Изначально замок Сфорца был построен герцогом Галеаццо Висконти - представителем могущественной династии, которая правила более ста лет. Крепость появилась в первой половине 14-го века, однако уже к середине этого столетия герцог потерял свое влияние, в городе произошло восстание, и с началом Амброзианской республики герцогские владения разрушили толпы горожан.

Однако республика продержалась недолго, и в 1450 году к власти пришел Франческо Сфорца, который занялся восстановлением крепости. Он полностью отстроил фамильную резиденцию, сделав ее еще более неприступной, возвел надежные крепостные стены и высокие башни, включая знаменитую башню Филарете. Его сын Галеаццо продолжил дело отца и пригласил для реконструкции замка известного архитектора Бенедетто Феррини, который построил два внутренних дворика.

Следующий владелец, Людовико Сфорца, решил, что зданию не хватает изящества, и пригласил для отделки лучших итальянских мастеров. Именно тогда здесь появились фрески Леонардо да Винчи, которые, к сожалению, практически не сохранились до наших дней. Но на этом период процветания Кастелло Сфорцеско закончился. С началом Итальянских войн герцог удалился в изгнание, а в замок Сфорца въехал Людовик XII.

И французскому королю, и пришедшему ему на смену испанскому наместнику на этой территории требовался не изящный светский дворец, а военное укрепление, поэтому бальные залы быстро превратились в казармы для солдат. В это время башню Филарете превратили в пороховой склад, и случайный разряд молнии в 1521 году спровоцировал мощный взрыв. В результате башня была практически полностью разрушена.

Когда же в город вернулись французы под предводительством Наполеона, часть миланцев подала императору прошение об уничтожении замка Сфорца, как напоминания о герцогском владычестве. К счастью, Наполеон решил иначе - он не стал разрушать крепость, а напротив - частично восстановил ее и заложил перед входом красивую площадь. Впрочем, весомая часть Кастелло Сфорцеско по-прежнему эксплуатировалась в качестве казармы.

После падения Наполеона в 1815 году замок заняли австрийцы, и следующие несколько лет он то укреплялся, то, напротив, терпел разрушения в ходе противостояния Милана австрийской армии. Особо разрушительным выдался 1859 год, когда австрийцы оставили город, и крепость была разграблена.

Новый виток в истории Кастелло Сфорцеско начался с объединения в 1861 году. Он был признан памятником архитектуры и в этом качестве активно восстанавливался. Так, были отстроены заново угловые башни крепостной стены, а в 1900 году по сохранившимся описаниям восстановили башню Филарете. Огромную роль в воссоздании былого облика замка Сфорца сыграл архитектор Лука Бельтрами, который руководил процессом, опираясь на исторические документы. Уже в начале 20-го века Кастелло Сфорцеско открыли для посещения как туристический объект.


Реставрация после ВМВ

С началом Второй мировой войны в истории замка Сфорца наступил еще один сложный период - в 1943 году в результате бомбардировки пострадал один из внутренних двориков, была разрушена часть крепостных стен. После окончания военных действий архитектурный памятник начали восстанавливать, но процесс оказался долгим и продлился до 1956 года. Было важно не только отстроить заново стены, но и воссоздать с исторической точностью внутреннюю отделку, реставрировать пострадавшие фрески. Однако миланцы справились с этой задачей - замок Сфорца в который раз вернул себе красоту и величие.


Замок в наши дни

Сегодня грандиозный Кастелло Сфорцеско выглядит столь же роскошно, как в давние времена своего расцвета. Пусть бывший ров уже давно порос травой, но четыре угловые башни все так же мощно выступают из стен. Полностью восстановлена и въездная башня Филарете, на верхушке которой отбивают время замковые часы «Солнце правосудия» - они здесь установлены в память о первом владельце герцоге Висконти.


Пройдя через арочный проем башни, можно попасть на внутреннюю площадь замка Сфорца - Piazza delle Armi (Пьяцца дель Арми). Отсюда через еще одни крепостные ворота лежит путь вглубь замковых сооружений, к двум внутренним дворикам: справа будет Корте Дукале, а слева Рочетта. Во времена восстаний и войн двор Рочетта был самым безопасным уголком крепости. Что же касается Корте Дукале, он носит еще и название Герцогского дворика, поскольку именно здесь некогда располагались комнаты герцога.

Музеи замка Сфорца

Сегодня внутри башен и других строений Кастелло Сфорцеско находится несколько музеев. Здесь есть Археологический музей с коллекцией экспонатов доисторических времен, Египетский музей с настоящими мумиями, Музей античной мебели. В художественной галерее находятся полотна итальянских художников эпох Ренессанса и Рококо: Андреа Мантенья, Джованни Тьеполо и Джованни Каналя (Каналетто), знаменитого Тициана Вечеллио и других.

Из наиболее ярких экспонатов замка также можно выделить два надгробья, выполненные итальянскими скульпторами 14-го и 16-го веков Бонино ди Кампьоне и Агостино Бусти. Здесь же находится последняя работа великого Микеланджело - незавершенная «Пьета Ронданини», статуя Богоматери с телом Христа на руках. Мастер работал над ней еще за 6 дней до смерти, однако так и не успел закончить.

В зале delle Asse, что расположен в башне Falconieri, можно увидеть следы творчества другого гения Италии - здесь сохранились фрески Леонардо да Винчи. Отделка этого зала представляет собой одну из двух работ Леонардо для замка Сфорца, сохранившихся до наших дней (второй является садовая пергола). Эта башня выходит во дворик Корте Дукале, а в постройках другого дворика Рочетта находится музей прикладного искусства и музыкальных инструментов. Они хранят в себе экспонаты, начиная с эпохи Средневековья.

