Грандиозное творение архитектора Монферрана - это четвертая версия храма Святому Исаакию Далматскому в Петербурге. Судьбу первых трех соборов решила череда неприятностей.

2014

Проект нынешнего собора создал малоизвестный в то время старший чертежник Огюст Монферран. Строительство шло почти 40 лет. Архитектор Антуан Модюи стал доказывать, что храм рухнет. Пришлось дорабатывать проект. Начавший роспись купола Брюллов заболел, и доделывал ее Петр Басин. Перед освящением храма в 1858-м пропало сукно, которым собирались выстлать путь государя от Зимнего дворца. Через месяц после освящения собора Монферран умер. Но его собор украшает площадь уже 156 лет.

1710

Первая церковь была деревянной и стояла у Адмиралтейской верфи (на рисунке). Это был перестроенный амбар, где раньше делали чертежи кораблей. Но сырость привела его в негодность. Поэтому в 1727 году на новом месте (где сейчас стоит Медный всадник) построили каменную церковь. Но из-за близости к Неве почва была неустойчивой, и в стенах быстро появились трещины. К тому же в храм ударила молния и начался пожар. Здание ремонтировали 10 лет, но оно продолжало разрушаться, и в 1758-м его разобрали.

1768

Для третьего собора выбрали новое место, где стоит нынешний храм. За проект (на рисунке) взялся Антонио Ринальди. Но средств не хватало, и за 28 лет собор довели лишь до карниза. Доделывал его уже другой итальянец - Винченцо Бренна. Храм отличался от проекта и вышел одноглавым, а колокольня двухъярусной. Долго он не простоял: в 1816-м cо сводов обрушилась штукатурка, и его закрыли.

1 храм: еще в 1707 году в строящемся городе по велению Петра I была поставлена церковь Исаакия Далматского. *Император недаром решил почтить именно его – он родился в день святой памяти преподобного, 30 мая по юлианскому календарю .

Здесь, в наспех построенной сырой и пропитанной корабельной смолой церкви, венчались в 1712 году Петр I и Марта Скавронская (Екатерина I).

2 храм: вторую, уже каменную, церковь Исаакия Далматского заложили в 1717 год у – первая к тому времени уже обветшала. Храм стоял на берегу Невы, примерно на том месте, где сейчас возвышается Медный всадник . Постройка очень напоминала Петропавловский собор архитектурным решением и высоким шпилем . Однако береговой грунт под церковью постоянно проседал, а в 1735 году он был сильно поврежден ударом молнии. Тогда пригласили архитектора Савву Чевакинского, чтобы он оценил состояние собора. Он не стал лукавить и заявил, что постройка долго не продержится. Нужно было менять место расположения собора и строить его заново. С этого момента и началась история того Исаакиевского собора, который мы знаем.

3 храм: Савву Чевакинского назначили в 1761 году руководителем строительства нового Исаакиевского собора, но подготовка затянулась, и вскоре архитектор подал в отставку. Его место занял Антонио Ринальди, а торжественная закладка собора состоялась только в 1768 году. Ринальди руководил строительством вплоть до смерти Екатерины II, а после этого уехал за границу. Здание было возведено только до карниза. По указанию Павла I за собор взялся Винченцо Бренна, который изменил проект.

Мрамор для облицовки перенаправили в Михайловский замок, поэтому собор выглядел странно – кирпичные стены высились на мраморном основании . Этот «памятник двух царствований» освятили в 1802 году, но вскоре стало ясно, что он портит облик «парадного Петербурга». При Александре I дважды проходил конкурс на его облагораживание: в 1809 и 1813 годах. Все архитекторы предлагали просто снести его и построить новый, поэтому император поручил инженеру Августину Бетанкуру заняться проектом реконструкции собора лично.

Он перепоручил это дело молодому архитектору Огюсту Монферрану . Мастера тогда имелись в Петербурге и по­опытнее, но француз оказался ловким дипломатом. Он изготовил и передал царю сразу 24 проекта в самых разных стилях, даже в китайском. Такое рвение императору понравилось, и Монферран был назначен придворным архитектором.

