Сегодня поговорим о поездах в Швейцарии. Я большой фанат железных дорог, для меня вокзалы, перроны и локомотивы с детства складываются в романтику путешествия, которую не способен воспроизвести никакой авиатранспорт. Иногда из-за этой романтики я пускаюсь на странные авантюры - например было дело . Но кататься на швейцарских поездах - одно удовольствие, это быстро, красиво и удобно.

Нравится такой локомотив? В конце поста фотки разных поездов страны

А главное - это почти всегда по расписанию, в отличии от соседней .

Регулярные читатели моего блога несомненно заметили за мной постоянное нездоровое восхищение японской железнодорожной системой . Я до сих пор считаю, что в вопросе рельсового транспорта японцы впереди планеты всей, однако, швейцарцы от них не так сильно отстали. Вся страна тщательно покрыта паутиной железнодорожных путей:

На этой карте жёлтые линии обозначают автобусные маршруты. А красным отмечены железные дороги. Большинство из поездов в стране принадлежат государственной ж/д компании с красивым именем...

1. "SBB CFF FFS" , девять согласных букв, которые можно встретить по всей стране. Это сокращение названия, значащего "Швейцарские федеральные железные дороги" на трёх из главных государственных языков: немецком, французском и итальянском. Каждые три буквы представляют собой аббревиатуру одних и тех же слов на отдельном языке. (Четвёртый официальный язык страны, романшский, в официальном названии не используется, иначе к надписям пришлось бы добавить ещё "VFS".)

2. Все надписи по системе тоже дублируются на трёх главных языках, а ещё на английском. Так что можно не бояться что-то не понять и проворонить. Популярные города тоже объявляются в том числе и на английском.

3. Если у швейцарских поездов и есть хоть какой-то недостаток, то это их дороговизна. Билет между не столь далёкими городами может стоить около $50. Надо проехать через всю страну? Это уже будет $100 или дороже.

4. К счастью для нас, туристов, в стране есть железнодорожный (и не только) абонемент, называется Swiss Travel Pass. Он продаётся на 3, 4, 8 и 15 дней, и покрывает поездки на большинстве транспорта по всей Швейцарии. Его можно купить в первом или во втором классе. Взрослый абонемент второго класса стоит от 216 франков (за три дня) до 458 (15 дней). Как видите, он становится более выгодным, если брать его на дольше. Абонемент можно купить в железнодорожных кассах (включая аэропорты Цюриха и Женевы), он даёт право бесплатного проезда на поездах, городских системах общественного транспорта.

5. С его помощью можно даже прокатиться на исторических лодочках-паромах по Женевскому Озеру!

Короче, если вы планируете поездку, в которой надо будет немало передвигаться по стране, советую вам приобрести этот абонемент. Он не то чтоб дешёвый, но в итоге выходит дешевле, чем отдельно взятые билеты. Плюс, вы ещё и кучу времени сэкономите, так как не надо будет каждый раз стоять в очередях в кассы, а можно спокойно прыгнуть в следующий поезд в нужном направлении.

Все маршруты поездов есть в гуглокартах, так что найти поезд до нужной станции не составит труда. Ещё, компания SBB CFF FFS выпустила отдельные приложения для телефонов, которые тоже позволяют планировать маршрут (есть версии для Андроида и для iOS).

Исключением из этого абонемента являются различного рода подъёмники на вершины гор. На них нужно покупать билеты, однако держатели Swiss Travel Pass получают скидку в 50%. , и гондолы входят в эту категорию транспорта.

6. Главное, если вы купили Travel Pass второго класса, не перепутать, и не сесть по ошибке в первый. Классы различать несложно: на каждом вагоне у входа написана белая цифра "1" или "2".

7. Как и у соседей-немцев, в Швейцарии большинство междугородних поездов двухэтажные. Красно-белая гамма - фирменный стиль для составов, принадлежащих SBB CFF FFS.

8. Роскошные сидения первого класса бывают и на первом и на втором этажах. Выглядит это вот так:

9. Я в первом классе не ездил, и вам не советую, без соответствующего билета. И вообще без билета здесь лучше не кататься - почти в каждой поездке за неделю мне попадался контролёр, который внимательно проверял все билеты. Здесь активно борются с зайцами.

10. Впрочем второй класс тоже весьма комфортен - здесь удобные мягкие сидения, и есть возможность поработать во время длинных переездов.

11. Столик раскладывается, чтобы было удобно садиться и вставать, но при желании можно увеличить его площадь, чтобы поставить компьютер.

13. Вообще, что очень радует в этих поездах, это разнообразие конфигураций сидений. Швейцарцы понимают, что у разных пассажиров есть разные потребности. Кто-то хочет тихо работать, кто-то смотреть в окно в одиночестве, а кто-то общаться дружной компанией. В швейцарских поездах для всех этих людей найдётся своё место. Вот например часть вагона, подходящая для больших тусовок (это тоже 2й класс):

Я не раз наблюдал, как такую занимали весёлые группы подростков, которые, кстати, спокойно разъезжают из одного города в другой без присмотра взрослых. Этим ребятам на вид было лет 13.

14. Для пассажиров помоложе, в поездах есть специальные игровые зоны. Родители могут отвести туда своих детей, чтобы тем не было скучно во время долгих поездок. Это хорошо для всех: ребёнку весело, родителям не надо выдумывать, чем бы их занять, а пассажирам в остальных вагонах спокойно.

Признаюсь, такое я видел в поездах несколько лет назад, почему-то в эту поездку мне эти вагоны-площадки не попадались. Надеюсь, их не отменили - это реально крутая штука.

15. А ещё в поездах (правда не всех) есть специальные тамбуры для велосипедов.

16. Внутри них сделаны специальные крепления, куда можно прицепить велики, лыжи и прочее.

17. Некоторые прицепляют сюда детские коляски.

18. Ну и какой уважающий себя европейский поезд может обойтись без вагона-ресторана?

19. В двухэтажных поездах дальнего следования, рестораны обычно наверху.

20. Здесь всё как положено: скатерти, нормальные стулья, которые можно придвинуть, официант и меню. Даже наливают. Сидишь, ешь, а за окном пробегают швейцарские красоты. Впрочем, о них чуть позже.

21. На нижнем этаже расположено кафе, для менее формальной обстановки. Здесь можно перекусить по-быстрому (если ехать не так далеко).

22. Давайте немного посмотрим на вокзалы и станции, ведь они тоже сильно влияют на общее ощущение от железнодорожной системы... Вот главный вокзал Цюриха - огромное здание с высокими сводами, под которыми вывешивают работы скульпторов. Здесь ещё несколько подземных уровней есть.

23. Вокзал настолько огромен, что в его здании иногда устраивают рынок! Фермеры до всей Европы устанавливают прямо на вокзале шатры и привозят свой товар на продажу.

24. Вот например фрукты-овощи продаёт на какая-нибудь бабулька с газеты, а представитель фермерской группы BioLand. Всё это выглядело так аппетитно, что я не сдержался и купил у него свежих ягод.

25. А это уже вокзал в Берне (да-да, в том самом, где пьяный воздух свободы сыграл с профессором Плейшнером злую шутку). Изящно закругляющиеся навесы над эскалаторами к платформам сделаны из дерева. Выглядит очень здорово.

26. На платформах висят мониторы, показывающие когда и куда будет следующий поезд, где он остановится на платформе, и где будут расположены вагоны первого и второго класса, а где - ресторан.

27. Да каждой станции полагаются часы. Желательно на какой-нибудь башне. Ведь всё-таки, .

28. Даже на самых небольших полустанках есть башенка с часами!

Правильное время тут очень важная вещь, так как вся железнодорожная система страны отлажена, словно точный часовой механизм. Расписание поездов рассчитано так, чтобы большинство пересадок длилось не более десяти минут (часто бывает и пять!) При этом учитывается то, на какую платформу приходят оба поезда, чтобы дать пассажирам шанс успеть дойти нормальным (но не расслабленным!) шагом от одного состава до другого. В редких случаях, когда случаются незначительные задержки, поезд, на который вы хотите пересесть тоже подождёт пару минут.

29. А вот для железнодорожных платформ, компания заказала специальную модель часов. Этот механизм и дизайн разработал швейцарский инженер Ганс Хильфикер в 1944 году. Да, вы не ослышались! Во всём мире война шла, а нейтральные Швейцарцы совершенствовали железнодорожные часы. (С другой стороны, почему бы и нет, если в СССР могли !) Короче, швейцарские ж/д часы стали с тех пор национальным символом, и примером хорошего лаконичного дизайна. Их даже выставляют у нас в Нью Йорке в MoMA.

