Можно ли выжить в авиакатастрофе? Эти вопросы задают себе инженеры, спасатели, даже работники страховых компаний. Но часто думают об этом и самые обычные люди, которым временами приходится становиться пассажирами самолётов. Выжившая в авиакатастрофе Лариса Савицкая, вполне возможно, также задавала себе подобный вопрос. Но вряд ли она могла знать, что судьба предоставит ей возможность ответить на него собственным примером.

Сухие слова информации

Эта невероятная история произошла 24 августа 1981 года. На борту обычного АН-24, летевшего в Благовещенск из Комсомольска-на-Амуре, находился экипаж и пассажиры - всего 38 человек. В пассажирском салоне, ближе к хвостовой части, сидела молодая супружеская пара: Лариса и Владимир. Их свадьба состоялась всего несколькими месяцами раньше. На высоте чуть более 5200 метров лайнер столкнулся с военным самолётом.

Не будем сейчас обсуждать, как и по чьей вине произошла трагедия, - это отдельная тема для большого разговора. Для нас важно то, что в результате удара пассажирское судно мгновенно потеряло крылья, топливные баки и часть фюзеляжа. Оставшийся огромный обломок полетел к земле, при этом несколько раз от него отваливались большие куски.

В таких ужасных катастрофах не выживает никто. Обломки самолёта упали в лес и разлетелись на сотни метров. Спасатели даже не сразу появились на месте крушения, так как считали, что шансов увидеть живых - нет никаких. Когда они всё же прибыли на место, взору предстала зловещая картина: фрагменты трупов, висевшие на ветках деревьев, кровь, тела, перемешанные с металлом и сиденьями… С момента авиакатастрофы прошло уже два дня.

И вдруг среди сломанных берёзок люди увидели живую женщину! Израненную, всю в грязи и крови, но живую и даже идущую самостоятельно! Это была Людмила Савицкая.

Чудеса ещё случаются

Впоследствии женщина не раз и в подробностях рассказывала о своём невероятном спасении. Во время удара её выбросило в проход (девушка спала). Мгновенно лицо обожгло жаром и морозом: за бортом было - 30º, а рядом что-то горело.

Оглядевшись, Лариса поняла: она находится в одном из кусков фюзеляжа. Рядом, пристёгнутый в кресле, сидел окровавленный муж, не подававший признаков жизни. Обломок самолёта с Ларисой внутри стремительно летел к земле.

И в этот момент девушка почему-то вспомнила кадры из фильма, который смотрела недавно. Фильм назывался «Чудеса ещё случаются», он рассказывал о стюардессе, выжившей в авиакатастрофе, благодаря грамотному расположению в кресле.

Не отдавая себе полного отчёта, Лариса подползла к креслу, забралась в него, пристегнулась и свернулась клубочком. Точно так же, как это сделала героиня фильма.

Уже потом специалисты определили, что обломок фюзеляжа с Ларисой «на борту» спускался на землю около 8 минут. Видимо, определённую роль сыграло здесь и то, что он, наверное, немного планировал, подобно большому листу железа. К тому же «приземление» пришлось на молодой берёзовый подлесок.

Очнувшись, Лариса увидела, что по-прежнему сидит в кресле, напротив мёртвого мужа. Она совсем не чувствовала боли, хотя впоследствии оказалось, что у неё выбита большая часть зубов, сломано два ребра, одна рука, есть серьёзный ушиб позвоночника и сильное сотрясение мозга. Да и спасателей пришлось ждать очень долго: ей казалось, целую вечность.

Почему она выжила

Специалисты разных профилей подробно изучили феноменальный случай. Они пришли к выводу, что Ларисе помог остаться живой целый ряд обстоятельств.

  1. Фюзеляж, как уже говорилось, не смог разогнаться до большой скорости из-за эффекта планирования.
  2. Берёзовые деревья сработали подобно мягкому амортизатору.
  3. Девушка не запаниковала, а сделала всё идеально правильно, компактно устроившись в мягком кресле. В этом большущую роль сыграли кадры из фильма, которые она, по сути, воссоздала в реальности.
  4. Всё время, пока Савицкая ждала спасателей, шёл мелкий дождь. Он обеспечивал организм девушки необходимой влагой.

Впоследствии Имя Светланы Савицкой внесли в российский вариант Книги рекордов Гиннесса, причём сразу в двух номинациях: как человек, выживший после свободного падения с высоты свыше 5 км, и как человек, получивший после авиакатастрофы минимальную компенсацию - всего 75 рублей!

Лариса Владимировна Савицкая после той ужасной истории прожила ещё немало лет, родила сына и умерла в 2013 году. Её пример показывает, что чудеса бывают, но они всегда сопутствуют людям, которые не впадают в панику и до последнего борются за своё выживание.

А если говорить о мировом «достижении» в этой номинации, то здесь бесспорный лидер - бортпроводница из Югославии Весна Вулович. Девушке удалось остаться живой после падения с высоты в 10 км! Но её травмы оказались намного серьёзнее, чем увечья Ларисы.