4 храм: Новый собор заложили в 1819 году , но проект Огюсту Монферрану пришлось дорабатывать еще шесть лет. Строительство же затянулось почти на сорок лет, что породило слухи о неком предсказании, которое архитектор получил от ясновидца. Якобы колдун напророчил ему, что он умрет, как только достроит собор. И действительно, спустя месяц после церемонии освящения собора архитектор умер.

Еще одна легенда гласит, что Александр II заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Долматского, самого Монферрана держащим голову прямо. Отметив про себя гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего тот расстроился, слег и умер.


Огюст Монферран на фронтоне собора

На самом же деле Монферран умер от острого приступа ревматизма, случившегося после перенесенного воспаления лёгких. Он завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император Александр II не дал на это согласия. Вдова Монферрана увезла тело зодчего в Париж , где он и был похоронен на Монмартрском кладбище.

Инженерное чудо

В процессе строительства собора было использовано много технологий, оригинальных и дерзких для своего времени. Здание было необычайно тяжелым для болотистого грунта, и для его строительства потребовалось вбить в основание фундамента 10 762 сваи. Это заняло пять лет , и под конец горожане стали шутить на этот счет – мол, забили как-то сваю, а она полностью ушла под землю. Забили вторую – и от нее ни следа. Третью, четвертую и так далее, пока не пришло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую! На конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи «Громов и К!»


Отдельного внимания стоят гранитные колонны собора . Гранит для них добывали на берегу Финского залива , у Выборга. Каменотесы изобрели специальный способ извлечения монолитных глыб: просверливали в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина. В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. 40 человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки. Доставляли камни в город по рельсам, хотя железной дороги в России тогда еще не было.

Установка 48 колонн заняла два года и завершилась в 1830 году, а в 1841 впервые в истории 24 колонны весом по 64 тонны каждая подняли на высоту более 40 метров, чтобы установить вокруг купола. На золочение купола ушло более 100 килограммов червонного золота, еще 300 килограммов потребовалось для золочения интерьера . Исаакиевский собор – четвертый в мире по величине , его вес составляет 300 тысяч тонн, а высота – 101,5 метр. Колоннада Исаакия остается самой высокой обзорной площадкой в центре города.

Залог силы Романовых

Невероятно затянувшееся строительство собора не могло не породить массу домыслов и слухов, всем казалось, что в этом долгострое есть что-то таинственное, как в покрывале, которое Пенелопа ткала для Одиссея и тайком распускала.

Заложенный в 1819 году собор завершили только в 1858, но и после освящения храм постоянно нуждался в ремонте и доработке, строительные леса еще долгие годы стояли неразобранными.

В итоге родилась легенда о том, что пока стоят леса – правит и династия Романовых . Сходилось и то, что средства на все доделки выделяла царская казна. Окончательно леса с Исаакиевского собора впервые сняли в 1916 году , незадолго до отречения от российского престола императора Николая II в марте 1917 года.

Еще один миф гласит, что у ангелов на фасадах Исаакиевского собора – лица членов императорской семьи.

Собор уходит

Невероятная тяжесть собора поражала воображение современников не меньше, чем поражает нас сегодня. Исаакиевский собор – самое тяжелое здание в Петербурге. Много раз ему пророчили обрушение, но несмотря ни на что он держится до сих пор.

Одна из городских легенд гласит, что известный шутник, один из создателей образа Козьмы Пруткова Александр Жемчужников как-то ночью переоделся в мундир флигель-адъютанта и объехал всех ведущих столичных архитекторов с приказанием «наутро явиться во дворец ввиду того, что провалился Исаакиевский собор». Несложно представить, какую панику вызвало это извещение.

Впрочем, легенда о том, что Исаакиевский собор постепенно и незаметно оседает под тяжестью собственного веса, жива до сих пор.

Маятник Фуко

Большевики пытались использовать Исаакий для антирелигиозной пропаганды. Для этого в 1931 году в нем повесили маятник Фуко , наглядно иллюстрирующий вращение Земли. Собранные в храме комсомольцы были в восторге: многие спорили, будет ли сбит поставленный на специальную подставку спичечный коробок или нет . Небесная механика не подводила: плоскость качания маятника зрительно поворачивалась, и коробок исправно падал . Советские газеты почему-то назвали это «триумфом науки над религией». Хотя, как известно, первый опыт Фуко был выполнен с благословения папы римского как раз для того, чтобы доказать могущество Бога.