Оказывается, эти часы настолько известны, что их решила стырить компания Apple, когда модернизировала стиль своей прошивки айфонов. В шестой версии iOS, вышедшей в 2012 году, иконка часов была подозрительно похожей на швейцарский дизайн, вплоть до кружка на конце красной секундной стрелки. Швейцарцы подали иск на мирового производителя гэджетов, правда до суда дело не дошло. Эппл заключил соглашение, позволяющее им использовать этот дизайн. Точная сумма сделки неизвестна, но аналитики считают, что швейцарцы получили порядка 20 миллионов франков за употребление известного циферблата.

Кстати, фишка этих часов не только во внешнем виде. Механизм тоже имеет интересную и неочевидную особенность: в конце каждой минуты, секундная стрелка немного задерживается, чтобы синхронизироваться со всеми остальными часами на станции. Таким образом, все часы на вокзале всегда показывают в точности одинаковое время.

30. Да, швейцарские поезда удобны, и ходят по расписанию, однако это то, что мы ожидаем от всех нормальных поездов (к сожалению, это не всегда так работает). Но вот в чём они превосходят ожидания, так это в красоте пейзажей за окном. Сидя в вагоне у окошка, вы можете наблюдать как мимо вас проносятся зелёных холмы, высокие горы, голубые озёра, и маленькие городки с остроконечными церквушками.

31. Часто железная дорога проложена прямо в паре метров от берега озера.

32. Тогда кажется, что весь этот великолепный пейзаж создан специально для вас - для пассажира. Например ездить вдоль Женевского озера - одно удовольствие, особенно в ясный день. На дальней стороне виден французский берег, там возвышаются Альпы.

33. Даже если ваш поезд идёт не по самой кромке воды, всё равно красиво. Вас порадует вид зелёных полей и виноградников.

34. А уж если вы завернёте в горы, то сможете снимать заснеженные вершины прямо из окна своего состава.

Швейцария богата на природные красоты, и железные дороги - один из лучших способов всё это увидеть. Где ещё так красиво за окном вагона? . Но тут трудно выбрать фаворита.

35. Давайте, покажу вам несколько разных видов поездов, которые мне повстречались за неделю активного использования швейцарских железных дорог. Начну с самого милого - этот красавец-локомотив уже был на заглавной фотке, но не грех показать его ещё раз!

Кстати, если кто-то знает модель этого или других поездов, пишите в комментариях, я добавлю информацию в пост. А то я в этом плане полный чайник.

36. Двухэтажный поезд дальнего следования я вам уже показал, а вот это более региональный, который едет .

37. Бывают и совсем маленькие поезда, скорее похожие на трамвайчики. Они ходят по узко-колейным путям. Именно на таком мы ехали до .

38. Кстати, не все поезда в стране принадлежат федеральному железнодорожному агентству. Есть и частные линии. И если вагоны SBB CFF FFS как правило красно-белые, то частные компании выбирают другие цвета своих ливрей. Например в округе Берна ходят зелёных поезда BLS.

39. А вот такие тёмно-синие составы я видел возле Лозанны.

40. А вот такой сине-жёлтый состав поднимал нас .

41. Вообще, на таких частных узко-колейных линиях, ведущих в горы, можно увидеть очень симпатичные вагончики. Причём видно, что многие из них довольно старых дизайнов.

42. Очевидно, частные компании не выкидывают все устаревшие вагоны, а оставляют несколько в виде музея на рельсах. А что, если , почему бы и не здесь?

43. Посмотрите, какая прелесть!

44. Самая главная хитрость в швейцарских поездах - сесть у окна или в начале или в конце поезда. На поворотах вы сможете сфотографировать не только красивый пейзаж за окном, но и хвост/голову вашего состава, который будет прекрасно гармонировать с окружающей зеленью.

Вот, честно, не представляю, как можно не любить поезда. А если вы их любите, и не собираетесь пока в Японию , то Швейцария - лучшая страна, для того, чтоб на них кататься.

Сегодня поговорим о поездах в Швейцарии. Я большой фанат железных дорог, для меня вокзалы, перроны и локомотивы с детства складываются в романтику путешествия, которую не способен воспроизвести никакой авиатранспорт. Иногда из-за этой романтики я пускаюсь на странные авантюры - например было дело я потрясся всю ночь в старом азиатском вагоне вместо получасового перелёта . Но кататься на швейцарских поездах - одно удовольствие, это быстро, красиво и удобно.

Нравится такой локомотив? В конце поста фотки разных поездов страны

А главное - это почти всегда по расписанию, в отличии от соседней Германии, чьи железные дороги меня разочаровали .

Регулярные читатели моего блога несомненно заметили за мной постоянное нездоровое восхищение . Я до сих пор считаю, что в вопросе рельсового транспорта японцы впереди планеты всей, однако, швейцарцы от них не так сильно отстали. Вся страна тщательно покрыта паутиной железнодорожных путей:

На этой карте жёлтые линии обозначают автобусные маршруты. А красным отмечены железные дороги. Большинство из поездов в стране принадлежат государственной ж/д компании с красивым именем...

1. "SBB CFF FFS" , девять согласных букв, которые можно встретить по всей стране. Это сокращение названия, значащего "Швейцарские федеральные железные дороги" на трёх из главных государственных языков: немецком, французском и итальянском. Каждые три буквы представляют собой аббревиатуру одних и тех же слов на отдельном языке. (Четвёртый официальный язык страны, романшский, в официальном названии не используется, иначе к надписям пришлось бы добавить ещё "VFS".)

2. Все надписи по системе тоже дублируются на трёх главных языках, а ещё на английском. Так что можно не бояться что-то не понять и проворонить. Популярные города тоже объявляются в том числе и на английском.

3. Если у швейцарских поездов и есть хоть какой-то недостаток, то это их дороговизна. Билет между не столь далёкими городами может стоить около $50. Надо проехать через всю страну? Это уже будет $100 или дороже.

4. К счастью для нас, туристов, в стране есть железнодорожный (и не только) абонемент, называется Swiss Travel Pass. Он продаётся на 3, 4, 8 и 15 дней, и покрывает поездки на большинстве транспорта по всей Швейцарии. Его можно купить в первом или во втором классе. Взрослый абонемент второго класса стоит от 216 франков (за три дня) до 458 (15 дней). Как видите, он становится более выгодным, если брать его на дольше. Абонемент можно купить в железнодорожных кассах (включая аэропорты Цюриха и Женевы), он даёт право бесплатного проезда на поездах, городских системах общественного транспорта.

5. С его помощью можно даже прокатиться на исторических лодочках-паромах по Женевскому Озеру!

Короче, если вы планируете поездку, в которой надо будет немало передвигаться по стране, советую вам приобрести этот абонемент. Он не то чтоб дешёвый, но в итоге выходит дешевле, чем отдельно взятые билеты. Плюс, вы ещё и кучу времени сэкономите, так как не надо будет каждый раз стоять в очередях в кассы, а можно спокойно прыгнуть в следующий поезд в нужном направлении.

Все маршруты поездов есть в гуглокартах, так что найти поезд до нужной станции не составит труда. Ещё, компания SBB CFF FFS выпустила отдельные приложения для телефонов, которые тоже позволяют планировать маршрут (есть версии для Андроида и для iOS).

Исключением из этого абонемента являются различного рода подъёмники на вершины гор. На них нужно покупать билеты, однако держатели Swiss Travel Pass получают скидку в 50%. Высокогорный трамвайчик в Церматте , и гондолы в чудесной долине Лаутербруннен входят в эту категорию транспорта.

6. Главное, если вы купили Travel Pass второго класса, не перепутать, и не сесть по ошибке в первый. Классы различать несложно: на каждом вагоне у входа написана белая цифра "1" или "2".

7. Как и у соседей-немцев, в Швейцарии большинство междугородних поездов двухэтажные. Красно-белая гамма - фирменный стиль для составов, принадлежащих SBB CFF FFS.

8. Роскошные сидения первого класса бывают и на первом и на втором этажах. Выглядит это вот так:

9. Я в первом классе не ездил, и вам не советую, без соответствующего билета. И вообще без билета здесь лучше не кататься - почти в каждой поездке за неделю мне попадался контролёр, который внимательно проверял все билеты. Здесь активно борются с зайцами.

