Многие из нас собравшись впервые в жизни осуществить свой первый полет на самолете волнуются - не знают что делать и как себя правильно вести в аэропорту и на самолете. Попав на территорию аэровокзала в первый раз, пассажиры испытывают опеределенный стресс и дезориентацию. Существует несколько процедур, которые необходимо пройти, прежде чем попасть на борт своего авиалайнера. В салоне самолёта следует придерживаться правил безопасности.

Покупка билетов на рейс

Авиаперелёт начинается с покупки билетов. Предварительно нужно выбрать рейс и авиаперевозчика. Приобрести авиабилет можно через интернет на сайте авиакомпании, в кассе аэропорта, через турфирму. Электронный вариант купленного проездного документа хранится в базе данных выбранного авиаперевозчика. При покупке авиабилета через интернет электронный образец следует распечатать на бумаге.

Электронный билет “Аэрофлот”

Билет на самолёт содержит информацию о пассажире, название авиаперевозчика, данные о рейсе. Приобретённый в кассе аэропорта проездной документ имеет вид продолговатой бумажной книжечки, одна страница из которой является полётным купоном. Билет обязательно регистрируется перед вылетом. После регистрации каждый пассажир получает свой посадочный талон.

Если пассажир совершает свой первый в жизни полет в самолёте, ему необходимо правильно собрать в дорогу свои вещи. Сумки и чемоданы разделяют на лёгкую ручную кладь (берётся с собой в салон) и багаж (будет лететь отдельно в грузовом отсеке). В сумку для ручной клади кладут кошелёк, документы, авиабилет, гаджеты, зарядные устройства, телефоны, салфетки, таблетки от укачивания.

Подготовка к полёту также включает правильный выбор одежды. Отправляясь в авиапутешествие, желательно надеть джинсы, лёгкую футболку, прихватить тёплый свитер. Обувь должна быть удобной и на низком каблуке.

Пошаговая инструкция для пассажиров в аэропорту

Пошаговая инструкция для пассажиров, желающих совершить авиаперелёт:

  1. Прибыть в аэропорт за 2 ч до своего вылета.
  2. Пройти регистрацию и получить посадочный талон.
  3. Сдать свой чемодан в грузовой отсек.
  4. Пройти досмотр перед вылетом.
  5. Для международных перелётов - пройти обязательный паспортный контроль.
  6. Отправиться в зал ожидания и там дождаться своего рейса.

Приезд в аэропорт

В аэровокзал необходимо приехать за 2 часа до своего вылета, чтобы пройти регистрацию. Человеку, который собирается лететь на самолете в первый раз, необходимо продумать, как он будет добираться до терминала. Любой вид транспорта, учитывая пробки, довезёт до аэропорта минимум за 1 час. Значит, выйти из дома нужно за 3 часа до отлёта авиалайнера.

Вход в аэропорт

Большие аэропорты разделены на несколько терминалов. До любого из них, находясь на территории воздушного порта, можно добраться пешком или внутренним транспортом. Информация о терминале, из которого будет совершаться вылет самолёта, находится в авиабилете. Тем, кто первый раз летит на самолёте необходимо знать, что на входе некоторых российских аэровокзалов имеется предварительный контроль безопасности. Всем входящим в здание людям предложат пройти через металлодетекторную рамку и просканировать личные вещи.

Табло и зона регистрации

Перед полётом на территории аэровокзала необходимо найти табло вылетов. Обычно оно представлено в виде огромного электронного экрана и висит на стене. На нём высвечивается информация о предстоящем рейсе, а также номер стойки, к которой нужно подойти, чтобы пройти регистрацию полёта для пассажиров. На любой рейс регистрация начинается за 2 часа до вылета, а заканчивается за 45 мин до старта. Свой рейс пассажиры ищут только по номеру рейса, а не по названию пункта назначения. О начале регистрации свидетельствует надпись «check-in», стоящая напротив номера рейса.

Подготовка багажа

Регистрация багажа осуществляется на стойке. В этом месте необходимо сдать все свои чемоданы и сумки в багажное (грузовое) отделение. На каждой стойке багаж взвешивают, осматривают и забирают. Пассажиру выдают бирку для получения чемодана по прибытии в порт назначения.

Вес багажа не должен превышать 20 кг. Авиаперевозки по России допускают перевес багажа. Правда, за каждый килограмм лишнего веса придётся доплатить. Ручную кладь разрешено взять с собой в салон лайнера. Её вес - до 10 кг. В сумке не должно быть жидкостей, аэрозолей, острых предметов. В ручную кладь рекомендуется положить посадочный талон, багажную бирку, деньги, телефон и свои документы.

Процедура регистрации

При регистрации необходимо предъявить работнику аэровокзала свой билет и паспорт. После проверки каждый пассажир на стойке получает свой посадочный талон. Если человек раньше всех приехал в аэропорт, он может попросить дать ему любое место в салоне. В посадочном талоне указывается место пассажира и номер выхода на посадку. Найти свой выход можно, если следовать указателям на стенах аэровокзала.

Пассажирам международных рейсов нужно пройти паспортный контроль. Во время этой процедуры человек должен предъявить свой загранпаспорт. Сотрудники аэропорта проверяют также наличие визы и другую информацию, разрешающую беспрепятственно покинуть страну.

Пассажиру могут задать вопросы о цели его путешествия за границу. Во время беседы нужно смотреть в глаза сотруднику аэропорта. Отвечать на вопросы нужно честно и без шуток. Далее пассажиру предложат пройти таможенный контроль. Если у него нет запрещённых для вывоза или облагаемых пошлиной вещей, он проходит в зелёный коридор. Если запрещённые предметы имеются - направляется в красный коридор. В этом месте пассажир заполняет таможенную декларацию.

Досмотр

Предполётный досмотр проводится перед каждым полётом. Пассажир и его вещи подвергаются осмотру службой безопасности аэропорта. Сам человек проходит через металлодетектор. Его вещи просвечиваются рентгеновскими лучами.

Во время этой процедуры работники аэропорта ищут предметы, которые нельзя проносить в салон лайнера. Можно вынуть все металлические вещи и положить их в пластиковую коробку. Что делать в момент осмотра личных вещей? Выполнять все требования службы безопасности. Если нужно, вывернуть карманы, снять обувь, показать содержимое сумок.

Зона ожидания

После прохождения регистрации и досмотра человек отправляется в зал ожиданий. Здесь пассажир ждёт, пока не объявят его рейс. Это место считается нейтральной территорией. Здесь осуществляется беспошлинная торговля. До объявления посадки пассажиры могут пройтись по магазинам и кафе или посидеть в зале ожидания и прочесть правила поведения в самолёте.

Ожидая вылет, нужно слушать объявления и не пропустить свой рейс. Услышав о начале посадки, необходимо подойти к своему выходу, указанному на посадочном талоне. На самом выходе работник аэропорта отрывает часть талона, а пассажиру оставляет корешок с указанием номера его места и ряда.

На борт самолёта можно попасть внутренним автобусом или по специальному телескопическому рукаву-трапу. В небольших аэровокзалах могут предложить пройтись пешком к трапу авиалайнера.

В аэропорту страны прибытия

Попав на борт авиалайнера, пассажир будет какое-то время лететь на самолёте. После приземления он окажется в аэропорту города (страны) прибытия. Его ожидают те же мероприятия, что и до вылета. К выходу из самолёта подадут трап. По нему пассажиры спускаются на землю и заходят в автобус, который везёт их в помещение аэропорта. Можно сразу по длинному рукаву-трапу пройти в аэровокзал. Затем необходимо пройти паспортный контроль (для международных авиарейсов) и получить свой багаж.

Получение багажа

По прибытии в порт назначения нужно получить свой багаж из грузового отделения и проверить его содержимое. Если во время перелёта вещи были повреждены, нужно написать жалобу. В случае пропажи багажа владелец получает компенсацию. Можно предварительно составить список положенных в чемодан вещей и сфотографировать их перед вылетом. Наличие фотографии поможет получить полную компенсацию за пропавшие вещи.

Первый раз в самолете

Очутившись на борту самолёта, пассажиры рассаживаются по своим местам. Пройдёт ещё несколько минут, прежде чем самолёт начнёт взлетать. Стюардесса расскажет о правилах поведения пассажиров в самолёте. Пассажиры обязаны сесть на свои места, выключить свои мобильные телефоны и туго пристегнуться ремнями безопасности.

Во время первого полёта на самолёте каждый человек испытывает гамму ощущений - от восторга до ужаса. Бояться полёта не следует. По статистике, в год в России в результате авиакатастроф погибает не больше 100 человек. Это меньше, чем погибших в результате ДТП за один месяц.