20-летняя студентка Лариса Савицкая (в девичестве Андреева) 24 августа 1981 года потеряла всё – любовь, семью, здоровье. Но сохранила главное – жизнь, упав при авиакатастрофе с высоты 5 200 метров. Остается только гадать, что спасло Ларису – счастливое стечение обстоятельств, провидение или ее хладнокровные действия.

Потому что погиб Володя

Когда спавшая в своем кресле Лариса проснулась от оглушающего удара и резких криков, первое, что она увидела – сидящего рядом мертвого мужа. 19-летний студент медвуза, несколько месяцев назад ставший ее супругом, погиб мгновенно. Еще час назад молодожены строили планы и радовались, как удачно сдали сессию и съездили навестить родственников во Владивостоке и в Комсомольске-на-Амуре. Волшебный медовый месяц получился.

Позже, в интервью газете «Труд» Лариса скажет, что взглянув на окровавленное лицо мужа, сразу поняла – любимого Володи больше нет. И мгновенно на смену страху и панике пришло равнодушие. Умереть она не боялась, хотела лишь, чтобы всё закончилось быстро.

Подсказки интуиции

На обратном пути молодые долго не могли достать билеты на самолет, но все-таки купили места на рейс 811 пассажирского Ан-24. Почти сутки ждали вылета – полет несколько раз откладывали из-за плохих погодных условий. Когда же взошли на борт, оказалось, что салон почти пустой. Как стало известно позже, при столкновении с военным бомбардировщиком Ту-16 погибли 11 членов экипажей, 25 взрослых и один ребенок.

Бортпроводница предложила занять места в носовой части справа, которая при катастрофе была полностью уничтожена. Но Ларисе по непонятной причине захотелось пересесть, и они с мужем заняли места в хвосте. Муж сел справа, а Лариса слева у иллюминатора – той части, которая меньше всего пострадала при столкновении.

Чудеса еще случаются

После пробуждения и осознания, что самолет падает, Лариса почему-то вспомнила фильм «Чудеса еще случаются», который они на днях смотрели с Володей. Там тоже девушка падала в джунгли, а спаслась – оставаясь в кресле. При падении обломков Ларису выбросило из кресла в проход, но ей удалось добраться до ближайшего кресла, сесть в него, вцепиться в подлокотники, вжаться в спину и что есть силы упереться в пол. Как позже выяснила Лариса, вела она себя абсолютно правильно. Когда в иллюминаторе увидела «зеленую вспышку», поняла, что падает в тайгу. Напряглась и от удара обломков о землю потеряла сознание.

На руке девушки были часы «Чайка» с позолоченным браслетом, поэтому, когда очнулась, она точно знала – прошло 5 часов. Позже узнала, что обломок падал долгие 8 минут. Чтобы выжить в тайге, она укрывалась от холода обрывками чехлов с кресел, а спасением от комаров стали чудом уцелевшие полиэтиленовые пакеты. Пила из ближайшей лужи, а вот есть собранные ягоды не смогла – при падении выбило все зубы. Лариса видела поисковые вертолеты, махала им обрывком красной материи, но спасатели пролетали мимо в полной уверенности: в таком крушении живых не осталось, а машущая «приветливая фигура» - скорее всего, повар местных геологов.

Лариса нашла сигареты и спички, пыталась развести костер, чтобы привлечь внимание, но все попытки оказывались безуспешными. Только на третий день, 26 августа, к ней вышли солдаты, прочесывающие лес. Последнее, что помнит Лариса, – их ошарашенные лица. Осознав, что помощь прибыла и она спасена, ее организм сдался и отключился.

Спасительные березки

Лариса была уверена, что одним из факторов ее спасения стала небольшая березовая рощица с молодняком, на которую упали обломки. Позднее, в военной прокуратуре Хабаровска ей показывали снимки самолетных обломков, которые собирали с нескольких километров. Шокирующими оказались кадры, на которых тела погибших висели на острых и жестких пихтах. Так что падение ее кресла на «мягкие березки» оказалось еще одной счастливой случайностью.

По словам зампреда авиационного комитета Р. Теймуразова, который руководил расследованием катастрофы пассажирской «аннушки» в 1981 году, березовая роща действительно «смягчила удар», но был и другой фактор. Хвост самолета падал не как камень, а словно лист с дерева. Он подобно парашюту лавировал, что замедляло скорость падения. При этом вследствие траектории падения Ларису сильно прижимало поочередно к спинке кресла и боковинам, и это не позволило ей выпасть, несмотря на отсутствие ремня безопасности.

Злой рок или провидение?

Иначе как чудом невозможно назвать то, что при падении с 5-километровой высоты Лариса осталась жива, хотя ее тело и было серьезно покалечено. Позвоночник переломан в нескольких местах, сломаны ребра и рука, выбиты почти все зубы и повреждена челюсть. Кажется невероятным, что со сломанным позвоночником она смогла передвигаться. Но по словам врачей-травматологов Института скорой помощи Склифософского, если сломаны тела позвонков, но не поврежден спинной мозг, двигательные функции сохраняются, хотя пострадавший при движении испытывает мучительные боли. Выжившая Лариса получила от страховой мизерную компенсацию в 75 рублей, а в оформлении инвалидности ей и вовсе отказали. Но после того как данные о катастрофе в 90-е годы рассекретили, нашлось немало добрых людей, стремившихся поддержать выжившую женщину – как на Родине, так и за границей.