Подземные тоннели

Как и положено настоящей старинной крепости, замок Сфорца имеет развитую сеть подземных ходов. Известно, что весомая часть из них была построена в то время, когда здесь жил Людовико Сфорца - герцог хотел получить возможность в любой момент покинуть свою резиденцию. Согласно легенде, по одному из длинных тоннелей можно было выйти за пределы крепостных стен и добраться до монастыря Санта-Мария-делла-Грация. Так это или нет - сейчас проверить уже невозможно, поскольку тоннель разрушен.

После подземную сеть расширили испанские захватчики. Переделывая замок в военный гарнизон, они уделяли большое внимание тайным ходам из крепости, восстанавливали старые коридоры и создавали новые. Некоторые подземелья хорошо сохранились, и сегодня один из тоннелей открыт для посетителей - это Strada Coperta delle Ghirlanda. Он проходит вокруг крепости под парком Семпионе.

Как добраться

Замок Сфорца находится практически в центре города - даже без карты сюда можно за 5-10 минут дойти пешком от Миланского собора Дуомо.

Точный адрес: Piazza Castello, 20121 Milano

    Вариант 1

    Метро: по ветке ММ1 или ММ2 до станции «Cadorna Triennale».

    Вариант 2

    Автобус: маршруты № 61, 94, 58, 50 до остановки «Cadorna».

    Вариант 3

    Автобус: маршруты № 57 до остановки «Lanza».

    Вариант 4

    Трамвай: маршруты № 1 и 4 до остановки «Cairoli».

    Вариант 5

    Трамвай: маршруты № 2, 12 и 14 до остановки «Via Cusani».

Замок Сфорца на карте

Достопримечательности вокруг замка

Парк Семпионе

Если от ворот замка в башне Филарете пройти по всей его территории насквозь, можно попасть в расположенный рядом парк Семпионе. Он очень популярен как у туристов, так и у жителей Милана, которые часто приходят сюда прогуляться или устроить пикник на траве. Этот парк был основан еще в 1893 году, и с тех пор является излюбленным местом для отдыха у миланцев.

Арка мира

Основной достопримечательностью парка Семпионе стоит назвать Арку мира, установленную в начале 19-го века Наполеоном. Это величественное сооружение было заложено в 1807 году, когда, воодушевленный победой на Апеннинском полуострове, император решил построить в Милане нечто подобное парижской Триумфальной арке. Кстати, считается, что Арка мира расположена на одной прямой со своей французской сестрой.

Изначально Наполеон планировал сделать эту новую постройку негласными воротами Милана и торжественно въехать через нее в город. Но этим планам не суждено было сбыться - строительство пришлось заморозить после того, как французы покинули Италию. Однако арка у замка Сфорца все же была завершена и сейчас является еще одной точкой притяжения для туристов и популярным местом для фото.

Первым архитектором, разработавшим проект арки, был Луиджи Каньона, но он не дожил до окончания строительства. После ухода Наполеона работы продолжились лишь в 1826 году под руководством Франческо Лондонио и Франческо Певерелли. Авторами скульптур на ее вершине стали Санджорджо (Сестига мира) и Дж. Путти (четыре богини Виктории).

Интересно, что, согласно первому проекту, арка в парке у замка должна была прославлять победы Наполеона, однако после его падения пришлось внести коррективы. И тогда был разработан второй проект - аллегорическое панно, отображающее изгнание французов. Свое же название Арка мира получила в честь Венского конгресса 1815 года, где были восстановлены границы европейских государств, разрушенные завоеваниями Наполеона.


Фонтан на площади Кастелло

Площадь перед замком Сфорца украшает большой фонтан, который миланцы называют «Свадебным тортом». Он действительно напоминает своей формой торт, однако дело не только в этом - считается, что фонтан осуществляет романтичные желания, если бросить в него монетку. Может быть, поэтому здесь часто делают фото влюбленные.

У этой достопримечательности непростая история. Появившись в 30-х годах 20-го века, фонтан проработал не так уж долго - во время Второй мировой войны его пришлось выключить. После он снова был запущен, но при строительстве линии метро оказалось, что именно здесь должна располагаться станция Каироли. И снова фонтан выключили и разобрали. От неправильного хранения его детали испортились, многие из них нужно было изготавливать заново, но в 2000 году «Свадебный торт» наконец-то снова украсил собой площадь Кастелло.

Экскурсии

Круглый год в замке Сфорца открываются тематические выставки, посвященные истории тех или иных его достопримечательностей. Среди них есть и детские туры для посетителей 4-11 лет - они включают мастер-классы, творческие семинары и образовательную программу, изложенную в понятной для детей форме. Также специальные семейные мероприятия ежегодно проводятся в честь Пасхи, Рождества, Хэллоуина и других крупных праздников.

Каждые выходные в замке Сфорца проходят экскурсии в подземные тоннели и на верхние галереи крепостных стен. Прогулка по зубчатым стенам от башни к башне позволяет взглянуть на крепость и на ее окрестности с высоты, а также узнать военную историю этих мест. Подземелья же открывают посетителям тайную жизнь замка, его скрытые от глаз проходы и ловушки. Правда, этот тур подойдет лишь тем, кто не страдает клаустрофобией, а кроме того, к нему не допускаются дети младше 10 лет.

Многочисленные экскурсионные бюро предлагают, помимо обычных, костюмированные экскурсии. В этих случаях посетителям рассказывает об истории крепости сам Леонардо да Винчи или Изабелла Арагонская - супруга одного из герцогов Сфорца.


Часы работы и цена входа

Часы работы:

  • Крепости - с 07:00 до 19:30;
  • Музеев — с 09:00 до 17:30.

В зимнее время замок закрывается для посещения на час раньше. В музеи же последние посетители запускаются не позже 17:00.

Стоимость билетов:

  • Взрослый - 5 евро (~352 руб. ) ;
  • Льготный - 3 евро (~211 руб. ) .

Также можно взять единый билет для всех музеев, который стоит 12 евро (~845 руб. ) и действителен в течение 3-х дней.

