Сенатор-республиканец Джеймс Айнхоф призывает увеличить ассигнования для закупки истребителей нового поколения и других новейших вооружений, так как боевые российские истребители серии "Су" ("Сухой") превосходят по своим характеристикам основные американские истребители F-16 и F-15.

ОАО "Компания "Сухой" - крупнейший российский авиационный холдинг. В состав холдинга входят ведущие российские конструкторские бюро и серийные самолетостроительные заводы. Компания занимается разработкой гражданских и военных самолетов. Работы по проектированию сверхзвуковых истребителей в конструкторском бюро начались с лета 1953 года. Первый сверхзвуковой истребитель Су-7 был продемонстрирован на авиационном параде в Тушино в 1956 году.

Самолеты Су-7 различных модификаций поставлялись ВВС СССР, Алжира, Анголы, Индонезии, Китая, Афганистана, Чехословакии, Египта, Индии, Ирака, Северной Кореи, Польши, Сирии.

Затем были разработаны истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-17, Су-20, Су-22.

В 1969 году в конструкторском бюро приступили к разработке истребителя четвертого поколения. Проектируемый самолет был призван стать ответом на американский истребитель F 15, который с 1969 года ускоренными темпами создавался фирмой McDonnell Douglas.

Су-27 (по кодификации НАТО: Flanker - "Удар во фланг") - советский (российский) многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель-перехватчик.

Первый полет совершил 20 мая 1977 года. Серийное производство было развернуто на авиазаводе им. Ю.А.Гагарина в Комсомольске-на-Амуре в 1982 году.

В 1984 году истребитель под обозначением Су-27 принят на вооружение Советской Армии. Впервые продемонстрирован публике в июне 1989 года на авиасалоне в Ле-Бурже.

Основное боевое применение - тяжелый истребитель-перехватчик большого радиуса действия, самолет завоевания превосходства в воздухе. На текущий момент Су-27 является одним из основных самолетов ВВС России, состоит на вооружении в странах СНГ, Индии, Китае и других странах.

На основе Су-27 разработано большое количество модификаций: учебно-боевой Су 27УБ, палубный истребитель Су 33 и его учебно-боевая модификация Су 33УБ, многоцелевые истребители Су 30, Су 35 и Су 37, а также фронтовой бомбардировщик Су 34 и другие.

Су-30 (по кодификации НАТО: Flanker C) - советский/российский истребитель-перехватчик (самолет управления).

Истребитель Су 30 был создан на базе учебно-боевого самолета Су 27УБС путем его глубокой модернизации: установлена система дозаправки в воздухе и усовершенствованное бортовое радиоэлектронное оборудование. Истребитель предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе (перехват и уничтожению пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов), обеспечении боевых действий других родов авиации, прикрытии наземных войск и объектов, уничтожении десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных (надводных) целей. Серийно производится Иркутским авиационным заводом с 1992 года.

Первый полет серийного Су-30 состоялся 14 февраля 1992 года. На основе Су 30 разработано несколько модификаций. На экспортных модификациях Су-30 широко применяется оборудование иностранного производства - бортовые компьютеры, навигационное оборудование и т. д. ОКБ "Сухой" сотрудничает с поставщиками из Франции, Индии, Израиля.

Самолет Су-33 (Су-27К) (по кодификации НАТО: Flanker D) - одноместный корабельный истребитель трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки, со складыванием крыла и горизонтального оперения (для ангарного хранения); оборудован системой дозаправки и передачи топлива в полете. Су 33 предназначен для обороны кораблей ВМФ от средств воздушного нападения противника. Создан на базе Су-27; серийно выпускается в Комсомольске-на-Амуре.

Су-35 (Су-27М) (по кодификации НАТО: Flanker Е) - глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель поколения «4++». В нем использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие превосходство над истребителями аналогичного класса. Отличительными особенностями самолета являются новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, интегрирующей системы бортового оборудования, новая радиолокационная станция (РЛС) с фазированной антенной решеткой с большой дальностью обнаружения воздушных целей с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей, новые двигатели с увеличенной тягой и поворотным вектором тяги.

Многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-35 предназначен для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами средней дальности и в ближнем воздушном бою, поражения надводных и наземных целей всеми видами вооружения, в первую очередь высокоточным (управляемыми ракетами и корректируемыми бомбами) при ведении автономных и групповых действий в любых метеоусловиях. Кроме того, самолет может использоваться для ведения попутной разведки на сухопутных и морских театрах военных действий.

В настоящее время проводятся летные испытания Су-35.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Впервые продемонстрировал «кобру» – сложнейшую фигуру высшего пилотажа. Это был не первый раз, когда самолеты Су поражали воображение иностранцев – всего на них установлено около 50 мировых рекордов. Сам конструктор, П.О.Сухой, на авиашоу присутствовать не мог – в 1975 году его не стало.

Но созданное им ОКБ останавливаться на достигнутом не намерено. Едва ли в мире есть образованный человек, не знающий фамилию Сухой, или хотя бы его детище – самолеты Су. Это в очередной раз доказывает, что Россия никогда не оскудеет гениями.

Бурная молодость

Родился Павел Осипович 10 (22) июля 1895 года в с. Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии (теперь г. Глубокое Витебской области, Беларусь) в семье учителя начальных классов сельской школы. В многодетной семье помимо него воспитывалось ещё пятеро девочек.

Сельский учитель Осип Андреевич Сухой не подозревал, что его новорожденному сыну Павлу суждено прославить фамилию. Отец семейства радовался, что теперь имеет наследника и планировал как даст сыну образование.

Он делал всё возможное, чтобы его дети разносторонне развивались, именно поэтому в семье имелась огромная библиотека, благодаря которой Павел и его сёстры получали свои знания. Также они увлекались чтением, музыкой, игрой на скрипке и хоровым пением.

Именно благодаря тому,что Осип Андреевич уделял огромное значение образованию и развитию своих детей, его сын Павел в будущем станет известным на весь мир авиаконструктором.

После переезда семьи в Гомель, где Осипу Андреевичу предложили заведовать школой, Павел поступил в местную мужскую гимназию (ныне это старый корпус БелГута), в которой учился с 1905-1914 гг. Именно здесь и проявились его отличные способности к таким наукам, как математика, физика, техника.

Ах, летчик отчаянный Уточкин…

Биография авиаконструктора, изобретателя Павла Сухого, насыщена событиями. Но решил его судьбу незначительный эпизод.

Еще гимназистом Павел, возвращаясь с ребятами после уроков домой, наблюдал полет знаменитого Сергея Уточкина на аэроплане, у ребят захватило дух от увиденного.

Произведенное этим зрелищем впечатление послужило основой для профессионального выбора. Окончив гимназию, в 1914 году упорному студенту посчастливилось стать вольнослушателем физико-математического факультета МГУ и посещать лекции “по механике полёта” самого Жуковского.


Затем в 1915 году Павел поступил в Московское Императорское Высшее Техническое Училище. В то время только там можно было приобщиться к авиации.

Поступить получилось со второй попытки, т.к. в 1914 году ему в поступлении было отказано из-за того, что были неправильно поданы документы в
Приёмную комиссию ИВТУ (вместо оригиналов были поданы копии).

На фронтах Первой мировой

Окончить училище не довелось – помешала Первая мировая война. Павел Осипович был призван на военную службу в российскую армию, сначала он прошёл обучение в школе прапорщиков, после чего был направлен на Западный фронт, где служил в артиллерии.

Начал он свою службу в чине прапорщика, а закончил в марте 1918 года, в звании штабс-капитана.


На тот момент он был начальником пулеметной команды полка и имел около 100 подчиненных. Военный опыт помог будущему конструктору научиться руководить. Навыки пригодились при организации конструкторского бюро.