Жизнь Ларисы после крушения оказалась несладкой, и в беседах с журналистами она, как человек, неоднократно оказывавшийся в безвыходной ситуации, нередко упоминала про злой рок, который собрал всех «грешников» на борту Ан-24, но ее по непонятной причине оставил в живых. После катастрофы Лариса начала верить в мистику и астрологию, поэтому часто говорила про «планетарный сгусток энергии четырех планет», которые «раскачивают ее на качелях судьбы»: крушение было черной полосой, ее удивительное спасение – белой. Ну, а «спасибо» Лариса говорит и провидению, и собственной интуиции, и многочисленным, казалось бы незначительным обстоятельствам, которые помогли ей выжить.

Статистика упрямо свидетельствует — авиация в плане безопасности стоит значительно выше, чем автотранспорт. В США в автоавариях ежегодно гибнет больше людей, нежели погибло в авиакатастрофах за всю историю авиаперевозок.

Но даже у тех, кого постигла беда в воздухе, остаётся шанс. Пусть даже это один шанс на миллион. Вот семь историй тех, кто вытащил свой счастливый билет, находясь на волосок от смерти.

Сессилия Сичан

16 августа 1989 года из аэропорта Детройта начал взлёт обычный рейс — McDonnell Douglas DC-9-82 авиакомпании Northwest Airlines. На борту находились 154 человека, среди них — 4-летняя девочка Сессилия Сичан. Вместе с ней летели её родители и шестилетний брат.

Лайнер начало раскачивать уже на взлёте, он задел левым крылом мачту освещения, часть крыла оторвалась и загорелась. Затем самолёт наклонило вправо, и другое крыло пробило крышу конторы проката автомобилей. Самолёт рухнул на шоссе, развалившись на куски, и загорелся. Обломки и тела жертв были разбросаны на площади более полумили.

Работавший на месте крушения пожарный Джон Тьед услышал тоненький писк и увидел среди обломков детскую ручку. 4-летняя девочка, получившая перелом черепа, перелом ноги и ключицы и ожоги третьей степени, оказалась единственной, кому удалось выжить в катастрофе. Она перенесла четыре операции по пересадке кожи, но сумела полностью восстановиться.

Сессилию воспитали её тётя и дядя. Когда девушка выросла, она сделала себе татуировку на запястье в виде самолёта, в память о том трагическом и счастливом дне.

Сессилия признаётся, что совершенно не боится летать на самолётах, руководствуясь принципом, хорошо знакомым в России, — если это с ней один раз уже случилось, вероятность повторения такого ничтожно мала. Проще говоря, два раза в одну воронку снаряд не попадает.

Лариса Савицкая

24 августа 1981 года 20-летняя студентка Лариса Савицкая возвращалась из свадебного путешествия вместе с мужем Владимиром. Самолёт Ан-24 следовал рейсом из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Над городом Завитинском на высоте 5200 метров Ан-24 столкнулся с бомбардировщиком Tу-16. В результате столкновения погибли экипажи обоих самолётов. Ан-24 разломился на несколько частей и стал падать. Лариса, спавшая в своём кресле в хвосте самолёта, проснулась от сильного удара и внезапного ожога, вызванного разгерметизацией салона на высоте.

Очередной разлом фюзеляжа выбросил её в проход, но Ларисе удалось вновь забраться в кресло. Как она вспоминала потом, ей вспомнился итальянский фильм «Чудеса ещё случаются», где героиня спаслась в похожей ситуации, вжавшись в кресло. Сама Лариса признавалась, что не верила в спасение, а просто хотела «умереть небольно».

Уцелевшая часть корпуса самолёта упала на берёзовую рощу, смягчившую удар. Специалисты впоследствии установили — Лариса Савицкая в течение 8 минут падала с высоты 5200 метров на обломке самолёта размерами 3 метра в ширину и 4 метра в длину.

От удара она на несколько часов потеряла сознание, но затем пришла в себя и смогла самостоятельно передвигаться.

В лесу в одиночестве, среди трупов и обломков, девушка провела двое суток, сумев соорудить себе даже подобие укрытия от непогоды.

Спасатели, добравшиеся до места падения, были шокированы, увидев девушку. Лариса Савицкая была единственной из 38 человек, кому посчастливилось уцелеть в этой авиакатастрофе.

Поисковики были настолько уверены в её гибели, что для женщины, как и для других жертв, уже была приготовлена могила. Врачи определили у неё сотрясение мозга, травмы позвоночника в пяти местах, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы.

Лариса Савицкая дважды внесена в Книгу рекордов Гиннеса: как человек, выживший после падения с максимальной высоты, и как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба в авиакатастрофе — 75 рублей (в деньгах 1981 года).