Места

Как правильно летать в авиалайнере? Какие места считаются лучшими? Каждый человек садится там, где ему нравится. Любители рассматривать пейзажи с высоты полёта могут сесть у иллюминатора. Выбрать место нужно ещё во время регистрации. Если пассажир боится высоты, ему лучше сеть подальше от иллюминатора. Для детей желательно выбирать места у прохода. Во время полёта ребёнок будет часто проситься в туалет.

При турбулентности или болтанке авиалайнер будет сильно трясти. Чем ближе места пассажиров к голове самолёта, тем меньше ощутима тряска. Больше всего лайнер трясётся в хвостовой части. Все нагрузки, которые получает самолёт во время полёта, не приносят ему никаких поломок. Лайнеры ещё на заводе проходят испытания и проверяют на устойчивость к колебаниям, вызванным вихревыми потоками ветра.

Лучшие места у аварийного выхода. Расстояние до соседнего кресла очень большое, поэтому можно вытянуть ноги и расслабиться. Правда, в случае аварийной ситуации пассажиру, находящемуся у аварийного выхода, предстоит открыть дверь и помочь пассажирам эвакуироваться.

Еда

Правила перелёта нередко предполагают питание на борту. В самолёте пассажиров кормят, если авиаперелёт длится более трёх часов. Стоимость еды входит в цену билета. Чем дешевле билет, тем проще меню. Пища подаётся в герметической упаковке. В состав меню входит мясо или рыба, овощной гарнир, салат, фрукты, булочка с джемом. Стюардесса предложит на выбор сок, минеральную воду, чай, кофе или бокал вина.

Взлет и посадка

Во время взлёта и посадки все летящие на борту авиалайнера пассажиры должны придерживаться правил безопасности в самолёте. В такие моменты нельзя ходить по салону или разговаривать по телефону. Необходимо сидеть на своих местах. Спинки стульев должны находиться в строго вертикальном положении. Нужно убрать раскладные столики, спрятать гаджеты в сумку.

В момент взлёта или посадки нужно туго пристегнуться ремнями безопасности. Стюардесса обязательно попросит выключить телефоны. Ведь мобильная связь может создать помехи для работы навигационных приборов авиалайнера. Можно открыть шторки иллюминатора, посмотреть в окно и расслабиться. В салоне погасят свет. В такие моменты следует уменьшить громкость музыки в наушниках и внимательно следить за происходящим на борту лайнера, чтобы вовремя сориентироваться в случае внезапной аварии.

Правила поведения в самолете при попадании в зону турбулентности

Набирая высоту или снижаясь, авиалайнер оказывается в тропосфере. В этой зоне в плохую погоду самолёт начинает бросать в разные стороны. Лайнер, особенно его хвостовая часть, начинают сильно вибрировать. Как вести себя в самолёте, в первый раз попав в зону турбулентности?

Не нужно ничего бояться. Пассажирам следует лишь соблюдать правила поведения в самолёте. В такие моменты нужно слушать рекомендации членов экипажа. Следует занять свои места и туго пристегнуться ремнями безопасности. Голову нужно пригнуть к коленям и обхватить её обеими руками. До нормализации ситуации запрещено покидать своё место.

Что нужно знать пассажирам, которые первый раз оказались на самолёте:

  1. Тряска во время турбулентности менее ощутима в голове и центральной части авиалайнера. Именно в этих зонах следует выбрать себе место.
  2. Страдающим клаустрофобией людям, лучше сидеть у прохода.
  3. При взлёте или посадке нужно что-то жевать, например, жевательную резинку. Таким образом можно предотвратить укачивание и заложенность в ушах. Избавиться от шума в ушах можно, если глубоко зевнуть, выпить глоток воды, разжевать ментоловую конфету.
  4. Во время перелёта необходимо правильно дышать. Следует делать глубокие вдохи и медленные выдохи.
  5. На борту авиалайнера необходимо настроить себя на позитив. Ведь мысли, как известно, материальны. Ничего плохого не произойдёт, если человек уверен в удачном полёте и приземлении.

Вопросы, часто задаваемые новичками, по теме первого полёта

Впервые попав на борт самолёта, новички многое не понимают. Отсутствие информированности по поводу безопасности полёта порождает фантазии и беспричинные страхи. На самом деле нет ничего страшного в перелёте. Узнать интересующую информацию о техническом состоянии лайнера пассажиры могут у стюардессы.

Можно ли на борту авиалайнера пользоваться телефоном?

При взлёте и посадке мобильные устройства должны быть отключены. Во время полёта разрешается позвонить родным. Правда, эта услуга платная и предоставляется не каждой авиакомпанией.

Почему в самолёте тяжело дышать?

В салоне действительно не так уж и много кислорода. Он поступает через системы очистки от двигателей. За 6 часов полёта у человека падает количество кислорода в крови на 10%. Людям, страдающим сердечными заболеваниями, желательно отказаться от такого вида путешествия. Физически здоровые пассажиры обычно после перелёта чувствуют небольшую усталость.

Что делать, если страшно сидеть у иллюминатора?

Правилами поведения на борту самолёта обычно не разрешается самовольно менять своё место. Если пассажиру вдруг стало страшно сидеть у иллюминатора, он может попросить стюардессу пересадить его.

В какие дни недели меньше всего пассажиров?

Люди чаще всего летают самолётами по понедельникам и пятницам. В конце недели многие улетают на выходные. В начале, наоборот, возвращаются на работу. Лучше для путешествия выбирать среду или утро четверга.

Во время путешествия самолётом не нужно ничего бояться. Проблемы у пассажиров не возникнут, если вовремя приехать в аэропорт и не забыть билет, документы и деньги. В дорогу нужно собрать лишь разрешённые для перевозки вещи. Никаких запрещённых предметов лучше на борт самолёта не брать. Если придерживаться всех указаний и правил безопасности для полёта, авиапутешествие пройдёт комфортно.

Самолет — это самый быстрый вид транспорта, который позволяет в считанные часы добраться из одной точки мира в другую. А еще полет сопряжен с соблюдением огромного количества правил и организационных моментов, которые кажутся непостижимыми человеку, который еще не летал ни разу. К тому же есть масса способов сделать путешествие комфортным и перебороть страх высоты. Что нужно знать, если я первый раз лечу на самолете?

Покупка билетов

Полету на самолете первый раз предшествует первая покупка билетов. Помимо страха высоты, многих людей отпугивает от авиационного транспорта высокая стоимость перевозок. Такие рекомендации помогут вам сэкономить:

  • При длительном поиске билетов в интернете (особенно на зарубежные авиалинии) цены становятся выше. А все потому, что сайты собирают информацию и, обнаруживая вашу заинтересованность, стараются прожать билеты подороже. Поэтому рекомендуется искать билеты в режиме "инкогнито".
  • Если вам предстоит короткий перелет, воспользуйтесь услугами лоукостеров. Конечно, придется пренебречь комфортом, но за 2-3 часа вы этого особо не заметите.
  • Покупать билеты сразу в оба конца гораздо выгоднее. А если приобретать по отдельности в разное время, это может обойтись вам в два раза дороже.
  • Невозвратные билеты, как правило, стоят дешевле. Ели вы на 100 % уверены, что ваши планы не изменятся, приобретайте именно их. Но будьте готовы к тому, что, если вы передумаете лететь, то потеряете всю сумму.

Первый визит в аэропорт: куда идти и что делать?

"Первый раз лечу на самолете — что и в какой последовательности нужно делать?". Первое, о чем вы должны позаботиться, — это своевременное прибытие в аэропорт. Спланируйте время так, чтобы прибыть на место за два-три часа до вылета, чтобы делать все не спеша и спокойно. Крупные аэропорты, как правило, разделены на терминалы. Заранее загляните в билет, чтобы узнать, куда именно вам нужно.

Когда вы благополучно добрались до терминала, понадобится некоторое время на то, чтобы в него попасть. На входе проводится контроль безопасности — нужно уложить багаж на ленту сканера и пройти через рамку металлоискателя.

Далее отправляйтесь к табло вылетов. На нем указана информация о рейсах — номер, пункт назначения время, а также стойка регистрации и ее состояние (открыта/закрыта/закончилась). Важно: обязательно сверяйте номер рейса, указанный на табло с номером, указанным в вашем билете. С разницей в несколько минут могут отправляться рейсы с одинаковым сообщением, поэтому высок риск запутаться.