Проход на территорию замка в рабочие дни совершенно бесплатный для всех желающих. Оплата взимается только за посещение расположенных внутри крепости музеев. Но и в них можно пройти бесплатно каждый вторник после 14:00 и в любой другой день за час до закрытия.

Перед визитом уточняйте информацию на .


Замок Сфорца на протяжении веков остается одним из самых значимых, самых важных строений Милана. С ним связаны ключевые моменты истории города, его поражения и победы. За много лет крепость несколько раз умирала и, словно Феникс, возрождалась к жизни. Сегодня ее строгая, суровая красота напоминает о былой мощи и создает уникальную атмосферу ожившего прошлого Италии.

Рекомендуем выбрать удобную обувь и посвятить прогулкам по замку целый день, посетив все его музеи. А если устанете, можно отдохнуть на скамейках в тенистом парке Семпионе или дополнить экскурсию визитом в миланский Аквариум. Он находится на окраине парка и сможет удивить как изящным фасадом, так и расположенными внутри 26 аквариумами с морскими и речными обитателями.

Замок Сфорца или Кастелло Сфорцеско (Castello Sforzesco) - один из главных символов истории Милана. Замок был построен в пятнадцатом веке герцогом Миланским Франческо Сфорца, на остатках предыдущего укрепления, относящегося к четырнадцатому столетию, известному как Каструм Порте Йовис (Замок Порта Джовия или Зобия).

На протяжении своей долгой истории замок неоднократно претерпевал значительные преобразования. В 16 и 17 веках он был одной из крупнейших цитадели в Европе. В настоящее время замок Сфорца является домом для важных культурных учреждений и туристических мест.

Интересно! Внешний облик частей замка Сфорца был взят за образец при строительстве Московского Кремля, что ярко выражено в форме башен и зубцов стен. По этой причине можно слышать, как замок называют Миланским Кремлем, однако, исходя из истории, скорее это Кремль нужно называть Московским Сфорца.

Расположен замок Сфорца в историческом центре Милана, на замковой площади (Piazza Castello) и символизирует собой главный вход в парк Семпионе. был разбит на месте бывшего плаца возле замка.

Перед центральным входом в замок, на пьяцца Кастелло можно видеть одноименный фонтан (Fontana di Piazza Castello), по форме напоминающий торт. Ведь недаром фонтан называют «Свадебный торт».

В настоящее время замок отреставрирован и с распростертыми объятиями принимает гостей. С внешней стороны замка можно видеть внушительные стены и башни, а также несколько ворот, т.е. поспасть в замок можно с четырех его сторон, по мостам, перекинутым через рвы.

За фонтаном в виде торта находятся главные ворота и главная башня замка - башня Филарета (La torre del Filarete). Торре дель Филарете - самая высокая и, пожалуй, самая впечатляющая замковая башня. Эта многоярусная четырехугольная башня достигает практически 71 метра в высоту.

Главные ворота ведет к внутреннему двору замка. Внутри замка все строго и пропорционально. Здесь можно видеть открытые площадки - три внутренних двора, главный - самый большой и два поменьше - Роччетта и Герцогский суд.

А в замковых стенах расположен музейный замковый комплекс Сфорца, состоящий из библиотек и нескольких музеев, связанных с историей и культурой Милана и непосредственно с замком Сфорца. Например, художественный музей Castello Sforzesco, музей истории замка, египетский музей, музей древнего искусства, музей музыкальных инструментов, музей мебели и деревянных скульптур и пр.

Роччетта (La Rocchetta) - самая неприступная часть замка, в которой можно было укрыться в случае нападения. Пройти в Рокетту можно с главного внутреннего двора замка.

Роччетта состоит из небольшого квадратного двора с четырех сторон окруженного стенами в пять этажей.

Роччетту защищают две башни: башня Бона-ди-Савойя (La torre di Bona di Savoia), расположенная между Рочхеттой и плацдармом, и башня Кастеллана, что в западном углу замка. Башня под названием «Бона» была построена в 1477 году.

Интерьер Роккетты с Башней Бона ди Савойя

Герцогский суд (La Corte Ducale) - внутренняя части замка с зеленью и бассейном, представляющая собой один из трех дворов. В этом месте в эпоху Возрождения располагались квартиры герцогов и центр придворной жизни. Суд имеет U-образную форму и занимает северную часть замка. Он был построен и украшен во второй половине пятнадцатого века. Несмотря на то, что в течение четырех последующих столетий Герцогский суд был превращен в казармы, а также поврежден и изменен, реставрации девятнадцатого века восстановили внешний вид и украшения эпохи Возрождения.

Задняя стена суда занята так называемым «Портиком слона» (Portico dell"Elefante), поддерживаемым каменными колоннами, где находится выцветшая фреска, изображающая экзотических животных, включая льва и слона. Эту фреску называют фреской слона. В настоящее время под портиком находится надгробный камень, в латинских символах, который стоял перед «Позорной колонной» на сегодняшней Пьяцца Ветра, построенной в 1630 году и снесенной в 1778 году. Колонна была возведена на месте дома Джан Джакомо Мора, несправедливо обвиняемого в распространении чумы, за что его сначала мучили, а затем и казнили.

Задний фасад замка является самым старым, и соответствует строению четырнадцатого века, возведенного Галеаццо Висконти. Здесь находятся одни из четырех ворот замка. Мост ворот носит название мост Людовико иль Моро (ponticella di Ludovico il Moro) и ведет прямиком в парк Семпионе.

Правый (северо-восточный) вход в замок Сфорца

Левый (юго-западный) вход в замок Сфорца

Часы работы замка Сфорца в Милане

Ежедневно. С ноября по март: с 07:00 до 18:00 часов, с апреля по октябрь: с 07:00 до 19:00 часов. Вход в замок свободный (бесплатный), однако за вход в музеи придется заплатить (существует система скидок и гибкий график бесплатных посещений).

