Вот и закончилось мое краткое, но такое насыщенное путешествие по Армении, даже немного жаль. Сегодня будет последний день с прогулками по Еревану и поездкой в Святой Эчмиадзин, попутно посмотрим руины храма Звартноц. Как всегда в статье не только полезности: как добраться, цены, фото и т.д., но и личный опыт с приключениями.

Экскурсии

Если вы любите узнавать о других странах не только на личном опыте, но и из уст тех, кто в этой стране живет, то экскурсии от местных жителей для Вас!

  • Для знакомства со столицей

Можете выбрать другую экскурсию в Ереване:

Большой Каскад и «неоартовые» скульптуры Еревана

Прибыв к вечеру в столицу после , мы воспользовались городским транспортом.

Как добраться

Если ехать на метро (100 драм , время работы с 6:30 до 23:00 ), то нужная станция Маршал Баграмян или Аритасардакан, откуда до Каскада легко дойти пешком.

Если ехать на автобусе (100 драм , оплата на выходе), то смотря откуда.

Нас интересовал центр города, вот только я не предполагала, что добраться туда окажется целой проблемой. Мы так же, как и все постояли на остановке, а потом «давились» в маленьком автобусе. После множества расспросов, объяснений на плохом русском языке, неудобств и часа езды на раздолбанном автобусе, мы были «где-то рядом» с нужным нам местом.

Так как стемнело еще по дороге в Ереван, то ориентироваться стало немного хуже. Чтобы хоть как-то поднять боевой дух, мы зашли в первое попавшееся кафе, где впервые попробовали хачапури «по аджарски» (да, как это ни странно именно в Армении, а не в Грузии), о чем ничуть не пожалели.

Пока ели, успели покопаться в картах и «подоставать» расспросами официанток с администратором кафе, благодаря чему наш маршрут на завтра был примерно готов. Вот только на сегодня путь так и оставался непонятным. В кафе мы прилично задержались, сытный ужин, и усталость за весь день начали сказываться. Чуть позднее мы снова шли по улице, которая не собиралась заканчиваться, а вот мое терпение совсем наоборот.

И вот он… «свет в конце тоннеля»! Сквер А. Таманяна, где повсюду прогуливались или сидели на лавочках отдыхающие, а за ним виднелась наша последняя цель на сегодня — Большой Каскад.

Что посмотреть

1. Прогуляться по скверу им. А. Таманян , где по всему периметру каких только скульптур не увидишь.

Самыми запоминающимися для меня были три огромные «толстые» статуи (именно толстые, так как изображены были фигуры толстяков). Говорят, их подарил городу какой-то местный миллионер. Скульптуры из-за своей полноты не влезли в кадр, поэтому вместо них горные козлики:).

2. Подняться по лестницам Каскада , где между пролетами ступенек были целые этажи с фонтанами, статуями и фигурами, различными по своей сути и функциям. Фонтаны работают только днем. Чем выше поднимаешься, тем ниже опускается челюсть, хотя издалека Каскад не слишком впечатляет. Я про усталость вовсе забыла.

К сожалению, в свое время «каскад» не достроили, и очень долго простоял в ожидании своего часа. Если судить по множеству строительных площадок, дождался.

3. Дойти до вершины Каскада, откуда открывается потрясающий вид на Ереван.

4. В дневное время нужно обязательно зайти внутрь Каскада и также прогуляться по этажам, для этого в помощь вам эскалатор. Внутри также, как и снаружи множество «неоартовых» скульптур и прочей рукотворной красоты. В этой поездке мы не смогли попасть внутрь, зато удалось сделать это в .

5. Пройтись по Площади Франции, где в вечернее время обнаружился замечательный танцующий фонтан.

Возвращение в отель, последние армянские приключения

После прогулки по центру Еревана, мы отправились на поиски метрополитена. Милиционер, мирно спавший за рулем уазика, на наш вопрос сообщил, что метро уже час как не работает (на часах была полночь). Вся надежда оставалась на автобусы, которые опять же неизвестно, в какой стороне искать.