Регистрация

Перед тем как лететь в самолете, вы должны сообщить авиакомпании реальные данные о себе. В этом заключается основная суть процедуры регистрации. Она начинается за 2 часа до вылета и заканчивается за 40 минут до него. Кстати, эту процедуру вполне можно пройти дома через интернет или в киоске самостоятельной регистрации, что существенно сэкономит ваше время. Но при первом полете лучше сделать это непосредственно в аэропорту. Стандартная процедура регистрации проводится в два этапа:

  • Проверка документов и билета, выдача посадочного талона.
  • Взвешивание и сдача багажа, а также получение соответствующей бирки. Обязательно сохраните ее на случай потери или порчи багажа.

Зона ожидания

Полет в самолете первый раз — дело волнительное. Особенно, если вы ранее не были в аэропорту и плохо ориентируетесь в нем. Поэтому сразу после регистрации, не теряя времени, отправляйтесь на поиски своего гейта. В крупных международных аэропортах к гейтам могут курсировать специальные поезда. Также могут быть цифровые таблички, которые означают, сколько минут вам еще придется идти до пункта назначения.

Перед входом в зону ожидания вам придется пройти досмотр. Это связано с мерами безопасности. Вы пройдете через рамку металлоискателя и пропустите ручную кладь через сканер. Кстати, на этом этапе потребуется снять верхнюю одежду. Иногда пассажиров заставляют снимать обувь.

В зоне ожидания можно просто посидеть, посетить дьюти-фри или перекусить. Стоит отметить, что заведения общественного питания здесь довольно дорогие. Что же касается дьюти-фри, цены здесь нельзя назвать бюджетными. Тем не менее вы можете быть на 100 % уверены в оригинальности и высоком качестве приобретаемого товара.

Посадка

Впечатления от первого полета в самолете в первый раз во многом зависят от того, насколько спокойно и собранно вы прошли через все процедуры. Еще одним ответственным и волнительным моментом является посадка. Находясь в зоне ожидания, старайтесь не отходить от своего гейта, чтобы не упустить важную информацию (например, о переносе рейса, смене выхода и так далее).

Многие пассажиры занимают очередь к гейту сразу же, как только вошли в зону ожидания. Другая категория пассажиров относится к этому весьма скептически. "Первый раз лечу на самолете — что делать?". Если у вас довольно много ручной клади, вам все-таки лучше последовать примеру первой группы. Это нужно для того, чтобы успеть занять багажную полку рядом со своим местом. В противном случае вам придется долго искать, где расположить свои вещи. Кстати, в некоторых современных аэропортах пассажиры определенного рейса разбиваются на группы (указывается в посадочном талоне), чтобы избежать формирования очередей около гейтов.

После предъявления посадочного талона вы получите корешок с указанием места. Далее, в зависимости от аэропорта, ваш путь к воздушному судну будет пролегать пешком, через воздушный трап или на автобусе (как правило, в нем очень тесно и душно). Еще немного, и вы сможете сказать себе: "Мы в первый раз летим в самолете!".

Какие места лучше?

"Мы в первый раз летим в самолете — на каких местах будет комфортнее?". Первое правило выбора места — поближе к голове. В этой зоне меньше всего ощущается турбулентность (кстати, именно поэтому в передней части самолета расположен бизнес-класс).

Что касается мест у окна — это спорный момент. Конечно, при первом полете вам будет интересна картинка в иллюминаторе, особенно при взлете и заходе на посадку (только если вы не летите ночью, когда за окном кромешная тьма). Но всякий раз, когда вы захотите сходить в туалет, вам придется перешагивать через соседей. А вот если вы планируете спать во время полета, облокотившись головой о стену, место у иллюминатора — идеальное решение для вас.

Если вы страдаете от клаустрофобии, вам лучше выбрать место у прохода. К тому же вы можете беспрепятственно ходить в туалет, не боясь потревожить спящих соседей. Но будьте готовы к тому, что соседи будут перешагивать через вас, а потому спокойно поспать, скорее всего, не получится.

"Первый раз летим на самолете и очень боимся" — если это про вас, то постарайтесь заполучить места у аварийного выхода. Там нервные пассажиры чувствуют себя гораздо спокойнее. К тому же здесь расстояние до следующего кресла достаточно большое, и можно спокойно вытянуть ноги.

Замечательно, если вы будете лететь в полупустом самолете. После взлета вы можете прогуляться по салону — возможно, вам посчастливиться найти три пустых кресла. На них можно с комфортом растянуться и поспать, как в вагоне поезда.

Что нужно знать о перевозке багажа?

Перед тем как лететь в самолете, вам нужно узнать некоторые тонкости о перевозке багажа. Он будет лететь отдельно от вас, поэтому заранее продумайте, какие вещи вы хотите взять с собой на борт в качестве ручной клади. А вещи, запрещенные к проносу в салон (жидкости, острые предметы, аэрозоли и так далее,) сложите в чемодан. Подробно ознакомиться со списком предметов, которые нельзя брать с собой в салон, можно на сайте авиакомпании.

Конечно, идеальный вариант (если вы летите куда-то ненадолго) — уместить все вещи в ручную кладь. Главное — чтобы по габаритам и весу она не превышала параметры, установленные правилами авиакомпании. Как правило, ее максимальный вес составляет до 10 кг. Поскольку габариты примерно одинаковые, производители аксессуаров выпускают специальные чемоданчики, которые можно брать с собой в самолет. Такой подход значительно сократит ваше время прибывания в аэропорту по прибытию, а также избавит от беспокойства, что с багажом что-то случится или он потеряется.

Если же у вас с собой много вещей, то при регистрации вы расстаетесь с багажом. При этом нужно знать, что он бывает габаритным (обычная сумка или чемодан) и негабаритным. Последний подходит по весу, но не соответствует установленным габаритам (например, гитара или другой музыкальный инструмент), а потому оформляется отдельно, но дополнительно не оплачивается. А вот за перевес придется платить. К тому же такой багаж требует дополнительного оформления, что отнимет у вас еще от 20 до 40 минут. Так что если вы летите не один и хотите сэкономить время и деньги, возможно, стоит "разбросать" вещи между чемоданами, чтобы вложиться в норму веса, установленную авиакомпанией.

Ну и, конечно же, стоит знать, что при погрузке чемоданов в багажное отделение сотрудники, как правило, не церемонятся. Поэтому, если вы не хотите, чтобы ваш чемодан повредился, чтобы из него что-то выпало, лучше его упаковать. Опытные путешественники берут с собой рулон пищевой пленки. Если вы оказались не столь предусмотрительны, к вашим услугам в аэропорту работают упаковщики, которые сделают все качественно и профессионально. Среди официальных пунктов упаковки самые дорогие расположены около центрального входа (их услуги стоят около 700 рублей). Также упаковщики могут сами подойти к вам и предложить услугу по цене в 2-3 раза ниже.

Вот еще несколько моментов, что надо знать при первом перелете на самолете:

  • обязательно сфотографируйте и сделайте опись содержимого чемодана — это поможет вам получить достойную компенсацию в случае потери багажа;
  • снимите с чемодана ремни и колеса — они часто цепляются за транспортную ленту, из-за чего багаж может потеряться;
  • отдавайте предпочтение ярким и узнаваемым, но недорогим чемоданам;
  • проходите регистрацию последним — в таком случае вы получите свой багаж по прибытию в числе первых.

Еда в самолетах

"Мы первый раз летим на самолете — будут ли нас кормить?". На самом деле, все зависит от перевозчика. В крупных международных авиакомпаниях можно довольно неплохо перекусить. Можно даже выбрать специальное меню (например, вегетарианское). А вот в лоукостерах можно не рассчитывать на изыски. Есть вероятность, что вас не покормят вообще.

Есть негласное правило: чем дольше вы летите, тем сытнее и вкуснее вас покормят. А еще меню может зависеть от времени суток. Так, рано утром и поздно ночью большинство авиакомпаний предлагают сандвич или булочку. На дневных и вечерних рейсах меню более питательное. Но ни на что сверхъестественное рассчитывать не стоит. Поэтому, если у вас есть возможность захватить с собой что-то (например, печенье или шоколадный батончик), обязательно сделайте это.

Взлет и посадка

Полет на самолете первый раз, как правило, сопровождается страхом и волнением. Большинство людей боятся именно нахождения в воздухе. Тем не менее самыми напряженными моментами являются взлет и посадка. В 90 % случаев именно на этих этапах случаются технические неисправности. Поэтому стюардессы просят вас пристегнуть ремни, поднять спинки кресел, сложить столики и открыть шторы иллюминаторов.

Также при взлете и посадке в салоне отключается свет. Это нужно для того, чтобы ваши глаза привыкли к естественному освещению (или же его отсутствию). Опять же, это нужно на случай чрезвычайной ситуации, чтобы при эвакуации пассажиры могли быстро сориентироваться в салоне.