Продолжая наш разговор о сходствах и различиях между двумя так, непохожими - как лед и пламя - странами как Россия и Италия, нельзя не упомянуть знаменитый Castello Sforzesco в Милане и Московский Кремл ь.

А вот, как раз и они: заснеженный Московский Кремль и смотрящий в небесную голубизну Замок Сфорца (Castello Sforzesco)
Троицкая башня и Главный вход в замок Сфорца

Оказывается, облик Замка Сфорца (как, кстати, и замок Скалигеров в Вероне) был использован при строительстве Московского Кремля в качестве образца. Во второй половине XV века Кремль как раз перестраивался: в Москву были приглашены итальянские зодчие, которые и придали "сердцу России" его современный вид.


Спасская башня и Главный вход в замок Сфорца

Центральная башня миланского замка (torre del Filarete, Башня Филарете) была спроектирована Antonio di Pietro Averlino (или Averulino, по прозвищу Филарете). А соратником Антонио Филарете в Милане долгое время был Аристотель Фиораванти (Aristotele Fioravanti), автор Успенского Собора Московского Кремля. София Палеолог, супруга Ивана III, тогда лично просила герцога Милана Galeazzo Maria Sforza и супругу Аристотеля отпустить в далекую Россию этого талантливого вассала и мужа.

Большинство башен Московского Кремля , а также Грановитая палата, были построены соотечественниками Аристотеля Фиораванти (так, кстати, и умершего в Москве, так и не добившись, несмотря на многочисленные прошения, разрешения вернуться на родину) - итальянскими архитекторами Пьетро Антонио Солари (Pietro Antonio Solari) и Марко Руффо (Marco Ruffo), до этого работавших также в Милане. Марко Руффо - на Руси именуемый Марк Фрязин (то есть, иностранец) - построил Москворецкую, Спасскую и Никольскую башни Московского Кремля, в то время как Пьетро Антонио Солари - Константино-Еленинскую, Боровицкую, Арсенальную. Стоит ли говорить, и этим уроженцам Италии так и не было суждено вернуться на родину: еще бы, станет ли царь такими мастерами разбрасываться! Кроме перечисленных имен, Московский Кремль возводили еще многие выписанные из Италии архитекторы...

Обратите внимания на зубцы стен Московского Кремля: знаете ли вы, что это - так называемые зубцы гибеллинов? Целых 3 века - с XII по XV - Италию раздирала на части война между приверженцами папы (гвельфами) и сторонниками Германского императора (гибеллинами). Замки гвельфов и гибеллинов различались по форме зубцов (мерлонов) на крепостных стенах: зубцы в форме ласточкиного хвоста (напоминающий взмах крыльев орла на императорском гербе) означали, что замок принадлежит гибеллинам, а квадратные или прямоугольные зубцы, похожие по форме головной убор Папы, предпочитали гвельфы. (Считается, что такая форма зубцов изображает взмах крыльев орла, бывшего императорским гербом).

Итальянские архитекторы мудро рассудили, что на православной Руси "папские" символы смотреться будут неуместно, и поэтому сейчас стены Московского Кремля украшаю зубцы в форме ласточкиного гнезда, так полюбившиеся впоследствии и русским зодчим.


Похожи, не правда ли?

Русский Гжель и итальянская керамика Дерута - история славного гончарного ремесла идет "ноздря в ноздрю".

Гжель - это один из крупнейших гончарных промыслов не только в Московской области, но и во всей России. Первые летописные упоминания об этих краях восходят еще ко времени правления Ивана Калиты (XIII век). Из добываемых здесь глин можно было изготовлять все, начиная с фарфора, кончая кирпичами. Еще Михаил Ломоносов восхищался необычными свойствами местных глин: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…»

Начало производства керамики в Деруте (регион Умбрия) официально задокументировано в архивах собора Перуджи в XIII веке, хотя некоторые историки полагают, что на самом-то деле первые изделия начали делать по крайней мере веком раньше.

Да, и расписывают посуду, что в Италии, что в России на похожие темы: мифологические и сказочные персонажи, сцены охоты, изображения животных, птиц и цветов, геометрические узоры.

И в России, и в Италии в XVIII веке производство знаменитой расписной керамики идет на спад: постепенный в России, и резкий - в Италии.

И если в начале XVIII века к Гжели приходит слава одного из крупнейших районов по (ручному!) производству художественной майолики с причудливой лепкой и многоцветной росписью, то уже к концу века с началом импорта в Россию дешевого английского фарфора с печатным (!) рисунком Гжель теряет былую популярность. Гжельские мастера начинают производить полуфаянс, и он постепенно вытесняет майолику. Меняется и сама роспись: вместо многоцветных узоров отдается предпочтение кобальту. К середине XIX века Гжельские фабрики переходят на производство фаянса, да так успешно, что продукция идет на экспорт, а изделия некоторые фабрик конкурируют с такими "гигантами", как мейсенский фарфор (Meissen). К закату XIX века со свеобщей индустриализацией и переходом на массовое промышленное производство популярность фабричного, но во многом так и оставшегося ремесленным, Гжеля падает.

Вот и в Италии, пройдя через расцвет Ренесссанса, оказавшего влияние и на керамическое производство в Деруте, ко второй половине XVIII века в Деруте остаются лишь 5 фабрик: чтобы выжить они полностью переходят на производство посуды и кухонной утвари, оставив в прошлом шедевры, которые до сих пор украшают пол в церкви Св. Франциска (S.Francesco), святилище Madonna dei Bagni.

Только в Италии цветная керамика меньше останется в забытье: здесь они нас обставили. Уже с самом начале XX века благодаря школе по росписи керамики и музея керамики, основанного юристом Франческо Бриганти (Francesco Briganti), изделия из Деруты снова становятся популярными. Сейчас в Деруте работает более двухсот фабрик, производящих 32% итальянской керамики.