Позади осталась уже пара кварталов, а улицы становились все более безлюдными. На глаза нам попалась странная троица. Два молодых человека, и девушка-карлик. Мы решили выяснить, как добраться до автобуса. Нас не удивило даже то, что они не знали русского совсем. Пришлось изъясняться на английском.

Ребята так прониклись нашей просьбой, что натурально бегали в поисках такси, объясняя водителям останавливающихся машин, куда нужно добраться. И тут в моем уставшем мозгу промелькнула мысль, что ребята не местные, иначе откуда столько проблем с поиском машины. Эту простую истину я пыталась намеками донести до моего друга, но тот похоже тоже уже спал наяву.

Тем временем, трое ребят поймали нужную машину и в мы 5-ом залезли в салон. Тут мой друг начал тоже понимать, что троица — не армяне, так как ребята с таксистом никак не могли договориться. Прислушиваясь, мы поняли, что они пытаются говорить по английскии, а ведь нам по-русски было проще ему рассказать, куда ехать.

Мы вручили визитку места, где остановились. Когда девушка увидела название отеля — «hotel-sauna-djakuzi», она так на меня посмотрела, что я не смогла сдержать смеха. После долгих споров и выяснений, наконец, наметили цель, и двинулись в нужном направлении. Оказалось, что трое «армян» совсем не армяне, а иранцы. Девушка-карлик переехала в Армению всего пару месяцев назад, поэтому алфавит она местный выучила, а вот с языком пока было туго, а парни просто были ее друзьями, которые приехали в гости.

И снова чудо, с нас не взяли денег. Ребята сами иностранцы, да еще бесплатно нас провезли, пусть им и было по пути. Я в очередной раз в шоке. Добравшись до кровати, нащупав подушку, я свалилась на неё и сразу же уснула.

Святой Эчмиадзин – центр армянской апостольской церкви

Наконец, сегодня можно было не вскакивать, как ошалелая, с кровати, чтобы мчаться неизвестно куда и все посмотреть. Мы неторопливо собрались, все так же заплатили за ночь и оставили рюкзак на полдня, так как поезд до Грузии был в 15 часов.

Как добраться

Эчмиадзин (Вагаршапат) находится в 20 км от Еревана, а храм Звартноц ближе. Мы как всегда поедем сначала до дальней точки, а на обратном пути заглянем в Звартноц.

Такси: если берете машину в городе, то цена варьируется от 2500 до 5000 драм (как договоритесь).

Маршрутка: необходимый транспорт можно найти на пересечении улицы Сарьяна и проспекта Маштоца, справа от проспекта; также можно уехать с центрального автовокзала (Киликия). Стоимость проезда 250 драм , время в пути — 30 мин, ходят с раннего утра и до позднего вечера (до 22:00).

Нас маршрутка везла невыносимо медленно, возможно потому, что машина уже давно мечтала уйти на покой, возможно, потому, что ехала она на газу, а может и то и другое. Да, в Армении почти весь транспорт ездит на газу, так как это в три раза дешевле бензина.

Что посмотреть

Для армян Эчмиадзин (прежнее название Вагаршапат ) — центр притяжения, если не мироздания. Побывать здесь обязан каждый армянин, как бы далеко от родины он ни жил, где бы ни родился.

1. Погонять голубей возле купольной базилики Гаянэ (небольшое архитектурное сооружение, самое обычное, каких мы уже вдоволь насмотрелись).

2. Заглянуть в Эчмиадзинский Кафедральный Собор.

Чтобы зайти туда понадобится прикрыть голову и ноги (женщине), можно взять на месте.

3. Если помните из истории Гегарда: где-то здесь должно храниться то самое копье Лонгина, которое он вонзил в распятого Иисуса. Его вы найдете в музее-сокровищнице Святого Эчмиадзина. Мы приехали слишком рано, музей был еще закрыт (да и я музеи не слишком люблю). Говорят с 2017 года он стал платным, уточняйте эту информацию на месте.

4. Просто прогуляться по довольно большой территории, состоящей из нескольких церквей, административного здания и резиденции каталикоса всех армян. Особенно хорошо это делать в утренние часы, пока туристов не так много. Кругом умиротворение и тишина.

