 10, 11) доставит до остановки «Дворцовая площадь».

Среди которых неизменно главенствует Дворцовая площадь, — одна из красивейших жемчужин в ряду европейских градостроительных шедевров. Он сформировался и приобрел современный облик в результате преемственной творческой деятельности нескольких поколений российских зодчих. Но самой значительной стала работа Росси над перепланировкой Дворцовой площади, выполнявшаяся в течение целого десятилетия. Развивая градостроительные принципы русского классицизма, он создал выдающуюся по силе художественного воздействия архитектурную композицию, которая по сей день считается одной из самых гениальных в мировой истории градостроительного искусства. Историко-художественная ценность Дворцовой площади, ее роль и место в пространственной композиции центра города остаются исключительно важными.

Дворцовая площадь была предназначена для военных парадов, сопряженных с передвижением больших войсковых масс, поэтому ее пространство (до разбивки Адмиралтейского сада) переходило в Адмиралтейскую площадь и соединялось затем с Сенатской, тем самым создавался единый градостроительный ансамбль

Начало формирования Дворцовой площади относится к 1710-м годам, когда появились первые здания, определившие ее северную границу. Обширный «луг против палат Апраксина», наиболее значительного сооружения на месте будущего Зимнего дворца, не был застроен. После возведения в 1732-1735 годах на этом участке Зимнего дворца Анны Иоанновны луг приобрел характер парадной площади. В 1753-м, за год до закладки последнего Зимнего дворца, сыгравшего основную роль в возникновении ансамбля, Ф. Б. Растрелли выполнил проект архитектурного оформления Дворцовой площади. Согласно ему площадь была трактована в виде круга, оформленного коллонадой с широким разрывом напротив главного входа во дворец. В ее геометрическом центре предполагался памятник Петру I, исполненный отцом архитектора, — скульптором Б. К. Растрелли. Проект отвечал главной для того времени задаче — устроить перед дворцом парадный подъездной двор. Незаконченную при жизни итальянского мастера Дворцовую площадь впоследствии проектировали несколько раз, в том числе и из-за менявшихся градостроительных задач. Идею создания ансамбля из трех площадей в центре города — Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской — выдвинула в 1762 году Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга, основную роль в проектной деятельности которой сыграл выдающийся градостроитель А. Квасов. В 1760-х годах архитектор распланировал новые кварталы вблизи Адмиралтейства, ликвидировав его земляные валы. Этим планом было предопределено плавное криволинейное очертание западной части Дворцовой площади.

Росси так говорил о создании ансамбля центральных площадей Петербурга: «Этот памятник должен стать вечным...»

В 1779 году, исходя из генерального плана Комиссии, Академия художеств объявила открытый конкурс на планировку площади, в котором одержало победу простое и оригинальное предложение Ю. Фельтена. В 1780-х годах он возвел три здания, равных по высоте Зимнему дворцу, с однотипными «образцовыми» фасадами на месте части будущего Главного штаба. С ними соседствовали маловыразительные старые постройки, тянувшиеся до набережной Мойки. С возведением зодчим домов, одного для Я. Брюса и двух для фаворита Екатерины II А. Ланского, наметилась будущая дугообразная форма площади, которая получила более правильное очертание границ.

В доказательство точности своих конструктивных расчетов Росси стоял на арке, когда разбирали поддерживающие конструкции, ручаясь жизнью за ее прочность

Фельтеновское оформление Дворцовой площади просуществовало до постройки в 1819-1829 годах архитектором Росси грандиозных зданий Главного штаба и министерств иностранных дел и финансов, которые связаны в единое целое великолепной двойной триумфальной аркой, переброшенной над Большой Морской улицей и делающей у самой площади перелом. Улица эта, второстепенная сама по себе и специально перенесенная зодчим на центр дуги для закрепления оси площади, образовала парадную связь ансамбля с Невским проспектом. Из-за ее поворота неожиданно открывался, поражая зрителя почти театральным эффектом, величественный простор главной площади Санкт-Петербурга. Возведением этих строений, формирующих ее южную часть как гигантскую нишу, была окончательно оформлена Дворцовая площадь. Ее создание стало одной из главнейших работ Карла Ивановича, в которой он проявил себя архитектором-новатором.