Бюст архитектора Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней – всех, что использовали при строительстве храма

Исаакиевский собор – музей

В 1963 году завершилась послевоенная реставрация собора. Музей атеизма перенесли в Казанский собор, а маятник Фуко сняли, так что с тех пор Исаакий работает как музей. Маятник, забавлявший туристов, сейчас лежит в хранилище, в подвалах храма. В центре купола, где раньше крепился трос, возвращена фигура голубя, символизирующая Святой Дух. Здесь пока еще можно увидеть бюст Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней – всех, что использовали при строительстве храма .

В 1990 году (впервые с 1922 года) в храме совершил Божественную литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году было подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» и Санкт-Петербургской Епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса», и сегодня богослужения проводятся регулярно по праздникам и воскресным дням.

В настоящий момент происходит судебное разбирательство по поводу передачи собора Русской православной церкви.

Собор вмещает 15 тысяч человек – ни в один другой храм в России.

Один из самых крупных и красивых храмов. Его величавые и золоченые купола служат визитной карточкой Северной столицы. Каждый турист, посещающий славный город на Неве, обязательно посещает это святое сооружение, которое обладает множеством интересных фактов, мифов, легенд. А по нынешним временам от Исаакия ежедневно ждут свежих новостей. Но сначала нужно окунуться в прошлое.

Деревянное, каменное и мраморно-кирпичное прошлое

  • История Исаакиевского собора берёт свое начало практически со дня основания Санкт-Петербурга. Разница в каких-то 4 года.
  • Закладкой первых 2-х церквей начал строительство собора в честь Исаакия Далматского - Петр Первый, а завершил - Александр Второй.
  • Каждый император принимал активное участие в его возведении или реконструкции.
  • Петр Великий родился в день преподобного Исаакия Далматского - 30 мая. Государь, желая почтить память святого, задумал о постройке храма.
  • Сначала Исаакий построили из дерева и освятили в 1707 году. Через 5 лет здесь состоялось венчание государя.
  • Спустя 10 лет храм перестроили из камня. Знатным шпилем и архитектурным замыслом он походил на Петропавловский собор. Воды Невы подмывали фундамент храма, а также удар молнии, по причине которой в нем возник пожар, вынудили опять его отстраивать.
  • При Екатерине Второй было вынесено такое решение. Собор расположили чуть подальше от воды, и в те времена уже использовали мрамор, который и смотрелся лучше, и обладал большей выносливостью. Его применили при закладке фундамента. Но императрица, нанявшая итальянского архитектора Ринальди, не успела реализовать грандиозный проект.
  • Достраивали при Павле Первом и спешно. Храм с кирпичными стенами, которые зиждились на основании из мрамора, выглядел смешно. Он стал “памятником двух тронов”. Известно, на 2-х стульях не усидишь. Хоть и аллегория, но “в яблочко”.
  • Александр Первый приказал разрушить сооружение, изрядно уродовавшее лицо Северной столицы. Он велел возвести храм из гранита.

Величавая и “напророченная ли” судьба Монферанна

  • Императору понравились чертежи молодого архитектора французского происхождения Огюста Монферрана. Он назначил его придворным архитектором и дал поручение воздвигнуть собор. Именно этот проект мы видим сегодня.
  • Строительство длилось в течение сорока лет. Молва гласила, что Огюсту какой-то пророк предсказал кончину сразу же после того, как Исаакий будет возведён. Посему, видно, архитектор не торопился с окончанием строительства.
  • Случайность это или нет, но спустя 27 дней после освящения собора Монферран умер. Хотя ему было за 70. Или причиной этому стало не совсем благодарная "реакция" Александра Второго по отношению к автору проекта. Поговаривают, что государь сделал замечание Огюсту за ношение “военных" усов. Либо, оформление Монферанна пришлось не "ко двору". Углядели, что святые в художественном убранстве были изображены со склонёнными головами перед Исаакием Далматским. Лишь архитектор предстает с поднятой головой.
  • Сейчас бытует легенда, что в полночь можно увидеть Монферрана обходящим свои владения. Однако, признают, что призрак к посетителям относится благодушно.