Обретение себя

Быть офицером царской армии в революционной России было неудобно – относились к ним настороженно. Поэтому в 1918-1920 годах П.О.Сухой занимал скромную должность учителя математики в школе (в Лунинце, затем в Гомеле).

Но степень недоверия революционной власти к офицерам ныне склонны преувеличивать. Многие из них сумели приспособиться к новым условиям, и молодой штабс-капитан оказался в их числе.

В 1920 он восстановился в техническом училище, совмещая учебу с работой. Закончив в 1925 году учебу, он получил должность инженера-конструктора АГОС (отдел авиации, гидроавиации и опытного строительства). Этот отдел стал основой КБ Туполева. Вскоре Павел Осипович возглавил отдельную группу.

Военный конструктор

Среди других конструкторов самолетов Сухой известен в первую очередь военными разработками. Но специализация оправданна – группу изобретатель возглавил в 1930 году, а в то время страна имела основания опасаться войны.

Под крылом Туполева

Перед войной, работая в КБ Туполева, П.О.Сухой внес значительный вклад в создание самолётов И-4 и И-14. Работал он и над проектом АНТ-25, известным как РД (Рекорд дальности). Этот рекорд перелёта через Северный полюс Земли был, достигнут экипажами под руководством Чкалова и Громова.

Работал конструктор и над бомбардировщиком ДБ-2, на модификации которого, известным под именем «Родина» установили свой рекорд Гризодубова с командой.


В 1939 году группа была выделена в отдельную организацию, а с 1940 года отсчитывается официальная история КБ Сухого. Но ему довелось еще раз поработать под руководством Туполева. В послевоенные годы КБ расформировали после ряда неудач, и Павел Осипович в 1949-1953 годах работал главным конструктором в КБ Туполева.

Военные годы

На фронтах Великой Отечественной отличился один из первых образцов продукции нового КБ – бомбардировщик Су-2. Проект выиграл в жестком конкурсе, где в числе противников были самолеты «Иванов» заслуженных мастеров Поликарпова и Немана.

Предложения были равноценными, и госкомиссия предложила конструкторам изготовить опытные образцы своих самолетов. КБ Сухого сделала это первым и выиграло.


Никто не пожалел об этом. Хотя ряд проектов КБ (Су-1,Су-4, Су-6) были не слишком успешными, Су-2 оказался отличным ближним бомбардировщиком.
Не обошлось и без курьезов. В начале войны один Су-2 был сбит… А.С.Покрышкиным!

В сумятице первых военных месяцев пилот перепутал свой бомбардировщик с вражеским. Лишь через много лет Покрышкин признался в ошибке, услышав рассказ о происшествии из уст бывшего пилота Су, тогда уже маршала Пстыго.

Реактивная Эра

Возобновив в 1953 году работу, КБ больше не занималось винтовыми самолетами.

Начиналась эра реактивных двигателей, и конструктора заинтересовали и они, и машины, способные их должным образом использовать.

Самолетам П.О.Сухого на реактивной тяге удалось быстро завоевать первые позиции в мире.

Самолеты-многостаночники

Первым массовым реактивным самолетом Сухого стал истребитель Су-7. Далее конструкторское бюро чаще выпускало самолеты с комбинированным назначением:

  • Су-11 - истребитель-перехватчик;
  • Су-15 - истребитель-перехватчик;
  • Су-7Б - всепогодный истребитель-бомбардировщик;
  • Су-24 - фронтовой бомбардировщик;

В числе первых, боевые самолёты Сухого получили изменяемую геометрию крыла, что значительно повысило их летные качества.

Ударники неба

Во многих странах летчики называют самолеты марки Су лучшими в своем классе. Поэтому старые модели остаются на вооружении, и даже продолжается их выпуск.

Так, Су-24 впервые взлетел в 1970 году, а выпуск его планируется до 2020-го. Су-17 до сих пор состоит на вооружении 8 государств.


Способны нести 32 разных вида вооружений, причем некоторые одновременно. В бою они впервые побывали в 1980 году, но до сих пор «Грачи» производятся и состоят на вооружении в 17 странах мира.