Как перебороть страх полетов?

На самом деле, очень много людей боится летать. Даже те, кто внешне выглядят совершенно спокойными и уверенными, испытывают некоторую долю тревоги. Шутка ли — подняться на несколько километров над землей на огромной крылатой конструкции? "Первый раз лечу на самолете и боюсь" — если это про вас, воспользуйтесь такими рекомендациями, которые помогут перебороть волнение:

  • Оденьтесь максимально комфортно, чтобы ничего не давило, не терло и не стесняло движений. Более того, если вам предстоит длительный перелет (например, 10-12 часов), можно взять с собой сменную одежду. Вы будете чувствовать себя так же комфортно и непринужденно, как в поезде.
  • Отдавайте предпочтение комфортной обуви. Если сапоги, туфли, ботинки и так далее будут давить, это приведет к нарушению кровообращения, что повлечет за собой ухудшение самочувствия. А это не способствует эмоциональному равновесию. Как вариант — удобная спортивная обувь. В идеале стоит взять с собой мягкие уютные тапочки.
  • Возьмите с собой жевательную резинку или леденцы. Удивительно, но это помогает отвлечься от переживаний. К тому же леденцы и жвачки помогают справиться с тошнотой и заложенностью в ушах.
  • Научитесь правильно дышать. Нужно медленно и глубоко вдыхать животом и так же медленно выдыхать ртом. Такая техника помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение.
  • Займите чем-то руки. Это может быть игрушка-антистресс или какая-то головоломка. Это может быть любой другой предмет, который вы будете вертеть в руках, перебирать пальцами или просто прижимать к себе. Считается, что стресс концентрируется именно в конечностях (в частности, в кончиках пальцев). Если они будут чем-то заняты, мозг отвлечется от переживаний.
  • Можно выпить "глоток для храбрости", но не более. В состоянии опьянения паника может лишь усилиться. К тому же это может вызвать неадекватную реакцию вестибулярного аппарата.
  • Абстрагируйтесь от происходящего. В этом вам поможет любимая музыка, интересный фильм, увлекательная книга, кроссворд или игра на планшете. Абсолютно отвлеченно — вот как в первый раз лететь на самолете. Полностью погрузитесь в развлечение, и полет пройдет незаметно.
  • Адекватно воспринимайте турбулентность. Это не поломка самолета и не аварийная ситуация. Это лишь колебания машины, вызванные вихревыми воздушными потоками. При проектировании самолета все эти моменты учитываются, так что бояться нечего. Представьте, что вы едете в автомобиле по плохой дороге.

Как сделать полет максимально комфортным?

Что нужно знать при первом полете на самолете? На самом деле, есть масса правил и тонкостей, которые со временем станут для вас обыденными и простыми. Но при первом пользовании авиационным транспортом важно, чтобы перелет прошел максимально комфортно. Советы опытных путешественников помогут вам:

  • Бронируйте места заранее. Эта услуга платная, но у вас будет гарантия того, что бы будете сидеть там, где хотите. В противном случае вам придется довольствоваться местом, которое достанется вам во время регистрации.
  • Заранее уточните, предоставляется ли питание и что в него входит. Даже при непродолжительном перелете вы проголодаетесь.
  • Выбирайте для полета незагруженные дни. В понедельник и в пятницу у вас меньше всего шансов выбрать удобные места.
  • Если вы летите в дневное время, смажьте кожу солнцезащитным кремом. Даже если вы будете сидеть далеко от иллюминатора, это не защитит вас от ультрафиолетового излучения.

Все еще задаетесь вопросом: "Если первый раз лечу на самолете — что нужно знать?". На самом деле, существует масса тонкостей. Если вы хотите в свой первый полет быть максимально подкованным, запомните еще несколько полезных советов:

  • Проходя через металлоискатель, можно не снимать ювелирные украшения — прибор на них, как правило, не реагирует. Но если у вас в карманах есть сигареты или презервативы, лучше их достать. Дело в том, что в упаковке содержится алюминий, из-за чего вы можете "зазвенеть".
  • Не стоит сидеть перед посадкой. Лучше походите по залу ожидания, немного разомнитесь, — в самолете вам еще успеет надоесть процесс сидения.
  • В салоне воздушного судна поддерживается постоянная температура 22 °С — вот что нужно знать в первый раз на самолете. Учитывайте этот момент, когда будете одеваться в дорогу.
  • Следите за другими пассажирами — это будет хорошей подсказкой, как вести себя в самолете первый раз. Также не стесняйтесь задавать вопросы стюардессе.
  • Если вы летите из холода в жару или наоборот, не надевайте шубу, дубленку или кожаное пальто. Отдайте предпочтение куртке, которую можно легко сложить и спрятать в пакет.
  • Из-за сухого воздуха в салоне самолета вам будет крайне некомфортно с глазными линзами. Поэтому заранее запаситесь увлажняющими каплями или отдайте предпочтение очкам.
  • Заранее достаньте ключи, монеты и прочие мелкие металлические вещи из карманов и переложите в отдельную сумочку. Это существенно сэкономит время, когда вы будете проходить через рамку металлоискателя.
  • Документы, деньги и посадочный талон всегда держите при себе. Лучше, если они будут в поясной сумке, внутреннем кармане куртки и так далее. Во-первых, так вы минимизируете риск потери сверхважных вещей. Во-вторых, посадочный талон придется не раз показывать, поэтому он должен быть в свободном доступе.
  • На борт нельзя проносить более 100 мл жидкостей. Поэтому, если вам нужны какие-то жидкие медикаменты или косметические средства, выбирайте маленькие пузырьки и флаконы. В противном случае вам придется попрощаться с ними во время досмотра.
  • Покупайте воду в зоне ожидания (то есть после прохождения досмотра). Приобретенную здесь бутылку можно пронести в самолет. А она вам пригодится, ведь из-за сухого воздуха в самолете постоянно хочется пить.
  • Не отпускайте никаких неуместных шуток. Тем более на тему безопасности. Неосторожно сказанное слово может обернуться для вас задержанием с последующим штрафом.
  • Не фотографируйте зону паспортного контроля. Даже селфи не делайте. Если сотрудники заметят, вас попросят удалить фото.
  • Не заказывайте такси или трансфер непосредственно ко времени прилета. Выйдя из самолета, вам придется задержаться в аэропорту для прохождения паспортного контроля и получения багажа.

Первый раз на самолете: отзывы путешественников

Кто-то панически боится перелетов, а кто-то спокойно засыпает, едва зайдя на борт самолета. Тем не менее все проходили через волнительное ощущение под названием "В первый раз лечу в самолете". Вот что можно услышать от путешественников:

  • Бессмысленно бороться со страхом перед полетами. Он проходит сам собой, если вы часто пользуетесь авиационным транспортом.
  • Обязательно берите с собой надувную подушечку и маску для сна. Таким образом ваш полет пройдет покойно и безмятежно.
  • Валерьянка в таблетках отлично помогает снять нервное напряжение перед полетом. Главное — не переусердствовать.
  • Напишите свои контакты на специальной бирке и прикрепите ее к чемодану. Таким образом, вы будете спокойны, что багаж вернется к вам в случае потери.
  • Если первый раз летите на самолете, совет — обязательно выпейте таблетку от укачивания. Даже если ваш вестибулярный аппарат работает нормально, от волнения он может повести себя непредсказуемо.

Сегодня рассказываем, как не заблудиться в аэропорту, зачем смотреть в глаза пограничникам и куда бежать, если багаж не долетел. В общем, все, что полезно знать перед первым путешествием на самолете.

Подготовьте сумки

В самолете можно провозить багаж и ручную кладь: багаж полетит в багажном отсеке, а ручная кладь - с вами в салоне. У каждой авиакомпании свои требования к размерам ручной клади, лучше уточните их заранее на сайте или по телефону.

С собой в салон нельзя брать жидкости и вязкие вещества с объемом больше 100 мл, алкоголь, колюще-режущие предметы и аэрозоли. Зато все это можно сдать в багаж, лучше сделать это сразу, иначе при досмотре на контрольных пунктах запрещенные вещи придется выбросить.

Зарегистрируйтесь на рейс и сдайте багаж

Регистрацию на рейс придумали, чтобы точно знать, сколько летит людей. Если вы не успели зарегистрироваться, то вас не будут ждать. Как правило, регистрация начинается за 24 часа и заканчивается за час до полета.

Ее можно пройти в аэропорту:

1.Найдите табло с расписанием рейсов. Напротив вашего рейса будут указаны нужные стойки регистрации (столбик «Регистрация» или Check-In).