Ноу-хау тех эпох или инопланетные цивилизации

  • Для колонн Исаакиевкого собора, весившим до 114 тонн, под Выборгом вырубали гранитные монолиты, отделывали фасады и интерьеры из мрамора, завозимого из карьеров: Тивдийского и Рускеальского.
  • Чтобы доставить громадные блоки и установить более сотни колонн был изобретен рельсовый механизм. При создании статуй и барельефов придумали гальванопластику. Данное новшество было применено впервые в мире.
  • Однако до сих пор некоторые считают, что возведение такого гиганта и доминанта в те года было не под силу людям. Равно, как и строительство Египетских пирамид, мол, без инопланетных высших цивилизаций не обошлось.

Исчерпали ли малахит

На строительство Исаакия пошло 16 тонн малахита. Считают, что этим самым были истрачены природные запасы малахита. Им украшены колонны у главного алтаря. Пластины малахита скрепляли составом, созданным на основе благовонного масла, и сейчас здесь ощущается аромат миро.

Строительные леса и императорская династия

Построили собор в 1858 году. Но строительные леса вокруг него долго не разбирали, мотивируя тем, что они могут понадобиться в любую минуту для ремонта, а возводить их заново громоздко и дорого. Тогда-то и появились слухи, что пока у Исаакия стройлеса стоят, Романовы правят. Судите сами: разобрали леса в 1916 году...

Имперский Исаакий и социалистическая власть

  • В 1922 году, чтобы Поволжье не голодало, из собора взяли серебро и золото. В 1931 году в нем открыли 1-ый в России антирелигиозный музей. Что спасло жизнь Исаакию. Он служил наглядным примером порабощения масс, в частности, экскурсантам рассказывали о мучениях подневольных зодчих.
  • Тогда же в храме поставили маятник Фуко, демонстрировавший вращение Земли. Сейчас маятника не увидишь, его место занимает символ Святого Духа - голубь.
  • С 1948-го храм становится музеем “Исаакиевский собор”. В 60-х прошлого века его отреставрировали. Внутри стоит бюст Огюста Монферрана, на который пошли минералы и камни, используемые в возведении сооружения.

Стойкость во время ВОВ

На стенах и колоннах остались следы от бомбардировок по собору. Из-за примечательного купола он стал целью для вражеских налётов с воздуха. Хотя горожане заранее обильно покрыли его краской. И этот самоотверженный подвиг петербуржцев спас многие произведения искусства. Также здесь хранились экспонаты из городского музея истории и Летнего дворца Петра Первого, а также из ценности из памятных и художественных сокровищниц области.

С 90-х прошлого века и по день сегодняшний

  • С 90-х прошлого века на куполе открыта смотровая площадка, откуда можно насладиться прекрасным видом на весь исторический центр города на Неве.
  • В 2005 году Музей-памятник „Исаакиевский собор“ и Санкт-Петербургская епархия подписали соглашение о совместной деятельности.
  • Сегодня вопрос о передаче Исаакиевского собора РПЦ уже решен. Но страсти не унимаются. Кажется, что общество разделилось на равные половины: кто за и кто против данного решения городских властей.
  • Русская Православная Церковь и Министерство культуры заключили договор о сохранении всех соборных ценностей. Исаакий передают Церкви на сорок девять лет. Его собственниками остаются петербуржцы. Храм занесён в список охраняемых сооружений в РФ и ЮНЕСКО.
  • Митрополит Кирилл заверил прихожан, петербуржцев в том, что Исаакиевский собор будет работать и как музей, и как храм для служения Богу. Даже теперь вход будет бесплатным, правда, за исключением подъёма на колоннаду и экскурсий. Все расходы на содержание собора возьмет на себя теперь митрополия. На реконструкцию деньги будут выделяться из городского бюджета.

Собор будет находиться в ведении и городской власти, и православной церкви. По духу ли это будет буквально всем горожанам, покажет время.