Дворцовая площадь является одной из крупнейших в мире. Ее размеры составляют от арки Главного штаба до Зимнего дворца — 230 метров, от здания Штаба Гвардейских корпусов до Адмиралтейского сада — 340 метров

Главный штаб соответствовал размерам Зимнего дворца шириной дуги и высотой, а также линией средней оси. По стилю они являются полными противоположностями. Замысел зодчего состоял в противопоставлении изящно-пышного Зимнего дворца и величаво-грандиозного Главного штаба и в то же время в архитектурном уравновешивании двух находящихся друг против друга монументальных фасадов. Однако Росси удалось добиться их нерасторжимого единства и взаимного дополнения. Таким образом, центр тяжести всей композиции переносился на саму площадь. Она становилась целостной градостроительной и архитектурной композицией, представлявшей подлинно классический образец высокого идейного воплощения ансамблевых методов формирования города. К тому же из-за интенсивного развития государственного аппарата менялась ее роль в политическом отношении: теперь рядом с дворцом не могли соседствовать дома представителей знатных фамилий, а правительственные учреждения должны были сосредоточиться вокруг императорской резиденции. Тем не менее важнейшее значение Зимнего дворца сохранялось.

Как отмечал доктор архитектуры Г. Г. Гримм, Росси подходил к решению градостроительных и архитектурных задач принципиально отлично от современников: «...Росси будет искать решение, исходя из особенностей самого участка»

Реконструкция главной площади города в условиях застроенной территории требовала от зодчего величайшего профессионального такта и строгого учета экономических факторов. Росси рационально использовал строения Фельтена, сохранив часть их стен и даже интерьеров, отличавшихся парадностью при всей монотонности снаружи. Он оставил в первоначальных формах фасады, обращенные во внутренний круглый двор. Одновременно мастер создал новую композицию небывалого градостроительного масштаба, отличающуюся простотой: фасад со стороны площади при огромной протяженности был основан всего лишь на трех осях: главной по центру арки и двух боковых, подчеркнутых портиками коринфского ордера. С гениальной смелостью Росси охватил южную сторону «правильной площади» единой лентой фасада, разорванного посередине огромной аркой. Его линия длиной 580 метров скользит по параболе, затем переходит в прямолинейные отрезки, переламывается очень острым углом у набережной Мойки, где к основному зданию примыкает несколько иной по композиции корпус Министерства финансов. Превосходя по протяженности Адмиралтейство, композиция главного фасада которого построена на семи осях, фасад Главного штаба отличается еще большей сдержанностью оформления. Его облик задуман зодчим подчеркнуто строгим и лаконичным, с монотонностью ритмики «бесконечно» протяженного здания, благодаря чему острее был акцентирован контраст с центральной аркой. Лента фасада не прерывается выступами. Даже входы в здание сделаны почти незаметными. Ряды полуколонн коринфского ордера слиты со стеной в подчинении торжественности арки и распространяют архитектурное оформление ее боковых устоев на всю огромную протяженность южной стороны площади. Пластически насыщенная композиция арки, увенчанной колесницей Победы, посвящена военному могуществу России, победившей в войне с Наполеоном. По контрасту с остальными частями сооружения она богато оформлена скульптурой: 20-метровым барельефом в аттике, фигурами воинов между колоннами, военной арматурой, фигурами летящих гениев Славы. Скульптурное убранство выполнили В. Демут-Малиновский и С. Пименов. Триумфальной композицией арки, одной из вершин петербургского ампира, представляющей собой замечательный образец синтеза искусств архитектуры и скульптуры, Росси создал узловое звено ансамбля. Композиция и пропорции арки с ее подчеркнуто широким пролетом, горизонтальной лентой фриза, низким ступенчатым аттиком, несущим скульптуру, неразрывно связаны с общей горизонталью протяженного фасада.