10. Впрочем второй класс тоже весьма комфортен - здесь удобные мягкие сидения, и есть возможность поработать во время длинных переездов.

11. Столик раскладывается, чтобы было удобно садиться и вставать, но при желании можно увеличить его площадь, чтобы поставить компьютер.

13. Вообще, что очень радует в этих поездах, это разнообразие конфигураций сидений. Швейцарцы понимают, что у разных пассажиров есть разные потребности. Кто-то хочет тихо работать, кто-то смотреть в окно в одиночестве, а кто-то общаться дружной компанией. В швейцарских поездах для всех этих людей найдётся своё место. Вот например часть вагона, подходящая для больших тусовок (это тоже 2й класс):

Я не раз наблюдал, как такую занимали весёлые группы подростков, которые, кстати, спокойно разъезжают из одного города в другой без присмотра взрослых. Этим ребятам на вид было лет 13.

14. Для пассажиров помоложе, в поездах есть специальные игровые зоны. Родители могут отвести туда своих детей, чтобы тем не было скучно во время долгих поездок. Это хорошо для всех: ребёнку весело, родителям не надо выдумывать, чем бы их занять, а пассажирам в остальных вагонах спокойно.

Признаюсь, такое я видел в поездах несколько лет назад, почему-то в эту поездку мне эти вагоны-площадки не попадались. Надеюсь, их не отменили - это реально крутая штука.

15. А ещё в поездах (правда не всех) есть специальные тамбуры для велосипедов.

16. Внутри них сделаны специальные крепления, куда можно прицепить велики, лыжи и прочее.

17. Некоторые прицепляют сюда детские коляски.

18. Ну и какой уважающий себя европейский поезд может обойтись без вагона-ресторана?

19. В двухэтажных поездах дальнего следования, рестораны обычно наверху.

20. Здесь всё как положено: скатерти, нормальные стулья, которые можно придвинуть, официант и меню. Даже наливают. Сидишь, ешь, а за окном пробегают швейцарские красоты. Впрочем, о них чуть позже.

21. На нижнем этаже расположено кафе, для менее формальной обстановки. Здесь можно перекусить по-быстрому (если ехать не так далеко).

22. Давайте немного посмотрим на вокзалы и станции, ведь они тоже сильно влияют на общее ощущение от железнодорожной системы... Вот главный вокзал Цюриха - огромное здание с высокими сводами, под которыми вывешивают работы скульпторов. Здесь ещё несколько подземных уровней есть.

23. Вокзал настолько огромен, что в его здании иногда устраивают рынок! Фермеры до всей Европы устанавливают прямо на вокзале шатры и привозят свой товар на продажу.

24. Вот например фрукты-овощи продаёт на какая-нибудь бабулька с газеты, а представитель фермерской группы BioLand. Всё это выглядело так аппетитно, что я не сдержался и купил у него свежих ягод.

25. А это уже вокзал в Берне (да-да, в том самом, где пьяный воздух свободы сыграл с профессором Плейшнером злую шутку). Изящно закругляющиеся навесы над эскалаторами к платформам сделаны из дерева. Выглядит очень здорово.

26. На платформах висят мониторы, показывающие когда и куда будет следующий поезд, где он остановится на платформе, и где будут расположены вагоны первого и второго класса, а где - ресторан.

27. Да каждой станции полагаются часы. Желательно на какой-нибудь башне. Ведь всё-таки, .

28. Даже на самых небольших полустанках есть башенка с часами!

Правильное время тут очень важная вещь, так как вся железнодорожная система страны отлажена, словно точный часовой механизм. Расписание поездов рассчитано так, чтобы большинство пересадок длилось не более десяти минут (часто бывает и пять!) При этом учитывается то, на какую платформу приходят оба поезда, чтобы дать пассажирам шанс успеть дойти нормальным (но не расслабленным!) шагом от одного состава до другого. В редких случаях, когда случаются незначительные задержки, поезд, на который вы хотите пересесть тоже подождёт пару минут.

29. А вот для железнодорожных платформ, компания заказала специальную модель часов. Этот механизм и дизайн разработал швейцарский инженер Ганс Хильфикер в 1944 году. Да, вы не ослышались! Во всём мире война шла, а нейтральные Швейцарцы совершенствовали железнодорожные часы. (С другой стороны, почему бы и нет, если в СССР могли в 1942 думать о новой букве алфавита !) Короче, швейцарские ж/д часы стали с тех пор национальным символом, и примером хорошего лаконичного дизайна. Их даже выставляют у нас в Нью Йорке в MoMA.

Оказывается, эти часы настолько известны, что их решила стырить компания Apple, когда модернизировала стиль своей прошивки айфонов. В шестой версии iOS, вышедшей в 2012 году, иконка часов была подозрительно похожей на швейцарский дизайн, вплоть до кружка на конце красной секундной стрелки. Швейцарцы подали иск на мирового производителя гэджетов, правда до суда дело не дошло. Эппл заключил соглашение, позволяющее им использовать этот дизайн. Точная сумма сделки неизвестна, но аналитики считают, что швейцарцы получили порядка 20 миллионов франков за употребление известного циферблата.

Кстати, фишка этих часов не только во внешнем виде. Механизм тоже имеет интересную и неочевидную особенность: в конце каждой минуты, секундная стрелка немного задерживается, чтобы синхронизироваться со всеми остальными часами на станции. Таким образом, все часы на вокзале всегда показывают в точности одинаковое время.

30. Да, швейцарские поезда удобны, и ходят по расписанию, однако это то, что мы ожидаем от всех нормальных поездов (к сожалению, это не всегда так работает). Но вот в чём они превосходят ожидания, так это в красоте пейзажей за окном. Сидя в вагоне у окошка, вы можете наблюдать как мимо вас проносятся зелёных холмы, высокие горы, голубые озёра, и маленькие городки с остроконечными церквушками.

31. Часто железная дорога проложена прямо в паре метров от берега озера.

32. Тогда кажется, что весь этот великолепный пейзаж создан специально для вас - для пассажира. Например ездить вдоль Женевского озера - одно удовольствие, особенно в ясный день. На дальней стороне виден французский берег, там возвышаются Альпы.

33. Даже если ваш поезд идёт не по самой кромке воды, всё равно красиво. Вас порадует вид зелёных полей и виноградников.

34. А уж если вы завернёте в горы, то сможете снимать заснеженные вершины прямо из окна своего состава.

Швейцария богата на природные красоты, и железные дороги - один из лучших способов всё это увидеть. Где ещё так красиво за окном вагона? В Японии, вот где . Но тут трудно выбрать фаворита.

35. Давайте, покажу вам несколько разных видов поездов, которые мне повстречались за неделю активного использования швейцарских железных дорог. Начну с самого милого - этот красавец-локомотив уже был на заглавной фотке, но не грех показать его ещё раз!

Кстати, если кто-то знает модель этого или других поездов, пишите в комментариях, я добавлю информацию в пост. А то я в этом плане полный чайник.

36. Двухэтажный поезд дальнего следования я вам уже показал, а вот это более региональный, который едет в горный Церматт .

37. Бывают и совсем маленькие поезда, скорее похожие на трамвайчики. Они ходят по узко-колейным путям. Именно на таком мы ехали до крохотного городка, где в многовековом доме живёт моя подруга Алиса .

38. Кстати, не все поезда в стране принадлежат федеральному железнодорожному агентству. Есть и частные линии. И если вагоны SBB CFF FFS как правило красно-белые, то частные компании выбирают другие цвета своих ливрей. Например в округе Берна ходят зелёных поезда BLS.

39. А вот такие тёмно-синие составы я видел возле Лозанны.

40. А вот такой сине-жёлтый состав поднимал нас от озёр наверх к долине эльфов .

41. Вообще, на таких частных узко-колейных линиях, ведущих в горы, можно увидеть очень симпатичные вагончики. Причём видно, что многие из них довольно старых дизайнов.

42. Очевидно, частные компании не выкидывают все устаревшие вагоны, а оставляют несколько в виде музея на рельсах. А что, если это работает для нью-йоркского метро , почему бы и не здесь?

43. Посмотрите, какая прелесть!

44. Самая главная хитрость в швейцарских поездах - сесть у окна или в начале или в конце поезда. На поворотах вы сможете сфотографировать не только красивый пейзаж за окном, но и хвост/голову вашего состава, который будет прекрасно гармонировать с окружающей зеленью.