1. Исаакиевский собор - одна из знаковых достопримечательностей Санкт-Петербурга, памятник архитектуры XIX века. Расположенный на Исаакиевской площади, он является самым крупным православным храмом в городе с внутренней площадью свыше 4 тысяч квадратных метров, способный вместить одновременно 12000 человек.

2. Исаакиевский собор — его размеры грандиозны, только высота составляет 101,5 метра. Собор входит в число крупнейших купольных сооружений Европы, уступая только собору св. Петра в Риме и будучи почти равным по величине собору св. Павла в Лондоне.

3. Существующий собор - четвертый по счету храм на этом месте с таким названием. Первой была Церковь Исаакия Далматского, она была деревянной (построена в 1707 году). А в 1717 году ей на смену начали строить каменную церковь на месте, где сейчас стоит Медный всадник. Третье здание строилось в 1768-1802 годах.

4. Исаакиевский собор в нынешнем виде был открыт в Санкт- Петербурге в 1858 году. Он начал строиться по приказу Петра І, который родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского и решил таким образом почтить память святого. Поэтому Исаакиевский собор можно по праву считать ровесником Санкт-Петербурга.

5. Царю Александру Первому не понравился собор в центре города, поэтому он решил его сломать и построить новый. Он захотел иметь храм из гранита, чтобы он удивлял своей красотой. Выполнял его строительство архитектор Огюст Монферран, которому понадобилось 40 лет, чтобы закончить данное строительство. Поговаривают, что Огюст не спешил его заканчивать по той причине, что гадалка ему нагадала о смерти сразу после строительства собора.


6. Летом 1858 года митрополит Григорий освятил вновь построенный собор в честь преподобного Исаакия Далматского – покровителя Санкт-Петербурга. Монферран умер через месяц после освящения. Он завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но просьбой пренебрегли, поскольку Монферран был католиком и тело зодчего отправили в Париж.

7. Но память об архитекторе собор все же хранит: в южном нефе установлен его бюст работы ученика Монферрана – Фолетти. Оцените изящный замысел скульптора – при создании бюста он использовал все породы камня, примененные Монферраном при строительстве и отделке Исаакия.

8. Гранит для колонн и мрамор для облицовки добывали на рускольских и тивдийских мраморных ломках в Карелии. Работы велись круглосуточно в течение года.

9. Работы по строительству требовали технических новшеств. Так, для возведения колонн и купола был изобретен рельсовый механизм. Установка одной 17-метровой колонны весом 114 т занимала около 45 минут.


10. Чтобы украсить собор изнутри, потребовалось ​400 кг золота, 500 кг лазурита, 1 тыс. т бронзы и 16 т малахита.

11. Купола собора требовали особого золочения, при котором использовалась ртуть. От ее испарений умерли шестьдесят работавших на строительстве мастеров. Для отделки куполов понадобилось около 100 кг золота.

12. На углах фронтонов (на 30-метровой высоте) находятся скульптурные группы апостолов и евангелистов. Над фигурами трудился Витали, а его работу контролировал сам Монферран, а также комиссия и Синод.

13. Во время революции 1917 года собор был разорен, а в 1922 году из него были изъяты 48 кг золота и более 2 т серебра на нужды голодающих Поволжья.


14. Собор был заметной мишенью для немецких лётчиков во время Великой Отечественной войны из-за своего огромного золотого купола. Жители на свой страх и риск покрывали его литрами зелёной краски, чтобы сделать менее заметным.

15. Попасть в собор можно через три двери, каждая створка из которых весит десять тонн. Открываются двери благодаря специальному механизму, вмонтированному в стены.

16. Внутри Исаакиевский собор имеет вид креста. Пол выполнен из разноцветного мрамора с рамками из порфира. Солея и три ступени, которые ведут к алтарю, сделаны из красного порфира, это очень редкий и дорогой камень. В соборе три алтаря. В фонаре купола изображается Святой Дух в виде голубя из бронзы и серебра.


17. 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых в России антирелигиозных музеев. В том же году в Исаакиевском соборе установили гигантский маятник Фуко - благодаря своей длине он наглядно демонстрировал вращение Земли. Тогда это называли триумфом науки над религией.