2.На стойке регистрации покажите паспорт. Вам распечатают посадочный и багажный талоны, взвесят и заберут багаж (если он есть).

3.Спросите у сотрудников стойки, куда идти дальше. Они подскажут, где проходит предполетный досмотр.

Еще регистрацию можно пройти онлайн: для этого зайдите на сайт авиакомпании и найдите раздел «Регистрация». Если у вас нет багажа и вы прошли регистрацию онлайн, в аэропорту можно сразу отправляться на предполетный досмотр. Если багаж есть, вам все равно нужно подойти к стойке регистрации и его сдать.

Пройдите предполетный досмотр

На этом этапе сотрудники аэропорта с помощью металлоискателей и рентгена проверяют, нет ли у вас с собой ничего запрещенного. Чтобы пройти досмотр:

1.На входе в зону досмотра покажите паспорт и посадочный талон.

2.Возьмите корзинку для вещей: в нее нужно положить свою ручную кладь, украшения, верхнюю одежду и одежду, в которой есть металл (например, ремень и ботинки). Все гаджеты нужно выложить из сумок на дно корзины.

3.В порядке очереди поставьте свои корзинки на ленту, которая провезет их через рентген. Сами пройдите через рамки металлоискателей.

Если у вас, по мнению сотрудников аэропорта, есть что-то подозрительное, вас попросят открыть сумки и обыщут их вручную. Все запрещенные вещи нужно будет выкинуть (или отказаться от полета).

Для международных перелетов: пройдите паспортный контроль

Если вы вылетаете за границу, найдите паспортный контроль - там будут сидеть пограничники, которые ставят печати о выезде из страны. Дайте им свой загранпаспорт: при этом важно смотреть прямо на человека, чтобы он мог сравнить фотографию в документе с вашим лицом.

Скорее всего, вам зададут несколько вопросов про путешествие: куда летите, что будете делать, где жить. Иногда спрашивают странные вещи, которые, казалось бы, и так видны в паспорте: год рождения, отчество. Это нужно, чтобы убедиться: паспорт действительно ваш, вы не сбиваетесь на простых вопросах.

Когда пограничник поставит печать, вам останется только дождаться посадки на рейс.

Дождитесь посадки

У каждого рейса есть свой номер гейта (Gate или «выход»). Через этот гейт вы заходите в самолет или в автобус, который вас повезет к трапу.

Найдите в предполетной зоне свой гейт и усаживайтесь рядом с ним. Обычно посадка начинается за полчаса до вылета, но могут и задержать - это нормально. Рядом со своим гейтом можно купить воду и любые другие вещи - все, что здесь куплено, можно брать с собой в самолет.

Когда посадка начнется, об этом объявят по громкой связи, а рядом с гейтом выстроится очередь к стюардессе, которая проверяет посадочные талоны. К очереди можно не торопиться: даже если вы зайдете в салон последними, ваши места останутся за вами

Садитесь в самолет

Из ручной клади возьмите все, что понадобится в полете: книгу, гаджеты, наушники, воду, кофту, чтобы не тревожить соседа, который вдруг уснет. Остальное уберите на полку, чтобы лишние вещи не мешали удобно расположиться в кресле.

Не забудьте включить авиарежим в телефоне и планшете - этого требуют многие авиакомпании. Можно лететь!

Не переживайте

Несмотря на все страхи, помните: самолет - один из самых безопасных видов транспорта. Одно авиапроисшествие случается не чаще, чем 1 млн вылетов, и то статистика учитывает все воздушные суда, а не только пассажирские. Поэтому главное не переживайте во время полета, остальные правила - это мелочи.

Вот несколько вещей, о которых полезно помнить в полете.

1.В туалет можно сходить, когда погаснет табло «пристегните ремни».

2.Еду начнут разносить тогда же (если ваш перелет это предусматривает).

3.При взлете самолет будет трясти и может появится легкое чувство невесомости. Это нормально.

4.В полете иногда закладывает уши. Чтобы это прошло, надо сглатывать, поэтому на борту иногда дают конфеты. На всякий случай можно взять с собой жвачку или леденцы.

5.В самолете сушит кожу. Если для вас это критично, возьмите с собой крем и пейте побольше воды.

6.У стюардессы всегда бесплатно можно попросить воду. А за деньги - другие напитки и еду.

Про пересадку: если вы летите в два этапа, порядок пересадки лучше уточнить на стойке регистрации в первом аэропорту.

По прилету

Если вы прилетели в другую страну, вам нужно поставить печать о въезде. Это снова делают пограничники на паспортном контроле.

Приготовьтесь рассказать о путешествии, в том числе, если вы путешествуете за границу - на английском языке (при необходимости, можно заучить ответы на популярные вопросы: куда, на сколько и зачем вы едете). Здесь все так же, как и на паспортном контроле перед полетом.

Дата публикации: 2013-05-17

Информация в статье периодически обновляется, сейчас она является актуальной по состоянию на август 2016

В этой статье ресурс ТыСамСебеГид.ру рассказывает о важных моментах и нюансах, которые связаны с первым полётом на самолёте, а также даёт ряд рекомендаций туристам-новичкам. О том, что можно и нужно делать в аэропорту, а чего делать не стоит, чтобы путешествие началось с приятного и комфортного вылета, читайте далее.

Прибыть в соответствующий терминал аэропорта необходимо за 3 часа до вылета - именно за столько времени начинается регистрация на рейс (заканчивается она за 40 минут до вылета). Важно усвоить простой факт: длительность прохождения всех видов контроля (из-за очередей) дело абсолютно не прогнозируемое. Временами может хватить и получаса, а иногда и двух часов будет мало. При этом все сотрудники аэропорта неукоснительно придерживаются установленного регламента - исключений ради вас никто делать не будет. Опоздав на регистрацию, пассажир автоматически опаздывает и на самолёт (даже если до вылета остаётся приличный отрезок времени). По статистике, цифра опоздавших на свой рейс пассажиров составляет 1-2%. Хотите ли вы променять свой первый полёт на поучительный урок, неприятный осадок от которого останется надолго?

В аэропорту все отлетающие пассажиры проходят следующие этапы:

  • регистрация на рейс и сдача багажа;
  • таможенный контроль;
  • паспортный контроль;
  • контроль безопасности, магазины Duty Free и посадка на рейс.

Регистрация на рейс и сдача багажа

Оказавшись в здании терминала аэропорта, первым делом необходимо найти свой рейс на электронном табло и посмотреть номера стоек, где осуществляют регистрацию на него.

Регистрация на рейс (check-in) начинается за 3 часа и заканчивается за 40 минут до вылета. Если это ваш первый полёт на самолёте, то пользуйтесь стандартной процедурой регистрации у специальной стойки, так как в этом случае можно задать все интересующие вопросы сотруднику авиакомпании. Главное - не стесняйтесь уточнять детали или переспрашивать, если не поняли, что вам делать в аэропорту после регистрации.

Надо отметить, что это не единственный вариант регистрации на рейс . Существуют ещё два: онлайн–регистрация на сайте авиакомпании и автоматизированная регистрация с помощью электронного терминала самообслуживания в здании аэропорта. Конечно, большинству людей регистрироваться с их помощью удобнее (отводится намного больше времени, отсутствует очередь). Однако если это ваш первый полёт на самолёте, то для надёжности лучше остановиться именно на стандартной процедуре.

При регистрации на рейс происходит и сдача багажа в грузовой отсек самолёта. Каждый пассажир имеет право на одно багажное место, одну сумку весом от 20 до 25 кг (в зависимости от правил авиакомпании). После сдачи багажа пассажир получает багажную бирку (baggage tag), которую обычно приклеивают к корешку посадочного талона. Никогда не сдавайте в багаж ценности и предметы первой необходимости - их можно перевозить как ручную кладь (сумка, которую разрешается брать на борт самолёта). Ограничения на размер и вес ручной клади устанавливаются каждой авиакомпанией в отдельности.

После регистрации пассажир получает посадочный талон (boarding pass) - документ, подтверждающий право посадки на борт самолёта. В посадочном талоне указана полная информация о предстоящем рейсе.

Таможенный контроль в аэропорту

Таможенный контроль (customs control) - совокупность мер по контролю над соблюдением таможенных норм и правил. Если пассажир перевозит с собой оружие, крупную сумму денег, антиквариат или иные предметы, которые в обязательном порядке облагаются пошлиной, он должен внести их в таможенную декларацию.