Вот, честно, не представляю, как можно не любить поезда. А если вы их любите, то Швейцария - лучшая страна, для того, чтоб на них кататься.

Расписание поездов продумано таким образом, что в любой город вы можете отправиться примерно раз в пол часа — час (хотя иногда требуются пересадки).

Сайт железных дорог Швейцарии: www.sbb.ch

Используйте его при планировании поездок куда бы то ни было. Просто вбейте начальный и конечный пункт (можно даже просто точный адрес) и предполагаемое время отправления. Сайт автоматически вычислит наиболее оптимальный маршрут и даст вам полную информацию, включающую время отправления, платформу отправления, время в дороге, пункты пересадок, номера поездов и автобусов.

Если у вас нет интернета — вы можете воспользоваться бесплатными компьютерами возле билетных касс на главном вокзале Цюриха (Zurich Hauptbahnhof). Там же вы можете распечатать полученную информацию.

Расписание поездов — можно посмотреть на табло на вокзале (примерно на пол часа вперед), или возле билетных касс взять небольшую брошюрку в виде книжечки примерно 5*10 см с расписанием поездов из Цюриха и обратно в большинство крупных городов.
Стоит иметь ввиду, что на любом вокзале вся информация о поездах обязательно присутствует в виде подобных информационных брошюрок. В Цюрихе вы, конечно, не найдете в бумажном виде информацию о региональных поездах из Беллинцоны, например. Но вы узнаете, как доехать до Беллинцоны, а в Беллинцоне уже сможете узнать о расписании электричек.

По приезде в любой город стоит заглянуть в туристическое бюро — там иногда можно найти карту города с отмеченными достопримечательностями. Однако стоит быть готовым к тому, что большая часть туристической информации будет на местных языках.

Билеты по Швейцарии

Можно купить по интернету, через автоматы или в билетных кассах. С недавних пор отменили возможность покупать билеты в поездах дальнего следования, но зато появилась возможность покупать билеты онлайн по смартфону через приложение SBB .

Зайцем проехать практически без шансов — контроль на скоростных поездах весьма частый. Штраф за безбилетный проезд — 100 франков.

На билете обозначено:

  • Cрок действия билета (наверху): обычно — дата покупки. Билет действителен в течение одного выбранного дня.
  • Крупными буквами: пункт отправления и пункт назначения.
  • При альтернативных маршрутах Вам может быть предложено выбрать промежуточные пункты. В таком случае они также печатаются на билете. Потому проехать из Цюриха в Интерлакен по билету через Берн можно только через Берн, при маршруте через Люцерн с тем же билетов Вы будете считаться безбилетником.
  • Крупная цифра в нижней части: класс билета. Бывает 1-ый и 2-ой.
  • Стрелками на черном фоне обозначено, действует ли билет в одну сторону или туда-обратно.
  • Внизу справа — стоимость билета.

Интернет-билеты покупаются через сайт www.sbb.ch (в соответствии с их условиями).

Если маршрут вызывает сомнения — лучше обратиться непосредственно в кассы. Персонал обычно свободно говорит на 4-х языках (фр., итал., нем. и анг.), они могу в том числе распечатать вам полную информацию по маршруту, включая пересадки и время отправления. На вокзале Цюриха получить более подробную информацию, а не просто купить билет, можно в Reisburo — бюро путешествий, расположенное рядом с билетными кассами. Там же можно купить билеты серии Swiss Pass, Halbtax, а также забронировать места в панорамных поездах и уточнить интересующие вопросы.

Билетные автоматы — принимают как франки, так и кредитные карты. Автоматы поддерживают 4 языка — анг., нем., фр. и ит. Купюры, засовываемые в автомат, не должны сильно превышать стоимость билета (разница должна быть не больше 10-20 франков, чтоб автомат мог выдать вам сдачу монетками).

Билеты на поезда не именные и действуют весь день покупки на любой поезд в данном направлении (за исключением тех случаев, когда специально бронируются места). Могут быть как в одну, так и в обе стороны. В поезде можно занимать любое место в соответствующем классе, если только на это место не распространяется бронь (обычно на стене с номерами мест в таком случае висит соответствующее уведомление).

Стоимость билетов — зависит от маршрута, а не от вида поезда. На скоростной поезд и региональный билеты будут стоить одинаково.

Стоимость билетов на поезда из городов Швейцарии:

Поезда в Швейцарии

Чтобы войти в поезд, не забудьте нажать на кнопку открытия дверей. Также при выходе.

Поезда бывают двух типов: двухэтажные и одноэтажные. Обычно подразумевается, что первый этаж должен быть тихим (значки о запрете разговоров по мобильному телефону и т.п.). Однако запрет этот не строгий. В двухэтажных поездах проход между вагонами осуществляется по второму этажу.

Вагоны разделяются на первый и второй класс. Если вы с билетом второго класса сели в первый, вас оштрафуют. Если запланированная поездка попадает в час пик (в том числе вечером в воскресенье с популярных для хайкинга и горных лыж мест), то имеет смысл брать билеты в первый класс (цена котороых на 50% выше) — первый класс всегда свободнее и тише, а во втором вам может просто не хватить места. Но, в принципе, ситуации, чтоб вы не могли войти в вагон, практически не бывают. В худшем случае вам придется какое то время провести стоя.

Альтернативой шумному вагону может быть вагон-ресторан. Его наличие обозначается специальным значком в расписании. За приемлемую цену вы можете скрасить дорогу чашечкой кофе или бокалом пива.

Для велосипедов существуют специальные вагоны, которые бывают не во всех поездах — надо смотреть значки для конкретного поезда в расписании.

Большинство современных поездов в Швейцарии приспособлено для инвалидов — единый уровень с платформой, выдвигающаяся подножка, плоский пол, а теперь даже специальные расширенные туалеты, куда без проблем поместится инвалидное кресло.

В любом вагоне обязательно присутствует туалет, пользоваться которым можно и на станциях. Смыв, жидкое мыло и вода включаются кнопками (на полу, на стене или над краном с обозначенными символами).

Во многих поездах есть сервис по разносу кофе с закусками: мужчина с тележкой проходит по вагонам, предлагая чай, соки, кофе, сэндвичи и кое-какую выпечку. Если поезд двухэтажный, то надо учитывать, что пройдут только по второму этажу. В это время на первом этаже у входа загорается соответствующий символ, и вы можете поднять наверх сами и купить перекусить.

Опоздания

Швейцарские поезда практически никогда не опаздывают. Однако, из-за сбоев, или при большом скоплении людей, которые задерживают отправления, могут случаться небольшие задержки, хотя крайней редко. Скорее всего в часы-пик (около 18 часов вечера по будням) могут быть задержки поездов до 5 минут. Серьезные опоздания поездов тут практически не случаются, только если какой-то форс-мажор, авария на линии.

В случае туристических направлений, например в горные городки, следующий региональный поезд могут также задержать, так как его движение синхронизировано с остальными.
Однако при поездке в аэропорт лучше немного перестраховаться.

Чаще всего проблемы возникают с поездами в Берне . Чтобы лучше знать ситуацию, загрузите себе на смартфон приложение SBB, там можно посмотреть расписание. Там же обозначается опоздание, если с рейсом какая-то проблема или задержка, либо рейс отменен. Будьте аккуратнее в дни снегопадов — это обычно вызывает буквально транспортный коллапс, в основном это городской транспорт , но и с поездами начинается чехарда.

Международные поезда

Кроме местной швейцарской железнодорожной сети SBB, здесь также ходят французские TGV и итальянские CIS Alpino. Билеты на такие поезда можно купить только в билетных кассах, и обычно они подразумевают бронирование места. Самый дальний срок покупки билетов — около 3-х месяцев (зависит от места назначения). Билеты могут существенно различаться по цене, обычно есть так называемые SPAR билеты — специальное предложение по сниженной цене. Они самые дешевые, но их крайне мало и практически без шансов купить их на удобное время (пятница вечер, например). Зато на обычне будни — вполне можно успеть.

Большинство международных поездов мало чем отличается от обычных швейцарских — расстояния незначительны и поездка редко превышает 7 часов. Однако есть и ночные поезда. В них цена билета определяется типом купе: есть сидячие места (самые дешевые), купе на 6-ых, 4-ых, 3-их и 2-их. Чем больше человек на купе, тем дешевле билет. Купе на 6-ых (и на троих) представляет собой стандартное купе с тремя полками с каждой стороны (с одной для трехместного). Привычного столика у окна нет, зато там сделана лесенка, позволяющая легко залезать на полку. Сидеть в таком купе, конечно, не получится, пока среднюю полку не сложат.
Купе делятся на женские, мужские и смешанные. В цену билета входит постельное белье (обычно простынь — чтоб завернуться, подушка с наволочкой, матрасик и одеяло) и легкий завтрак (кофе или чай и булочка с маслом и джемом). Время движения рассчитано таким образом, чтобы прибывать в место назначения около 8 утра.