Весна Вулович

26 января 1972 года югославский пассажирский самолёт Douglas DC-9, следовавший рейсом из Копенгагена в Загреб, взорвался в воздухе рядом с деревней Сербска Каменице в Чехословакии на высоте 10 160 метров. Причиной трагедии, по версии югославских властей, стала бомба, спрятанная на борту авиалайнера хорватскими террористами-усташами.

Самолёт, разорвавшись на части, стал падать вниз. В средней секции находилась 22-летняя стюардесса Весна Вулович. Весны не должно было быть на том рейсе — она подменяла свою коллегу и тёзку — Весну Николич.

Обломки самолёта упали на заснеженные деревья, что смягчило удар. Но удача для девушки оказалась не только в этом — её в бессознательном состоянии первым обнаружил местный крестьянин Бруно Хонке, в годы войны работавший в немецком полевом госпитале и умевший оказывать первую медицинскую помощь.

Сразу после этого стюардессу, единственную выжившую в катастрофе, доставили в госпиталь. Весна Вулович провела 27 дней в коме и 16 месяцев на больничной койке, но всё-таки выжила. В 1985 году она была внесена в Книгу рекордов Гиннесса за самый высотный прыжок без парашюта, получив сертификат из рук своего музыкального кумира — участника знаменитой группы «Битлз» Пола Маккартни.

Эрика Дельгадо

11 января 1995 года самолёт McDonnell Douglas DC-9-14 выполнял рейс из Боготы в Картахену с 47 пассажирами и 5 членами экипажа на борту.

Из-за отказа высотомера во время захода на посадку самолёт буквально рухнул в болотистой местности. 9-летнюю Эрику Дельгадо, летевшую вместе с родителями и с младшим братом, выбросило из самолёта в тот момент, когда он начал разваливаться на части. Девочка рассказывала потом, что из лайнера её вытолкнула мать.

Самолёт взорвался и загорелся. Эрика упала в кучу водорослей, которые смягчили удар, однако не могла выбраться. По её воспоминаниям, на месте катастрофы сразу началось мародёрство: с неё, с живой, кто-то из местных жителей сорвал золотое ожерелье и скрылся, проигнорировав просьбы о помощи. Через некоторое время девочку нашёл по её крикам и вытащил из болота местный фермер. Эрика Дельгадо, единственная выжившая в катастрофе, отделалась лишь сломанной рукой.

Джулианна Дилер Кепке

24 декабря 1971 года самолёт Lockheed L-188 Electra перуанской авиакомпании LANSA попал в обширную грозовую область, получил удар молнией и подвергся сильнейшему воздействию турбулентности. Самолёт начал разрушаться в воздухе на высоте 3,2 километра и упал вглубь тропического леса, примерно в 500 километрах от столицы страны Лимы.

17-летняя школьница Джулианна Кепке была пристёгнута к одному из кресел в ряду, который отломился от остального корпуса. Девушка падала среди бушующей стихии, при этом обломок вращался, словно лопасть вертолета. Это, а также падение в густые кроны деревьев, смягчило удар.

После падения у Джулианны была сломана ключица, сильно расцарапана рука, правый глаз заплыл от удара, всё тело было покрыто синяками и царапинами. Тем не менее девушка не потеряла способности к передвижению. Помогло и то, что отец Джулианны был биологом и научил её правилам выживания в лесу. Девушка смогла добыть себе пропитание, потом нашла ручей и пошла вниз по его течению. Спустя 9 дней сама вышла к рыбакам, которые и спасли Джулианну.

На основе реальной истории Джулианны Кепке было снято несколько художественных фильмов, в том числе «Чудеса ещё случаются» — тот самый, который через десять лет поможет выжить в авиакатастрофе Ларисе Савицкой.

Бахия Бакари

30 июня 2009 года самолёт Airbus А-310-300 йеменской авиакомпании следовал рейсом 626 из Парижа на Коморские острова с пересадкой в столице Йемена Сане.

Среди пассажиров была 13-летняя Бахия Бакари, летевшая с матерью из Франции на Коморские острова в гости к бабушке и дедушке. Самолёт рухнул в Индийский океан в территориальных водах Комор всего за несколько минут до посадки. Что именно произошло, девочка не помнит, так как в момент катастрофы она спала. Сама Бахия считает, что её выбросило через иллюминатор.

При падении она получила множественные ушибы и сломала ключицу. Однако её ждало новое испытание — необходимо было выжить в воде до прибытия спасателей. Девочке удалось взобраться на один из обломков самолёта, остававшихся на плаву. На нём она провела девять часов, как утверждает сама Бакари, хотя некоторые источники утверждают, что спасатели нашли её только спустя 14 часов после катастрофы.

Уцелевшую пассажирку нашли рыбаки, которые и доставили её в больницу. Не все поверили в возможность такого спасения — ходили слухи, что девушку выбросили из лодки нелегальных иммигрантов, благо у Бахии подходящая внешность.