Время работы и стоимость

  • Время работы музея: с 10:30 до 17:00, понедельник-выходной
  • Время работы собора: ежедневно с 07:00 до 20:00
  • Стоимость: бесплатно

Храм Звартноц

В купе с Эчмиадзином обычно смотрят храм Звартноц, точнее его руины…

Как добраться

Маршрутка из Еревана: можно смело садиться на маршрутку (на центральном автовокзале Киликия), что едет до Эчмиадзина, только предупредите водителя, что вам нужно выйти у храма Звартноц. Стоимость 200 драм , 15 км в пути.

Маршрутка из Эчмиадзина: садимся на ту же самую маршрутку, на какой приехали, буквально 5 минут и вы на месте. Стоимость проезда символические 100 драм (водитель может и бесплатно подкинуть). Развалины храма видны с дороги, не пропустите.

Такси: из Еревана стоимость такси будет примерно такой же, как до Эчмиадзина, т.е. от 2000 драм.

Сколько стоит

Мы прошли бесплатно, но некоторые путешественники говорят, что стоимость билета 1000 драм , далее 300 метров по прямой и широкой дороге и вы у храма Звартноц.

Время работы

  • Вторник-суббота: с 10:00 до 17:30
  • Воскресенье: с 10:00 до 15:00
  • Понедельник: выходной

Что посмотреть

Звартноц представляет из себя, на сегодняшний момент, развалины храма «Бдящих сил» , которые находятся совсем недалеко от Эчмиадзина, а точнее близ аэропорта Звартноц.

1. Руины самого храма Звартноц,отдаленно напоминают римские постройки. На секунду даже забываешь, что находишься в Армении, а не где-нибудь в Тунисе. Построен храм в VII веке, а в X он рухнул из-за просчетов архитектора.

2. В музее можно посмотреть то, что сохранилось от храма и представляет большую ценность.

3. Недалеко от храма где-то есть еще такие же развалины дворца Нерсеса III и древней винодельни.

4. Очень долго искала солнечные часы, которые были указаны на карте под №13, прошерстили все что можно, но часы так и не нашлись. Если среди вас есть те, кто оказался более зрячим, поделитесь пожалуйста.

Может, когда-то храм Звартноц был чудом зодчества, но сейчас не впечатляет, ни капли. Сюда можно заехать, только если вы располагаете лишним временем, как в нашем случае.

Вернувшись в Ереван, первым делом, мы забрали наш большой рюкзак, а дальше в оставшееся время еще немного прогулялись по Еревану, полюбовались на черных лебедей, повторно заглянули к Большому Каскаду, а потом направились на поезд до .

При посадке в вагон нас встретил уже знакомый нам проводник. Лично я слишком устала, чтобы удивляться. Он тоже нас узнал, даже паспорта проверять не стал. А на просьбу моего друга, выдать нам постельное белье, не спорил. Вагон оказался практически пустым. Любопытно, в одном месте собрались люди разных национальностей: за стеной справа смеялись немцы, слева были иранцы, мы русские, в начале вагона сидели кучкой поляки, это не считая грузин и армян. В этом что-то было. Я даже не заметила, как мы пересекли границу.

Немного грустно было прощаться с Арменией. Если у вас будет возможность, посетите эту страну, я уверена вам понравится не только природа и достопримечательности, но и сами люди.

1. В 301 году Армения стала первым христианским государством. Крестом и мечом. Григорий Просветитель и царь Традат III.


2. В честь этого события возвели церковь и назвали Эчмиадзин, что по-армянски означает «место сошествия Единорожденного». Сам Христос указал место, где Григорий Просветитель должен построить церковь.


3. Главный вход в Эчмиадзин, словно алтарь под открытым небом.


4. С 1441 года Эчмиадзин становится резиденцией армянских Католикосов.


5. "Каталикос" - значит "вселенский".


6. Распространению христианства Армения обязана Григорию Просветителю, который в местах крещения народа устанавливал деревянные кресты – давая знать, что сей народ, есть Христова паства.


7. Но дерево быстро разрушалось, так появились – хачкары.


8. Хачкар – дословно крест-камень.


9. За свою долгую историю армяне в совершенстве освоили обработку камня.


10. Кафедральный собор. На этом месте стояла первая церковь построенная Григорием Просветителем.