При желании билеты в Германию и Австрию можно заказать на сайте немецкой железной дороги www.dbahn.de .

Расписание международных поездов можно посмотреть на том же сайте www.sbb.ch , однако цены можно узнать только в билетных кассах.

Направления международных поездов с вокзала Цюриха:

  • CNL — Zürich – Basel – Amsterdam / Hannover / Hamburg / Kopenhagen / Berlin / Leipzig / Dresden / Praha
  • EC — Zürich – Zug – Arth-Goldau – Bellinzona – Lugano – Milano
  • EC — (Chur –) Zürich – Basel – Freiburg im Breisgau – Mainz – Köln – Dortmund – Bremen – Hamburg
  • EC — (Chur –) Zürich – Basel – Strasbourg – Luxembourg – Bruxelles
  • EC — Zürich – Sargans – Innsbruck – Wien / Salzburg
  • EC — Zürich – Winterthur – St. Gallen – Bregenz – Lindau – München
  • EN — Zürich – Bern – Genève – Perpignan – Barcelona
  • EN — Zürich – Sargans – Innsbruck – Graz / – Zagreb – Belgrad
  • EN — Zürich – Sargans – Innsbruck – Linz – Wien – Budapest / Praha
  • ICE — Zürich – Basel – Freiburg im Breisgau – Frankfurt am Main – Hannover – Hamburg (– Kiel) / Berlin
  • ICE — Zürich – Schaffhausen – Stuttgart (– Frankfurt am Main)
  • TGV — (Chur –) Zürich – Basel – Strasbourg – Paris

Скидки на билеты по Швейцарии

Периодически в Швейцарии делаются акции на билеты в некоторых направлениях. Все самые «вкусные» предложения мы публикуем на страничках в соцсетях : в

Типы поездов в Швейцарии, бронирование билетов, расписание, маршруты

В Швейцарии есть различные типы поездов. Национальной железнодорожной компанией является SBB (Schweizerische BundesBahn). Расписание и маршруты этой компании можно узнать на официальном сайте .

Региональные поезда в Швейцарии

Основная железнодорожная сеть в Швейцарии состоит из следующих региональных и междугородних поездов:

  • RegioExpress поезда связывают региональные направления с более крупными швейцарскими городами
  • Regio поезда связывают местные города
  • InterCity поезда связывают основные города, такие, как швейцарские Базель и Женева
  • InterRegio поезда связывают Цюрих и Женева с городами по всей Швейцарии. Эти поезда делают больше остановок, чем междугородние поезда
  • S-Bahn (пригородные поезда) — это сеть поездов, которая работает в самых крупных городах

Международные скоростные поезда в Швейцарии

Международные высокоскоростные поезда

  • ICE связывают Швейцарию, Германию и Нидерланды
  • RailJet связывает Цюрих с Веной (Австрия).
  • EuroCity связывает Цюрих, Базель и Женеву с Миланом (Италия)
  • TGV связывает Цюрих, Базель и Женеву с Парижем (Франция)

Рассмотрим подробнее маршруты этих поездов.

Высокоскоростной поезд ICE

ICE (InterCity Express) — это скоростной поезд, который соединяет все крупные города в Германии. Он едет с о скоростью до 300 км/ч и является одним из самых быстрых способов передвижения между такими городами, как , Гамбург и Кельн. ICE имеет международные связи в Дании, Нидерландах, Бельгии, Франции, Швейцарии и Австрии.

Если вам нужен самый быстрый поезд, обратите внимание на поезд ICE Sprinter . Это последнее поколение ICE поездов, которые совершают перевозки ежедневно в течение часа пик и делают меньше остановок, чем обычные поезда ICE.

Бронирование билетов на поезд ICE

Бронирование высокоскоростных поездов ICE является обязательным. Бронировать билеты можно за 3 месяца до даты поездки. Официальный сайт, где можно осуществить бронирование

Маршруты поезда ICE

На карте представлены все города, которые соединяет железнодорожная сеть ICE. Помимо Германии, в маршрут поезда входят такие страны как Австрия (Вена, Инсбрук), Бельгия (Брюссель, Льеж), Дания (Копенгаген, Орхус), Франция (Париж), Нидерланды (Арнем, Утрехт, Амстердам) и Швейцария (Цюрих, Интерлакен).

Удобства и услуги в поезде ICE

  • Кондиционер
  • Детская игровая площадка
  • Кафе-бар
  • Удобства для инвалидов
  • Розетки
  • Ресторан / бистро
  • Видео экраны
  • Wi-Fi интернет

Высокоскоростной поезд ICE

Высокоскоростной поезд ICE

Скоростной поезд Railjet

Railjet — это один из самых современных и роскошных поездов в Европе. Его маршруты действуют в основном в Австрии, и связывают ее с Германией, Швейцарией, Венгрией и Чешской Республики. Скорость движения Railjet поезда до 230 км/ч. С такой скоростью вы можете доехать из Вены в Будапешт всего за 2,5 часа. Компания Railjet предлагает максимальный комфорт — эргономичные сиденья, бесплатный Wi-Fi, большой выбор еды в меню, развлечения для детей.

Маршруты поезда Railjet

На карте представлены маршруты поезда Railjet. Он соединяет следующие города:

Маршруты скоростного поезда Railjet

Бронирование билетов на поезд Railjet

Бронирование можно осуществить на официальном сайте австрийских железных дорог

Удобства и услуги в поезде Railjet

  • Кондиционер
  • Детская игровая площадка
  • Удобства для инвалидов
  • Газеты / журналы
  • Розетки
  • Ресторан / бистро
  • Видео экраны
  • Wi-Fi интернет

* Услуги могут отличаться в зависимости от поезда и маршрута. Но во всех поездах есть розетки для зарядки мобильных устройств, а так же бесплатный Wi-Fi.

Ресторан в поезде Railjet

Скоростной поезд Railjet

Скоростной поезд Railjet

Скоростной поезд TGV

TGV — это высокоскоростной поезд, маршруты которого лежат по всей Франции и за ее пределами. На нем возможно путешествие из романтического Парижа к берегам Средиземного моря.

Маршруты поезда TGV

Маршрутная сеть поездов TGV достаточно широка, вы можете увидеть ее на карте. Это лишь основные соединения:

Маршруты высокоскоростных поездов TGV

Бронирование билетов на поезд TGV

Предварительное бронирование билетов на поезд TGV является обязательным. Вы можете осуществить бронь на сайте .

Удобства и услуги в поезде TGV

  • Кондиционер
  • Детская игровая площадка
  • Удобства для инвалидов
  • Газеты / журналы
  • Розетки
  • Ресторан / бистро

* Услуги могут отличаться в зависимости от поезда и маршрута.

Скоростной поезд TGV

Салон поезда TGV 1-й класс

Ночные поезда в Швейцарии (внутренние и международные)

Международные ночные поезда

Ночные поезда соединяют Швейцарию с Австрией, Германией, Венгрией, Голландией, Чехией, Сербией и Данией.

Поезд City Night Line

City Night Line (CNL) предлагает одну из самых широких ночных сетей по всей Европе. Зачастую путешественники выбирают ночные поезда для экономии времени в поездке.

Маршруты поезда City Night Line

Поезд City Night Line

Поезд City Night Line

Путешествие по Швейцарии на поезде можно превратить в незабываемое, если осуществить его на .

«Ты такая красивая!» - такое парни говорят своим девушкам. Те смущенно улыбаются. Или звонко смеются, как я, к примеру. Так вот, хочу сказать, что железная дорога Швейцарии красивая! Наверное, вы решите, что это не совсем подходящий эпитет к описанию поездов и рельсов. Ах, если бы вы понаблюдали за прекрасными панорамами гор, лугов и водопадов открывающимися из окошка поезда, вы бы согласились, что такая поездка - это не просто передвижение из точки А в точку Б. Это порция настоящего эстетического удовольствия.