Девочку специальным самолётом доставили в Париж, где в госпитале её навестил тогдашний президент Франции Николя Саркози .

Бахия Бакари оказалась единственной спасшейся из 153 человек, находившихся на борту самолёта. Спустя полгода после катастрофы Бакари опубликовала автобиографию «Выжившая».

«Счастливая четвёрка»

12 августа 1985 года в Японии произошла самая большая по числу жертв катастрофа в мировой авиации с участием одного самолёта.

Лайнер «Боинг-747SR» авиакомпании «Джепэн Эйрлайнз» вылетел из Токио в Осаку. На борту находилось 524 пассажира и члена экипажа. Через 12 минут после взлёта во время набора высоты 7500 метров у самолёта оторвался вертикальный хвостовой стабилизатор, в результате чего произошла разгерметизация, упало давление в салоне и отказали все гидравлические системы лайнера.

Самолёт стал неуправляемым и был фактически обречён. Тем не менее пилотам неимоверными усилиями удалось удерживать лайнер в воздухе ещё 32 минуты. В итоге он потерпел катастрофу недалеко от горы Такамагахара, в 100 километрах от Токио.

Авиалайнер рухнул в горном районе, и спасатели сумели добраться к нему лишь на следующее утро. Встретить выживших они не надеялись.

Однако поисковая группа обнаружила сразу четверых живых — 24-летнюю стюардессу Юми Отиаи , 34-летнюю Хироко Ёсидзаки со своей 8-летней дочерью Микико и 12-летнюю Кэйко Каваками .

Первых трёх спасатели нашли на земле, а 12-летнюю Кэйко — сидящей на дереве. Именно туда выбросило девочку в момент гибели лайнера.

Четверо уцелевших получили в Японии прозвище «Счастливая четвёрка». Все они во время полёта находились в хвостовом отсеке, в районе, где произошёл разрыв обшивки самолёта.

В этой чудовищной катастрофе могло выжить значительно больше людей. Кэйко Каваками рассказывала потом, что слышала голос своего отца и других раненых. Как потом установили медики, многие из пассажиров «Боинга» погибли на земле от ран, холода и болевого шока, поскольку спасательные группы не стали пытаться добраться до места катастрофы ночью. В результате жертвами крушения стали 520 человек.

11 января 1961 года родилась Лариса Савицкая, пассажирка, выжившая после авиакатастрофы и падения с высоты более 5000 метров

Личное дело

Лариса Владимировна Савицкая (55 лет) родилась в Благовещенске Амурской области. В 20 лет Лариса с мужем Владимиром возвращались в родной город из свадебного путешествия на море.

Они летели рейсом 811 на Ан-24РВ из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск.

24 августа 1981 года самолёт Ан-24, на котором летели супруги Савицкие, на высоте 5220 м столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16. Причиной катастрофы стала слабая согласованность военных и гражданских диспетчеров. Экипаж Ан-24 не доложил об уклонении от основной трассы, а экипаж Ту-16 сообщил, что занял высоту в 5100 м за 2 минуты до того, как это произошло на самом деле.

Бомбардировщик разрушил авиалайнеру крыло и верхнюю часть фюзеляжа, ему самому винтами разрубило фюзеляж в районе кабины. После столкновения экипажи обоих самолётов погибли. Оба самолёта упали в тайгу и загорелись. При этом оставшаяся часть пассажирского самолета в ходе падения несколько раз разломилась. Обломки разбросало на площади 5 × 1,5 километра.

В момент катастрофы Лариса Савицкая спала в кресле в хвостовой части самолёта. Проснулась от сильного удара и жгучего холода - после разгерметизации самолета температура в нем моментально упала с +25 °C до −30 °C.

После очередного разлома фюзеляжа, произошедшего прямо перед её креслом, Ларису выбросило в проход. Она потеряла сознание. Очнувшись, поняла, что уже не сидит в кресле, а лежит проходе между креслами. А впереди пустота.

Их ряд оказался первым на краю разлома. «До меня дошло, что мы падаем, и еще успела подумать, что если я так, боком упаду, это будет очень больно, что надо сгруппироваться...», - рассказывала потом Савицкая. Она сумела доползти до следующего ряда, забралась в кресло, вжалась в него, вцепившись в подлокотники и упершись ногами в пол.

«Потом, как зеленый взрыв, бросились в глаза лиственницы. В нашей тайге лиственницы высокие, жесткие. Если упасть на них, остались бы одни щепки. Но тут снова повезло...». Ее часть самолёта спланировала на берёзовую рощу, которая смягчила удар.

Несколько часов Савицкая находилась без сознания. Очнувшись, увидела перед собой кресло с телом мёртвого мужа. «Володя сидел, положив руки на колени, и смотрел на меня остановившимся взглядом». Дождь, который лил все это время, уже смыл кровь с его лица.

Лариса получила ряд серьёзных травм, но, несмотря на это могла самостоятельно передвигаться. Когда смогла встать, она сняла белую накидку с кресла и закрыла мужу лицо.