Для упрощения таможенного контроля предусмотрены две специальные зоны - . Если отлетающий пассажир не имеет с собой вещей и предметов, обязательных для декларирования, он может проследовать «зелёным» коридором. Как правило, это относится к 95% всех пассажиров. Если же вы перевозите то, что облагается таможенной пошлиной, тогда необходимо пройти по «красному» коридору. Если это ваш первый полёт на самолёте, то вы, скорее всего, ещё не имели опыта подготовки соответствующих документов и «скоростного» оформления таможенной декларации, поэтому советуем заранее поинтересоваться о правилах перевозки облагаемых пошлиной вещей и предметов.

Паспортный контроль в аэропорту

Паспортный контроль (passport control) - проверка документа, удостоверяющего личность пассажира. Контроль наличия въездной визы не осуществляется, хотя в редких случаях, которые по большому счёту являются нарушением прав пассажира, могут потребовать показать.

Контроль безопасности, Duty Free и посадка на рейс

(security control) - досмотр пассажира, личных вещей и ручной клади . Именно в ходе этой процедуры происходит поиск огнестрельного оружия, взрывоопасных и легковоспламеняющихся предметов, которые, попав на борт самолёта, могут стать орудиями насилия в руках террористов. С каждым годом правила безопасности становятся всё более жёстче, а досмотр - тщательнее.

Контроль безопасности происходит следующим образом: пассажир проходит через рамку металлоискателя, а его личные вещи, предварительно сложенные в специальный контейнер, просвечиваются рентгеном. К подобным вещам относятся:

  • ручная кладь , верхняя одежда и головной убор;
  • обувь (всем приходится ненадолго её снимать; вместо неё выдают бахилы);
  • телефоны, аудио- и видеоплейеры, ноутбуки и другая электротехника;
  • металлосодержащие предметы из карманов или оставшейся на пассажире одежды (ключи, ремень).

Если пассажир отказывается снять верхнюю одежду или обувь, он может пройти досмотр методом сканирования с использованием системы рентгеновского контроля (напомним, что подобная процедура может быть опасна для здоровья). Как правило, для добропорядочных граждан контроль безопасности запоминается лишь неожиданностями, которые касаются правил провоза жидкостей в ручной клади (вода, кремы, лосьоны, масла, духи, одеколоны, гели, зубная паста, пена для бритья, дезодоранты и прочее). Пассажирам, которые перевозят цветы, необходимо пройти специальный фитоконтроль, а туристам с животными - ветеринарный.

Когда все процедуры пройдены, пассажир направляется в специальную зону на нейтральной территории для ожидания посадки (boarding) на самолёт. С юридической точки зрения он уже покинул пределы страны вылета, поэтому в этой зоне, помимо зала ожидания и кафе, находятся ещё и магазины Duty Free . Их количество и размеры напрямую зависят от значимости аэропорта. Оказавшись среди относительно дешёвых товаров, не забывайте, что необходимо внимательно следить за объявлениями по громкоговорителю, чтобы не пропустить начало посадки на свой рейс. Как только она началась, следуйте к одному из специальных выходов (GATE), номер которого указан на вашем посадочном талоне. Оттуда по телескопическому трапу пассажиров доставляют на борт самолёта. Если подобного новшества в аэропорту нет, то отлетающих подвозят к трапу воздушного судна по старинке - на автобусе.

Почему опоздание на регистрацию приводит к опозданию на рейс?

Многие пассажиры, опоздав на регистрацию буквально на 5–10 минут, недоумевают: почему авиакомпания не может сделать исключение, чтобы пропустить их на борт, ведь «самолёт ещё на земле». Дело в том, что существуют временные рамки обслуживания воздушного судна. Их нарушение приводит к задержке вылета, что, в свою очередь, чревато потерей очереди на взлёт и длительным ожиданием нового свободного «окна». В условиях, когда некоторым пассажирам предстоит пересадка, а другие уже успели запланировать важные дела и встречи, такое ожидание может обернуться серьёзными проблемами.

Полезные ресурсы для туриста

roomguru.ru и hotellook.ru - поисковики отелей, выполняют поиск по разным системам бронирования и сравнивают результаты, помогая найти лучшее предложение

aviasales.ru и skyscanner.ru - поисковики авиабилетов, освобождают от необходимости просматривать сайт каждой авиакомпании отдельно

booking.com - мировой лидер в сфере бронирования отелей, отличается высоким качеством услуг, прозрачными ценами и оперативной службой поддержки

Некоторые люди не летают на самолетах только потому, что они ни разу этого не делали. Это не страх опасности, не боязнь высоты, а просто паника перед чем-то неизвестным. И многие не понимают, какого удовольствия они себя лишают, ведь летать очень приятно и интересно, а главное - быстро. И во многих случаях это единственный способ добраться в нужное место. Не стоит пренебрегать техническим прогрессом, ведь уже далеко в прошлом лошади и кареты, недели и месяцы пути.

Лично меня поначалу пугали не самолеты, а аэропорт. Как в него попасть, куда бежать, как ничего не перепутать и вообще... Давайте представим, что вы оказались в аэропорту впервые. Порядок действий будет примерно одинаков, разве что досмотр и паспортный контроль в некоторых случаях меняются местами.

Первый раз в аэропорту

Во сколько нужно приехать? Регистрация на рейс начинается за два часа до вылета. Почему так рано? Нужно успеть пройти большое количество процедур, требующих времени. Можно приехать еще раньше на всякий случай. Но лучше не позже, особенно, если вы летите в первый раз.

Вход

В нашей стране, в отличие от многих других, усилена антитеррористическая безопасность. Поэтому старайтесь закладывать время, которое вы потратите на то… чтобы зайти внутрь аэропорта. Часто там возникают очереди. Вас уже там осмотрят и просканируют ваши вещи, даже если вы просто пришли в качестве провожатого. Выйти обратно можно, но попасть обратно в аэропорт получится только снова через досмотр.

Табло и зона регистрации

Табло вылета и прилета - это, пожалуй, самый романтичный объект в аэропорту, причем даже не раз воспетый. На табло указываются номер, пункт назначения, время вылета рейса. Обязательно сверяйте номер рейса. Однажды мы чуть не запутались с рейсами - , которые отправлялись с разницей в 15 минут.

Иногда в одно и то же время могут отправляться несколько рейсов, тоже следите. Еще путаницу вносит то, что часто авиакомпании отправляют совместные рейсы. Не ориентируйтесь на название авиакомпании, и даже иногда время не показатель. Направление и номер - вот то, что вам нужно увидеть. Также на табло обозначается, на какую стойку регистрации нужно идти и в каком состоянии регистрация: открыта ли она или, не дай бог, закончилась. Регистрация на рейс, как я уже говорила, начинается за 2 часа до вылета и заканчивается за 40 минут до него.

Подготовка багажа

Ни на одном «добром» портале я не нашла полезной инфы о подготовке багажа.


Обычно про запрещенные предметы и вес багажа «умные» лайфхакеры пишут где-то в абзацах про досмотр, не учитывая то, что с багажом мы расстаемся значительно раньше, и это подразумевает совсем другую последовательность действий.

Багаж летит отдельно от вас

Вы можете лететь и без багажа, а положить все вещи в ручную кладь, если это позволяет авиакомпания. Так обычно делаю я, это значительно ускоряет расставание с аэропортом по прилете. В таком случае ваш чемоданчик или рюкзак должен подходить по определенным габаритам и не превышать норму по весу.

Габаритный и негабаритный багаж

Габаритный - подходящий по стандартным размерам. Выражаясь русским языком, стандартный чемодан или сумка. Негабаритный подходит по весу, но не по размеру, и оформляется отдельно. Кстати, теряется чаще всего именно негабаритный багаж.

Если вас волнует эта тема, то смело заходите на сайт авиакомпании и проверяйте, что у них можно, а что нельзя. Иначе никак. Ибо разные авиакомпании по-разному относятся к багажу. Понятное дело, что такие предметы, как гитара, огромная коробка или плазменный телевизор сложно назвать габаритным багажом. За оформление негабаритного багажа отдельных денег не попросят.

Дополнительное место

Вы можете докупить дополнительное место для багажа, это стоит отдельных денег. Но читерство никто не отменял, к примеру, золотая карта «Аэрофлота» позволяет провозить бесплатно два багажа одновременно, ну и в принципе такая карта - это труЪ и зависть.

Упаковка

Чемоданы обычно забрасывают в самолет достаточно варварским образом, поэтому если вам хочется продлить жизнь своему походному другу, вы можете его упаковать за отдельную плату. Багаж обмотают специальной пленкой специально обученные люди в специальных местах. Найти их несложно.