День сегодняшний

Сегодня КБ – мощный концерн со многими отделениями и дочерними фирмами. Среди них – НКП «Штурмовики Сухого» и АО «Гражданские самолеты Сухого».


Последним ныне руководит Сидоров Константин Васильевич.

Среди его военных разработок:

  • СУ-27 - истребитель (на нем выступают сейчас «Русские витязи»);
  • (в основном идет на экспорт);

Последний военный самолет КБ Сухого – Пак Фа (Т-50), истребитель пятого поколения. А около года назад представители концерна заявили о начале работы над проектом шестого поколения…

Гражданское направление

В работе над гражданскими самолетами конструктор не участвовал. Направление появилось в КБ уже после его смерти. Но существуют и мирные самолеты марки Су:

  • Су-80ГП – грузопассажирский;
  • Су-38л – сельскохозяйственный.

У самолета Сухого Суперджет судьба складывается неоднозначно. В 2012 году во время показательного полета (Индонезия) он попал в аварию, погибли 45 человек.


Но выпуск его продолжен, машина используется во многих странах. Руководство акционерного общества АО ГСС не намерено от него отказываться. Сухой Суперджет отличается особым расположением мест в самолете.

В память о конструкторе

Родина ценила достижения изобретателя при жизни и после смерти. Ему вручили три ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета», Звезду Героя Социалистического Труда (дважды). Также он удостоен Государственной и Ленинской премий.

Ныне его имя носят:

  • улицы в Москве, Гомеле, Витебске;
  • школа города Глубокое (родина конструктора);
  • Гомельский государственный технический университет.


А еще во многих странах на постаментах стоят самолёты Су – памятники, как конструктору, так и тем, кто сумел использовать его достижения достойно.

Павел Осипович Сухой- это целая эпоха в создании истребителей, истребителей-перехватчиков, бомбардировщиков, а также гражданских самолётов.

Но в памяти людей он остался не только как выдающийся основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации, но и как благороднейший человек. Он всегда был точен, вежлив и ценил дисциплину.

Видео

Еще одним достижением конструкторского бюро Сухого является самолет модели Су-80. Данная машина была спроектирована в двух вариантах: как грузовая и пассажирская машина. Аппарат такого типа позволяет перевозить 30 пассажиров, а грузовая модель − грузы массой до 3,3 тонны. Дальность полета позволяет преодолевать расстояние в 1300 километров. Особенностью данной машины является то, что ее можно быстро переоборудовать из пассажирского варианта в грузовой и наоборот. Грузовая версия позволяет перевозить транспортные средства или контейнеры с грузом, этого удалось достичь за счет оборудования самолета рампой в хвосте машины.

Краткая история создания самолета Су-80

Разработки самолета Су-80 начались с 90-х годов прошлого века по инициативе конструктора М.П. Симонова. Первоначально самолет проектировался для военных потребностей. За два года был сформирован первоначальный облик машины. Данный аппарат должен был совершать перевозку грузов и пассажиров на линиях местного значения. Главной задачей конструкторов было изготовление качественно новой версии самолета, который мог вытеснить старые, менее качественные модели аналогичного типа.

С 1993 года данным проектом заинтересовались в КнААПО, что в Комсомольске. За счет этого финансирование изготовления Су-80 производилось данным объединением и конструкторским бюро Сухого. Данная модель была включена во всероссийскую федеральную программу, которая должна была производить полное финансирование, но средства практически не поступали. Из-за этого изготовление машины несколько раз было отложено.

Особенности самолета типа Су-80

Основная концепция самолета была продумана изначально за счет маркетинговых исследований на рынке авиационной техники на территории нашей страны и за ее пределами. Кроме того, был проведен тщательный анализ парка самолетов, чтобы сделать вывод о том, какая именно машина нужна на данный момент. Вся проделанная работа должна была привести к тому, что данный самолет будет востребован как в нашей стране, так и за границей.

