Дворец и музей в Ореанде. Проект К. Ф. Шинкеля

Юта Арбатская, Константин Вихляев

В сентябре 1837 года император Николай Павлович и императрица Александра Федоровна прибыли на Южный берег Крыма. Кортеж проследовал через Симферополь в Алупку. Как и намечалось, высочайшие особы посетили Никитский сад, Массандру, побывали в гостях у владельцев южнобережных имений. В один из дней Николай I с супругой прибыли в Ореанду, где самодержец объявил о том, что дарит Александре Федоровне это имение. С той поры оно стало именоваться «Ореандский Ея Императорского Величества Сад».

Император отправился в дальнейшее путешествие, а супруга со свитой задержалась в Крыму на некоторое время. Из Алупки Александра Федоровна еще дважды приезжала в Ореанду, выбирала вместе с южнобережным архитектором К.И.Эшлиманом место для постройки будущего дворца и «совершала длительные прогулки верхом по своему новому имению» . 30 сентября 1837 года императрица вместе с Воронцовыми и великой княжной Марией Николаевной собственноручно воздвигли деревянный крест и посадили куст лавра на вершине ближайшей скалы, получившей после этого события название Крестовая. Высота креста была почти три с половиной метра, и в нем были застекленные отверстия для свечей, которые зажигали по великим праздникам .

Нет сомнения, что обилие цветущих роз в парке Ореанды императрице импонировало больше всего, ведь розы - ее любимые цветы. Алупкинский парк тоже произвел на августейшую гостью неизгладимое впечатление. Приятно удивили и садовые «сюрпризы» садовника Карла Кебаха, которые он заранее заготовил специально для Александры Федоровны по указанию графа М.С.Воронцова - водопад «Фрейшютц», над которым «светился» на фоне неба куст белых роз, и изысканная пергола, увитая розами .

Императрица Александра Федоровна в гостиной Коттеджа. В.Гау. 1834 г.

Александра Федоровна носила на протяжении всей своей жизни неофициальное имя «Белая Роза» или «Белый Цветок». Оно было дано ей еще в детстве в честь героини романа де Ла Мотт Фуке «Волшебное кольцо». Розы – живописные, серебряные, фарфоровые и живые - всегда и везде окружали Александру Федоровну. Она очень любила розы, они были близки ей, как живые существа. Имя розы, прочно укоренившееся в имени прусской принцессы Шарлотты, одновременно находило отражение как в обычных вещах и окружающих предметах, так и несло в себе некий сакральный смысл. Граф М.С.Воронцов, конечно, знал о пристрастиях императрицы, и потому очень хотел польстить высокой гостье.

Возвратившись в Петербург, императрица с увлечением занялась обустройством своего нового имения в Крыму. Впечатления о недавних днях, проведенных среди роз юга, и навеянные ими воспоминания о празднике «Белой Розы» в Потсдаме в 1829 году, привели ее к мысли обратиться с заказом на проект здания в Ореанде к немецкому архитектору Карлу Фридриху Шинкелю. Ведь это он был главным оформителем торжественной церемонии придворного шествия на празднике «Белой Розы». По его проекту была построена и церковь Александра Невского в парке «Александрия» (Петергоф).


Портрет К.Ф.Шинкеля. Ф.Крюгер. 1836 г.


Церковь Александра Невского. Готическая капелла. Построена по проекту
К.Ф.Шинкеля в 1831-1834 гг. Парк «Александрия» (Петергоф). Фото 2011 г.


Дворец Шарлоттенхоф в Потсдаме. Архитектор К.Ф.Шинкель. Фото 2009 г.

Николаю I тоже нравились архитектурные работы Шинкеля, особенно дворец Шарлоттенхоф в Потсдаме, выстроенный в классическом стиле по образцу древнеримских вилл. Российскому императору всегда был близок «неогреческий» стиль, в котором соединялись романтика, классика и имперская представительность , поэтому вскоре в Германию были отправлены необходимые материалы. В Национальной галерее Берлина хранятся 14 литографий проекта дворца в Ореанде, отпечатанные по рисункам Шинкеля. Из них видно, что первоначально архитектор использовал элементы древнерусской архитектуры в сочетании с мотивами итальянского Ренессанса и «неогрека». Во втором варианте автор создает образ, сочетающий элементы «неогрека», «неопомпеянского» стиля и Ренессанса, используя в проекте императорского дворца мотивы арабо-мавританского зодчества . В ансамбль должен был входить и музей Крыма и Кавказа, где будут демонстрироваться найденные древние артефакты. Проект архитектурного облика будущего музея напоминал усыпальницу царя Митридата в Керчи, изображенную на акварели Карло Боссоли.


Усыпальница Царского кургана в г.Керчи
(Могила Митридата близ керченского лазарета). К.Боссоли. 1855 г.


Проект музея Крыма и провинций Кавказа. К.Ф.Шинкель. 1838 г.


Проект музея Крыма и провинций Кавказа. Фрагмент. К.Ф.Шинкель. 1838 г.


Проект дворца в Ореанде. Вид атриума. К.Ф.Шинкель. 1838 г.


Проект дворца в Ореанде. К.Ф.Шинкель. 1838 г.

Наиболее интересными являются те рисунки Шинкеля, где он изображает атриум в едином архитектурном пространстве с окружающим ландшафтом. Действительно, любая античная вилла должна была демонстрировать гармонию природы и человека, и немецкий архитектор, увлеченный образами Эллады и Древнего Рима, не мог не использовать эти ассоциации, тем более на земле легендарной Ифигении.



Проект дворца в Ореанде. Вид внутреннего сада. К.Ф.Шинкель. 1838 г.

Когда проект был готов и доставлен в Петербург на 40 листах , он поразил заказчиков своим размахом и историзмом. Дворец больше походил на Парфенон, чем на уютное гнездышко в Крыму, о котором мечтала Александра Федоровна. Соединение Акрополя, садов Семирамиды и Золотого дома Нерона вызвало у Александры Федоровны недоумение и досаду. Она пишет брату в Берлин: «Почему было ему не создать более скромную возможность вместо этой невозможности, которая сулит славу наследников Митридата, но в которой никакой нет радости жить, и мы должны состариться, прежде чем завершим постройку» .



Императорский дворец в Ореанде. Проект К.Ф.Шинкеля.


Кариатиды на берегу моря. Фрагмент дворца в Ореанде К.Ф.Шинкеля

В итоге Шинкель получил гонорар и подарки, но проект остался нереализованным. Переработку проекта поручают в 1840 году архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру, недавно вернувшемуся из поездки по странам Европы, где он изучал памятники зодчества в Италии, Франции, Англии и Германии. Он уменьшает размеры дворца в несколько раз, придает ему строгие классические формы и во многих элементах использует идеи Шинкеля, в том числе использование кариатид. Штакеншнейдер отказывается от места строительства на высокой скале, предполагаемого Шинкелем, и проектирует дворец внизу, ближе к морю.


Архитектор А.И.Штакеншнейдер. И.И.Тихообразов. 1846 г.
Государственный Русский музей.