Если вы везете что-то ценное, желательно обмотать багаж. В аэропорту обычно бывает несколько паковален с разной ценой. Естественно, самые дорогие расположены ближе всего к центральному входу. Вас обмотают примерно за 700 рублей, или 10–15 EUR. Помимо официальных упаковщиков есть еще «человеки-пауки», которые предложат такую же услугу в 2–3 раза дешевле. Немного побродите по аэропорту, многозначительно взирая на паковальни, и эти предприимчивые хитрецы найдут вас сами.

Перевес

Если у вас (о ужас!) перевес, то готовьте денежку. Ну и времени на оформление дополнительного багажа и перевеса понадобится от 20 до 40 минут точно.

Ваш багаж должен проходить по габаритам и весу, как я уже говорила, допустимым в определенной авиакомпании, а также в него желательно положить все, что нельзя брать на борт, то есть жидкости, аэрозоли, и острые предметы.

Ощупайте себя. Деньги, паспорт, прочие документы и посадочный талон необходимо буквально приклеить к себе. Ни в коем случае не оставляйте деньги в багаже (есть и такие случаи), а без паспорта вы в принципе далеко не улетите. Лучше всего хранить такие необходимые предметы в маленькой сумке или кармане, в общем, при себе.

Регистрация

Можно зарегистрироваться на рейс из дома заранее. Это дает определенные преимущества. Например, можно выбрать лучшие места в самолете.


Регистрация - это элементарно, Ватсон. При регистрации на регулярный рейс обычно не просят ничего, кроме паспорта: у сотрудников уже есть все данные, ибо Большой Брат давно следит за тобой... Один единственный раз испанцы попросили распечатку моего электронного билета, потому что в их базе мое имя написали не с той буквы. Но это скорее исключение, чем правило. На регистрации вы временно прощаетесь с вашим багажом. Багаж ставится на ленту и взвешивается. После всего этого вам выдается посадочный талон с указанием вашего гейта (выхода), вашего места в самолете и бирка для получения багажа. Ни в коем случае не теряйте посадочный. Теперь он ваш царь и бог.

Возможно, вас спросят, что вы берете в самолет. Вносимые вами на борт пожитки именуются ручной кладью. Вот чего не должно быть в ручной клади:

  • Жидкостей . Некоторые думают, что на борт в принципе нельзя пронести ничего жидкого, но это не так. До 100 миллилитров любого жидкого вещества спокойно можно провозить с собой.
  • Острых, колющих и режущих предметов . Если в вашей ручной клади оказались ножнички, штопоры и ножи, то скорее всего вас попросят расстаться с ними на досмотре. Про диабетиков узнавали. Шприцы можно. Но при наличии (цитата) «справки от врача в свободной форме».
  • Аэрозолей . Все лаки, пшикалки и брызгалки должны лететь в багажном отделении.

Ручная кладь может весить до 10 килограммов. Требования к габаритам у всех авиакомпаний примерно одинаковые. Есть даже специальные чемоданы, подходящие под размеры ручной клади. На самом деле, если вы летите регулярным рейсом, на борт можно пронести почти все. Однажды мы везли огромную корзинку, гигантские пяльца, размером с хулахуп и… соломенные снопы. Они были легкие, но объемные, за ними нас почти не было видно. Однако сотрудники «Аэрофлота» отнеслись к снопам лояльно, даже пожелали нам хорошо провести мероприятие.


Помимо специального чемодана на борт можно взять достаточно большую сумку или рюкзак. Так как в командировки мы везем на себе кучу реквизита, то все личные вещи обычно помещаются в небольшую сумочку.

Досмотр

На досмотре можно потерять достаточно много времени, так как там будут люди, спешащие не только на ваш рейс. Вы берете специальный лоток и укладываете на него все: ручную кладь, вещи, гаджеты, ноутбук (в Европе его просят доставать из сумки и называют его лэптоп, на минуточку!), все металлические предметы и обувь, если она на толстой подошве или каблуке. Здесь легко расстаться с жидкостями или аэрозолями, если их объем превышает норму. Например, вы пытаетесь протащить литр шампуня - скорее всего его изымут. Крема, гели, токсичные вещества, острые предметы - скажите им «адьос», если не переложили в чемодан. Так мы расстались с «Энтеросгелем» в аэропорту Хитроу, там было очень строго.


Вся эта история связана, опять же, с антитеррористической безопасностью, подобные правила были введены в 2007 году. На борт (еще раз) - не больше 100 миллилитров жидкости в совокупности, то есть можно взять с собой маленький крем, спрей от насморка, пробник духов и жидкость для линз, в общем, кучу жидкостей, но главное, чтобы в сумме их было не больше сотни мл. Да, и желательно забыть про шутки о наркотиках и оружии. В аэропорту шуток не понимают.

Если вы не хотите терять кучу времени и делать себе нервы, а также смущать тетенек с грустными лицами и сканерами в руках, то в принципе не стоит навешивать на себя все железные украшения, оставшиеся от бабушки-цыганки, ремни с массивными пряжками и надевать обувь на толстой подошве или каблуке: разденут и разуют как нечего делать. А это, согласитесь, не самая приятная процедура. Вот, кстати, ссылка на дико смешное видео , где товарищ не понял, что от него хотят, и просканировался вместе со своим багажом.

Паспортный контроль

Паспорт и посадочный талон держите при себе, лучше в руке. На паспортном контроле также лучше избежать глупых шуток. Фотографировать зону паспортного контроля запрещено. Поэтому, если что-то вдруг показалось вам забавным (например, ваше собственное лицо, и вы запилили себяшку), вас попросят удалить фотографии.

Официальное лицо в будке может задавать вопросы. Например, о цели путешествия. Будет листать ваш паспорт в поисках виз и штампов. Мне несколько раз делали замечания, что, дескать, я все время не смотрю на пограничника, а ковыряюсь в телефоне (лучше ни на что постороннее не отвлекаться от этого важного процесса), и про то, что паспорт подмочен (да, я однажды уронила его в Куру в , и несколько печатей расплылись). Да и просто вы можете не понравиться. Кстати, если у вас биометрический паспорт или виза, возможно, вас попросят приложить палец к инфракрасному считывателю.

Зона ожидания

При повторном прочтении собственного текста я живо заменила слово «желательно» на «обязательно». Вам строго обязательно нужно сразу же найти ваш гейт (выход). Иногда это бывает непросто. Иногда между гейтами ездят специальные поезда, как в мадридском Барахасе или лондонском Хитроу. Иногда пишут страшные цифры: сколько к выходам идти. Иногда это бывает цифра 15, то есть минут. Но выдыхайте: в российских аэропортах такого не встречалось. На вашем билете будет указан номер выхода и бординг тайм, то есть время начала посадки. Лучше не уходить от греха подальше от нужного выхода далеко, иначе можно пропустить важную информацию. Выход может поменяться, рейс может задержаться, да мало ли что еще. Контролируйте ситуацию.


Обычно в зоне ожидания что-то есть. Например, «Дьюти-фри». Что такое «Дьюти-фри» не нужно объяснять русскому туристу, который как правило начинает готовиться к отпуску, распивая спиртные напитки из этого блестящего, вкусно пахнущего и сияющего маркета. Поверье, что в «Дьюти-фри» дешевле, является лишь поверьем. Например, алкоголь и вкусняшки зачастую дороже, чем в супермаркетах, сигареты продают только блоками, косметика соответствует рыночной стоимости. Однако в чем не стоит сомневаться, так это в качестве продукции. Покупать хороший парфюм, профессиональную косметику, подарочные упаковки конфет лучше в «Дьюти-фри». Кстати, при покупке вас попросят предъявить ваш посадочный, поэтому не убирайте его далеко.


Ну и, конечно же, в зоне ожидания есть всякие кафешки. Если только вы не в берлинском Тегеле, например, который больше похож на место, где в «Икее» пакуют покупки. Недешевое удовольствие кушать там, но обычно я беру воду в автомате. В самолете сухой воздух и хочется пить. Купленное в этой зоне что-либо годно для проноса на борт.

Посадка в самолет

В зависимости от аэропорта ваш путь от гейта на борт может быть таким:

  • телескопический трап,
  • автобус,
  • пешком.

Если аэропорт маленький, то вы можете пойти пешком, обычно небольшое расстояние. Автобус иногда приходится ждать, в них жарко и тесно. Идеально, если вы идете по телескопическому трапу - это такой воздушный мост из аэропорта в самолет.


Если у вас много ручной клади, лучше вставайте в очередь на гейт пораньше, чтобы успеть занять багажные полки. Иногда рядом с вами может не быть свободных мест, поэтому придется искать пустую полку вдали от своего кресла. В умных аэропортах существует разделение по группам, чтобы не создавались очереди на гейт. В таком случае номер вашей группы также указан на посадочном талоне. Но лично я любитель ждать до последнего: вскакиваю на гейт, когда основная масса людей уже зашла в самолет.