В России же народный промысел начал потихоньку возрождаться только после Второй Мировой Войны благодаря усилиям А.Б. Салтыкова и художницы Бессарабовой. В 70-80 годы начинается период восстановления Гжели. Создается объединение «Гжель», ставшее керамическим центром России. Сейчас Гжель - такой же узнаваемый в мире символ народного искусства Рссии, как павлопосадские платки, изделия из хохломы и знаменитые матрешки.

Именно о матрешках - в России и в мире - и пойдет речь в следующий раз.

Замок Cфорца, или Кастелло-Сфорцеско (Castello Sforzesco) является одним из символов Милана. Он получил свое название по имени Франческо Сфорца, однако тот не был ни его основателем, ни первым владельцем.

Начало возведения будущего замка приходится на время Галеаццо II, одного из представителей рода Висконти. В 1368 году замок начал строиться как военная крепость для отражения врагов.


Нескончаемые войны, борьба за власть и тирания рода Висконти вели к ослаблению его правления, которое завершилось в 1447 году. Граждане Милана поднялись против ненавистных тиранов и создали Амброзианскую республику. Восставший народ разрушил большую часть сооружений замка.

После кратковременного республиканского правления власть в Милане перешла к Франческо Сфорца, умелому военачальнику, наемнику, находившемуся на службе в Милане.


Он был женат на Бьянке Марии, дочери последнего правителя из рода Висконти. Успешно защищая республику от нападений в течение трех лет, Франческо Сфорца сумел провозгласить себя герцогом Милана.

Новый правитель не просто взялся за восстановление замка, в его планах было возведение и собственной резиденции, и крепости, способной защитить Милан.

Перед лучшими архитекторами и инженерами – Джованни да Милано, Якопо да Кортона и Марколеоне да Ногароло – была поставлена задача создать такую роскошную резиденцию, которая не напоминала бы прежнюю крепость.



Строительство было завершено в 1452 году. Внешний вид построенного замка своим видом напоминает крепостные стены и силуэты башен Московского Кремля. Это не случайное сходство: замок Сфорца послужил образцом итальянским архитекторам, приглашенным в Москву.

В частности, Аристотель Фьораванти находился на службе у Франческо Сфорца, он одно время работал с Антонио Филарете, которому принадлежит центральная башня замка, названная его именем.

Есть сведения, что Фьораванти, построив Успенский собор в Кремле, принимал участие в составлении плана реконструкции стен и башен Московского Кремля при царе Иване III.


Замок Сфорца получил высокие крепостные стены. В плане он представляет собой правильный квадрат со сторонами длиной 200 метров. Внешние фасады приобрели привлекательный вид благодаря работе специально приглашенного для этих целей архитектора Филарета.

Он же построил центральную надвратную башню замка. Круглые угловые башни придавали сооружению законченный вид и играли важную оборонительную цель.

Однако Франческо Сфорца и его семья предпочитали новому замку, который находился тогда за границами города, старый дворец на Соборной площади.


Castello Sforzesco в основном использовалась для организации торжественных приемов. В одной из круглых башен размещался гарнизон, в основном это были лучники. В подземных помещениях замка держались в заключении преступники.

Замок Сфорца в своей последующей истории неоднократно перестраивался. В 1466 году умер Франческо Сфорца, к власти пришел его старший сын Галеаццо Мария.

Представители следующего поколения семьи известны своей любовью к роскоши, но при этом долго оставались людьми равнодушными к комфорту и удобствам.

Они покупали предметы роскоши, дорогие ювелирные украшения, породистых лошадей, однако продолжали жить в неподобающих условиях.


И все же Галеаццо Мария взялся за благоустройство замка. Он пригласил архитекторов из Флоренции. Потребовалось несколько лет для создания настоящей резиденции.

В замке устроили Бальный Зал, где не только танцевали, но и занимались спортивными играми. Во внутреннем дворе появился портик, аркада и другие служебные помещения.

В парадных залах сделали дорогую отделку, приобрели изящную мебель. Росписи того времени во многом дошли до наших дней.


Когда замок начал соответствовать статусу герцогской резиденции, здесь обосновались Галеаццо и его жена Бона Савойская. В 1473 году в замке построена часовня Корте Дукале.

В ее создании участие принимали такие мастера, как Бонифачо Бембо, Джьякомино Висмара и Стефано Федели.


Однако через несколько лет Галеаццо Мария Сфорца был убит. Его вдова, Бона Савойская, для безопасности в Rochetta, которая является наиболее укрепленной частью замка, построила самую высокую башню, чтобы контролировать всю территорию. Ее назвали Torre di Bona, то есть Башня Боны.

Следующим правителем Милана стал Людовико Мария Сфорца, также известный как Людовико Моро. Годы его правления были временем подъема Милана, когда осваивались земли, строились каналы, развивалась культура и наука.


Людовико Моро пригласил на службу многих ученых, деятелей искусства, в том числе Леонардо да Винчи, который занимался архитектурными и военными проектами. Однако нынешних гостей замка больше привлекают сохранившиеся фрагменты фресок Леонардо в Saladella Aste.

Людовико Моро правил до 1500 года, пока не потерпел поражение в войне с королем Людовиком XII. В результате он оказался пленен во Франции. Замок Сфорца при новых правителях, которые неоднократно менялись, постепенно превращался в военное укрепление.




В этом смысле политика французов, швейцарцев, испанцев или австрийцев мало отличалась друг от друга. Все стремились использовать замок Сфорца как настоящую крепость, свой форпост в северной Италии.

Это имело свои печальные последствия. В 1521 году в башню Филарете ударила молния, что вызвало взрыв хранившегося там запаса пороха, разрушившего башню и сильно повредившего замок.