Дворец в Ореанде. Фасад со стороны моря. А.И. Штакеншнейдер. 1841 г.
Из фондов Государственного Исторического музея в Москве

Однако строительство началось только в январе 1843 года, и это отдельная глава в истории Ореанды.

Литература и источники:

1. Калинин Н., Земляниченко М. Романовы и Крым. «У всех нас осталась тоска по Крыму…». – Симферополь: Бизнес-Информ, 2004. – С. 17.
2. Евдокимов В. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде. – Симферополь: Н.Орiанда, 2008. – С. 8.
3. Арбатская Ю., Вихляев К. Императорский розовый сад. – Симферополь: Н.Орiанда, 2012. – 224 с., илл. – Серия «Русский Исторический Розарий». – С. 37-38.
4. Соколов Б.М. Русская Пруссия, или Рождение романтического сада // «Наше наследие», 2008, № 87.
5. Линникова О.В. Стилевые особенности усадебной архитектуры Крыма периода эклектики в контексте общеевропейских тенденций. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. На правах рукописи. – М., 2011.
6. Калинин Н.Н. Дворец в Ореанде. Шинкель и Штакеншнейдер // III Дмитриевские чтения. История Южного берега Крыма: факты, документы, коллекции, литературоведение, мемуары / Сборник научных трудов. – Симферополь: Таврия-Плюс, 1999. – С. 38.
7. Steffens M. Schinkel. - Koeln, 2003. - S. 85.

Оригинал взят у deadokey в Усадьба ОРЕАНДА (Нижняя Ореанда), Крым, Большая Ялта (часть 1)

В Ореанде был построен первый царский дворец на Южном берегу Крыма. Через 30 лет дворец сгорел. Владелец Ореанды Великий князь Константин Николаевич из оставшихся после пожара камней возвел храм Покрова Пресвятой Богородицы. Облик церкви навеян архитектурой грузинских церквей XI-XIII веков, она построена в грузино-византийском стиле. Купол Покровской церкви украшает очень редкое в иконографии изображение Спасителя без бороды (на заглавной фотографии). Мозаичные иконы и орнаменты выполнены знаменитым венецианским мастером Антонио Сальвиати.

Храм в Ореанде посещал А.П. Чехов. Герои его рассказа «Дама с собачкой» - Гуров и Анна Сергеевна - здесь размышляли о вечности и о жизни. «В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви, смотрели вниз на море и молчали..."

Усадьба ОРЕАНДА (Нижняя Ореанда, Крым). Часть 1. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы..

Усадьба ОРЕАНДА (Нижняя Ореанда, Крым). Часть 2. Санаторий Нижняя Ореанда.


2. Церковь находится не на территории санатория "Нижняя Ореанда", поэтому вход свободный.

История церкви Покрова Пресвятой Богородицы началась задолго до ее появления. В 1818 и 1825 годах на Южном берегу Крыма побывал русский император Александр I. Ему понравились земли Ореанды, здесь он хотел отдыхать от трудного бремени власти и собирался возвести дворец для своей жены Елизаветы Алексеевны, которая часто болела и зиму вынуждена была проводить на юге. Но, простудившись, Александр I неожиданно скончался. Ореанда стала имением нового императора Николая I, который подарил ее своей супруге императрице Александре Федоровне.

Царская семья впервые посетила Ореанду в сентябре 1837 года, тогда же решено было построить здесь дворец в стиле римских вилл. Пожалуй, единственно чего здесь не хватало - это храма, поэтому на богослужения ездили по Царской тропе в ливадийскую Крестовоздвиженскую церковь.

3. В ореандской церкви 13 октября 1894 года служил обедню святой праведный Иоанн Крондштатский, а 17 октября, отслужив утренюю и литургию, он в полном облачении и со Святыми Дарами отправился в Ливадийский дворец, где находился больной Александр III.

4. На заднем плане звонница храма.

После смерти императора Николая I имение перешло в наследство его второму сыну Великому князю Константину Николаевичу (1827-1892), он владел им более 30 лет. Великий князь очень любил эти места. «Рай земной, имя коему - Ореанда», - говорил он. Но участие в государственных делах - Великий князь управлял морским ведомством России, помогал осуществлять либеральные реформы - не позволяло часто бывать в крымском имении. Его жена и дети с удовольствием проводили здесь летние месяцы. Трагическая гибель императора Александра II в 1881 году отразилась и на карьере Константина Николаевича: верно служа двум императорам - отцу и брату, - Великий князь оказался не у дел при новом монархе. Казалось бы, вот прекрасная возможность осуществить давнее желание: поселиться в Ореанде.

Но в 1882 году дворец сгорел, как было установлено, «из-за неосторожного обращения с папиросами детей дворовых служащих». На восстановление дворца требовалась большая сумма денег, которой Великий князь не располагал. Великий князь переселился в скромный императорский домик, который с того времени стали называть адмиральским. Грустью веет от его строк: «От Матушки я получил прекрасный дворец, его более нет, восстанавливать его я никогда не буду в состоянии. Пусть же из остатков его созиждется храм Божий».

Великий князь сам выбрал место для будущего храма. Во время торжественной закладки церкви в основание ее фундамента поместили дощечку с текстом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа: усердием и ревностью владельца Орианды Его Императорского Высочества государя Великого Князя Константина Николаевича сооружается храм сей в память Праздника Покрова Пресвятые Богородицы. Апрель, 31 дня 1884 года в лето III РХ. Аминь».

Название для будущего храма Великий князь тоже выбрал сам. Поначалу он пожелал освятить храм в честь Пресвятой Троицы, но так как он редко бывал в Крыму в начале лета, когда празднуется день Святой Пятидесятницы, то решил посвятить его своему любимому осеннему празднику - Покрову Пресвятой Богородицы. Этот праздник был установлен в воспоминание видения святым Андреем Богоматери во Влахернском храме в Константинополе.

Великий князь Константин Николаевич был всесторонне образованным человеком, ценителем изящных искусств, литературы, музыки. Хорошо разбирался князь и в архитектуре. Храм он задумал построить в грузинско-византийском стиле, который, по его мнению, более всего подходил к суровой, скалистой местности Ореанды. К возведению храма он пригласил лучших специалистов. Проект разработал известный архитектор А.А. Авдеев (1819-1885).

5. В момент строительства купол венчал четырехконечный византийский бронзово-позолоченный ажурный крест.

6. Вид на Ялту.

7. Ливадийский дворец.

8. Ялта.

Первоначально храм предполагали возвести на той самой скале, на которой архитектор К.Ф. Шинкель намеревался построить дворец для императрицы Александры Федоровны в 1840 году, а впоследствии там был дом управляющего имением "Ореанда". Скала была несказанно живописна и высока, и храм господствовал бы над всей Ореандой: его было бы видно со всех сторон. Но от этой мысли пришлось отказаться. Во-первых, рядом находились винподвал и винокурня Константина Николаевича, и было как-то неприлично по соседству с такими заведениями сооружать храм; во-вторых, расположенный так высоко, храм оказался бы труднодоступным. Поэтому Великий князь решил построить храм неподалеку от своего Адмиральского домика.