18. В пасхальную ночь 1931 года ночь 7000 тысяч ленинградцев набились в Исаакиевский собор. «Красная газета» на следующий день писала: «Многочисленные посетители с громадным интересом слушали лекцию профессора Каменьщикова, посвященную опыту Фуко». Сейчас маятник демонтирован, в месте его крепления располагается фигурка голубя.

19. Исаакиевский собор имеет главный колокол и еще 11 менее величественных колоколов. Подняться на самую высокую площадку Исаакиевского собора можно после того, как пройдешь 300 ступеней. С колоннады открывается величественный вид на город Петра. Неудивительно, что именно это место облюбовали туристы со всего мира.


20. Первая церковная служба была проведена в соборе в 1990 году. В настоящее время они проходят регулярно, по праздникам и воскресеньям.

21. Александр Дюма назвал Огюста Монферрана «Микеланджело Севера». Он достиг всего, о чем может мечтать человек и творец – мастерства, славы, денег.


22. Музейный комплекс «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» — единственный государственный музей в России существующий не на бюджетные средства, а на собственные доходы. Ежегодно собор посещают миллионы туристов. Помимо этого, музей платит налоги - около 50-70 миллионов рублей в год.

Исаакиевский собор, одно из самых впечатляющих строений Петербурга, был освящен ровно 156 лет назад, (30 мая) 11 июня 1858 года. Его история, которая ведет свое начало практически со дня основания Северной столицы, полна неожиданных поворотов и удивительных фактов..

Два предшественника

Еще в 1707 году в строящемся городе по велению Петра I была поставлена церковь Исаакия Далматского. Император недаром решил почтить именно его - он родился в день святой памяти преподобного, 30 мая по юлианскому календарю. Здесь, в наспех построенной сырой и пропитанной корабельной смолой церкви, венчались в 1712 году Петр I и Марта Скавронская (Екатерина I).

Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 год. Фото: Public Domain

Вторую, уже каменную, церковь Исаакия Далматского заложили в 1717 году - первая к тому времени уже обветшала. Храм стоял на берегу Невы, примерно на том месте, где сейчас возвышается Медный всадник. Постройка очень напоминала Петропавловский собор архитектурным решением и высоким шпилем. Однако береговой грунт под церковью постоянно проседал, а в 1735 году он был сильно поврежден ударом молнии. Тогда пригласили архитектора Савву Чевакинского, чтобы он оценил состояние собора. Он не стал лукавить и заявил, что постройка долго не продержится. Нужно было менять место расположения собора и строить его заново. С этого момента и началась история того Исаакиевского собора, который мы знаем.

Сбывшееся предсказание

Чевакинского и назначили в 1761 году руководителем строительства нового Исаакиевского собора, но подготовка затянулась, и вскоре архитектор подал в отставку. Его место занял Антонио Ринальди, а торжественная закладка собора состоялась только в 1768 году. Ринальди руководил строительством вплоть до смерти Екатерины II, а после этого уехал за границу. Здание было возведено только до карниза. По указанию Павла I за собор взялся Винченцо Бренна, который изменил проект.

Собор несколько раз менял и архитекторов, и внешний вид. Фото: АиФ / Ксения Матвеева

Мрамор для облицовки перенаправили в Михайловский замок, поэтому собор выглядел странно - кирпичные стены высились на мраморном основании. Этот «памятник двух царствований» освятили в 1802 году, но вскоре стало ясно, что он портит облик «парадного Петербурга».

При Александре I дважды проходил конкурс на его облагораживание: в 1809 и 1813 годах. Все архитекторы предлагали просто снести его и построить новый, поэтому император поручил инженеру Августину Бетанкуру заняться проектом реконструкции собора лично. Он перепоручил это дело молодому архитектору Огюсту Монферрану.

Новый собор заложили в 1819 году, но проект Монферрану пришлось дорабатывать еще шесть лет. Строительство же затянулось почти на сорок лет, что породило слухи о неком предсказании, которое архитектор получил от ясновидца. Якобы колдун напророчил ему, что он умрет, как только достроит собор. И действительно, спустя месяц после церемонии освящения собора архитектор умер.