Железная дорога Швейцарии - общие сведения

Основную массу перевозок совершает государственная компания SBB-CFF-FFS. Швейцария, по сравнению со своими европейскими соседками, довольно-таки миниатюрная страна. Но пассажиров перевозят около 4000 вагонов, а длина железнодорожных путей составляет 13000 километров. Как я уже сказала, SBB является монополистом, однако есть еще несколько других, как частных так и международных компаний, совершающих перевозки. И вот это разнообразие поездов и компаний иной раз может запутать туриста на вокзале. Не сразу понимаешь, в какой поезд нужно сесть.

Швейцарская железная дорога известна своими панорамными маршрутами. Могу долго воспевать им оды, но это будет чуть позднее. Для начала расскажу об основных видах поездов в Швейцарии.

Швейцарские поезда

Как я уже говорила выше, в Швейцарии много различных категорий поездов. Все без исключения очень комфортные. Предостерегать от поездки на каком-то из видов поездов нет причины. Но для начала расскажу основную информацию о составах, она поможет составить первое мнение о них.

Как театр начинается с вешалки, так и швейцарский поезд начинается с входа в вагон. Чтобы туда попасть, нужно нажать на кнопку, расположенную на двери. При выходе действовать аналогично.

Поезда в Швейцарии бывают одноэтажными и двухэтажными. Чаще всего подразумевается, что первый этаж должен быть тихим (без громких разговоров пассажиров), даже значки специальные есть на дверях, однако это правило не строгое. Кстати! В двухэтажном поезде переход между вагонами совершается на втором этаже. Тележку с едой провозят там же. Однако на первом этаже загораются специальные датчики и пассажиры могут подняться наверх, чтобы купить себе закусок и напитков.

Вагоны разделены на первый и второй классы. В первом билеты значительно дороже. Однако, по моему мнению, нет смысла переплачивать за класс. Главным отличием второго класса является то, что в ряде может быть на одно сидение больше. Расположение кресел будет «2 + 2» через проход. Между некоторыми сидениями могут находиться столики.

В первом же классе расстановка пассажирских мест осуществляется по схеме «2 + 1». Ну и они чуть более удобные. Один турист как-то шутил, что все различие классов заключается в цветной нашивке на сидениях в первом классе.

В некоторых поездах есть вагоны-рестораны. Узнать об их наличии всегда можно в расписании. Посещение такого ресторана - весьма заманчивая идея, скажу я вам. Пить винишко и мечтательно всматриваться в мелькающие за окном пейзажи просто великолепно!

Если не хотите топать в вагон-ресторан, то вам на выручку придет сотрудник поезда, развозящий на тележке напитки и вкусняшки.

Ой, не могу не удержаться, чтобы не поведать вам и историю о том, почему я так люблю европейские поезда и до сих пор боюсь бродить в поиске вагона-ресторана, буфета или работающей розетки по отечественным. Дело было лет 15 назад. Место действия - междугородный состав, видавший еще лучшие годы Хрущева. Мне, по своим важным детским делам, зачем-то понадобилось в соседний вагон. Отпросившись у мамы, я с гордо поднятой головой отправилась в такое дальнее путешествие. В тамбур вышла без приключений. Далее, с горем пополам, открыла двери для перехода в другой вагон. Сделала шаг, зажмурив глаза и стараясь не смотреть на щель между вагонами, через которую было видно рельсы. И тут двери за мной предательски захлопываются, а следующие не открываются. И я оказываюсь заблокированной в этой «гармошке». Дерганье за ручки то одних, то других дверей нечего не дало. Я уже представляла, как один вагон отсоединится от другого и… В этот момент какой-то мужчина открывает двери в тамбур моего вагона. Спасена!

Годы прошли, а страх какой-то остался. Еще боялась при выходе из поезда свалиться в промежуток между ним и платформой. А вот европейские составы таких опасностей в себе не таят. Переход между вагонами, который именуют сладким словом «суфле», совершенно безопасен и не вызывает каких-либо негативных эмоций. И удобные ступеньки для выхода из поезда есть. Все для людей!

Такой стратегически важный объект, как туалет, находится в каждом вагоне. На полу, на кране или на стене расположены специальные кнопки, нажатием на которые можно включить смыв, воду и мыло. И работает он даже на станциях. Ох, вспоминаются сразу моменты из моих железнодорожных путешествий на родине, где туалеты и по часу могли быть закрыты до и после остановок. А для любителей чая и кофе это почти трагедия.

Розетки возле сидений есть. Wi-Fi тоже, но не во всех поездах. Нужно уточнять в расписании этот момент.Если вы такие же любители велосипедов как я, то в некоторых поездах для них есть специальные вагоны. Но опять же, нужно смотреть расписание. Там такие поезда отмечены специальным значком.

Швейцарские вагоны приспособлены и для людей с ограниченными потребностями - платформы расположены на одном уровне с вагоном, есть выдвижные подножки, более просторные туалеты.Подводя итог, хочу сказать, что швейцарские поезда одни из самых комфортных в мире.

Категории поездов

Теперь перейду к основным категориям составов. Дабы не повторять по десять раз, как выглядит каждая категория поезда (а они бывают очень похожи), буду прилагать фотографии. Однако, хочу заметить, что «внутренний мир» вагона может отличаться от маршрута к маршруту, а также зависеть от даты выпуска поезда и компании-изготовителя.


В России железная дорога используются исключительно как средство передвижения. А вот Швейцария - совсем другое дело. Иногда поездка в поезде превращается в настоящее приключение! Главное - не умереть от восторга! :) Шучу, конечно. Хочу рассказать вам о нескольких самых популярных панорамных маршрутах.

Панорамные маршруты

Что это вообще такое? Вы будете ехать в комфортном поезде с огромными окнами. А за стеклом будут мелькать горы, долины, мосты, перевалы… К каждому месту в вагоне прилагаются наушники и брошюра, так что вы не просто насладитесь видами, а еще и узнаете много чего интересного. И, естественно, не обойдется без еды и напитков.

Эх, держите меня трое, хочу запрыгнуть в поезд, а не это вот все…

Ну да ладно, мысли материализуются. Поехали!

Ледниковый экспресс

Он же Glacier Express . Проехать почти 300 мостов и без малого 100 тоннелей за 8 часов пути? Да легко! Этот маршрут соединяет экспресс Санкт-Мориц и . Можно, конечно, выйти и где-то раньше, но лучше не надо. Серьезно. Пропустите много всего красивого. Во время поездки можно увидеть Большой Швейцарский каньон, перевал Оберальп, гору Маттерхорн, заповедники кантона Граубюнден, альпийские луга.

Кстати:


Золотой перевал

Известен как Golden Pass . Такая себе маленькая жизнь. Почему так? Да потому, что за время путешествия можно много всего увидеть, столько разнообразных картинок промелькнут перед глазами. Едет поезд из Люцерна через перевал Брюниг, минует Интерлакен и Цвайзимен и завершает свой путь в Монтре (). Дорога займет пять с половиной часов. В Росиньер предполагается остановка, во время которой вы сможете осмотреть великолепный замок Grand Chalet. Горы, озера, водопады, деревянные домики - путешествие мечты, одним словом.

Советы:


Бернина экспресс

Такое себе путешествие из зимы в лето. Можно проехать Из Швейцарии в Италию и обратно. Маршрут соединяет города Кур и Тирано. Эта поездка не для слабонервных, ведь некоторые подъемы поезд будет совершать под уклоном в 70 градусов! Это почти как прямой угол! Страшно? Но за все время существования экспресса не случилось ни одной аварии, пассажиры приезжают в конечную точку живы, здоровы и без нервных потрясений, что самое главное. :) Во время такого путешествия вы проедете почти через 200 мостов и пересечете более, чем 50 туннелей. Поезд преодолевает расстояние в одну сторону за 2 часа 30 минут. В летний период из Тирано до Лугано можно добраться на автобусе.

Лайфхаки:

  • Всю стратегически важную информацию о поездке можно узнать . Там же предоставлена возможность забронировать места для путешествия, а сделать это нужно в обязательном порядке.

Воралпен экспресс

Из Люцерна поезд отправляется в Романсхорн, проезжая по пути Люцернское озеро, горы Пилатус, болота Заттель, Цюрихское озеро, Рапперсвильский замок. И это далеко не все что вы сможете увидеть в дороге! Время следования примерно три часа, а курсируют составы каждый час.