Это было одно из красивейших мест в имении с чудесным видом на море, Ялту, Ай-Тодор. Здесь росли могучие низкорослые вековые дубы, на самом большом из них с юго-восточной стороны было решено сделать оригинальную колокольню. Чтобы сориентировать апсиду храма строго на восток, надо было срубить несколько деревьев. Но Великий князь пожелал сохранить могучих великанов, поэтому алтарь храма в Ореанде немного повернут на юго-восток.

Для строительства церкви использовали камни, из которых был сложен дворец. 2 мая 1885 года по распоряжению Константина Николаевича была сделана первая фотография хода строительства, затем каждый месяц делались новые снимки. К 8 июня стены были подняты до высоты карнизов и вставлены шесть наружных крестов. К 14 июля завершены арки и своды центральной части. Великий князь Константин Николаевич был доволен ходом работ.

9. Гора Аю-Даг. Ее часто называют Медведь-горой. По своей форме она действительно напоминает огромного медведя, пьющего воду из Чёрного моря. Согласно одной из старинных легенд, громадный медведь, пытаясь задержать беглецов, спасавшихся на лодке, решил выпить море. Пил долго, пока не окаменел…

10. Новый колокол был отлит в Донецке в 2001 году.

11. Для строительства церкви использовали камни, из которых был сложен дворец в Ореанде.

Храм получился небольшим, крестообразной формы, с одним куполом. В световом барабане - узкие арочные оконные проемы, в которых расположили по четыре круглых окна. Купол венчал четырехконечный византийский бронзово-позолоченный ажурный крест. Северную, западную и южную стороны храма обрамляет арочная галерея. У храма не было колокольни, для этого использовали растущий рядом дуб. На этой своеобразной звоннице была устроена площадка из двух досок, к ней вела деревянная лестница с перилами, все деревянные части лестницы были окрашены. Колоколов было пять, самый большой весил 160 килограммов, а самый маленький - 3 килограмма. Колокола освятили 21 сентября 1885 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского. Великий князь пригласил талантливого монаха-звонаря, искусством которого был чрезвычайно доволен: «...У него простодушное лицо, которое все сияет радостью, когда он исполняет свою звонарскую должность... И звонил он действительно аристократически. Созвучие этих колоколов чрезвычайно гармонично и производит прекрасное отрадное впечатление. Наш звонарь-монах есть олицетворенное добродушие». Чудесный звон колоколов с удовольствием слушали императоры Александр III и Николай II.

Покровская церковь отличалась богатым убранством. Оконные рамы в барабане и большие кресты, украсившие наружные стены, были изготовлены в Ливорно из белого каррарского мрамора. Желто-оранжевые оконные стекла наполняли храм мягким солнечным светом. Резной иконостас сделал из ореха, дуба, кипариса и можжевельника мастер Кубышко, но со временем его предполагали заменить мраморным. Часть храма была расписана известными художниками: Д.И. Гриммом, академиком М.В. Васильевым, вице-президентом Императорской Академии художеств князем Г.Г. Гагариным.

12. Интерьер храма.

13. Мозаичное изображение Спасителя и Апостолов в купольной части храма.

14. Интерьер храма.

Торжественное освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы состоялось в 1885 году. Эта церковь стала любимым детищем Великого князя Константина Николаевича, в ее создание он вложил частицу своей души и по праву гордился своим творением. «Я должен сознаться, - писал он, - что церковь вполне меня восхищает и пропорциональностью всех своих форм, всего своего ансамбля. Стиль выдержан превосходно, и она делает впечатление, можно сказать, архаическое - изящной и благородной простотой... Главная красота церкви, по-моему, заключается в действительном согласии и благородстве всех линий. Я совершенно ею восхищен, и все, которые до сих пор ее видели, разделяют мое мнение...».

Огромная заслуга Великого князя состоит в том, что он вновь возродил в России забытое искусство мозаики. Мозаика - это изображение или узор, выполненные из цветных камней, кусочков стеклянных сплавов (смальты), керамических плиток. Искусство мозаики достигло больших высот в Византии и оттуда пришло на Русь. Ею украшали лучшие киевские храмы, среди которых храм Софии. Затем наступило время, когда о мозаике забыли, только в XVIII веке великий русский ученый М. Ломоносов возродил это искусство. В своих лабораториях он провел множество опытов и научился получать смальту разных цветов и оттенков. Ломоносовым и его учениками выполнены замечательные мозаичные портреты и большое панно «Полтавская битва».

Великого князя Константина Николаевича восхищало это искусство, ведь мозаика, в отличие от живописи, сохраняла краски яркими и насыщенными даже по прошествии сотен лет. Часть храма в Ореанде он решил украсить мозаичными образами. С этой целью обратились к известному итальянскому мастеру Антонио Сальвиати (1816-1890). Спустя месяц после освящения храма в Ореанде из Венеции прибыли мозаичные иконы Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы, выполненные по рисункам князя Гагарина, знатока византийского зодчества и церковной иконописи. Образ Спасителя разместили над папертью, а образ Покрова Пресвятой Богородицы украсил горнее место храма.

15. Мозаичные иконы Рождество Христово и Воскресение Христово.

16. Значительная часть мозаики утрачена.

К сожалению, большинство мозаик Покровской церкви в Ореанде не сохранились до наших дней. Почти полностью уничтожен образ Покрова Богородицы и еще девять икон. Чудом сохранилось изображение Спасителя, восьми апостолов, восьми ангелов, четырех евангелистов, расположенных в куполе и парусах храма, византийский орнамент и два панно «Рождество» и «Воскресение Христово», украшающие западную стену.

17. Особенно пострадали иконы: сейчас невозможно идентифицировать лики русских святых, изображенных на стенах трапезной части.

19. Мозаичная икона Воскресение Христово.

После революции храм пережил немало трудных дней и едва не погиб. На основании протокола № 16 от 8 мая 1924 года постановлением Президиума Крымского ЦИК домовая церковь в Ореанде была ликвидирована. Храм передан в ведение ОХРИС (комитета по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы), который постановил, что церковь нельзя использовать под склад, клуб, жилье "как имеющую богатую мозаичную работу, являющуюся редкостью в СССР", и она "несомненно, должна перейти в ведение ОХРИС для демонстрирования ее перед массами, особенно перед учащимися". На замечательные мозаичные фрески приходили экскурсанты, вход стоил всего 10 копеек. В 1925 году церковь была передана Управлению Ливадийским дворцом. Однако борцы с религией искали возможность окончательно закрыть храм.

После печально знаменитого июньского землетрясения 1927 года трещина в алтарной части храма углубилась, частично потрескалась мозаика. Это дало повод Ялтинскому исполкому послать в КрымЦИК телеграмму: "Здание после землетрясения пришло в негодность. Находится в полуразрушенном состоянии. Подлежит срочному сносу". Но Господь не попустил совершиться этому кощунству. Атеисты пытались сбросить с купола церкви крест, однаком сорвать его не смогли - он сломался у основания. Часть этого креста ныне хранится в храме как драгоценная реликвия.