Вокруг Милана появились новые крепостные стены, которые охватывали и замок, затем их заменили более надежными бастионами. В замке размещалось до 2000 солдат.


В зале с фресками Леонардо да Винчи размещался склад. Согласно архивным данным, в крепости были госпиталь, аптека, ремонтные мастерские, таверна и две церкви.

В эпоху революционных наполеоновских войн в 1796 году Наполеон, которого поддерживали местные жители, отвоевал Милан у Австрии.

Существует версия, что миланцы хотели разрушить замок как символ деспотического правления, однако, к счастью, это не удалось из-за продолжающихся военных действий.


Для противодействия Наполеону была создана коалиция европейских государств, в которой принимала участие и Россия. Русскими войсками командовал А.В. Суворов.

После сражения при реке Адде и следующих боев, в которых французы понесли большие потери, русской армии открылась дорога на Милан.

Город, из которого бежала большая часть французского гарнизона, сдался без боя в апреле 1799 года передовым русским отрядам.

В окруженном казаками замке Сфорца оставалась часть гарнизона вместе с больными и ранеными. Здесь тоже никто не помышлял о сопротивлении.


Миланцы восторженно встречали русскую армию, как, впрочем, за несколько лет до того они не меньше ликовали, приветствуя генерала Бонапарта.

На этом русская страница в истории Милана не заканчивается. Туда прибыл сам Суворов. Среди прочих мероприятий он должен был принять участие в торжественном богослужении в Миланском соборе по случаю пасхи. Однако Суворов сначала отправился на Via Torino, в храм Сан Джорджо.

Существует городское предание, что русский полководец, войдя в храм, встал на колени, поцеловал пол, на коленях дополз до алтаря, где долго молился покровителю христианского воинства Георгию Победоносцу.


Зная экзальтированный и эксцентричный характер Суворова, очень легко верится в эту историю.

После ухода союзных войск Милан и замок Сфорца остались во владении Австрии, однако уже через несколько лет Наполеон сумел взять реванш и восстановил контроль Франции над Италией. В эти годы Милан стал столицей Цизальпинской республики.




Замок Сфорца по-прежнему оставался казармой, хотя вокруг него сняли фортификационные сооружения и успели распланировать территорию под парк. В эти годы забелили известью фрески Леонардо да Винчи.

После окончательного изгнания Наполеона австрийцы до конца 1859 года использовали замок как казарму.

Именно в этом году итальянцам удалось избавиться от оккупантов. На победной волне темпераментные миланцы не щадили военные укрепления.

Они основатели разграбили замок Сфорца, в очередной раз в своей истории подвергшийся большим разрушениям.

Только в процессе воссоединения Италии, который известен как Risorgimento, встал вопрос о реконструкции замка. Он все-таки оставался символом Милана и, наконец, получил статус архитектурного памятника.


Первый этап включал в себя необходимые научные изыскания. Миланский архитектор Лука Бельтрами использовал архивные графические и литературные источники.

В результате эту реконструкцию стали именовать «филологической». Параллельно шел сбор средств на реконструкцию, прошедшую в 1895-1897 годах.




С 1 мая 1900 года, когда в замке открылись музеи археологии и искусства, он стал доступен для всех желающих. Первую мировую войну замок пережил благополучно, но после бомбардировок 1943 года пришлось ликвидировать серьезные повреждения.

Работы продолжались до 1956 года. Были восстановлены разрушенные здания, обновлены фрески, элементы внутреннего декора.

Сегодня замок Сфорца предстает в виде, который максимально приближен ко времени его расцвета. Перед Центральной башней находится площадь Кастелло и фонтан, которому, недолго думая, дали такое же наименование – Fontana di Piazza Castello.

Иногда из-за характерной формы фонтан называют «Свадебным тортом».




Центральная четырехугольная башня состоит из нескольких ярусов, ее венчает небольшой купол. Высота башни составляет 71 метр. На первом ярусе размещены геральдические фрески и изображение святого Амвросия.

Башни Замка Сфорца (Castello Sforzesco), лаконично соединенные крепостными стенами в одну величественную структуру, неизбежно попадутся на глаза посетителям Милана.

Семь столетий замок Сфорца провел под лазурным итальянским небом. За это время он повидал взлет и падение правящих династий, революции и народные восстания, ощутил на себе прикосновение рук талантливых архитекторов, скульпторов и художников. Строгий и притягательный, архитектурный ансамбль по своим очертаниям весьма схож со зданием Кремля, выстроенного в Москве. Подобное обстоятельство объясняется итальянскими корнями строительного проекта русской крепости.

История этого замечательного архитектурного памятника уходит корнями в Средневековье. В 14 столетии семья высокопоставленных аристократов Висконти решила обзавестись фамильным гнездом неподалеку от Милана. Место, избранное для строительства резиденции на тот момент находилось в пригороде. Поэтому потребовалось сооружение значительных оборонительных сооружений и крепких стен. Однако главная опасность для замка и его обитателей появилась с совершенно неожиданной стороны. В середине 14 века род Висконти потерял свое влияние, и в Милане была провозглашена Амброзианская республика. Ее сподвижники нанесли большие повреждения замку, являвшемуся олицетворением свергнутой власти.


Новая республика продержалась совсем недолго, с 1447 по 1450 гг. Правители из народа не сумели справиться с натиском других городов. За поддержкой им пришлось обратиться к военачальнику Франческо Сфорца. В свое время его женой стала дочь последнего правителя из рода Висконти, Бьянка. Заручившись поддержкой своей жены-аристократки и солидной военной силой, Франческо Сфорца сумел навести порядок в городе и объявить себя новым герцогом города Милана.