Помещения Министерства иностранных дел по традиции того времени размещались на парадном (здесь — третьем) этаже и отличались великолепием отделки. Особенно выделялись приемные залы и жилые покои в квартире министра иностранных дел графа К. Нессельроде, сохранившиеся до нашего времени в первоначальном виде, как немногие из интерьеров Росси. Впечатляет Танцевальный зал в угловой части здания, который был отделан искусственным мрамором: стены белым, а пилястры, гермы и фриз — голубым. Роспись гризайлью с аллегорическими и историческими сюжетами естественно завершала композицию. Много скромнее по причине сугубо служебного их назначения отделывались помещения Главного штаба. Конструктивные новаторства были отражены в применении для перекрытия галерей архива и купола библиотеки штаба металлических конструкций, изготовленных инженером М. Е. Кларком.

Ансамбль Дворцовой площади стал одним из наиболее целостных и совершенных в мире, несмотря на то что создавался не сразу и при участии нескольких поколений архитекторов. По широте замысла и высокому мастерству его осуществления центральная площадь Санкт-Петербурга является венцом в развитии ансамблевых градостроительных приемов классической архитектуры. Завершенный архитектурный центр Петербурга поражает размахом и величием ансамблей Дворцовой и Сенатской площадей, далеко превзошедших произведения западноевропейского классицизма.

Как только не выглядела главная площадь Петербурга до 1819 года. Во времена правления Петра вместо Арки и Главного Штаба петербуржцы наблюдали обыкновенный зелёный луг, который в дождливую погоду развозило от грязи.

При Анне Иоанновне здесь разводили зайцев, а в эпоху Елизаветы Петровны на лугу паслись тучные коровы, меланхолично жующие травку. Во второй половине XVIII столетия Адмиралтейский луг выполнял функции строительной площадки для Зимнего дворца. Также здесь проводили военные учения и пасли скот, поставлявший молочную продукцию для царского двора.

Так как при Павле I центром светской жизни стал Михайловский замок, а не Зимний дворец, благоустройством Дворцовой площади никто не занимался. Ситуация изменилась после того, как на престол взошёл Александр, который после войны с Наполеоном задумал не только улучшить вид пощади, но и получить здание, где будут находиться важные государственные учреждения: министерство иностранных дел и Генеральный штаб.

И.Барт. Вид от Дворцовой площади на Адмиралтейство. Гуашь. 1810-е гг. Фото: Commons.wikimedia.org

Нужно сказать, что при Екатерине южная граница площади была застроена домами по проекту Фельтена, и один из них, равно как и участки в восточной части Дворцовой площади, пришлось выкупать, для того, чтобы они впоследствии стали частью грандиозного архитектурного ансамбля.

Разработка проекта здания для Главного штаба и двух министерств были поручены зодчему Карлу Росси, который решил, что основным посылом нового архитектурного детища должно быть прославление победы русского народа в войне с Наполеоном. Никто тогда ещё и не догадывался, что Росси удастся построить самое протяженное на тот момент здание в Европе, которое словно пронзит сплошную ленту собственного фасада монументальной Триумфальной аркой, увенчанной колесницей Победы и фигурами воинов.

Российский архитектор итальянского происхождения, Карл Росси является автором многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге. Фото: Commons.wikimedia.org

Начало строительства

16 марта 1819 года Александр выпустил указ и созвал специальный комитет «По устроению против Зимнего дворца правильной площади и каменным, кирпичным, гончарным и известковым заводам». Сложно представить тот массив работы, который ждал великого зодчего. Для гармоничного сосуществования прежних зданий с новой постройкой, архитектор повторил линию их фасадов, а для того, чтобы устранить диспропорцию, оформил их портиками, из-за чего неравные крылья дома по своей длине стали выглядеть одинаковыми даже для самого внимательного взгляда.

Часть дома №1 по Большой Морской улице пришлось снести, изменив направление улицы таким образом, чтобы она выходила только на центр Зимнего дворца. Когда в 1823 году строительство западного корпуса было завершено, рабочие приступили к созданию восточного корпуса, первым делом соорудив выходящий на Дворцовую площадь фасад. Угол здания у Мойки сделали угловым, за что в народе его даже прозвали утюгом.

На первых порах строительства денег на новую городскую достопримечательность не жалели и цоколь корпуса министерства иностранных дел, смотрящего на площадь, сделали из дорогого гранита. Однако при следующем правителе Николае I, когда страна жила в режиме жесточайшей экономии, со стороны Певческого моста цоколь уложили из сравнительного дешёвого материала — пудожского камня. Тогда же фасад Главного штаба был перекрашен в жёлтый цвет, тогда как при Александре он был жемчужно-серый.