До окончания Великой Отечественной войны храм стоял закрытым.

В 50-х годах выросла в бывшем имении советская здравница "Нижняя Ореанда", один за другим возводятся новые корпуса. Очевидно, маленькая церквушка, по мнению архитекторов, не вписывалась в современный облик Ореанды. Поэтому в начале 60-х годов ее решили снести. Храм, с такой любовью когда-то построенный и украшенный, был на волосок от гибели. Вступились краеведы, люди, не равнодушные к своей земле и ее истории. Они добились того, что храм Покрова Пресвятой Богородицы был признан памятником архитектуры, о чем было написано в охранном письме. Более тридцати лет здесь хранили ядохимикаты, а в церковном дворе размещалась автобаза.

Здание сильно пострадало от оползней и требовало реставрации. Она началась после возвращения храма Православной Церкви. Это произошло в 1992 году к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Прихожане привели храм в порядок, и к празднику Святой Троицы, впервые за 70 лет, в нем отслужили Божественную литургию. Настоятелем храма был назначен протоиерей Николай Доненко.

20. Мозаичная икона Рождество Христово.

21. Фрагмент мозаичного изображения под куполом.

22. На этом дереве раньше висел колокол.

А в 2001 году рядом с церковью построили звонницу. В Донецке по традиционной технологии был отлит прекрасный колокол весом 603 килограмма. Над его изготовлением пришлось потрудиться специалистам. Чтобы голос колокола звучал красиво, вспомнили о старых, дедовских методах, для этого использовали печь, огонь в которой поддерживали дровами. На верхней части колокола написано: «Сей колокол принесен в дар рабами Божиими Александром и Анатолием в лето 2001 от Рождества Христова в храм Покрова Божией Матери в Ореанде». Колокол украшают четыре клейма, на которых изображены Господь Вседержитель, Покров Пресвятой Богородицы, святой Николай Чудотворец и великомученик целитель Пантелеймон.

В день памяти великомученицы Екатерины, 7 декабря колокол был укреплен на звоннице. А 4 января 2002 года протоиерей отец Николай Доненко освятил колокол и звонницу. Несколько дней спустя на ее крыше установили красивый ажурный крест, выполненный киевским художником Олегом Радзевичем. Большую помощь в этом деле оказал ялтинский благотворительный фонд «Надежда».

23. Чеховские скамейки.

24. Вид на Ялту.

Старые фотографии

Апрель 1885 г. Фундамент храма. Апрель 1885 г. Фотография Ф.П. Орлова.

Апрель 1885 г. Сооружение стен храма. Фотография Ф.П. Орлова.

Июнь 1885 г. Возведение арок и сводов храма. Фотография Ф.П. Орлова.

Сентябрь 1885 г. Внешняя отделка купола храма. Фотография Ф.П. Орлова.

1886 г. Покровский храм в Ореанде.

План церкви

План церкви. Продольный разрез

Конец XIX в. Интерьер алтарной части храма.<

Ориг. рис. (собств. "Нивы") акад. Бенуа, грав. М. Рашевскiй

Конец XIX в. Старая звонница с колоколами.

Начало XX века.

Начало XX века.

Начало XX века.

Начало XX века.

Начало XX века.

Старый дом священника Покровского храм (не сохранился).

1990-е годы. Фото В. Евдокимова.

Продолжение рассказа про сгоревший дворец в Ореанде во второй части...

Ссылки:
poluostrov-krym.com
photo.qip.ru
Дворец и храм в Нижней Ореанде. Филатова Г.Г. 2-е изд., 2013 г.
Романовы и Крым. Калинин Н., Земляниченко М., 2013 г.
Крым: православные святыни: путеводитель. - Сост. Е.М. Литвинова.- Симферополь: "РуБин", 2003.
Лозбень Н., Пальчикова А. Ливадия. Очерк-путеводитель. - Симферополь: СОНАТ, 2007.
Дворцы. Усадьбы. Имения. Путеводитель. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2008.
Тарасенко Д. Н. Южный берег Крыма. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2008.

134 года назад, 8 августа 1881 года, из-за нелепой случайности в Ореанде сгорел дворец, который был первой царской резиденцией, построенной на Южном берегу Крыма. Впрочем, бесследно это грандиозное сооружение не исчезло — созданный из его остатков храм стоит и поныне.

Первый царский на ЮБК

В 1825 году Александр I побывал в Ореанде. Это место так понравилось ему своей первозданной красотой и безлюдностью, что император решил приезжать сюда на отдых и возвести здесь дворец для своей жены Елизаветы Алексеевны. Но, простудившись, Александр I неожиданно скончался, и в мае 1826 года Ореанда стала императорским имением Николая I. Царская семья впервые посетила его в сентябре 1837 года. К тому времени здесь уже был парк, именуемый «Императорским садом», оранжереи и виноградник с винным подвалом. Во время этой поездки царь подарил Ореанду супруге Александре Фёдоровне. Венценосная семья остановилась у графа Воронцова в Алупке, но императрица часто ездила в Ореанду, планируя строительство дворца. В итоге дворец решено было возвести в стиле римских вилл, и в 1842 году строительство началось. Первой постройкой в дворцовом комплексе стала белокаменная полуротонда, увенчавшая один из утёсов Ореанды. Восемь семиметровых колонн, высеченных из керченского камня лучшего качества, украсили ротонду. Видная издалека, она сразу стала главной приметой царского имения. Для строительства самого дворца был использован в основном местный строительный материал: инкерманский и керченский камень, мисхорский и ореандский мрамор, некоторые колонны и камины (их, кстати, в огромном дворце было больше 20) высекли из крымского красного мрамора, так называемого крымского порфира. Главные парадные лестницы и камины в помещениях для императрицы сделали из белого каррарского мрамора. С дороги, расположенной над имением, этот первый на Южном берегу царский дворец казался волшебным замком — именно так его воспринимали современники.

В 1852 году Николай I приехал в Нижнюю Ореанду принимать дворец. Это был его последний визит сюда, в 1855-м он умер. Александра Фёдоровна умерла в 1860-м, завещав имение своему второму сыну — великому князю Константину Николаевичу, который владел им более 30 лет. Он часто приезжал в Ореанду, называл её земным раем, а после выхода в отставку в 1881-м жил здесь почти постоянно. В ночь с 7 на 8 августа 1881 года пожар уничтожил прекрасный дворец. По одной из версий, огонь вспыхнул «из-за неосторожного обращения с папиросами детей дворовых служащих». В тот день был ураганный ветер, и пламя быстро охватило всё здание – уцелел только каменный остов. На восстановление дворца требовалась большая сумма, которой великий князь не располагал: «От Матушки я получил прекрасный дворец, его более нет, восстанавливать его я никогда не буду в состоянии. Пусть же из остатков его созиждется храм Божий».