11. Кафедральный собор. Здесь находятся могилы двенадцати армянских Католикосов, которые возглавляли Армянскую Церковь в течение последних 200 лет.


12. Кафедральный собор.


13. Кафедральный собор.


14. Кафедральный собор.


15. Ворота Трдата III. Ворота многократно перестраивались, но в их основании сохранились каменные блоки IV века. Здесь находился дворец армянских царей. Сейчас за воротами Трдата III - резиденция Католикоса всех армян.


16. Сегодня Эчмиадзин - духовный центр Армянской апостольской церкви.


17. Хачкар в память о жертвах геноцида армян 1915 г.



19. Хачкар XVI в.


20. Хачкар 996 года из мыса Норатус.


21. Стены в армянских храмах украшают не иконы, а картины.


22. Службу в армянских храмах сопровождает орган.


23. Крестятся армяне слева направо, как католики, но тремя перстами, как православные.


24. Обряд крещения длится около часа. У армян есть только крестные отцы, крестных матерей нет.


25. Книгохранилище в Эчмиадзине.


26. Вдали церковь св. Гаяне. Традат III будучи еще язычником приказал казнить трех женщин-христианок. После исцеления Григорием Просветителем Традат III встал на истинный путь и раскаялся в содеянном. Все женщины-христианки были причислены к святым и в честь их были освящены три церкви – церковь св. Рипсиме (618 г.), церковь св. Гаяне (630 г.), церковь св. Шокагат (1694).


27. Современный хачкар.


28. Хачкары повсюду. Говорят их в Армении около 5000.


29. В 2001 г. Папа Иоанн Павел II привез в Армению мощи первого армянского Католикоса Григория Просветителя.


30. Пятьсот лет мощи Святого Григория Просветителя хранились в Неаполе, а сейчас находятся в кафедральном соборе Эчмиадзина.


31. В Эчмиадзине хранится множество реликвий: фрагмент Ноева Ковчега; коленная чашечка Иоанна Крестителя; частица Древа Креста, на котором был распят Иисус, фрагмент тернового венца Спасителя;


32. Главная реликвия Эчмиадзина - копье, которым римский сотник Лонгин пронзил ребро Христа.

Географическая энциклопедия

ЭЧМИАДЗИН - (до 1945 Вагаршапат), город в Армении, в 15 км от железнодорожной станции Эчмиадзин. 60,5 тыс. жителей. Машиностроение, химическая, пищевкусовая промышленность. Краеведческий музей, филиал армянской государственной картинной галереи, Дом музей… … Современная энциклопедия

ЭЧМИАДЗИН - (до 1945 Вагаршапат) город в Армении, в 15 км от ж. д. ст. Эчмиадзин. 60,5 тыс. жителей (1989). Машиностроение, химическая, пищевкусовая промышленность. Краеведческий музей, филиал Армянской государственной картинной галереи. Дом музей И. М.… … Большой Энциклопедический словарь

Эчмиадзин - (до 1945 Вагаршапат), город в Армянской ССР. Известен со II в. до н. э. Исторический центр армянской апостольской церкви. Собор (303, перестроен в V и VII вв.) с колокольней (1653 58) и ризницей (1869). В соборе фрески (конца XVII XVIII… … Художественная энциклопедия

эчмиадзин - сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Эчмиадзин - (до 1945 Вагаршапат), город в Армении, в 15 км от железнодорожной станции Эчмиадзин. 60,5 тыс. жителей (1989). Машиностроение, химическая, пищевкусовая промышленность. Краеведческий музей, филиал Армянской государственной картинной галереи, Дом… … Энциклопедический словарь

Эчмиадзин - (до 1945 Вагаршапат) город республиканского подчинения, центр Эчмиадзинского района Армянской ССР, на Араратской равнине, в 15 км от ж. д. ст. Эчмиадзин и в 20 км от Еревана. 37 тыс. жителей (1974). В Э. заводы пластмасс, бытовых… … Большая советская энциклопедия