В 15 веке благодаря усилиям Сфорца полуразрушенный замок Висконти получил новую жизнь. Герцог преследовал две цели: во-первых, возродить символ правящей династии, а во-вторых, укрепить подступы к городу. Опираясь на фундамент крепостных стен, были отстроены высокие крепкие заграждения. Геометрически правильный каменный квадрат со стороной в 200 м окружил замок надежной защитой. Однако новый владелец позаботился не только о функциональной части, но и об эстетике. Знаменитый в те годы зодчий А.Аверумину, также известный как Филарета, был специально приглашен для отделки наружных фасадов.

Со временем в углах крепостных стен появились башни с округлыми стенами. Они отлично сохранились до сегодняшних дней и придают Замку Сфорца великолепный вид, особенно если наблюдать его, находясь на улице (Via Dante).

Дорогой читатель, для поиска ответа на любой вопрос по отдыху в Италии, воспользуйтесь . Я отвечаю на все вопросы в комментариях под соответствующими статьями минимум раз в сутки. Ваш гид в Италии Артур Якуцевич.

Франческо и Бьянка Сфорца провели всю свою жизнь в центре Милана, используя в качестве резиденции дворец на Соборной площади. Их сын Галеаццо задумал вернуть крепости, стоящей за городом, былую славу фамильного замка. Для этих целей были вновь развернуты строительные работы, призванные расширить здание замка и произвести отделку внутренних помещений. Архитектор Бенедетто Феррини (Benedetto Ferrini) распланировал внутренний периметр крепости таким образом, чтобы создать два уютных внутренних двора – Герцогский двор и дворик Роччета. Помимо этого, замок обзавелся вместительными конюшнями, рассчитанными на 90 скакунов.

Внутреннее преображение жилых помещений также было предпринято Галеаццо Сфорца (Galeazzo Maria Sforza). Он не скупился на роскошную мебель, предметы искусства и сказочную отделку. Специально для проведения приемов и занятия спортом, во дворце появился Бальный зал. Большая часть внутренних красот сохранилась до сегодняшних дней и доступна для глаз посетителей Castello Sforzesco.

После гибели Галеаццо, его пост и регалии перешли в руки родного брата Людовико Моро. Этот достойный представитель знатного рода сумел заполучить самого в качестве художника для своего замка. Знаменитый итальянец занимался отделкой зала della Aste, украсив его великолепными фресками. Несколько фрагментов работ да Винчи удалось сохранить в хорошем состоянии. Кстати, талантливый мастер был очень привязан к Милану, недаром именно в этом городе был открыт Музей Науки и Техники, посвященный Леонардо. Музей находится на территории монастыря Сан-Виторе, и основная часть его экспозиции – это изобретения, чертежи, эскизы и художественные и технические наработки да Винчи.

Превращение в военный плацдарм

В конце 15 века начались неспокойные времена, ознаменовавшиеся борьбой Италии, Испании, Франции и Священной Римской империи за передел мира. В этот период Милан и его окрестности часто сменяли правителя, что не совсем благоприятного сказалось на состоянии замка Сфорца. Французский монарх Людовик XII обосновался на посту герцога Миланского на достаточно продолжительное время. Среди прочих нововведений – реорганизация замка Сфорца из оплота светской жизни в военное укрепление. Роскошь внутренних залов быстро померкла под натиском грубой солдатской действительности. А в 1521 году одна из замковых башен была уничтожена мощнейшим взрывом пороха, хранившегося в ее стенах.

На смену французскому господству в Италию пришла испанская власть. Ее представители решили придерживаться политики прежних владельцев относительно Castello Sforzesco. Именно по этой причине крепостные стены были взяты в дополнительное кольцо из заградительных валов и фортификационных укреплений. Новый защитный рубеж был исполнен по последнему слову военного строительства в виде 12-конечной звезды.

Отныне в стенах замка расквартировалось около двух тысяч солдат. Также были организованы госпиталь, столовые и две церквушки для нужд военных. Стоит ли говорить, что залы, украшенный фресками самого Леонардо да Винчи и других художников были использованы в качестве складских помещений.

На заре 18 века власть испанцев сменилась главенством Австрии. А для замка Сфорца мало что изменилось, он так и остался большой казармой, укрепленной стенами мощного бастиона. Только в 1796 году императору Франции Наполеону удалось обратить австрийцев в бегство и полностью занять Милан. Бонапарт рассчитывал увеличить вместимость казарм до 4 тысяч, однако местное население было категорически против этого. Несколько веков замок Сфорца являлся средоточием мощи иностранных захватчиков, жители Милана требовали полного разрушения постройки.

Однако французскому императору вскоре стало недосуг решать подобные проблемы. В 1799 году объединенные войска России, Англии и Австрии, под предводительством Суворова подошли к стенам миланской крепости. Талантливый военачальник Александр Васильевич Суворов смог выбить Наполеона из-за надежных стен. Впоследствии русские войска уйдут через Альпы, а город останется на милость императора Австрии. Впрочем, также ненадолго. Наполеон Бонапарт сумеет взять реванш в предместье города Маренго. На отвоеванной территории будет провозглашена Цизальпинская республика со столицей в Милане.

Роль Наполеона Бонапарта

Наполеон оказал двоякое влияние на поместье Сфорца. С одной стороны, замок по-прежнему нещадно эксплуатировался в качестве военной казармы. Фрески и прочие элементы внутреннего декора были погребены под слоем штукатурки и белил. Зато, император пошел навстречу итальянцам, сняв фортификационные сооружения, опоясывавшие замок со времен испанского засилья.

Для того, чтобы устранить разруху вокруг Castello Sforzesco, оставшуюся после разрушения оборонительных стен и валов, были привлечены два итальянских архитектора. Джованни Антолини и Луиджи Каноника предлагали обширный проект, включающий в себя создание большого парка с аллеями, а также возведение нескольких зданий, имеющих культурную ценность. Однако из всего вышеупомянутого удалось только распланировать территорию под сквер.