Важно:


Шоколадный поезд

Этот маршрут создан специально для сладкоежек. Тут есть два варианта: ехать в пульмановском вагоне первого класса или же выбрать для поездки современный панорамный вагон. Лично меня больше привлекает первый вариант. Я ценитель всего антикварного. Едет поезд из Монтрё в Брок, а потом до Грюйера и обратно. Поездка в Swiss Chocolate Train - далеко не пассивное времяпрепровождение. Вы посетите замок и сыроварню Грюйер, фабрику Nestle и отведаете там вкуснейшего шоколада. Длительность такого путешествия составит девять часов.

Обратите внимание:

Это далеко не все панорамные маршруты Швейцарии! Если их перечислять, то уйдет вечность. Линия Лаво, Железная дорога Юнгфрау, экспресс «Вильгельм Телль», Пальмовый экспресс… Мечты-мечты!

Я вам рассказала основную информацию о панорамных маршрутах. На стоимости билетов не стала останавливаться, так как самую актуальную информацию вы сможете найти на страничках сайтов, ссылки на которые я вам дала.

Swiss Travel System - система проездных

Знаете ли, стандартная стоимость билета на поезд в Швейцарии достаточно высокая. Проехал в один город, прокатился во второй, сгонял покушать шоколада в третий и все - бюджет закончился! «Сегодня я питаюсь подаяниями» - как говорил староста моей группы в университете. :) Так вот, чтобы питаться в путешествии полноценно и исколесить всю страну вдоль и поперек, нужно воспользоваться преимуществами Швейцарской системы путешествий.

Что же за «зверь» такой эта Swiss Travel System? Так называется специальная льготная система проезда для туристов. Не просто система, системище я бы сказала! Это целых 29 тысяч километров путей (и не только железнодорожных). Туристы могут воспользоваться преимуществами STS при поездках на автобусах и водных видах транспорта.

Основные плюсы Swiss Travel System:

  • Проездные «все в одном». Как я уже говорила, один проездной подходит для путешествия на поезде, автобусе и корабле.
  • Можно бесплатно пользоваться общественным транспортом в 75 городах.
  • И бесплатно посетить сотни музеев.
  • А также получить скидку в 50% на многих горных маршрутах.
  • Бонусы. Кто не любит бонусы? Можно получить неплохие скидки на экскурсии, проживание в отелях, туры по городам.

С преимуществами все понятно. Теперь перехожу к основным видам проездных STS.

Swiss Travel Pass

Приобретаете себе этот проездной и радуетесь жизни! Ведь имея его в кармане, можно ездить бесплатно на поезде, автобусе, ну и наслаждаться бодрящими водными прогулками.

Особенности Swiss Travel Pass:


Swiss Travel Pass Flex

Он также включает бесплатное перемещение по всей стране на трех видах транспорта, посещение музеев и так далее. Но в нем есть несколько особенностей:


Swiss Transfer Ticket

Такой вид билетов подходит для тех, кто хочет прочувствовать все прелести лыжного отдыха или отдыха на курорте. По этому проездному можно от приграничной железнодорожной станции или аэропорта добраться до нужного курорта и обратно.

Есть несколько особенностей этого проездного:


Swiss Half Fare Card

Если вы приехали в Швейцарию не на несколько дней, то вам нужен именно этот тип проездного. С ним вы получите 50% скидки на все виды транспорта в течение месяца. Особенности:

Swiss Family Card

Если вы едете в Швейцарию с семьей, то нужно обязательно не забыть оформить эту карту. Она предоставляется бесплатно ко всем четырем категориям проездных, что я перечислила выше.

Особенности билета:

  • Дети до 16 лет при путешествии в компании хотя бы одного из родителей владельцев Swiss Family Card едут бесплатно.
  • Если дети передвигаются на общественном транспорте самостоятельно, то им предоставляется скидка в размере 50%.
  • Эта карта абсолютно бесплатна. Ее можно получить вместе с другими категориями билетов.
Важная информация касающаяся проездных STS

Билеты

Разобравшись с миром проездных Swiss Pass, предлагаю перейти к билетам, которые доступны как местным жителям, так и туристам. И с которыми вы обязательно столкнетесь. Для начала расскажу, как же выглядит билет и расшифрую все обозначения на нем. На момент моего путешествия билеты были в виде розово-голубых карточек.

Особенности билета:

  • Наверху билета указан срок его действия. Билет можно испльзовать лишь в течение одного определенного дня.
  • Далее большими буквами указан маршрут, станции отправления и прибытия.
  • Также на билете может указываться, через какой город следует ваш поезд. И ехать нужно именно через этот город. К примеру: едете вы из Цюриха в Интерлакен, и в билете указано, что поезд следует через Люцерн. Но вы посмотрели расписание и увидели, что есть поезд до Интерлакена через , который преодолеет это расстояние быстрее. Можно подумать, что нет разницы в том, через какие города проходитпоезд. Главное, чтобы точки отправления и прибытия совпадали. А вот и нет. В билете указан Люцерн, значит нужно добираться именно через Люцерн. Если поедете через , то будете считаться безбилетником и получите увесистый такой штраф.
  • Стрелочки на билете указывают, в одну или две стороны он действует.
  • Большая цифра 1 или 2 указывает на класс вагона.
  • В правом нижнем углу обозначена стоимость билета.

Цены на билеты зависят от количества километров, которые вы проедете на поезде. Для того, чтобы сэкономить, можно купить билеты по специальным тарифам.

Click&Rail

Этот вид билетов можно приобрести значительно дешевле, но они начинают продаваться за два дня до поездки, и количество их ограничено.

Click&Rail имеет такие особенности:


Билет доступен далеко не на всех маршрутах. Поезда, на которых действует Click&Rail, указаны в билете.

Sparbillette

Эти билеты со скидками начинают продаваться за две недели до отправления поезда. И они тоже действуют только на некоторые маршруты и поезда. Поискать Sparbillette можно вот .

Я рассказала Вам основную информацию касательно билетов. Мною описаны не все их виды, так как если заняться этим, то можно целую книгу сочинить. А еще эта книга будет нуждаться в постоянном обновлении, ведь информация имеет свойство устаревать. Так что, заходите на официальный сайт железной дороги Швейцарии и там узнавайте самую актуальную информацию.

Особенности путешествия

Билеты билетами, но есть еще вагон и маленькая тележка информация, которую вам нужно усвоить перед путешествием. В этом разделе я расскажу вам о расписании, опозданиях, штрафах, камерах хранения и провозе багажа.

Расписание

Расписание построено так, что в любом направлении можно уехать раз в 30–60 минут. Лучше всего планировать свое путешествие, используя сайт SBB . Там и расписание актуальное,и цены указаны на билеты.

Если нет доступа в сеть, то, к примеру, на вокзале Цюриха установлено несколько компьютеров, с помощью которых можно узнать необходимую информацию и распечатать ее. Также возле билетных касс есть брошюрки с расписанием. На вокзальном табло указывается график движения поездов примерно на 30 минут вперед.

Опоздания

Опоздания поездов - достаточно редкое для Швейцарии явление. Но возможное. Серьезные задержки возможны только из-за аварий или чрезвычайных происшествий. Ближе к 6 часам вечера могут быть небольшие погрешности в прибытии поездов (буквально на 5 минут). Если направление туристическое (к примеру, в горах), то следующий региональный поезд тоже могут задержать, чтобы туристы успели на него сесть.

Я, кстати, одобряю такую практику. Один раз мой поезд опаздывал на 10 минут, а время на стыковку было ничтожно мало. Надо было видеть мое довольное лицо, когда я увидела что следующий поезд дожидается своих пассажиров. «Ой, да эти поезда постоянно опаздывают, можно выйти на десять минут позднее», - если в странах СНГ пассажиры часто говорят что-то такое, то в Швейцарии даже думать забудьте о том, чтобы где-то задержаться по пути на вокзал. А то останетесь белым платочком вслед поезду махать.

Штрафы

Это кошмар, товарищи! Швейцарская железная дорога немилосердна ко всем безбилетникам. Даже слишком, и сейчас расскажу почему. «А раньше было лучше!» - эта фраза мне никогда не нравилась. Я думала, что говорить такое - удел нытиков. Да и сейчас так считаю, за исключением момента с покупкой билета на поезд. Еще несколько лет назад билеты можно было купить в поезде, а сейчас такой возможности уже нет. Все билеты должны быть куплены до того, как за пассажиром захлопнется дверь. А теперь представьте ситуацию: кассы закрыты (или их нет), автомат для покупки билетов не работает, а желаемый поезд вот-вот уйдет. А вам нужно уехать! вы запрыгиваете в поезд, и тут подходит контролер. Вы пытаетесь объяснить ситуацию, но он непокобелим непоколебим, ведь в правилах нет исключений для причин, из-за которых билет не был приобретен.