Благородная простота


Из оставшихся после пожара камней великий князь решил построить в Ореанде храм Покрова Пресвятой Богородицы. Князь хорошо разбирался в архитектуре и задумал построить храм в грузинско-византийском стиле, который, по его мнению, более всего подходил к суровой, скалистой местности Ореанды. Первоначально храм предполагали возвести на живописной скале — он возвышался бы над всей Ореандой и был бы виден со всех сторон. Но от этой мысли пришлось отказаться: расположенный так высоко, храм оказался бы труднодоступным, к тому же рядом находились винный подвал и винокурня, и сооружать храм по соседству с такими заведениями было неприлично. Поэтому великий князь решил построить храм неподалеку от своего Адмиральского домика. Храм получился небольшим, крестообразной формы, с одним куполом. От него открывался чудесный вид на море.

Вокруг росли могучие вековые дубы, на самом большом из них сделали оригинальную колокольню. На этой своеобразной звоннице была устроена площадка из двух досок, к ней вела деревянная лестница с перилами. Колоколов было пять, самый большой весил 160 кг, самый маленький — 3 кг.

Торжественное освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы состоялось в 1885 году. Храм отличался богатым убранством. Оконные рамы в барабане и большие кресты, украсившие наружные стены, были изготовлены из белого каррарского мрамора. Резной иконостас сделан из ореха, дуба, кипариса и можжевельника. Часть храма была расписана известными русскими художниками, часть украшена мозаичными образами, созданными известным итальянским мастером Антонио Сальвиати (некоторые из этих мозаик сохранились до наших дней). Главным же достоинством церкви, по мнению великого князя Константина Николаевича, была её «изящная и благородная простота […] согласие и благородство всех линий».


Фундамент храма. Апрель 1885 г. Фотография Ф.П. Орлова


Сооружение стен храма. Апрель 1885 г. Фотография Ф.П. Орлова


Возведение арок и сводов храма. Июнь 1885 г. Фотография Ф.П. Орлова


Воздвижение креста на купол храма. 19 августа 1885 г. Фотография Ф.П. Орлова


Покровский храм в Ореанде. 1886 г.


После революции храм пережил немало трудных дней, он пострадал от

В 1837 г., императрица Александра Фёдоровна получает в подарок имение Ореанда от своего супруга Николая I и заказывает проект дворца берлинскому архитектору Карлу-Фридриху Шинкелю. Предложенное в 1839 г. архитектурное решение К.Ф. Шинкеля вызвало восхищение царской семьи, но от проекта отказались по причине высокой стоимости.

В 1840 г. для создания новой версии проекта пригласили профессора Андрея Ивановича Штакеншнейдера. «Проект дворца в Ореанде» стал одним из лучших творений архитектора А.И.Штакеншнейдера.

Петергбургский зодчий, сохранив общую идею, стиль и планировку задуманного ансамбля, полностью изменил его масштаб. Он значительно уменьшил размеры будущего дворца и, переместив его с вершины горы на одну из горных террас, спускающихся к морю, смягчил «крепостной» характер здания. За основу композиции А.И. Штакеншнейдер взял план римского дома с атриумом, окруженным дорическими портиками. Он стал центром, вокруг которого были сгруппированы парадные интерьеры. Внешняя архитектура дворца носила ярко выраженный ренессансный характер. В 1842 году император утвердил новый проект. Строительство дворца продолжалось 10 лет и было полностью завершено к осени 1852 года. Мастера трудились под руководством архитекторов Л.В. Камбиаджио и К.И. Эшлимана. Всеми каменными работами от начала и до завершения стройки заведовал англичанин Вильям Гунт.

На фоне суровых скал и тёмной растительности царский дворец казался «волшебным замком», он выглядел лёгким и воздушным благодаря белизне инкерманского камня, открытым галереям и балконам, живописному завершению крыши.

В ночь с 7 по 8 августа 1881 г. пожар уничтожил прекрасное творение архитектуры XIX века, и только через 66 лет руины царского дворца были разобраны. После окончания Великой Отечественной войны, по приказу Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И.В. Сталина началось строительство санаторного комплекса «Нижняя Ореанда» .

В 1958 году на месте где располагался царский дворец, по проекту архитектора М.Я. Гинзбурга был построен главный корпус санатория (ныне корпус «Империал»). Поскольку строительство этого корпуса завершалось уже после смерти Гинзбурга, когда тенденции «помпезности» и «украшательства» в советской архитектуре из года в год усиливались, то проект претерпел изменения в сторону обогащения внешнего облика и особенно интерьеров здания. Корпус выстроен в виде роскошного двухъярусного «римского» дворца с широкими лестницами, ведущими на второй ярус.

Одновременно с корпусом «Империал» были построены береговой лифт, причалы и укрепительные сооружения пляжа.

После Октябрьской революции интерес к «Нижней Ореанде» проявляется в конце 1930-х годов, когда по указанию И.В. Сталина в Крыму начинается строительство новых курортных здравниц.

Одним из ведущих архитекторов по их возведению стал М.Я. Гинзбург.

Гинзбург много работал в Крыму. В 1917-1921 годах он жил на полуострове и изучал народное зодчество крымских татар. Переехав в Москву, в 1925 году Гинзбург и братья Веснины организовывали Объединение современных архитекторов, в которое вошли ведущие конструктивисты.

В начале 1930-х гг. М. Я. Гинзбург возглавлял группу проектировщиков, работавшую над проектом районной планировки Южного берега Крыма. Санаторий «Нижняя Ореанда» — первый санаторий на Южном берегу Крыма, построенный после окончания Великой Отечественной войны.

Работать над проектом архитектор Гинзбург начал еще в 1940 году. Но строительство первой очереди санаторного комплекса «Нижняя Ореанда» осуществилось только в 1948 г., уже после его смерти.

Одновременно с корпусом-люкс (ныне «Кремлёвский») был выстроен административный корпус, а также вся инфраструктура, необходимая для жизнедеятельности санатория.

Корпус «Кремлёвский» был возведён в скромном палладианском стиле с использованием элементов конструктивизма. В плане он представлял собой замкнутый прямоугольник с арочными проёмами на фасадах и внутренним двором-атриумом и был рассчитан всего на 40 мест. Здание расположено на пологом рельефе с понижением в сторону моря и примыкает к крутому спуску, ведущему к берегу.

В 1950 году также по проекту М.Я. Гинзбурга было построено здание Лечебного корпуса санатория «Нижняя Ореанда». В элитной здравнице работали лучшие врачи-курортологи и было установлено новейшее медицинское оборудование того времени.

К концу 50-ых годов прошлого столетия «Нижняя Ореанда» стала любимым местом отдыха руководителей страны и вождей Коммунистической партии Советского Союза, выдающихся деятелей науки, культуры и искусства.