В ожидании спасателей Савицкая соорудила себе временное убежище из обломков самолёта. Согревалась чехлами с сидений, а от комаров спасалась, укрываясь целлофановым пакетом. Пила воду из луж - все эти дни шёл дождь.

Ларису, а также тела её мужа и ещё двух погибших в том отсеке пассажиров нашли только через два дня - последними из всех жертв катастрофы. Родственники за это время уже успели заказать ей гроб и даже вырыть могилу.

Савицкая оказалась единственной выжившей из 38 человек, находившихся на борту Ан-24.

Ее доставили вертолетом в ближайший город Завитинск, где базировался военный аэродром, к которому был приписан погибший бомбардировщик, и положили в больницу. Однако спустя всего сутки выписали, отправив домой.

В Благовещенск, находившийся в трехстах километрах от Завитинска, Савицкая добиралась на заднем сиденье "Жигулей" по таежным дорогам.

В благовещенской больнице врачи определили у неё сотрясение мозга, травмы позвоночника в пяти местах, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы. Последствия этих травм сказываются на протяжении всей последующей жизни Ларисы Савицкой.

Год после катастрофы она пролежала дома пластом, "тарелку супа съесть и то было трудно".

Потом стала пытаться вернуться к нормальной жизни. Закончила институт, получив диплом биолога, пошла учителем в школу. Однако в школе продержаться смогла меньше года и дальше уже искала работу полегче -- лаборанткой, страховым агентом.

В 1985 году Савицкая без мужа родила сына Гошу. А через два месяца после родов ее мать погибла в автокатастрофе.

Лариса жила с ребенком на пособие матери-одиночки, составлявшее 32 рубля. Перепечатывала тексты, торговала книжками. После перестройки организовала фирму по продаже обуви. Потом работала в представительстве "Боржоми" - до тех пор, пока ее не парализовало из-за последствий черепно-мозговой травмы.

Однако Савицкая смогла оправиться от паралича. Сейчас работает офис-менеджером в риэлторской компании.

Чем знаменита

Пассажирка Ан-24 Лариса Савицкая выжила после авиакатастрофы и падения с высоты 5220 метров. Она занесена в российское издание Книги рекордов Гиннеса как человек, выживший после падения с максимальной высоты.

О чем надо знать

Лариса Савицкая

Несмотря на многочисленные травмы, Лариса Савицкая не получила инвалидность: по советским нормативам, по отдельности ее увечья не тянули на группу, а все вместе не попадали ни под одну классификацию.

В качестве компенсации физического ущерба Свицкая получила всего 75 рублей. По нормативам Госстраха в СССР полагалось 300 руб. компенсации ущерба за погибших и 75 руб. - за выживших в авиакатастрофах.

В русском издании "Книги рекордов Гиннесса" история Савицкой упоминается дважды. Первый раз на странице 129 как рекорд падений с высоты без парашюта, а второй - в главе "Человек и общество" как человек, получивший самую маленькую компенсацию, несоизмеримую с ущербом, нанесенным здоровью (сотрясение головного мозга, два компрессионных перелома позвоночника, перелом ребра, перелом кисти запястья, многочисленные ушибы и разрывы мышечных тканей).

Прямая речь:

О катастрофе: «Грохот, крики, лицо обожгло холодом... Потом я узнала, что у нашего самолета сразу снесло крышу и отрезало крылья, только поэтому мы не взорвались -- ведь в крыльях был бензин. Нет, неба я не увидела. Был туман, как в бане. Испугаться не успела. Может быть, потому, что все шло как продолжение сна. Посмотрела на Володю -- по его лицу хлестала кровь. В следующее мгновение самолет разломился..».

О спасении : «Когда спасатели меня обнаружили, они, кроме "му-му", ничего не могли выговорить. Я их понимаю. Три дня снимать куски тел с деревьев, а потом вдруг увидеть живого человека. Да и видок у меня был еще тот. Я была вся цвета чернослива с серебристым отливом - краска с фюзеляжа оказалась на редкость приставучей, мама ее потом месяц выковыривала. А волосы от ветра превратились в большой кусок стекловаты».

Летчик спасательного вертолета о катастрофе : «Не понимаю, в голове не укладывается... Лобовое столкновение самолетов. Как тут можно уцелеть? А падать с пятиверстовой высоты! Представляете: стена дремучей тайги, торчат сопки, а этот обломок приземляется точь-в-точь на болотистой поляне метров тридцать в диаметре? Сверху она казалась как круг, аккуратно нарисованный циркулем. Потом я еще раз специально на то место летал -- ни один сучок там не был сломан. Даже страшно: будто какая-то рука вынесла ее из катастрофы и заботливо посадила...».