Еще одна легенда гласит, что Александр II заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Долматского, самого Монферрана держащим голову прямо. Отметив про себя гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего тот расстроился, слег и умер. На самом же деле Монферран умер от острого приступа ревматизма, случившегося после перенесенного воспаления лёгких. Он завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император Александр II не дал на это согласия. Вдова Монферрана увезла тело зодчего в Париж, где он и был похоронен на Монмартрском кладбище.

Инженерное чудо

В процессе строительства собора было использовано много технологий, оригинальных и дерзких для своего времени. Здание было необычайно тяжелым для болотистого грунта, и для его строительства потребовалось вбить в основание фундамента 10 762 сваи. Это заняло пять лет, и под конец горожане стали шутить на этот счет - мол, забили как-то сваю, а она полностью ушла под землю. Забили вторую - и от нее ни следа. Третью, четвертую и так далее, пока не пришло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую! На конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи «Громов и К!»

При установке гранитных колонн использовались новаторские для того времени технологии. Фото: АиФ / Ксения Матвеева Отдельного внимания стоят гранитные колонны собора. Гранит для них добывали на берегу Финского залива, у Выборга. Каменотесы изобрели специальный способ извлечения монолитных глыб: просверливали в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина. В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. 40 человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки.

Доставляли камни в город по рельсам, хотя железной дороги в России тогда еще не было. Установка 48 колонн заняла два года и завершилась в 1830 году, а в 1841 впервые в истории 24 колонны весом по 64 тонны каждая подняли на высоту более 40 метров, чтобы установить вокруг купола. На золочение купола ушло более 100 килограммов червонного золота, еще 300 килограммов потребовалось для золочения интерьера.

Исаакиевский собор - четвертый в мире по величине, его вес составляет 300 тысяч тонн, а высота - 101,5 метр. Колоннада Исаакия остается самой высокой обзорной площадкой в центре города.

Музей атеизма

Как и все религиозные постройки, после Октябрьской революции храм был разорен. В мае 1922 года на нужды голодающих Поволжья из Исаакия вывезли 48 килограммов золотых предметов и две тонны серебра. В 1928 году президиум ВЦИК постановил «оставить здание собора в исключительном пользовании Главнауки в качестве музейного памятника». 12 апреля 1931 года в соборе был открыт один из первых в Советской России антирелигиозных музеев.

Это и спасло храм от разрушения - сюда стали водить экскурсии, на которых посетителям рассказывали о страданиях крепостных строителей здания и о вреде религии. Еще одна часть экскурсии носила научно-просветительский характер - под куполом висел маятник Фуко, длина которого составляла 91 метр. Маятник и сейчас хранится в запасниках храма, получившего статус государственного музея-памятника.

Война

Суровые годы войны тоже оставили храм невредимым. Купол закрыли камуфляжем военные альпинисты (один из них - Михаил Бобров - живет в Петербурге по сей день и носит звание почетного гражданина города). Согласно легенде, при угрозе оккупации города нужно было найти хранилище для тех ценностей, которые не успели вывезти. Тогда один пожилой офицер предложил собрать все в подвалах Исаакия, объясняя это тем, что фашисты используют его купол как ориентир и не станут по нему стрелять.

Все 900 дней блокады музейные ценности из пригородов Ленинграда, а также Музея истории города и Летнего дворца Петра I пролежали в полной безопасности, а на площади перед собором блокадники разбили огород, где ухитрялись выращивать капусту - об этом свидетельствуют архивные кадры 1942 года.

Но полностью избежать повреждений собору не удалось - о разрывах снарядов до сих пор напоминают следы от осколков на колоннах западного портика. Из-за отсутствия отопления пострадали настенные росписи, а живописная работа Бруни «Адам и Ева в раю» была смыта полностью.

Музейное настоящее

В 1963 году завершилась послевоенная реставрация собора. Музей атеизма перенесли в Казанский собор, а маятник Фуко сняли, так что с тех пор Исаакий работает исключительно как музей. Здесь и сегодня можно увидеть бюст Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней - всех, что использовали при строительстве храма.

В 1990 год впервые с 1922 года в храме совершил Божественную литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году было подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» и Санкт-Петербургской Епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса», и сегодня богослужения проводятся регулярно по праздникам и воскресным дням.


Close