Окончательный крах Наполеона и его империи в 1815 году развязал руки австрийцам, чем они тут же воспользовались. Вновь была захвачена Ломбардия и Венеция, а многострадальный миланский замок снова попал в распоряжение . В последующие 50 лет итальянцы пытались противостоять захватчикам. И однажды им это даже удалось — в течение 5 дней в марте 1848 года жители Милана владели своим городам.

Наиболее драматические события в истории замка Сфорца развернулись в 1859 году после того, как австрийские войска были вынуждены оставить итальянские земли. Разгоряченное население Милана не пощадило военные укрепления австрияков, безжалостно прокатившись по внутреннему периметру крепости с огнем и мечом. Замок был разграблен и понес ощутимый ущерб.

Объединение итальянских земель

Процесс воссоединения Италии (Risorgimento) начался в 1861 году. Именно тогда дошел черед до знаменитой крепости. Солидный возраст сооружения, а также его значимость в судьбе города, позволили новым правителям Милана присвоить замку Сфорца статус памятника архитектуры и городского символа. Именно поэтому реконструкция замка и восстановление его былой красоты получили достаточно большой приоритет.

Куратором работ по оживлению Castello Sforzesco был назначен Лука Белтрами. Этот архитектор подошел к реконструкции замка со всей ответственностью. Прежде чем составлять план предполагаемых работ, была изучена масса исторической литературы и документов, касающихся архитектуры и дизайна крепости. Приземистые башни, расположенные в углах крепостных стен были взяты в работу первыми.

Работы начались с восстановления частично поврежденных стен и перекрытий, также вернулась на место аутентичная отделка строений. Кроме того, башни получили новую функциональную нагрузку – они превратились в водохранилища. Ремонт замка продолжался вплоть до 1905 года, хотя частично он был доступен для посещений с начала 20 века. С тех пор и по нынешнее время замок Сфорца стал собственностью города Милана и его жителей.

Вторая мировая война и реставрация

Последние разрушения обрушились на Сфорца в 1943 году в ходе боевых действий Второй мировой войны. Удары авиабомб повредили крепостные стены, а также внутренний дворик Рочетта. По окончании войны реставрация замка продлилась до 1956 года. За эти годы была проведена скрупулезная работа по восстановлению разрушенных зданий, обновлению фресок и элементов внутреннего декора.

Наши дни

Гости Милана, жаждущие увидеть знаменитый замок Сфорца в нынешнее время, обнаружат его в историческом сердце города. Земли, в далеком прошлом находящиеся у входа в город, ныне окружены кольцом более новых районов. Пространство внутри замковых стен было вымощено особым покрытием с нанесением геометрического рисунка. Piazza delle Armi раскинулась вокруг замка. На протяжении нескольких веков она служила в качестве плаца для солдат различных армий.

Попасть во внутренний двор крепости можно через главные ворота, находящиеся в башне Филарета. Сама башня – это величественная многоуровневая постройка, имеющая четырехгранную структуру, ее высота достигает 70 метров. Главная башня замка украшена барельефом итальянского монарха Умберто I. Вершину первого яруса украшают геральдические фрески и изображение святого Амвросия, покровителя Милана.

Второй ярус Филареты увенчан декоративными зубцами, выполненными в форме ласточкиного хвоста. Такая форма свидетельствует о том, что владельцы замка были в оппозиции к взглядам Папы Римского. На этом ярусе можно увидеть старинные часы под названием «Солнце правосудия», они остались в качестве памяти о семье Висконти, заложившей первые камни в основу замка.

В нынешние дни замковые стены дали крышу библиотеке и нескольким музеям, связанным с историей Милана и непосредственно Castello Sforzesco. Большую популярность у туристов получила шикарная картинная галерея, музей, наполненный экспонатами средневекового искусства, Археологический музей и музей Воссоединения. В частности, в стенах Сфорца находится последняя незавершенная скульптура известного мастера Микеланджело – Пьета Ронданини. Также во внутреннем дворе неподалеку от Филареты находится монумент, посвященный Яну Непомуцкому, чешскому святому.

Достопримечательности рядом с замком Сфорца

Снаружи, крепостные стены Сфорца окружены парком Семпионе, обустроенном еще в 1893 году. Главный парк города Милана разделен уютными аллейками и местами для отдыха, отчего его очень жалуют не только туристы, но и местное население.

Украшение парка – это Арка мира, созданная по приказу Наполеона в 19 веке. Мемориал был задуман, как аналог Триумфальной арки, установленной в Париже.

Французский император стремился увековечить свою победу на Апеннинах. Согласно замыслам Бонапарта, торжественный вход в город должен был осуществляться через новые, четырнадцатые по счету ворота. Уже много лет ходит легенда о том, что Арка мира и Триумфальная арка расположены вдоль одной оси, что добавляет символичности монументу в Семпионе.

Найти отель в центре Милана

Время работы и стоимость билетов

Castello Sforzesco открыт для ежедневных посещений с 7:00 до 19:00 летом и с 7:00 до 18:00 в зимнее время. Попасть на территорию замка можно абсолютно бесплатно. А вот посещение музеев имеет свои ограничения.

Музеи, расположенные внутри Сфорца открыты со вторника по воскресенье с 9:00 до 17:30. Большие церковные праздники и понедельник – не рабочие дни. Разовый билет в музей стоит 3 евро, а пропуск на сезон – 15 евро. Существует система скидок и гибкий график бесплатных посещений.

Адрес, как добраться


Просмотреть на карте большего размера

Сфорца находится по адресу: Милан, район Porta Umberto. Добраться до замка можно при помощи общественного транспорта:

  • метро, ветка ММ1 Кайроли (Cadorna – Cairoli), ветка ММ2 Кадорна-Ланца (Cadora – Lanza);
  • автобусы №18, 37, 50, 58, 61, 94;
  • трамваи № 1, 2, 4, 12, 14, 19.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ


Close