3 факта о Ларисе Савицкой

  • Обломок самолёта, в котором оказалась Савицкая, был размером 3 метра в ширину и 4 метра в длину. Его падение-планирование длилось долгих 8 минут.
  • И обстоятельства, и сам факт авиакатастрофы Ан-24 в СССР не афишировались. Никаких сообщений о них в прессе не было. Первая публикация о Савицкой появилась только в 1985 году - в «Советском спорте», однако в статье говорилось, что девушка упала с высоты пять километров в ходе испытания летательного аппарата оригинальной конструкции. «Видимо, им очень хотелось про это написать, но упоминать авиакатастрофу было нельзя. Тогда они придумали, что я, этакий Икарушка, полетела на самодельном летательном аппарате и упала с пяти километров, но выжила, потому что советский человек может все», - говорит Савицкая.
  • Лариса Савицкая считает, что выжить в авиакатастрофе ей помог фильм «Чудеса еще случаются»: «Судьбе было угодно, чтобы за год до этого мы с Володей посмотрели американский фильм. Там самолет падает на джунгли, и спасается только одна девушка, крепко вцепившаяся в подлокотники кресла».

Материалы о Ларисе Савицкой:

Юлия Грушковская, урожденная Савицкая, сейчас живет в Санкт-Петербурге. Она родная племянница Владимира Савицкого. Вместе с пилотами и пассажирами самолета он погиб 24 августа 1981 года. Владимиру было всего 19 лет.

Владимир и Лариса учились в Благовещенске - он в медицинском институте, она - в педагогическом. В апреле 1981 года молодые люди поженились, а летом отправились в свадебное путешествие. Когда возвращались в Благовещенск авиарейсом Южно-Сахалинск - Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск, произошла катастрофа. Гражданский самолет Ан-24РВ и военный бомбардировщик Ту-16К столкнулись на высоте больше 5 тысяч метров. Это произошло 24 августа 1981 года.

Погибли все, кроме Ларисы. Обломок самолета с креслом, в котором была девушка, спланировал на березовую рощу, а затем упал на землю. При падении Лариса получила различные травмы, но могла передвигаться. Позже она вспоминала: «Сотрясение мозга, повреждение позвоночника в пяти местах, перелом руки, ребра, ноги. Зубы почти все были выбиты. Но инвалидность мне так и не дали. Врачи говорили: "Мы понимаем, что вы инвалид по совокупности. Но ничего поделать не можем - каждая травма в отдельности не тянет на инвалидность. Вот если бы была одна, но серьезная, тогда пожалуйста», - говорила она в интервью «Известиям» в 2002 году.

Лариса Савицкая (фото biography-life.ru)

«На третий день поисковой операции в тайге обнаружена живой пассажирка Савицкая Л.В., 1961 г.р., получившая легкие ранения (растяжение связок левого голеностопного сустава, ссадины и ушибы в области лица). Остальные пассажиры и члены экипажей обоих самолетов погибли», - говорится в описании столкновения самолетов на сайте об авиапроисшествиях, инцидентах и авиакатастрофах в СССР и России.

Когда она очнулась, увидела тело мужа - он лежал напротив Ларисы. Ей пришлось провести несколько дней в тайге. В конце августа в Амурской области по ночам уже холодно, а тогда было еще и дождливо, поэтому выжившей пришлось соорудить прибежище из обломков самолета. Когда девушку обнаружили, спасатели не поверили своим глазам.

«Когда спасатели меня обнаружили, они, кроме "му-му", ничего не могли выговорить. Я их понимаю. Три дня снимать куски тел с деревьев, а потом вдруг увидеть живого человека. Да и видок у меня был еще тот. Я была вся цвета чернослива с серебристым отливом - краска с фюзеляжа оказалась на редкость приставучей, мама ее потом месяц выковыривала. А волосы от ветра превратились в большой кусок стекловаты. Удивительно, но, как только я увидела спасателей, ходить уже не могла. Расслабилась. Потом, в Завитинске, я узнала, что для меня уже и могила вырыта. Их рыли по спискам», - рассказала Лариса журналисту «Известий» в 2002 году.


Лариса Савицкая (фото foto-history.livejournal.com)

Мужа Ларисы Владимира Савицкого похоронили на кладбище, расположенном на восьмом километре Новотроицкого шоссе в Благовещенске. Смотритель кладбища рассказала корреспонденту ИА «Амур.инфо», что найти могилу молодого человека, погибшего в той авиакатастрофе, невозможно без помощи его родственников. «Дело в том, что реестр захоронений ведется у нас с 1999 года. А здесь год захоронения 1981-й, поэтому могила может быть на каком угодно участке», - объяснила смотритель.

Родственники Владимира, навсегда оставшегося 19-летним, не хотят огласки - им больно вспоминать о трагедии. Тем не менее племянница Владимира, Юлия Грушковская, согласилась поговорить с корреспондентом. «Никто из нас, родственников, не знал, что собираются снимать фильм об этом. Нашу сторону никто не спросил, никто не связывался с нами, нас не поставили в известность. Я нашла контакты режиссера, нашла ссылку на минкульт, нашла статью о том, что был представлен проект этого фильма и что якобы на роль мужа Ларисы был утвержден актер Сергей Бурунов. Я связалась с его менеджером, и она сказала, что ничего не знает об этом, не видела никакого сценария», - говорит Юлия.