Здесь неоднократно бывали Нобелевские лауреаты Н. Басов и А. Прохоров, академики Л. Ландау и И. Курчатов, режиссеры Н. Сац, И. Пырьев, С. Образцов, Е. Матвеев, актеры И. Ильинский, Р. Плятт, И. Макарова, певицы Л. Зыкина и М. Биешу, балерины О. Лепешинская, Г. Уланова и М. Плисецкая, а также известные политики, дипломаты и многие другие легендарные личности XX века.

Храм Пресвятой Божией Матери в Ореанде был построен в 1885 году по заказу Великого князя Константина Николаевича Романова.

Храм выполнен в грузино-византийском стиле по проекту академика архитектуры А.А.Авдеева. Церковь была богато украшена мозаичными образами и орнаментами работы итальянского мозаичиста Антонио Сальвиати. В украшении храма также принимали участие такие знаменитые живописцы и орнаментисты как князь Г.Г. Гагарин, бывший Вице-президент Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, академики Д.И.Гримм, М.В.Васильев.

В конце XIX-начале XX вв. храм считался одним из красивейших на Южном берегу Крыма. В этом благодатном месте служил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Начиная с Александра III, вся царская семья молиласьздесь, когда отдыхала на Южнобережье.

В 1924 году храм был закрыт и передан в ведение ОХРИСа, чтобы использовать его в качестве экскурсионного объекта как памятник архитектуры. В 1928 году, храм предполагали снести, но вступились защитники памятников культуры и храм уцелел. В послевоенный период церковь использовалась под механические мастерские, строительный и овощной склады.

В 1992 году храм вернули Церкви. И теперь мы снова можем видеть редкое изображение Спасителя в отроческом возрасте, двенадцать апостолов, полный образ иконы Покрова Пресвятой Богородицы и частично сохранившиеся лики святых.

Парк в Ореанде начал формироваться еще в 30-х годах XIX века под руководством английского садовника В. Росса. Он разбивался в ландшафтном стиле. Планировка его и новые насаждения делались таким образом, чтобы сохранить своеобразие Ореанды, не нарушая ее «дикой» , первозданной красоты.

Основная планировка парка была проведена в период построения дворца. В апреле 1849 года архитектор Штакеншнейдер составил генеральный план переустройства всего сада и детальный проект части сада вокруг дворца. Как пишет Штакеншнейдер, «дворец построен на таком месте, где крутом его должен быть разведен сад», а поэтому он предлагает «спланировать и отделать площадь перед дворцом до 625 кв. саж», высадить 1 тысячу разных деревьев и до 5 тысяч кустарников разных сортов.

Новые посадки представляли субтропики различных районов всего земного шара. Однако, делая многочисленные посадки, садовники органично включали в них экземпляры местной крымской флоры. До сих пор в центре парка, напротив главного корпуса, возвышается огромный восточный платан. Платан восточный (также чинар, чинара) - древесное растение, вид рода Платан (Platanus), семейства Платановые (Platanaceae). В природе восточный платан достигает колоссальных размеров и исключительного долголетия.

Великолепный платан Нижней Ореанды — это самый крупный и один из самых старых платанов на Южном берегу. Его возраст насчитывает более 200 лет, высота 30 м. и окружность ствола составляет 6,5 м.

Этот платан на протяжении всего XIX века бережно охранялся, вокруг него не делалось никаких посадок. В результате своими могучими широко разметавшимися в стороны и опустившимися до земли ветвями, платан образовал своеобразный шатер.

Под этим деревом любил отдыхать и проводить военные смотры в октябре 1910 г. и мае 1912 г. последний правитель Российской империи Николай II. Здесь прогуливались Некрасов, Бунин, Чехов, Айвазовский и многие другие великие и знаменитые ценители красот Нижней Ореанды навсегда вписавшие свои имена в мировую историю.

В 1920 г. после установления советской власти в Крыму, Ореанда, как и другие царские имения, была национализирована. В летний период под сенью платана устраивались лагеря отдыха для строителей «нового мира».

На сегодняшний день дерево платана восточного является настоящей гордостью парка Нижней Ореанды. Оно относится к категории памятников природы, считается уникальным и имеет самостоятельную научную, эстетическую и историческую ценность.

В 1825 году император Александр I, по приглашению графа М. Воронцова, совершает поездку по Крыму. Проезжая Ореанду, он настолько поражён её красотой, что решает основать здесь свое имение.

Однако в том же 1825 году Александр I умирает, и имение по наследству переходит к его младшему брату Николаю.

В 1837 году император Николай l отправляется в путешествие по Крыму и 17 сентября 1837 г. царская семья направляется в Ореанду. Вот как описывает очевидец их прибытие: «Приехав к воротам, ведущим в Ореандский парк, император остановил лошадь и подошёл к императрице объявил, что он дарит ей Ореанду.

В тот же день осмотрели возведенные по проектам архитектора Ф. Эльсона постройки: «домик с башней» для гостей, оранжерею, дома управляющего имением, садовника и винодела. К Высочайшему приезду тщательно отремонтировали и небольшой «императорский» домик, в котором в 1825 году останавливался Александр I и обедал с друзьями: покрыли крышу черепицей, изменили потолок, а к фасаду пристроили галерею.

После кончины 20 октября 1860 года императрицы Александры Федоровны, Ореанда перешла во владение Великого князя Константина Николаевича и вплоть до 1894 г. пребывала в статусе великокняжеского, а не царского имения.

1881 год оказался для Константина Николаевича роковым.

1 марта в Петербурге взрывом бомбы террориста Гриневицкого был убит император Александр II. С ним окончилась эпоха либеральных реформ, которые вели страну к конституционной монархии. При новом императоре Александре lll великий князь оказался не у дел. Он был отстранен почти от всех занимаемых должностей.

Лето 1881 г. князь проводит в Ореанде. В ночь с 7 на 8 августа произошло драматическое событие — в Ореанде сгорел дворец по недосмотру. После пожара Константин Николаевич решил обосноваться в «императорском домике», в котором и жил во время теперь уже частых и длительных приездов в свое любимое имение Ореанда. В связи с этим домик переименовали в «адмиральский» - по званию его хозяина.

В Адмиральском домике фасад здания был решен в стиле татарской народной архитектуры со стрельчатыми окнами и деревянной галереей с резьбой. В левой половине располагалась комната Константина Николаевича, а через сени, в правой — комната адьютанта. Несколько небольших комнат в задней части домика занимала прислуга.

Великий князь Константин Николаевич прожил в этом домике с 1881 — 1889 гг. В 1889 году после инсульта, парализованный, он был перевезен в свое имение Павловск под Петербургом.

В укромном уголке великолепного парка «Нижней Ореанды» с классическим розарием, ухоженными клумбами, и аккуратными дорожками расположена изящная беседка «Айвазовского». Из неё открывается чудный вид на Большую Ялту.

Здесь, где лазурное небо сливается с безбрежной синью, часто писал морские пейзажи И.К.Айвазовский (1817-1900).