Эчмиадзин - город в Армении. Со 11 го в. до н.э. существовал город Варкесован; название произошло от личного имени и армянского аван – «селение». В 140 х годах царь Варгашак окружил селение стенами и назвал по своему имени Вагаршапат – «город Вагарша» (иран … Топонимический словарь Кавказа

ЭЧМИАДЗИН - монастырь вблизи Еревана, являющийся историч. центром армяно григориан. церкви. В нем расположены резиденция патриарха католикоса, патриарший кафедральный собор (построен в 303), духовная академия и семинария, а также ряд др. учреждений. Здесь же … Атеистический словарь

Эчмиадзин - город, Армения. Со II в. до н. э. существовал город Вардкесаван; название от личного имени и арм. аван селение. В 140 х гг. царь Вагар шак окружил селение стенами и назвал по своему имени Вагаршапат город Вагарша (иран. апат, абад селение, город … Топонимический словарь

Книги

  • История армянской церкви (до XIX века) , Аннинский Александр. Репринт с издания. Кишинев, тип. М. Я. Спивака, 1900. Оглавление: Армяне пред принятием христианства; Обращение армян в христианство и устроение армянской церкви; Армянская церковь при первых… Купить за 903 руб
  • Ереван. Гарни. Гегард. Эчмиадзин. Аштарак , А. Григорян, А. Степанян. Книга посвящена архитектурно-художественным памятника Еревана и близлежащим к нему архитектурным комплексам. Хронологически охватывается материал глубокой древности (Эребуни), античности…

Эчмиадзин это не город и вы не найдете его на картах, потому что как и ранее, так и сейчас, город, где находится монастырь и собор Эчмиадзин, вернул себе историческое название Вагаршапат. Эчмиадзин называют армянским Ватиканом, по принципу того, что именно здесь находится и католикосос и сама резиденция католикоса всех армян. И сюда нужно приехать хотя бы раз в жизни каждому армянину, пусть даже он живет в другой стране.

Я вот никак не чувствую внутри то, что тянет людей в такие святые места. Меня не пробрало на Валааме, хотя весь катер был в благости после, меня в нашем Храме Христа Спасителя тоже никак не задело. А вот в Санаине, например, да, мне было очень хорошо. Но как говорят священослужители, не за наркотиком в виде благости в церковь приходишь. Поэтому люди едут в Эчмиадзин чтоб отдать долг или благодарность Богу и церкви, что это все бережет.

Эчмиадзин был основан в 303 году, а христианство Армения приняла в 301 году. И как я уже говорила, армянская церковь апостольская. Отсюда различия с нашей, как в обрядах, так и в датах празднований некоторых церковных событий.

Сам собор, частично был на реконструкции, а, точнее сказать, раз это главный собор страны, то он все время ремонтируется и реконструируется.

И мне не сразу захотелось зайти внутрь. Поэтому я долго кружила по территории монастырского комплекса. Да, тут приятно погулять, посидеть на лавочках. Тут, пожалуй, самые идеальные газоны и разнообразные клумбы во всей стране.

И здесь очень много людей на территории. Прям как в парке. На монастырь ну никак не похоже по внешнему виду и ощущениям. Ну какой-то праздник, а не та мрачность черных туфовых старых церквей и монастырей.

Есть вот даже тут скульптура Месроп Маштоца, основателя армянского алфавита. Хотя здесь нет такой связи церковь-развитие письменности, как это было на Руси. Кстати, это самый известный вид или поза Месропа и все армянские дети на уроках рисования рисуют его именно таким.

На территории Эчмиадзина есть старые хачкары. И не просто старые, а очень красивые, с тонкой искусной резьбой.

Хачкар 13 века.

В молодом храме на территории Эчмиадзина мы попали на крещение. Что странно, ну кроме крестного отца и еще одного молодого члена семьи, на обряде были одни женщины.

Когда все закончилось они подошли к нам и подарили фигурку ангелочка. А церковь эта новая такая светлая, светлый туф и обилие света очень сильно ее отличают от традиционных армянских храмов.

Здесь так же как и везде, место для свечей в одном месте. Бог слышит и знает, за здравие или за упокой.

Каменный орел и голубь.