Вопросы у родственников погибшего вызывает и то, что на роль мужа Ларисы в фильме утвержден известный актер Сергей Бурунов. «Смотрите, Владимир был 19-летним студентом, с черными как смоль волосами. Как мальчика будет играть 40-летний мужчина?» - недоумевает племянница Владимира Савицкого. «Мы не хотим этого фильма. Пусть это будет документальный фильм про Ларису как выжившую, попавшую в Книгу рекордов Гиннеса», - заключает Юлия Грушковская.


Владимир и Лариса Савицкие (фото trinixy.ru)


Актер Сергей Бурунов (фото Максим Блинов, РИА Новости)

Как рассказала Юлия, Лариса после трагедии не общалась с родными погибшего мужа. «Вскоре она уехала в Москву. Моя мама выходила на ее сына Григория, это было году в 2003-м. Он написал: "Мама не хочет общаться, вы напоминаете ей о трагедии"», - добавила племянница Владимира Савицкого.


Лариса с сыном (фото: foto-history.livejournal.com)

Публикация о том, что про историю чудесного спасения амурчанки собираются снять фильм, собрала тысячи просмотров. В читатели оставили больше 200 комментариев. Среди участников обсуждения нашлись те, кто помнит Ларису, учился с ней в школе или институте. Амур.инфо приводит некоторые из них.

«Это был рейс Южно-Сахалинск - Благовещенск, через Комсомольск. Вот после Комсомольска и случилась эта трагедия. Рейс летал тогда один раз в неделю, билетов не достать. Очередь - стоишь по несколько дней. Мне тогда не досталось билета на этот день» .

«Этот рейс разбился здесь, у нас, над Завитинском примерно. Уже не знаю, на какой вам там рейс не хватило билета, но в самолете вместе с Ларисой Савицкой летели мои родные тетя и дядя, старший брат моего отца, которые, к сожалению, погибли. А мой отец лично был на месте аварии для опознания. Останки людей висели на деревьях. И чтобы хоть как-то похоронить, собирали по частям. В то время мой дядя был партийным работником, и на похоронах у нас было чуть ли не полгорода. А моя бабуля позже познакомились с Ларисой Савицкой и даже переписывалась с ней, пока не потерялась связь. И каждый раз, когда слышала или видела Ларису по ТВ, мне про нее рассказывала. Да и у самой Ларисы если спросить, думаю, она прекрасно помнит нашу фамилию».

«У нас даже где-то сохранились все заключения военной прокуратуры о причине катастрофы, статьи о соболезнованиях в газете, Все, что касается той катастрофы. Кроме того, живы сын и дочь погибшего дяди, которые тоже должны были быть в том самолете, но в последний момент остались...»

«С этой девочкой Ларисой я училась с первого класса до восьмого. Фото нашего класса сохранились, 27 школа. Историю ее фантастического спасения услышала только в 2000-х годах. Даже предоставить трудно, что она пережила. Здоровья тебе, Лариса! И долгих лет жизни!»

«С 5 по 10 классы Лариса училась в 11-й школе».

«Я считаю, снимать фильм об этом - плохая идея! В этой авиакатастрофе погибли мои бабушка и дедушка. Трагедия ужасная, до сих пор вся семья вспоминает. И зрелищного здесь ничего нет. То, что этой женщине повезло, - это да, ей повезло остаться в живых. Дай бог ей долгих лет жизни! Но как будут смотреть этот фильм те, кто потерял своих родных и близких?! Об этом вы не подумали?!»

«Мурашки по телу.... Ждем фильм! Долгих лет женщине!»

«Мне тогда было восемь лет, а мой папа работал в "Рембыттехнике" жестянщиком. Ему приходилось работать ночью, что бы сколотить гробы для "груза 200". Это было страшное событие тех лет. И чудо, когда он рассказал, что нашли живую женщину».

«Я знаю ее. Это наши знакомые. Они жили в Благовещенске. Это правда так и было. Лариса продавала книги, чтобы жить. Уехала из города. Мы разыскивали ее, писали в московскую газету "АиФ". Но статей, где она, что с ней, не было. После катастрофы у нее были проблемы со здоровьем, муж рядом сидел, погиб. Она искала его».

«Мой отец в то время служил в Завитинске, в транспортном полку офицером. Вот наш полк и вылетал на поиски этих самолетов. Лариса лежала в Завитинской ЦРБ».

«Я не слышала эту историю. С нетерпением буду ждать выхода фильма, А когда он выйдет на экраны? Долгих лет жизни этой женщине!»

«Мама у Ларисы Савицкой была Брикман Раиса Сергеевна, которая по дороге из командировки погибла, выпав из авто. У Ларисы есть родной брат Дмитрий. Связь действительно была потеряна, когда Лариса уехала жить в Москву, так как было много пересудов в ее адрес. Педагогический институт она окончила».

«Я очень хорошо знаю родную сестру мужа этой женщины, Татьяну. Они жили на Амурской, угол Трудовой, в Благовещенске, Таня и сейчас живет там, по-моему. Мы одно время с Таней работали вместе, 2003-2005 годы».


Close