Первый раз в самолете

И вот вы такой счастливый сидите в самолете и, возможно, трясетесь от страха, что вот-вот эта махина взмоет в воздух. Мгновенно это не произойдет. Какое-то время вы будете упаковываться. Какое-то время экипаж будет готовиться. Потом красивые стюардессы начнут показывать, как и что нужно делать в экстренной ситуации. В это время самолет начнет двигаться к взлетной полосе. Раньше я всегда любила момент взлета, когда железная птица разгоняется так, что вас вжимает в кресло, и потом отрывается от земли, а теперь я часто засыпаю еще до взлета. Главное, если страшно, примите удобную позу. Удача, если у вас есть с собой подушка под голову, потому что внешний комфорт и внутренний неотделимы.

Места

Что касается мест внутри самолета, то здесь действует простой закон: чем ближе вы к голове, тем меньше вас будет трясти в турбулентности. Турбулентность, или болтанка - это колебания самолета, вызванные вихревыми потоками ветра, нисходящим и исходящим. Это нестрашно. Обычная болтанка, возникающая при пролете через некоторые виды облаков, ничем не опасна. Самолет спроектирован так, чтобы выдерживать возникающие при этом перегрузки. В общем, когда трясет самолет - это не техническая поломка, и не пилот сошел с ума, это просто временное явление, которое нужно принять и простить. И не стоит настраивать себя на ужас: много раз летала так, что не трясло вовсе. Поскольку в начале самолета тряска ощущается меньше, бизнес-класс расположен именно там.

Что касается «у окна или не у окна», то здесь момент спорный. Если вы ни разу не летали, то вам, возможно, кажется, что увлекательная картинка в иллюминаторе творится на протяжении всего перелета. Однако это не так. Самое интересное - это взлет и посадка, когда вы видите город, превратившийся в игрушечный. А далее самолет набирает высоту и поднимается выше облаков. За окошечком будут однообразные слепящие белые облака, если летите днем, или бесконечная темь, если ночью. Если вы не являетесь большим любителем воткнуться лбом в стену и захрапеть, то окно незачем. Нет ничего плохого в том, чтобы выбрать место у прохода, - удобно ходить в туалет, не перешагивая через спящих соседей.

Отлично, если вы летите в полупустом самолете. После взлета, когда разрешено бродить по салону, загляните в хвостовую часть: там могут оказаться три свободных кресла. Я называю это «плацкарт». На них можно растянуться, накрыться пледом и поспать. Никто вам слова дурного не скажет - проверено.


Особый шик при регистрации - получить места у аварийного выхода. Просите, и дадут, если они еще свободные. В большинстве самолетов расстояние до следующего кресла очень дальнее, а столик выдвигается из подлокотника. Конечно, на вас будет большая ответственность - спасать пассажиров в случае экстренной эвакуации, поскольку вы там будете самый первый к выходу. Но зато вы можете вытянуть ноги и балдеть.

Еда

Все зависит, конечно же, от авиакомпании и особенности рейса. Если у вас есть возможность зарегистрироваться заранее, то, возможно, вам было также предложено выбрать меню. Крупные международные авикомпании предлагают специальное меню: кошерное или вегетарианское. Не пробовала заказывать меню заранее, но знаю, что так можно.

Однажды брала вегетарианский обед на борту British Airways. Салат с киноа, авокадо и тофу были гораздо вкуснее, чем обычный обед, в который входила черствая булочка с майонезом. Впрочем, в любом случае не ждите от эконом-класса кулинарных изысков. К сожалению, бизнес-классом лететь не довелось, но посвященные знают, что там вкусно, особенно если это «Аэрофлот». К счастью, у последних вкусно даже в экономе, иногда перепадала и красная рыбка.


Самая смешная самолетная еда в моей жизни была организована «дочкой» немцев Lufthansa, компанией Air Berlin. К сожалению, они перестали летать из Москвы. Я на всю жизнь запомнила прекрасный сухой паек, состоящий из очень острых чипсов и стакана сока. А самый ужасный обед был у Air Moldova: какой-то невнятный сэндвич.

Если вы летите днем или вечером, шансов поесть получше гораздо больше: ночью и ранним утром можно максимум рассчитывать на булочку. Конечно, и от времени перелета многое зависит. Обыкновенная пропорция - это чем дольше лететь, тем больше еды дадут. В любом случае, самолетная еда не претендует на что-то невероятное, поэтому, если у вас есть возможность что-то захватить в самолет, захватите. К шоколаду и печенькам обычно нет претензий.


И, конечно, стоит сказать, что на высоте нам естся и пьется совсем не так, как на земле, еда кажется вкуснее. Кстати, есть целый стереотип о том, что чаще всего в самолете пьют томатный сок. Мол, он кажется нам вкуснее, чем на земле, и лучше утоляет жажду. В самолете хочется пить постоянно, так как, повторюсь, воздух в салоне очень сухой. К тому же, сытный томатный сок имеет более насыщенный вкус, который нам нравится. Лучше всегда запастись бутылочкой воды, главное, не перед зоной досмотра, а после: купленную в зоне ожидания воду можно пронести на борт. А что касается алкоголя, почти на всех международных рейсах есть и вино, и шампанское, и пиво. Бортпроводники могут просто вам не предложить сие. Но если есть острое желание подвыпить, спросите, и вам организуют баночку неплохого пива - проверено на себе у British Airways.

Взлет и посадка

Если ваш самолет поднялся в воздух, и все прошло успешно, можете расслабиться до момента посадки. По статистике, 90 % неисправностей самолета происходят именно при взлете и посадке. Именно поэтому певица Елка страстно желает, чтобы пилот «хорошо взлетел и крайне удачно сел». При взлете и посадке просят пристегнуть ремни, привести кресло в вертикальное положение, убрать столики и открыть шторки. Все это делается для того, чтобы при экстренной ситуации было меньше препятствий для осуществления программы по спасению.


Когда со мной первый раз летел знакомый, ему очень сильно не нравились маневры самолета, когда борт поворачивает и оказывается одним крылом ниже, а другим выше. Если вы это увидели и испугались, знайте, что ничего страшного в этот момент не происходит, просто самолетик поворачивает.

Если вы летите на курорт, то скорее всего вы начнете снижаться прямо над синью вод. Опять же, паника в таком случае излишня, аэропорты курортов действительно находятся прямо на берегу. Суша появится, не переживайте!


Некоторые считают, что мягкость посадки зависит от авиакомпании или типа самолета. Ничегошеньки подобного, всем рулит пилот, вернее пилоты, так как обычно управление делится между ними поровну. Лучше всего меня посадила в черногорский недолюбленная, разоренная и всячески печально известная авиакомпания «Когалымавиа», когда у них был контракт с оператором TUI.

Важная деталька: рассчитывайте время правильно. Как только самолет приземлится, какое-то время он будет ехать по взлетной, кружить по аэропорту, пока не остановится. Еще какое-то время пройдет, прежде чем вас выпустят из самолета. Еще примерно полчаса (или больше) займет паспортный контроль на международном рейсе и получение багажа на любом. Поэтому не стоит заказывать такси ко времени прилета.


Не стоит тут же вскакивать и бежать из самолета. Даже можно не вставать. Какое-то время вы будете ждать, когда откроются «двери в новую страну».

В аэропорту страны прибытия

Далее вас ждет почти все то же самое, что и при вылете: трап или автобус, паспортный контроль и получение багажа. Вставайте в очередь, где написано All Passports, и вам поставят печать (наконец-то!) с названием аэропорта. Далее идем по стрелочкам к багажу, который уже наверняка соскучился по вам так же, как и вы по нему. Над багажной лентой обычно пишут номер рейса и откуда прилетел самолет, так что ошибиться сложно. К тому же, очень редко бывает, что два и больше самолета прилетают минута в минуту, поэтому наверняка вам туда, где стоит больше всего людей. Если аэропорт уж очень большой, то есть и табло, на котором указано, где искать багаж.


Если лента прокрутилась уже стопятьсот раз, а ваш чемодан так и не появился, да еще и все пассажиры ушли, то здесь что-то не так. Тогда вы идете к представителям своей авиакомпании с корешком посадочного (именно на нем бирка с номером вашего багажа) и скорее всего все решается благополучно. Ну и далее вы, заштампованные, обагаженные и счастливые можете направляться к выходу (по стрелочкам) и начинать покорять новые земли!

Надеюсь, вы смогли узнать об авиаперелетах что-то новое и теперь с наслаждением предвкушаете тот момент, когда бортпроводник объявит, что ваш самолет готов к взлету.


Close