Нагулявшись вокруг и около гравного храма мы пошли внутрь. Фотографировать там нельзя. В сети куча фотографий внутри храма, но мне не удалось сделать снимков, служки на чеку. Вот только резной потолок на входе. О том как богато и золочено внутри можете догадаться сами) Но храм Эчмиадзин очень отличается от того, что я видела в Армении до и после него. Главный армянский храм и этим все сказано.

На территории монастыря есть, если можно так сказать, экспозиция, где на фото представлены все главные армянские монастыри. Я поняла, что в этой поездке мы и половины не увидели.

На окраине есть старое кладбище. И упирается оно в монастырь святой Гаяне. Мы туда не дошли, а над было бы. Гаяне одна из первых мучениц, погибших за становление христианской веры в Армении.

Почти все церкви в Вагаршапате посвящены женщинам мученицам. В Армении вообще существовал культ женщины до принятия христианства. И город Вагаршапат был центром почитания богини плодородия Анаит.

На территории Эчмиадзина много закрытой территории. Как в здания, вроде бы можно войти, а на самом деле нельзя. Так и заборчиками много огорожено. Ну и сам дом, в котором живет католикос, он тоже, конечно же, отгорожен. Но погулять тут есть где, места много. Так что если у вас есть желание побывать в Эчмиадзине и вы испытываете некую тягу к таким местам, вам точно стоит включить его в свой маршрут по Армении.

У каждого народа есть свои духовные святыни, то, что сплачивает нацию. Для армян огромное значение имеет монастырь Вагаршапат. В этой статье мы раскроем его непростую историю. Многие монастыри Армении могут похвастаться почтенным возрастом. Но кафедральный собор этой обители считается древнейшим сакральным христианским сооружением на территории страны. К тому же в монастыре хранится сразу несколько бесценных святынь. Во-первых, это частичка ковчега, который построил Ной, чтобы спасти некоторые образчики фауны от Во-вторых, в обители Вагаршапат хранится копье, которым римский легионер пронзил грудь распятого Иисуса Христа. И наконец, третья реликвия - десницы святого Григория Просветителя. Эта монашеская обитель является престолом патриарха Армянской апостольской церкви. Поэтому в монастырь спешат не только туристы, но и верующие этой христианской конфессии. Здания святыни внесены в список ЮНЕСКО как объект всемирного достояния человечества.

Где же находится престол католикоса - верховного армянского патриарха? Монашеская обитель, которую чаще называют святым городом, расположена на Араратской равнине, в Армавирской области. От Еревана добраться до Эчмиадзина не составляет никаких проблем. Ведь это место святое для жителей страны. Как для римских католиков первостепенное значение имеет в Ватикане, так для армян главную роль в христианском самосознании играет Эчмиадзинская обитель. Но поездом добираться до монастыря неудобно: он расположен в пятнадцати километрах от железнодорожной станции. Автобусное сообщение будет оптимальным вариантом. Город Вагаршапат (Армения), посреди которого находится монастырь, лежит всего лишь в двадцати пяти километрах от Еревана. И все маршрутки, как правило, следуют до этой обители. Монастырь занимает огромную территорию, так что не заметить его или проехать мимо просто невозможно.

Путаница с названиями

Нередко можно слышать, что Вагаршапат называют Эчмиадзинским монастырем. Создается впечатление, что второе имя святая обитель получила по городу, в центре которого она расположена. Но это не так. Настоящее название монастыря - Эчмиадзин. В переводе с армянского оно значит «сошествие Единородного» (то есть Иисуса Христа). Дело в том, что обитель основал Григорий Лусаворич - первый католикос армян. Во сне он увидел, как сын Божий ударил золотым молотом об землю, указав тем самым место заложения первого камня под сооружение монастыря. Но еще прежде, в шестом столетии языческий князь Вардгес построил здесь крупное поселение. Во втором веке после Рождества Христова оно превратилось в город. При царствовании Вагаршака Первого (118-140 годы) это была столица Армении. Город носил имя царя - Вагаршапат. В советскую эпоху название изменили, но в 1992 году вернули. За обителью сохранилось имя близлежащего города. Поэтому и называют Эчмиадзинский монастырь «Вагаршапат». Хотя античный город располагался чуть поодаль, на левом берегу Кассах.