Картина "Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула" работы Василия Садовникова. Акварель. 1830-ые годы. Фото: Commons.wikimedia.org

Наводнение 1824 года

Несмотря на то, что работы шли завидными темпами, не всё в процессе строительства было гладко. Так, например, осуществлению проекта Росси помешало знаменитое наводнение 1824 года. Историк и знаток Петербурга Башуцкий вспоминал: «по воздуху, высоко и быстро крутясь, носились широкие листы железа, сорванного с нового строения Главного штаба; буря играла ими, как пухом; два длинных деревянных тротуара поперёк между заборов недооконченного здания сделали плотину, на которой волны упирали с рёвом и, достигнув высоты её, полились в Малую Миллионную; через узкий переулок, выходящий на Неву, вдвинуло водой огромную барку, перегородившую улицу. Люди, застигнутые волной, лезли в окна, на фонари, цеплялись за карнизы и балконы домов, прятались на вершинах деревьев, высаженных кругом бульвара».

«А что, братец, выдержит ли арка собственный вес?»

Как бы то ни было, работы по обустройству площади продолжались и их венцом стала Триумфальная Арка, у подножия которой на выступающих из стены пьедесталах покоятся грандиозные композиции из воинских доспехов-арматуры, над которыми высятся фигуры воинов, а ещё выше парит колесница Победы с шестеркой коней, чётко вырисовывающейся на фоне неба.

Триумфальная арка главного штаба была открыта 24 октября 1828 года. Фото: Commons.wikimedia.org / Lelik

Над созданием скульптур, украшающих арку, трудились скульпторы Пименов и Демут-Малиновский. На работу им дали всего два месяца. К слову, при Александре Арку должна была венчать не колесница, а две женские фигуры, держащие российский герб, однако Николаю не пришлась по вкусу эта задумка. Вскоре на чертежах появилось изображение конной группы.

Существует любопытная историческая байка, связанная с кажущейся хрупкостью Арки. Якобы, иностранные коллеги Росси, а позже и сам император, усомнились в прочности нового шедевра. По воспоминаниям очевидцев, Николай I спросил архитектора: «А что, братец, вот иностранцы сомневаются: выдержит ли арка собственный вес?». На это Росси ответил: «Ваше величество, я поднимусь на неё во время снятия кружал, и, если она упадёт, я упаду вместе с аркой».

Когда строительные работы были на последнем этапе, Росси вместе с рабочими поднялся на Арку и, помахав оттуда императору, доказал её прочность.

Первоначальный проект, 1820 год, вид с Невского. Литография К. Беггрова. Фото: Commons.wikimedia.org

Законченный архитектурный шедевр

Последний штрих, закончивший работы по обновлению Дворцовой площади, был сделан в 1834 году, когда Огюст Монферран по указу Николая I построил по её центру Александровскую колонну в память о победе Александра I в войне с Наполеоном. Любопытно, но идею сооружения монумента подал никто иной, как сам Карл Росси, а вот продумать и воплотить её предстояло уже французу Монферрану.

Так, в период с 1819 по 1834 года площадь постепенно приобретала свой современный облик, на фоне которого происходили важные государственные события. Мало кто знает, но в год, когда грянула революция и площадь стала одним из самых главных свидетелей происходящих бесчинств, все здания на ней были к тому времени выкрашены в краснокирпичный цвет, а в послевоенные годы их вновь перекрасили в изумрудные тона.

Сейчас композиция Главного Штаба и Арки выполнена в жёлтом цвете, что смотрится гармонично на фоне зелёного здания Эрмитажа.

Сейчас композиция Главного Штаба и Арки выполнена в жёлтом цвете. Фото: Creative commons/ Walter Smith

Д ворцовая площадь, без сомнения - сердце Санкт - Петербурга.
Площадь окружают Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна. Её размеры составляют около 8 га и она в четыре раза больше Красной площади.

Первоначальное она называлась "Адмиралтейский луг" (включал также территорию современного Александровского сада, дано по Адмиралтейской верфи). Такое название существовало до 1772 года.

Сохранился любопытный документ от 29 апреля 1743 года, когда императрица Елизавета повелела: «…луг против Зимнего дворца разровнять и засеять овсом ».