А вы слышали страшилку о британском туристе, севшем в швейцарский поезд, и не вернувшемся домой? Шучу, домой он вернулся, но в очень плохом настроении. А дело было так. Пассажир купил билет через мобильное приложение SBB за несколько минут до отправления поезда. Подтверждение об оплате пришло на мобильное приложение через несколько минут после отправления поезда. И упертый контролер отказался принять такой билет, а также выписал штраф, так как билет, по его мнению, был куплен после того, как пассажир зашел в вагон.

Для пущей убедительности приведу вам таблицу с суммами штрафов:

И, естественно, нужно оплатить еще и стоимость билета.

В общем, мой вам совет - не заходите в поезд без билетов. Однако, будет несправедливо сказать, что к туристам всегда применяют такие суровые меры. Нередки случаи, когда контролеры более снисходительны к иностранным путешественникам. Ну, оно и понятно: трудно вникнуть во все эти железнодорожные хитросплетения. Но лучше ехать с билетом в кармане в нужном поезде, чем рассчитывать на помилование от контролера.

Компостирование билетов

Во время моих поездок по вагону поезда проходили контролеры и делали это сами. Если на билете нет точного времени поездки, его все-таки лучше прокомпостировать в специальных автоматах.

Я смотрю на билет, и если вижу, что по нему можно проехать еще раз (к примеру, по тому же маршруту в течение дня), то для меня это всегда сигнал для компостирования. А то еще подумают проводники, что я собралась по одному билету пять раз кататься.

Камеры хранения

Они есть на всех вокзалах крупных городов. В деревеньках, конечно, с этим могут быть проблемы. Камеры различаются по размеру: чем он меньше, тем дешевле обойдется хранение багажа. Ячейки расположены в несколько рядов. Вам нужно:

  • подойти;
  • выбрать подходящий размер ящичка;
  • кинуть монету, номинал которой высвечивается возле замка в приемнике;
  • сложить свой багаж;
  • закрыть дверцу и повернуть ключ.

Камера будет закрыта в течении 24 часов.

Провоз багажа

Если не ходите ходить перекошенным от тяжести чемоданов, их можно отправить на нужный вокзал или в аэропорт с помощи услуги Schnelles Reisegepaеck. Если отослать багаж до 9 часов утра, то уже после 6-ти вечера он будет доставлен на место назначения. Кстати, велосипеды при помощи этой услуги транспортировать нельзя. Стоимость перевозки составляет 21 EUR.

Если вы хотите перевезти велосипед в вагоне поезда, для этого нужно купить проездной Velo-Tageskarte, который стоит около 18 EUR. На коротких дистанциях такой билет стоит дешевле, и его нужно покупать вместе с билетом для пассажира. Также велосипед можно отправить как не сопровождаемый багаж.

Бронирование билетов

На большинстве маршрутов в обязательном бронировании нет необходимости. Однако при путешествии панорамными, международными, а также некоторыми внутренними рейсами нужно все-таки сделать резерв билета.

Покупка билетов

Со всеми нюансами касательно поездов, тарифов, особенностей путешествия разобрались. И вот мой рассказ подходит к своему завершению. И на прощание я расскажу вам о нескольких вариантах покупки билетов.

В кассе

Поскольку я «языками не владею», то вечно пишу записки кассирам с направлением, датой поездки, тарифом. В Швейцарии вполне можно обойтись и без этого. Кассиры разговаривают на нескольких языках, в том числе и на английском. И даже если знаниями вы не блещете, кассиры вас все равно поймут. Вот такие они умнички! Что-то смотрят в своих компьютерах, подбирают рейсы, дают расписание, рисуют схемки, чтобы туристы поняли, куда идти. В общем, без билета не останетесь. Вам подберут самый выгодный вариант путешествия и снабдят всей необходимой информацией.

В автомате

Лично я не люблю покупать билеты через различные автоматы. Детская травма, так сказать. Больше десяти лет назад мне открыли какую-то юниорскую карту в банке, и в тот же день ее проглотил банкомат. Я решила залить горе и купить в автомате горячего шоколада. Деньги это чудо робототехники у меня взяло, а вот с выдачей напитка как-то не сложилось. Вот с тех пор у меня предвзятое отношение ко всем подобным автоматам. Но при необходимости я вполне могу с ними поладить. Расскажу как можно купить билеты в автоматах компании SBB.

Первым делом нужно выбрать наиболее удобный язык. Welcome и едем дальше!

Появляется экран с самыми популярными станциями и видами билетов. Если желаемая станция есть в списке, нажмите на соответствующую кнопочку.

В случае, если ее нет, нужно нажать на Alternstive connections. Появится клавиатура, и на ней нужно начать вводить необходимое название. После появления названия необходимой станции высвечивается доступный маршрут. Как видите, в моем примере это Берн-Цюрих.

Справа появляются возможные варианты пересадки.

Когда вы выбрали удобный вариант пересадки, необходимо еще определиться, нужен ли вам билет в одну сторону или туда и обратно.

И решить с выбором класса вагона. Ну, тут думать нечего, берем второй. Экономим.

Теперь нужно выбрать скидку и количество мест. Варианты, размещенные слева и обозначенные 1/2, предполагают поездку за половину стоимости. Они подходят детям, собакам и владельцам различных скидочных карт. Справа находятся варианты без скидок для взрослых пассажиров.

И вашим последним шагом является проверка введенных вами данных и оплата билета.

Как видите, нечего сложного нет. Но это вы сейчас сидите дома, удобно разместились на кресле, чай, видать, пьете. А там на вокзале условия далеко не такие комфортные, и от неожиданности или даже перепугу можно забыть все, что я тут вам рассказывала. Чтобы такого не случилось, знания нужно закрепить на практике. Вот тренажер, который поможет вам попрактиковаться в покупке билета, чтобы на вокзале уже быть во всеоружии и приобрести его за 60 секунд!

Через сайт SBB

Ну не нравится мне их сайт . И, кстати, объективных причин на то нет. Наверное меня так пленили кассиры, что совершенно не хочется заморачиваться покупками через Интернет. Но в кассе недоступны некоторые варианты билетов, так что осваивать сайт швейцарской железной дороги все же придется.

На главной стрнице вводим информацию о маршруте и времени отправления. Далее нужно нажать Searh connection.

Теперь перед нами появляется список рейсов. Нет, не просто список рейсов! А вся информация о них, вплоть до того, с какой платформы отправляется поезд. Это реально удобно, респект железнодорожникам, не нужно проводить время в раздумьях о том, делать ли бутерброды с сыром в дорогу или можно будет сходить отобедать в вагон-ресторан. Чтобы получить дополнительные сведения, нужно кликнуть на знак плюса, который я обозначила стрелочкой. При нажатии значок превращается в минус, а перед покупателем появляется вся нужная информация. Определившись с рейсом, нужно нажать на Fare/Buy.

Далее появляется страница, на которой нужно выбрать предпочитаемый класс вагона и тип билета - в одну сторону или сразу в обе. Также необходимо указать имя и фамилию, дату рождения. На этом шаге можно добавить и других пассажиров. Обратите внимание на графу Reduction. Если у вас есть скидка на проезд или вы едете с ребенком, из выпадающего списка можно выбрать необходимый вариант скидки. Нажимаем на Next.

На этой страничке вам предлагают купить дополнительные билеты, например, для перемещения по городу. Если нужно - добавляйте в корзину. Идем дальше.

Здесь нужно зарегистрироваться, залогиниться или продолжить без регистрации. Выбираем самый последний вариант и жмем Next.

Теперь предлагают ввести номер скидочного ваучера. Вот бы он еще был… Если его нет, то просто пропускаем этот блок и нажимаем на Continue shopping.

Вы выбираете самый удобный вариант проведения платежной операции и перечисляете необходимую сумму. Билет придет на электронную почту, и его нужно распечатать. Кстати, совершить покупку можно и через мобильное приложение . Но только что вы покажете контролеру в поезде, если ваш смартфон разрядится? Не забудьте учесть этот момент.

***

Наслаждайтесь! А что я могу вам еще сказать? Путешествие в Швейцарию станет одним из самых красочных моментов в вашей жизни! А железная дорога, как вы уже поняли, только способствует прекрасному отдыху.


Close