История Эчмиадзинского монастыря

По преданию, первый кафедральный собор в Вагаршапате (да и всей Армении) был заложен в 303 году, когда христианство стало государственной религией в крае. Построил его царь Трдат III. Об этом существует очень красивая легенда, не имеющая, впрочем, никакого исторического подтверждения. От преследований императора Диоклетиана из Рима в Армению бежали тридцать восемь прекрасных дев. И была среди них Рипсимэ, которая была краше других. Трдат захотел сделать ее своей женой. Но Рипсимэ дала обеты посвятить себя Богу. И тогда царь, впав в аффект, приказал убить всех 38 девушек. Исцелить Трдата от безумия сумел только святой Григорий Просветитель. Царь принял христианство, сделал своего духовного лекаря первым католикосом и построил неподалеку от дворца Эчмиадзинский монастырь и собор. Однако это вовсе не то здание, которое мы видим сегодня. Первоначально храм был деревянным. Каменным он стал лишь в пятом столетии.

Планировка обители

Главным ядром был и остается Теперешний вид он принял в 618 году, при католикосе Нерсесе III Строителе, когда первоначальная базилика сменилась крестово-купольным храмом. Также в Эчмиадзинский монастырь входят трапезная, церковь Шокагат и ворота царя Трдата (17-й век), старые (18-й век) и новые (ХХ в.) покои католикоса, Духовная академия (начало ХХ в), странноприимный дом «Казарапат» (18-е столетие). Есть на территории обители еще одно древнее здание. Это церкви Рипсимэ и Гаянэ. Они были возведены в седьмом веке, а перестроены в 1652 году. Колокольней собор обзавелся в середине семнадцатого столетия, а ризницей - в 1870 году.

Культурная ценность обители

В кафедральном соборе сохранились фрески, написанные Овнатаном Нагашем и его внуком Натаном на рубеже семнадцатого и восемнадцатого веков. В одном из нефов храма функционирует музей средневекового декоративно-прикладного искусства (создан в 1955 году). К сожалению, обитель неоднократно страдала от нашествий. В начале XIX столетия Эчмиадзинский монастырь (Армения) стал местом битвы в ходе русско-персидской войны. Из-за этого город Вагаршапат был буквально стерт с лица земли. Первые фотографии еще зафиксировали обитель, одиноко возвышающуюся посреди пустыни. Внутреннее убранство церквей не такое богатое, как мы привыкли видеть в православных храмах. Ведь Армянская церковь впитала в себя многое от католической обрядности. Стены украшают картины, а не иконы, литургию сопровождает органная музыка.

Сакральная ценность обители

Эчмиадзинский монастырь - это престол Католикоса. Первосвященники жили в обители с момента ее основания до 484-го и после 1441 года. Присутствие католикоса всех армян придает этому месту особый ореол. Но Сурб Эчмиадзин является также хранилищем бесценных реликвий. Здесь можно увидеть мощи Иоанна Предтечи, Стефана Первомученика, апостолов Андрея Первозванного, Варфоломея, Фомы и Фаддея. Особым почитанием окружены частицы Ноева ковчега, копья Гегарда, Пречестного Креста Христова и его тернового венца. В религиозные праздники в Эчмиадзинский монастырь стекаются паломники даже из-за рубежа.

Что нужно увидеть туристу?

Обязательно стоит посетить музей. В нем хранятся подарки, которые в разные годы преподносили католикосам: одеяния, золотые и серебряные сосуды, кресты и прочая Если у вас крепкие нервы, загляните в церковь Святой Гаянэ. При этом храме имеется специальная бойня, где мясник закалывает животных - баранов, бычков или петухов, которых приносят в жертву. Этот обряд, который называется матах, производится при крещении ребенка (ему на лбу рисуют крест кровью). Многие христиане называют это пережитком древнего язычества. Но армяне совершают матах во здравие или за упокой души умершего. И для этого едут в Эчмиадзинский монастырь. Армения может похвалиться еще одной святыней, совсем рядом со знаменитой обителью. Это Звартноц, или храм Бдящих Сил, построенный в седьмом веке. В Х столетии он разрушился из-за ошибки в расчетах зодчих.


Close