До 1760-х годов Адмиралтейский луг служил вспомогательной строительной площадкой императорского Зимнего дворца. В промежутках между перестройками дворца луг использовался для строевых учений воинских частей и выпаса придворного скота.

Современное название "Дворцовая площадь" известно с 1766 года (дано по расположенному рядом Зимнему дворцу, южный фасад которого выходит на площадь).

Проект площади получил замкнутый, обособленный характер. Колоннада не была увязана с планировкой примыкающих частей города. Однако центральная ось площади (север — юг), определённая зодчим, прошедшая через главные ворота дворца, выведенная в Большую Луговую, сохранена во всех последующих проектах и окончательно закреплена К. Росси.


Первоначальный проект 1820 года, вид с Дворцовой площади. Литография К. Беггрова.

Но получилось еще лучше. С высоты 36 м, на вершине строения, широко видная издалека, парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Их сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями.

В повозке стоит крылатая Ника, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини — лавровый венок. Скульптурная композиция раскрывает сущность памятника, символа воинской славы.

В 1837—1843 годах с восточной стороны Дворцовой площади на месте Экзерциргауза (1797—1798, архитектор В. Бренна) по проекту архитектора А. П. Брюллова построено большое здание штаба Гвардейского корпуса.

В 1830—1834 годах в центре площади по проекту архитектора Огюста Монферрана была возведена Александровская колонна (фигура ангела выполнена скульптором Б. И. Орловским).

Как и Триумфальная арка Главного штаба, памятник посвящён победам русского оружия в войне с Наполеоном.


Парад при открытии Александровской колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра.

17 декабря 1837 года Зимний дворец сгорел... но был отсроен заново. К подару привела расхлябанность слуг. Чувствовался запах дыма - приказали устранить. Оказалось треснула кирпичная кладка одной из труб дворца и ее попросту заткнули мочалкой, а сверху замазали глиной. Мочалка, при случае, естественно, загорелась.. о пожаре у меня есть отдельный пост.

Когда построили последний Зимний дворец, площадь была натуральной помойкой от оставшихся стройматериалов. Царю тогда подсказали удачную мысль - разрешить горожанам брать все, что хотят и площадь очистили за одну ночь.

Внутренние интерьеры Зимнего дворца...

Парад войск на площади.

Извозчики.

Площадь прекрасна и зимой и летом.

С появлением Александринского столпа площадь приобрела современный вид.

В антинаучной среде считается, что есть некоторое сходство Ангела с Александром I, но это не доказано...))))))

Есть легенда, что в советские времена вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так)))

Есть легенда, что Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать. К счастью, ангел устоял...

Здание Эрмитажа.

В октябре 1918 года площадь была переименована в площадь Урицкого (в честь М. С. Урицкого, одного из организаторов штурма Зимнего дворца в 1917 году, председателя Петроградской ЧК, убитого 30 августа 1918 года при входе в здание Главного штаба).


Борис Кустодиев.«Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого» (1921, Русский музей).

"20 июля 1924 года на площади Урицкого (теперь возвращено историческое название Дворцовая) в Ленинграде разыграли партию Красная Армия (чёрные) и Красный флот (белые) Брусчатку расчертили на 64 квадрата, по которым двигались живые фигуры - матросы и пехотинцы, короли со знамёнами, королевы в сарафанах, всадники, артиллеристы с пушками. Об этом я писал -

Перед прорывом блокады Ленинграда, 13 января 1944 года вышло постановление о возвращении 20 исторических наименований, в том числе и Дворцовой площади.

5 батарея Ленинградского высшего артиллерийского училища имени Красного Октября (ЛВАКУ 1984г.). Я в первом ряду, восьмой справа в фуражке надвинутой на глаза))

В 2001 году во время новогодних праздников скульптурная группа на арке Главного штаба загорелась. Она была закрыта лесами, который воспламенились от петарды. Я в это время снимал процесс на видео... потушили ее быстро, но она все равно пострадала. Увы, долгое время ее восстанавливали и стоило это около 10 миллионов рубликов.

Есть тут и свой интересный ракурс, при котором Главный штаб выгляди как стена. Для этого нужно выйти на


Close