Самолет типа Су-80 отличается от своих предшественников экономичностью при полете, а также великолепными характеристиками. Кроме того, данный аппарат можно использовать на грунтовых взлетных полосах, что позволяет ему производить посадку практически на любых поверхностях.

Кроме экономичности, в эксплуатации самолет Су-80 имеет очень удобный салон для пассажиров. Пассажирское отделение предоставляет максимальный комфорт при перелетах на любые дистанции. Данная модель имеет возможность оборудования под самолеты специального назначения.

Особенности конструкции Су-80

Самолет Су-80 выполнен по схеме двухбалочного высокоплана, который отличается своей экономичностью, за что получил мировое признание на авиационном рынке.

Крылья самолета разработаны по кессонному типу с одним лонжероном. За счет продуманной работы конструкторов удалось достичь отличной аэродинамики даже на больших скоростях. Крылья оснащены закрылками, которые поделены на три секции. Большинство деталей крыла машины выполнено из композиционных материалов. В средине кессона крыла размещены топливные баки. Кроме этого, в крыло вмонтированы опоры шасси, и, что самое главное, на них размещены двигатели турбовентиляторного типа. Все погрузки производятся через хвостовую рампу, даже посадка пассажиров.

Все оперение аппарата выполнено по стандартной схеме, рули высоты на крыльях и руль на хвосте имеют триммеры и компенсаторы. Что касается шасси машины, то оно состоит из трех опор, которые убираются в корпус самолета. Передняя стойка самолета Су-80 управляемая, но не имеет тормозных систем, в отличие от двух задних опор. Кроме того, задние опоры оснащены дополнительными амортизационными системами, которые смягчают удар при посадке. Машина оснащена бескамерными колесами. Данный тип колесных систем позволяет продлить срок их службы.

Что касается силовой установки, тот тут следует отметить, что первую модель планировалось оснастить двигателем отечественного производства типа ТВД-1500. Но разработка данного двигателя затянулась на долгое время. Именно по этой причине силовая установка самолета Су-80 состоит из двигателей типа СТ7-9В, которые производит иностранная компания. При взлете эти двигателя выдают мощность в 1750 лошадиных сил каждый. Выбор именно такого двигателя был правильным решением, поскольку он отличается своей надежностью и высокой экономичностью, что немаловажно в наше время. На данный момент двигатели данного типа изготовляются на территории России, на совместном предприятии в Рыбинске.

Данный вид двигателя отвечает всем стандартам качества и приспособлен к работе на отечественном топливе и масле. Силовая установка оснащена системой автоматической подачи топлива и анализа состояния всех топливных устройств. Все двигатели самолета СУ-80 оснащены винтами, которые имеют по четыре лопасти. Они изготовлены по реверсивному типу, а также предусмотрена система, которая обеспечивает флюгирование при аварийных ситуациях. Система синхрофазирования обеспечивает снижение шумовых явлений при полете на крейсерской скорости.

Оборудование навигации самолета было специально разработано для модели Су-80 по специальному заказу на предприятии «Электроавтоматика». Данное оборудование имеет возможность поддерживать связь со спутником, что сильно упрощает работу пилотов. Отечественное оборудование имеет высокое качество, но по желанию заказчика машину можно оснастить более совершенными навигационными устройствами иностранного изготовления.

Кроме стандартных машин типа Су-80, на сегодняшний день изготовители готовы предложить новые модификации данного самолета, которые предназначены для выполнения более конкретных задач. Новыми машинами поколения Су-80 могут быть такие специальные машины, как медицинская, десантная, патрульная (с оборудованием типа «Стриж»), учебная, а также множество других модификаций.

Су-80 (С-80) - самолёт для региональных и местных авиалиний разработки опытно-конструкторского бюро имени Сухого. Разрабатывался Су-80П (пассажирский вариант) и Су-80ГП (грузопассажирский вариант).

У самолёта герметичный салон. Он предназначается для транспортировки тридцати пассажиров или до 3300 килограмм груза на дистанцию до 1300 километров. Одной из характеристик самолёта является конвертируемость, то есть способность быстрого переоборудования из грузового вариатан в пассажирский и обратно. Присутствие грузовой рампы дает возможность транспортировать стандартные авиационные контейнеры и автомобильную технику.