Замечательного мариниста связывала тесная и многолетняя дружба с владельцем имения Великим князем Константином Николаевичем Романовым. Как вспоминает внук художника в своих морских записках «из далёкого прошлого», изданных а 1948 г. обществом русских офицеров в Америке – Великий князь и великий художник всегда переписывались и на письменном столе И.К.Айвазовского постоянно стоял портрет Константина Николаевича. Такая же дружба связывала художника и со свитой Великого князя, поэтому Константин Николаевич свои телеграммы Айвазовскому подписывал: «Твои Ореандские друзья».

Сегодня белоснежная беседка, названная в честь выдающегося художника-мариниста, — любимое место отдыха и вдохновения философов, романтиков и влюблённых. Здесь, в покое и уединении, продолжают создавать свои художественные произведения современные живописцы и поэты.

Владельцы Ореандского имения стремились сделать всё так, чтобы и в английском саду, и в лесопарке чувствовалось «тихое, отрадное спокойствие». Проектируя ландшафтный парк в Ореанде, архитектор А.Штакеншнейдер использовал естественные природные ситуации, преображая их в ландшафтные объекты.

Одним из таких объектов стало «Лебединое озеро», расположенное близ дворца у самого подножия скалы, вершина которой была украшена ротондой.

Когда смотришь сейчас на живописный уголок парка с прудами, окружёнными бамбуковой рощей, трудно себе представить, что когда-то на этом месте было болото. Планируя этот участок парка, Штакеншнейдер писал в своих предложениях: «Под скалой (на которой установлена ротонда) имеется несколько ключей, и от оных место это обратилось в болото, почему необходимо нужно на тех местах вырыть небольшие пруды с сохранением больших дерев». Пруды предлагалось выкопать глубиной в 1,5 аршина (для этого надо было вырыть грунт до 20 куб саж.), «дно обложить мелкими каменьями, а берега - крупными».

Вокруг прудов были высажены тюльпанные деревья и бамбук.

В пруды запустили белых лебедей, которые пополнялись трогательным потомством, величаво скользящим по зеркальной поверхности прудов.

В 1837 году император Николай I дарит своей жене императрице Александре Федоровне имение Нижняя Ореанда, доставшееся ему в наследство от его брата императора Александра I.

В 1842-1852 гг. происходит строительство первого императорского дворцового комплекса в Крыму в Нижней Ореанде по проекту архитектора А. Штакеншнейдера.

Первой постройкой в дворцовом комплексе (1843 г.) стала прекрасная белокаменная ротонда. Она увенчала один из утесов Ореанды. Ротонда была выполнена в стиле «неогрек» и представляет собой восемь семиметровых колонн дорического ордера, высеченных из керченского штучного камня лучшего качества с прекрасной проработкой капителей, архитравов, карнизов. Ротонда сразу стала визитной карточкой царского имения. От дворца к ней вела лестница в несколько сот ступеней. От ротонды открывались чудесные виды на Ялту и Южное побережье.

После пожара во дворце в 1882 году ротонда стала единственным архитектурным объектом, оставшимся от первоначального дворцового комплекса. С начала XX века, это было наиболее посещаемое место на Южном берегу Крыма.

Особенно любил прогулки из Ливадии по Горизонтальной тропе император Николай II, который вместе с семьей и свитой часто посещал ротонду.

Неповторимым украшением Нижней Ореанды являются скалы и горы. Самой эффектной из этих гор представляется скала Крестовая, носившая в древности название Урьянда, площадь которой составляет 7 га. Высота над уровнем моря - 204 м., из них 176 м. — это крутой обрыв, у подножия которого разрослась можжевеловая роща. На склонах скалы растёт много зарослей земляничника и можжевелово-фисташковый лес с 500-700-летними деревьями.

На вершине скалы Урьянда археологами были обнаружены остатки средневекового города, существовавшего здесь с VIII века.

После 1837 года название скалы Урьянда было изменено на Крестовая. Это изменение было связано с посещением Крыма семьей императора Николая I, который подарил Ореанду своей жене императрице Александре Федоровне.

В одно из посещений Ореанды императрица Александра Федоровна вместе с графом и графиней Воронцовыми, поднялась на вершину скалы Урьянда, установила там деревянный крест и посадила собственноручно куст вечнозеленого лавра. Впоследствии этот крест был заменен на чугунный высотой 3,5 м. С тех пор скала стала называться Крестовой.

В 1955 г. на Крестовой состоялся первый чемпионат СССР по скалолазанию.

С 1965 г. скала является комплексным памятником природы.

С 1861 по 1892 г.г. владельцем Ореанды был великий князь Константин Николаевич, и несомненно, что одна «из затей художника» (как о том писалось в путеводителе) принадлежит именно ему.

Великий князь Константин Николаевич родился в 1827 году. Его отец император Николай I решил, что Константин должен сделать карьеру военного моряка и спяти лет поручил его воспитание выдающемуся моряку и учёному — адмиралу Фёдору Литке. По сути, он был первым отпрыском Дома Романовых, который стал профессиональным моряком.

21 января 1853 года Константин Николаевич вступил в управление морским министерством и был произведён в вице-адмиралы.

Как человек, посвятивший свою жизнь морскому делу, Константин Николаевич решает украсить парк в своей любимой Ореанде небольшими водоёмами, которым была предана форма южных морей, входивших в состав Российской империи.

В 1879 году на территории парка, неподалёку от Адмиральского домика были созданы оригинальные макеты бассейнов, которые повторяли контуры Чёрного, Азовского, Каспийского и Аральского морей.

Вокруг водоёмов были высажены вечнозелёные растения. Аккуратной и регулярной их стрижкой садовники добивались очертаний Крымских гор и Кавказского хребта.

Парк в Нижней Ореанде начал формироваться еще в 30-х годах XIX века под руководством английского садовника Росса, и разбивался в ландшафтном стиле. Во всех планах того времени парк назывался «английским садом».

В течение весны 1837 г. выписывали и получали из Риги из большого «Ботанического заведения Карла Вагнера» саженцы деревьев и рассаду цветов. В то время в парке было высажено несколько разновидностей магнолий, 22 вида георгин, туберозы, анемоны, камелии, пеларгонии, фиалки, портулак и много других цветов. Основная планировка парка была проведена в 1840-х гг. в период построения дворца для императрицы Александры Федоровны. В 1849 г. архитектор Штакеншнейдер составил генеральный план переустройства всего сада и детальный проект части сада вокруг дворца и предложил высадить 5 тысяч кустарников разных сортов.

Она расколота на две огромные серые глыбы и высится у морского берега. В ней спрятан грот, остаток пещеры, в которой в начале XX века археологом Жуковым была обнаружена стоянка первобытного человека. Скала Мачтовая и грот интересны не только как природные и археологические памятники. Во времена, когда Ореанда принадлежала царствующей семье Романовых, на Мачтовой скале поднимался императорский флаг на флагштоке высотой 16 м, его уключины сохранились и по сей день.

В период первой русской революции (1905-1907 гг.) в гроте «под носом у царя» находилась подпольная типография Ялтинской организации РСДРП, в которой печатались прокламации с призывами о свержении самодержавия.