Взлетно-посадочные данные и шасси с пневматикой низкого давления дают возможность использовать самолёт на маленьких аэродромах, включая грунтовые, ледовые и заснеженные. Самолёт снабжен двумя турбовинтовыми моторами фирмы Дженерал Электрик СТ7-9В мощностью по 1870 лошадиных сил. Была запланирована сертификация по стандартам летной пригодности АП-25. Она не была завершена ввиду фактического завершения программы.

Был предназначен для замены Ан-26 , Ан-24 , Як-40 .

Самолёт являет собой двухбалочный высокоплан аэродинамической нормальной схемы с прямым крылом с развитой механизацией и большого удлинения. Хвостовое П-образное оперение образовано стабилизатором и двумя килями на балках, которые замыкают силовую схему.

Фюзеляж самолёта - это самостоятельный модуль с узлами крепежа крыла, передней опоры шасси и поддерживающего пилона. В балках размещены двигатели, отсеки самолётных систем и оборудования.и В фюзеляже размещены кабина экипажа, отсек радиолокатора, грузопассажирская кабина и отсек БРЭО. Трёхопорное шасси, убирается в полёте, снабжено носовым колесом. Высадка – посадка - пассажиров и выгрузка - загрузка грузов производится через трап - рампу, расположенную в хвосте фюзеляжа.

Перспективные проекты

Самолёт в перспективе прорабатывался под различные варианты для разных заказчиков:

  • - грузопассажирский опытный легкий самолет изделие С80ГП;
  • - геологоразведочный самолет изделие С80ГР;
  • - медицинский самолет изделие С80М;
  • - пассажирский легкий самолет изделие С80П;
  • - патрульно-транспортный самолет изделие С80ПТ;
  • - рыбопоисковый самолет изделие С80Р;
  • - транспортно-десантный легкий самолет изделие С80ТД.

Технические характеристики Су-80:

    Экипаж: три человека;

    Пассажировместимость: 30 человек в базовой компоновке;

    Длина: 18,26 метров;

    Размах крыла: 23,18 метров;

    Грузоподъёмность: 3300 килограмм;

    Ширина пассажирской кабины: 2,17 метров;

    Высота пассажирской кабины: 1,82 метров;

    Ширина грузовой кабины: 2,17 метров;

    Самолёт вертикального взлета и посадки Як 141 … Википедия

    Основная статья: Галилео (программа) В основном каждый выпуск состоит из четырёх шести сюжетов и одного эксперимента в студии. Сюжеты могут быть как и из оригинальной немецкой версии, так и снятые уже русской командой. Содержание 1 1 сезон (март… … Википедия

    Приложение к статье Медаль Нестерова Содержание 1 Республика Бурятия … Википедия

    Эта страница информационный список. См. также основную статью: Новодевичье кладбище Содержание … Википедия

    - … Википедия

    Медаль «Золотая Звезда» Список граждан СССР, удостоенных звания Герой Советского Союза живших в Ростовской области, а также получивших это звание в годы … Википедия

    Здание ОКБ Сухого ОАО «ОКБ Сухого» одно из ведущих предприятий России по разработке авиационной техники. Входит в авиационный холдинг ОАО Компания «Сухой». Содержание 1 История 2 Разработки … Википедия

    Главная проходная ОКБ Сухого (Москва, ул. Поликарпова, 23а) ОАО «ОКБ Сухого» одно из ведущих предприятий России по разработке авиационной техники. Входит в авиационный холдинг ОАО «Компания „Сухой“» … Википедия

    Самолёт вертикального взлета и посадки фирмы McDonnell Douglas, штурмовик AV 8B+ Harrier II Самолёт вертикального взлёта и посадки, общепринятое сокращение СВВП или англ. VTOL Vertical Take Off and Landing самолёт, способный взлетать и садиться … Википедия


Close