В советское время скала Мачтовая и её грот были задействованы в съёмках популярных приключенческих фильмов «Дети капитана Гранта», «Остров сокровищ», «Морской охотник» и др.

Ореанда сохранила свою неповторимую красоту и редкую на побережье тишину. Она господствует и над большим старинным парком, и над обнаженными скалами, придающими местности суровый вид. От них, как полагали некоторые исследователи, и произошло название Ореанды — «скалистая»

Ореанда – поселок городского типа Южного Берега Крыма, находящийся в пяти километрах от Ялты на побережье Черного моря. Курорт Ореанда в Крыму входит в конгломерат Большой Ялты. Первое упоминание об Ореанде относят к 1360 году. Название Ореанда в переводе с греческого означает «скалистая». Верхняя Ореанда возвышается над Севастопольским шоссе Т 2709 (верхнее шоссе). Основная часть курорта Ореанда расположена на самом побережье Черного моря и называется Нижняя Ореанда. Из Ливадии на курорт Ореанда можно добраться и по автотрассе Ялта-Алупка (нижнее шоссе).

Отвесные стены скалы Мачтовой и Крестовый утес придают курорту Ореанда немного суровой стати. Нагромождение скал в сочетании с густой зеленью парка «Нижняя Ореанда», который является памятником садово-паркового искусства и занимает 42 га, привлекает в Ореанду все большее число туристов за романтическим отдыхом на Южном Берегу Крыма.

Уникальный природный ландшафт и созданная человеком красота в виде корпусов санатория «Нижняя Ореанда» и пансионата «Глициния», расположенном на месте возведения госдач СССР с 1956 по 1989 год, завораживает всех гостей курорта Ореанда. Воздух в Ореанде напоен ароматом можжевельника, шалфея и хвои. Ореанда – это самое живописное место Большой Ялты между Гаспрой (мысом Ай-Тодор) и Ливадией, сохранившее редкую тишину на Черноморском побережье. Из Ливадийского парка через Ореанду в Гаспру можно попасть даже пешком по относительно ровной над уровнем моря «Солнечной тропе », которая используется для лечебной ходьбы. В 1861 году Солнечная тропа связала две принадлежащих императорской семье Романовых резиденции, поэтому получила еще одно название «Царская». «Солнечная тропа» проходит мимо белоснежных колонн беседки-ротонды (1843 год), откуда открывается панорама курорта Ореанда из амфитеатра Крымских гор и бесконечной бирюзовой дали Черного моря. Царская ротонда в Ореанде — это каменная дуга из восьми дорических восьмиметровых колонн. В Ореанде есть еще одна тропа – Курчатовская, которая начинается у ротонды и идет вверх по склону Ай-Никола. Расколотая на две серые глыбы скала Мачтовая у морского побережья уникальна гротом, где археологи обнаружили стоянку первобытных людей.

История усадьбы Ореанда.

История Ореанды тесно связана с имперским прошлым России и династией Романовых. В начале 19 века земли Ореанды приобретались для императора Александра I (1825 год). Царь Николай I подарил усадьбу Ореанда своей жене Александре Федоровне. Роскошный парк в Ореанде начал формироваться еще в 30 годы 19 века под руководством В. Росса в стиле английского сада.

Среди ландшафта Ореанды выделяется отвесная природная достопримечательность — каменная громада Урьянда. В 1837 году во время первого посещения своего имения Ореанда на 176 метровой вершине скалы русская императрица Александра Федоровна Романова повелела установить деревянный крест, позднее замененный чугунным. С тех пор эта скала носит название Крестовой. Царская чета в 1843 году распорядилась построить в Ореанде свой дворец. Именно Ореанда стала обладателем первого царского дворца на Южном берегу Крыма, который возвели к 1852 году в стиле римских вилл. Имение Ореанда унаследовал Великий князь Константин Николаевич Романов, владевший им более 30 лет. Во время пожара 8 августа 1881 года дворец сгорел. После пожара князь переселился в Адмиральский домик. Во время проживания в Ореанде Великий князь Константин Николаевич поручил архитектору А.А. Авдееву разработать проект грузино-византийского храма. Храм Покрова Пресвятой Богородицы был построен к 1886 году и сегодня является украшением курорта Ореанда. В 2002 году была установлена новая звонница. Только лишь в конце 1948 года на руинах сгоревшего дворца семьи Николая I в парковой зоне было начато строительство главного корпуса санатория «Нижняя Ореанда» по проекту архитектора М.Я. Гинзбурга. От имперской усадьбы Ореанда из 50 построек не осталось ничего кроме Адмиральского домика, Храма Покрова Пресвятой Богородицы и ротонды из белых колонн на Солнечной тропе. Покровский Храм у Адмиральского домика уникален открытой наружной галереей с тонкими колоннами и внутренними фресками собора.

Санатории Ореанды.

Курорт Ореанда в Крыму располагает двумя лучшими объектами размещения отдыхающих: санаторий «Нижняя Ореанда» и пансионат «Глициния» у береговой линии. Пансионат «Ветеран» работает в Ореанде с 1950 года. Санаторий «Нижняя Ореанда» — это круглогодичная здравница общетерапевтического профиля. Три корпуса лечебницы белыми островками выступают у подножия возвышенностей Ай-Никола и скалы Белоголовая. В парке Нижней Ореанды произрастает более 100 видов растений, ливийский кедр, бамбуковая роща и 300 летний платан в центральной части сада. Парк санатория украшает источник и бювет с минеральной водой.

Санаторий «Нижняя Ореанда» — это архитектурное украшение современного курорта Ореанда. По нижней дороге можно добраться до оборудованного «Золотого пляжа» — лучшего 400 метрового естественного пляжа из отшлифованной морем мелкой гальки у курорта Ореанда.

Достопримечательностью Ореанды является «Храм у дороги ». Храм Святого Архистратига Михаила в Верхней Ореанде (Храм у дороги) построен в 2006 году рядом с автострадой «Ялта-Севастополь» у подножия горы Ай-Никола по проекту ялтинского архитектора В. Бондаренко. Пение церковного мужского хора впечатляет благодаря природной акустике. Переливы храмовой звонницы в отголосках гор и сама дорога приводят путешественников к стенам красивой церкви в Верхней Ореанде. Храм Святого Архистратига Михаила на крутых склонах горы Ай-Никола – это пятиглавое сооружение с золочеными полукруглыми куполами. Дополнением ландшафта у храма стала круглая белоснежная беседка, украшенная позолоченным куполом со статуей Архангела Михаила.

В окрестностях Ореанды снимали советские приключенческие фильмы «Остров сокровищ», «Доктор Айболит » (1938 год), «Морской охотник», «Дети капитана Гранта». В Ореанде разбито 20 гектаров виноградников. Винный цех объединения Массандра производит в поселке вино херес «Ореанда».

Отдых на курорте Ореанда в Крыму подарит Вам чистоту Черного моря, свежесть морского бриза, заряд бодрости и здоровья, тишину парка, а также надолго запомнится впечатлениями от неповторимого очарования горных пейзажей и уникальных памятников архитектуры.


Close